Научная статья на тему '«Вязание чулка» отечественной культуры (о деятельности научного центра в Костроме и журнале «Энтелехия»)'

«Вязание чулка» отечественной культуры (о деятельности научного центра в Костроме и журнале «Энтелехия») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
206
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ЦЕНТР / РОЗАНОВ / ФЛОРЕНСКИЙ / ЖУРНАЛ "ЭНТЕЛЕХИЯ" / КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОЛОГИЯ / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Едошина Ирина Анатольевна

Освещается вопроссоздания на базе Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова научного центра В.В. Розанова и П.А. Флоренского и журнала «Энтелехия», посвященных изучению жизни и творчества философов, указываются основные этапы в развитии на протяжении 10 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Вязание чулка» отечественной культуры (о деятельности научного центра в Костроме и журнале «Энтелехия»)»

центр по изучению и сохранению творческого наследия В.В. Розанова и священника П.А. Флоренского.

2 апреля 2010 г. в Ивановском государственном энергетическом университете состоялась встреча ивановской вузовской общественности с директором Центра, заведующей кафедрой теории и истории культур Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, доктором культурологии, профессором Ириной Анатольевной Едошиной. Ниже мы публикуем текст ее выступления.

1 Пиксанов Н.К. Два века русской литературы. М., 1923; Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведный семинар. М.; Л., 1928.

2 Пиксанов Н. К. Два века... С. 8-10.

Освещается вопрос создания на базе Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова научного центра В.В. Розанова и П.А. Флоренского и журнала «Энтелехия», посвященных изучению жизни и творчества философов, указываются основные этапы в развитии на протяжении 10 лет.

The article tells us about the process of creation of VV Rozanov and P. A. Florensky scientific center and magazine «Entelechiya», devoted to their life and works studying, on the basis of Kostroma state university named after N.A. Nekrasov. The main points of the development during ten years are mentioned.

Ключевые слова: научный центр, Розанов, Флоренский, журнал «Энтелехия», культура, философия, филология, искусство.

Key words: scientific centre, Rozanov, Florensky, magazine «Entelechiya», culture, Philosophy, Philology, art.

Сегодня писатель и мыслитель Василий Васильевич Розанов и священник Павел Александрович Флоренский, можно сказать, прочно и, хочется верить, что навсегда, «вернулись» в родные пенаты - на костромскую землю. А начиналось это «возвращение» давно, теперь уже в прошлом веке.

В 1992 году в Костроме местным отделением Всероссийского фонда культуры и Российского философского общества была организована и проведена религиозно-философская конференция с внешне незатейливым названием -«П.А. Флоренский. В.В. Розанов» (25-27 мая). Но главное заключалось, конечно, не в том, как было именовано научное собрание. В данном случае сущностными были именно имена, которые вдруг проступили сквозь все советские отвержения и поношения и оказались (внешне неожиданно) в высшей степени

Примечания

УДК 130.2(47) ББК 71.0(2)

И.А. ЕДОШИНА

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

«ВЯЗАНИЕ ЧУЛКА» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ЦЕНТРА В КОСТРОМЕ И ЖУРНАЛЕ «ЭНТЕЛЕХИЯ»)

современными. Как писал А.П. Дурилов в предисловии к сборнику тезисов, вышедших по окончании конференции, «... обращение в столь трудные времена... к духовным свершениям предков есть свидетельство свободного, искреннего и бескорыстного движения души, ее инстинктивной жажды прозрения и выздоровления. Это свидетельство того, что нам еще не безразличны ни дело исторической правды и справедливости, ни понятия нравственного долга, национальной совести, чести и достоинства»1.

Конференция оказалась многолюдной, человек 200 - общее количество, много приезжих, в том числе из-за рубежа. Среди собравшихся были ученые, преподаватели вузов и школ, архивисты, краеведы, аспиранты, студенты и те, в ком история русской культуры находит живой отклик. Это была первая на костромской земле в постсоветской (в советской о подобном не могло быть и речи!) России конференция, посвященная Розанову (1856-1919) и священнику Павлу Флоренскому (1882-1937).

В Костроме конференция прошла по той причине, что оба «героя» связаны с костромской землей.

Розанов родился в г. Ветлуге Костромской губернии, в Костроме учился в классической мужской гимназии. Правда, Розанов Кострому не любил, называл ее дождливой. Оно и понятно. Здесь маленькому Розанову пришлось пережить все тяготы, постигшие семью: смерть любимой сестры, болезнь и смерть матери, тяжелый разлад в семье. Но как ни писал Розанов о своей нелюбви к Костроме, его тексты переполнены костромскими эпизодами (имена, памятники, храмы, здания, Волга и др.).

Священник Павел Флоренский по отцовской линии был связан с костромской землей. Во время обучения в Московской духовной академии он вместе с другом и сокурсником С.С. Троицким не раз приезжал в село Толпыгино Не-рехтского уезда Костромской губернии, где в церкви Воскресения Всесловуще-го прочитал свою первую проповедь; где ходил по ближайшим деревням и собирал частушки. В результате появится его книга «Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда»2.

В 1995 году, по-моему, впервые на костромскую землю приехал (проездом в Завражье) игумен Андроник (А.С. Трубачев), внук священника Павла Флоренского. Я тогда работала еще и на телевидении. Узнав (сугубо частным образом) о его приезде, я встретилась с отцом Андроником (А.С. Трубачевым) в тогда еще музее-заповеднике «Ипатьевский монастырь». Однако интервью, которое я записала, в эфир вышло только в новостном формате, то есть со всех сторон обстриженным. К сожалению, не сохранился исходный материал. В то время как-то не думалось, что наша встреча окажется исторической.

Зато исторической оказалась конференция, посвященная 80-летию со дня смерти В.В. Розанова, организованная костромским филиалом Российского фонда культуры в 1999 году. Конференция проходила в Литературном музее в центре города. Среди приехавших ученых были профессора А.Л. Налепин, П.В. Палиев-ский, Е.В. Иванова и др. Читались доклады, задавались вопросы, все как обычно. Но вот неожиданно С.С. Лесневский, известный московский издатель, литературный критик, человек, влюбленный в Кострому и, как он всякий раз повторяет, в

«прекрасных костромичек», в своем выступлении посетовал, что нет в Костроме такого места, где бы Розановым, Флоренским занялись всерьез, где бы занялись выпуском периодических изданий. Это предложение активно поддержали А.Л. Налепин и П.В. Палиевский. Так, впервые, пока очень абрисно стали намечаться контуры будущего центра и «чего-то еще» издательского плана.

Летом этого же года я поехала в Москву и в Российском фонде культуры, что тогда располагался на Гоголевском бульваре 6, встретилась с Алексеем Леонидовичем Налепиным и Петром Васильевичем Палиевским.

Наверное, следует пояснить, почему именно к ним. И суть заключается не только в том, что оба являются известными учеными, хотя и в этом, конечно, тоже. А.Л. Налепин подготовил и издал в 1990 году избранные статьи и письма Розанова. П.В. Палиевский принимал участие в знаменитой конференции в Бер-гамо (Италия), где прочитал доклад о Розанове и Флоренском, этот доклад лег в основу концептуальной статьи «Розанов и Флоренский»3.

Мне и по сю пору трудно объяснить, почему они мне (или в меня) поверили, фактически совсем не зная. Но поверили, и я им обоим искренне благодарна. По их совету, решено было издавать журнал, над названием которого договорились думать каждый порознь, а потом объединить наши усилия. Они же познакомили меня с московскими розановедами: с кем-то лично, дали телефоны. Начиналось-то все с Розанова. Фактически материалами для первого номера журнала меня снабдили именно Петр Васильевич и Алексей Леонидович. Потому «пирожок» наш, хотя и первый, но вовсе не был комом. А названия все еще не сочинилось.

Когда я вернулась в Кострому, то опять вспомнила слова Станислава Стефановича Лесневского на предмет создания «какого-нибудь» центра. Созвала коллег, которым имена Розанова и Флоренского не были чужды, и решили мы обратиться сначала к ректору Н.М. Рассадину, а через него и вместе с ним - к губернатору Костромской области В.А. Шершунову с просьбой о создании на базе Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова Межрегионального научного центра по изучению и сохранению творческого наследия В.В. Розанова и священника П.А. Флоренского и участия в софинансировании деятельности центра. Далее последовало составление целого ряда документов, в чем неоценимую помощь оказал доцент Е.А. Чугунов, который в настоящее время работает зам. начальника департамента культуры администрации Костромской области. Наконец, в начале мая 2000 года все документы были согласованы, подписаны. В итоге губернатором Костромской области В.А. Шершуновым было подписано постановление о создании центра, датируемое 5 мая 2000 г. Розановым как-то была обронена мысль о плодотворности сотрудничества чиновников с творческими людьми. Наш случай был ярким тому подтверждением.

Так появился наш центр (полное название - Межрегиональный научный центр по изучению и сохранению творческого наследия В.В. Розанова и священника П.А. Флоренского), представление которого прошло в конце мая этого же года на розановской конференции, впервые нами организованной и проведенной. Ваш покорный слуга стала директором, а мне помогали Е.А. Чугунов и В.А. Бондарев, преподаватели нашей кафедры теории и истории культуры. Вечерами, после работы, мы писали необходимые документы, разрабатывали

основные направления в деятельности центра, а летом (замечу, во время отпуска) «на троих» засели за журнал, который все еще не имел названия.

Проблема с названием была весьма серьезной. Изначально было задумано издавать журнал, нечетные номера которого связаны с Розановым, а четные - с отцом Павлом. Мы следовали за известным изданием журнала, посвященного М.М. Бахтину. Уникальность нашей задумки заключалась в том, что именные номера не ограничивались только Розановым и отцом Павлом, включая обширный историко-культурный контекст, фокусирующийся вокруг творческих исканий мыслителей. Розановым открывались по той причине, что с него все началось.

Но как объединить под одним названием столь разных между собой мыслителей? Эта проблема казалась неразрешимой. Тогда я подумала, а что если поискать в текстах самих героев будущего журнала? Читала то одного, то другого, но все безрезультатно. В голове же неотступно звучали слова отца Павла о сущностной значимости названия.

По его мнению, «обложка журнала должна в каком-то отношении органически входить в книжку журнала как цельное произведение книжного искусства», «обложке надлежит быть семенем журнала», «в ней созерцательно предстоит духовная форма журнала со всем его многоразличным содержанием»4.

Почти что безнадежно раскрыв в очередной раз Розанова, я буквально наткнулась на фрагмент из «Апокалипсиса нашего времени»:

Тогда войдя к друзьям, бывшим у меня в гостях, Каптереву и Флоренскому, естественнику и священнику, я спросил их:

Господа, в гусенице, куколке и бабочке - которое же я их?

Т.е. «я» как бы одна буква, одно сияние, один луч.

«Я» и «точка» и «ничего».

Каптерев молчал. Флоренский же, подумав, сказал: «Конечно, бабочка есть энтелехия гусеницы и куколки».

«Энтелехия» есть термин Аристотеля, и - один из знаменитейших терминов, им самим придуманный и филологически составленный. Один средневековый схоласт прозакладывал черту душу, только чтобы хотя в сновидении он объяснил ему, что в точности Аристотель разумел под «энтелехиею». Но, между прочим и другим, у Аристотеля есть выражение, что «душа есть энтелехия тела». Тогда сразу определилось для меня - из ответа Флоренского (да и что иначе мог ответить Флоренский, как не - это именно?), что «бабочка» есть на самом деле, тайно и метафизически, душа гусеницы и куколки.

Так произошло это, космогонически-потрясающее открытие5. Вот так и появилось «простенькое» название нашего журнала, апеллирующее к становлению и одновременно постоянному возвращению к генезису, к тому началу русской культуры, которое неразрывно связано с ее целостным пониманием. Однако подобное название требовало и соответствующей обложки. Здесь неоценимую помощь оказал костромской художник Сергей Джерин, автор великолепных гобеленов, отражающих философский склад ума их автора. Наши совместные поиски обернулись удачей.

Холодный и одновременно несколько размытый цвет обложки явственно свидетельствовал о прозрачности границы между миром чувственным и сверх-

чувственным, а словно проступающие буквы текста из «Апокалипсиса...» Розанова текли своим чередом, подобно жизни. На этом фоне ярко выделенное название журнала «Энтелехия» являло реальное воплощение того, что в мыслях не имело формы. Для ясности нашей задумки на обороте обложки был воспроизведен тот самый фрагмент, который дал название журналу.

Кстати, именно Сергей Джерин придумал решение помещения (корп. В, ауд. № 5), где изначально располагался центр. Цветовая гамма органично вторила общему тону обложки благодаря натянутой на рамки ткани. Такими рамками были закрыты полторы стены. Специально для нашего центра художник выполнил восемь небольших гобеленов, которые прекрасно вписались в пространство натянутой ткани. Непрезентабельные окна мы закрыли шторами до пола. Черного цвета стенка и столы придавали комнате строгий, без излишеств, почти графический облик. Страшненький пол «спрятался» под ковролином, несколько темнее, чем стены. Все было приобретено под какие-то немыслимые взаимозачеты конца 90-х годов прошлого века. Получилось почти сказочное помещение, ничего похожего в нашем университете тогда не было. Все, кто приходил, ахали. А я с особым удовольствием встречала в ней гостей, коих перебывало великое множество. Причем самого разного общественного статуса, как местного, так и общероссийского. Помимо вашего покорного слуги и художника, в сотворении места для центра принимали участие: доценты Н.К. Кашина, Е.А. Чугунов, преподаватели В.А. Бондарев, Е.И. Кашин, зав. кабинетом Н.Б. Рачкова, аспиранты кафедры теории и истории культуры.

К сожалению, 5 лет тому назад (ровно в год пятилетия центра!) нас из этой аудитории попросили, поскольку она понадобилась факультету экономики. Что мы, нищие (в материальном смысле) гуманитарии, могли противопоставить богатому во всех смыслах факультету? Конечно, ничего. Потому мои попытки (наверное, в глазах «победителей» жалкие и смешные) отстоять помещение центра не увенчались успехом. Мы перебрались на второй этаж, а наше прежнее помещение разломали. Забирая в очередной раз остатки нехитрого (в основном бумажного) скарба, я с тоской наблюдала, как наше детище превращалось в руины. Что там обустроил факультет экономики, не знаю. Ни на секунду не сомневаюсь в «полезности» использования нашей бывшей аудитории. Только такого рода «полезность» всегда имеет обратную сторону, смысл которой давным-давно определен в классической литературе. Например, в знаменитой поэме А.К. Толстого «Порой веселой мая.»:

Здесь рай с тобою сущий! Воистину все лепо! Но этот сад цветущий Засеют скоро репой!

Как быть такой невзгоде! -Воскликнула невеста, -Ужели в огороде Для репы нету места?

А он: «Моя ты лада! Есть место репе, точно, Но сад испортить надо Затем, что он цветочный!» ....

Пророческие финальные строки поэмы А.К. Толстого полностью подтвердились историей, но, видимо, эти уроки не усваиваются.

К концу сентября 2000 года первый номер журнала был издан, и его презентация 4 октября этого же года прошла в Кадые, административном центре той самой земли, которую на протяжении 200 лет духовно окормляли «дьячки» Флоренские, предки отца Павла по отцовской линии. Кадый находится не так далеко от села Матвеево Парфеньевского района, откуда родом был отец Розанова. Так имена Розанова и Флоренского провиденциально вновь соединились на костромской земле. Не случайно в свое время священник П.А. Флоренский писал Розанову: «Наше сходство: это острая, до боли, любовь к конкретному, к сочному и, скажу определенно, к корню - к корню личности, истории, бытия, знания. Думается, что эта любовь - костромская, ибо нет во всей России, а может быть, и на земном шаре, никого более коренного по вкусам, по укладу, по организации души, чем костромичи»6.

В презентации приняли участие губернатор Костромской области В.А. Шер-шунов, зам. главы губернатора В.И. Виноградов, начальник департамента культуры костромской области Г.И. Иванова, глава Кадыйского района В.Г. Визгунов, председатель областной думы В.А. Бычков. От Костромской епархии - ректор духовной семинарии отец Геннадий (Гоголев). От Костромского государственного университета были ректор, профессор Н.М. Рассадин; директор центра, доцент И.А. Едошина; преподаватели Е.А. Чугунов, В.А. Бондарев. В речи губернатора подчеркивалась мысль о том, что без прошлого не может быть будущего, что российская провинция не забывает своих великих земляков, чему ярким свидетельством является журнал «Энтелехия».

В презентации приняли участие учителя и работники культуры Кадыйского, Парфеньевского, Островского, Чухломского, Мантуровского районов. Все они были отнюдь не в качестве «немотствующего большинства». Журнал изначально предполагал и просвещенческий аспект, приглашая к сотрудничеству учителей, которые бы знакомили своих подопечных с жизнью и творчеством Розанова и отца Павла; работников культуры, предлагая им страницы для обсуждения насущных проблем современной жизни в области формирования личности.

С того времени между центром и кадыйской землей завязались самые теплые творческие и дружеские связи. В результате уже в следующем году был открыт духовно-просветительский центр в селе Завражье Кадыйского района, который постепенно вырос в музей, посвященный священнику Павлу Флоренскому. Но об этом чуть позже.

По предложению профессора А.Л. Налепина, вице-президента Российского фонда культуры, вторая презентация журнала состоялась 9 октября 2000 года в Москве, где в свое время учились в университете и Розанов, и Флоренский. Вечер, посвященный выходу в свет первого номера журнала, прошел в Российс-

ком фонде культуры. Костромскую делегацию возглавлял губернатор Костромской области В.А. Шершунов, а вместе с ним приехали глава Кадыйского района В.Г. Визгунов; помощник зам. губернатора А.Г. Кирпичник; ректор Костромского государственного университета, профессор Н.М. Рассадин; директор центра, доцент И.А. Едошина; преподаватели Н.К. Кашина, В.А. Бондарев, Е.А. Чугунов, О.В. Бокова, А.П. Дурилов, Г.Ю. Волков и др. С нами приехала съемочная группа Костромской государственной российской телерадиокомпании во главе с главным редактором Г.Л. Зайцевой.

От Российского фонда культуры презентацию возглавил народный артист России Н.С. Михалков. Среди пришедших на встречу были ведущие ученые Москвы - профессор А.Н. Николюкин, исследователь и издатель собрания сочинений Розанова; В.Г. Сукач, комментатор и издатель Розанова; профессор П.В. Палиевский; игумен Андроник (А.С. Трубачев), исследователь и издатель сочинений священника Флоренского; профессор П.В. Флоренский; доцент С.М. Поло-винкин, исследователь, издатель и комментатор текстов отца Павла; профессор Ю.Б. Орлицкий, зам. директора ИМЛИ им. А.М. Горького РАН; профессор В.М. Гуминский и многие другие. Активное участие в вечере приняли представители костромского землячества в Москве.

Общей мыслью выступлений была поддержка начинания костромичей, высокая оценка первого номера, «столичного» по своему содержанию. В конце вечера был представлен фильм «Свеча его не гаснет.», посвященный отцу Павлу Флоренскому (производство КГТРК, автор И.А. Едошина). Все натурные съемки были сделаны в Завражье и Борисоглебском, что в нескольких верстах.

Так началась работа Межрегионального научного центра по изучению и сохранению творческого наследия В.В. Розанова и священника П.А. Флоренского.

При прямом участии центра в Костроме были организованы художественные выставки. В городской художественной галерее были представлены работы художницы Марии Люкшиной, главный герой которых - отец Павел Флоренский (октябрь 2005 г.). В выставочном зале «Автограф» - работы художника Владимира Максимова (июнь 2004 г.). Мотивы одного из его произведений украшают обложки книг Розанова «Уединенное» (М., 2002) и «Смертное» (М., 2004).

Изданы книги: «Василий Розанов в контексте культуры» (Кострома, 2000), «Незавершенная энтелехийность: Василий Розанов и отец Павел Флоренский в современной рефлексии» (Кострома, 2003). Обе под редакцией И.А. Едошиной. Кроме того, вышла монография И.А. Едошиной «Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы» (М.; Кострома, 2002), где значительное место уделено Розанову и Флоренскому. При непосредственном участии И.А. Едошиной вышла книга И.Х. Тлиф «"Корень рождения моего." (к истории рода В.В. Розанова)» (Кострома, 2005). В 2008 году в Москве году вышла брошюра И.А. Едо-шиной «Василий Розанов и земля костромская».

Успешно защищены в Ярославле и Кирове четыре кандидатские диссертации: «Творение мифа и интерпретация культурного героя: Розанов и Пушкин» (Е.В. Осминина, 2005), «Типология культуры П.А. Флоренского: теургический аспект» (А.Е. Громова, 2005), «Религиозные проекты в культуре Серебряного века и художественные формы их воплощения (Д.С. Мережковский и В.В. Розанов)»

(Ф.Т. Ахунзянова, 2006), «Биография как источник мифологизации В.В. Розановым пола и семьи» (Г.В. Зорина, 2006). Научным руководителем всех названных работ является профессор И.А. Едошина.

В рамках деятельности центра каждый год в мае и октябре проходят научные собрания. За время с 2000 по 2010 год проведено 20 международных и всероссийских научных конференций, посвященных жизни и творчеству В.В. Розанова и П.А. Флоренского; 8 межвузовских конференций в Костроме, 3 учебно-методических семинара в Кадые и Завражье, 5 конференции в Нерехте. Все они были посвящены разным аспектам жизни и творчества Розанова и отца Павла.

В работе конференций принимают участие ученые из Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова, Ярославля, Владимира, Казани, Петрозаводска, Тюмени, Твери, Ельца, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода, Астрахани, Сер-гиева Посада, Воронежа, Кирова и других городов России. Из Англии приезжает исследователь Адам Юр, пишущий диссертацию о Розанове, из США - диакон Сергий (Соколов), из Киева - Н.Г. Мозговая, Г.А. Поперечная, Б.К. Матюш-ко. Эта широкая география свидетельствует о том, что труды Розанова и священника Павла Флоренского актуальны и в наше время. Надо сказать, что ро-зановские собрания всегда бывают многолюднее по количеству участников, что, наверное, не должно вызывать удивления. Розанов издан значительными для наших дней тиражами, его больше читают.

Конференции - это счастливая возможность научного общения, особенно для тех, кто живет в небольшом городе и фактически лишен близкой научной среды. Во время конференции можно представить итоги своих размышлений и услышать компетентный отзыв, а вместе с тем и познакомиться с иными представлениями на предмет того, чем занимаешься сам. Наконец, конференции во всей силе представляют значимость живого звучащего слова автора. Огромные возможности такого слова высоко оценивали, например, Платон, Гердер и др. Написанное слово по сравнению со словом звучащим всегда оказывается более «плоским», более однозначным и даже, я бы сказала, каким-то механическим. Слово в потоке речи согрето теплом человеческого дыхания, выразительностью взгляда и жеста, то есть слово получает почти скульптурный облик. В современной речи подобное редко встречается, а на конференции каждый человек старается донести до слушателей свою мысль, придать ей более явственные очертания.

С 2000 года центром подготовлено и издано 20 номеров журнала «Энтелехия», среди авторов которых такие известные исследователи, как игумен Андроник (А.С. Трубачев), А.Н. Николюкин, В.Г. Сукач, С.М. Половинкин, В.А. Фатеев, В.В. Бычков, В.П. Визгин, С.С. Хоружий, В.А. Кошелев, А.Л. Налепин, П.В. Палиевский, В.П. Троицкий и др.

Как складывается содержание журналов? Всякий раз по-разному, но в основе обычно находятся материалы прошедшей конференции. Другую часть журнала составляют публикации, что придает каждому номеру особую ценность. Состав опубликованных материалов весьма разнообразен: это и статьи, и письма, и воспоминания, и фотографии и т.д. Все публикации в обязательном порядке сопровождаются комментариями.

В «Энтелехии» № 19 (2009 г.) дана роспись номеров журнала с 2000 по 2005 гг.7 Роспись содержит, помимо указания соответствующего номера журнала, автора, названия статьи и страниц помещенных материалов, указание всех имен, которые в них содержатся. И в ней обнаружите целый ряд известных ученых. Замечу, что несмотря на ваковский статус, ни с кого из авторов не берем никаких денег. Ведь писание статьи - труд, который должен быть оплачен. Увы, эту простую истину сегодня как-то позабыли. Мне как главному редактору, к сожалению, нечем платить авторам за их труд. Вот и получается вместо гонорара - журнал. Хотя бы так. В «Опавших листьях» Розанов писал:

Нужно хорошо «вязать чулок своей жизни», и - не помышлять об остальном. Остальное - в «Судьбе»: и все равно там мы ничего не сделаем, а свое («чулок») испортим (через отвлечение внимания).

Конференции, издание журнала «Энтелехия» и есть вязание своего чулка, за что искренняя наша благодарность писателю Василию Васильевичу Розанову и священнику Павлу Александровичу Флоренскому.

Примечания

1 Флоренский П.А. В.В. Розанов. Религиозно-философские чтения. Кострома, 1992. С. 3.

2 Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Кострома, 1909 (2-е изд. Кострома, 1912).

3 Литературная учеба. 1989. № 11. С. 111-115.

4 Флоренский П.А., свящ. Сочинения. В 4 т. Т. 2 / Под общ. ред. игумена Андроника (А.С. Тру-бачева). М.: Мысль, 1996. С. 527.

5 Розанов В.В. Собрание сочинений. Апокалипсис нашего времени / Под общ. ред. А.Н. Ни-колюкина. М.: Республика, 2000. С. 52.

6 Флоренский П.А., священник. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещание / Под общ. ред. игумена Андроника (А.С. Труба-чева). М., 1992. С. 280.

7 См. также: Едошина И.А. Василий Розанов и земля костромская. Кострома; Москва, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.