Научная статья на тему 'Модель образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования в Челябинской области'

Модель образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования в Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная агломерация / механизмы организации межмуниципального взаимодействия / региональная система оценки качества образования / проектное управление. / educational agglomeration / organizational mechanisms of inter-municipal integration / regional education quality assessment system / project management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпова Ирина Владимировна, Пекарская Лариса Викторовна, Ручкина Евгения Сергеевна, Лаптева Наталья Александровна

В статье представлено описание модели образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования, в которой обозначены взаимосвязанные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и результативный. Так же показаны эффекты и условия реализации модели образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латыпова Ирина Владимировна, Пекарская Лариса Викторовна, Ручкина Евгения Сергеевна, Лаптева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of educational agglom- eration in education quality assessment systems development in Chelyabinsk region

The article represents a description of educational agglomeration in education quality assessment systems development where linked components are stated: target, content-related, procedural and resultative ones. The implementation effects and conditions of the model of educational agglomeration in education quality assessment systems development are also shown.

Текст научной работы на тему «Модель образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования в Челябинской области»

УДК 37.014

модель образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования

в челябинской области

И.В. Латыпова, Л.В. Пекарская, Е.С. Ручкина, Н.А. Лаптева

В статье представлено описание модели образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования, в которой обозначены взаимосвязанные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и результативный. Так же показаны эффекты и условия реализации модели образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования.

Ключевые слова: образовательная агломерация, механизмы организации межмуниципального взаимодействия, региональная система оценки качества образования, проектное управление.

В Челябинской области решение задач развития региональной системы оценки качества образования (РСОКО) обеспечивается посредством реализации стратегии межмуниципального взаимодействия. Эффективным средством такого взаимодействия выступает образовательная агломерация по развитию систем оценки качества образования (образовательная агломерация), которая прошла с 2016 года путь от неформального объединения муниципалитетов по совершенствованию муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) до создания в 2018 году региональной организационной структуры, оказывающей влияние на формирование и реализацию региональной политики в сфере оценки качества образования [2].

Образовательная агломерация - это инициативное объединение субъектов муниципальных систем образования, потенциально имеющих или уже имеющих сложившуюся многокомпонентную динамическую систему связей для совместного решения проблем в сфере образования [1].

Целью формирования образовательной агломерации является создание условий применения инновационных региональных механизмов сетевого межмуниципального взаимодействия для обеспечения развития

единой востребованной РСОКО. Определяя стратегическую основу образовательной агломерации важно отметить комплексное сопровождение инновационных региональных механизмов сетевого межмуниципального взаимодействия в решении актуальных вопросов развития систем оценки качества образования (региональной, муниципальных, институциональных).

Очевидно, что проектное управление, организация межмуниципального взаимодействия, концептуализация ключевых аспектов развития РСОКО являются инновационными региональными механизмами сетевого межмуниципального взаимодействия.

Модель образовательной агломерации (Модель) состоит из содержательного, процессуального и результативного компонентов, которые дополняют друг друга. Значимо то, что содержательная основа Модели образовательной агломерации представлена совокупностью региональных мероприятий (ежегодных -инвариантных, и специальных проектов -вариативных). Мероприятия обеспечивают в соответствии с Концепцией РСОКО развитие региональной системы оценки качества образования на основе совместного использования комплекса ресурсов муниципальных образовательных систем (кадровых, организационных, нормативных, информационных, временных и др.) для эффективного управления качеством образования по результатам (на всех уровнях управления: региональном, муниципальном, институциональном).

Очевидно, что объектами Модели являются системы оценки качества образования на всех уровнях: региональном, муниципальном и институциональном. Также рассматриваем модельные распорядительные документы по процедурам оценки качества образования, научно-методические продукты проектной деятельности, официальные сайты и образовательные порталы.

Субъекты Модели представлены организатором образовательной агломерации - Минис-

терством образования и науки Челябинской области. Министерство образования и науки Челябинской области выступает заказчиком и экспертом. Экспертом также выступает ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Региональным координатором является ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». В свою очередь, инициативным участником, заказчиком, исполнителем, экспертом являются муниципальные органы управления образованием.

Работа образовательной агломерации выстраивается в рамках проектного управления. Идеология проектного управления определена Постановлением Правительства РФ от 15.10.2016 N° 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Важно отметить, что регламент осуществления проектного управления утвержден на уровне Правительства, в котором определено, что «Проект—комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений». Так же определены правила разработки стратегических документов, реализацию которых предполагается осуществлять в проектном режиме (Постановление Правительства от 12 октября 2017 года № 1242 «О разработке, реализации и оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации»). Образование является одной из пяти отраслей, в которой управление развитием осуществляется с помощью госпрограмм, построенных на проектных принципах (Постановление Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» (2018-2025 г.). Одним из принципов образовательной агломерации является проектное управление, участниками которого являются межмуниципальные проектные группы. Если участниками региональных мероприятий в сфере оценки качества образования выступают образовательные организации - региональные и федеральные инновационные площадки, то участниками и исполнителями являются муниципальные команды и межмуниципальные проектные группы.

Следующий компонент Модели, содержательный, представлен инвариантными и вариативными процедурами. Инвариантные (ежегодные) региональные мероприятия в рамках межмуниципального взаимодействия в решении актуальных вопросов развития систем оценки качества образования представлены следующими мероприятиями:

- съезд руководителей образовательных организаций Челябинской области;

- сессия (форум) участников образовательной агломерации;

- презентационный проект День образовательной агломерации;

- региональный конкурс систем оценки качества образования;

- региональный конкурс официальных сайтов;

- ежегодная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования»;

- тематические вопросы на заседаниях Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области.

Вариативные мероприятия (специальные проекты) в рамках межмуниципального взаимодействия:

- реализация проектов региональными рабочими группами (например, по разработке концепции информационной политики в системе образования);

- реализация проектов межмуниципальными проектными группами (например, по разработке модельной МСОКО, по разработке модельных процедур оценки качества образования) [4];

- реализация проектов региональными и муниципальными инновационными площадками по вопросам оценки качества образования;

- представление регионального опыта в научно-профессиональном сообществе (всероссийские конференции (внешние) по вопросам оценки качества, публикации в высокорейтинговых журналах, обмен опытом);

- проекты в рамках федеральных грантов.

Процессуальный компонент Модели представлен инновационными региональными механизмами сетевого межмуниципального взаимодействия, процедурами, обеспечивающими реализацию механизмов и инструмента-

ми, которые обеспечивают результативность управления, организации межмуниципального процедур (Таблица 1). взаимодействия, концептуализации ключевых

Рассматривая процедуры, необходимо аспектов развития РСОКО. остановиться на механизмах проектного

Таблица 1

Процессуальный компонент Модели (фрагмент)

Инновационные региональные механизмы сетевого межмуниципального взаимодействия Процедуры, обеспечивающие реализацию механизмов Инструменты, обеспечивающие результативность процедур

Механизм проектного управления Планирование региональных целевых программ и проектов, комплекса мероприятий, показателей результативности и эффективности их реализации Государственная программа «Развитие образования в Челябинской области» Ведомственный проект «Формирование востребованной системы оценки качества образования»

Комплексное сопровождение (организационное, научно-методическое, информационное) сопровождение реализации региональных целевых программ и проектов на основе сетевого межмуниципального взаимодействия План работы Министерства образования и науки Челябинской области Организационные структуры управления региональными целевыми программами и проектами

Мониторинг, публичное представление и профессионально-общественная экспертиза результатов реализации региональных целевых программ и проектов, оценка их результативности и эффективности Региональные информационные системы Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области (Образовательный портал Челябинской области) Учебно-методическое объединение по общему образованию Челябинской области

Механизм организации межмуниципального взаимо- Включение МОУО в состав образовательной агломерации и регламентация их деятельности Положение об образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования

действия Планирование работы муниципальных команд и межмуниципальных проектных групп Дорожная карта межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования на текущий год

Инновационные региональные механизмы сетевого межмуниципального взаимодействия Процедуры, обеспечивающие реализацию механизмов Инструменты, обеспечивающие результативность процедур

Механизм концептуализации ключевых аспектов развития РСОКО Организация и комплексное сопровождение работы муниципальных и межмуниципальных команд Проектный договор между МОУО и ГБУ ДПО РЦОКИО - региональным координатором межмуниципального взаимодействия

Презентация промежуточных и окончательных результатов межмуниципального взаимодействия, их профессионально-общественное обсуждение Положение о презентационном проекте «День образовательной агломерации» Виртуальная информационно-методическая площадка официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО Образовательный портал Челябинской области Концепция регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования Экспертные материалы по оценке результативности систем оценки качества образования Экспертные материалы по оценке результативности официальных сайтов в системе образования

Концептуализация эффективного опыта межмуниципального взаимодействия для обеспечения развития единой востребованной региональной системы оценки качества образования Концепция и программа ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования» Научно-методический журнал «Научно-методическое сопровождение систем оценки качества образования» Научно-методические материалы

Внедрение эффективного опыта межмуниципального взаимодействия для обеспечения развития единой востребованной региональной системы оценки качества образования Концепция единой региональной информационной политики в системе образования Методика «Оценка эффективности деятельности МОУО» Обучение муниципальных команд по программам повышения квалификации Программы стажировок на базе МОУО - лидеров агломерации Тьюторство

Важно отметить, что ожидаемым результатом образовательной агломерации можно считать условия и комплексное сопровождение (организационное, научно-методическое, информационное) применения инновационных региональных механизмов сетевого межмуниципального взаимодействия для обеспечения развития единой востребованной региональной системы оценки качества образования (Таблица 2). Для определения показателей результативности в Модели приведены следующие индикативные показатели:

- доля муниципальных образований Челябинской области, в которых созданы и функционируют муниципальные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в общем количестве муниципальных образований Челябинской области, составит 100%;

- доля муниципальных образований Челябинской области, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты в целях проведения внутри-муниципального анализа и оценки качества образования, в общем количестве муниципальных образований Челябинской области, составит 100%;

- доля органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, включенных в образовательную агломерацию, в общем их количестве, составит 75%;

- доля органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, входящих в образовательную агломерацию, на базе которых были организованы и проведены региональные мероприятия в рамках межмуниципального взаимодействия, от общего количества органов местного

Организационные, информационные и м

самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, входящих в образовательную агломерацию, составит 100%;

- доля специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, вовлечённых (в рамках межмуниципального взаимодействия) в разработку методических материалов (рекомендаций, кейсов и пр.), от общего количества участников муниципальных команд, составит 100%;

- доля специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, включенных в состав муниципальных команд и межмуниципальных проектных групп, прошедших повышение квалификации по программам повышения квалификации, направленных на совершенствование компетентностей в сфере оценки качества образования, от общего количества участников муниципальных команд и межмуниципальных проектных групп, составит 75%;

- доля методических материалов по актуальным вопросам развития систем оценки качества образования, разработанных (в рамках межмуниципального взаимодействия) участниками межмуниципальных проектных, от общего количества таких материалов, составит 75%;

- доля методических материалов, продуктов реализации целевых региональных программ и проектов по актуальным вопросам развития систем оценки качества образования, разработанных (в рамках межмуниципального взаимодействия) участниками межмуниципальных проектных групп, прошедших профессионально-общественное обсуждение и/или экспертное оценивание, от общего количества таких материалов, составит 100%.

Таблица 2

тодические условия реализации Модели

Организационные условия Информационные условия Методические условия

1) наличие организационной структуры управления образовательной агломерацией: -организатор - Министерство 1) функционирование официального сайта Министерства образования и науки Челябинской области как комплексного 1) разработанность программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обеспечивающих

Организационные условия Информационные условия Методические условия

образования и науки Челябинской области; - координатор - Региональный центр оценки качества и информатизации образования (ГБУ ДПО РЦОКИО) - руководители муниципальных команд: руководители межмуниципальных проектных групп - участники муниципальных, межмуниципальных проектных групп 2) применение проектно-целевого управления в рамках межмуниципального взаимодействия образовательного портала 2) функционирование виртуальной информационно-методической площадки на базе официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО как ресурса оперативного управления деятельностью образовательной агломерации; 3) внедрение Концепции региональной информационной политики как системы информационного взаимодействия субъектов межмуниципального взаимодействия совершенствование профессиональных компетентностей различных категорий участников межмуниципального взаимодействия по актуальным направлениям развития систем оценки качества образования; 2) повышение квалификации участников муниципальных команд, межмуниципальных проектных групп, региональных экспертов, а также команд образовательных организаций по направлениям развития систем оценки качества образования; 3) сформированность и доступность применения типовых управленческих решений по результатам систем оценки качества образования

Безусловно, эффектами реализации Модели можно считать:

- интеграцию и оптимальное использование ресурсов муниципальных образовательных систем в вопросах развития муниципальных и институциональных систем оценки качества в соответствии с изменениями региональной системы оценки качества образования;

- эффективность функционирования муниципальных (и институциональных) систем оценки качества образования в рамках нормативно закрепленных полномочий;

- распространение передового опыта развития МСОКО в муниципальных образовательных системах;

- сформированность единого банка аналитических материалов, модельных вариантов управленческих решений, регламентов методических рекомендаций, обеспечивающих развитие систем оценки качества образования;

- возможность применения разработанных в рамках образовательной агломерации на основе РСОКО универсальных механизмов, процедур и средств обеспечения оценки качества образования в муниципальных и

институциональных системах оценки качества образования [5].

Список литературы

1. Агломерация как механизм наращивания ресурсов управления качеством образования в муниципалитетах Челябинской области: методические материалы областного совещания с руководителями органов местного самоуправления Челябинской области, осуществляющих управление в сфере образования /

A.И. Кузнецов, Е.А. Коузова [и др.]; под ред.

B.Н. Кеспикова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016. - 10 с.

2. Барабас, А.А. Потенциал межмуниципального взаимодействия в совершенствовании муниципальных систем оценки качества общего образования / А. А. Барабас // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017 - №№ 2(3). - С. 5-16.

3. Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования (приказ Минис-

терства образования и науки Челябинской области Челябинской области от 29.03. 2017 г № 01/970). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/vimp/uspeshnye-praktiki-msoko/dokumenty/ (дата обращения: 25.03.2019)

4. Координация сетевого взаимодействия на региональном уровне при разработке оценочных материалов (из опыта работы образовательных организаций Челябинской области) / Е.А. Солодкова, О.А. Черепанова, Т.В., Гречущева, Е.А. Масляева. Л.Н Руднева // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017.- № 1 (2). - С 6973.

5. Пекарская, Л.В. Практика применения механизма сетевого межмуниципального взаимодействия при разработке и организации проведения модельных муниципальных процедур оценки качества образования / Л.В. Пекарская // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018.- № 2 (5).- С. 68-74.

References

1. Aglomeratsiya kak mekhanizm narashchivaniya resursov upravleniya kachestvom obrazovaniya v munitsipalitetakh CHelyabinskoy oblasti: metodicheskie materialy oblastnogo soveshchaniya s rukovoditelyami organov mestnogo samoupravleniya CHelyabinskoy oblasti, osushchestvlyayushchikh upravlenie v sfere obrazovaniya / A.I. Kuznetsov, E.A. Kouzova [i dr.]; pod red. V.N. Kespikova. -CHelyabinsk: CHIPPKRO, 2016. - 10 s.

2. Barabas, A.A. Potentsial mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya v sovershenstvovanii munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya / A. A. Barabas // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2017 - N° 2(3). -S. 5-16.

3. Kontseptsiya mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya v reshenii zadach effektivnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya na osnove rezul'tatov regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti CHelyabinskoy oblasti ot 29.03. 2017 g № 01/970). [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa:

https://rcokio.ru/vimp/uspeshnye-praktiki-msoko/dokumenty/ (data obrashcheniya: 25.03.2019)

4. Koordinatsiya setevogo vzaimodeystviya na regional'nom urovne pri razrabotke otsenochnykh materialov (iz opyta raboty obrazovatel'nykh organizatsiy Chelyabinskoy oblasti) / E.A. Solodkova, O.A. Cherepanova, T.V., Grechushcheva, E.A. Maslyaeva. L.N Rudneva // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2017.- № 1 (2). - S 6973.

5. Pekarskaya, L.V. Praktika primeneniya mekhanizma setevogo mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya pri razrabotke i organizatsii provedeniya model'nykh munitsipal'nykh protsedur otsenki kachestva obrazovaniya / L.V. Pekarskaya // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2018.- № 2 (5).- S. 68-74.

Сведения об авторах Латыпова Ирина Владимировна - начальник организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Пекарская Лариса Викторовна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Ручкина Евгения Сергеевна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Лаптева Наталья Александровна -заместитель директора МБОУ «Гимназия № 53», г. Магнитогорск

Information about authors Latypova I.V. - Head of the Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Pekarskaya L.V. - Methodologist of Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Ruchkina E.S. - Methodologist of

Organizational and Publishing Department, Lapteva N.A. - Deputy Director «Gymnasium Regional Center for Quality Assessment and № 53», Magnitogorsk Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.