УДК 371
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА СЕТЕВОГО МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ МОДЕЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В. Пекарская
Современным механизмом управления ресурсами в сфере образования является образовательная агломерация по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования. Данный механизм содержит потенциал для решения на уровне муниципальных органов управления образования проблемы эффективного управления качеством образования по результатам региональной системы оценки качества образования. Использование механизма образовательной агломерации для решения проблемы эффективного управления качеством образования в муниципальных образовательных системах является целесообразным, поскольку опирается на уже имеющийся опыт межмуниципального взаимодействия и интеграции ресурсов при реализации совместных проектов.
Ключевые слова: оценка качества образования, межмуниципальное взаимодействие, образовательная агломерация, интеграция ресурсов, механизмы взаимодействия, проектное управление, межмуниципальные проектные группы.
В деятельности по совершенствованию муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) важнейшим условием формирования показателей оценки качества образования является наличие ресурсов муниципальных образовательных систем в соответствии с региональной системой оценки качества образования (РСОКО). Ресурсы: трудовые, материально-технические, финансовые, информационные (в том числе учебно-методические), нормативные, временные способствуют созданию условий для формирования и совершенствования системы оценки качества образования. Под качеством образования понимается комплекс-
ная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [4].
В связи с этим назрела необходимость организации межмуниципального взаимодействия для совместного решения задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования [ 1].
Несомненно, совершенствование муниципальной системы оценки качества образования обусловлено запросами муниципальных органов управления образованием на информационное, организационное и научно-методическое сопровождение. Ориентиры и содержание деятельности межмуниципального взаимодействия нашли своё отражение в Концепции межмуниципального взаимодействия по совершенствованию муниципальной системы оценки качества образования по результатам региональной системы оценки качества образования (далее - Концепция), утверждённой Министерством образования и науки Челябинской области по результатам профессионально-общественной экспертизы.
Концепция определяет цель, задачи, основные понятия и принципы, межмуниципального взаимодействия; а также его содержание, процедуры, механизмы и средства реализации. В Концепции сформулированы подходы, ожидаемые результаты межмуниципального взаимодействия и основные по-
казатели результативности.
Современным механизмом управления ресурсами в сфере образования является образовательная агломерация по развитию систем оценки качества образования МСОКО. Данный механизм содержит потенциал для решения на уровне МОУО проблемы эффективного управления качеством образования по результатам РСОКО [1]. Использование механизма образовательной агломерации для решения проблемы эффективного управления качеством образования в муниципальных образовательных системах будет целесообразным, поскольку опирается на уже имеющийся опыт межмуниципального взаимодействия и интеграции ресурсов при реализации совместных проектов.
Образовательная агломерация — это инициативное объединение субъектов муниципальных систем образования, потенциально имеющих или уже имеющих сложившуюся многокомпонентную динамическую систему связей для совместного решения проблем в сфере образования [1].
Реализация цели и задач межмуниципального взаимодействия пролонгирована во времени, поэтому осуществляется в два этапа:
подготовительно-деятельностный этап предусматривает период 2017-2018 гг. — это период становления образовательной агломерации Челябинской области по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования;
продуктивно-результативный этап предусматривает период с 2018-2020 гг., основой которого являются результаты предыдущего этапа и планируемые результаты.
Организационным условием межмуниципального взаимодействия при разработке муниципальных процедур оценки качества образования в рамках образовательной агломерации является наличие её организационной структуры. Интегрирующая роль в данной структуре определена Министерству образования и науки Челябинской области, а координатором деятельности всех субъектов образовательной агломерации, выступает Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО
РЦОКИО). Средством организации деятельности образовательной агломерации выступают проектные договоры, заключаемые ГБУ ДПО РЦОКИО с МОУО по различным аспектам взаимодействия по совершенствованию МСОКО. В организационной структуре ГБУ ДПО РЦОКИО предусмотрены штатные должности и структурные подразделения, функционально обеспечивающие реализацию проектных договоров. Координационная роль ГБУ ДПО РЦОКИО заключается в комплексном сопровождении деятельности образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования:
- организационное сопровождение деятельности МОУО - участников образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования;
- повышение квалификации команд специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, команд образовательных организаций по вопросам самоуправления совершенствованием систем оценки качества образования;
- научно-методическое и информационное сопровождение деятельности МОУО участников образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования.
Организационным средством деятельности образовательной агломерации по решению задачи совершенствования муниципальных систем оценки качества образования выступает Дорожная карта образовательной агломерации, которая определяет направления (мероприятия), формы, процедуры и календарные сроки межмуниципального взаимодействия [1].
В 2017 году исходя из поставленных задач в выполнении регламента Дорожной карты образовательной агломерации, осуществлялась разработка региональной модели муниципальной системы оценки качества образования пятью межмуниципальными проектными группами по направлениям:
- нормативные и методологические основания модели МСОКО и подходы к мониторингу и контролю результативности МСОКО;
- содержание деятельности МОУО по обеспечению оценки качества: содержания образовательных программ, условий их реализации и результатов освоения обучающимися образовательных программ;
- организационные механизмы реализации МСОКО.
Возглавляли работу межмуниципальных проектных команд представители региональных инновационных площадок по совершенствованию региональной системы оценки качества образования в Челябинской области: средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 104 г. Челябинска и муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 53» г. Магнитогорска.
Состав межмуниципальных проектных групп был представлен 15 МОУО Челябинской области, что составило 35% от общего числа муниципалитетов Челябинской области.
Результатом работы межмуниципальных проектных групп в 2017 году явился анализ состояния действующих муниципальных систем оценки качества образования, формирование подходов и предложений по разработке компонентов модельной муниципальной системы оценки качества образования.
Актуальность разработки муниципальной модели оценки качества образования определяется требованиями современного законодательства к управлению качеством общего образования по результатам оценочных процедур, необходимостью разработки механизмов интерпретации результатов оценочных процедур, необходимостью разработки механизмов интерпретации результатов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также форм предъявления общественности и руководству муниципалитета достигнутого уровня качества образования в муниципальной образовательной системе (в контексте результативности региональной системы оценки качества образования) [2].
Каждая межмуниципальная проектная группа работала по заданному направлению по содержательному наполнению модельной МСОКО:
- определение целевых ориентиров и кри-
териев результативности модели МСОКО;
- особенности отражения в модели МСОКО содержания и процедур оценки качества образовательных программ;
- оценка качества условий реализации образовательных программ как содержание и процедуры модели МСОКО;
- подходы к формированию вариативной (муниципальной) части оценки качества образовательных результатов в рамках модели МСОКО;
- организационные условия внедрения региональной модели МСОКО.
В процессе работы участники межмуниципальных проектных групп столкнулись с рядом трудностей при разработке содержания модели: недостаточная научно-методическая проработанность проблемы оценки качества образования на муниципальном уровне, недостаточная сформированность терминологического поля, сложность определения единого нормативного поля (затруднения в трактовке полномочий МОУО в части оценки качества общего образования), сложность формирования вариативной (муниципальной) составляющей МСОКО в части описания содержания, отбора процедур оценки качества образования, сложность учёта в модели всей совокупности объектов, механизмов, процедур по уровням образования.
Участие межмуниципальных проектных групп (МПГ) в разработке муниципальной модели оценки качества образования имеет особую практическую значимость поскольку на основе проделанной работы руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, смогли проанализировать функционирующую МСОКО и определить направления деятельности по её совершенствованию на основе результатов РСОКО.
В 2018 году функционирование образовательной агломерации осуществлялось на основе имеющегося опыта и единых подходов к организации работы образовательной агломерации. Одной из эффективных форм организации работы по разработке муниципальных процедур оценки качества образования в рамках образовательной агломерации, явля-
ется работа межмуниципальных проектных групп, сформированных на добровольной основе по инициативе участников образовательной агломерации от муниципальных органов управления образованием, входящих в состав образовательной агломерации. Руководство группами осуществлялось представителями муниципальных групп Ашинского муниципального района и Магнитогорского городского округа. Состав межмуниципальных проектных групп был представлен 21 муниципальным органом управления образования Челябинской области, что составило 49 % от общего числа муниципалитетов Челябинской области. Положительная динамика в увеличении количественного состава муниципалитетов, входящих в состав образовательной агломерации, говорит об актуальности и необходимости построения муниципальных систем оценки качества образования на основе учёта результатов РСОКО как инвариантной составляющей, которая обеспечивает её «включенность» в региональную систему управления качеством образования.
Межмуниципальные проектные группы для выполнения работы по заданному направлению были распределены по объектам. Объектами региональной системы оценки качества образования в соответствии с компонентами качества образования, нормативно определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», выступают:
- образовательные программы;
- условия реализации образовательных программ;
- результаты освоения обучающимися основных образовательных программ [3].
Выполнение задач, поставленных на 2018 год перед межмуниципальными проектными группами, осуществлялось через выполнение регламента Дорожной карты образовательной агломерации:
- концептуализация и регламентация работы образовательной агломерации по совершенствованию МСОКО;
- выработка единых подходов к структуре, содержанию муниципальных процедур оценки качества образования, а также организации их проведения, анализу и интерпре-
тации результатов - модельные муниципальные процедуры оценки качества образования;
- расширение «сферы влияния» образовательной агломерации по совершенствованию МСОКО на формирование «политики» развития системы образования Челябинской области.
Алгоритм работы межмуниципальных проектных групп по разработке аспектов МСОКО выстраивался следующим образом:
- формирование единого банка данных о применяемых в практике МОУО муниципальных процедур оценки качества образования;
- отбор и анализ применяемых в практике МОУО в Челябинской области механизмов и процедур оценки качества образования с точки зрения их востребованности для принятия решений на разных уровнях управления и распределение их по объектам;
- привлечение участников образовательной агломерации к обобщению и профессионально-общественному обсуждению результатов работы межмуниципальных проектных групп, с целью конкретизации и детализации разнообразных процедур оценки качества образования на муниципальном и институциональном уровне;
- презентация результатов работы межмуниципальных проектных групп;
- апробация и внедрение типовых модельных муниципальных процедур оценки качества образования в муниципальных системах образования.
В целом результатом работы межмуниципальных проектных групп в 2018 году явилось формирование применяемых в практике МОУО универсальных (типовых) механизмов и процедур оценки качества образования.
Концепцией межмуниципального взаимодействия определено, что комплексное (в рамках каждого этапа) и последовательное (от первого этапа ко второму) решение задач позволит обеспечить достижение ожидаемых результатов реализации Концепции в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО.
В результате по окончании первого этапа к
концу 2018 года организация работы образовательной агломерации на основе сетевого межмуниципального взаимодействия позволит:
- сформировать муниципальные системы оценки качества образования в соответствии с полномочиями МОУО и на основе РСОКО;
- учитывать в МСОКО экономические, общественно-политические и социокультурные особенности муниципальных образований Челябинской области в части обеспечения качества образования;
- определить инвариантные и специфические процедуры оценки качества образования в рамках муниципальных систем оценки качества образования и обеспечения качества образования на основе полученных результатов;
- привлечь общественно-профессиональные сообщества к участию в различных формах профессиональной, профессионально-общественной и общественной оценки качества образования и мероприятиям по обеспечению качества образования на основе полученных результатов;
- применять эффективные средства информационного, методического и технического сопровождения современных механизмов и процедур обеспечения качества образования;
- информировать потребителей результатов РСОКО о состоянии и тенденциях качества образования в образовательной системе Челябинской области [1].
Хотелось бы отметить, что за период функционирования образовательной агломерации удалось сформировать базу позитивных практик по созданию муниципальных и институциональных (внутренних) систем оценки качества образования на основе единого регионального аспекта, определить затруднения в формировании оценки качества образования муниципальных органов управления образованием с целью принятия оперативных управленческих решений, выработать единые подходы к разработке оценочного инструментария, технологиям проведения оценочных процедур, анализу и интерпретации результатов, сформировать практику использования региональных информа-
ционных систем на основе объективизации процедур МСОКО.
Представление и обобщение передового опыта, профессионально-общественное обсуждение научно-методических и прикладных продуктов межмуниципального взаимодействия осуществлялось на традиционных региональных мероприятиях в рамках межмуниципального взаимодействия в решении актуальных вопросов развития систем оценки качества образования:
- съезд руководителей образовательных организаций Челябинской области;
- сессия (форум) участников образовательной агломерации;
- презентационный проект День образовательной агломерации;
- региональный конкурс систем оценки качества образования;
- региональный конкурс официальных сайтов;
- ежегодная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования»;
- тематические вопросы на заседаниях Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области
Впервые в этом году 20 сентября 2018 года в Ашинском муниципальном районе в соответствии с мероприятиями Дорожной карты межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования на 2018 год (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.02.2018 № 03/524), состоялось мероприятие «День образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования». Организатором данного презентационного проекта является Министерство образования и науки Челябинской области, координатором Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования».
Целью презентационного проекта явилось публичное представление системе образования Челябинской области результатов дея-
тельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, межмуниципальных проектных групп - участников образовательной агломерации Челябинской области по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования (образовательной агломерации), а также направлений дальнейшего развития образовательной агломерации.
По результатам работы презентационного проекта «День образовательной агломерации» была принята резолюция, в которой участники презентационного проекта выразили одобрение по разработанным и представленным на презентационном проекте прикладным научно-методическим продуктам и организационно-распорядительным документам, обеспечивающим новые подходы к управлению и развитию оценки качества образования на институциональном, муниципальном и региональном уровнях в рамках образовательной агломерации.
Исходя из анализа результатов межмуниципального взаимодействия в рамках образовательной агломерации за истекший период и включение образовательной агломерации в региональные инновационные механизмы управления позволило констатировать факт достижения показателей результативности в части оценки качества образования на всех уровнях управления системой образования Челябинской области и определить новый вектор развития образовательной агломерации, в частности перехода её от этапа совершенствования МСОКО на этап развития систем оценки качества образования (региональной, муниципальных, институциональных).
Список литературы
¡.Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества общего образования. Утверждена приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.03.2017 г. № 01/970. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446290 257
2. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования [Текст] / под редакцией Е.А. Тю-риной. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 163 с.
3. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) (утверждена Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 03-02/11974) [Текст] - Челябинск: РЦОКИО. - 2017. - 163 с.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ - Дата обращения: 20.10.2018.
5. Павлова, Н. А., Практика межмуниципального взаимодействия при разработке модели муниципальной системы оценки качества образования [Текст] / Н.А. Павлова, Л.В. Пекарская // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования - 2017. -№2. - С 95-101.
References
1. Kontseptsiya mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya v reshenii zadach effektivnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya na osnove rezul'tatov regional'noy sistemy otsenki kachestva obshchego obrazovaniya. Utver-zhdena prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 29.03.2017 g. № 01/970. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/docu-ment/446290257
2. Munitsipal'naya sistema otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: tekhnologiya sovershenstvovaniya v kontekste vnedreniya re-gional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst] / pod redaktsiey E.A. Tyurinoy. - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. -163 s.
3. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (CHelyabinskaya ob-last') (utverzhdena Pis'mom Ministerstva obra-zovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 g. № 03-02/11974) [Tekst] - CHelyabinsk: RTSOKIO. - 2017. - 163 s.
4. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ
(red. ot 01.05.2017, s izm. ot 05.07.2017) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [El-ektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ - Data obrashcheniya: 20.10.2018.
5.Pavlova, N. A., Praktika mezhmunitsi-pal'nogo vzaimodeystviya pri razrabotke modeli munitsipal'noy sistemy otsenki kachestva obra-zovaniya [Tekst] / N.A. Pavlova, L.V. Pekarskaya // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya -2017. - №2. - S 95-101.
Сведения об авторе Пекарская Лариса Викторовна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск.
Information about author Pekarskaya L.V. - Methodologist of organizational and publishing department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education