ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СЕТЕВОГО МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Е Л„ Бухмастова
В статье представлен опыт создания и совершенствования муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) Ашинского муниципального района. Перечислены основные цели, задачи и организационно-педагогические условия функционирования МСОКО. Подчеркивается, что наиболее эффективное формирование систем оценки качества образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях возможно только в ходе активного межмуниципального взаимодействия. Описаны основные результаты и эффекты межмуниципального взаимодействия в рамках образовательной агломерации, которые позволили актуализировать содержание МСОКО и оптимизировать ее организационную структуру управления.
Ключевые слова: качество образования, муниципальная система оценки качества образования, образовательная агломерация, межмуниципальное взаимодействие.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение «качеству образования» — «комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, потребностям заказчика образовательных услуг; в том числе степень достижения планируемых результатов образовательных программ» [7, ст. 2]. Также в данном законе введено понятие независимой оценки качества образования, общественной и профессиональной экспертиз. Другой, уже концептуальный документ, одним из условий для свободного развития и функционирования системы образования Российской Федерации определил формирование востребованной общероссийской системы оценки качества образования [4]. В свою очередь региональные системы
оценки качества образования (РСОКО) призваны обеспечивать комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования региональных образовательных систем в условиях высокой объективности.
Необходимо отметить, что совершенствование региональной и муниципальных систем оценки качества общего образования также обусловлено целями и задачами государственной программы «Развитие образования Челябинской области» [5].
Создание муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) является приоритетным направлением развития системы образования Ашинского муниципального района, так как данная система даёт возможность получения «своевременной, объективной, полной и достоверной информации для принятия управленческих решений» Управлением образованием, администрацией образовательных организаций, органами государственно-общественного управления [6].
В «системе координат», определяющей содержание деятельности по совершенствованию МСОКО, важным ориентиром выступает методический. Именно он обеспечивает наполнение содержания МСОКО соответствующими изменениями; формирует концептуальное, технологическое и инструментальное единство с современными общероссийской и региональной системами, а также основанием для обновления внутренних систем оценки качества образования (ВСОКО).
Основной целью муниципальной модели оценки качества образования является создание и развитие процедур оценки, в том числе создание единой системы диагностики и контроля деятельности образовательных организаций, расположенных на территории нашего муниципального образования, обеспечивающей получение объективной информации о состоянии и тенденциях их развития,
социальным и личным ожиданиям, причинах, влияющих на уровень образования.
Управление образованием Ашинского муниципального района осуществляет свою деятельность во взаимосвязи с Министерством образования и науки Челябинской области, органами местного самоуправления и является отраслевым органом исполнительной власти, самостоятельным структурным подразделением администрации Ашинского района. Управление образованием по постановлению главы Ашинского муниципального района выступает учредителем подведомственных образовательных организаций и их подразделений. Система образования Ашинского муниципального района включает муниципальные образовательные организации: дошкольные (15 организаций и 3 филиала), общеобразовательные (12 организаций и 5 филиалов, в том числе одна школа-интернат). В систему образования также входят 5 организаций дополнительного образования детей.
Задачи по построению МСОКО последовательно решались, начиная с 2008 года. На уровне Управления образованием создан совещательный орган - совет по формированию и функционированию МСОКО. Для реализации МСОКО используются процедуры, которые объединены в две группы - процедуры контроля и процедуры опенки качества образования. Эффективность функционирования и развития МСОКО Ашинского района обеспечивается комплексом следующих организационно-педагогических условий:
единство оценки качества образования на трех уровнях (муниципальном, институциональном, общественном);
программно-методическое обеспечение диагностических процедур и анализа полученных результатов;
готовность кадров к оценке качества образования и принятию обоснованных управленческих решений;
создание единого доступного муниципального информационного банка данных о качестве образования для всех участников образовательного процесса;
формирование у руководителей образова-
тельных организаций ситуации востребованности к получению объективной достоверно информации о качестве образования.
Однако формирование региональной, муниципальной и институциональной востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки может осуществляться более эффективно на основе активного межмуниципального взаимодействия в рамках «оценочного пространства» системы образования Челябинской области. В этой связи назрела необходимость организации межмуниципального взаимодействия в рамках образовательной агломерации для решения задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования. Основой такого взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы выступает Концепция межмуниципального взаимодействия [2].
В 2017 году Управление образованием Ашинского МР стало проектной площадкой Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДНО РЦОКИО) по направлению «Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе на основе реализации РСОКО: аспект нормативно-правового обеспечения МСОКО». Представители проектной команды района вошли в состав всех 5-и межмуниципальных проектных групп и в дальнейшем стали активными участниками сессии образовательной агломерации по совершенствованию МСОКО в мае 2017 года, а затем и Форума участников образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования в августе 2017 года [ I ].
Результатом работы межмуниципальных проектных групп стало создание методических рекомендаций для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствова-
18
№2(7) 2019
нию МСОКО на основе региональной модели оценки качества образования [3]. В данных методических рекомендациях представлен алгоритм моделирования муниципальной системы оценки качества образования от описания нормативных и научно-методических оснований её функционирования до представления целей, содержания, процедур и организационных условий разработки и внедрения модели муниципальной системы оценки качества образования.
Опираясь на данные методические рекомендации, мы внесли корректировки в содержательное наполнение каждого компонента инвариантной и вариативной составляющих МСОКО, оптимизировали ее организационную структуру управления и распорядительные документы.
Особую практическую ценность представляют приложения методических рекомендаций, содержащие такие материалы, как: полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в части оценки качества образования; примерный перечень распорядительных документов, регламентирующих их деятельность; модельное положение о МСОКО.
В 2018 году Управление образованием продолжило работу в образовательной агломерации, заключив дополнительное соглашение с ГБУ ДПО РЦОКИО. Представители проектной команды района вошли во все 3 проектные группы по разработке муниципальных процедур оценки качества образовательных программ, условий реализации образовательных программ и результатов освоения обучающимися образовательных программ.
Работа межмуниципальных проектных групп была организована таким образом, что каждая межмуниципальная группа могла представить разработки методических материалов, описывающих соответствующие модельные муниципальные процедуры оценки качества образования. Для этого была собрана база данных о применяемых в рамках МСОКО муниципальных процедурах оценки качества образования. От Управления образования
Ашинского района в базу вошли 14 муниципальных процедур оценки качества образовательных программ, 13 муниципальных процедур оценки качества условий реализации образовательных программ и 85 процедур оценки качества результатов освоения обучающимися образовательных программ. Также были направлены образцы действующих организационно-распорядительных документов, регламентирующие проведение и итоги проведения муниципальных процедур оценки качества образования в Ашинском районе.
Более подробно хотелось бы остановиться на содержательных аспектах работы межмуниципальной проектной группы по разработке муниципальных процедур оценки качества образовательных программ.
В проектную группу по управлению проектом вошли 38 представителей из 12 муниципальных образований Карабашский, Магнитогорский, Коиейский, Верхнеуфалейский и Чебаркульский городсике округа, а также Ашинский, Каслинский, Чесменский, Кусин-ский, Нагайбакский, Саткинский и Соснов-ский муниципальные районы. Группой спроектированы: Положение о проведении муниципального конкурса дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и Положение о проведении муниципального конкурса рабочих программ курсов внеурочной деятельности, а также рассмотрены и внесены коррективы в организационно-распорядительные документы, регламентирующие функционирование образовательной агломерации.
Работа в рамках образовательной агломерации взаимно обогащает управленческие команды и позволяет использовать и интерпретировать имеющийся опыт, что не может не сказаться на результативности деятельности. Проведенная работа позволила органично вписать в действующие муниципальные модели всероссийские и международные исследования, использовать результаты олимпиад и конкурсов.
Отмечая многочисленные эффекты участия межмуниципального взаимодействия в рамках
образовательной агломерации, можно выделить наиболее ценные:
инвентаризация и систематизация разработок и материалов МСОКО, сформировавшихся в районе;
аккумулирование единого банка материалов МСОКО;
возможность для муниципального образования пользоваться опытом других участников образовательной агломерации, разработанными совместно модельными документами, программными продуктами, оценочными и диагностическими материалами, методическими рекомендациями.
Однако наиболее ценным опытом межмуниципального взаимодействия считаем интеграцию штатных работников всех участников образовательной агломерации как единый кадровый ресурс РСОКО. Так, успешное выполнение технических заданий в рамках работ межмуниципальных групп было невозможно без интеграции ресурсов всех членов группы и рационального распределения между ними различных видов работ. Особо следует отметить, что совместная работа способствовала установлению рациональных межличностных взаимодействий со специалистами из других муниципалитетов и ГБУ ДНО РЦОКИО.
Считаем, что такая работа в рамках образовательной агломерации помогает муниципальным образованиям:
осуществлять эффективное управление качеством образования на основе результатов РСОКО;
рационально распределять ресурсы внутри образовательной агломерации;
в кратчайшие сроки проводить обновление региональной и муниципальной систем оценки качества образования;
функционировать в режиме постоянного обновления МСОКО;
использовать разработанные совместно модельные документы, программные продукты, оценочные и диагностические материалы, методические рекомендации.
По сути, межмуниципальное взаимодействие в решении задач эффективного управ-
ления качеством образования в рамках образовательной агломерации можно отождествлять с перестройкой мышления управленцев в области менеджмента образования, формирование высокого профессионализма и чёткой организации. Это, в конечном итоге, позволяет осознать, что качество создаётся целой совокупностью условий, среди которых одной из первостепенным является консолидация кадровых ресурсов.
Список литературы
1. Барабас A.A. Аспекты комплексного сопровождения совершенствования региональной системы оценки качества образования / A.A. Барабас, Ю.Ю. Баранова // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Ресурсы образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования, II межрегиональная научно-практическая конференция (30 ноября - 01 декабря 2017 года, г. Челябинск): сборник материалов конференции / под ред. A.A. Барабаса. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - С Л 0-21.
2. Барабас A.A. Потенциал межмуниципального взаимодействия в совершенствовании муниципальных систем оценки качества общего образования / A.A. Барабас // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017. - № 2(3). - С. 5-16
3. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / иод редакцией Е.А. Тюриной -Челябинск: РЦОКИО, 2017. -163 с.
4. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» — URL: https ://www. garant.ru/products/ipo/prime/cloc/71
20
№ 2 (7) 2019
748426/ (дата обращения: 17,09.2019).
5. Постановление Правительства Челябинской области от 28 декабря 2017г. № 732-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы». - URL: http: //do с s. cntd. га/document/446623023 (дата обращения: 16.09.2019).
6. Приказ Министерства Образования и науки Челябинской области от 14.12.2016г. № 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области» - URL: http://base.garant.ra/19803907/ (дата обращения: 16.09.2019)
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 15.09.2019).
References
1. Barabas A.A. Aspekty kompleksnogo soprovozhdeniya sovershenstvovaniya regional'noj sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova // Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Resursy obrazovaternoj aglomeratsii po sovershenstvovaniyu munitsipal'nyh sistem otsenki kachestva obrazovaniya. II mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (30 noyabrya - 01 dekabrya 2017 goda, g. Chelyabinsk): sbornik materialov konferentsii / pod red. A. A. Barabasa. -Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - S. 10-21.
2. Barabas A.A. Potentsial mezhmunitsipal'nogo vzaimodejstviya v sovershenstvovanii munitsipal'nyh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya / A.A. Barabas // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2017. - № 2(3). -S. 5-16
3. Munitsipal'naya sistema otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: tekhnologiya sovershenstvovaniya v kontekste vnedreniya regional'noj modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: metodicheskie rekomendatsii dlya organov mestnogo samoupravleniya,
obrazovaniya, po sovershenstvovaniyu munitsipal'nyh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya na osnove regional'noj modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya / pod redaktsiej E.A. Tyurinoj -Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017.-163 s.
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 dekabrya 2017 g. № 1642 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federatsii «Razvitie obrazovaniya» - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71 748426/ (data obrashcheniya: 17.09.2019).
5. Postanovlenie Pravitel'stva Chelyabinskoj oblasti ot 28 dekabrya 2017g. Ш 732-P «О gosudarstvennoj programme Chelyabinskoj oblasti «Razvitie obrazovaniya v Chelyabinskoj oblasti» na 2018-2025 gody». - URL: http: //doc s. cntd. га/do cument/446623023 (data obrashcheniya: 16.09.2019).
6. Prikaz Ministerstva Obrazovaniya i nauki Chelyabinskoj oblasti ot 14.12.2016g. № 01/3525 «Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'noj sistemy otsenki kachestva obrazovaniya Chelyabinskoj oblasti» - URL: http://base.garant.ru/19803907/ (data obrashcheniya: 16.09.2019)
7. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrashcheniya: 15.09.2019).
Сведения об авторе
Бухмастова Елена Владимировна —
начальник Управления образованием Ашинского муниципального района, Челябинская обл., г, Аша
Information about author
Buhmastova E.V. - Head of the Education Department in Ashinsky municipal district