Научная статья на тему 'Владимир соловьёв и культурные гнезда России'

Владимир соловьёв и культурные гнезда России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
49
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир соловьёв и культурные гнезда России»

М.В. Максимов. Владимир Соловьёв и культурные гнезда России

141

УДК 130.2(47) КУЛЬТУРНЫЕ ГНЕЗДА РОССИИ

ББК 71.0(2)

М.В. МАКСИМОВ

Ивановский государственный энергетический университет

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ И КУЛЬТУРНЫЕ ГНЕЗДА РОССИИ

В 2010 г. Российский научно-образовательный центр исследований наследия В.С. Соловьёва начал реализацию проекта «Культурные гнезда России». Смысл начинания состоит в том, чтобы содействовать процессам интеграции культурных и интеллектуальных очагов, возникших в дореволюционной России и активно формировавших ее культурное пространство. Н.К. Пиксанов1 называл эти очаги «культурными гнездами», разбросанными по просторам России и определявшими культурный облик российской провинции. Это - центры художественной, философской, интеллектуальной жизни, связанные с жизнью и творчеством выдающихся деятелей отечественной культуры.

Подчеркивая общенациональное значение «культурных гнезд российской провинции», Н. К. Пиксанов писал: «Та централизация, которая так заметна в политической русской истории, сказалась и на истории русского искусства и русской литературы, больше того, она обнаружилась и в русской исторической мысли. Подчиняясь централистским тенденциям, наша историческая мысль под новой русской культурой и литературой разумеет собственно культуру и литературу столичную, не учитывая, просто забывая, областную... В движениях и поворотах «русской», т.е. общерусской, столичной литературы мы многого не поймем, если не изучим областных культурных гнезд»2.

Трагический ХХ век, нанеся разрушительные удары по русской культуре, разорвал её пространство, нарушил естественные и органичные связи, некогда существовавшие между «культурными гнездами», а порой и вовсе стер их с лица земли. Однако даже то, что сохранено преимущественно усилиями энтузиастов, обладает колоссальным потенциалом, способно и сегодня оказывать огромное позитивное воздействие на возрождение традиций и формирование пространства духовной культуры России. Сегодняшняя задача - ясная и назревшая - всемерно поддерживать эти центры, знакомить с их деятельностью, возрождать и развивать между ними творческие и научные связи.

Из этих соображений мы исходили, задумывая проект «Культурные гнезда России». Он органично связан со всей деятельностью Соловьёвского семинара. Ведь именно В.С. Соловьёв - тот мыслитель, чья философия собрала в единый пучок русскую мысль и дала направление ее развитию вот уже на второе столетие. Вовсе не формально звучит определение «Соловьёв - ключевая фигура русской культуры конца XIX - начала ХХ веков». Прочными нитями он связан со всеми ее творцами.

Среди них - Василий Васильевич Розанов и о. Павел Александрович Флоренский, давшие начало становлению на Костромской земле удивительного культурного гнезда. Таковым по праву можно назвать Межрегиональный научный

142

Соловьёвские исследования. Выпуск 2(26) 2010

центр по изучению и сохранению творческого наследия В.В. Розанова и священника П.А. Флоренского.

2 апреля 2010 г. в Ивановском государственном энергетическом университете состоялась встреча ивановской вузовской общественности с директором Центра, заведующей кафедрой теории и истории культур Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, доктором культурологии, профессором Ириной Анатольевной Едошиной. Ниже мы публикуем текст ее выступления.

1 Пиксанов Н.К. Два века русской литературы. М., 1923; Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведный семинар. М.; Л., 1928.

2 Пиксанов Н. К. Два века... С. 8-10.

Освещается вопрос создания на базе Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова научного центра В.В. Розанова и П.А. Флоренского и журнала «Энтелехия», посвященных изучению жизни и творчества философов, указываются основные этапы в развитии на протяжении 10 лет.

The article tells us about the process of creation of VV Rozanov and P. A. Florensky scientific center and magazine «Entelechiya», devoted to their life and works studying, on the basis of Kostroma state university named after N.A. Nekrasov. The main points of the development during ten years are mentioned.

Ключевые слова: научный центр, Розанов, Флоренский, журнал «Энтелехия», культура, философия, филология, искусство.

Key words: scientific centre, Rozanov, Florensky, magazine «Entelechiya», culture, Philosophy, Philology, art.

Сегодня писатель и мыслитель Василий Васильевич Розанов и священник Павел Александрович Флоренский, можно сказать, прочно и, хочется верить, что навсегда, «вернулись» в родные пенаты - на костромскую землю. А начиналось это «возвращение» давно, теперь уже в прошлом веке.

В 1992 году в Костроме местным отделением Всероссийского фонда культуры и Российского философского общества была организована и проведена религиозно-философская конференция с внешне незатейливым названием -«П.А. Флоренский. В.В. Розанов» (25-27 мая). Но главное заключалось, конечно, не в том, как было именовано научное собрание. В данном случае сущностными были именно имена, которые вдруг проступили сквозь все советские отвержения и поношения и оказались (внешне неожиданно) в высшей степени

Примечания

УДК 130.2(47) ББК 71.0(2)

И.А. ЕДОШИНА

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

«ВЯЗАНИЕ ЧУЛКА» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ЦЕНТРА В КОСТРОМЕ И ЖУРНАЛЕ «ЭНТЕЛЕХИЯ»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.