Научная статья на тему 'Межрегиональная конференция по вопросам оценки качества: опыт организации и проведения'

Межрегиональная конференция по вопросам оценки качества: опыт организации и проведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ФОКУС-ГРУППА / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова И.Ю., Солодкова Е.А.

В статье представлен опыт организации и проведения II межрегиональной научнопрактической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Ресурсы образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования». Определены этапы и организационные механизмы, обеспечивающие достаточно эффективное достижение поставленных цели и задач данного мероприятия. Описан подход к составлению рабочих тетрадей как актуальному средству для взаимодействия участников конференции на тематических фокус-группах, посвященных различным аспектам оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова И.Ю., Солодкова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межрегиональная конференция по вопросам оценки качества: опыт организации и проведения»

УДК 371

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

И.Ю. Степанова, Е.А. Солодкова

В статье представлен опыт организации и проведения II межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Ресурсы образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования». Определены этапы и организационные механизмы, обеспечивающие достаточно эффективное достижение поставленных цели и задач данного мероприятия. Описан подход к составлению рабочих тетрадей как актуальному средству для взаимодействия участников конференции на тематических фокус-группах, посвященных различным аспектам оценки качества образования.

Ключевые слова: управление качеством образования, научно-практическая конференция, фокус-группа, рабочая тетрадь.

На протяжении достаточного количества времени конференции продолжают быть неотъемлемой частью деловой, научной и культурной жизни, где происходит общение с коллегами и единомышленниками, обсуждение актуальных проблем профессиональной деятельности, а также обмен опытом и полезной информацией. Необходимость, а главное незаменимость можно объяснить эффектом Коллинза: «даже если ученые вовлечены в интенсивный обмен публикациями, наиболее полезную для себя информацию они добывают в процессе неформального научного общения» [5]. Данный эффект объясняется, во-первых, тем, что именно в процессе общения можно получить достаточно объективные комментарии по озвученной информации, что, например, исключено в научных текстах. Во-вторых, массив сведений, необходимый к существованию в научно-профессиональном сообществе, можно получить только неформальным путем.

Качественно спланированная и организо-

ванная конференция, в том числе и межрегионального характера, несомненно может стать визитной карточкой организации. Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области в 2017 году организовало и провело II межрегиональную научно-практическую конференцию (далее - конференция), которая послужила механизмом обеспечения методических, информационных, организационных и технических условий для повышения эффективности управления качеством образования.

Работа по организации конференции проходила в несколько этапов. На первом (подготовительном) этапе была создана рабочая группа по разработке Концепции проведения конференции. Актуальность и перспективность темы конференции была определена несколькими аспектами. Во-первых, необходимостью поиска «тонкой настройки» функционирующей региональной системы оценки качества образования (далее -РСОКО) [2], которая позволила бы обеспечить комплексный подход к анализу результатов функционирования региональной образовательной системы в условиях требования высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования в конкретных образовательных организациях муниципальных образований Челябинской области.

Во-вторых, следует также подчеркнуть, что участники I региональной научно-практической конференции, проведенной ГБУ ДПО РЦОКИО в 2016 году, отметили имеющийся позитивный опыт по обобщению и его распространению в совершенствовании РСОКО: от концептуального обоснования до внедрения инновационных механизмов ее реализации. При этом одним из перспектив-

ных и инновационных механизмов совершенствования РСОКО (на примере Челябинской области) выделили сформированную образовательную агломерацию, объединяющую ресурсы муниципальных образовательных систем для решения задачи совершенствования муниципальных систем оценки качества образования (МСОКО) [1]. Вместе с тем в ходе работы дискуссионных площадок участники конференции выделили ряд проблемных аспектов, требующих дальнейшего решения.

Именно эти аспекты позволили сделать вывод о целесообразности расширения тематики конференции, а именно «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Ресурсы образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования». Основной идеей конференции явилось представление и обсуждение региональных практик совершенствования МСОКО в контексте тенденций развития единой системы оценки качества образования (ЕСОКО). Соответственно цель конференции - популяризация, распространение и обобщение опыта территорий Челябинской области по формированию модельной МСОКО в рамках функционирующей образовательной агломерации для достижения эффективности управления качеством образования на основе результатов РСОКО и становления эффективного механизма обеспечения качества образования образовательной системы Челябинской области и действенного механизма формирования регио-

нального сегмента ЕСОКО.

Для проведения конференции был выбран формат фокус-групп («фокусированное интервью»), который является одним из самых распространенных качественных методов сбора информации. Выбор данного формата обусловлен некоторыми важными особенностями [3]:

1. Вовлечением нескольких респондентов, собранных в одном месте.

2. Взаимодействием участников.

3. Весь ход обсуждения осуществляется профессионалом-модератором, направляющим течение групповой дискуссии для конструктивного диалога в соответствии с целью и задачами, сформулированными на предварительной стадии.

4. Использованием сценария.

5. Выявлением спектра мнений по изучаемой проблеме.

Подробнее хотелось бы остановиться на значении сценария для участников фокус-группы, на выборе его формата для конференции, организованной в ГБУ ДПО РЦО-КИО. Для конференции были разработаны рабочие тетради, представленные в виде незавершенного руководства, фокусирующего проблему и настраивающего на заданную тему. Важно отметить, что в поиске решений по обозначенным направлениям не исключалась возможность незапланированных высказываний участников, что, в свою очередь, смогло обеспечивать групповую динамику.

Рабочие тетради разрабатывались в соответствии с тематикой каждой фокус-группы на оба дня конференции (таблица).

Таблица

Тематика фокус-групп II межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Ресурсы образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования»

№ п/п Тематика фокус-групп Вопросы для обсуждения

1. 30 ноября 2017 года

1.1. Внутренняя система оценки качества образования как механизм управления качеством 1. В чем необходимость совершенствования внутренней системы оценки качества образования?

2. Может ли региональная модель оценки качества общего образования выступать основой совершенствования внутренних систем оценки качества общего образования?

№ п/п Тематика фокус-групп Вопросы для обсуждения

Внутренняя система оценки качества образования как механизм управления качеством 3. Как эффективно управлять совершенствованием внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации?

1.2. Перспективные решения повышения эффективности функционирования программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников 1. Каковы условия и факторы обеспечения качества информации о результатах деятельности педагогов при проведении аттестации педагогических работников?

2. Как оптимально использовать программно-технический комплекс для принятия управленческих решения на уровне образовательной организации и на уровне муниципального органа управления?

3. В чем конкурентные преимущества программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников?

1.3. Содержательные аспекты совершенствования системы информационной безопасности при функционировании информационных систем и информационного обмена между ведомственными информационными системами в образовательной организации 1. Каковы основные этапы построения системы управления информационной безопасностью образовательной организации?

2. В чем заключаются единые подходы по регламентации деятельности образовательной организации при функционировании информационных систем?

3. Каковы основные условия и факторы, обеспечивающие переход общеобразовательных организаций на электронный журнал?

1.4. Формирование системы оценки индивидуальных достижений обучающихся в рамках региональной модели оценки качества общего образования 1. Какой организационный потенциал заключается в едином порядке проведения оценочных процедур?

2. В чем состоит единство подходов к разработке контрольных измерительных материалов для использования в процедурах оценки индивидуальных достижений обучающихся?

3. Как использовать результаты внутрирегиональных процедур оценки качества образования в управлении качеством образования в образовательной организации?

1.5. Актуальные аспекты психолого-педагогического сопровождения оценочных процедур в образовательной организации 1. Какова роль психолого-педагогического сопровождения оценочных процедур во внутренней системе оценки качества образования в образовательной организации?

2. Что может выступать механизмом согласования действий субъектов образовательных отношений по формированию, развитию и мониторингу универсальных учебных действий?

3. Как организовать управление психолого-педагогическим сопровождением оценочных процедур в дошкольной образовательной организации?

2. 1 декабря 2017 года

2.1. Актуальные аспекты совершенствования методического, информа- 1. Обновление содержания процедуры аттестации педагогических работников в условиях применения профессиональных стандартов и внедрения стратегии учительского

№ п/п Тематика фокус-групп Вопросы для обсуждения

ционного, организационного и технического обеспечения процедуры аттестации педагогических работников роста: концептуальный и технологический аспекты.

2. Обеспечение условий профессионального роста педагогов в муниципальной образовательной системе в процессе обновления содержания и программно-технического обеспечения процедуры аттестации педагогических работников.

3. Подходы к оценке результатов профессиональной деятельности аттестуемых педагогов участниками образовательных отношений.

2.2. Потенциал информационных систем в управлении качеством образования по результатам 1. Место и роль информационных систем в региональных и муниципальных системах оценки качества образования.

2. Подходы к управлению обеспечением функционирования регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся: муниципальный аспект.

3. Эффективные практики муниципального сопровождения образовательных организаций по обеспечению информационной безопасности.

2.3. Инновационные аспекты научно-методического сопровождения совершенствования муниципальных и внутренних систем оценки качества образования 1. Каковы ресурсы образовательной агломерации в совершенствовании муниципальной системы оценки качества образования в рамках региональной системы оценки качества образования.

2. Каков инновационный потенциал региональных конкурсов оценки качества образования в совершенствовании муниципальной системы оценки качества образования.

3. Какова роль научно-методического сопровождения внутрирегиональных процедур оценки качества образования в совершенствовании муниципальной системы оценки качества образования.

Макет и подход были едиными. При составлении рабочей тетради к каждой фокус-группе было запланировано для обсуждения три актуальных вопроса по обозначенной теме (таблица). В рамках каждого предусматривалась актуализация проблемы модератором. Для удобства работы участников фокус-групп в содержание рабочих тетрадей был включен теоретический материал по теме обсуждаемого вопроса, содержащий выдержки из нормативно-правовых и концептуальных документов. Содержание работы фокус-группы предполагало вариативность решений данных вопросов, активное обсуждение. Все ответы участники фиксировали в таблицах, макетах типовых документов, схемах, экспертных листах, заранее заготовленных в рабочих тетрадях.

По окончании работы фокус-групп участ-

ники могли забрать с собой рабочие тетради.

Это имело особую ценность, так как представители научно-профессионального сообщества, с одной стороны, представили свой опыт и в определенной части обобщили его, с другой - констатировали определенные факты, отличные для регионов и муниципалитетов.

Второй этап - этап проведения конференции - был разбит на два дня: 30 ноября и 1 декабря 2017 года в очно-заочной форме. Предварительно посредством официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО была организована онлайн-регистрация участников конференции, при которой участники выбирали форму участия в конференции (очная или в режиме видеоконференцсвязи), а также ту секцию, которая была наиболее интересна.

Участниками межрегиональной конферен-

ции стали представители научного и профессионального сообщества Российской Федерации в области оценки качества образования (Республики Башкирия, Республики Крым, Камчатского края, Пермского края, Красноярского края, Свердловской области, Курганской области, г. Москвы, Тюменской области, Самарской области), представители образовательной системы Челябинской области, в том числе Министерства образования и науки Челябинской области.

В первый день в рамках Конференции прошёл форум образовательных организаций Челябинской области - опорных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО. Очно в работе форума приняли участие 189 представителей образовательных организаций Челябинской области, 8 представителей субъектов Российской Федерации. Более 80 человек наблюдали за проведением форума в режиме онлайн на канале ГБУ ДПО РЦОКИО в YouTube. В ходе форума на фокус группах были представлены результаты региональной инновационной деятельности по представленным ранее направлениям научно-методического обеспечения совершенствования внутренних систем оценки качества образования.

Во второй день Конференции прошли пленарное и секционные заседания в очном режиме (в том числе в режиме онлайн). Предметом обсуждения научно-профессиональным сообществом в ходе пленарного заседания и секций Конференции стали инновационные аспекты совершенствования региональных и муниципальных систем оценки качества образования в рамках формирования единой общероссийской системы оценки качества образования [4].

Вопросы, рассматриваемые в рамках конференции, и методические продукты, представленные в ходе работы, стали интересны руководителям и специалистам региональных и муниципальных органов управления образованием и методических служб; руководящим и педагогическим работникам образовательных организаций; научным и педагогическим работникам образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, представителям региональных центров оценки качества образования, заинтересованным в об-

суждении перспектив совершенствования востребованной системы оценки качества образования на институциональном, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Список литературы

1. Барабас, А. А. Аспекты комплексного сопровождения совершенствования региональной системы оценки качества образования [Текст] / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Ресурсы образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования. II межрегиональная научно-практическая конференция (30 ноября - 01 декабря 2017 года, г. Челябинск): сборник материалов конференции. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - С.10-21.

2. Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области: (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016) / Министерство образования и науки Челябинской области. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 46 с.

3. Метод «фокус-групп» [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://studfiles.net/preview/2968144/page:7/ (дата обращения: 13.04.2018)

4. Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Ресурсы образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования. II межрегиональная научно-практическая конференция (30 ноября - 01 декабря 2017 года, г. Челябинск): сборник материалов конференции / под ред. А.А. Барабаса. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 313

5. Юревич А. В. Психологи тоже шутят [Электронный ресурс]/ В. В. Юревич - М. : 2005- 81с. - Режим доступа: http://www.rulit.me/books/psihologi-tozhe-shutyat-read-197463-1.html (дата обращения: 15.04.2018)

References

1. Barabas. A. A. Aspekty kompleksnogo so-provozhdeniya sovershenstvovaniya regional-noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / A. A. Barabas. Yu. Yu. Baranova // Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Resursy obrazovate-lnoy aglomeratsii po sovershenstvovaniyu mu-nitsipalnykh sistem otsenki kachestva obra-zovaniya. II mezhregionalnaya nauchno-prak-ticheskaya konferentsiya (30 noyabrya - 01 dek-abrya 2017 goda. g. Chelyabinsk): sbornik ma-terialov konferentsii. - Chelyabinsk: RTsOKIO. 2017. - S.10-21.

2. Kontseptsiya regionalnoy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: (utverzhdena Prikazom Ministerstva obra-zovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016) / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti. - Chelyabinsk: RTsOKIO. 2017. - 46 s.

3. Metod «fokus-grupp» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa https://stud-files.net/preview/2968144/page:7/ (data obrash-cheniya: 13.04.2018)

4. Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Resursy obra-zovatelnoy aglomeratsii po sovershenstvo-vaniyu munitsipalnykh sistem otsenki kachestva obrazovaniya. II mezhregionalnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (30 noyabrya - 01 dekabrya 2017 goda. g. Chelyabinsk): sbornik materialov konferentsii / pod red. A.A. Barabasa

- Chelyabinsk: RTsOKIO. 2017. - 313

5. Yurevich A. V. Psikhologi tozhe shutyat [Elektronnyy resurs]/ V. V. Yurevich - M. : 2005- 81s. - Rezhim dostupa: http://www.rulit.me/books/psihologi-tozhe-shutyat-read-197463-1.html (data obrash-cheniya: 15.04.2018)

Сведения об авторах

Степанова Ирина Юрьевна - начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Солодкова Екатерина Александровна -

начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Stepanova I.Yu. - Head of the Department «Providing internal quality assessment», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Solodkova E.A. - Head of the Department «Organization of scientific activity», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.