Научная статья на тему 'Модель самообучающейся организации как ресурс обеспечения реализации специфических стратегий программы развития учреждения дополнительного профессионального образования'

Модель самообучающейся организации как ресурс обеспечения реализации специфических стратегий программы развития учреждения дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / программа развития учреждения дополнительного профессионального образования / самообучающаяся организация / педагогические работники / профессиональное развитие / модель самообучающейся организации / оценочные процедуры. / additional professional education / development program for additional professional educational institution / self-educating institution / teaching staff / professional development / the model of self-educating institution. assessing procedures

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Ирина Юрьевна, Ильясова Ольга Анатольевна, Климова Юлия Борисовна

В статье в контексте комплексного сопровождения развития региональной системы оценки качества образования актуализированы цель и задачи Программы развития Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». Представлены основные компоненты модели самообучающейся организации как оценочные процедуры, обеспечивающие непрерывное профессиональное развитие педагогических работников учреждения: конкурс профессионального мастерства педагогических работников; постоянно действующий Методический семинар; тренинг по совершенствованию корпоративной культуры; межрегиональная научнопрактическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования»; виртуальная информационнометодическая площадка на сайте ГБУ ДПО РЦОКИО; научно-методический журнал «Научно-методическое обеспечение оценки качества образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Ирина Юрьевна, Ильясова Ольга Анатольевна, Климова Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of self-educating institution as a resource of implementation support of specific strategies of additional professional education institution program development

In the article in the context of complex maintenance of regional education quality assessment system development the aim and the tasks of Development program for state budgetary institution of additional professional education “Regional Center For Quality Assessment and Informatization of Education” are updated. The main components of self-educating institution as assessing procedures that provide continuous professional development for institution`s teaching staff : professional skills competition for teaching staff; constantly functioning Methodological seminar; training in improving corporate culture; interregional scientific and practical conference on the following topic “Problems and perspectives of education quality assessment systems development”; virtual informational and methodological platform on Regional Center For Quality Assessment and Informatization in education website ; scientific and methodological magazine “Scientific and methodological support of education quality assessment”.

Текст научной работы на тему «Модель самообучающейся организации как ресурс обеспечения реализации специфических стратегий программы развития учреждения дополнительного профессионального образования»

УДК 378

МОДЕЛЬ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК РЕСУРС ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.Ю. Петрова, О.А. Ильясова, Ю.Б. Климова

В статье в контексте комплексного сопро- Основой формирования Программы разви-

вождения развития региональной системы тия ГБУ ДПО РЦОКИО стал «анализ результа-

оценки качества образования актуализирова- тивности и эффективности деятельности

ны цель и задачи Программы развития Госуда- учреждения, который выявил не только внут-

рственного бюджетного учреждения дополни- ренние, но и внешние противоречия, разреше-

тельного профессионального образования ние которых обеспечит дальнейшее развитие,

«Региональный центр оценки качества и как самой организации, так и региональной

информатизации образования». системы оценки качества образования» [1, с.

Представлены основные компоненты 16].

модели самообучающейся организации как Разработанная Программа развития ГБУ

оценочные процедуры, обеспечивающие ДПО РЦОКИО на период с 2018 по 2020 годы

непрерывное профессиональное развитие выступила средством реализации целевых

педагогических работников учреждения: проектов по созданию внутренних и внешних

конкурс профессионального мастерства условий, обеспечивающих комплексное

педагогических работников; постоянно сопровождение развития региональной

действующий Методический семинар; тре- системы оценки качества образования (далее -

нинг по совершенствованию корпоративной РСОКО) как компонента единой системы

культуры; межрегиональная научно- оценки качества образования и с целью обеспе-

практическая конференция «Проблемы и чения в условиях изменяющегося законодат-

перспективы развития систем оценки качества ельства в сфере образования конкурентоспо-

образования»; виртуальная информационно- собности учреждения.

методическая площадка на сайте ГБУ ДПО Одной из задач, направленных на достиже-

РЦОКИО; научно-методический журнал ние цели, является создание условий для

«Научно-методическое обеспечение оценки непрерывного профессионального развития

качества образования». педагогических работников ГБУ ДПО

РЦОКИО. Решение данной задачи планирова-

Ключевые слова: дополнительное профес- лось в рамках проекта «Проектирование

сиональное образование, программа развития модели самообучающейся организации,

учреждения дополнительного профессиональ- обеспечивающей непрерывное профессио-

ного образования, самообучающаяся органи- нальное развитие педагогических работников

зация, педагогические работники, профессио- ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующее их внут-

нальное развитие, модель самообучающейся реннюю и внешнюю конкурентоспособ-

организации, оценочные процедуры. ность».

Необходимость проектирования модели

Государственное бюджетное учреждение явилась следствием выявленного в ходе

дополнительного профессионального образо- реализации Программы развития ГБУ ДПО

вания «Региональный центр оценки качества и РЦОКИО на период с 2016 по 2017 годы

информатизации образования» (далее - ГБУ противоречия между необходимостью осуще-

ДПО РЦОКИО), определяя стратегию своего ствления комплексного сопровождения

внутреннего развития и реализуя нормативные РСОКО, информатизации образования и

требования к осуществлению полномочий обеспечения безопасности информационных

образовательной организации, разработало и систем на высоком профессиональном уровне

утвердило по согласованию с учредителем и недостаточностью условий для профессио-

программу развития [1, 4]. нального развития педагогических работников

ГБУ ДПО РЦОКИО как конкурентоспособной организации.

Для достижения, в рамках проектирования модели самообучающейся организации, поставленной цели - создание условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, определены следующие задачи: разработать модель самообучающейся организации; внедрить её и интегрировать эту уже функционирующую модель с другими моделями Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО.

Решение вышеперечисленных задач обеспечивалось посредством реализации следующих стратегий:

резервами инновационности внутриоргани-зационного обучения, мотивацией профессионального развития специалистов, а также специфическими стратегиями реализации «портфеля проектов» с комплексным сопровождением:

сетевого межмуниципального взаимодействия в решении актуальных задач совершенствования региональной (муниципальной, институциональных) систем оценки качества образования;

формирования и распространения на федеральном уровне эффективных региональных практик в сфере оценки качества образования; концептуализация инновационных аспектов совершенствования и развития РСОКО;

формирования и функционирования регионального профессионального экспертного педагогического сообщества в сфере оценки качества образования [1].

Основополагающими процедурами Модели самообучающейся организации выступают:

конкурс профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО;

постоянно действующий Методический семинар;

тренинг по совершенствованию корпоративной культуры ГБУ ДПО РЦОКИО;

межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования»;

виртуальная информационно-методическая площадка на сайте ГБУ ДПО РЦОКИО;

научно-методический журнал «Научно-методическое обеспечение оценки качества образования».

Кратко опишем ключевую направленность представленных процедур.

Конкурс профессионального мастерства выступает организационным механизмом реализации в рамках Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2018 по 2020 гг. модели самообучающейся организации, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность. Конкурс нацелен на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных педагогов, мотивирует и расширяет их профессиональное общение.

Постоянно действующий Методический семинар раскрывает деятельностную форму внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников и направлен на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, на профессиональное развитие педагогических работников, на обеспечение соответствия их квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности. Его цель - создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО посредством включения участников семинара в планирование и проведение занятий в соответствии с утвержденной программой семинара. [4, С.5-7]. Рассматривая самообучающуюся организацию как организацию, в которой эффективность деятельности зависит от способности педагогических работников обучаться на собственном опыте, семинар можно отнести к формам, целенаправленно влияющим на её становление.

Тренинг совершенствования корпоративной культуры сотрудников ГБУ ДПО РЦОКИО -это новая, впервые использованная в 2018 году, форма повышения квалификации педагогических работников, направленная на создание научно-методических условий непрерывного профессионального развития. Опираясь на понимание тренинга как метода активного обучения, направленного на развитие знаний, умений, навыков профессионального поведе-

ния в общении и компетентностного личностного роста. Тренинг используется не только в качестве инструмента, формирующего внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, но и как инструмента, формирующего становление самообучающейся организации и её конкурентоспособность.

Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования» рассматривается ГБУ ДПО РЦОКИО в качестве механизма решения задач Программы развития по созданию организационных, научно-методических, информационных условий для распространения в образовательной системе Челябинской области эффективных практик комплексного сопровождения развития РСОКО и выступает площадкой для представления результатов деятельности проектных групп учреждения и концептуализации промежуточных результатов.

Подготовка и проведение ежегодных конференций в период 2018-2020 годов выдвинула инновационную задачу - изменение статуса конференции, в связи с привлечением большего количества субъектов Российской Федерации, что способствует совершенствованию системы комплексного сопровождения оценки качества образования в соответствии с Концепцией РСОКО и обеспечивает эффективную реализацию направлений деятельности учреждения.

Виртуальная информационно-методиче ская площадка ГБУ ДПО РЦОКИО - новое информационное пространство, базирующееся на официальном сайте учреждения, обеспечивает интеграцию информационных, коммуникационных и виртуальных технологий и создает условия для интерактивного управления сетевым научно-методическим взаимодействием внутри научно-профессионального сообщества в сфере оценки качества образования.

Научно-методический журнал «Научно-методическое обеспечение оценки качества образования» является ещё одним механизмом реализации задач Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО по созданию научно-методических и информационных условий для выявления и распространения эффективного

опыта осуществления оценки качества образования на всех уровнях региональной системы образования. В журнале освещаются теоретические и прикладные аспекты методологии в области оценки качества образования, эффективные практики оценки качества образования, актуальные вопросы методического сопровождения информационных систем и потенциал информационной безопасности в образовательных организациях, а также технологии и содержание современного дополнительного профессионального образования педагогов по направлению оценки качества образования.

В рамках Модели самообучающейся организации, определены планируемые результаты в течение трех лет:

на2018 год:

1. сформированная локальная нормативная база проектно-целевого управления реализацией проекта;

2. сформированная организационная структура управления реализацией проекта программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2018 по 2020 гг.;

3. разработанная модель самообучающейся организации, обеспечивающая непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность.

4. Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов ГБУ ДПО РЦОКИО;

5. мотивация специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО к профессиональному развитию;

6. концепция проведения тренинга по совершенствованию корпоративной культуры ГБУ ДПО РЦОКИО;

7. условия непрерывного профессионального развития педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, посредством участия в оценочных процедурах Модели самообучающейся организации;

8. мониторинг и анализ профессиональных затруднений педагогических работников;

на2019 год:

1. внедрённая модель самообучающейся организации, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирую-

щее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность;

2. условия непрерывного профессионального развития педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, посредством участия в оценочных процедурах Модели самообучающейся организации;

3. учёт и анализ профессиональных затруднений педагогических работников;

на 2020 год:

1. функционирующая модель самообучающейся организации, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность;

2. условия непрерывного профессионального развития педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, посредством участия в оценочных процедурах Модели самообучающейся организации;

3. учёт и анализ профессиональных затруднений педагогических работников.

В логике разработки и реализации Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО определены следующие оценки уровня достижения предполагаемых результатов:

1. Доля специалистов структурных подразделений, включенных в разработку/реализацию модели самообучающейся организации, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, в общей численности специалистов структурных подразделений, (%).

2. Доля специалистов структурных подразделений, участвующих в тренинге по совершенствованию корпоративной культуры, от общего числа специалистов структурных подразделений, (%).

3. Доля специалистов структурных подразделений, представивших собственный педагогический опыт в рамках постоянно действующего Методического семинара, от общего числа специалистов структурных подразделений, (%).

4. Динамика количества специалистов структурных подразделений, заявившихся на участие в конкурсе профессионального мастерства, от общего числа специалистов

структурных подразделений, человек.

5. Доля специалистов структурных подразделений, показавших результативность (статья, выступление) участия в научных мероприятиях, организованных другими учреждениями: регионального, федерального уровня, от общего числа специалистов структурных подразделений, (%).

Разработка и реализация модели самообучающейся организации, сопровождается мониторингом и анализом профессиональных затруднений, которые испытывают педагогические работники. Определение, учёт и анализ профессиональных затруднений, в сочетании с актуальными потребностями работников, дают содержательное наполнение реализуемых в ГБУ ДПО РЦОКИО оценочных процедур.

Таким образом, для реализации всех целевых проектов Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО, необходимо использование возможности внутренних и внешних условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, а так же обеспечение интеграции функционирующей модели самообучающейся организации с другими моделями Программы развития и реализации «портфеля проектов» по комплексному сопровождению в сфере оценки качества образования; совершенствования и развития региональной системы оценки качества образования.

Список литературы

1. Баранова, Ю.Ю. Проектно-целевое управление совершенствованием внутренних систем оценки качества образования [Текст] / Ю. Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2017 - №№2(3). - C.17-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ильясов, Д.Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) [Текст] / Д. Ф. Ильясов // Мир науки, культуры, образования - 2013 - №№3(40). - 153-156.

3. Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования: сборник материалов / под ред. А.А. Барабаса, Ю.Ю. Барановой - Челя-

бинск: РЦОКИО, 2017. - 184 с.

4.Солодкова, Е.А. Методический семинар как механизм внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников организации дополнительного профессионального образования [Текст] / Е. А. Солодкова // Методист. - 2018. - №№10. - С.5-7.

5.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174/ (дата обращения: 04.04.2019 г.)

References

l.Baranova, Yu.Yu. Proektno-tselevoe upravlenie sovershenstvovaniem vnutrennikh sistem otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / Yu. Yu. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya -2017 - №№2(3). - C.17-22.

2.Il'yasov, D.F. Samoobuchayushchayasya organizatsiya kak fenomen i strategiya (na primere obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya) [Tekst] / D.F. Il'yasov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - 2013 - №№3(40). - 153-156.

3.Upravlenie funktsionirovaniem vnutrenney sistemy otsenki kachestva dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya rabotnikov obrazovaniya: sbornik materialov / pod red. A.A. Barabasa, Yu.Yu. Baranovoy - Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 184 s.

4.Solodkova, E.A. Metodicheskiy seminar kak mekhanizm vnutriorganizatsionnogo

povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov organizatsii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Tekst] / Е. A. Solodkova // Metodist. - 2018. - №>10. - S.5-7.

5.Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] // Rezhim dostupa:

http ://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_L AW_140174/ (data obrashcheniya: 04.04.2019 g.)

Сведения об авторах Петрова Ирина Юрьевна - начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Ильясова Ольга Анатольевна - канд. педагогических наук, доцент, начальник отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Климова Юлия Борисовна - начальник лаборатории организационно-технического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Petrova I.Yu. - Head of the Department of Supporting Internal Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Ilyasova O.A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Supporting Teaching Staff Certification, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Klimova Yu.B. - Head of Laboratory for Organizational and Technical Support of the Department of Ensuring Quality Assessment of Educational Programs, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.