ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371
СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР: РАБОТА С МУНИЦИПАЛИТЕТАМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова
Актуализирована задача системного использования результатов оценочных процедур региональной системы оценки качества образования в работе муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций. Представлена краткая характеристика изменений в системе оценки качества образования Челябинской области в 2016 - 2018 г.г.: от определения целей, отбора механизмов и оценочных процедур до разработки единых для системы образования области управленческих решений по результатам. Сформулированы основные результаты совершенствования региональной системы оценки качества образования (РСОКО). Раскрыто содержание работы по системному использованию результатов оценочных процедур в Челябинской области через применение региональных инновационных механизмов управления. Показана результативность данных механизмов: проектного управления совершенствованием РСОКО, организации межмуниципального взаимодействия для решения актуальных задач управления по результатам оценочных процедур, концептуализации ключевых аспектов совершенствования РСОКО в части использования результатов оценочных процедур.
В статье определены перспективы развития системы оценки качества образования Челябинской области в контексте модернизации единой системы оценки качества образования.
Ключевые слова: оценка качества образования, единая система оценки качества образования, региональная система оценки качества образования, оценочные процеду-
ры, проектное управление.
На протяжении трех последних лет одной из приоритетных задач системы образования Челябинской области является совершенствование региональной системы оценки качества образования (РСОКО).
Значимость этой задачи определяется развитием единой общероссийской системы оценки качества образования, направленной на обеспечение объективности оценки образовательных результатов и эффективного управления по результатам оценочных процедур на всех уровнях [12].
Челябинская область традиционно принимает активное участие во всех федеральных оценочных процедурах: международных и национальных исследованиях качества образования (МСИ, НИКО), государственной итоговой аттестации (ГИА), всероссийских проверочных работах (ВПР) [6]. Также в области ежегодно проводятся три региональных исследования качества образования (РИКО): уровня достижения предметных планируемых результатов (областная контрольная работа для обучающихся 10-х классов по одному их учебных предметов) и ме-тапредметных планируемых результатов (комплексная работа для обучающихся 4-х классов и индивидуальный проект для обучающихся 7-х классов).
Федеральные исследования обеспечивают систему образования области комплексной объективной информацией о качестве образования в инвариантной, обязательной части реализации образовательных программ. Региональные исследования выступают востребованной информационной основой оценки качества вариативной составляющей
рализуемых программ, содержание которой определено целевыми образовательными проектами.
В течение трех лет в Челябинской области отмечается значительный рост общего числа оценочных процедур, в которых приняли участие обучающиеся областных общеобразовательных организаций. Так в 2017/2018
учебном году их было 34 (без учета мероприятий государственной итоговой аттестации) против 26 в 2016/2017 учебном году.
Кроме того, ежегодно растет общее количество обучающихся - участников оценочных процедур всех уровней. Некоторые статистические данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамка количества обучающихся общеобразовательных организаций Челябинской области - участников оценочных процедур различных уровней
Оценочная процедура/ человеко-процедур 2016/2017 учебный год 2017/2018 учебный год
МСИ - PISA - 305
НИКО 2 483 3 037
ВПР 200 207 405 951
РИКО 127 073 81 254
ГИА - единый государственный экзамен (ЕГЭ) 56 200 52 688
ГИА - основной государственный экзамен (ОГЭ) 137 964 140 119
Всего участников/ человеко-процедур 523 927 683 354
Данные показывают, что в 2017/2018 учебном году проведено более 600 тысяч человеко-процедур, что почти на 30% больше, чем в предыдущем. Такой количественный прирост участников связан как с увеличением количества ВПР (с 14 до 19) и ростом числа участников ГИА, так и с активизацией участия школ во внешних оценочных процедурах по выбору. Такая тенденция, с одной стороны, отражает результативность всей работы по совершенствованию РСОКО. С другой стороны, ставит новую задачу - системного использования всех результатов оценочных процедур для эффективного управления качеством образования на всех уровнях.
Важно отметить, что в Челябинской области для решения такой задачи есть единая основа - РСОКО, работа над совершенствованием которой целенаправленно велась с 2015 года [4]. В качестве стратегии совершенствования была определена идея формирования востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки. Данная стратегия
обоснована и технологично представлена в действующей с 2016 года Концепции РСОКО, которая призвана обеспечить согласованность управления качеством образования на всех уровнях областной образовательной системы [13].
Изменения в РСОКО затронули все ее компоненты: целевой (цели, задачи, этапы, методология), содержательно-процессуальный (механизмы оценки качества, классификация и описание оценочных процедур, подходы к инструментарию), результативный (единые для системы образования области варианты управленческих решений).
Внедрение идей Концепции в практику управления системами оценки качества образования разных уровней осуществляется через разработанные и принятые в Челябинской области региональные модели: оценки качества общего образования [11], муниципальной системы оценки качества общего образования [8], внутренней системы оценки качества образования [1].
Основным результатом целенаправленной работы по совершенствованию РСОКО мож-
но считать формирование в период с 2016 по 2018 годы в системе образования Челябинской области единого оценочного пространства, в котором выработаны и внедряются в практику единые подходы к анализу и интерпретации результатов оценочных процедур
[5].
Включенность муниципалитетов и образовательных организаций в такое пространство выступает главным фактором результативности и позволяет областной образовательной системе гибко реагировать на изменения в единой системе оценки качества образования.
Содержание работы с муниципалитетами и образовательными организациями по системному использованию результатов оценочных процедур в управлении качеством образования осуществляется в Челябинской области через применение инновационных механизмов управления. К ним относятся:
1) проектное управление совершенствованием региональной системы оценки качества образования;
2)организация межмуниципального взаимодействия для решения актуальных задач управления по результатам оценочных процедур;
3)концептуализация ключевых аспектов совершенствования РСОКО.
Первый механизм - механизм проектного управления совершенствованием РСОКО осуществляется через реализацию в Челябинской области портфеля проектов.
Основным компонентом портфеля проектов выступает государственная программа «Развитие образования в Челябинской области» (программа) [15]. В рамках программы определен комплекс мероприятий, индикаторов и планируемых результатов, обеспечивающих сопровождение муниципалитетов и образовательных организаций по направлению оценки качества образования.
Реализация государственной программы «Развитие образования в Челябинской области» как портфеля проектов дает возможность интеграции ресурсов области, территорий, отдельных образовательных организаций и профессионального сообщества для решения определенных программой задач.
С 2018 года инструментом интеграции
проектов по данному направлению, аккумулирующих ресурсы не только программы «Развитие образования в Челябинской области», но и других отраслевых целевых программ, выступает ведомственный проект «Формирование востребованной системы оценки качества образования» на период 2018-2025 г.г. На основе региональных программ и проектов формируются программы муниципальные и развития образовательных организаций, в которых отражены ключевые, актуальные для каждого направления развития систем оценки качества [3].
Интеграция ресурсов по решению задачи совершенствования РСОКО происходит в Челябинской области как управляемый, технологически выстроенный процесс.
Вначале на конкурсной основе определяется организация - региональный оператор, задача которого заключается не только в обеспечении выполнения конкретных мероприятий программы, но и в комплексном сопровождении их реализации.
В свою очередь, региональный оператор использует собственные ресурсы и активно привлекает ресурсы муниципальных образовательных систем, образовательных организаций, профессионально-общественного и экспертного сообществ для реализации конкретного проекта в рамках совершенствования РСОКО.
Инициативная включенность муниципальных образовательных систем в реализацию одного или нескольких проектов дает им возможность интегрировать свои ресурсы и использовать ресурсы друг друга для решения задач совершенствования муниципальных систем оценки качества образования (МСОКО).
Наконец, координирующая роль Министерства образования и науки Челябинской области в реализации портфеля проектов по совершенствованию РСОКО (нормативная, финансовая, организационная, информационная) обеспечивает эффективное продвижение результатов совместной проектной деятельности в практику управления качеством образования, прежде всего, через организацию межмуниципального взаимодействия.
Другим инновационным механизмом
включения муниципалитетов и образовательных организаций в системное использование результатов оценочных процедур выступает в Челябинской области механизм организации межмуниципального взаимодействия. Такое взаимодействие определяется содержанием утвержденной в Челябинской области Концепции межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования [14], а реализуется посредством организованной в 2016 году в области образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования (образовательная агломерация).
Созданная в 2016 году как инициативное объединение четырех муниципалитетов, образовательная агломерация объединяет в 2018 году уже 21 территорию области (около 50%).
Муниципальные образовательные системы этих территорий являются проектными площадками регионального оператора - Регионального центра оценки качества и информатизации образования (ГБУ ДПО РЦОКИО) -и, на основании проектных договоров, участвуют в работе образовательной агломерации. Сегодня в ее состав входят более 200 человек - участников межмуниципальных проектных групп по разработке прикладных вопросов совершенствования муниципальных систем оценки качества образования. Среди участников - руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; руководители муниципальных методических служб, руководители образовательных организаций - региональных инновационных площадок по направлению оценки качества; специалисты ГБУ ДПО РЦОКИО, представители профессионального педагогического сообщества области [2].
Межмуниципальные проектные группы решают конкретные практические задачи. Например, ими разработаны типовые положения: о муниципальной системе оценки качества образования, о муниципальных процедурах оценки качества образования, об
инструментарии муниципальных оценочных процедур, а также рекомендации по анализу и интерпретации результатов оценочных процедур [7].
Кроме того, для решения прикладных задач внедрения региональной модели муниципальной системы оценки качества образования в Челябинской области активно используется ресурс 87 образовательных организаций - опорных площадок образовательной агломерации. При непосредственном участии представителей педагогических коллективов в 2017 - 2018 годы формировались подходы и рекомендации по совершенствованию внутренних систем оценки качества (ВСОКО) как компонента муниципальной и региональной [1]; по разработке программ развития образовательных организаций по результатам ВСОКО [16]; по применению информационной системы процедуры аттестации педагогов.
Главный результат применения механизма организации межмуниципального взаимодействия для решения актуальных задач управления по результатам состоит в том, что муниципальные системы оценки качества образования «встроены» в региональную, а внутренние системы оценки качества образовательных организаций соотносятся с содержанием муниципальных и региональной систем. Это обеспечивает единство и качество принимаемых решений [3].
Еще один инновационный механизм управления, обеспечивающий системность использования результатов оценочных процедур в образовательных системах Челябинской области - это механизм концептуализации ключевых аспектов совершенствования РСОКО.
Через механизм концептуализации обеспечивается, во-первых, выработка единых региональных подходов к разработке оценочного инструментария, технологиям проведения оценочных процедур, анализу и интерпретации. Такую работу координирует в Челябинской области ГБУ ДПО РЦОКИО, на официальном сайте которого размещаются все методические рекомендации по проведению оценочных процедур регионального, муниципального и школьного уровней.
Важно отметить, что все проекты разработанных материалов проходят профессионально-общественное обсуждение, а наиболее важные из них - профессиональную экспертизу Учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области.
Механизм концептуализации действует в Челябинской области, во-вторых, через систему повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций области.
С 2016 года в области ведется работа по ее совершенствованию в части индивидуализации на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогов. В этом вопросе важной задачей является отбор средств выявления таких дефицитов. Опыт показывает, что самым объективным на сегодняшний день средством выявления профессиональных дефицитов выступают информационные системы. Целенаправленная работа образовательных организаций, муниципальных органов управления образованием с данными, внесенными в региональные и федеральные информационные системы, выступает объективным средством диагностики профессиональных дефицитов педагогов.
Потенциал федеральных информационных систем: РИС ГИА, СтатГрад и региональных - «Управление качеством общего образования», «Аттестация педагогических работников», сегодня активно используется в области для диагностики профессиональных дефицитов и динамики их преодоления на всех уровнях.
Так, в базах федеральных информационных систем РИС ГИА, СтатГрад имеется оперативная и накопленная информация по результатам проведения конкретной оценочной процедуры, по педагогам «зон риска», по элементам содержания образования. Эти данные выступают основанием применения такой информации в рамках внутренних и муниципальных систем оценки качества образования, в формировании групп слушателей программ повышения квалификации, отбора содержания и технологий обучения.
Например, региональная информационная система «Управление качеством общего образования» на основе интеграции данных о
результатах обязательных оценочных процедур ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и математике, а также РИКО по метапредметным результатам позволяет на уровне муниципалитета выявить школы, потенциально отнесенные к школам с низкими результатами, оценить качество преподавания предметов. На уровне образовательной организации спектр информации позволяет осуществлять комплексный анализ качества реализации образовательных программ и качество преподавания по отдельным предметам и педагогам. На уровне региона имеется полная информация по муниципалитетам, школам, предметам, педагогам, позволяющая формировать стратегию и тактику в сфере оценки качества образовательных результатов.
Другая региональная информационная система - «Аттестация педагогических работников», также является информативной основой анализа профессиональных дефицитов педагогов, поскольку содержит требования к размещаемым в системе материалам о результатах работы педагогов. Выявленные в ходе апробации в 2017 году затруднения педагогов по предоставлению таких материалов во многом определяют направления методической работы и персонифицированного повышения квалификации.
Особо ценно, что данные информационных систем по результатам оценочных процедур являются основанием разработки содержания программ повышения квалификации предметной и надпредметной направленности.
Эффективность реализации программ повышения квалификации определяется их практической направленностью, командным обучением педагогов образовательных организаций и муниципальных команд, активным участием тьюторов, а также организацией стажировок на базе образовательных организаций - федеральных и региональных инновационных площадок.
В контексте механизма концептуализации важное значение имеет практика использования региональных информационных систем как основы объективизации процедур РСОКО и принятия эффективных управленческих решений.
Названные выше информационные систе-
мы: федеральные и региональные - имеют огромный круг пользователей, большие базы данных. Например, в основной информационной системе Министерства образования и науки Челябинской области - АИС «Образование Челябинской области» число пользователей: обучающихся, родителей, педагогов составляет 2 057 112 человек, что составляет 59% населения Челябинской области. Одновременно в системе работают до 40 000 пользователей.
Наконец, в рамках механизма концептуализации в Челябинской области организована работа по формированию, представлению и обобщению передового опыта управления по результатам оценочных процедур.
Показали свою эффективность проводимые с 2015 года региональные конкурсы: систем оценки качества образования [10], официальных сайтов [9]. Отличительной чертой конкурсов является разработанность пакета экспертных материалов для различных категорий участников: школ, дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, а также муниципальных органов управления образованием. Сами экспертные материалы для образовательных организаций и муниципалитетов представляют технологические карты совершенствования систем оценки качества образования и обеспечения их информационной открытости на официальных сайтах.
Открытыми площадками обсуждения актуальных вопросов системного использования результатов оценочных процедур являются: издаваемый с 2016 года ГБУ ДГО РЦОКИО научно-методический журнал «Научно-методическое сопровождение оценки качества образования» и ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования».
Логика развития единой системы оценки качества образования определяет логику развития РСОКО. Челябинская область в этом контексте с 2016 года совершенствовала РСОКО и прошла в этом направлении путь от формирования Концепции до отбора и применения региональных инновационных механизмов управления, сутью которых является активное
включение муниципальных образовательных систем, образовательных организаций в практику планирования, проведения, анализа оценочных процедур, а также принятия эффективных управленческих решений по их результатам.
Список литературы
1. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций [Текст]/ А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И. В. Латы-пова [и др.] - Челябинск: РЦОКИО, 2017. -129 с.
2. Барабас, А.А. Потенциал межмуниципального взаимодействия в совершенствовании муниципальных систем оценки качества общего образования [Текст]/ А.А. Ба-рабас // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования - 2017 - № 2 (3). - C.5-16.
3. Барабас, А.А., Аспекты комплексного сопровождения совершенствования региональной системы оценки качества образования [Текст] / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Ресурсы образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования. II межрегиональная научно-практическая конференция (30 ноября - 01 декабря 2017 года, г. Челябинск): сборник материалов конференции / под ред. А.А. Барабаса. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - С.10-21.
4. Барабас, А. А. Концепция системы оценки качества образования Челябинской области как механизм формирования регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования [Текст]/ А. А. Барабас, Е. А. Тюрина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования - 2016 - № 1. - C.5-10.
5. Баранова, Ю. Ю. Научно-методические аспекты развития региональных механиз мов оценки качества общего образования
[Текст]/ Ю. Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2017 - №1(2). - C.21-25.
6. Единая система оценки качества образования (Брошюра Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rcokio.ru/esoko/ - Дата обращения -31.07.2018 г.
7. Модельные решения разработки и организации проведения муниципальных процедур оценки качества образования [Текст]: учебно-методическое пособие для программы повышения квалификации «Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования» / А.А. Барабас, Ю.Ю Баранова, И.В. Латыпова, [и др.].- Челябинск: РЦОКИО, 2018. - 212 с.
8. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования [Текст]: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / под редакцией А.А. Ба-рабаса - Челябинск: ГБУ ДПО РЦОКИО, 2017. - 104 с.
9. Оценка результативности функционирования официальных сайтов образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере об-разования[Текст] : экспертные методические материалы по оценке результативности функционирования официальных сайтов / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И.С., Е.А. Солодкова и [др.]. - Челябинск: РЦОКИО, 2018. - 104 с.
10. Оценка результативности функционирования институциональных и муниципальных систем оценки качества общего образования: экспертные методические материалы по оценке внутренних и муниципальных систем оценки качества общего образования [Текст]/ А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. С. Боровых и др. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 140 с.
11. Письмо Министерства образования
и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. №03-02/11974 «О региональной модели оценки качества общего образования (Челябинская область)». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299711.
- Дата обращения: 08.04.2018.
12. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 марта 2018 г. № 05-71 «О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299712.
- Дата обращения: 03.07.2018.
13. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299712.
- Дата обращения: 12.08.2018.
14. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29 марта
2017 года № 01/970 «Об утверждении Концепции межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299932.
- Дата обращения: 10.09.2018.
15. Постановление Правительства Челябинской области от 28.12.2017 N 732-П (ред. от 25.09.2018) "О государственной программе Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" на
2018 - 2025 годы" (вместе с "Государственной программой Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" на 2018 - 2025 годы") [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mi-nobr74.ru/Upload/files/732-%D0%9F.pdf (дата обращения: 29.10.2018 г.)
16. Управление разработкой и реализацией программы развития образовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования [Текст]: учебно-методическое пособие для
программы повышения квалификации «Управление качеством образования в образовательной организации на основе реализации региональной модели оценки качества образования» / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, Д.С. Ильина, [и др.]/ - Челябинск: РЦОКИО, 2018.
- 159 с.
References
1. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya vnutrennikh sistem otsenki kachestva obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: metodicheskie rekomendatsii dlya rukovoditeley obrazovatel'nykh organizatsiy [Tekst]/ A. A. Barabas, YU.YU. Baranova, I. V. Latypova [i dr.]
- CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 129 s.
2. Barabas, A.A. Potentsial mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya v sovershenstvovanii munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst]/ A.A. Barabas // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya -2017 - № 2 (3). - C.5-16.
3. Barabas, A.A., Aspekty kompleksnogo soprovozhdeniya sovershenstvovaniya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / A.A. Barabas, YU.YU. Baranova // Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Resursy obrazovatel'noy aglomeratsii po sovershenstvo-vaniyu munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obrazovaniya. II mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (30 noyabrya - 01 dekabrya 2017 goda, g. CHelyabinsk): sbornik materialov konferentsii / pod red. A.A. Barabasa.
- CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - S.10-21.
4. Barabas, A. A. Kontseptsiya sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti kak mekhanizm formirovaniya regional'nogo segmenta obshcherossiyskoy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst]/ A. A. Barabas, E. A. Tyurina // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya -2016 - № 1. - C.5-10.
5. Baranova, YU. YU. Nauchno-metodicheskie aspekty razvitiya regional'nykh mekhanizmov otsenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst]/ YU. YU. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva
obrazovaniya -2017 - №1(2). - C.21-25.
6. Edinaya sistema otsenki kachestva obrazovaniya (Broshyura Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki) [El-ektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/esoko/ - Data obrashcheniya -31.07.2018 g.
7. Model'nye resheniya razrabotki i organi-zatsii provedeniya munitsipal'nykh protsedur otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie dlya pro-grammy povysheniya kvalifikatsii «Uprav-lenie kachestvom obrazovaniya v munitsi-pal'noy obrazovatel'noy sisteme na osnove re-alizatsii regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya» / A.A. Barabas, YU.YU Baranova, I.V. Latypova, [i dr.].-CHelyabinsk: RTSOKIO, 2018. - 212 s.
8. Munitsipal'naya sistema otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: tekhnologiya sovershenstvovaniya v kontekste vnedreniya regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst]: metodicheskie rekomendatsii dlya organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyay-ushchikh upravlenie v sfere obrazovaniya, po sovershenstvovaniyu munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya / pod redaktsiey A.A. Barabasa - CHelyabinsk: GBU DPO RTSOKIO, 2017. - 104 s.
9. Otsenka rezul'tativnosti funktsion-irovaniya ofitsial'nykh saytov obra-zovatel'nykh organizatsiy i organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchikh upravlenie v sfere obrazovaniya [Tekst] : ek-spertnye metodicheskie materialy po otsenke rezul'tativnosti funktsionirovaniya ofitsi-al'nykh saytov / A.A. Barabas, YU.YU. Baranova, I.S., E.A. Solodkova i [dr.]. - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2018. - 104 s.
10. Otsenka rezul'tativnosti funktsion-irovaniya institutsional'nykh i munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obshchego obra-zovaniya: ekspertnye metodicheskie materialy po otsenke vnutrennikh i munitsipal'nykh sis tem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst]/ A. A. Barabas, YU. YU. Baranova, I. S. Borovykh i dr. - CHelyabinsk:
RTSOKIO, 2017. - 140 s.
11. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016 g. №0302/11974 «O regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (CHelyabinskaya oblast')». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.regionz.ru/ in-dex.php?ds=299711. - Data obrashcheniya: 08.04.2018.
12. Pis'mo Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki ot 16 marta 2018 g. № 05-71 «O napravlenii rekomendatsiy po pov-ysheniyu ob"ektivnosti otsenki obrazovatel'nykh rezul'tatov» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.regionz.ru/ in-dex.php?ds=299712. - Data obrashcheniya: 03.07.2018.
13. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 g. № 01/3525 «Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti» [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.regionz.ru/ in-dex.php?ds=299712. - Data obrashcheniya: 12.08.2018.
14. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 29 marta 2017 goda № 01/970 «Ob utverzhdenii Kontseptsii mezhmuni-tsipal'nogo vzaimodeystviya v reshenii zadach effektivnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya na osnove rezul'tatov regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299932. -Data obrashcheniya: 10.09.2018.
15. Postanovlenie Pravitel'stva CHelyabinskoy oblasti ot 28.12.2017 N 732-P (red. ot 25.09.2018) "O gosudarstvennoy programme CHelyabinskoy oblasti "Razvitie obrazovaniya v CHelyabinskoy oblasti" na 2018 - 2025 gody" (vmeste s "Gosudarstvennoy programmoy CHelyabinskoy oblasti "Razvitie obrazovaniya v CHelyabinskoy oblasti" na 2018 - 2025 gody")
[Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.minobr74.ru/Upload/files/732%D 0%9F.pdf (data obrashcheniya: 29.10.2018 g.)
16. Upravlenie razrabotkoy i realizatsiey pro-grammy razvitiya obrazovatel'noy organi-zatsii po rezul'tatam vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie dlya pro-grammy povysheniya kvalifikatsii «Upravlenie kachestvom obrazovaniya v obra-zovatel'noy organizatsii na osnove realizatsii regional'noy modeli otsenki kachestva obrazovaniya» / A.A. Barabas, YU.YU. Baranova, D.S. Il'ina, [i dr.]/ - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2018. - 159 s.
Сведения об авторе Барабас Андрей Александрович - Почетный работник общего образования РФ, Член учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области, директор ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Баранова Юлия Юрьевна - Первый заместитель директора Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», Челябинск
Information about authors
Barabas A.A. - Honourable worker of the general education of the Russian Federation, Member of the educational and methodological Association for General education of the Chelyabinsk region, Director of the Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Baranova Yu.Yu. - Deputy Director for General Issues, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk.