Научная статья на тему 'Муниципальная система оценки качества образования как основа совершенствования управления образовательной системой'

Муниципальная система оценки качества образования как основа совершенствования управления образовательной системой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРА / МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Н. В.

В статье раскрыта организация деятельности Управления образования Карабашского городского округа в рамках совершенствования муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО). На основании выявленных в системе образования муниципалитета актуальных проблем, были сформулированы основные задачи по совершенствованию управления и развития образовательной системы города. Приведены примеры принятия управленческих решений в соответствии с полученными результатами процедур и мероприятий МСОКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальная система оценки качества образования как основа совершенствования управления образовательной системой»

O.B Пономарева, Г.Ш Минсадыкова

18.04.2019 № U0-04/333 - URL: http://cpkimr. ru/Downloads/Metod/DOUObr/Konkursy/TsOR %202019.pdf (data obrashcheniya: 04.08.2020).

7. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 08.06.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.08.2020) - URL: https://legalacts.ru/doc/ 273_FZ-ob-obrazovanii/ (data obrashcheniya: 06.08.2020).

8. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» (s izmeneniyami i dopolneniyami) : prikaz M-va truda i sotsial'noy zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n - URL: https://base.garant.ru/ 70535556/ (data obrashcheniya: 03.08.2020).

9. Polozhenie o munitsipal'noy sisteme otsenki kachestva obrazovaniya (prikaz Upravleniya obrazovaniem «Ob utverzhdenii Polozheniya o munitsipal'noy sisteme otsenki kachestva obrazovaniya» ot 27.12.2017 № 744). -URL: https://cpkimr.educhel.ru/uploads/43100/ 43051/section/1208779/Prikaz_U0_ob_utv._ MSOKO.pdf (data obrashcheniya: 05.08.2020).

10. Roslyakova L.A. Tsifrovye obrazovatel'nye resursy i organizatsiya uchebnoy deyatel'nosti v shkole / L.A. Roslyakova // Molodoy uchenyy. - 2018. - № 47 (233). - S. 378379. - URL: https://moluch.ru/archive/233/ 54055/ (Data publikatsii: 24.11.2018)

11. Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva RF na 2017-2030 gody : Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii - URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/00012017

05100002.pdf (data obrashcheniya: 04.08.2020).

12. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Geybl, I. V. Dvoretskaya [i dr.]; pod red. A.Yu. Uvarova, I. D. Frumina; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s.- ISBN 978-5-7598-1990-5.

13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155) - URL: http://www.rg.ru/2013/ 11/25/doshk-standart-dok.html (data obrashcheniya: 04.08.2020).

Сведения об авторах

Пономарева Ольга Вадимовна - методист МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы», Челябинская обл., г. Магнитогорск

Минсадыкова Гульсум Шарифьяновна -старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад N° 6», Челябинская обл., г. Магнитогорск

Information about authors

Ponomareva O.V. - Methodist of the city organisation of additional professional education «The centre of training courses and informational and methodological work», Chelyabinsk region, Magnitogorsk

Minsadykova G.Sh. - senior teacher of the Municipal Preschool Educational Institution «Child Development Center - Kindergarten № 6», Chelyabinsk region, Magnitogorsk

УДК 371

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Н.В. Полякова

В статье раскрыта организация сформулированы основные задачи по деятельности Управления образования совершенствованию управления и развития Карабашского городского округа в рамках образовательной системы города. Приведены совершенствования муниципальной системы примеры принятия управленческих решений в оценки качества образования (МСОКО). На соответствии с полученными результатами основании выявленных в системе образования процедур и мероприятий МСОКО. муниципалитета актуальных проблем, были

Ключевые слова: муниципальная система Задачи по совершенствованию МСОКО

оценки качества образования, последовательно решались нами, начиная с

организационной структура, механизмы 2017 года [4].

оценки качества образования, компоненты Рассматривая МСОКО, с одной стороны, муниципальной системы оценки качества как составную часть РСОКО, с другой

образования. стороны, как инструмент индикативного

управления муниципальной системы

В условиях формирования системы оценки образования, мы разработали нормативно-

качества образования Челябинской области правовую базу, которая регламентирует все актуальными задачами каждого органа мероприятия, проводимые в рамках

местного самоуправления, осуществляющего оценочных процедур в муниципалитете [1]. В управление в области образования, выступают соответствие с региональной системой

совершенствование муниципальной системы оценкой качества образования были

оценки качества образования (далее - усовершенствованы Положение о

МСОКО), поиск механизмов «встраивания» муниципальной системе оценки качества

этой системы в единую региональную образования, Положение об Общественном

оценочную систему, а также формирование Совете, подверглись корректировке критерии

устойчивой практики принятия эффективности деятельности образовательной

управленческих решений на основе организации, критерии оценки деятельности

результатов оценочных процедур, как руководителей, в годовом плане работы

эффективного способа современного Управления образования появились такие

менеджмента в образовании. разделы как циклограмма процедур системы

В последнее время в городской системе оцени качества образования, Дорожная карта образования Карабашского городского округа развития данной системы.

наибольшую актуальность приобрели Основные функции МСОКО, безусловно,

следующие проблемы: практически одинаковы во всех

- далеко не 100% обучающихся 9 классов муниципалитетах, но будут эффективны при получают аттестаты об основном общем следующих условиях:

образовании; - обязательный учет особенностей

- неполное обеспечение выполнения системы образования муниципалитета при требований федеральных государственных принятии управленческих решений; образовательных стандартов общего - постоянное обновление МСОКО. образования (далее - ФГОС ОО) к условиям в Реализация функций МСОКО общеобразовательных организациях условий; осуществляется в рамках организационной

- отрицательная динамика обновления структуры, которая представляет собой педагогических коллективов молодыми совокупность органов местного специалистами; самоуправления, структурных подразделений,

- недостаточность условий для повышения должностных лиц, между которыми качества образования в школах с низкими распределены полномочия и ответственность результатами и в школах, функционирующих в за выполнение управленческих функций, по неблагоприятных социальных условиях. оценке качества образования [2].

В данных условиях создание МСОКО Организационная структура МСОКО

становится еще и объективной обобщает и систематизирует управленческую

необходимостью для совершенствования деятельность Управления образования по

управления качеством образования в городе и обеспечению управления качеством призвана обеспечить возможность каждому образования по результатам МСОКО. Общее обучающемуся вне зависимости от места руководство обеспечением функционирования

проживания, социального и имущественного МСОКО и принятия решений осуществляет

статуса, состояния здоровья получить начальник Управления образования

качественное и доступное образование на Карабашского городского округа. любом уровне, которое соответствует Осуществление мероприятий возложено на

потребностям личности, современного методический кабинет Управления

общества и требованиям экономики. образования; немаловажную роль при этом

играют и городские методические и временные творческие группы, школа, являющаяся региональной инновационной площадкой по теме «Система управления качеством образования в школе» (МКОУ СОШ №1).

В реализации мероприятий Управление образования взаимодействует с

Министерством образования и науки Челябинской области, ГБУ ДПО РЦОКИО, ГБУ ДПО ЧИППКРО и подведомственными организациями.

Помимо этого, при Управлении образования был создан Общественный Совет по вопросам обеспечения качества в сфере образования.

Также необходимо заметить, что функционирование МСОКО без повышения профессиональных компетенции

педагогических работников и специалистов Управления образования невозможно. С целью организации работы по актуализации механизмов оценки качества образования и повышения уровня профессионального мастерства педагогов управление образования и все образовательные организации города стали участниками апробации АИС «Аттестация педагогических работников». Заполняя свои базы данных для дальнейшей аттестации, педагоги получали возможность формирования системы управления саморазвитием личностно-профессиональных качеств, а Управление образования при грамотном использовании баз данных региональной информационной системы сопровождения процедуры аттестации педагогических работников получали дополнительный механизм перехода от контроля качества образования к управлению качеством образования.

Анализ сформированности таких компонентов МСОКО как целевой, содержательный, процессуальный,

результативный показал, что наиболее разработанным является процессуальный компонент в части наличия разработанных муниципальных вариативных оценочных процедур в части оценки результатов освоения образовательных программ и условий их реализаций.

В соответствие с целью МСОКО Карабашского городского округа - получение объективной информации о качестве образования в Карабашском городском округе и тенденциях его изменения, необходимой для

принятия обоснованных управленческих решений по совершенствованию

муниципальной системы образования были определены следующие объекты оценки МСОКО:

- образовательные программы, реализуемые в подведомственных образовательных организациях;

- условия реализации образовательных программ;

- результаты освоения обучающимися образовательных программ. Для всех объектов критерии оценки - это соответствие требованиям ФГОС ОО.

Если проанализировать параметры оценки, которые закреплены в регламентах проведения оценочных процедур (конкурсов, смотров, мониторингов), то отметим, что они затрагивают всех участников

образовательного процесса и обучающихся, и педагогов, и даже социальных партнеров.

Функционирование МСОКО с

очевидностью предполагает наличие практики принятия управленческих решений, направленных на развитие муниципальной системы образования в целом. Так, например, проводя мониторинг условий реализации основных образовательных программ дошкольных образовательных организаций в части оценки развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы, мы отметили некую «одинаковость» в этом отношении всех дошкольных организаций. Приняли решение разработать новую оценочную процедуру -ввели в практику работы муниципальный смотр-конкурс «Комфортная развивающая предметно-пространственная среда ДОО», цель которого - создание в детских садах условий, способствующих индивидуальному развитию ребенка дошкольного возраста [3].

Задачи конкурса:

- создать в детских садах условий для развития детей в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, в том числе с требованиями к развивающей предметно-пространственной среде;

- обеспечить эмоциональное благополучие детей, развитие положительного самоощущения и компетентности, включение их в разнообразные специфически дошкольные виды деятельности;

- стимулировать инновационную деятельность педагогов в организации

предметного пространства групп.

Результатом данного конкурса является создание в муниципалитете условий, способствующих удовлетворению

образовательных услуг дошкольного образования на основе учета индивидуальных образовательных потребностей детей дошкольного возраста. Так, например, можно зафиксировать следующие результаты:

1. появление технопаркового движения в четырех детских садах и получения статуса муниципальной опорной площадки по данному направлению МКДОУ .№10;

2. открытие в трех детских садах логопедических и в трех детских садах комбинированных групп;

3. улучшение материально-технической базы за счет социального партнерства с представителями коммерческого сектора.

Принимаемые решения в течение трех лет по итогам проведения данного смотра-конкурса были направлены на следующее:

- планирование повышения квалификации педагогических и руководящих работников;

- организация обучения воспитанников в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями;

- инициация распространения лучшего педагогического опыта;

- улучшение материально-технического обеспечения образовательных учреждений соответственно с темой развития дошкольной образовательной организации;

- корректировка организационного, научно-методического, информационного сопровождения данной вариативной процедуры.

Учитывая следующую особенность муниципалитета - острую нехватку педагогических кадров, а также их большую загруженность, и как следствие, проблематичность отрыва от учебного процесса с целью прохождения курсов повышения квалификации, ввели в практику работы еще одну оценочную процедуру «Лучшее внутрифирменное повышение квалификации в образовательной

организации». Результат данной оценочной процедуры - расширение сетевого (внешнего и внутреннего) взаимодействия методического характера: 100% школ - участники реализации региональных проектов совместно с областными институтами повышения

квалификации, активное методическое взаимодействие с другими муниципалитетами в рамках образовательной агломерации, взаимодействие со школами - лидерами нашей области, получение педагогами -предметниками статуса региональных тьюторов по вопросам качества образования.

Кроме вышеперечисленных оценочных процедур в муниципалитете проводится анкетирование родителей: анкета «Изучение мнения родителей (законных представителей) о качестве оказания образовательных услуг». Данное исследование проводится для использования результатов анкетирования при формировании управленческих решений, направленных на повышение качества предоставления образовательных услуг.

Фактически представленная часть опыта позволяет сделать вывод о том, что МСОКО Карабашского городского округа -действующая система, открытая и имеющая потенциал для дальнейшего развития.

Список литературы

1. Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от

14.12.2016 г. № 01/3525) - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 46 с. - ISBN 978-5-90693401-7

2. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / под редакцией Е.А. Тюриной - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 162 с. - ISBN 978-5-90693410-9

3. О проведении городского смотра-конкурса «Комфортная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как фактор развития ребенка дошкольного возраста »: приказ Муниципального казенного учреждения «Управления образования Карабашского городского округа» от

01.08.2017 г. № 34 - URL: https://www.ko-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

karabash.ru/attachments/article/637/3%20%D0% 9F%D 1 %80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0 %B7%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D 0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD %D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%B A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D 1 %83%D 1 %80%D1%81%D0%B5.pdf (дата обращения: 04.08.2020).

4. Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования» от 27.08.2017 г. № 115 (о/д) : приказ Муниципального казенного учреждения «Управления образования Карабашского городского округа» - URL: https://www.ko-karabash.ru/attachments/ article/632/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0 %BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8% D0%B5%20%D0%9C%D0%A1%D0%9E%D0 %9A%D0%9E.pdf (дата обращения: 04.08.2020).

References

1. Kontseptsiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti (utverzhdena Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016g. № 01/3525) - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 46 s. - ISBN 978-5-90693401-7

2. Munitsipal'naya sistema otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: tekhnologiya sovershenstvovaniya v kontekste vnedreniya regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: metodicheskie rekomendatsii dlya organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchih upravlenie v sfere obrazovaniya, po sovershenstvovaniyu munitsipal'nyh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego

obrazovaniya / pod redaktsiey E.A. Tyurinoy -CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 162 s. - ISBN 978-5-906934-10-9

3. O provedenii gorodskogo smotra-konkursa «Komfortnaya razvivayushchaya predmetno-prostranstvennaya sreda DOU kak faktor razvitiya rebenka doshkol'nogo vozrasta »: prikaz Munitsipal'nogo kazennogo uchrezhdeniya «Upravleniya obrazovaniya Karabashskogo gorodskogo okruga» ot 01.08.2017 g. № 34 -URL: https://www.ko-karabash.ru/attachments/ article/637/3%20%D 0%9F%D 1%80%D0%B8% D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%D0%B8%20 %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0% B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20 %D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD% D0%BA%D 1 %83%D 1 %80%D 1 %81 %D0%B5. pdf (data obrashcheniya: 04.08.2020).

4. Ob utverzhdenii Polozheniya o munitsipal'noy sisteme otsenki kachestva obrazovaniya» ot 27.08.2017 g. № 115 (o/d) : prikaz Munitsipal'nogo kazennogo uchrezhdeniya «Upravleniya obrazovaniya Karabashskogo gorodskogo okruga» - URL: https://www.ko-karabash.ru/attachments/article/632/%D0%9F% D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0% B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9C %D0%A1%D0%9E%D0%9A%D0%9E.pdf (data obrashcheniya: 04.08.2020).

Сведения об авторе

Полякова Наталия Владимировна -

начальник МКУ «Управление образования Карабашского городского округа», Челябинская обл., г. Карабаш

Information about author

Polyakova N.V. - Head of the Municipal State Institution «Department of Education of Karabash City», Chelyabinsk region, Karabash

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37: 004

ТИПОВОЙ РЕГЛАМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА

С.А. Иванова, Н.С. Ильинова, Л.Г. Муравьева

В статье рассматриваются особенности ведения электронного журнала в общеобразовательной организации. Даны рекомендации по содержанию локального акта, регламентирующего ведение электронного журнала в образовательной организации. Представлены варианты фиксации результатов освоения обучающимися образовательных программ.

Ключевые слова: общеобразовательная организация, электронный журнал, текущий контроль, промежуточная аттестация, условный перевод, внеурочная деятельность.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» ответственность за предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала возлагается на образовательную организацию с участием органов местного самоуправления [8]. В Магнитогорском городском округе, на муниципальном уровне принят регламент оказания муниципальной услуги по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося в муниципальной образовательной организации, ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости [6]. В 2020 году данный регламент был актуализирован в связи с присвоением информационной системе «Образование Челябинской области» статуса государственной информационной системы (ГИС «Образование») [5] и реализацией в системе образования Челябинской области Концепции информационной политики. Наряду с этим в каждой общеобразователь-

ной организации должен быть создан локальный акт, регламентирующий ведение электронного журнала, в котором должна быть отражена последовательность действий по осуществлению текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, так как установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенциям образовательной организации [4]. В настоящее время ведение журнала успеваемости обучающихся в общеобразовательной организации регламентируют, в том числе, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, в которых, например, говорится о том, что обучение в первом классе проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий [7]. Ведение электронного журнала в общеобразовательной организации можно контролировать, используя предустановленный в модуле «Сетевой Город. Образование» ГИС «Образование» отчет «Отчет по ведению электронных журналов», но в настоящее время с его помощью не всегда удается получить объективную информацию, например, показатель ведения электронного журнала может не достигнуть значения равного 100 % и это будет связано с тем, что в отчете учитываются:

учащиеся, выбывшие из школы до «даты окончания периода» и, соответственно, не имеющие итоговых отметок;

учащиеся по первоначальному закреплению в подгруппе, то есть по предметам, которые делятся на подгруппы. При наличии «плавающего состава» учащихся (состав подгрупп меняется) в различные учебные периоды, в системе фиксируется первоначальный состав подгруппы обучающихся. В связи с чем, выбывшие в другую подгруппу обучающиеся также остаются в системе в списке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.