Научная статья на тему 'Потенциал межмуниципального взаимодействия в совершенствовании муниципальных систем оценки качества общего образования'

Потенциал межмуниципального взаимодействия в совершенствовании муниципальных систем оценки качества общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / "ДОРОЖНАЯ КАРТА" ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АГЛОМЕРАЦИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабас Андрей Александрович

Представлена Концепция межмуници-пального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образо-вания на основе результатов региональной системы оценки качества образования. Обос-нована актуальность интеграции ресурсов муниципальных образовательных систем в совершенствовании систем оценки качества общего образования. Обоснованы подходы к решению задач эффективного управления совершенствованием муниципальных си-стем оценки качества общего образования. Определены цель, задачи, основные понятия и принципы межмуниципального взаимо-действия по вопросам совершенствования систем оценки качества общего образования. Описано содержание такого межмуници-пального взаимодействия. Обоснована идея использования механизма образовательной агломерации для решения задачи эффектив-ного управления качеством общего образо-вания в муниципальных образовательных системах. Показана роль «дорожной карты» как организационного средства деятельно-сти образовательной агломерации по совер-шенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования. Сфор-мулированы ожидаемые результаты межму-ниципального взаимодействия и основные показатели результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барабас Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал межмуниципального взаимодействия в совершенствовании муниципальных систем оценки качества общего образования»

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371

ПОТЕНЦИАЛ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. Барабас

Представлена Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования. Обоснована актуальность интеграции ресурсов муниципальных образовательных систем в совершенствовании систем оценки качества общего образования. Обоснованы подходы к решению задач эффективного управления совершенствованием муниципальных систем оценки качества общего образования. Определены цель, задачи, основные понятия и принципы межмуниципального взаимодействия по вопросам совершенствования систем оценки качества общего образования. Описано содержание такого межмуниципального взаимодействия. Обоснована идея использования механизма образовательной агломерации для решения задачи эффективного управления качеством общего образования в муниципальных образовательных системах. Показана роль «дорожной карты» как организационного средства деятельности образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования. Сформулированы ожидаемые результаты межмуниципального взаимодействия и основные показатели результативности.

Ключевые слова: единая общероссийская система оценки качества образования, региональная система оценки качества образования, Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества, совершенствование муни-

ципальных систем оценки качества общего образования, интеграция ресурсов муниципальных образовательных систем, межмуниципальное взаимодействие, образовательная агломерация, «дорожная карта» образовательной агломерации, управленческие решения.

Необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации является одной из приоритетных задач регулирования отношений в сфере образования [12].

Формирование единой общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов на всех уровнях образования (далее - ЕСОКО) выступает одним из таких условий, определенных Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 гг. [10].

Формирование ЕСОКО нацелено на эффективное управление качеством российского образования и может осуществляться через региональные системы оценки качества образования (далее - РСОКО), обеспечивающие комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования региональных образовательных систем в условиях высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования.

В Челябинской области в качестве стратегии совершенствования региональной системы оценки качества образования определена и обоснована идея формирования востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки.

Данная стратегия представлена в действующей Концепции региональной системы

оценки качества образования, которая обеспечивает согласованность управления качеством образования на всех уровнях образовательной системы: региональном, муниципальном, институциональном [11].

Формирование региональной (и далее -муниципальной, институциональной) востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки может осуществляться более эффективно на основе активного межмуниципального взаимодействия в рамках «оценочного пространства» системы образования Челябинской области.

В этой связи в области организовано межмуниципальное взаимодействие для решения задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования (далее - межмуниципального взаимодействия).

Основой такого взаимодействия выступает Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования (далее - Концепция). Концепция разработана в соответствии с нормативными требованиями, а также на основе концептуальных документов в сфере оценки качества образования федерального и регионального уровней [6, 7, 8, 9, 11].

Актуальность Концепции состоит в обосновании и описании подходов к интеграции ресурсов муниципальных образовательных систем в решении задачи эффективного управления качеством образования в соответствии с РСОКО.

Потенциал межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования в муниципальных образовательных системах Челябинской области определяется наличием условий для организации такого взаимодействия, к которым можно отнести:

- изменения в структуре и содержании региональной системы оценки качества образования;

- разработанность в территориях отдель-

ных компонентов муниципальной системы оценки качества образования (нормативных актов, диагностик, мониторингов, оценочных материалов);

- наличие практики взаимодействия субъектов муниципальных образовательных систем при реализации федеральных и региональных инновационных проектов;

- накопленный в территориях опыт принятия эффективных решений в части оценки качества [2,4].

Исходя из имеющихся стартовых условий, Концепция определяет цель, задачи, основные понятия и принципы межмуниципального взаимодействия; а также его содержание, процедуры, механизмы и средства реализации. В Концепции сформулированы ожидаемые результаты межмуниципального взаимодействия и основные показатели результативности.

Реализация Концепции требует, кроме того, формирования организационной структуры и инфраструктуры для обеспечения межмуниципального взаимодействия, определение организации - регионального координатора реализации стратегии межмуниципального взаимодействия, формирования и разработки критериев добровольного включения муниципальных образований в процесс взаимодействия, а также мониторинга достижения ожидаемых социально-экономических эффектов.

Решение задач эффективного управления качеством образования по результатам РСОКО на муниципальном уровне может быть обеспечено применением нормативного, системного и деятельностного подходов.

Реализация межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования будет эффективной при использовании нормативного подхода, который определяет и структурирует: полномочия региональных и муниципальных органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, в части обеспечения оценки качества образования, возможности на основе полномочий эффективного использования и наращивания ресурсов; механизмы исполнения таких пол-

номочий на всех уровнях управления образовательной системой Челябинской области (региональном, муниципальном, институциональном).

Важно заметить, что в Концепции под полномочием регионального (муниципального) органа управления образованием понимается ограниченное законодательством право регионального (муниципального) органа управления образованием использовать собственные ресурсы и ресурсы региональной образовательной системы для достижения целей её функционирования и развития [2,3].

Применение системного подхода находит своё отражение в формировании совокупности основных компонентов Концепции, которая включает цели, содержание, механизмы и результаты межмуниципального взаимодействия.

Деятельностный подход позволяет представить процесс решения задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО как поэтапное формирование и развитие механизмов межмуниципального взаимодействия в части совместного использования и наращивания ресурсов, процедур оценки качества образования и достижения ожидаемых результатов реализации РСОКО.

Концепцией определен понятийный аппарат, конкретизирующий ее содержание в соответствии с методологией региональной системы оценки качества образования [6,7]. Часть понятий впервые определена в данной Концепции и включает понятия, характеризующие инновационные аспекты межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования по результатам РСОКО.

К таким понятиям, например, относятся

[7]:

- образовательная агломерация как инициативное объединение субъектов муниципальных систем образования, потенциально имеющих или уже имеющих сложившуюся многокомпонентную динамическую систему связей для совместного решения проблем в сфере образования;

- эффективное взаимодействие - степень достижения обязательных целей и задач со-

вершенствования системы управления качеством образования на основании результатов РСОКО и предотвращения негативного воздействия внешней и внутренней среды образовательного пространства;

- ресурсы образовательной агломерации - потенциальные возможности муниципальных образовательных систем объединённых вне формальных административно-территориальных границ, направленных на решение проблемы эффективного управления качеством образования в муниципальных образовательных системах на основе результатов РСОКО (МСОКО).

В соответствии с Концепцией система межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО в Челябинской области опирается на основные принципы:

- нормативности - обеспечивающий взаимодействие субъектов в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО в соответствии в наделенными полномочиями;

- добровольности - предусматривающий инициативные, основанные на самоопределении взаимоотношения субъектов муниципальных систем образования, объединенных для совместного решения проблем в сфере управления качеством образования;

- целевого назначения - предполагающий получение полученной на основе межмуниципального взаимодействия необходимой объективной и релевантной информации для принятия эффективных управленческих решений;

- согласованности - обеспечивающий единство подходов Министерства образования и науки Челябинской области; органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; образовательных организаций Челябинской области при принятии решений в части оценки качества образования в соответствии с определёнными полномочиями;

- ресурсной интеграции - взаимного обмена имеющимися финансовыми, кадровыми, информационно-методическими, нормативными ресурсами посредством тесного межмуниципального взаимодействия в ре-

шении задач эффективного управления качеством образования, направленного на прогнозируемый ожидаемый результат;

- результативности - направленности на обеспечение достижения интегративных показателей функционирования и развития региональной и муниципальных образовательных систем, определенных документами федерального и регионального уровней;

- применимости результатов межмуниципального взаимодействия для оценки результативности и эффективности управления качеством образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях;

- сочетания государственного и общественного управления системой оценки качества образования на основе делегирования полномочий внутри образовательной агломерации;

- информационной открытости процедур и результатов мероприятий РСОКО посредством создания эффективного информационного пространства о состоянии и тенденциях развития качества образования в Челябинской области.

В целом, реализация Концепции в Челябинской области представляет собой процесс интеграции ресурсов муниципальных образовательных систем, образовательных организаций, органов управления образованием государственной и общественной природы для обеспечения эффективного управления качеством образования на основе аккумуляции ресурсов совершенствования системы оценки качества образования и повышение потенциальных возможностей эффективного управления качеством образования по результатам РСОКО в муниципальных образовательных системах и на региональном уровне в целом.

Концепция предполагает организацию межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования, что обосновывает содержание её структурных компонентов.

Целью межмуниципального взаимодействия является интеграция ресурсов муни-

ципальных образований для эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО.

При этом межмуниципальное взаимодействие в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО должно стать эффективным механизмом в обеспечении качества образования всей образовательной системы области в современных условиях и действенным механизмом формирования регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования.

Цель организации межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО реализуется через выполнение следующих задач:

- актуализация и конкретизация полномочий органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (МОУО), в части обеспечения оценки качества образования; соотнесение с полномочиями регионального орана государственной власти, обеспечивающего управление качеством образования;

- анализ и оценка ресурсозатратности эффективного управления обеспечением оценки качества образования в муниципальных образовательных системах;

- отбор (разработка) применение и совершенствование содержания, механизмов и средств эффективного управления обеспечением оценки качества образования в муниципальных образовательных системах;

- создание системы межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО посредством механизма образовательной агломерации;

- организация деятельности образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования (МСОКО);

- создание единого «оценочного пространства» системы образования Челябинской области как востребованной информационной основы принятия управленческих решений;

Реализация данных задач пролонгирована во времени, поэтому осуществляется в два

этапа.

Подготовительно-деятельностный этап предусматривает:

1) анализ и отбор применяемых в практике оценки качества общего образования в Челябинской области механизмов и процедур оценки качества образования с точки зрения их востребованности для принятия решений на разных уровнях управления;

2) анализ комплексности, проводимой в рамках действующей РСОКО оценки качества образования на всех уровнях, отнесённых к полномочиям Министерства образования и науки Челябинской области (общего образования, включая дошкольное образование; дополнительного образования);

3) определение на основе анализа механизмов эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО в условиях межмуниципального взаимодействия;

4) определение и разработка критериев включения муниципальных образований в состав агломерации, ожидаемых социально-экономических эффектов образовательной агломерации, а также определение перспектив её развития и их отражения в программах развития муниципалитетов в составе агломерации.

Продуктивно-результативный этап предусматривает на основе результатов предыдущего этапа:

1) применение в практике оценки качества общего образования в Челябинской области механизма образовательной агломерации для решения проблемы эффективного управления качеством образования по результатам;

2) использование потенциала образовательной агломерации для решения проблемы эффективного управления качеством образования в муниципальных образовательных системах по результатам;

3) применение и совершенствование эффективных средств информационного, методического и технологического сопровождения современных технологий и процедур оценки качества образования;

4) функционирование результативного мониторинга системы оценки качества образования на региональном и муниципальном

уровнях.

Реализация цели и задач модели обеспечивается содержанием, механизмами, процедурами и средствами межмуниципального взаимодействия, характеризуемыми в содержательном разделе Концепции.

Так содержание межмуниципального взаимодействия в решении задачи эффективного управления качеством образования определяется нормативно закрепленными полномочиями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в части обеспечения качества образования. Описание таких полномочий представлено в Концепции региональной системы оценки качества образования [9, 11] в контексте региональной политики в сфере управления качеством образования, что позволяет определить направления, содержание и механизмы деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (МОУО), по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования. Данная деятельность МОУО имеет несколько особенностей.

Во-первых, при совершенствовании муниципальных систем оценки качества образования МОУО необходимо обеспечить включение в них результатов реализации соответствующих полномочий регионального органа управления образованием (непосредственных и переданных от федеральных органов управления образованием). К таким результатам РСОКО, обязательным для учёта при принятии решений на муниципальном уровне относятся результаты:

- государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций Челябинской области, а также органов местного самоуправления региона, осуществляющих управление в сфере образования;

- лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций Челябинской области;

- государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций Челябинской области;

- мероприятий региональных программ развития образования с учётом региональ-

ных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Челябинской области;

- мер по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на территории Челябинской области;

- мер по организации обеспечения образовательных организаций Челябинской области учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- осуществления мониторинга в системе образования Челябинской области;

- проведения государственной итоговой аттестации;

- независимой оценки качества образования в образовательных организациях Челябинской области;

- экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования Челябинской области;

- участия профессионального сообщества в экспертизе основных образовательных программ, учебников, проектов нормативных правовых актов.

Кроме того, в содержании муниципальных систем оценки качества образования необходимо отражать результаты реализации и иных полномочий региона, закреплённых в практике функционирования РСОКО в Челябинской области в части: проектирования и проведения измерений (оценочных процедур); интерпретации результатов оценивания; распространения информации о результатах оценивания; оценки эффективности управленческих решений; подготовки кадров в области оценки качества образования; экспертизы и сертификации измерителей, процедур системы оценки качества образования; создания сервисов для потребителей (консультирова-

ние по запросу, проведение оценки качества образования по запросу, рейтингова-ние, формирование информационных систем, баз данных и т.п.).

Построение муниципальных систем оценки качества образования на основе учёта результатов РСОКО как инвариантной составляющей обеспечивает её «включенность» в региональную систему управления качеством образования [8].

Во-вторых, содержание муниципальных систем оценки качества образования должно определяться непосредственными полномочиями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в части управления качеством образования:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

- организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;

- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

- осуществление иных установленных Федеральным законом Ф3-№273 «Об образовании в российской Федерации» полномочий в сфере образования.

Характеристика этих полномочий подробно описана в Челябинской области и может стать содержательной основой муниципальных систем оценки качества образования [2,3].

Так полномочия МОУО в части обеспечения качества образования позволяют осуществлять комплекс специфических (вариативных) мероприятий по оценке качества образования в муниципальных образовательных системах по всем объектам оценки

качества образования (образовательным программам, условиям реализации образовательных программ, результатам освоения обучающимися образовательных программ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, содержание муниципальных систем оценки качества образования, необходимо рассматривать как ориентир для совершенствования внутренних систем оценки качества образований подведомственных образовательных организаций - основных субъектов процедур оценки качества образования [1].

В целом содержание деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования включает инвариантную составляющую, обеспечивающую учёт результатов региональной системы оценки качества образования, и вариативную - основанную на реализации полномочий МОУО в части обеспечения качества образования и создания условий функционирования институциональных систем оценки качества образования.

Практика управления показывает, что уровне муниципальных образовательных систем осознается необходимость совершенствования муниципальных систем оценки качества образования [4, 5]. Решение данной задачи определяется полномочиями МОУО в части управления качеством образования, объективной включенностью образовательных организаций в мероприятия РСОКО (системные и разовые), а также содержанием показателей эффективности работы муниципальных образовательных систем. Основным препятствием в решении этой задачи выступает при наличии необходимых полномочий ограниченность ресурсов МОУО (временных, кадровых, информационно-методических). Решение задачи обеспечения эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО в силу ограниченности ресурсов может осуществляться на основе межмуниципального взаимодействия.

Межмуниципальное взаимодействие при решении вопросов совершенствования муниципальных систем оценки качества образования необходимо в условиях: изменений в структуре и содержании РСОКО; неоднозначности

понимания значения результатов МСОКО в оценке эффективности функционирования муниципальных образовательных систем (МОС); ограниченности ресурсов МОУО при формировании МСОКО в соответствии с новыми требованиями (временных, кадровых, информационно-методических) [2].

Современным механизмом управления ресурсами в сфере образования является образовательная агломерация. Данный механизм содержит потенциал для решения на уровне МОУО проблемы эффективного управления качеством образования по результатам РСОКО, поскольку предусматривает возможность совместного управления ресурсами нескольких муниципальных образовательных систем.

Поскольку конечная цель образовательной агломерации заключается в обеспечении эффективного выполнения определённого вида целевой деятельности, постольку, по всем признакам, обоснованным будет использование механизма образовательной агломерации для решения задачи эффективного управления качеством образования в муниципальных образовательных системах на основе результатов РСОКО.

Таким образом, использование механизма образовательной агломерации для решения проблемы эффективного управления качеством образования в муниципальных образовательных системах на основе результатов РСОКО является целесообразным, поскольку опирается на имеющийся опыт межмуниципального взаимодействия и объединения ресурсов при реализации совместных проектов.

Организационным средством деятельности образовательной агломерации по решению задачи совершенствования муниципальных систем оценки качества образования выступает «дорожная карта» образовательной агломерации, которая определяет направления (мероприятия), формы, процедуры и календарные сроки межмуниципального взаимодействия.

Условием обеспечения результативности образовательной агломерации по решению задачи совершенствования муниципальных систем оценки качества образования Кон-

цепция определяет наличие организационной структуры управления. Интегрирующая роль в данной структуре определена Министерству образования и науки Челябинской области, а координатором деятельности всех субъектов образовательной агломерации, выступает Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». Средством организации деятельности образовательной агломерации выступают проектные договоры, заключаемые ГБУ ДПО РЦОКИО с МОУО по различным аспектам взаимодействия по совершенствованию МСОКО. В организационной структуре ГБУ ДПО РЦОКИО предусмотрены штатные должности (заместитель директора по взаимодействию) и структурные подразделения (отдел обеспечения внешних связей), функционально обеспечивающие реализацию проектных договоров.

Концепцией определено, что комплексное (в рамках каждого этапа) и последовательное (от первого этапа ко второму) решение задач, позволит обеспечить достижение ожидаемых результатов реализации Концепции в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО.

В результате первого этапа организация межмуниципального взаимодействия позволит:

- сформировать муниципальные системы оценки качества образования в соответствии с полномочиями МОУО и на основе РСОКО;

- учитывать в МСОКО экономические, общественно-политические и социокультурные особенности муниципальных образований Челябинской области в части обеспечения качества образования;

- определить инвариантные и специфические процедуры оценки качества образования в рамках муниципальных систем оценки качества образования и обеспечения качества образования на основе полученных результатов;

- привлечь общественно-профессиональные сообщества к участию в различных формах профессиональной, профессионально-общественной и общественной оценки качества об разования и мероприятиям по обеспечению качества образования на основе полученных ре-

зультатов;

- применять эффективные средства информационного, методического и технического сопровождения современных механизмов и процедур обеспечения качества образования;

- информировать потребителей результатов РСОКО о состоянии и тенденциях качества образования в образовательной системе Челябинской области.

На заключительном этапе межмуниципального взаимодействия будут созданы условия, обеспечивающие эффективность образовательной агломерации как механизма межмуниципального взаимодействия при принятии управленческих решений в части оценки качества образования на всех уровнях управления системой образования Челябинской области, а также для негосударственных потребителей результатов оценки качества образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях (обучающихся и их родителей, местного сообщества, работодателей).

В результате этого - второго этапа - система межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования будет функционировать как часть РСОКО -компонента единой общероссийской системы оценки качества.

Основными показателями результативности реализации Концепции межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО в части достижения цели и реализации поставленных задач являются:

- сформированность муниципальных систем оценки качества образования на основе РСОКО с учётом специфики территорий и запросов потребителей;

- эффективность функционирования МСОКО в рамках нормативно закрепленных полномочий;

- действенность механизмов распространения передового опыта совершенствования МСОКО в муниципальных об-

разовательных системах;

- сформированность единого банка аналитических материалов, модельных вариантов управленческих решений, регламентов методических рекомендаций, обеспечивающих РСОКО-МСОКО;

- оптимизация ресурсов, позволяющих муниципалитетам в кратчайшие сроки обновить системы оценки качества с учётом всех требований, определённых РСОКО;

- применимость разработанных в рамках образовательной агломерации на основе РСОКО универсальных механизмов, процедур и средств обеспечения оценки качества образования в муниципальных и институциональных системах оценки качества образования.

Результаты, полученные в результате межмуниципального взаимодействия, могут применяться (учитываться) на региональном уровне для принятия эффективных управленческих решений при:

- проведении аттестации педагогических работников системы образования региона на высшую, первую квалификационные категории;

- аккредитации общеобразовательных организаций;

- планировании и организации исследований индивидуальных достижений обучающихся и мониторингов регионального и муниципального уровней;

- определении приоритетных направлений повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы общего образования;

- определении объёмов государственных заданий на повышение квалификации педагогических работников;

- планировании и осуществлении оценки эффективности реализации региональных и муниципальных программ развития образования;

- формировании (совершенствовании) нормативной базы, определяющей функционирование и развитие муниципальных систем оценки качества образования (в подсистеме общего образования);

- оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществ-

ляющих управление в сфере образования, с точки зрения реализации полномочий в части обеспечения качества общего образования [9].

На муниципальном уровне результаты могут применяться (учитываться) при:

- оценке деятельности образовательных организаций общего образования;

- формировании (совершенствовании) нормативной базы, определяющей функционирование и развитие муниципальной системы оценки качества образования (в подсистеме общего образования);

- оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования с точки зрения реализации полномочий в части обеспечения качества общего образования [8].

На институциональном уровне результаты, полученные в результате межмуниципального взаимодействия, могут применяться при:

- построении, совершенствовании и реализации внутренних систем оценки качества образования в соответствии с подходами, механизмами, содержанием и процедурами, определёнными в соответствии с требованиями РСОКО и МСОКО в рамках организации межмуниципального взаимодействия, с учётом специфики реализации образовательных программ в конкретной территории и образовательной организации;

- оценке качества и эффективности деятельности педагогических работников и формирования по результатам оптимальных траекторий их профессионального воздействия на обучающихся, обеспечивающих достижение качества образования; а также выстраивании оптимальных траекторий профессионального развития педагогов, обеспечивающих выполнение требований к кадровым условиям реализации образовательных программ;

- оценке инфраструктуры образовательных организаций с точки зрения соответствия требований к условиям реализации образовательных программ и построения по результатам дорожных карт совершенствования таких условий, а также целенаправлен-

ного формирования содержания программ развития образовательных организаций и согласования их с учредителями;

- информировании родительской общественности о качестве образования по результатам проведенного комплекса оценочных процедур [1].

Таким образом, системная, концептуально обоснованная, планомерная реализация в Челябинской области стратегии совершенствования региональной системы оценки качества образования через организацию межмуниципального взаимодействия в рамках образовательной агломерации определяет согласованность управления качеством общего образования на всех уровнях региональной системы оценки качества образования и обеспечивает ее «встраивание» в единую общероссийскую систему оценки качества образования и образовательных результатов.

Список литературы

1. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций Челябинской области [Текст] / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. В. Латыпова и др.; ГБУ ДПО "Региональный центр оценки качества и информатизации образования". - Челябинск : РЦО-КИО, 2017. - 130 с.

2. Барабас, А. А. Обеспечение эффективного управления качеством образования на основе внутриведомственного взаимодействия при реализации региональной системы оценки качества образования [Текст] / А. А. Барабас // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. I региональная научно-практическая конференция: сборник материалов конференции / под ред. А. А. Барабаса. -Челябинск: РЦОКИО, 2016. - С 9-14.

3. Барабас, А. А. Концепция системы оценки качества образования Челябинской области как механизм формирования регионального сегмента общероссийской системы

оценки качества образования [Текст] / А. А. Барабас, Е. А. Тюрина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2016 - №1(1). - C. 5-10.

4. Баранова, Ю. Ю. Научно-методические аспекты развития региональных механизмов оценки качества общего образования [Текст]/ Ю.Ю.Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2017 - №1(2). - C.21-25.

5. Баранова, Ю. Ю. Профессионально-общественное обсуждение как этап принятия концепции региональной системы оценки качества образования [Текст]/ Ю. Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2016 - №1(1). - C.11-14.

6. Государственно-общественное управление качеством общего образования: специфика осуществления на различных уровнях принятия решений: монография [Текст] / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова и др.; науч. ред. д-р пед. наук В.Н. Кеспиков. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015. -300 с.

7. Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов [Текст] / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014.

8. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования : методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования [Текст] / А. А. Ба-рабас, Ю. Ю. Баранова, И. В. Латыпова ; под. ред. Е. А. Тюриной. - Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 163 с.

9. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. №03-02/11974 «О региональной модели оценки качества общего образования (Челябинская область)». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.

php?ds=299711 (дата обращения: 08.12.2016).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [Текст] // Российская газета, 2015, 28 мая.

11. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299712. (дата обращения: 08.07.2017).

12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" ст. 28 п. 3, 7. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.07.2017).

References

1. Aktual'nye voprosy sovershenstvovanija vnutrennih sistem ocenki kachestva obrazovan-ija na osnove regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija: metodiches-kie rekomendacii dlja rukovoditelej obra-zovatel'nyh organizacij / Barabas A.A., Bara-nova Ju.Ju., Latypova I.V., Kuznecova L.E., E.A. Solodkova i dr.- Cheljabinsk: GBU DPO RCOKIO, 2017.

2. Barabas, A. A. Obespechenie jeffektivnogo upravlenija kachestvom obrazovanija na osnove vnutrivedomstvennogo vzaimodejstvija pri realizacii regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija / A. A. Barabas // Problemy i perspektivy razvitija sistem ocenki kachestva obrazovanija. I regional'naja nauchno-praktich-eskaja konferencija: sbornik materialov konfer-encii / pod red. A. A. Barabasa. -Cheljabinsk: RCOKIO, 2016. - C. 9-14.

3. Barabas, A.A., Tjurina, E. A. Koncepcija sistemy ocenki kachestva obrazovanija Chel-jabinskoj oblasti kak mehanizm formirovanija regional'nogo segmenta obshherossijskoj sistemy ocenki kachestva obrazovanija / E. A. Tjurina, A. A. Barabas // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva

obrazovanija -2016 - №1(1). - C. 5-10.

4. Baranova, Ju.Ju. Nauchno-metodicheskie aspekty razvitija regional'nyh mehanizmov ocenki kachestva obshhego obrazovanija / Ju.Ju.Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija -2017 - №1(2). - C.21-25.

5. Baranova, Ju. Ju. Professional'no-ob-shhestvennoe obsuzhdenie kak jetap prinjatija koncepcii regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija / Ju. Ju. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija -2016 - №1(1). - C.11-14.

6. Gosudarstvenno-obshhestvennoe uprav-lenie kachestvom obshhego obrazovanija: specifika osushhestvlenija na razlichnyh urov-njah prinjatija reshenij: monografija / M. I. Solodkova, D. F. Il'jasov, Ju. Ju. Baranova i dr.; nauch. red. d-r ped. nauk V. N. Kespikov. -Cheljabinsk: ChIPPKRO, 2015. - 300 s.

7. Modeli gosudarstvenno-obshhestvennogo upravlenija obrazovaniem: sbornik nauchno-metodicheskih materialov / V.N.Kespikov, M.I. Solodkova, D.F.Il'jasov i dr. - Cheljabinsk : ChIPPKRO, 2014.

8. Municipal'naja sistema ocenki kachestva obshhego obrazovanija: tehnologija sovershenstvovanija v kontekste vnedrenija regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija: metodicheskie rekomendacii dlja organov mestnogo samoupravlenija, osushhestvljajushhih upravlenie v sfere obrazovanija, po sovershenstvovaniju municipal'nyh sistem ocenki kachestva obshhego obrazovanija na osnove regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija /pod redakciej A.A. Barabasa - Cheljabinsk: GBU DPO RCOKIO, 2017.

9. Pis'mo Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 22.12.2016 g. №0302/11974 «O regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija (Cheljabin-skaja oblast')». [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.regionz.ru/ in-dex.php?ds=299711 (data obrashhenija: 08.12.2016).

10. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.05.2015 g. № 497 «O Feder-al'noj celevoj programme razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody» zadacha 5, meroprijatie 5.1. // Rossijskaja gazeta, 2015, 28 maja.

11. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 14.12.2016 g. № 01/3525 «Ob utverzhdenii Koncepcii region-al'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija Cheljabinskoj oblasti». - Rezhim dostupa: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299712 (data obrashhenija: 08.07.2017).

12. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 01.05.2017, s izm. ot 05.07.2017) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" st. 28 p. 3, 7. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashhenija: 24.07.2017).

Сведения об авторе Барабас Андрей Александрович - Почет-

ный работник общего образования РФ, Член учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области, директор ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about author

Barabas A.A. - Honourable worker of the general education of the Russian Federation, Member of the educational and methodological Association for General education of the Chelyabinsk region, Director, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.