O.B Пономарева, Г.Ш Минсадыкова
18.04.2019 № U0-04/333 - URL: http://cpkimr. ru/Downloads/Metod/DOUObr/Konkursy/TsOR %202019.pdf (data obrashcheniya: 04.08.2020).
7. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 08.06.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.08.2020) - URL: https://legalacts.ru/doc/ 273_FZ-ob-obrazovanii/ (data obrashcheniya: 06.08.2020).
8. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» (s izmeneniyami i dopolneniyami) : prikaz M-va truda i sotsial'noy zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n - URL: https://base.garant.ru/ 70535556/ (data obrashcheniya: 03.08.2020).
9. Polozhenie o munitsipal'noy sisteme otsenki kachestva obrazovaniya (prikaz Upravleniya obrazovaniem «Ob utverzhdenii Polozheniya o munitsipal'noy sisteme otsenki kachestva obrazovaniya» ot 27.12.2017 № 744). -URL: https://cpkimr.educhel.ru/uploads/43100/ 43051/section/1208779/Prikaz_U0_ob_utv._ MSOKO.pdf (data obrashcheniya: 05.08.2020).
10. Roslyakova L.A. Tsifrovye obrazovatel'nye resursy i organizatsiya uchebnoy deyatel'nosti v shkole / L.A. Roslyakova // Molodoy uchenyy. - 2018. - № 47 (233). - S. 378379. - URL: https://moluch.ru/archive/233/ 54055/ (Data publikatsii: 24.11.2018)
11. Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva RF na 2017-2030 gody : Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii - URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/00012017
05100002.pdf (data obrashcheniya: 04.08.2020).
12. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Geybl, I. V. Dvoretskaya [i dr.]; pod red. A.Yu. Uvarova, I. D. Frumina; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s.- ISBN 978-5-7598-1990-5.
13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155) - URL: http://www.rg.ru/2013/ 11/25/doshk-standart-dok.html (data obrashcheniya: 04.08.2020).
Сведения об авторах
Пономарева Ольга Вадимовна - методист МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Минсадыкова Гульсум Шарифьяновна -старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад N° 6», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Information about authors
Ponomareva O.V. - Methodist of the city organisation of additional professional education «The centre of training courses and informational and methodological work», Chelyabinsk region, Magnitogorsk
Minsadykova G.Sh. - senior teacher of the Municipal Preschool Educational Institution «Child Development Center - Kindergarten № 6», Chelyabinsk region, Magnitogorsk
УДК 371
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ
Н.В. Полякова
В статье раскрыта организация сформулированы основные задачи по деятельности Управления образования совершенствованию управления и развития Карабашского городского округа в рамках образовательной системы города. Приведены совершенствования муниципальной системы примеры принятия управленческих решений в оценки качества образования (МСОКО). На соответствии с полученными результатами основании выявленных в системе образования процедур и мероприятий МСОКО. муниципалитета актуальных проблем, были
Ключевые слова: муниципальная система Задачи по совершенствованию МСОКО
оценки качества образования, последовательно решались нами, начиная с
организационной структура, механизмы 2017 года [4].
оценки качества образования, компоненты Рассматривая МСОКО, с одной стороны, муниципальной системы оценки качества как составную часть РСОКО, с другой
образования. стороны, как инструмент индикативного
управления муниципальной системы
В условиях формирования системы оценки образования, мы разработали нормативно-
качества образования Челябинской области правовую базу, которая регламентирует все актуальными задачами каждого органа мероприятия, проводимые в рамках
местного самоуправления, осуществляющего оценочных процедур в муниципалитете [1]. В управление в области образования, выступают соответствие с региональной системой
совершенствование муниципальной системы оценкой качества образования были
оценки качества образования (далее - усовершенствованы Положение о
МСОКО), поиск механизмов «встраивания» муниципальной системе оценки качества
этой системы в единую региональную образования, Положение об Общественном
оценочную систему, а также формирование Совете, подверглись корректировке критерии
устойчивой практики принятия эффективности деятельности образовательной
управленческих решений на основе организации, критерии оценки деятельности
результатов оценочных процедур, как руководителей, в годовом плане работы
эффективного способа современного Управления образования появились такие
менеджмента в образовании. разделы как циклограмма процедур системы
В последнее время в городской системе оцени качества образования, Дорожная карта образования Карабашского городского округа развития данной системы.
наибольшую актуальность приобрели Основные функции МСОКО, безусловно,
следующие проблемы: практически одинаковы во всех
- далеко не 100% обучающихся 9 классов муниципалитетах, но будут эффективны при получают аттестаты об основном общем следующих условиях:
образовании; - обязательный учет особенностей
- неполное обеспечение выполнения системы образования муниципалитета при требований федеральных государственных принятии управленческих решений; образовательных стандартов общего - постоянное обновление МСОКО. образования (далее - ФГОС ОО) к условиям в Реализация функций МСОКО общеобразовательных организациях условий; осуществляется в рамках организационной
- отрицательная динамика обновления структуры, которая представляет собой педагогических коллективов молодыми совокупность органов местного специалистами; самоуправления, структурных подразделений,
- недостаточность условий для повышения должностных лиц, между которыми качества образования в школах с низкими распределены полномочия и ответственность результатами и в школах, функционирующих в за выполнение управленческих функций, по неблагоприятных социальных условиях. оценке качества образования [2].
В данных условиях создание МСОКО Организационная структура МСОКО
становится еще и объективной обобщает и систематизирует управленческую
необходимостью для совершенствования деятельность Управления образования по
управления качеством образования в городе и обеспечению управления качеством призвана обеспечить возможность каждому образования по результатам МСОКО. Общее обучающемуся вне зависимости от места руководство обеспечением функционирования
проживания, социального и имущественного МСОКО и принятия решений осуществляет
статуса, состояния здоровья получить начальник Управления образования
качественное и доступное образование на Карабашского городского округа. любом уровне, которое соответствует Осуществление мероприятий возложено на
потребностям личности, современного методический кабинет Управления
общества и требованиям экономики. образования; немаловажную роль при этом
играют и городские методические и временные творческие группы, школа, являющаяся региональной инновационной площадкой по теме «Система управления качеством образования в школе» (МКОУ СОШ №1).
В реализации мероприятий Управление образования взаимодействует с
Министерством образования и науки Челябинской области, ГБУ ДПО РЦОКИО, ГБУ ДПО ЧИППКРО и подведомственными организациями.
Помимо этого, при Управлении образования был создан Общественный Совет по вопросам обеспечения качества в сфере образования.
Также необходимо заметить, что функционирование МСОКО без повышения профессиональных компетенции
педагогических работников и специалистов Управления образования невозможно. С целью организации работы по актуализации механизмов оценки качества образования и повышения уровня профессионального мастерства педагогов управление образования и все образовательные организации города стали участниками апробации АИС «Аттестация педагогических работников». Заполняя свои базы данных для дальнейшей аттестации, педагоги получали возможность формирования системы управления саморазвитием личностно-профессиональных качеств, а Управление образования при грамотном использовании баз данных региональной информационной системы сопровождения процедуры аттестации педагогических работников получали дополнительный механизм перехода от контроля качества образования к управлению качеством образования.
Анализ сформированности таких компонентов МСОКО как целевой, содержательный, процессуальный,
результативный показал, что наиболее разработанным является процессуальный компонент в части наличия разработанных муниципальных вариативных оценочных процедур в части оценки результатов освоения образовательных программ и условий их реализаций.
В соответствие с целью МСОКО Карабашского городского округа - получение объективной информации о качестве образования в Карабашском городском округе и тенденциях его изменения, необходимой для
принятия обоснованных управленческих решений по совершенствованию
муниципальной системы образования были определены следующие объекты оценки МСОКО:
- образовательные программы, реализуемые в подведомственных образовательных организациях;
- условия реализации образовательных программ;
- результаты освоения обучающимися образовательных программ. Для всех объектов критерии оценки - это соответствие требованиям ФГОС ОО.
Если проанализировать параметры оценки, которые закреплены в регламентах проведения оценочных процедур (конкурсов, смотров, мониторингов), то отметим, что они затрагивают всех участников
образовательного процесса и обучающихся, и педагогов, и даже социальных партнеров.
Функционирование МСОКО с
очевидностью предполагает наличие практики принятия управленческих решений, направленных на развитие муниципальной системы образования в целом. Так, например, проводя мониторинг условий реализации основных образовательных программ дошкольных образовательных организаций в части оценки развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы, мы отметили некую «одинаковость» в этом отношении всех дошкольных организаций. Приняли решение разработать новую оценочную процедуру -ввели в практику работы муниципальный смотр-конкурс «Комфортная развивающая предметно-пространственная среда ДОО», цель которого - создание в детских садах условий, способствующих индивидуальному развитию ребенка дошкольного возраста [3].
Задачи конкурса:
- создать в детских садах условий для развития детей в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, в том числе с требованиями к развивающей предметно-пространственной среде;
- обеспечить эмоциональное благополучие детей, развитие положительного самоощущения и компетентности, включение их в разнообразные специфически дошкольные виды деятельности;
- стимулировать инновационную деятельность педагогов в организации
предметного пространства групп.
Результатом данного конкурса является создание в муниципалитете условий, способствующих удовлетворению
образовательных услуг дошкольного образования на основе учета индивидуальных образовательных потребностей детей дошкольного возраста. Так, например, можно зафиксировать следующие результаты:
1. появление технопаркового движения в четырех детских садах и получения статуса муниципальной опорной площадки по данному направлению МКДОУ .№10;
2. открытие в трех детских садах логопедических и в трех детских садах комбинированных групп;
3. улучшение материально-технической базы за счет социального партнерства с представителями коммерческого сектора.
Принимаемые решения в течение трех лет по итогам проведения данного смотра-конкурса были направлены на следующее:
- планирование повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
- организация обучения воспитанников в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями;
- инициация распространения лучшего педагогического опыта;
- улучшение материально-технического обеспечения образовательных учреждений соответственно с темой развития дошкольной образовательной организации;
- корректировка организационного, научно-методического, информационного сопровождения данной вариативной процедуры.
Учитывая следующую особенность муниципалитета - острую нехватку педагогических кадров, а также их большую загруженность, и как следствие, проблематичность отрыва от учебного процесса с целью прохождения курсов повышения квалификации, ввели в практику работы еще одну оценочную процедуру «Лучшее внутрифирменное повышение квалификации в образовательной
организации». Результат данной оценочной процедуры - расширение сетевого (внешнего и внутреннего) взаимодействия методического характера: 100% школ - участники реализации региональных проектов совместно с областными институтами повышения
квалификации, активное методическое взаимодействие с другими муниципалитетами в рамках образовательной агломерации, взаимодействие со школами - лидерами нашей области, получение педагогами -предметниками статуса региональных тьюторов по вопросам качества образования.
Кроме вышеперечисленных оценочных процедур в муниципалитете проводится анкетирование родителей: анкета «Изучение мнения родителей (законных представителей) о качестве оказания образовательных услуг». Данное исследование проводится для использования результатов анкетирования при формировании управленческих решений, направленных на повышение качества предоставления образовательных услуг.
Фактически представленная часть опыта позволяет сделать вывод о том, что МСОКО Карабашского городского округа -действующая система, открытая и имеющая потенциал для дальнейшего развития.
Список литературы
1. Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от
14.12.2016 г. № 01/3525) - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 46 с. - ISBN 978-5-90693401-7
2. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / под редакцией Е.А. Тюриной - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 162 с. - ISBN 978-5-90693410-9
3. О проведении городского смотра-конкурса «Комфортная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как фактор развития ребенка дошкольного возраста »: приказ Муниципального казенного учреждения «Управления образования Карабашского городского округа» от
01.08.2017 г. № 34 - URL: https://www.ko-
karabash.ru/attachments/article/637/3%20%D0% 9F%D 1 %80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0 %B7%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D 0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD %D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%B A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D 1 %83%D 1 %80%D1%81%D0%B5.pdf (дата обращения: 04.08.2020).
4. Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования» от 27.08.2017 г. № 115 (о/д) : приказ Муниципального казенного учреждения «Управления образования Карабашского городского округа» - URL: https://www.ko-karabash.ru/attachments/ article/632/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0 %BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8% D0%B5%20%D0%9C%D0%A1%D0%9E%D0 %9A%D0%9E.pdf (дата обращения: 04.08.2020).
References
1. Kontseptsiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti (utverzhdena Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016g. № 01/3525) - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 46 s. - ISBN 978-5-90693401-7
2. Munitsipal'naya sistema otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: tekhnologiya sovershenstvovaniya v kontekste vnedreniya regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: metodicheskie rekomendatsii dlya organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchih upravlenie v sfere obrazovaniya, po sovershenstvovaniyu munitsipal'nyh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego
obrazovaniya / pod redaktsiey E.A. Tyurinoy -CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 162 s. - ISBN 978-5-906934-10-9
3. O provedenii gorodskogo smotra-konkursa «Komfortnaya razvivayushchaya predmetno-prostranstvennaya sreda DOU kak faktor razvitiya rebenka doshkol'nogo vozrasta »: prikaz Munitsipal'nogo kazennogo uchrezhdeniya «Upravleniya obrazovaniya Karabashskogo gorodskogo okruga» ot 01.08.2017 g. № 34 -URL: https://www.ko-karabash.ru/attachments/ article/637/3%20%D 0%9F%D 1%80%D0%B8% D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%D0%B8%20 %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0% B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20 %D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD% D0%BA%D 1 %83%D 1 %80%D 1 %81 %D0%B5. pdf (data obrashcheniya: 04.08.2020).
4. Ob utverzhdenii Polozheniya o munitsipal'noy sisteme otsenki kachestva obrazovaniya» ot 27.08.2017 g. № 115 (o/d) : prikaz Munitsipal'nogo kazennogo uchrezhdeniya «Upravleniya obrazovaniya Karabashskogo gorodskogo okruga» - URL: https://www.ko-karabash.ru/attachments/article/632/%D0%9F% D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0% B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9C %D0%A1%D0%9E%D0%9A%D0%9E.pdf (data obrashcheniya: 04.08.2020).
Сведения об авторе
Полякова Наталия Владимировна -
начальник МКУ «Управление образования Карабашского городского округа», Челябинская обл., г. Карабаш
Information about author
Polyakova N.V. - Head of the Municipal State Institution «Department of Education of Karabash City», Chelyabinsk region, Karabash
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37: 004
ТИПОВОЙ РЕГЛАМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА
С.А. Иванова, Н.С. Ильинова, Л.Г. Муравьева
В статье рассматриваются особенности ведения электронного журнала в общеобразовательной организации. Даны рекомендации по содержанию локального акта, регламентирующего ведение электронного журнала в образовательной организации. Представлены варианты фиксации результатов освоения обучающимися образовательных программ.
Ключевые слова: общеобразовательная организация, электронный журнал, текущий контроль, промежуточная аттестация, условный перевод, внеурочная деятельность.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» ответственность за предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала возлагается на образовательную организацию с участием органов местного самоуправления [8]. В Магнитогорском городском округе, на муниципальном уровне принят регламент оказания муниципальной услуги по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося в муниципальной образовательной организации, ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости [6]. В 2020 году данный регламент был актуализирован в связи с присвоением информационной системе «Образование Челябинской области» статуса государственной информационной системы (ГИС «Образование») [5] и реализацией в системе образования Челябинской области Концепции информационной политики. Наряду с этим в каждой общеобразователь-
ной организации должен быть создан локальный акт, регламентирующий ведение электронного журнала, в котором должна быть отражена последовательность действий по осуществлению текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, так как установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенциям образовательной организации [4]. В настоящее время ведение журнала успеваемости обучающихся в общеобразовательной организации регламентируют, в том числе, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, в которых, например, говорится о том, что обучение в первом классе проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий [7]. Ведение электронного журнала в общеобразовательной организации можно контролировать, используя предустановленный в модуле «Сетевой Город. Образование» ГИС «Образование» отчет «Отчет по ведению электронных журналов», но в настоящее время с его помощью не всегда удается получить объективную информацию, например, показатель ведения электронного журнала может не достигнуть значения равного 100 % и это будет связано с тем, что в отчете учитываются:
учащиеся, выбывшие из школы до «даты окончания периода» и, соответственно, не имеющие итоговых отметок;
учащиеся по первоначальному закреплению в подгруппе, то есть по предметам, которые делятся на подгруппы. При наличии «плавающего состава» учащихся (состав подгрупп меняется) в различные учебные периоды, в системе фиксируется первоначальный состав подгруппы обучающихся. В связи с чем, выбывшие в другую подгруппу обучающиеся также остаются в системе в списке