вопросы методологии и теории в области оценки качества образования
УДК 37.014
программа развития «регионального центра оценки качества и информатизации образования» как механизм управления комплексным сопровождением развития региональной системы оценки качества образования
Ю.Ю. Баранова
Актуализирована задача комплексного сопровождения развития региональной системы оценки качества образования в условиях совершенствования единой общероссийской системы оценки качества образования. Представлена координирующая роль в этом процессе в Челябинской области Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». Обосновано применение механизма проектно-целе-вого управления комплексным сопровождением развития региональной системы оценки качества образования. Дана характеристика программы развития данного учреждения как примера применения проектно-целевого управления для решения среднесрочных задач комплексного сопровождения. Описаны подходы к формированию цели, задач и «портфеля проектов» программы развития. Показаны стратегии и механизмы реализации программы развития, представлены проекты, их содержание, а также этапы и способы реализации.
В статье описаны условия и показатели результативности программы развития Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» в контексте проектно-целевого управления комплексным сопровождением развития региональной системы оценки качества образования.
Ключевые слова: развитие региональной
системы оценки качества образования, комплексное сопровождение развития региональной системы оценки качества образования, проектно-целевой метод управления, проектно-целевое управление комплексным сопровождением развития региональной системы оценки качества образования, программа развития, программа развития Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», структура программы развития, «портфель проектов», стратегии и механизмы программы развития, модели комплексного сопровождения развития региональной системы оценки качества образования.
Современный этап совершенствования единой общероссийской системы оценки качества образования выступает ведущим фактором развития региональных систем оценки качества образования. Направления, содержание и механизмы данного процесса в разных регионах имеют свою специфику. В Челябинской области с 2016 года реализуется Концепция региональной системы оценки качества образования (РСОКО), которая определила стратегию развития единого «оценочного пространства» системы образования Челябинской области [9]. Основным механизмом внедрения Концепции выступает региональная модель оценки качества общего образования, предусматривающая комплексное сопровождение развития региональной системы оценки качества образо-
вания [7]. Организационное, научно-методическое и информационное сопровождение такого развития на уровне региона призвано обеспечить координацию и взаимодействие деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (МОУО), научных организаций, региональных профессиональных сообществ и образовательных организаций (ОО) в вопросах совершенствования систем оценки качества образования [3, 4].
Региональным координатором комплексного сопровождения такого взаимодействия в Челябинской области выступает Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО). В соответствии с наделенными полномочиями ГБУ ДПО РЦОКИО призвано решать задачи стратегического управления процессом комплексного сопровождения развития РСОКО, самостоятельно определяя при этом механизмы, средства и способы такого сопровождения, инициируя и мотивируя участие всех заинтересованных субъектов системы образования в мероприятиях различного уровня, а также осуществляя мониторинг результативности решения поставленных задач [2, 5]. Сложность и многофакторность задач по обеспечению комплексного сопровождения развития РСОКО, стоящих перед ГБУ ДПО РЦОКИО, требует непрерывного управляемого развития самой организации. Механизмом стратегического планирования такого развития выступает программа развития.
Программа развития ГБУ ДПО РЦОКИО актуализируется в нескольких контекстах: во-первых, как реализация нормативного требования к осуществлению полномочий образовательной организации в части определения стратегии внутреннего развития учреждения [11]. Во-вторых, программа развития ГБУ ДПО РЦОКИО выступает одним из концептуальных и технологических внешних средств управления аспектами комплексного сопровождения развития системы оценки качества образования Челябинской
области [1, 6].
В основу формирования программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО положен анализ результативности и эффективности деятельности учреждения, который выявил не только внутренние, но и внешние противоречия, разрешение которых обеспечит дальнейшее развитие как самой организации, так и региональной системы оценки качества образования. К таким внешним противоречиям отнесены:
1) противоречие между сложившимся позитивным инициативным опытом ГБУ ДПО РЦОКИО по организации сетевого межмуниципального взаимодействия и недостаточным уровнем мотивации муниципальных органов управления образованием по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования в рамках сетевого межмуниципального взаимодействия;
2) недостаточность при накопленном научно-методическом потенциале управления качеством образования публичного представления научно-профессиональному сообществу эффективных региональных практик в сфере оценки качества образования;
3) противоречие между значительным потенциалом проектных, опорных площадок, тьюторского корпуса в научно-методическом сопровождении совершенствования региональной системы оценки качества образования и недостаточностью внутренних ресурсов учреждения, для эффективного управления этим потенциалом [10].
Разрешение данных противоречий в рамках программы развития предполагается с использованием проектно-целевого управления.
Проектно-целевой подход является сегодня как никогда актуальным и перспективным для решения комплексных инновационных управленческих задач во всех сферах общества. Значительный потенциал проектно-целевого управления в образовании дает возможность его применения при планировании стратегий развития, в том числе отдельных субъектов региональной системы образования, например, ГБУ ДПО РЦОКИО [10].
Структура программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО определена по аналогии со структурой инновационных проектов, закрепленных Постановлением правительства РФ от 15 октября 2016 г. №1050 «Об организации проектной деятельности в правительстве Российской Федерации» с учетом специфики деятельности ГБУ ДПО рЦОКИО [8].
В рамках данного документа под программой понимается комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости; под проектом -комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. Программа развития ГБУ ДПО РЦОКИО в данном контексте представляет собой «портфель проектов» - совокупность ряда самостоятельных, но взаимосвязанных управленческих проектов, объединенных общей проблематикой, целью, а также имеющих единую структуру. Структура каждого проекта включает: цель и задачи; способы их достижения (стратегии, механизмы); сроки начала и окончания реализации; поэтапный план реализации проекта (подготовительный этап, деятельностный этап с предъявлением продукта реализации проекта по этапам (по контрольным точкам -годам) и обобщающий этап); планируемые результаты и индикативные показатели их достижения [10].
Спектр и содержание выявленных в ходе анализа внешних проблем ГБУ ДПО РЦО-КИО делают актуальной и преемственной на среднесрочную перспективу развития (3 года) следующую цель программы развития: обеспечение в условиях изменяющегося законодательства в сфере образования конкурентоспособности ГБУ ДПО РЦОКИО посредством реализации целевых проектов по созданию внутренних и внешних условий, обеспечивающих комплексное сопровождение развития региональной системы оценки качества образования как компонента единой системы оценки качества образования.
Достижение цели программы развития предусматривает решение задач по созданию условий по направлениям:
1) организации межмуниципального взаимодействия по обеспечению функцио-ниро-вания региональной системы оценки качества образования на основе проектно-се-тевого взаимодействия в единой информационной среде;
2) интеграции ресурсов ГБУ ДПО РЦО-КИО в научно-профессиональное сообщество в сфере оценки качества образования;
3) эффективного сетевого управления использованием научно-методического потенциала регионального профессионально-педагогического экспертного сообщества в обеспечении развития региональной системы оценка качества образования (на основе современных информационных технологий).
Задачи программы развития определены в рамках каждого направления и представляют собой четкие алгоритмы деятельности, следование которым позволит разработать и реализовать как отдельные проекты, так и обеспечить достижение интегративных результатов. Так, в рамках проекта «Проектирование модели образовательной агломерации как механизма сетевого межмуниципального взаимодействия для совершенствования МСОКО по результатам региональной системы оценки качества образования» предстоит:
- разработать модель образовательной агломерации как механизма межмуниципального взаимодействия;
- апробировать модель образовательной агломерации как механизма межмуниципального взаимодействия;
- ввести в режим функционирования модель образовательной агломерации как механизма межмуниципального взаимодействия.
Для реализации проекта «Проектирование модели интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования» необходимо последовательно решить такие задачи:
- сформировать модель интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования;
- внедрить модель интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-
профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования;
- интегрировать функционирующую модель с другими моделями программы развития.
Проект программы развития «Проектирование модели управления региональным сетевым экспертным сообществом в сфере оценки качества образования» будет результативным в ходе решения комплекса задач:
- сформировать информационный контент, обеспечивающий реализацию модели регионального сетевого экспертного сообщества;
- обобщить (концептуализировать) опыт функционирования информационного контента регионального сетевого экспертного сообщества;
- интегрировать функционирующую модель с другими моделями программы развития.
Решение поставленных программой развития задач видится через отбор эффективных механизмов. Таким универсальным механизмом, обеспечивающим достижение цели и решение задач, определен механизм проектирования управленческих моделей по трем направлениям («портфель проектов»).
Программой развития определены также специфические стратегии реализации «портфеля проектов»:
- для проекта «Проектирование модели образовательной агломерации как механизма сетевого межмуниципального взаимодействия для совершенствования МСОКО по результатам РСОКО: комплексное сопровождение сетевого межмуниципального взаимодействия в решении актуальных задач совершенствования региональной (муниципальной, институциональных) систем оценки качества образования;
- для проекта «Проектирование модели интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования»: комплексное сопровождение формирования и распространения на федеральном уровне эффективных региональных практик в сфере оценки качества образования; кон-
цептуализация инновационных аспектов совершенствования и развития и развития региональной системы оценки качества образования;
- для проекта «Проектирование модели управления региональным сетевым экспертным сообществом в сфере оценки качества образования»: комплексное сопровождение формирования и функционирования регионального профессионального экспертного педагогического сообщества в сфере оценки качества образования.
Для реализации сформулированных стратегий важно подобрать и отразить в программе развития такие организационные механизмы, которые в полной мере отражали бы логику управления проектами.
В этой связи в программе развития ГБУ ДПО РЦОКИО единым организационным механизмом, обеспечивающим реализацию стратегии, стало создание и функционирование проектного офиса - единого управляющего центра реализации «портфеля проектов» программы развития ГБУ ДПО РЦО-КИО, объединяющего и координирующего деятельность специально созданных в рамках каждого направления проектных команд (локальный механизм).
Логика разработки и реализации проектов программы развития предусматривает формулирование целевых показателей и критериев успешности (общие, а также в разрезе проектов). Важно, что данные показатели и критерии отражают не только динамику внутреннего продвижения ГБУ ДПО РЦО-КИО, но и фиксируют результативность комплексного сопровождения и тенденции развития РСОКО в регионе в целом.
Примерами таких внешних показателей результативности программы развития, например, выступают:
- доля специалистов МОУО и ОО, включенных в образовательную агломерацию, вовлечённых в разработку методических и научных материалов по комплексному сопровождению развития РСОКО, от их общего количества, (%);
- доля МОУО, входящих в образовательную агломерацию, на базе которых были
организованы региональные мероприятия в рамках комплексного сопровождения развития РСОКО, от общего количества МОУО, входящих в образовательную агломерацию, (%);
- динамика количества представителей научно-профессионального сообщества в сфере оценки качества образования, принимающих участие в семинарах и конференциях, организованных ГБУ ДПО РЦОКИО по вопросам оценки качества образования, единиц;
- доля внутрирегиональных процедур оценки качества образования, разрабатываемых/проводимых с привлечением региональных экспертов, от общего количества
внутрирегиональных процедур оценки качества образования, разрабатываемых ГБУ ДПО РЦОКИО, (%);
- доля проводимых ГБУ ДПО РЦОКИО внутрирегиональных процедур оценки качества образования с использованием ресурса информационного контента регионального сетевого экспертного сообщества от общего количества проводимых ГБУ ДПО РЦОКИО внутрирегиональных процедур оценки качества образования, (%).
Управление программой развития определяется оценкой ключевых рисков и планированием мероприятий по их предупреждению. Результаты такой работы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ключевые риски реализации программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО и мероприятия по их предупреждению
Ключевые риски Мероприятия по предупреждению рисков
1. Недостаточная инициатива муниципальных образований Челябинской области в сетевом межмуниципальном взаимодействии при совершенствовании МСОКО в рамках образовательной агломерации. 2. Недостаточность ресурсного обеспечения развития интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования. 3. Недостаточность полномочий ГБУ ДПО РЦОКИО в части управления созданием и функционированием регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования. 1. Разработка и реализация в полном объеме управленческих моделей, определенных программой. 2. Информационная открытость и экспертное сопровождение разработки и реализации моделей, определенных программой. 3. Публичное признание результатов участия муниципальных образований Челябинской области в мероприятиях комплексного сопровождения развития РСОКО.
Поскольку программа развития ГБУ ДПО РЦОКИО направлена на развитие не только самой организации, но и (главное) на обеспечение комплексного сопровождения развития региональной системы оценки качества образования, постольку и предусмотренные документом мониторинг и оценка программы развития отражают, в основном, результативность решения внешних задач [9].
В целом, программа развития ГБУ ДПО РЦОКИО направлена на разработку и внедрение моделей комплексного сопровожде-
ния развития региональной системы оценки качества образования, а потому может рассматриваться как механизм управления комплексным сопровождением развития региональной системы оценки качества образования.
Список литературы
1. Барабас, А. А. Потенциал межмуниципального взаимодействия в совершенствовании муниципальных систем оценки ка-
чества общего образования [Текст] / А. А. Ба-рабас // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования - 2017 - № 2 (3).
- С5-16.
2. Барабас, А. А. Аспекты комплексного сопровождения совершенствования региональной системы оценки качества образования [Текст] / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Ресурсы образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования. II межрегиональная научно-практическая конференция (30 ноября - 01 декабря 2017 года, г. Челябинск): сборник материалов конференции / под ред. А. А. Барабаса.
- Челябинск: РЦОКИО, 2017. - С.10-21.
3. Барабас, А. А. Концепция системы оценки качества образования Челябинской области как механизм формирования регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования [Текст] / А. А. Барабас, Е. А. Тюрина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2016 - № 1. - С5-10.
4. Баранова, Ю. Ю. Проектно-целевое управление совершенствованием внутренних систем оценки качества образования [Текст] / Ю. Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2017 -№ 2 (3). - С17-22.
5. Баранова, Ю. Ю. Научно-методические аспекты развития региональных механизмов оценки качества общего образования [Текст] / Ю.Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2017 -№1(2). - С21-25.
6. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования[Текст] / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. В. Латыпова[ и др.]; под
редакцией А. А. Барабаса - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 163 с.
7. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. №03-02/11974 «О региональной модели оценки качества общего образования (Челябинская область)». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regionz. ru/ index.php?ds=299711. - Дата обращения: 08.04.2018.
8. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.consultant ru/document/cons_doc_LAW_206009/ - Дата обращения: 22.04.2018.
9. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области». - Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299712. - Дата обращения: 08.07.2017.
10. Программа развития государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) на период с 2018 по 2020 годы. -Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 105 с.
11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28 п. 7. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_doc_LAW_14017 4/ - Дата обращения: 22.04.2018.
References
1. Barabas, A. A. Potencial mezhmunici-pal'nogo vzaimodejstviya v sovershenstvo-vanii municipal'nyh sistem ocenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst] / A. A. Ba-rabas // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya - 2017 - № 2 (3). - C.5-16.
2. Barabas, A. A. Aspekty kompleksnogo
soprovozhdeniya sovershenstvovaniya region-al'noj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova // Problemy i perspektivy razvitiya sistem ocenki kachestva obrazovaniya. Resursy obrazovatel'noj aglomeracii po sovershenstvovaniyu munici-pal'nyh sistem ocenki kachestva obrazovaniya. II mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya kon-ferenciya (30 noyabrya - 01 dekabrya 2017 goda, g. Chelyabinsk): sbornik materialov konferencii / pod red. A. A. Barabasa. - Chelyabinsk: RCOKIO, 2017. - S.10-21.
3. Barabas, A. A. Koncepciya sistemy ocenki kachestva obrazovaniya Chelyabinskoj oblasti kak mekhanizm formirovaniya region-al'nogo segmenta obshcherossijskoj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / A. A. Barabas, E. A. Tyurina // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya - 2016 - № 1. - C.5-10.
4. Baranova, Yu. Yu. Proektno-celevoe up-ravlenie sovershenstvovaniem vnutrennih sistem ocenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / Yu. Yu. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespeche-nie ocenki kachestva obrazovaniya -2017 - № 2 (3). - C.17-22.
5. Baranova, Yu. Yu. Nauchno-metodiches-kie aspekty razvitiya regional'nyh mekhanizmov ocenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst] / Yu.Yu. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya -2017 - №1(2). - C.21-25.
6. Municipal'naya sistema ocenki kachestva obshchego obrazovaniya: tekhnologiya sovershenstvovaniya v kontekste vnedreniya re-gional'noj modeli ocenki kachestva obshchego obrazovaniya: metodicheskie rekomendacii dlya organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchih upravlenie v sfere obra-zovaniya, po sovershenstvovaniyu municipal'nyh sistem ocenki kachestva obshchego obrazovaniya na osnove regional'noj modeli ocenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst] / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, I. V. Latypova [i dr.]; pod redakciej A. A. Barabasa - Chelyabinsk: RCOKIO, 2017. - 163 s.
7. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoj oblasti ot 22.12.2016 g. №0302/11974 «O regional'noj modeli ocenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelya-
binskoj oblasti ot 22.12.2016 g. №0302/11974 «O regional'noj modeli ocenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelya-binskaya oblast')». [Ehlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.regionz.ru/ in-dex.php?ds=299711. - Data obrashcheniya: 08.04.2018.
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.10.2016 N 1050 «Ob organizacii proektnoj deyatel'nosti v Pravitel'stve Rossijskoj Feder-acii». [Ehlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_206009/ - Data obrashcheniya: 22.04.2018.
9. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoj oblasti ot 14.12.2016 g. № 01/3525 «Ob utverzhdenii Koncepcii regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya Chelyabinskoj oblasti». - Rezhim dostupa: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299712. - Data obrashcheniya: 08.07.2017.
10. Programma razvitiya gosudarstven-nogo byudzhetnogo uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Regional'nyj centr ocenki kachestva i informatizacii obrazovaniya» (GBU DPO RCOKIO) na period s 2018 po 2020 gody. -Chelyabinsk: RCOKIO, 2017. - 105 s.
11. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Feder-acii» st. 28 p. 7. [Ehlektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_ doc_LAW_140174/ - Data obrashcheniya: 22.04.2018.
Сведения об авторе
Баранова Юлия Юрьевна - заместитель директора по общим вопросам ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about author
Baranova Yu.Yu. - Deputy Director for General Affairs, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk