Научная статья на тему 'ВКЛАД РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК В ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ВКЛАД РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК В ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ / МОДЕЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛОЩАДКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабас А.А.

В статье представлена система работы ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» Челябинской области по комплексному сопровождению региональных инновационных площадок в системе общего образования Челябинской области по направлениям оценки качества образования, цифровизации и цифровой трансформации, механизмов управления качеством образования. Описано управление деятельностью региональных инновационных площадок в рамках целостного управленческого цикла. Представлены стратегии комплексного сопровождения региональных инновационных площадок. Определена координирующая роль Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в развертывании практической деятельности региональных инновационных площадок на стратегических площадках взаимодействия. Дана характеристика результатов инновационной деятельности школьных команд и показан их вклад в формирование и реализацию региональной политики в сфере оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барабас А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF REGIONAL INNOVATIONAL PLATFORMS IN FORMATION AND IMPLEMENTATION OF REGIONAL POLICY IN THE ELD OF EDUCATION QUALITY ASSESSMEN

The article presents a work system of the Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education of Chelyabinsk region for a complex support of regional innovational platforms in the general education system of the Chelyabinsk region in the directions of education quality assessment, digitalization and digital transformation, and education quality managing mechanisms. The article describes the activity management of regional innovational platforms within the framework of a holistic managing cycle. The strategies for complex support of regional innovational platforms are presented. The coordinating role of the Center for Continuous Improvement of Teachers' Professional Skills in the deployment of practical activities of regional innovational platforms on strategic platforms of interaction has been determined. The characteristics of school teams' innovational activities results are given and their contribution to the formation and implementation of regional policy in the eld of education quality assessment are shown

Текст научной работы на тему «ВКЛАД РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК В ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.26

ВКЛАД РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК В ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. Барабас

В статье представлена система работы ГБУ стратегии взаимодействия, стратегические ДПО «Региональный центр оценки качества и площадки взаимодействия (проектная, информатизации образования» Челябинской стажировочная, информационная, консульта-области по комплексному сопровождению ционная). региональных инновационных площадок в

системе общего образования Челябинской В условиях интенсивного развития единой области по направлениям оценки качества системы оценки качества образования обнов-образования, цифровизации и цифровой ление систем оценки качества образования трансформации, механизмов управления требует непрерывной и целенаправленной качеством образования. работы не только на уровне региона и муници-

Описано управление деятельностью регио- палитета, но и на уровне каждой образователь-нальных инновационных площадок в рамках ной организации [1, 2]. Комплексное сопро-целостного управленческого цикла. Представ- вождение такой деятельности осуществляет в лены стратегии комплексного сопровождения Челябинской области Региональный центр региональных инновационных площадок. оценки качества и информатизации образова-Определена координирующая роль Центра ния (далее - РЦОКИО), а выработка модель-непрерывного повышения профессионального ных управленческих решений на всех уровнях мастерства педагогических работников в управления качеством образования, по сути, развертывании практической деятельности является основным содержанием инновацион-региональных инновационных площадок на ной деятельности по направлениям оценки стратегических площадках взаимодействия. качества образования и информационной Дана характеристика результатов инновацион- политики.

ной деятельности школьных команд и показан В данном контексте региональные иннова-их вклад в формирование и реализацию регио- ционные площадки рассматриваются как нальной политики в сфере оценки качества ведущие субъекты выработки таких модель-образования. ных решений, их внедрения, распространения

и менторского сопровождения в практическом Ключевые слова: региональная политики в применении профессиональным сообщес-сфере оценки качества образования, регио- твом. На протяжении пяти последних лет нальная система оценки качества образова- выстраивалась система взаимодействия ния, инновационная деятельность в системе РЦОКИО с образовательными организациями общего образования, комплексное сопровож- - региональными инновационными площадка-дение инновационной деятельности, регио- ми. За период с 2016 года возрастало их коли-нальные инновационные площадки, управлен- чество: от двух в 2016 г. до 17 - в 2021 г. Еже-ческий цикл, модельные управленческие реше- годно актуализируется и расширяется спектр ния, профессионально-общественное обсуж- направлений, которые выбирают региональ-дение и профессиональная экспертиза, Центр ные инновационные площадки для осуще-непрерывного повышения профессионального ствления инновационных проектов. Так в мастерства педагогических работников, 2016 году - это одно направление - соверше-28 № 3 (14) 2021

нствование региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО), а в 2021 - 2022 годах - это уже шесть направлений, каждое из которых подразумевает отработку коллективами региональных инновационных площадок модельных решений по наиболее значимым в сфере оценки качества вопросам управления образовательной организацией, которые являются инновационными по своей сути. Комплексное сопровождение РЦОКИО деятельности региональных инновационных площадок включает направления: организационное, научно-методическое, информационное, и осуществляется сегодня как целостный управленческий цикл, что обеспечивает его результативность. Данный комплексный подход позволяет раскрывать инновационный потенциал педагогических коллективов, развивать мотивацию их включения в формирование и распространение модельных решений в сфере оценки качества образования и информационной политики.

Взаимодействие РЦОКИО с региональными инновационными площадками можно проанализировать в разрезе компонентов управленческого цикла: концептуального, процессуального и управленческого [3].

В рамках концептуальной части управленческого цикла ГБУ ДПО РЦОКИО выступает:

во-первых, как инициатор формирования направлений инновационной деятельности образовательных организаций по направлениям региональной политики в сфере оценки качества образования.

Например, активное внедрение цифровой образовательной среды - ЦОС - в образова-

Интегративные концепции уп

тельный процесс определило потребность инновационных проектов по управлению этими процессами в образовательной организации. В ответ на запрос в 2017 году появилось направление «Информационная политика образовательной организации», которое остается очень востребованным и в 2022 году. Или активное внедрение методологии региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования определило задачу превентивного выстраивания работы на уровне образовательной организации по интеграции внутренних систем оценки качества образования (далее - ВСОКО) и механизмов управления [1, 3]. Так в 2021 году впервые появились и оказались очень востребованными соответствующие направления инновационной деятельности региональных инновационных площадок: «Механизмы управления качеством образовательных результатов» и «Механизмы управления качеством образовательной деятельности».

Во-вторых, в рамках концептуальной части управленческого цикла РЦОКИО организует участие региональных инновационных площадок в разработке, представлении, профессионально-общественном обсуждении и профессиональной экспертизе интегративных и целевых концепций и методик.

Перечень концепций и методик - общих и в разрезе механизмов и систем управления качеством образования, в разработке которых активно участвовали все региональные инновационные площадки, представлены в таблице 1.

Таблица 1

вления качеством образования

N п/п Концепция/ методика Распорядительный документ

1. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область) приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21.09.2020 г. № 01/1958

2. Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективн ого управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.03.2017 г. № 01/970

N п/п Концепция/методика Распорядительный документ

3. Концепция информационной политики в системе образования Ч елябинской области приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. № 03/3669

4. Концепция регионального экспертного сообщества в сфе ре оценки качества образования приказ Министерства образования и науки Челябинской обл асти от 24.12.2018 г. № 03/3758

5. Модельная методика оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг приказ Минис терства образования и науки Челябинской области от 12.12.2019 г. № 03/4597

Выстраивая взаимодействие с региональными инновационными площадками через включение руководителей и педагогов в формирование региональных концептуальных документов в сфере оценки качества образования, коллектив РЦОКИО формирует у педагогических коллективов правильную «систему координат» реализации собственных инновационных проектов, направляем их ресурсы на создание значимых для системы образования модельных решений. В то же время, участие практиков в выработке концепций и методик

Целевые концепции и методики у

обеспечивает их практическую направленность, реализуемость, внешний аудит.

Целевые концепции и методики, определяющие стратегии развития систем управления качеством образования, также активно разрабатываются проектными командами региональных инновационных площадок и в них, в первую очередь, начинается процесс внедрения в практику. Созданные в 2021 году новые концептуальные документы представлены в таблице 2.

Таблица 2

равления качеством образования

Система управления качеством образования Региональная концепция/ методика/ресурс

Система оценки качества подготовки обучающихся Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.08.2020 г. № 01/1836 «Об утверждении Методики обеспечения объективности процедур оценки качества образо вания в системе образования Челябинской области » Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 17.06. 2021 г. № 01/1653 «Об утверждении мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области » Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 02.07. 2021 г. № 01/1795 «О вводе в эксплуатацию информационного ресурса «Мониторинг обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области »

Система управления качеством образования

Региональная концепция/методика/ресурс

Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.05.2021 г. № 01/1481 «Об утверждении модельной программы адресной поддержки школ с низкими образовательными результатами в рамках федерального проекта «500+»

Система выявления,

поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 04.12.2020 г. № 01/2499 «О проведении апробации системы «Одарённые дети» в ГИС «Образование в Челябинской области» в бюджетных образовательны х организациях Челябинской области»

Система работы по самоопределению и

профессиональной ориентации обучающихся

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 08.06.2021 г. № 01/1601 Приказ Министерства образования и «Об утверждении методики оценки эффективности организационно -педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области» науки Челябинской области от 08.06.2021 г. № 01/1609 «О вводе в эксплуатацию информационной системы «Мониторинг эффектив ности организационно -педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области»

Система мониторинга эффективности руководителей всех

образовательных организаций

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2021 г. № 01/1783 «О проведении конкурса программ развития по управлению качеством образования в образовательных организациях Челябинской области и органах местного самоуправления, осущес твляющих управление в сфере образования, в 2021 году»

Система обеспечения

профессионального развития педагогических работников

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2021 г. № 01/1753 «Об утверждении Концепции системы обеспеч ения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области и Дорожной карты по ее реализации на 2021 -2024 гг.»

Во многом благодаря концептуализации, региональные инновационные площадки успешно представляют свой опыт на уровне Российской Федерации: становятся федеральными инновационными площадками, победителями и лауреатами федеральных конкурсов («Школы - лидеры качества образования», «Лучшие практики ЦОС»), авторами публикаций в высокорейтинговых журналах, участниками конференций и практических семинаров федерального уровня.

В рамках процессуальной части управленческого цикла ГБУ ДПО РЦОКИО осуществляет сопровождение деятельности региональных инновационных площадок по реализации концепций и методик через реализацию на базе созданного 1 сентября 2021 года Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников комплекса стратегий взаимодействия на четырех стратегических площадках.

1. Проектная стратегическая площадка.

Здесь проходит работа региональных инновационных площадок в составе межмуниципальных проектных групп по обновлению концепций в сфере оценки качества образования, информационной политики, выработка модельных решений. На данной площадке реализуются такие стратегии межмуниципального взаимодействия как: стратегия превентивного обновления «На шаг впереди»; стратегия модельного адресного проектирования «Вырабатываем модельные решения».

2. Стажировочная стратегическая площадка разворачивает реализацию программ стажировок в рамках программ повышения квалификации. в 2021 году РЦОКИО реализует в рамках курсов повышения квалификации 19 программ стажировок. Авторами и менторами таких стажировок являются команды региональных инновационных площадок, а также муниципальные команды. Преимущество стажировок - прямое общение практиков, обучение на лучших примерах, обучение команд. На данном направлении применяются стратегии взаимодействия: стратегия менторского сопровождения «Делайте вместе с лучшими» и стратегия горизонтального обучения «Учимся в совместной практике».

3. Информационная стратегическая площадка представлена в Центре работой с педагогами и управленцами, с межмуниципальными проектными группами по вопросам применения информационных систем и данных из них для управления качеством образования на всех уровнях - от педагога и школы до муниципальных и региональной систем оценки качества образования. Это площадка формирования, наполнения и продвижения новых региональных информационных ресурсов «Отличная школа74.ги» и «Цифровая культура педагога». Успех этой работы определен применением таких стратегий комплексного сопровождения как стратегия управления качеством на основе информационной политики «Управляем информацией - управляем качеством»; стратегия развития цифровой культуры «Формируем цифровую культуру».

4. Консультационная стратегическая пло-

щадка. Ее организационным ядром послужит создаваемый в 2021 году единый информационный ресурс, обеспечивающий «вход» и «работу» педагогов и управленцев в системе сопровождения формирования и освоения индивидуальных образовательных маршрутов. Это отдельный модуль государственной информационной системы «Образование в Челябинской области» - «Модуль дополнительного профессионального образования» (Модуль ДПО). Модуль ДПО, по сути, представляет собой комплексный научно-методический портал областной системы дополнительного непрерывного профессионального развития. Это одновременно -площадка проведения процедур оценки профессиональных компетенций педагогов и управленческих кадров\; единый аннотированный банк областных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки (с записью на курсы); единый аннотированный банк региональных и федеральных образовательных событий, в которых педагоги могут принять участие (с регистрацией на них); сайт межрегиональной конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования»; сайт научно-методического журнала «Научно-

методическое обеспечение систем оценки качества образования»; виртуальная информационно-методическая площадка (ВИМП) с разделами: профессионально-общественное обсуждение и профессиональная экспертиза; региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования; успешные практики МСОКО и ВСОКО; конкурс программ развития и др. Модуль ДПО выполняет также функции индивидуального тюьторского сопровождения освоения индивидуальных образовательных маршрутов. На его ресурсе будет размещен единый реестр индивидуальных (групповых) образовательных маршрутов и мониторинга их освоения, а также «точка входа» на федеральный портал дополнительного профессионального образования («Академия Минпросвещения РФ»).

Консультационная площадка реализует при

взаимодействии с региональными инноваци- декабрь).

онными площадками такие стратегии сопровождения как: стратегия профессионального принятия нового «Оцени и действуй»; стратегия адресного сопровождения «Развиваем культуру управления». Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе РЦОКИО потенциально готов стать стратегическим «центром притяжения» ресурса межмуниципального взаимодействия для сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства кадров системы образования по актуальным направлениям оценки качества образования, экспертной деятельности в сфере оценки качества образования, информатизации и цифровой трансформации.

В целом, результативность управления процессами инновационной деятельности региональных инновационных площадок обеспечивают синхронизация и интеграция процессов развертывания инновационной деятельности в сфере оценки качества образования.

В рамках собственно содержательной (управленческой) части управленческого цикла РЦОКИО осуществляет комплексное сопровождение региональных инновационных площадок через выстроенную систему работы в рамках традиционных мероприятий и специальных проектов в сфере оценки качества образования.

Традиционные ежегодные мероприятия региональных инновационных площадок -это: сессия участников образовательной агломерации (май); презентационный проект «День образовательной агломерации» (август), участие в работе ВИМП (весь год), представление опыта в научно-методическом журнале ГБУ ДПО РЦОКИО «Научно-методическое сопровождение оценки качества образования» (апрель, декабрь), ведение тренд-сессий в рамках мероприятий ЮжноУральского педагогического собрания (сентябрь 2020, 2021 гг.), отчет в рамках ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования» (ноябрь,

Специальные проекты отражают специфику проектной деятельности РИП текущего года. К специальным проектам 2021 года можно отнести участие команд региональных инновационных площадок в:

формировании методических рекомендаций для образовательных организаций по обновлению ВСОКО на основе интеграции с механизмами управления качеством образования;

разработке материалов регионального конкурса программ развития по управлению качеством образования;

реализации федеральных инновационных проектов цифровизации: мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций; апробация цифровой платформы персонализированного обучения (Школьная цифровая платформа (СберКласс)); эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды; апробации интерактивной образовательной платформы Skysmart и д.).

Для региональных инновационных площадок на 2022 год обозначены точки роста, связанные с новыми практическими задачами в сфере оценки качества образования, цифро-визации и цифровой трансформации. Для команды РЦОКИО - развитие стратегий комплексного сопровождения региональных инновационных площадок.

Управление деятельностью региональных инновационных площадок осуществляется РЦОКИО в рамках целостного управленческого цикла посредством включения школьных инновационных команд в стратегии межмуниципального взаимодействия в рамках региональной политики в сфере оценки качества образования. Такая работа видится перспективной и позволит реализовать новые задачи развития инновационной деятельности в сфере общего образования.

Список литературы

1. Внутренняя система оценки качества и механизмы управления: технология интеграции в управлении образовательной организа-

цией: методические рекомендации для образовательных организаций Челябинской области по совершенствованию внутренних систем оценки качества образования на основе применения единых механизмов управления качеством образования/ Ю. Ю. Баранова, Е. Ю. Скочилова, Е. А. Солодкова [и др.]. -Челябинск : РЦОКИО, 2021. - 218 с. - ISBN 978-5-906934-51-2

2. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область). - 2-изд., испр. и доп. -Челябинск : РЦОКИО, 2020. - 129 с. - ISBN 978-5-906934-42

3. Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия / Федеральный институт оценки качества образования. - URL: https:// fioco.ru/Media/Default/Методики/Методичее кие%20рекомендации%20по%20организации %20и%20проведению%20МУМ-2021-1 .pdf (дата обращения: 10.09.2021).

References

1. Vnutrennyaya sistema ocenki kachestva i mekhanizmy upravleniya: tekhnologiya integracii v upravlenii obrazovatel'noj organizaciej: metodicheskie rekomendacii dlya

obrazovatel'nyh organizacij CHelyabinskoj oblasti po sovershenstvovaniyu vnutrennih sistem ocenki kachestva obrazovaniya na osnove

primeneniya edinyh mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya/ YU. YU. Baranova, E. YU. Skochilova, E. A. Solodkova [i dr.]. -CHelyabinsk : RCOKIO, 2021. - 218 s. - ISBN 978-5-906934-51-2

2 . Konc epciya (obnovlennaya) regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya (CHelyabinskaya oblast'). - 2-izd., ispr. i dop. -CHelyabinsk : RCOKIO, 2020. - 129 s. - ISBN 978-5-906934-42

3. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu ocenki mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya organov mestnogo samoupravleniya municipal'nyh rajonov, gorodskih i municipal'nyh okrugov i inyh organov, realizuyushchih dannye polnomochiya / Federal'nyj institut ocenki kachestva obrazovaniya. - URL: https://fioco.ru/Media/ Default/Metodiki/Metodicheskie%20rekomenda cii%20po%20organizacii%20i%20provedeniyu %20MUM-2021-1.pdf (data obrashcheniya: 10.09.2021).

Сведения об авторе

Барабас Андрей Александрович - кандидат педагогических наук, директор ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about author Barabas A.A. - Candidate of pedagogical Sciences, Director of Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.