УДК 371
ПРАКТИКА МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Н.А. Павлова, Л.В. Пекарская
Формирование региональной, муниципальной и институциональной востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки может осуществляться более эффективно на основе активного межмуниципального взаимодействия в рамках «оценочного пространства» системы образования Челябинской области. В этой связи назрела необходимость организации межмуниципального взаимодействия в рамках образовательной агломерации для решения задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования.
Ключевые слова: оценка качества образования, межмуниципальное взаимодействие, образовательная агломерация, проектные и опорные площадки, механизмы взаимодействия, оценочное пространство, компоненты модели региональной (муниципальной) системы оценки качества общего образования.
Качество образования - это одна из наиболее актуальных тем Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Проблема обеспечения качества образования предусматривает осуществление его оценки. Закон определяет федеральные государственные образовательные стандарты (за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) как основу объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения [5].
В условиях, когда формируется единая (общероссийская) система оценки качества образования [3], задачами, требующими решения для каждого органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, являются, во-первых, создание, а затем и совершенствование, муниципальной системы оценки качества образования, во-вторых, поиск и обновление эффективных механизмов «встраивания» такой системы в единое «оценочное пространство» страны и региона, и, в-третьих, формирование практики принятия управленческих решений по результатам оценочных процедур [2].
Идея создания объективной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки в Челябинской области представлена и обоснована как стратегия совершенствования региональной системы оценки качества образования. Названная стратегия определена в Концепции региональной системы оценки качества общего образования (РСОКО). Стратегия совершенствования РСОКО призвана обеспечить согласованность управления качеством образования на всех уровнях образовательной системы: региональном, муниципальном, институциональном.
Формирование и совершенствование региональной, муниципальной и институциональной основ управления качеством образования может осуществляться более эффективно в условиях межмуниципального взаимодействия «в рамках «оценочного пространства» системы образования Челябинской области» [1]. С целью организации межмуниципального взаимодействия была разработана Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО (Концепция межмуниципального взаимодействия).
Государственное бюджетное учреждение «Региональный центр оценки качества образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) в реализации названной концепции выступает в качестве регионального координатора стратегии создания образовательной агломерации, определения и разработки критериев включения муниципальных образований в состав агломерации, ожидаемых социально-экономических эффектов образовательной агломерации, а также определения перспектив её развития и их отражения в Программах развития муниципалитетов в составе агломерации [1].
Как определяет Концепция межмуниципального взаимодействия, стратегия совершенствования РСОКО «требует согласованной работы на всех уровнях управления образовательной системой: региональном, муниципальном, уровне образовательных организаций» [1]. Это может произойти только «на основе активного взаимодействия субъектов образовательных систем дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования. Такое взаимодействие возможно на уровне муниципальных образовательных систем, что позволит сформировать единое «оценочное пространство» региональной, муниципальных и институциональных систем оценки качества образования» [1].
Согласно Концепции межмуниципального взаимодействия, «современным механизмом управления ресурсами в сфере образования является образовательная агломерация. Данный механизм содержит потенциал для решения на уровне муниципальных органов управления образованием проблемы эффективного управления качеством образования по результатам региональной системы оценки качества образования, поскольку предусматривает возможность совместного управления ресурсами нескольких муниципальных образовательных систем» [1].
Таким образом, суть эффективного управления применительно к агломерации может быть определена одним словом - взаимодействие.
Механизмами взаимодействия в ГБУ ДПО РЦОКИО определены следующие:
образовательная агломерация, научно-методический журнал ГБУ ДПО РЦОКИО «Научно-методическое обеспечение оценки качества образования», проектные и опорные площадки. Остановимся более подробно на характеристике названных механизмов.
Образовательная агломерация. Целью образовательной агломерации является наращивание имеющихся ресурсов внутри и вне образовательной системы по актуальным вопросам развития образования: муниципальная система оценки качества образования (МСОКО) - внутренняя (институциональная) система оценки качества образования (ВСОКО).
В качестве субъектов выступают проектные команды муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций, службы сопровождения образовательного процесса, а также общественные и негосударственные организации.
В качестве ожидаемого результата межмуниципального взаимодействия в рамках образовательной агломерации: эффективная система РСОКО-МСОКО-ВСОКО и сопутствующие проекты по разработке инновационных инструментов управления образованием.
Образовательная агломерация как механизм взаимодействия позволила решать проблемы ресурсозатратности обеспечения эффективного управления качеством образования в муниципальной образовательной системе на основе результатов РСОКО.
В течение 2016-2017 гг. в образовательную агломерацию включились для организации и осуществления взаимодействия по выявлению, обобщению и распространению актуального педагогического и управленческого опыта образовательной организации в части научно-методического сопровождения системы оценки качества образования, функционирования информационных систем и обеспечения безопасности информации 15 муниципальных органов управления образованием (из 9 городских округов: Верхнеуфа-лейского, Златоустовского, Карабашского, Копейского, Кыштымского, Магнитогорского, Миасского, Трёхгорного, Челябинского и 6 муниципальных районов: Ашинс-
кого, Каслинского, Коркинского, Красноармейского, Пластовского, Сосновского) и 96 образовательных организаций Челябинской области.
Проектные площадки ГБУ ДПО РЦО-КИО как эффективные механизмы взаимодействия - это муниципальные органы управления образованием (МОУО), которые в инициативном порядке организуют участие своих специалистов и работников муниципальной образовательной системы в совместном с ГБУ ДПО РЦОКИО решении приоритетных задач развития региональной системы образования.
К механизмам межмуниципального взаимодействия относятся и опорные площадки ГБУ ДПО РЦОКИО. Опорная площадка в рамках образовательной агломерации - это образовательная организация, обладающая высоким научно-методическим, кадровым и управленческим потенциалом, позволяющим в инициативном порядке участвовать совместно с ГБУ ДПО РЦОКИО в решении приоритетных задач развития муниципальной и региональной системы образования.
Кроме этого, МОУО как проектные площадки и образовательные организации в качестве опорных площадок - это база ГБУ ДПО РЦОКИО по организации научно-методического сопровождения самих муниципальных органов управления образованием, а также педагогических и руководящих работников образовательных организаций муниципального образования по трансляции и распространению инновационного опыта по направлениям деятельности, отнесённых к компетенции ГБУ ДПО РЦОКИО.
Образовательная агломерация в этом составе позволила использовать объединённые ресурсы муниципалитетов, образовательных организаций дошкольного и общего образования, организаций дополнительного образования для достижения планируемых результатов региональной системы оценки качества образования. Использование механизма образовательной агломерации, как показала практика, является результативным, так как опирается на уже имеющийся опыт межмуниципального взаимодействия и объединения ресурсов при реализации совместных проектов.
Следующий механизм межмуниципального взаимодействия в рамках образовательной агломерации - научно-методический журнал ГБУ ДПО РЦОКИО «Научно-методическое обеспечение оценки качества образования». Научно-методический журнал освещает теоретические и прикладные аспекты оценки качества образования, позитивный опыт по оценке качества образования муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций, актуальные вопросы методического сопровождения применения информационных систем в образовании, подходы к обеспечению информационной безопасности, содержание и технологии повышения квалификации работников образования по направлению оценки качества образования.
В условиях образовательной агломерации научно-методический журнал способствует продвижению идей, предложений, позитивного опыта работы авторов для научного сообщества, что позволяет им повышать профессиональный статус в области образования и науки.
Научно-методический журнал «Научно-методическое обеспечение оценки качества образования» доступен в электронной версии на сайте ГБУ ДПО РЦОКИО. Электронная версия журнала позволяет использовать современный и доступный способ общения в рамках образовательной агломерации, расширять творческие контакты, создавать научный диалог, заявлять о своих методических и научных находках и открытиях. Немаловажным является и то, что публикация статей в открытом доступе позволяет повышать цитируемость научных статей и даёт возможность исследователю оперативно заявлять об авторстве на идею.
Организационным средством деятельности образовательной агломерации по решению задачи совершенствования МСОКО выступает Дорожная карта образовательной агломерации, которая определяет направления (мероприятия), формы, процедуры и календарные сроки межмуниципального взаимодействия [1].
Так, с целью выполнения мероприятий «дорожной карты» по реализации Концепции межмуниципального взаимодействия в
решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО, в 2017 году состоялись следующие мероприятия:
28 февраля 2017 года - Съезд руководителей общеобразовательных организаций Челябинской области: региональные особенности развития системы образования Челябинской области в 2017-2018 гг. в контексте государственной политики (презентация моделей региональных систем оценки качества общего образования, аттестации педагогических работников Челябинской области);
14 марта 2017 года - областной семинар «Образовательная агломерация как механизм совершенствования МСОКО на основе региональной системы оценки качества образования»;
18 апреля 2017 года - областной семинар «Использование программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников как эффективный механизм управления профессиональным ростом кадров»;
23 мая 2017 года - сессия проектных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО в рамках образовательной агломерации Челябинской области;
22 августа 2017 года в рамках проведения Южно-Уральского педагогического собрания «Технологии управления образовательной системой» - Форум участников образовательной агломерации «Ресурсы межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования»;
30 ноября 2017 года - сессия опорных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО в рамках образовательной агломерации Челябинской области;
01 декабря 2017 года - Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Ресурсы образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования».
Таким образом, межмуниципальное взаи модействие в рамках образовательной агло-
мерации содействует решению задачи формирования единого «оценочного пространства» Челябинской области, обозначенной в рамках совершенствования РСОКО, а также позволяет муниципальным и институциональным системам оценки качества образования нормативно, содержательно и процедурно «встраиваться» в региональную систему.
Примером тому может служить взаимодействие ГБУ ДПО РЦОКИО с проектными площадками по разработке такого продукта, как методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования «Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования».
В названных методических рекомендациях представлен алгоритм моделирования муниципальной системы оценки качества общего образования от описания нормативных и научно-методических оснований её функционирования до представления целей, содержания, процедур и организационных условий разработки и внедрения модели муниципальной системы оценки качества общего образования.
Разработанное пособие предназначено для специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организующих деятельность по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования. Материалы методических рекомендаций могут быть использованы и руководителями образовательных организаций при совершенствовании внутренних систем оценки качества образования. Остановимся более подробно на характеристике разделов методических рекомендаций, определяя их практическую значимость.
Раздел «Нормативные основания функционирования муниципальной системы оценки качества образования, поиска эффективных
механизмов «встраивания» такой системы в единое «оценочное пространство» страны и региона, а также формирования практики принятия управленческих решений по результатам оценочных процедур.
Данный раздел также обозначает чёткие ориентиры направлений и содержания такой работы, к которым, по мнению авторов данных методических рекомендаций, выступают: нормативные основания функционирования муниципальной системы оценки качества общего образования, закреплённые на законодательном уровне соответствующими полномочиями и научно-методические основания совершенствования муниципальной системы оценки качества общего образования.
Наиболее значимым моментом для практической работы специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, является то, что в представляемых методических рекомендациях не только выделены, но и представлены три группы полномочий, определённых органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, в части обеспечения функционирования муниципальной системы оценки качества общего образования, а именно: предписанные полномочия, иные установленные полномочия, иные переданные полномочия [2].
В разделе «Региональная модель оценки качества общего образования как научно-методическое основание совершенствования муниципальной системы оценки качества общего образования» определено значение научно-методического аспекта в системе по совершенствованию муниципальной системы оценки общего образования, сделан акцент на том, что именно научно-методическое основание обеспечивает наполнение содержания МСОКО соответствующими изменениями, а также формирует концептуальное, технологическое и инструментальное единство МСОКО с современной общероссийской и региональной системами оценки качества общего образования, а также выступает основанием обновления внутренних систем оценки качества образования (ВСОКО).
Раздел «Модель муниципальной системы
оценки качества общего образования как механизм реализации полномочий органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по управлению качеством образования» рекомендует осуществлять совершенствование МСОКО, во-первых, на основе метода моделирования, а, во-вторых, применять при моделировании МСОКО в качестве аналоговой модели - региональную модель оценки качества общего образования [4].
В названных методических рекомендациях определены и подходы к содержательному наполнению целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов модели муниципальной системы оценки качества общего образования в разделе «Подходы к содержанию компонентов модели муниципальной системы оценки качества общего образования». Наиболее значимо для практического применения здесь то, что рекомендации по содержательному наполнению каждого компонента муниципальной модели описывают инвариантную и вариативную составляющие муниципальной системы оценки качества общего образования.
К тому же, предлагаемая в методических рекомендациях модель муниципальной системы оценки качества общего образования по аналогии с региональной моделью оценки качества общего образования [4], охватывает все уровни образования, представленные в муниципальной образовательной системе: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование, а также дополнительное образование [2].
«Организационные условия разработки и внедрения модели муниципальной системы оценки качества общего образования» - это раздел, в котором представлены конкретные рекомендации по построению организационной структуры (или адаптации действующей), обеспечивающей функционирование модели муниципальной системы оценки качества общего образования, дано определение понятия «организационная структура функционирования модели муниципальной системы оценки качества общего образования». Следует отметить, что в данном разделе подробно описано применение предста-
вленных вариантов функций, обеспечивающих процесс реализации модели муниципальной системы оценки качества общего образования, конкретизировано и охарактеризовано содержание каждой функции, а также определён порядок формирования рекомендуемого перечня распорядительных документов, регламентирующих МСОКО, -всё это позволит оптимизировать организационную структуру управления МСОКО на основе региональной модели оценки качества общего образования с учётом особенностей муниципального управления образованием.
Для эффективного функционирования модели муниципальной системы оценки качества общего образования необходима система внутримуниципального мониторинга и контроля, позволяющего оперативно оценивать состояние МСОКО, вносить по результатам необходимые корректировки в содержание компонентов её модели. В связи с этим в разделе методических рекомендаций «Оценка результативности функционирования модели муниципальной системы оценки качества общего образования» выделены критерии, отражающие результативность целевого, содержательного, процессуального, результативного компонентов.
Особую практическую ценность, как отмечают специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, представляют приложения методических рекомендаций, содержащие такие материалы, как: полномочия органов местного самоуправления, в части оценки качества общего образования; примерный перечень распорядительных документов, регламентирующих деятельность органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, в части оценки качества общего образования; положение о муниципальной системе оценки качества общего образования (модельное).
Таким образом, практическая значимость данного пособия определена логикой его построения, представляющей, по сути, технологию совершенствования муниципальной системы оценки качества общего образова ния (через разработку модели) в контексте
региональной системы оценки качества образования [2].
В заключение следует отметить, что разработка вышеназванных методических рекомендаций для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, является не только результатом реализации Концепции межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования, но и одним из результатов эффективного совместного использования ресурсов муниципальных образовательных систем, нормативных и мотива-ционных ресурсов, «ресурса компетенций». Авторская группа, в составе которой и сотрудники органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, разработали методический продукт, содержащий не только методические рекомендации, но и Положение о муниципальной системе оценки качества образования (модельное), систематизированное описание полномочий органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в части оценки качества общего образования, а также примерный перечень распорядительных документов, регламентирующих деятельность органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Считаем, что такая работа в рамках образовательной агломерации помогает МОУО осуществлять эффективное управление качеством образования на основе результатов РСОКО (МСОКО), рационально распределять ресурсы внутри образовательной агломерации, в кратчайшие сроки проводить обновление системы оценки качества образованием с учётом всех требований РСОКО, функционировать в режиме постоянного обновления муниципальных систем оценки качества образования, а также предоставляет возможность для каждого муниципалитета в рамках образовательной агломерации пользоваться разработанными совместно модельными документами, программными продуктами, оценочными и диагностическими материалами, методическими рекомендациями.
По сути, межмуниципальное взаимодействие в решении задач эффективного управления качеством образования в рамках образовательной агломерации означает перестройку мышления управленцев в области менеджмента образования, формирование высокого профессионализма и чёткой организации. Это, в конечном итоге, позволяет осознать то, что качество создаётся целой совокупностью условий.
Список литературы
1. Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества общего образования. Утверждена приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.03.2017 г. № 01/970.
2. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования [Текст] / под редакцией Е. А. Тю-риной. Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 163 с.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [Текст] // Российская газета, 2015, 28 мая.
4. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) (утверждена Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 03-02/11974) [Текст] - Челябинск, РЦОКИО, 2017. - 163 с.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.10.2017).
References
1. Koncepciya mezhmunicipal'nogo vzai-modejstviya v reshenii zadach ehffektivnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya na os-
nove rezul'tatov regional'noj sistemy ocenki kachestva obshchego obrazovaniya. Utver-zhdena prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti ot 29.03.2017 g. № 01/970.
2. Municipal'naya sistema ocenki kachestva obshchego obrazovaniya: tekhnologiya sovershenstvovaniya v kontekste vnedreniya regional'noj modeli ocenki kachestva obshchego obrazovaniya / pod redakciej E.A. Tyurinoj. CHelyabinsk: RCOKIO, 2017. - 163 s.
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.05.2015 g. № 497 «O Feder-al'noj celevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody» zadacha 5, mero-priyatie 5.1. // Rossijskaya gazeta, 2015, 28 maya.
4. Regional'naya model' ocenki kachestva obshchego obrazovaniya (CHelyabinskaya ob-last') (utverzhdena Pis'mom Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti ot 14.12.2016 g. № 03-02/11974) [Tekst] -CHelyabinsk, RCOKIO, 2017. - 163 s.
5. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 01.05.2017, s izm. ot 05.07.2017) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [EH-lektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashcheniya: 20.10.2017).
Сведения об авторах
Павлова Наталья Алексеевна - начальник лаборатории независимых диагностик организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Пекарская Лариса Викторовна - методист лаборатории независимых диагностик организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Pavlova N.A. - Head of Independent Diagnostics Laboratory of the Organizational and Publishing Department, Regional center to as-
sessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Pekarskaya L.V. - Methodist of Independent Diagnostics Laboratory of the Organizatio -
nal and Publishing Department, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk