Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов А.И., Коузова Е.А.

В статье представлены результаты обеспечения и сопровождения региональной системы оценки качества образования как содержания региональной политики в сфере оценки качества образования. Показаны направления совершенствования систем управления в контексте федеральной оценки эффективности механизмов управления качеством образования. Описаны меры формирования целостности систем, обеспечивающих качество образовательных результатов и качества условий образовательной деятельности на региональном уровне. Представлены примеры преемственности аспектов управления качеством образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов А.И., Коузова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ»

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.014

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

А.И. Кузнецов, Е.А. Коузова

В статье представлены результаты обеспечения и сопровождения региональной системы оценки качества образования как содержания региональной политики в сфере оценки качества образования.

Показаны направления совершенствования систем управления в контексте федеральной оценки эффективности механизмов управления качеством образования. Описаны меры формирования целостности систем, обеспечивающих качество образовательных результатов и качества условий образовательной деятельности на региональном уровне. Представлены примеры преемственности аспектов управления качеством образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Ключевые слова: региональная политика в сфере оценки качества образования, региональная система оценки качества образования, комплексное сопровождение региональной системы оценки качества образования, механизмы управления качеством образования, системы управления качеством образования.

Управление качеством образования в Челябинской области в период 2016-2020 гг. поступательно движется от совершенствования и развития региональной системы оценки качества образования (РСОКО) к формированию и осуществлению региональной политики в сфере оценки качества. Актуальным (с 2019 года) этапом и результатом развития системы оценки качества образования Челябинской области является региональная политика в сфере оценки качества образования. Под

региональной политикой в сфере оценки качества образования понимается системное применение инновационных механизмов управления развитием региональной системы оценки качества образования, среди которых: проектное управление; организация межмуниципального взаимодействия для решения актуальных задач развития систем оценки качества образования; концептуализация ключевых аспектов развития систем оценки качества образования [1]. Векторами их развития являются федеральные проекты развития системы образования (прежде всего, Национальный проект «Образование», новые направления развития единой системы оценки качества образования), а также реализация региональных концепций в сфере оценки качества образования.

Стратегической основой развития РСОКО выступает единая система оценки качества образования (ЕСОКО) [6]. Для нее характерны: стремительный рост числа направлений, механизмов, процедур, участников внешней оценки качества образования; распространение информационных систем; накопление больших данных по результатам оценки качества. Эти тенденции стали объективными факторами формирования региональной политики в сфере оценки качества образования. Мероприятия и индикативные показатели федеральных проектов Национального проекта «Образование» положены в основу ее развития (например, из содержания нацпроек-та «Цифровая образовательная среда» определены направления оценки цифровой трансформации образовательного процесса, персонализированного результативного обучения; из нацпроекта «Успех каждого ребенка» - оценка

создания равных условий качественного образования одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья или находящихся в сложных условиях; нацпроекта «Учитель будущего» - оценка трансформации структуры и содержания методической работы с учителем, мотивации учителя к непрерывному профессиональному развитию, переход к независимой оценки квалификаций, к оценке эффективности деятельности руководителя образовательной организации).

Региональная политика в сфере оценки качества образования реализуется сегодня в Челябинской области как совокупность механизмов, форм, средств, мероприятий комплексного обеспечения и комплексного сопровождения системы оценки качества образования. Эффективное применение результатов РСОКО в управлении качеством образования на всех уровнях рассматривается как основная задача и основной результат развития региональной политики в сфере оценки качества образования [1].

Управление качеством образования на всех уровнях системы образования Челябинской области сегодня - это целенаправленная политика, основанная на комплексном обеспечении и сопровождении системы оценки качества образования. Основное назначение -принятие практических мер и эффективных управленческих решений по результатам региональной системы оценки качества образования.

Зоной ближайшего развития РСОКО выступает эффективная работа с результатами оценки качества образования на всех уровнях управления системы образования, мотивированное включение в эту работу всех субъектов. Сегодня в системе образования Челябинской области создаются все условия, чтобы результаты РСОКО прогнозировать, объективно оценивать, анализировать, принимать решения в текущей профессиональной деятельности и на перспективу. Результаты и перспективы осуществления политики в сфере оценки качества образования Челябинской области можно охарактеризовать по основным направ-

лениям:

комплексное обеспечение и сопровождение региональной политики в сфере оценки качества образования;

комплексное обеспечение и сопровождение информационного обеспечения системы образования;

взаимодействие регионального профессионального сообщества в рамках реализации региональной политики в сфере оценки качества образования.

В контексте проводимой с 2019 года федеральной оценки эффективности региональных механизмов управления качеством образования актуальным направление развития РСОКО выступает комплексное обеспечение и сопровождение региональной образовательной системы по направлению оценки качества образования. Под ним принято считать многоаспектную системную деятельность по реализации актуальных направлений развития системы образования. Целью такого сопровождения является обеспечение эффективности реализации региональной политики в сфере оценки качества образования. Достижение цели обеспечивается посредством развития механизмов мониторинга качества общего образования, опирающегося на массив данных о результатах процедур оценки качества образования, проводимых в образовательных организациях Челябинской области. Актуальность комплексного сопровождения региональной образовательной системы по направлению оценки качества образования определена реализацией концептуальных документов, определяющих стратегию развития системы оценки качества образования Челябинской области: Концепции региональной системы оценки качества образования [1]; Региональной модели оценки качества общего образования [5]; Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области [2]; Концепции регионального экспертного сообщества в сфере оценки качества образования области [3]. Внедрение перечисленных концепций ставит задачу обоснованного сбора и рационального применения на всех

уровнях управления данных, формируемых и хранящихся в различных информационных ресурсах, в том числе в региональных информационных системах.

Обеспечение региональной образовательной системы по направлению оценки качества образования - задача Министерства образования и науки Челябинской области, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, всех 43 территорий, а ее комплексное сопровождение осуществляет Региональный центр оценки качества и информатизации образования (ГБУ ДПО РЦОКИО). ГБУ ДПО РЦОКИО осуществляет организационное, информационно-технологическое, и научно-методическое сопровождение мониторинга качества образования в образовательной системе Челябинской области, регламентированное по каждой оценочной процедуре приказами Министерства образования и науки Челябинской области. Комплексность и системность сопровождения региональной образовательной системы по направлению оценки качества образования обеспечивает, в свою очередь, развитие региональных управленческих механизмов.

В части развития механизмов управления качеством образовательных результатов (система оценки качества подготовки обучающихся) основными достижениями последних лет можно считать, во-первых, переход на оценку метапредметных планируемых результатов в рамках диагностики уровня индивидуальны достижений обучающихся 10-х классов при освоении образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования (областная контрольная работа). Такое решение Министерства образования и науки Челябинской области позволяет в полном объеме проводить в регионе мониторинг реализации ФГОС и принимать решения на всех уровнях управления образованием (региональном, муниципальном и институциональном) на основе полученных и проанализированных данных и на основе выводов о факторах, влияющих на образова-

тельные результаты обучающихся.

Во-вторых, текущим достижением является попадание в федеральную выборку и участие общеобразовательных организаций Челябинской области в общероссийской оценке по модели PISA, направленной на исследование функциональной грамотности обучающихся 15-летнего возраста, которое позволило познакомиться с процедурой в первый год проведения таких исследований в субъектах Российской Федерации.

В направлении развития системы работы со школами с низкими результатами обучения одним из основных достижений стала организованная работа по проведению мониторинга качества результатов обучения в системе общего образования Челябинской области и обновлению региональной информационной системы «Управление качеством общего образования». Для развития региональных механизмов управления качеством образовательных результатов (по направлению система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи) значимым событием стала разработка и реализация адресных программ повышения квалификации для педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций, таких как «Совершенствование управления общеобразовательной организацией в условиях проведения олимпиад школьников». Ведь одно из условий формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию, является подготовленность к работе с такой категорией обучающихся их педагогов.

Новацией в формировании региональной системы профессиональной ориентации с 2019 года стала организация проведения анкетирования выпускников 11-х классов общеобразовательных организаций Челябинской области, задача которого заключалась в исследовании и выявлении соответствия целевых установок и результатов фактического устройства выпускников в зависимости от среднего тестового балла по результатам единого государственно-

го экзамена (популярные вузы, регионы, направления обучения). В ходе анализа результатов анкетирования были определены проблемные точки в системе профориентацион-ной деятельности со школьниками Челябинской области, необходимые для управления формированием данным процессом.

В части развития механизмов управления качеством образовательной деятельности (система обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников) основным содержанием стало проведение в Челябинской области системы мероприятий по повышению объективности процедур оценки качества образования [4]. Так с целью профилактики получения недостоверных/некорректных данных в ходе оценочных процедур в практику сопровождения вошли семинары, консультации с педагогами и руководителями образовательных организаций по вопросам объективизации образовательных результатов на основе Методических рекомендаций Рособрнадзора. Знакомство с федеральными и региональными подходами позволяет им на практике использовать методы и способы проведения оценочной процедуры объективно и открыто.

В направлении системы мониторинга эффективности деятельности руководителей организаций региона новацией является разработка и внедрение Модельной методики оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг (Челябинская область). В контексте региональной политики в сфере оценки качества образования данная оценочная процедура важна для региональной и муниципальных систем оценки качества образования как процедура оценки качества условий реализации образовательных программ (в данном случае кадровых).

Также важным достижением для развития системы мониторинга качества повышения квалификации педагогов с 2019 года стала интеграция двух региональных информацион-

ных систем: обеспечения процедуры аттестации педагогических работников и мониторинга количества руководящих и педагогических работников образовательных организаций Челябинской области, обученных по дополнительным профессиональным программам. В ходе такой работы проведен сравнительный анализ данных систем, определены интегрируемые компоненты. Интеграция региональных информационных систем - эффективное средство оптимизации данных о кадрах системы образования, необходимых для эффективного руководства их обеспечением и развитием.

Активно продолжается в Челябинской области работа по совершенствованию системы методической работы. Так впервые в 2019 году были подготовлены информационно-аналитические материалы по итогам участия образовательных организаций Челябинской области во всероссийских проверочных работах с анализом предметных результатов обучающихся по всем учебным предметам с выводами и рекомендациями для учителей-предметников. Такие материалы становятся основой для организации методической работы в муниципальных методических службах и профессиональных объединениях педагогов. В Челябинской области разработаны две региональные инвариантные оценочные процедуры в виде мониторингов ФГОС: мониторинг качества условий реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования; мониторинг качества условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Мониторинги осуществляются ежегодно с 2018 года посредством региональной информационной системы «Мониторинг ФГОС», функционирующей в режиме двух модулей: модуль «Мониторинг ФГОС ОО» и модуль «Мониторинг ФГОС ОВЗ». По результатам мониторингов ежегодно составляются отчеты,

аналитические справки, которые позволяют на уровне муниципалитетов, администрации и методической службы образовательных организаций принимать решения по развитию условий реализации образовательных программ.

В части развития механизмов управления качеством образовательной деятельности действенными инструментами для самооценки и самодиагностики являются два региональных конкурса в сфере оценки качества образования: региональный конкурс официальных сайтов системы образования Челябинской области и конкурс систем оценки качества образования.

В рамках развития региональных механизмов управления качеством образования по результатам федеральной оценки (2019 год -17 место, 2020 год - 16 место в федеральном рейтинге) определяются точки роста комплексного сопровождения оценки качества в системе образования Челябинской области: выстраивание системы мероприятий, вписывающихся в региональную политику в сфере оценки качества образования и информационную политику в системе образования Челябинской области.

В целом количественные и качественные изменения в управлении региональной системой оценки качества образования создали предпосылки для решения не только тактических, но и стратегических задач развития региональной политики в сфере оценки качества образования в контексте применения механизмов управления качеством образования.

Список литературы

1. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область). - 2-изд., испр. и доп. -Челябинск : РЦОКИО, 2020. - 129 с. - ISBN 978-5-906934-42-0.

2. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 года № 03/3669). - Челябинск : РЦОКИО, 2018. - 73 с.

- ISBN 978-5-906934-32-1.

3. Концепция регионального экспертного сообщества в сфере оценки качества образования области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 г. № 03/3758). - URL: https://rcokio.ru/regio nalnye-kontseptsii/ (дата обращения: 30.04.2021).

4. О направлении методических рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов : письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 16.03.2018 № 05-71 - URL : https://rcokio.ru/files/upload/ okor/rekomendacii_obektivnosti_rezultatov.pdf (дата обращения: 17.05.2021).

5. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) : (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. № 03-02/11974). - Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 140 с. - ISBN 978-5-90693402-4.

6. Российская школа: начало XXI века / С. Г. Косарецкий, К. А. Баранников, А. А. Беликов [и др.]; под ред. С. Г. Косарецко-го, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

- 432 с. - ISBN 978-5-7598-1955-4.

References

1. Kontseptsiya (obnovlennaya) regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast'). - 2-izd., ispr. i dop. -Chelyabinsk : RTsOKIO, 2020. - 129 s. - ISBN 978-5-906934-42-0.

2. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 goda № 03/3669). - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2018. -73 s. - ISBN 978-5-906934-32-1.

3. Kontseptsiya regional'nogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 24.12.2018 g. № 03/3758). - URL:

https://rcokio.ru/regionalnye-kontseptsii/ (data obrashcheniya: 30.04.2021).

4. O napravlenii metodicheskikh rekomendatsiy po povysheniyu ob"ektivnosti otsenki obrazovatel'nykh rezul'tatov : pis'mo Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki (Rosobrnadzor) ot 16.03.2018 № 05-71 - URL : https://rcokio.ru/files/upload/okor/rekomendacii_ obektivnosti_rezultatov.pdf (data obrashcheniya: 17.04.2021).

5. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') : (utverzhdena pis'mom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016 g. № 03-02/11974). - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2017. - 140 s. - ISBN 978-5-90693402-4.

6. Rossiyskaya shkola: nachalo XXI veka / S. G. Kosaretskiy, K. A. Barannikov, A. A. Belikov [i dr.]; pod red. S. G. Kosaretskogo, I. D. Frumina ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki»,

In-t obrazovaniya. - Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 432 s. - ISBN 978-57598-1955-4.

Сведения об авторах

Кузнецов Александр Игоревич - Министр образования и науки Челябинской области, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинская обл., г. Челябинск

Коузова Елена Александровна - первый заместитель Министра образования и науки Челябинской области, Челябинская обл., г. Челябинск

Information about authors Kuznetsov A.I. - Minister of Education and Science of the Chelyabinsk Region, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Chelyabinsk

Kouzova E.A. - First Deputy Minister of Education and Science of the Chelyabinsk Region, Chelyabinsk

УДК 373.2

ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

О.Н. Подивилова

В статье описана необходимость разработки единого подхода к мониторингу качества дошкольного образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях национальной системы образования. Рассмотрен мониторинг качества дошкольного образования в Российской Федерации, разработанный Национальным институтом качества образования по заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Представлено участие учреждений Челябинской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в апробации и экспериментальном режиме мониторинга качества дошкольного образования.

Ключевые слова: мониторинг качества дошкольного образования, концепция мониторинга качества дошкольного образования, инструментарий мониторинга качества дошкольного образования, единая информационная платформа мониторинга качества дошкольного образования.

Изменения парадигмы дошкольного образования логично приводят к изменениям в оценке его качества. Система оценки качества дошкольного образования опирается на концептуальные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года (далее - ФЗ «Об образовании в РФ») и федерального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.