Научная статья на тему 'Факторы реализации информационной политики в системе образования Челябинской области'

Факторы реализации информационной политики в системе образования Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Т. А., Белякова Т. Б.

Представлены направления по совершенствованию цифровой инфраструктуры общеобразовательной организации и элементы процесса цифровой трансформации образования. В статье обращено внимание на согласованность направлений цифровой трансформации образования с компонентами информационно-коммуникационной инфраструктуры региональной системы образования. Показаны результаты первого этапа реализации Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области и дана характеристика Модели компетенций в области формирования и реализации информационной политики. Определены факторы, влияющие на реализацию информационной политики в региональной системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехова Т. А., Белякова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы реализации информационной политики в системе образования Челябинской области»

Специфика проведения мониторинговых исследований в системе образования

6. Pasport natsional'nogo proekta "Obrazovanie" (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16). - URL : https://base.garant.ru/72192486/ -(data obrashcheniya: 16.04.2020).

7. Petrovskiy A.V. Osnovy teoreticheskoy psikhologii / A.V. Petrovskiy, M.G. Yaroshevskiy. - Moskva, 1998. - 528 s.

8. Taneeva E.Sh. Opyt organizatsii monitoringa sistemy obrazovaniya, v tom chisle dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v Rossii / E.Sh. Taneeva // Servis PLUS. - 2008. -№ 3. - S. 45-49.

9. Upravlenie realizatsiey informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: model'nye resheniya : instruktivno-

metodicheskoe izdanie. [V 2-kh ch.]. Ch.2 / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova, I.S. Borovykh. -Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019. - 74 s. - ISBN 9785-906934-40-6

Сведения об авторе

Бенко Елизавета Вячеславовна - кандидат психологических наук, начальник отдела образовательной статистики ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about author

Benko E.V. - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department for Education Statistics, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 37:004

ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Т.А. Орехова, Т.Б. Белякова

Представлены направления по совершенствованию цифровой инфраструктуры общеобразовательной организации и элементы процесса цифровой трансформации образования. В статье обращено внимание на согласованность направлений цифровой трансформации образования с компонентами информационно-коммуникационной инфраструктуры региональной системы образования.

Показаны результаты первого этапа реализации Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области и дана характеристика Модели компетенций в области формирования и реализации информационной политики. Определены факторы, влияющие на реализацию информационной политики в региональной системе образования.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровая образовательная среда, информационная политика в системе образования, информационно-

коммуникационная инфраструктура, Модель компетенций.

Задача создания новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы, а именно повышение качества жизни граждан на основе широкого применения цифровых технологий, ставит перед системой образования новые вызовы. Наиболее эффективный ответ на эти вызовы - цифровая трансформация отрасли образования, которая должна затрагивать широкий круг вопросов, включая цифровизацию управляющих и операционных процессов, создание новых процедур, регламентов работы и совершенствование уже существующих, внедрение в образовательных организациях подходов управления, основанных на использовании данных, инструментов и сервисов электронного правительства, внедрение цифровых инструментов специализированного, учебного и общего назначения [7]. Такая цифровая трансформация должна соответствовать целям

и задачам федерального проекта «Цифровая школой;

образовательная среда» национального проекта «Образование».

Цифровую трансформацию образования можно определить, как системное обновление в быстро развивающейся цифровой образовательной среде требуемых образовательных результатов, содержания образования, организационных форм и методов учебной работы, оценивания образовательных результатов, направленное на подготовку обучающихся к жизни и деятельности в условиях цифровой цивилизации; использование потенциала цифровых технологий для повышения эффективности образовательного процесса [7]. Цифровая трансформация направлена на достижение требуемых образовательных результатов и всестороннее развитие каждого обучающегося.

Можно выделить несколько направлений работы по совершенствованию цифровой инфраструктуры общеобразовательной организации в части:

доступности цифрового оборудования, цифровых сервисов и продуктов;

использования для решения задач управления школой и учебным процессом;

формирования цифровой компетентности обучающихся;

обеспечения профессионального развития педагогов в области цифровых технологий;

управления цифровой трансформацией образовательной организации.

Таким образом, выделенные семь элементов процесса цифровой трансформации описывают деятельность школы в порядке первоочередности внедрения цифровых технологий:

1. доступность цифровой инфраструктуры: физический доступ к составляющим цифровой образовательной среды на уровне школы у участников образовательного процесса;

2. доступность цифровых инструментов, сервисов, ресурсов: доступ к цифровым инструментам, сервисам и ресурсам учебного и общего назначения;

3. использование цифровых технологий для решения задач управления: внедрение цифровых платформ для решения задач управления

4. использование цифровых технологий в учебном процессе: использования цифровых решений для всех участников образовательного процесса;

5. поддержка цифровой компетентности учащихся: обучение учащихся нетикету (правилам поведения, общения в Сети, интернет-сообществах), правилам безопасного поведения в сети Интернет, регулярность использования цифровых устройств и сервисов;

6. профессиональное развитие педагогов в области цифровых технологий, то есть участие педагогов в мероприятиях по повышению квалификации, включая онлайн-форматы, взаимное посещение занятий, участие в сетевых профессиональных сообществах, и так далее;

7. управление цифровой трансформацией школы: работы по формированию общего видения на процессы цифровой трансформации участников образовательного процесса, наличие регламентов использования цифровых технологий на уровне школы.

В совокупности эти направления цифровой трансформации образования нашли отражение в Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области (Концепция) как компоненты информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИК-инфраструктуры): информационные ресурсы, информационные системы (в том числе официальные сайты), нормы и правила информатизации управления образованием, информационно-управленческая культура пользователей ИК-инфраструктуры, система обеспечения информационной безопасности [3].

Характеристика Концепции была представлена ранее в статье «Концептуализация информационной политики в системе образования Челябинской области» [2]. Реализация Концепции предусматривает этапность. В 2019 году завершен первый (формирующий) этап, в процессе которого были разработаны модельные документы, обеспечивающие реализацию Концепции в системе образования Челябинской области:

Модель компетенций в области формирования и реализации информационной политики в системе образования Челябинской области;

Паспорт информационно-

коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области;

Регламент межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по реализации информационной политики в системе образования Челябинской области;

Мониторинг состояния функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области;

Положение о защищенной сети Министерства образования и науки Челябинской области;

Регламент интеграции региональных информационных систем;

Модельный порядок перехода сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, на единую платформу сайтов;

Модельный порядок перехода сайтов образовательных организаций на единую платформу сайтов.

Важным моментом является то, что все научно-прикладные продукты прошли профессионально-общественное обсуждение и экспертизу и представлены в инструктивно-методическом издании «Управление реализацией информационной политики в системе образования Челябинской области: модельные решения» [8]. Необходимо отметить, что вышеуказанные методические продукты разработаны при участии членов межмуниципальных проектных групп, активные из которых вошли в состав авторского коллектива сборника.

Данные модельные документы носят практико-ориентированный характер, обеспечивая формирование информационной политики на региональном, муниципальном и институциональном уровнях и отражая единство нормативных, методологических и технологических оснований, заложенных в Концепции. Следует отметить, что разработанная Модель компетенций в области формиро-

вания и реализации информационной политики в системе образования Челябинской области (Модель компетенций) систематизирует нормативные требования, определяющие компетенции субъектов управления в части функционирования ИК-инфраструктуры (на региональном, муниципальном и институциональном уровнях), а также определяет механизмы реализации данных компетенций. Важным является то, что содержание Модели компетенций определено нормативными требованиям к системе образования в части обеспечения функционирования информационных систем, информационной безопасно с-ти, информационной открытости, использования информационных ресурсов, а также осуществления мониторинга в системе образования. Все эти требования закреплены законодательными и распорядительными актами разного уровня, координируются различными властными органами, предполагают разнообразные полномочия по уровням управления, а потому, являясь обязательными, не всегда исполняются в системе и с полным пониманием как на региональном уровне, так и на муниципальном и институциональном уровнях [8]. Поэтому в 2020 году в соответствии с дорожной картой реализации Концепции информационной политики на втором (деятельностном) этапе предстоит разработать модельные документы, регламентирующие реализацию информационной политики, как на уровне образовательной организации, так и в муниципальной образовательной системе.

Согласно организационной структуре управления реализацией информационной политики в данной работе будут также задействованы межмуниципальные проектные группы в составе образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования [1], которые в 2019 году показали эффективность своей деятельности. Уже традиционно состав групп утверждается приказом Министерства образования и науки Челябинской области. Для реализации поставленных задач в текущем году сформированы две межмуниципальные проектные группы, в состав которых вошли представители 16

муниципалитетов (37 % от общего количества муниципальных образований Челябинской области). Команда каждой группы представлена следующими категориями специалистов: руководители и заместители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (МОУО); специалисты МОУО; руководители методических служб и муниципальных методических объединений; руководители и педагогические работники образовательных организаций.

Существенный вклад в продвижение работы по созданию модельных нормативных документов, обеспечивающих реализацию информационной политики (муниципальный, институциональный уровень), вносят представители девяти образовательных организаций, являющихся региональными инновационными площадками в Челябинской области по направлению «Формирование информационной политики образовательной организации». Именно обобщение опыта образовательных организаций и муниципалитетов, входящих в состав межмуниципальных проектных групп, позволяет создать такой продукт, который отвечает критерию полноты и достаточности набора сведений для принятия правильного решения. Также разработанные методические продукты будут представлены на виртуальной информационно-методической площадке для общественно-профессионального обсуждения и экспертизы [5, 6], а итоговые результаты, эффекты и перспективы внедрения Концепции - на Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования».

Следует отметить, что ценностно-смысловые и целевые ориентиры региональной информационной политики в системе образования соотносятся с направлениями развития системы образования Российской Федерации в части реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда»:

обновление информационно-

коммуникационной инфраструктуры;

формирование цифровой грамотности (цифровых компетенций) всех участников

образовательного процесса;

автоматизация административных, управленческих и обеспечивающих процессов;

формирование ведомственной и статистической отчетности, утверждаемой нормативными правовыми актами, на основе однократного введения первичных данных;

обновление информационного наполнения и функциональных возможностей официальных сайтов образовательных организаций [4]. Что, безусловно, является важным фактором реализации информационной политики в системе образования Челябинской области.

С другой стороны, включенность в данную работу представителей образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, позволяет максимально точно отразить иерархию и взаимосвязь компетенций региональных, муниципальных, институциональных систем управления в части выполнения нормативных требований по каждому из компонентов ИК-инфраструктуры, что также является еще одним фактором, движущей силой реализации информационной политики в системе образования Челябинской области.

Список литературы

1. Барабас А.А. Потенциал межмуниципального взаимодействия и совершенствования муниципальных систем оценки качества общего образования/ А.А. Барабас // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017. - № 2 (3). - С. 5-16.

2. Концептуализация информационной политики в системе образования Челябинской области / Т.А. Орехова, И.С. Боровых, Д.А. Югова [и др.]. - 2019. - № 1(6). - С. 18-24.

3. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. № 03/3669). - URL: https://rcokio.ru/files/ upload/oib/concept.pdf (дата обращения: 10.04.2020 г.).

4. О реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и соответствующих региональных проектов : письмо

Минпросвещения России от 20.09.2019 г. References

№ МР-1165/02. - URL: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_338964/ (дата обращения: 10.04.2020).

5. Першукова В.А. Профессионально-общественная экспертиза научно-прикладных продуктов в рамках реализации информационной политики в системе образования Челябинской области / В.А. Першукова, О.В. Востряко-ва // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Интегрирующая роль информационной политики в обеспечении результативности региональной системы оценки качества образования. IV межрегиональная научно-практическая конференция (21 ноября 2019 года, г. Челябинск): сборник материалов конференции. Челябинск : РЦОКИО, 2019. - С. 114-126.

6. Петрова И.Ю. Профессионально-общественное обсуждение как этап разработки модельных решений реализации информационной политики в системе образования Челябинской области / И.Ю. Петрова, Е.А. Смелко-ва // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Интегрирующая роль информационной политики в обеспечении результативности региональной системы оценки качества образования. IV межрегиональная научно-практическая конференция (21 ноября 2019 года, г. Челябинск): сборник материалов конференции / под ред. А.А. Барабаса - Челябинск: РЦОКИО, 2019. -С.126-134.

7. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др. ; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.

8. Управление реализацией информационной политики в системе образования Челябинской области: модельные решения: инструктивно-методическое издание [В 2 частях]. Ч.1. / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И.С. Боровых [и др.]. - Челябинск: РЦОКИО, 2019. - 148 с. - 74 с.

1. Barabas A. A. Potentsial mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya i sovershenstvovaniya munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya/ A.A. Barabas // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2017. - J№ 2 (3). - S. 5-16.

2. Kontseptualizatsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti / T.A. Orekhova, I.S. Borovykh, D.A. Yugova [i dr.]. - 2019. - № 1(6). - S. 18-24.

3. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. № 03/3669). - URL: https://rcokio.ru/files/ upload/oib/concept.pdf (data obrashcheniya: 10.04.2020 g.).

4. O realizatsii federal'nogo proekta «Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda» i sootvetstvuyushchikh regional'nykh proektov : pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 20.09.2019 g. № MR-1165/02. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_338964/ (data obrashcheniya: 10.04.2020).

5. Pershukova V.A. Professional'no-obshchestvennaya ekspertiza nauchno-prikladnykh produktov v ramkakh realizatsii informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti / V.A. Pershukova, O.V. Vostryakova // Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Integriruyushchaya rol' informatsionnoy politiki v obespechenii rezul'tativnosti regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya. IV mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (21 noyabrya 2019 goda, g. Chelyabinsk): sbornik materialov konferentsii. Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019. - S. 114-126.

6. Petrova I.Yu. Professional'no-obshchestvennoe obsuzhdenie kak etap razrabotki model'nykh resheniy realizatsii informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti / I.Yu. Petrova, E.A. Smelkova // Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Integriruyushchaya rol' informatsionnoy politiki v obespechenii

rezul'tativnosti regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya. IV mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya

(21 noyabrya 2019 goda, g. Chelyabinsk): sbornik materialov konferentsii / pod red. A.A. Barabasa -Chelyabinsk: RTsOKIO, 2019. - S. 126-134.

7. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A.Yu. Uvarov, E. Geybl, I.V. Dvoretskaya i dr. ; pod red. A.Yu. Uvarova, I.D. Frumina ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s.

8. Upravlenie realizatsiey informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: model'nye resheniya: instruktivno-metodicheskoe izdanie [V 2 chastyakh]. Ch.1. / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova, I.S. Borovykh [i dr.]. - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2019. - 148 s. -74 s.

Сведения об авторах

Орехова Тамара Анатольевна - начальник отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Белякова Татьяна Борисовна - методист отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Orekhova T.A. - Head of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk.

Belyakova T.B. - Methodologist of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.