РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371:351.851
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» НА ОСНОВЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Н.А. Аристенко, Т.А. Попырина
В статье представлен практический опыт использования инструментария муниципальной системы оценки качества образования для управления целенаправленным, рациональным и оптимальным развитием муниципальной системы образования, принятием управленческих решений на основе тенденций и проблем выявленных в ходе функционирования муниципальной системы оценки качества образования через систему программных мероприятий и индикаторов с учетом задач «Региональной системы оценки качества образования» и национального проекта «Образование».
Ключевые слова: национальный проект «Образование», система образования, региональная система оценки качества, муниципальная система оценки качества образования, программно-целевой подход, программа развития.
От качества образования зависит успешность решения задач во всех сферах жизни общества. Новое совершенствование и развитие систем оценки качества образования требует новых подходов.
Актуальность оценки качества образования заложена в законе «Об образовании в Российской Федерации» [4]. Фактором обеспечения устойчивого развития российской системы образования в настоящий момент является национальный проект «Образование» и его составляющие [7]. Национальный проект «Образование» «направлен на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспита-
ние гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
В современных условиях развития экономики и общества формируется востребованная информационная основа управления качеством образования по результатам его оценки: социальная база потребителей, информация о качестве образовательных услуг, предоставляемых населению образовательными организациями о: комфортности пребывания в образовательных организациях, кадровом потенциале, перечне дополнительных образовательных услуг и др.
Формирование единого оценочного пространства обеспечивается за счет функционирования информационных систем в регионе, которые имеют базы данных, пользователями данных систем являются все участники образовательного процесса. Данный подход изложен в Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области [1].
Создание системы объективных данных о результатах деятельности образовательных организаций, управления системами образования на муниципальном и институциональном уровнях, позволяет не только регулировать и совершенствовать процесс предоставления образовательных услуг, но и нацеливает на новые результаты, способствующие совершенствованию и развитию муниципальной системы оценки качества образования, что отражено в модели муниципальной системы оценки качества образования (далее -МСОКО) Пластовского муниципального района.
Основой для разработки МСОКО явилась
региональная система оценки качества образования (далее - РСОКО) [2, 5, 8]. Стратегическая цель региональной системы оценки качества образования Челябинской области -получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего (включая дошкольное) образования, дополнительного образования и среднего профессионального образования; в том числе о причинах, влияющих на его уровень, для формирования востребованной информационной основы принятия эффективных управленческих решений в контексте вертикали управления системой образования Челябинской области.
Выработать подходы и обеспечить формирование, функционирование и совершенствование МСОКО Пластовского муниципального района, способствовала работа в образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования [6]. Цель модели образовательной агломерации - создание условий применения инновационных региональных механизмов сетевого межмуниципального взаимодействия для обеспечения развития единой востребованной региональной системы оценки качества образования.
МСОКО - это совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства.
Механизм МСОКО включает мониторинг состояния объектов (механизмов) МСОКО: образовательных программ, условий реализации, результатов освоения обучающимися образовательных программ.
В настоящее время разработана и апробирована система показателей МСОКО в системе образования Пластовского муниципального района. Оценка объектов МСОКО осуществляется поэтапно, в соответствии с локальными нормативно-правовыми документами Управления образования, в которых утверждены комплексы процедур: постоянных и перио-
дических; инвариантных и вариативных.
Первый тип - это федеральные, региональные статистические показатели, позволяющие сопоставить, отследить и оценить динамику процесса их развития в течение нескольких лет в абсолютных количественных данных. Они применяются для сравнительной оценки условий функционирования объектов образования и объема, оказываемых ими образовательных услуг (количественный состав обучающихся, средний балл по результатам ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, данные по материально- технической базе).
Второй тип - это муниципальные оценочные показатели, позволяющие оценить степень соответствия и потенциал ресурсов и результатов деятельности отдельной образовательной организации задачам муниципальной системы образования в обеспечении качества образования. Эта же группа показателей позволяет сформировать базу данных, отследить и оценить динамику процесса их развития в течение нескольких лет. За основу принимается следующая группа показателей: абсолютная и качественная успеваемость обучающихся, доля аттестованных педагогических работников, % учащихся состоящих на учете в ПДН, % участия в мероприятиях муниципального.
Третий тип - это областные оценочные показатели, позволяющие с помощью мониторинга оценить степень соответствия результатов деятельности муниципальной системы образования среднеобластным показателям, а также оценить эффективность деятельности управления образования по решению задач оценки качества в сфере образования в сравнении с аналогичными муниципальными системами образования.
Формирование МСОКО осуществлялось на принципах системности, объективности, достоверности и полноты информации о состоянии системы образования в Пластов-ском муниципальном районе. На основании полученной информационной основы принимаются управленческие решения на муниципальном и институциональном уровнях системы образования, направленные на её
совершенствование и развитие.
Разрабатывая систему критериев и показателей МСОКО, осуществлялся сбор и анализ информации с учетом возможности ее многократного использования, учитывалась информация о состоянии и динамике качества образования, социальная и личная значимость показателей, а также актуальность оптимизации количества показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования.
Особое внимание уделяется ресурсной составляющей МСОКО включающей: нормативно-правовое обеспечение; финансовое обеспечение; информационное обеспечение; кадровое обеспечение; материально-техническое обеспечение. Регулярно отслеживается динамика развития ресурсов через достижение индикативных показателей, заложенных в муниципальной программе «Развитие системы образования в Пластовском муниципальном районе».
Для обеспечения сопоставимости результатов потребовалось деление образовательных организаций на кластеры: в зависимости от целей и задач в соответствии с образовательными программами по уровням образования: деление на дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования;
по объемным показателям деятельности: на группы образовательных организаций по уровню сложности;
по территориальному признаку: городские, сельские;
по количеству обучающихся; по количеству педагогических работников. Особенностью проведения конкурсных мероприятий в районе, является отсутствие деления на группы участников мероприятий: педагогических и иных работников, обучающихся, что способствует созданию равных условий для участников (конкурсы профессионального мастерства, творческие конкурсы среди обучающихся и т.д).
Причем условия, критерии оценивания ряда муниципальных мероприятий разрабатываются с учетом областных положений, что позволяет обеспечить единый подход в соответствии с требованиями региональной системы образования.
Особая роль уделяется периодичности проведения мероприятий МСОКО, что позволяет отследить динамику и принять эффективные управленческие решения по результатам их проведения.
Безусловно, то, что установлено на федеральном и региональном уровнях, учтено при планировании собственной деятельности.
В системе образования на муниципальном уровне установили периодичность некоторых оценочных процедур.
Анализ функционирующей МСОКО позволил оценить реальное состояние дел, устойчивость развития муниципальной системы образования, выявить позитивную динамику, перспективы развития, проблемы отдельной образовательной организации и муниципальной системы в целом.
Благодаря сформированной информационно-аналитической базы МСОКО, появилась возможность:
непрерывной самооценки качества деятельности, а, следовательно, применять оптимальный инструментарий, позволяющий обеспечить целенаправленность развития муниципальной системы образования;
отследить динамику развития ресурсов через достижение индикативных показателей;
рационально распределить потребность ресурсов для каждого направления деятельности в целом или отдельными этапами;
планировать и анализировать деятельность исполнителей, в целях достижения индикативных показателей в соответствии с программой развития;
максимально оценивать и использовать потенциальные ресурсы муниципалитета и региона в рамках межмуниципального взаимодействия для достижения целей.
Эффективному управлению в условиях ограниченности ресурсов способствует учас-
тие специалистов системы образования Плас-товского муниципального района в деятельности образовательной агломерации. На основе межмуниципального взаимодействия через интеграцию ресурсной базы стало возможным повысить эффективность управления качеством образования для достижения ожидаемых результатов за счёт анализа деятельности и принятия эффективных управленческих решений, направленных на стратегию развития образования в каждой образовательной организации муниципалитета и в муниципальной и региональной системе образования в целом.
Обеспечить реализацию долгосрочных задач, которые ставит общество перед системой образования, позволяет программно-целевой подход. Данный подход строится на программно-целевом принципе, который обуславливается определением стратегии и тактики управления.
Реализация программы развития муниципальной системы образования Пластовского муниципального района и участие в реализации мероприятий национального проекта «Образование» обеспечивает направления развития всей системы образования, приоритетность и целесообразность направлений, дает возможность по полноте выполнения программных мероприятий и мероприятий проекта оценить достижение целей.
Достижение качественных изменений в муниципальной системе образования происходит по схеме: исследование ситуации (показатели МСОКО) - цель - система программных и проектных мероприятий - система управления - достижение индикативных показателей -анализ результатов - принятие управленческих решений и корректировка деятельности, с целью повышения эффективности деятельности.
Обязанность иметь программу развития образовательной организацией закреплена ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации». Для органов самоуправления в сфере образования разработка муниципальных программ, в том числе и муниципальной
программы развития, закреплена муниципальным нормативным актом, в котором регламентирован порядок утверждения, реализации и контроля муниципальных программ.
Муниципальная программа развития системы образования является документом стратегического планирования и представляет собой скоординированный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, задач и приоритетных направлений, позволяющих достичь новых качественных изменений как в системе образования в целом, так и отдельно взятой образовательной организации.
Программа развития позволяет: рационально и эффективно использовать ресурсы (нормативно-правовое, финансовое, информационное, кадровое, материально-техническое обеспечение) на конкретный результат;
направить решение частных вопросов на достижение стратегических целей;
осуществить отбор инструментария (конкретные мероприятия), направленного на решение стратегических задач;
повысить результативность использования бюджетных средств.
Следовательно, в муниципальной программе развития отражены аспекты совершенствования и развития муниципальной образовательной системы по результатам МСОКО (в направлениях, мероприятиях, индикативных показателях) [3].
Оптимизировать программу развития МСОКО, избежать создания большого количества дополнительных программ и проектов позволило встраивание в утвержденную и разработанную муниципальную программу развития мероприятий национального проекта «Образование» и его составляющих. В один блок также объединены индикативные показатели, как муниципальной программы развития, так и показатели национального проекта «Образование». Муниципальная программа «Развитие системы образования Пластовского муниципального района на 2018-2024 годы»
носит комплексный характер и состоит из ряда подпрограмм:
«Создание условий для развития системы образования в Пластовском муниципальном районе на 2018-2024 годы»;
«Поддержка и развитие дошкольного образования Пластовского муниципального района на 2018-2024 годы»;
«Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время в Плас-товском муниципальном районе на 2018-2024 годы»;
Таблица № 1
Мероприятия программы в рамках национального проекта «Образование»
Составляющая национального проекта «Образование» Раздел программы развития Мероприятие программы Сроки реализации ОО кол-во Индикативный показатель
Цифровая образовательная среда Развитие инфраструктуры образовательных организаций Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях 2020-2022 9 9 ед.
Современная школа «Создание условий для развития системы образования в Пластовском муниципальном районе на 2018-2024 годы» Число общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, обновивших материально-техническую базу для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей 2020-2024 2 0,002 тыс.ед.
Успех каждого ребенка «Создание условий для развития системы образования в Пластовском муниципальном районе на 2018-2024 годы» Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования 2020-2021 9 80 %
Современная школа Формирование здоровьесберегаю-щих и безопасных условий организации образовательного процесса Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом 2020-2024 3 3 ед.
Современная школа «Создание условий для развития системы образования в Пластовском муниципальном районе на 2018-2024 годы» Проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, с использованием процедур независимой оценки качества образования: оборудование пунктов проведения экзаменов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования 2020-2022 1 100 %
«Обеспечение функционирования и развития системы образования Пластовского муниципального района на 2018-2024 годы»;
«Обеспечение функционирования и развития Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Аквамарин» на 2019-2024 годы».
Мероприятия национального проекта «Образование» вошли в различные разделы программы развития. Основной подход представлен в таблице № 1.
Конкретные учреждения, которые реализуют мероприятия программы, утверждены внутренними нормативно-локальными актами (приказы, распоряжения).
Дополнительные индикативные показатели внесены в соответствующий раздел программы. Оценка эффективности муниципальной программы производится по двум направлениям: освоение бюджетных средств и достижение индикативных показателей.
По итогам формирования и частично её реализации удалось обеспечить оптимальное сочетание МСОКО, муниципальной программы развития, мероприятий национального проекта «Образование», что позволило эффективно управлять совершенствованием и развитием муниципальной системы, т.е. обеспечить заданное, рациональное и оптимизированное направление развития на основе регулярной внешней оценки деятельности, обеспечить использование и развитие творческого потенциала, когда важен не только результат, но и сам процесс деятельности, с точки зрения комплексного сопровождения со стороны Управления образования Пластовско-го муниципального района реализации программы развития, которое определяется ценностными ориентациями.
Список литературы
1. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. № 03/3669). - Челябинск : РЦОКИО. - 2018. -57 с.
2. Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования : приказ М-ва образования и науки Челябинской области от 29.03.2017 г. № 01/970). - URL: https://rcokio.ru/vimp/uspeshnyepraktiki-msoko /dokumenty/ (дата обращения: 25.03.2019)
3. Муниципальная программа «Развитие образования в Пластовском муниципальном
районе на 2018-2024 годы: - URL: http://www.plastrayon.ru/municipalnye-prog rammy/upravlenie-obrazovaniya/municipalnaya-programma-razvitie-obrazovaniya-v-plas tovskom-municipalnom-raione-na-2018-2020-gody
4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1401 74/
5. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области : приказ М-ва образования и науки Челябинской области от 14.11.2016 г. № 03/961 - URL: http://docs. cntd.ru/document/ 446693723
6. Оценка результативности функционирования институциональных и муниципальных систем оценки качества общего образования: экспертные методические материалы, по оценке внутренних и муниципальных систем оценки качества общего образования / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И.С. Боровых [и др.]. Челябинск : РЦ0КИ0,2017.- 103 с.-ISBN 978-5-906934-4
7. Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) - URL: https://base.garant.ru/72192486/
8. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. № 03-02/11974). - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 140 с. - ISBN 978-5-90693402-4
References
1. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. № 03/3669). - Chelyabinsk : RTsOKIO. - 2018. -57 s.
2. Kontseptsiya mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya v reshenii zadach effektivnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya na osnove rezul'tatov regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya : prikaz M-va obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 29.03.2017 g. № 01/970). - URL: https://rcokio.ru/vimp/ uspeshnyepraktiki-msoko/dokumenty/ (data obrashcheniya: 25.03.2019)
3. Munitsipal'naya programma «Razvitie obrazovaniya v Plastovskom munitsipal'nom rayone na 2018-2024 gody: - URL: http://www.plastrayon.ru/municipalnye-prog rammy/upravlenie-obrazovaniya/municipalnaya-programma-razvitie-obrazovaniya-v-plastovs kom-municipalnom-raione-na-2018-2020-gody
4. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140 174/
5. Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti : prikaz M-va obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 14.11.2016 g. № 03/961 - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 446693723
6. Otsenka rezul'tativnosti funktsionirovaniya institutsional'nykh i munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: ekspertnye metodicheskie materialy, po otsenke vnutrennikh i munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya / A.A. Barabas,
Yu.Yu. Baranova, I.S. Borovykh [i dr.]. Chelyabinsk : RTsOKIO,2017.- 103 s. - ISBN 978-5-906934-4
7. Pasport natsional'nogo proekta "Obrazovanie" (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 g. N 16) -URL: https://base.garant.ru/72192486/
8. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') (utverzhdena pis'mom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016 g. № 03-02/11974). - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2017. - 140 s. - ISBN 978-5-906934-02-4
Сведения об авторах
Аристенко Нина Алексеевна - начальник управления образования Пластовского муниципального района, Челябинская обл., г. Пласт
Попырина Татьяна Александровна -
ведущий специалист по вопросам общего образования управления образования Пластов-ского муниципального района, Челябинская обл., г. Пласт
Information about authors
Aristenko N.A. - Head of Administration in Education of Plast Municipal District, Chelyabinsk region, Plast
Popyrina T.A. - Leading Specialist on General Education Issues of Administration in Education of Plast Municipal District, Chelyabinsk region, Plast
УДК 37: 002
ПРОЕКТНАЯ ПЛОЩАДКА РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
С.Ф. Багаутдинова, Т.А. Ищенко
В статье раскрыта деятельность проектной площадки Регионального центра оценки качества и информатизации образования в рамках образовательной агломерации по
развитию муниципальной системы оценки качества образования в 2019 году. Представлен опыт работы проектной площадки по вопросам информационной политики.