УДК 37:004
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.Ю. Баранова
В статье представлены аспекты обеспечения и сопровождения развития региональной системы оценки качества образования в условиях цифровизации образования. Рассмотрен механизм межмуниципального взаимодействия при решении задач внедрения информационной политики в системе образования Челябинской области. Показана работа образовательной агломерации как механизма разработки на региональном уровне модельных решений управления качеством образования на основе информационной политики региона, муниципалитета, образовательной организации.
Ключевые слова: оценка качества образования, региональная политика, региональная система оценки качества образования, цифро-визация образования, информационная политика, управление качеством образования, межмуниципальное взаимодействие, образовательная агломерация, модельные управленческие решения.
Управление качеством образования в Челябинской области в последние годы прошло путь от отдельных мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования (РСОКО) к региональной политике в сфере оценки качества образования. Начиная с 2018 года, основным вектором развития такой политики стала цифровизация образования. Так в 2018 году была создана Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области. Тогда же она прошла широкое обсуждение и профессиональную экспертизу, была утверждена [3].
Основным содержанием работы профессионального сообщества - образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования (образовательной агломерации) в 2019 году стала разработка
модельных документов внедрения Концепции в практику управления качеством образования. В рамках образовательной агломерации была организована работа межмуниципальных проектных групп, которые в течение года совместно решали актуальные для системы образования области методические и организационные задачи, связанные, прежде всего, с системой оценки качества образования в условиях цифровизации образования [1].
В течение года команды специалистов формировали и обсуждали модельные документы, которые направлены на развитие в реалиях цифровой трансформации региональной системы оценки качества образования, изменение практики оценочной деятельности муниципалитетов, образовательных организаций, педагогов [2, 6].
Задача перед межмуниципальными проектными группами в рамках образовательной агломерации была поставлена очень конкретная: вооружить муниципальные органы управления образованием, руководителей образовательных организаций, педагогов конкретными инструментами управления процессами цифровизации. Так появились: модель компетенций, типовые регламенты применения информационных систем, мониторинг информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИК-инфраструктуры),
программы повышения квалификации и стажировок педагогов и руководителей [7, 8].
Такая работа образовательной агломерации оказалась очень востребованной для большинства муниципалитетов. О практической значимости совместной работы говорит ежегодный рост числа территорий - участников межмуниципальных проектных групп: от 6 (14% всех территориальных образований области) в 2016 году до 30 (70%) в 2020 году [4].
Возросшая актуальность и востребованность Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области
стала несомненным трендом региональном политики в сфере оценки качества образования и на 2020 год. Основной темой было определено сопровождение внедрения Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций.
В Дорожной карте межмуниципального взаимодействия по вопросам развития РСОКО, принятой в январе 2020 года, был запланирован целый комплекс информационных, методических, мониторинговых мероприятий по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования [5]. На образовательную агломерацию были возложены задачи сопровождения развития таких компонентов ИК-инфраструктуры, как информационные системы и информационные ресурсы, нормы и правила информатизации, системы информационной безопасности, и, самое главное -формирование информационно-
управленческой культуры руководителей и педагогов как культуры профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде [3].
Во многом благодаря такой превентивной работе образовательной агломерации по сопровождению процессов информатизации система образования Челябинской области достойно выдерживает главный вызов 2020 года - так называемые «уроки пандемии». Это риски (управленческие и педагогические), которые системе образования области пришлось и еще предстоит преодолевать. Условно их можно назвать «уроками цифры», поскольку вся «классная работа» и «домашние задания» системы образования в период внешнего вызова связаны со стремительной цифровиза-цией.
Урок первый. Устойчивость всей областной системы образования, образовательных систем муниципалитетов, каждой образовательной организации напрямую связана с управлением на всех уровнях процессами цифровизации, а точнее уже - цифровой трансформации. В данном контексте цифровая трансформация
рассматривается, прежде всего, как национальная цель Российской Федерации, как главное содержание федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование» [9]. В реализации мероприятий этого проекта система образования Челябинской области продвигается по двум основным направлениям: во-первых, по обеспечению цифровизации образования; во-вторых, по сопровождению цифровизации образования.
По первому направлению с 2019 года ведется совместная со всеми муниципальными системами работа по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Челябинской области.
По направлению сопровождения цифрови-зации образования в последние три года происходит стремительное развитие информационных систем, их интеграция. Серьезно возрастает роль государственной информационной системы «Образование в Челябинской области» как информационной основы единого образовательного пространства области.
Серьезно ведется работа по популяризации информационной политики на всех уровнях через работу образовательной агломерации и региональных инновационных площадок. Начато повышение квалификации по направлениям информационно-управленческой культуры педагогов и руководителей образовательных организаций. В качестве вывода по первому «уроку цифры»: превентивная региональная информационная политика 2018 -начала 2020 годов стала объективным фактором, который позволил смягчить (частично нивелировать) последствия массового перехода общего образования в формат дистанционных образовательных технологий в апреле -июне 2020 года. Информационная политика (как часть региональной политики в сфере оценки качества образования) выступила при этом основой управления процессами цифровой трансформации.
Урок второй. Решение задачи по организации и осуществлению в апреле - июне
2020 года образовательного процесса во всех таций для учеников 2 - 11 классов. Проводили
общеобразовательных организациях Челябинской области в дистанционном формате дало свои результаты за счет применения в системе цифровых управленческих и педагогических технологий. За этот короткий, но емкий период сложилась практика успешного ее решения. Это примеры применения управленческих технологий, педагогических технологий урочной деятельности и внеурочной деятельности, технологии воспитательной работы. Многие из них уже были озвучены в ходе мероприятий Южно-Уральского педагогического собрания в августе - сентябре 2020 года. Среди управленческих примеров - это беспрецедентное расширение технических возможностей ГИС «Образование в Челябинской области». В период пандемии она стала главной управляющей платформой системы общего образования. Так, в апреле 2020 г. средняя посещаемость в будние дни была порядка 300 000 пользователей в день. За апрель - май 2020 года зафиксировано более 29 млн. визитов и 1,71 млн. уникальных пользователей ГИС «Образование в Челябинской области», что в разы больше предыдущих периодов.
Из этого следует, что эффективно функционирующие и развивающиеся информационные системы - основа управления каждой образовательной организацией, всей системой в условиях стремительной цифровизации.
Примерами результативного применения цифровых педагогических технологий в период «всеобщего дистанта» стал новый областной методический проект «Методическое сопровождение электронного обучения и дистанционных технологий». Около 40 000 пользователей воспользовались данным ресурсом как навигатором построения учебных занятий и воспитательных мероприятий.
Еще один пример практики управления качеством образования на основе цифровиза-ции - уникальный областной образовательный информационный ресурс: информационная площадка для обучающихся «Домашний урок». Всего в апреле - мае на «Домашнем уроке» прошли 228 уроков и итоговых консуль-
уроки лучшие методисты и педагоги Челябинской области; более 120 тысяч пользователей. «Домашний урок» также стал информационной площадкой воспитательных проектов в формате онлайн. Тематический классный час «Поговорим о Дне Победы», Областное родительское собрание и Областной последний звонок собрали более 62 тысяч участников.
В качестве вывода по второму «уроку цифры»: единство применения цифровых управленческих и педагогических технологий - главный фактор успешности управления качеством образования на всех уровнях. Выявленные профессиональные затруднения руководителей и педагогов ставят задачу формирования современной информационно-управленческой культуры педагогов и руководителей образовательных организаций.
«Уроки цифры» показывают вектор развития региональной политики в сфере оценки качества образования: информационная политика на уровне каждой образовательной организации, каждого муниципалитета, всей областной системы образования должны стать реальным механизмом управления качеством образования. В этом смысле цифровизация образования должна начинаться и продолжаться с учителя, руководителя, их сознания и профессиональных компетенций. Важно эффективно использовать потенциал механизма межмуниципального взаимодействия при решении задач внедрения информационной политики в системе образования Челябинской области в условиях цифровизации образования.
Список литературы
1. Барабас А. А. Механизмы и содержание деятельности образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования по реализации концепции информационной политики в системе образования Челябинской области (Челябинская обл.) / А. А. Барабас, Ю.Ю. Баранова // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Интегрирующая роль информационной политики в обеспечении результативности
региональной системы оценки качества образования. Сборник материалов IV межрегиональной научно-практической конференции. / под редакцией А. А. Барабаса. - Челябинск : РЦОКИО, 2019. - С.18-24.
2. Зубаиров А. Ф. О результатах деятельности межмуниципальной проектной группы по разработке модели компетенций в области формирования и реализации информационной политики в системе образования Челябинской области (Челябинская обл.) / А. Ф. Зубаиров // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Интегрирующая роль информационной политики в обеспечении результативности региональной системы оценки качества образования. Сборник материалов IV межрегиональной научно-практической конференции. / под редакцией А.А. Барабаса. - Челябинск : РЦОКИО, 2019. С. 64-72.
3. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. № 03/3669). - Челябинск : РЦОКИО,2018. -73 с. - ISBN 978-5-906934-32-1.
4. Коузова Е. А. Презентационный проект «День образовательной агломерации» как эффективная форма внедрения информационной политики в системе образования Челябинской области / Е. А. Коузова //. Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Интегрирующая роль информационной политики в обеспечении результативности региональной системы оценки качества образования Сборник материалов IV межрегиональной научно-практической конференции. / под редакцией А. А. Барабаса. - Челябинск : РЦОКИО, 2019 - С.82-88.
5. Об утверждении Концепции и "дорожной карты" межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования : приказ Министерство образования и науки Челябинской области от 29 марта 2017 года N 01/970 - URL: http://docs.cntd.ru/ document/446290257 (дата обращения:
30.10.2020).
6. Полякова Е. Д. О разработке регионального мониторинга состояния функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области / Е. Д. Полякова, Д. С. Ильина, Е. А. Солодкова // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Интегрирующая роль информационной политики в обеспечении результативности региональной системы оценки качества образования. Сборник материалов IV межрегиональной научно-практической конференции. / под редакцией А. А. Барабаса. - Челябинск : РЦОКИО, 2019. - С.134-140.
7. Управление реализацией информационной политики в системе образования Челябинской области: модельные решения : инструктивно-методические материалы. Ч. 1 / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. С. Боровых [и др.]. - Челябинск : РЦОКИО, 2019. - 148 с. -ISBN 978-5-906934-39-0.
8. Управление реализацией информационной политики в системе образования Челябинской области: модельные решения : инструктивно-методическое издание. Ч.2 / А.А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. С. Боровых. -Челябинск : РЦОКИО, 2019. - 74 с. - ISBN 9785-906934-40-1.
9. Цифровая образовательная среда : Федеральный проект Национального проекта «Образования» // Минпросвещения России: официальный сайт. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 10.11.2020).
References
1. Barabas A. A. Mekhanizmy i soderzhanie deyatel'nosti obrazovatel'noy aglomeratsii po razvitiyu sistem otsenki kachestva obrazovaniya po realizatsii kontseptsii informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (Chelyabinskaya obl.) / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova // Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Integriruyushchaya rol' informatsionnoy politiki v obespechenii rezul'tativnosti regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya. Sbornik
materialov IV mezhregional'noy nauchno- regional'nogo monitoringa sostoyaniya
prakticheskoy konferentsii. / pod redaktsiey funktsionirovaniya informatsionno-
A. A. Barabasa. - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019. - kommunikatsionnoy infrastruktury sistemy
S.18-24. obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti /
2. Zubairov A. F. O rezul'tatakh deyatel'nosti E. D. Polyakova, D. S. Il'ina, E. A. Solodkova // mezhmunitsipal'noy proektnoy gruppy po Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki razrabotke modeli kompetentsiy v oblasti kachestva obrazovaniya. Integriruyushchaya rol' formirovaniya i realizatsii informatsionnoy informatsionnoy politiki v obespechenii politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy rezul'tativnosti regional'noy sistemy otsenki oblasti (Chelyabinskaya obl.) / A. F. Zubairov // kachestva obrazovaniya. Sbornik materialov IV Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy kachestva obrazovaniya. Integriruyushchaya rol' konferentsii. / pod redaktsiey A. A. Barabasa. -informatsionnoy politiki v obespechenii Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019. - S.134-140. rezul'tativnosti regional'noy sistemy otsenki 7. Upravlenie realizatsiey informatsionnoy kachestva obrazovaniya. Sbornik materialov politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy IV mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy oblasti: model'nye resheniya : instruktivno-konferentsii. / pod redaktsiey A. A. Barabasa. - metodicheskie materialy. Ch. 1 / A. A. Barabas, Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019. S. 64-72. Yu. Yu. Baranova, I. S. Borovykh [i dr.]. -
3. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019. - 148 s. - ISBN sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti 978-5-906934-39-0.
(prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki 8. Upravlenie realizatsiey informatsionnoy
Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy
№ 03/3669). - Chelyabinsk : RTsOKIO,2018. - oblasti: model'nye resheniya : instruktivno-
73 s. - ISBN 978-5-906934-32-1. metodicheskoe izdanie. Ch.2 / A. A. Barabas,
4. Kouzova E. A. Prezentatsionnyy proekt Yu. Yu. Baranova, I. S. Borovykh. - Chelyabinsk : «Den' obrazovatel'noy aglomeratsii» kak RTsOKIO, 2019. - 74 s. - ISBN 978-5-906934-effektivnaya forma vnedreniya informatsionnoy 40-1.
politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy 9. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda :
oblasti / E. A. Kouzova //. Problemy i perspektivy Federal'nyy proekt Natsional'nogo proekta
razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. «Obrazovaniya» // Minprosveshcheniya Rossii:
Integriruyushchaya rol' informatsionnoy politiki v ofitsial'nyy sayt. - URL:
obespechenii rezul'tativnosti regional'noy sistemy https://edu.gov.ru/national-project/ (data
otsenki kachestva obrazovaniya Sbornik obrashcheniya: 10.11.2020). materialov IV mezhregional'noy nauchno-
prakticheskoy konferentsii. / pod redaktsiey Сведения об авторе
A.A. Barabasa. - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019 - Баранова Юлия Юрьевна - первый
S.82-88. заместитель директора ГБУ ДПО «Региональ-
5. Ob utverzhdenii Kontseptsii i "dorozhnoy ный центр оценки качества и информатизации karty" mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya v образования», г. Челябинск
reshenii zadach effektivnogo upravleniya
kachestvom obrazovaniya na osnove rezul'tatov Information about author
regional'noy sistemy otsenki kachestva Baranova Yu.Yu. - First Deputy Director of
obrazovaniya : prikaz Ministerstvo obrazovaniya i Regional Center for Quality Assessment and
nauki Chelyabinskoy oblasti ot 29 marta Informatization of Education, Chelyabinsk
2017 goda N 01/970 - URL:
http://docs.cntd.ru/document/446290257 (data
obrashcheniya: 30.10.2020).
6. Polyakova E. D. O razrabotke