Научная статья на тему 'Направленность деятельности опорных площадок в условиях реализации национального проекта "Образование" и региональной политики в сфере оценки качества образования'

Направленность деятельности опорных площадок в условиях реализации национального проекта "Образование" и региональной политики в сфере оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОПОРНАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодкова Е.А.

В статье представлены основные направления инновационной деятельности образовательных организаций по вопросам развития систем оценки качества образования в современных условиях с учетом трендов на уровне региона. Также обосновывается необходимость комплексного сопровождения образовательных организаций во взаимодействии с организацией дополнительного профессионального образования. Дано определение понятию «опорная площадка», а также обозначены цель и задачи деятельности образовательной организации, имеющей статус «опорная площадка». Выделены направления и основные механизмы комплексного сопровождения, описаны ожидаемые результаты и предполагаемые эффекты взаимодействия для системы образования на институциональном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодкова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направленность деятельности опорных площадок в условиях реализации национального проекта "Образование" и региональной политики в сфере оценки качества образования»

УДК 37.014

НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНЫХ ПЛОЩАДОК В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. Солодкова

В статье представлены основные направления инновационной деятельности образовательных организаций по вопросам развития систем оценки качества образования в современных условиях с учетом трендов на уровне региона. Также обосновывается необходимость комплексного сопровождения образовательных организаций во взаимодействии с организацией дополнительного профессионального образования. Дано определение понятию «опорная площадка», а также обозначены цель и задачи деятельности образовательной организации, имеющей статус «опорная площадка». Выделены направления и основные механизмы комплексного сопровождения, описаны ожидаемые результаты и предполагаемые эффекты взаимодействия для системы образования на институциональном и региональном уровнях.

Ключевые слова: образование, региональная политика, система оценки качества образования, образовательные организации, концепция взаимодействия, опорная площадка.

В настоящее время на государственном уровне достаточно большое внимание уделяется вопросам совершенствования системы образования. Взявшая старт в 2018 г. государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» задала достаточно высокий уровень динамики в функционировании и развитии образовательных организаций, прежде всего, в вопросах достижения качества образования. Несомненно, в управлении развитием и функционированием образовательной организации руководители используют, прежде всего, документы федерального уровня, такие как Федеральный закон «Об

образовании в Российской федерации», федеральные государственные образовательные, а также профессиональные стандарты. Руководители образовательных организаций также понимают, что нельзя пренебрегать реализацией национального проекта «Образование», который находит свое отражение в программах развития регионов. В данной статье мы хотели бы акцентировать внимание на значимости отражения трендов региональной политики в сфере оценки качества образования в инновационных проектах образовательных организаций, а также представить комплексный подход по их сопровождению государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО).

В региональных системах образования представлено достаточное количество образовательных проектов инновационных, стажиро-вочных, базовых площадок от институционального до федерального уровней [7, 8, 9]. Они разнообразны по теоретическим обоснованиям взятой тематики проекта и глубине его проработки, включенности педагогических и иных работников в реализацию проектов, нацелены на различные целевые группы [6]. Не исключено, что проблемным моментом работы может стать непосредственно сам результат, полученный при решении узкоспециализированных задач проекта. Последний фактор повлияет на доступность и применение инновационного опыта другими образовательными организациями как позитивного. Иными словами, продукты проектной деятельности одной организации могут стать достаточно изолированными и недоступными в применении для других.

Интересную и логичную мысль высказыва-

ет А.В. Репина. По ее мнению, «с одной стороны, сам факт существования многообразия различных инициатив в определенной мере обеспечивает самостоятельность, инициативность и ответственность людей, реализующих каждую отдельную инициативу. С другой стороны, при такой организации инновационной деятельности не формируется продуктивное взаимодействие между отдельными направлениями, инициативами, субъектами системы, а соответственно возникают проблемы в развитии регионального образования как целостной системы» [10, с.68]. Другой автор говорит также о том, что «результаты инновационной деятельности с каждым годом вызывают все больше сомнений в своей полезности», но при этом подчеркивает значимость «управления инновационной деятельностью образовательных организаций, педагогических коллективов и отдельных педагогов в системе образования как эффективного инструмента формирования современной педагогической культуры» [1, с.50].

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что управление инновационной деятельностью образовательных организаций необходимо при согласованном и грамотном сопровождении этой деятельности на основе единого нормативного обеспечения, понятных и принятых образовательных ценностей, ведущих трендов федерального и регионального уровней.

Начиная с 2016 года ГБУ ДПО РЦОКИО осуществляет сопровождение деятельности образовательных организаций Челябинской области, заявившихся в инициативном порядке на участие в проектной деятельности по таким направлениям как формирование и совершенствование внутренних систем оценки качества образования (далее - ВСОКО), информационных систем и обеспечения информационной безопасности. Данные направления были актуальными для того года, так как на региональном уровне была утверждена Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области [4], в которой была актуализирована необходимость выстраивания систем оценки качества образования в

едином нормативно-методологическом подходе по всей вертикали системы образования: институциональный - муниципальный -региональный. Образовательные организации на основании Положения об образовательной организации - опорной площадке ГБУ ДПО РЦОКИО (далее - опорная площадка) подавали заявительные документы на присвоение статуса «опорной площадки». Заявителями выступают и по сей день дошкольные, общеобразовательные организации и организации дополнительного образования.

Сложившаяся в период 2016-2019 гг. система взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с опорными площадками, в целом, является результативной, поскольку на практике обеспечивает интеграцию и совместное использование ресурсов ГБУ ДПО РЦОКИО, муниципальных и институциональных образовательных систем в вопросах развития региональной системы оценки качества образования (далее -РСОКО), в обеспечении ее комплексного сопровождения [11]. В то же время, в условиях реализации национального проекта «Образование» и развития региональной политики в сфере оценки качества образования, содержание и механизмы взаимодействия необходимо направить на обеспечение условий непрерывного развития профессионального мастерства педагогических и руководящих работников системы образования Челябинской области, а также их адресного повышения квалификация на базе ГБУ ДПО РЦОКИО по приоритетным направлениям развития РСОКО. В связи с этим возникла необходимость определения обновленной стратегии взаимодействия участников сетевого взаимодействия (ГБУ ДПО РЦОКИО, опорные площадки, включая региональные инновационные площадки) в условиях реализации национального проекта «Образование» и региональной политики в сфере оценки качества образования. Эти ключевые моменты были отражены в Концепции взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с проектными и опорными площадками в условиях реализации национального проекта «Образование» и региональной политики в сфере оценки качества образования (далее - Концепция взаимодействия).

31

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования

Именно в этом документе определены единые (нормативный, системный и деятельностный) подходы взаимодействия его участников в достижении интегративных результатов реализации национального проекта «Образование» и региональной политики в сфере оценки качества образования в системе образования Челябинской области. Также необходимым и достаточным основанием формализации взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с опорными площадками через подписание и реализацию договоров о взаимодействии выступает Положение об образовательной организации - опорной площадке ГБУ ДПО РЦОКИО (далее - Положение).

Согласно этим локальным нормативным актам, опорная площадка ГБУ ДПО РЦОКИО - это образовательная организация Челябинской области, которая обладает необходимым научно-методическим, кадровым, управленческим потенциалом, позволяющим в инициативном порядке участвовать совместно

с ГБУ ДПО РЦОКИО в решении прикладных задач развития РСОКО и региональной политики в сфере оценки качества образования в целом. Совместно с ГБУ ДПО РЦОКИО опорные площадки реализуют направления комплексного сопровождения образовательных организаций, педагогических и руководящих работников системы образования Челябинской области: оценка качества образования; функционирование информационных систем; обеспечение информационной безопасности образования; экспертиза в сфере оценки качества образования. Важным в работе опорных площадок является и то, что они могут быть стажировочными по реализации ГБУ ДПО РЦОКИО практической части дополнительных профессиональных программ по представленным выше направлениям.

В Положении также конкретизированы цель и задачи деятельности опорной площадки (рисунок 1).

формирует инновационный педагогический и управленческий опыт по одному или нескольким направлениям развития РСОКО

обобщает инновационный педагогический и управленческий опыт по одному или нескольким направлениям развития РСОКО

реализует в деятельности образовательной организации инновационный педагогический и управленческий опыт по одному или нескольким направлениям развития РСОКО

участвует в повышении квалификации/профессиональной переподготовке педагогических и руководящих работников образовательной организации в стажировочной части дополнительных профессиональных программ, реализуемых ГБУ ДПО РЦОКИО

участвует е профессионально-общественной экспертизе и профессионально-общественном

обсуждении научно-методических продуктов, разрабатываемых в рамках региональной _политики в сфере оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО

обеспечивает условия непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательной организации, а также повышения квалификации на базе ГБУ ДПО РЦОКИО по одному или нескольким направлениям развития РСОКО

обеспечивает информационную открытость и сетевое взаимодействие при формировании, обобщении, распространении инновационного педагогического и управленческого опыта по одному или нескольким направлениям развития РСОКО

представляет в профессионально-общественном сообществе инновационный педагогический и управленческий опыт по одному или нескольким направлениям развития РСОКО

Рисунок 1 - Цель и задачи деятельности опорной площадки согласно Положению

Концепция взаимодействия и Положение согласованны в своем содержании и не противоречат друг другу. Таким образом, руководитель образовательной организации может проанализировать ресурсы, необходимые для осуществления проектной деятельности в статусе «опорная площадка», а также выбрать направление, которое будет действительно актуальным и необходимым в данный момент времени как для самой образовательной организации, так и востребованным в системе образования на различных уровнях. Это значительно снижает риски по получению ненужных результатов в рамках проектной деятельности, а также повышает ответственность всех участников проекта.

Возможным вариантом предупреждения угрозы «ненужности» полученных результатов может являться и комплексное сопровождение опорных площадок, осуществляемое ГБУ ДПО РЦОКИО по следующим направлениям:

организационное (планирование, организация, проведение мероприятий);

научно-методическое, включая методическое сопровождение непрерывного развития профессионального мастерства педагогических и руководящих работников, а также адресного повышения квалификация на базе ГБУ ДПО РЦОКИО по приоритетным направлениям развития региональной системы оценки качества образования;

информационное, включая информационное обеспечение сетевого взаимодействия и экспертной деятельности.

Каждое направление реализуется через

единое содержание взаимодействия, определенное актуальным содержанием национального проекта «Образование» и региональной политики в сфере оценки качества образования:

развитие региональной (муниципальной, институциональных) системы оценки качества образования;

внедрение и реализация региональных концепций развития РСОКО (концепций информационной политики и регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, иных концепций) [2, 3];

развитие региональных механизмов управления качеством образования (мониторинг Рособрнадзора);

внедрение модельной методики оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций Челябинской области [5].

Ожидаемым результатом взаимодействия может стать интеграция и совместное использование ресурсов ГБУ ДПО РЦОКИО, муниципальных и институциональных образовательных систем, обеспечивающие эффективное комплексное сопровождение развития РСОКО в условиях реализации национального проекта «Образование» и развития региональной политики в сфере оценки качества образования.

Немаловажными становятся и эффекты взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с опорными площадками (Рисунок 2).

и!

инициативное, мотивационное, целенаправленное включение специалистов проектных и опорных площадок в мероприятия комплексного сопровождения РСОКО в условиях реализации национального проекта «Образование» и развития региональной политики в сфере оценки качества образования

формирование регионального тьюторского сообщества, активн включенного в систему обеспечения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических и руководящих работников, а также адресного повышения квалификация на базе ГБУ ДПО РЦОКИО по приоритетным направлениям развития РСОКО

1

Эффекты взаимодействия

развитие регионального экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и его включенность в

систему обеспечения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических и руководящих работников, а также адресного повышения квалификация на базе ГБУ ДПО РЦОКИО по приоритетным направлениям развития РСОКО

формирование сети образовательных организаций -стажировочных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО по распространению передовых педагогических и управленческих

практик, востребованных в системе непрерывного развития профессионального мастерства педагогических и руководящих работников, а также адресного повышения квалификация на базе ГБУ ДПО РЦОКИО по приоритетным направлениям развития РСОКО

Рисунок 2 - Эффекты взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с опорными площадками Научно-методическое обеспечение оценки качества образования

Таким образом, взаимодействие ГБУ ДПО РЦОКИО с опорными площадками - это не спонтанная и бессознательная, а четко спланированная, совместная инновационная деятельность, основанная на объединении ресурсов (научно-методических, кадровых, информационных) для обеспечения комплексного сопровождения развития РСОКО в рамках региональной политики в сфере оценки качества образования с учетом основных трендов в системе образования.

Список литературы

1. Виноградов В.Н. Управление инновационным развитием современной образовательной организации / В.Н. Виноградов // Человек и образование. - 2016. - № 3 (48). - С.48-55.

2. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. № 03/3669). Челябинск : РЦОКИО. -73 с.- ISBN 978-5-906934-32-1

3. Концепция регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и Дорожной карты по ее реализации на 2018-2020 гг. : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 г. № 03/3758. - URL : https://www.rcokio.ru/files/upload/reg_conc/kon cepciya_rses.pdf

4. Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 01/3525). - Челябинск : РЦОКИО.- 49 с. ISBN 978-5-906934-01-7

5. Модельная методика оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 19.12.2019 № 03/4597 - URL: https://www.rco kio.ru/files/publications/prikas_4597_modelnaia _metodika.pdf

6. Опорные площадки // Региональный центр оценки качества и информатизации образования [сайт] - URL : https://rcokio.ru/ opomye-ploschadki/

7. Организация деятельности региональных инновационных площадок Вологодской области: методические рекомендации / под общ. ред. О.Ю. Коровиной. - Вологда: Изд. центр ВИРО, 2017. - 56 с. - URL : http://viro.edu.ru/attachments/article/7146/proekt _metod_recom.pdf

8. Организация деятельности региональных инновационных площадок Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : метод. рекомендации / А. Г. Пачина. - Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2018. - 41 с. - URL : https://iro86.ru/in dex.php/zhurnaly/metodicheskie-rekomendatsii-posobiya/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-innovatsionnoj-deyatelnosti/262-organizatsiya-deyatelnosti-regionalnykh-innovatsion nykh-ploshchadok-khanty-mansi jskogo-avtonomnogo-okruga-yugry/file

9. Региональные инновационные площадки Свердловской области : сайт / Институт развития образования. - URL: http://rnp.irro.ru/index.php

10. Репина А.В. Особенности организации инновационной деятельности в региональной системе образования/А.В. Репина // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. -Т.2. - С.68-71.

11. Скочилова Е.Ю. О результатах и эффектах взаимодействия Регионального центра оценки качества и информатизации образования с образовательными организациями / Е.Ю. Скочилова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2018. - № 2(5). - С.167-175.

References

1. Vinogradov V.N. Upravlenie innovatsionnym razvitiem sovremennoy obrazovatel'noy organizatsii / V.N. Vinogradov // Chelovek i obrazovanie. - 2016. - №° 3 (48). - S.48-55.

2. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v

sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. № 03/3669). Chelyabinsk : RTsOKIO. - 73 s.-ISBN 978-5-906934-32-1

3. Kontseptsiya regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya i Dorozhnoy karty po ee realizatsii na 2018-2020 gg. : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot

24.12.2018 g. № 03/3758. - URL : https://www.rcokio.ru/files/upload/reg_conc/kon cepciya_rses.pdf

4. Kontseptsiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (utverzhdena Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 g. № 01/3525). - Chelyabinsk : RTsOKIO.- 49 s. ISBN 978-5-906934-01-7

5. Model'naya metodika otsenki effektivnosti deyatel'nosti rukovoditelya obrazovatel'noy organizatsii po obespecheniyu deyatel'nosti obrazovatel'noy organizatsii, ee razvitiya, povysheniya kachestva okazaniya obrazovatel'nykh uslug: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot

19.12.2019 № 03/4597 - URL: https://www.rcokio.ru/files/publications/prikas_4 597_modelnaia_metodika.pdf

6. Opornye ploshchadki // Regional'nyy tsentr otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya [sayt] - URL : https://rcokio.ru/opornye-ploschadki/

7. Organizatsiya deyatel'nosti regional'nykh innovatsionnykh ploshchadok Vologodskoy oblasti: metodicheskie rekomendatsii / pod obshch. red. O.Yu. Korovinoy. - Vologda: Izd. tsentr VIRO, 2017. - 56 s. - URL : http://viro.edu.ru/attachments/article/7146/proekt _metod_recom.pdf

8. Organizatsiya deyatel'nosti regional'nykh innovatsionnykh ploshchadok Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry : metod. rekomendatsii / A. G. Pachina. - Khanty-Mansiysk : Institut razvitiya obrazovaniya, 2018. -41 s. - URL : https://iro86.ru/index.php/zhurnaly/ metodicheskie-rekomendatsii-posobiya/metodi cheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-innovat

sionnoj-deyatelnosti/262-organizatsiya-deyatelno sti-regionalnykh-innovatsionnykh-ploshchadok-khanty-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugry/file

9. Regional'nye innovatsionnye ploshchadki Sverdlovskoy oblasti : sayt / Institut razvitiya obrazovaniya. - URL: http://rnp.irro.ru/index.php

10. Repina A.V. Osobennosti organizatsii innovatsionnoy deyatel'nosti v regional'noy sisteme obrazovaniya/A.V. Repina //Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2013. - № 2. - T.2. -S.68-71.

11. Skochilova E.Yu. O rezul'tatakh i effektakh vzaimodeystviya Regional'nogo tsentra otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya s obrazovatel'nymi organizatsiyami / E.Yu. Skochilova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2018. - № 2(5). - S.167-175.

Сведения об авторе

Солодкова Екатерина Александровна -

начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about author

Solodkova E.A. - Head of the Department of Scientific Activity Organization, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.