Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕХАНИЗМ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТНЫЕ ПЛОЩАДКИ / ОПОРНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Ю. Ю., Солодкова Е. А.

В статье описан опыт осуществления комплексного сопровождения межмуниципального взаимодействия по направлениям развития систем оценки качества образования в системе образования Челябинской области. Показаны роль и механизмы осуществления такого сопровождения региональным центром оценки качества и информатизации образования. Представлены содержание и результаты деятельности регионального профессионального сообщества в форме образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования. Рассмотрена образовательная агломерация как фактор формирования и развития региональной политики в сфере оценки качества образования. Показана практика включения образовательных организаций в межмуниципальное взаимодействие. Описаны перспективы комплексного сопровождения межмуниципального взаимодействия в разви тии систем оценки качества образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Ю. Ю., Солодкова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.014

АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.Ю. Баранова, Е.А. Солодкова

В статье описан опыт осуществления комплексного сопровождения межмуниципального взаимодействия по направлениям развития систем оценки качества образования в системе образования Челябинской области. Показаны роль и механизмы осуществления такого сопровождения региональным центром оценки качества и информатизации образования.

Представлены содержание и результаты деятельности регионального профессионального сообщества в форме образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования. Рассмотрена образовательная агломерация как фактор формирования и развития региональной политики в сфере оценки качества образования. Показана практика включения образовательных организаций в межмуниципальное взаимодействие. Описаны перспективы комплексного сопровождения межмуниципального взаимодействия в развитии систем оценки качества образования.

Ключевые слова: региональная система оценки качества образования, региональная политика в сфере оценки качества образования, механизм межмуниципального взаимодействия, образовательная агломерация по развитию систем оценки качества образования, проектные площадки, опорные площадки.

В системе образования Челябинской области государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) в соответствии с наделенными Министерством образования и науки Челябинской области полномочиями осуществляет

функции комплексного сопровождения межмуниципального взаимодействия и взаимодействия с образовательными организациями в рамках реализации региональной политики в сфере оценки качества образования. Действенным механизмом такого сопровождения с 2016 года является образовательной агломерация по развитию систем оценки качества (далее -образовательная агломерация), результаты деятельности которой за 2016-2020 гг. создали предпосылки применения ее потенциала для решения не только тактических, но и стратегических задач развития региональной политики в сфере образования, в том числе реализации в Челябинской области Национального проекта «Образование» через комплексное межмуниципальное взаимодействие достижения индикативных показателей региональных приоритетных проектов «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Современная школа» [5].

В 2020 году на уровне ГБУ ДПО РЦОКИО были приняты документы, регламентирующие инновационные стратегии взаимодействия участников сетевого межмуниципального взаимодействия (ГБУ ДПО РЦОКИО; органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования - проектные площадки ГБУ ДПО РЦОКИО; образовательные организации - опорные площадки ГБУ ДПО РЦОКИО, включая региональные инновационные площадки): Концепция взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с проектными и опорными площадками в условиях реализации национального проекта «Образование» и региональной политики в сфере оценки качества образования; Положение об образовательной организации - опорной площадке ГБУ ДПО РЦОКИО; Положение о муниципальном

Аспекты взаимодействия Регионального центра оценки качества и информатизации образования с профессиональным сообществом в рамках реализации региональной политики в сфере оценки качества образования

органе управления образованием - проектной площадке ГБУ ДПО РЦОКИО.

В 2020 году образовательная агломерация объединяла 293 педагогических работников из 30 (70%) муниципальных образований Челябинской области: 14 городских округов и 16 муниципальных районов. Взаимодействие осуществлялось через традиционные мероприятия, внесенные в план работы Министерства образования и науки Челябинской области (День образовательной агломерации, научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы систем оценки качества образования», региональные конкурсы систем оценки качества и официальных сайтов, публикации в научно-методическом журнале «Научно-методическое сопровождение систем оценки качества образования», тематические вопросы на заседании Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области по вопросам развития региональной системы оценки качества), а также посредством специальных проектов межмуниципального взаимодействия (сессии образовательной агломерации, семинары и повышение квалификации, проектная деятельность межмуниципальных групп; профессионально-общественное

обсуждение и профессионально-

общественная экспертиза, работа экспертов из регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования). Комплексное сопровождение работы четырёх межмуниципальных проектных групп традиционно осуществлялось в рамках организационного, научно-методического и информационно-технологического направлений [4].

Ключевой темой межмуниципального взаимодействия на протяжении двух последних лет стала тема: «Информационная политика в системе образования Челябинской области: от управления информационными системами к управлению информационно-коммуникационной инфраструктурой».

Внедрение информационной политики в системе образования Челябинской области осуществлялось в соответствии с Концепцией

информационной политики в системе образования Челябинской области [2] и Концепцией регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования [3]. Данная тема является особенно актуальной в настоящее время в рамках национальной цели «Цифровая трансформация», а механизм межмуниципального взаимодействия становится как никогда актуальным в процессе сопровождения данного процесса. Результатом работы двух из четырех межмуниципальных проектных групп образовательной агломерации 2020 года стали модельные документы управления информатизацией на всех уровнях управления:

положение (модельное) об информационной политике муниципальной системы образования;

административный регламент (модельный) предоставления муниципальной услуги «Зачисление в образовательное учреждение»;

Административный регламент (модельный) по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащихся, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости»;

Положение (модельное) об ограничении доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;

Положение (модельное) об информационной политике образовательной организации;

Правила (модельные) приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [6, 7].

Все указанные модельные документы прошли профессионально-общественную экспертизу и обсуждение на виртуальной информационно-методической площадке официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО (ВИМП). Там же был представлен проект Концепции (обновленной) региональной

системы оценки качества образования (Челябинская область) [1]. Общее количество участников профессионально-общественного обсуждения составило 2713 человек из 43 (100%) муниципальных образований Челябинской области. В экспертизе приняли участие 172 эксперта из 27 муниципальных образований, входящих в состав межмуниципальных проектных групп.

В течение 2020 г. ГБУ ДПО РЦОКИО также осуществлялось комплексное сопровождение 47 образовательных организаций Челябинской области - опорных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО из 17 территорий Челябинской области (39,5%). Среди опорных площадок -14 региональных инновационных площадок (РИП) по направлениям: «Система управления качеством образования в школе», «Психологические аспекты обеспечения достижения планируемых результатов реализации основных образовательных программ», «Формирование информационной политики образовательной организации». Важным в тактическом плане по развёртыванию деятельности РИП стало их включение в состав четырех межмуниципальных проектных групп. В логике предыдущего года продолжили работу в роли руководителей двух таких групп директора МАОУ Лицей № 6 г. Миасса и МОУ Гимназия 53 г. Магнитогорска. Инновационными аспектами содержания работы РИП в 2020 г. стали: разработка программ стажировок программ повышения квалификации, реализуемых ГБУ ДПО РЦОКИО; участие и представление материалов практико-ориентированного

характера на сентябрьской областной тренд-сессии общего образования «Индивидуальная образовательная траектория педагога в условиях цифровой трансформации образования» на открытой площадке «Методический центр сопровождения дистанционных технологий»; записи видеоуроков для размещения на региональной образовательной площадке «Домашний урок»; тьюторская и экспертная деятельность педагогов и руководителей РИП. Также в 2020 году представители РИП активно подключались к предложенным субъектами Российской Федерации мероприятиям с целью

распространения позитивного опыта, сложившегося в их образовательных организациях: научно-практическая интернет-конференция «Тенденции развития образования XXI века: формирование навыков будущего» в рамках работы международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» (средняя общеобразовательная школа № 47 г. Магнитогорска); Форсайт-бюро «Обучаем педагогов XXI века», г. Омск, (средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 104 г. Челябинска); всероссийский конкурс «Школы - лидеры качества образования» (средняя общеобразовательная школа № 116 г. Челябинска).

Заключение и реализация договоров с опорными площадками ГБУ ДПО РЦОКИО выступает механизмом формирования сети образовательных организаций - ресурсных центров по решению актуальных задач развития региональной политики в сфере оценки качества образования в логике непрерывного профессионального развития педагогов, а также руководящих работников Также взаимодействие с опорными площадками ГБУ ДПО РЦОКИО обеспечивает достижение значительной части индикативных показателей Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО и рассматривается как приоритетное .

В целом результативность комплексного сопровождения ГБУ ДПО РЦОКИО межмуниципального взаимодействия и взаимодействия с образовательными организациями характеризуется развитием образовательной агломерации по направлениям:

1) организационного сопровождения -сочетание механизмов управления - системное управление образовательной агломерацией и саморегулируемость её функционирования; обновление Концепции региональной системы оценки качества образования; обоснование региональной политики в сфере оценки качества образования;

2) научно-методического сопровождения профессионального развития руководителей и педагогов - отработка механизма масштабной апробации процедур оценки качества образо-

Аспекты взаимодействия Регионального центра оценки качества и информатизации образования с профессиональным сообществом в рамках реализации региональной политики в сфере оценки качества образования

вания (оценка эффективности деятельности руководителя образовательной организации); развитие практики профессионально-общественного обсуждения и экспертного оценивания проектов в сфере цифровизации и цифровой трансформации образования.

На основании анализа логики развития образовательной агломерации как механизма межмуниципального взаимодействия в реализации региональной политики в сфере оценки качества образования перспективными для системы образования Челябинской области выступают задачи:

эффективно реализовывать потенциал механизма сетевого межмуниципального взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО для совершенствования муниципальных систем оценки качества образования по результатам региональной системы оценки качества образования в рамках образовательной агломерации;

внедрять в работе с проектными и опорными площадками механизмы управления ресурсами ГБУ ДПО РЦОКИО для обеспечения продвижения в научно-профессиональном сообществе в сфере оценки качества образования;

совершенствовать научно-методические, организационные, информационные условия для эффективного сетевого управления использованием научно-методического потенциала регионального профессионально-педагогического экспертного сообщества в обеспечении развития региональной политики в сфере оценки качества образования;

осуществлять комплексное сопровождение деятельности региональных инновационных площадок по направлениям: развития систем оценки качества образования, механизмов управления качеством образования, реализации информационной политики, сопровождения цифровизации и цифровой трансформации образования;

расширять практику использования инновационного потенциала и практического опыта образовательных организаций - региональных

инновационных площадок и опорных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО для реализации дополнительных профессиональных программ через организацию стажировок и активное привлечение тьюторов.

Решение данных задач - основные тренды развития комплексного сопровождения ГБУ ДПО РЦОКИО системы образования Челябинской области по актуальным направлениям региональной политики в сфере оценки качества образования.

Список литературы

1. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область) / Министерство образования и науки Челябинской области. - 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск : РЦОКИО, 2020. -130 с. - ISBN 978-5- 906934-42-0.

2. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 года № 03/3669). - Челябинск : РЦОКИО, 2018. -73 с. - ISBN 978-5-906934-32-1.

3. Концепция регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и дорожной карты по ее реализации на 2018-2020 г.г.: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 года № 03/3758. - URL: https://rcokio.ru/regionalnye-kontseptsii/ (дата обращения: 15.04.2021)

4. Об утверждении Комплексной Дорожной карты муниципального взаимодействия по актуальным направлениям развития систем оценки качества образования в рамках образовательной агломерации на 2020 : приказ Министерства образования Челябинской области от 10.02.2020 года № 01/367 - URL : https://rcokio.ru/files/publications/prikaz367.pdf (дата обращения: 03.04.2021).

5. Образовательная агломерация - региональный механизм управления развитием систем оценки качества образования (эффективная практика Челябинской области) :

методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации "Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования" / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. В. Латыпова, Л. В. Пекарская. - Челябинск : РЦОКИО, 2019. - ISBN 9785-906934-37-6.

6. Упраление реализацией информационной политики в системе образования Челябинской области: модельные решения : инструктивно-методические материалы. Ч. 1 / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. С. Боровых [ и др.]. - Челябинск : РЦОКИО, 2019. - 148 с. -ISBN 978-5-906934-39-0.

7. Управление реализацией информационной политики в системе образования Челябинской области: модельные решения : инструктивно-методическое издание. Ч.2 / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. С. Боровых. -Челябинск : РЦОКИО, 2019. - 74 с. - ISBN 9785-906934-40-6.

References

1. Kontseptsiya (obnovlennaya) regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti. - 2-e izd., ispr. i dop. - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2020. -130 s. - ISBN 978-5- 906934-42-0.

2. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 goda № 03/3669). - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2018. -73 s. - ISBN 978-5-906934-32-1.

3. Kontseptsiya regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya i dorozhnoy karty po ee realizatsii na 2018-2020 g.g.: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 24.12.2018 goda № 03/3758. - URL: https://rcokio.ru/regionalnye-kontseptsii/ (data obrashcheniya: 15.04.2021).

4. Ob utverzhdenii Kompleksnoy Dorozhnoy karty munitsipal'nogo vzaimodeystviya po aktual'nym napravleniyam razvitiya sistem

otsenki kachestva obrazovaniya v ramkakh obrazovatel'noy aglomeratsii na 2020 : prikaz Ministerstva obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti ot 10.02.2020 goda № 01/367 - URL : https://rcokio.ru/files/publications/prikaz367.pdf ( data obrashcheniya 03.04.2021).

5. Obrazovatel'naya aglomeratsiya -regional'nyy mekhanizm upravleniya razvitiem sistem otsenki kachestva obrazovaniya (effektivnaya praktika Chelyabinskoy oblasti) : metodicheskie rekomendatsii dlya slushateley kursov povysheniya kvalifikatsii "Upravlenie kachestvom obrazovaniya v munitsipal'noy obrazovatel'noy sisteme na osnove realizatsii regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya" / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, I. V. Latypova, L. V. Pekarskaya. - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019_.-ISBN 978-5-906934-37-6.

6. Upravlenie realizatsiey informatsionnoy p o 1 i tiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: model'nye resheniya : instruktivno-metodicheskie materialy. Ch. 1 / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, I. S. Borovykh [ i dr.]. -Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019. - 148 s.- ISBN 978-5-906934-39-0.

7. Upravlenie realizatsiey informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: model'nye resheniya : instruktivno-metodicheskoe izdanie. Ch.2 / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, I. S. Borovykh. - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019. - 74 s.-ISBN 978-5-90693440-6.

Сведения об авторах

Баранова Юлия Юрьевна - первый заместитель директора государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», Челябинская обл., г. Челябинск

Солодкова Екатерина Александровна -начальник центра сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», Челябинская обл., г. Челябинск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.