Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: КОНКУРС ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ'

КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: КОНКУРС ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНОЧНАЯ ПРОЦЕДУРА / КОНКУРС ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ / КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Ю. Б., Кнутарева Н. П., Васина Л. В.

В статье представлен опыт проведения в 2020 году ежегодного регионального конкурса официальных сайтов образовательных организаций и сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, - периодической оценочной процедуры региональной системы оценки качества образования в Челябинской области. В статье представлены задачи, объекты, критерии оценивания конкурса, особенности трех этапов, итоги и результаты регионального конкурса официальных сайтов как комплексное представление экспертной оценки, которое становится информационной основой для принятия эффективных управленческих решений институционального и муниципального уровней образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова Ю. Б., Кнутарева Н. П., Васина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: КОНКУРС ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ»

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371

КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: КОНКУРС ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ

Ю.Б. Климова, Н.П. Кнутарева, Л.В. Васина

В статье представлен опыт проведения в 2020 году ежегодного регионального конкурса официальных сайтов образовательных организаций и сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, - периодической оценочной процедуры региональной системы оценки качества образования в Челябинской области. В статье представлены задачи, объекты, критерии оценивания конкурса, особенности трех этапов, итоги и результаты регионального конкурса официальных сайтов как комплексное представление экспертной оценки, которое становится информационной основой для принятия эффективных управленческих решений институционального и муниципального уровней образования.

Ключевые слова: муниципальная система оценки качества образования, институциональная система оценки качества образования, периодическая оценочная процедура, конкурс официальных сайтов, комплексная экспертная оценка.

Масштабной проблемой изменений и инноваций, происходящих в образовании, является повышение его качества, поэтому региональный конкурс официальных сайтов образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования(далее -региональный конкурс официальных сайтов), относящийся к периодической комплексной процедуре оценки качества образования, в части оценки качества: реализуемых образовательных программ, условий реализации образовательных программ и образовательных результатов на всех уровнях образования (в

соответствии с Концепцией региональной системы оценки качества образования) и является инструментом, который может стать основой для «эффективного управления качеством образования по результатам», а также инструментом получения «достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования; в том числе о причинах, влияющих на его уровень, для формирования востребованной информационной основы принятия эффективных управленческих решений» на институциональном и муниципальном уровнях [1, 5, 6].

В образовательных системах под понятием конкурс (от лат. сопсигеш - столкновение, встреча) понимают состязание, с целью выявления лучших, наиболее достойных и наиболее выдающихся. Конкурсы в области образовательной деятельности могут быть направлены на обновление содержания образования и повышение его качества, а также могут быть средством управленческой деятельности [6].

Участие специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогов образовательных организаций в региональном конкурсе официальных сайтов может стать возможностью для роста их профессиональных компетентностей при совершенствовании систем оценки качества образования, открыто представляемых на страницах официальных сайтов, тем самым отражаясь в эффектах участия в профессионально-общественной экспертизе регионального конкурса:

активностью работы экспертов, внесенных в список регионального сетевого экспертного сообщества, при их участии в комплексной

оценочной процедуре региональной системы оценки качества образования;

ростом инновационного потенциала регионального конкурса официальных сайтов и его совокупности условий: организационных, информационных, методических и содержательных, а также средств, отвечающих актуальным требованиям к совершенствованию институциональных и муниципальных систем оценки качества образования [1].

Региональный конкурс официальных сайтов был проведён в 2020 году в период с 12 мая по 16 июля в соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 8 мая 2020 года № 01/1185 «О проведении регионального конкурса официальных сайтов образовательных организаций и сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в 2020 году».

Целью регионального конкурса официальных сайтов в 2020 году стало, как и прежде, выявление, поддержка и популяризация лучших сайтов системы образования Челябинской области, соответствующих требованиям Рособрнадзора и представляющих на своих интернет-представительствах позитивные практики функционирования муниципальных и институциональных систем оценки качества образования.

В 2020 году официальные сайты образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - МОУО), участвующие в конкурсе, оценивались как комплексный ресурс, обеспечивающий выполнение нормативных требований к размещению обязательной информации и сведений о деятельности, а также требований к обеспечению открытости результатов функционирования систем оценки качества образования -муниципальных и институциональных.

Задачами регионального конкурса официальных сайтов в 2020 году стали:

выявление соответствия представленных на конкурс официальных сайтов образовательных организаций и сайтов органов местного

самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, соответствующим нормативным требованиям;

активизация деятельности образовательных организаций и МОУО по совершенствованию официальных сайтов, содержательному их наполнению информацией о системах оценки качества образования, а также поддержанию такой информации в актуальном состоянии;

стимулирование представления на официальных сайтах образовательных организаций и МОУО оснований и результатов функционирования систем оценки качества образования;

стимулирование развития интереса общественности к получению информации о результативности систем оценки качества образования на официальных сайтах образовательных организаций и МОУО;

поощрение участников конкурса, использующих современные технологические решения в работе с официальными сайтами, а также наглядно и доступно представляющие значимые результаты, и проекты, определяющие развитие образовательной организации и муниципальной системы образования;

формирование банка позитивных практик образовательных организаций и муниципальных систем образования по работе с официальными сайтами, объективно и доступно отображающих созданные муниципальные системы оценки качества образования (далее -МСОКО) и институциональные внутренние системы оценки качества образования (далее -ВСОКО) на основе региональной и общероссийской систем оценки качества образования, как аналоговых [2].

Впервые в 2020 году, в ходе организации регионального конкурса официальных сайтов, приём и регистрация заявительных документов осуществлялась в электронном виде.

Согласно поступившим заявкам, в конкурсе приняли участие 298 образовательных организаций и 8 органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования Челябинской области, что на 26,4 % больше, чем 242 участника конкурса в

2019 году.

Количество участников конкурса по пяти номинациям в 2020 году распределилось следующим образом:

«Лучший сайт дошкольной образовательной организации» - 154 образовательные организации;

«Лучший сайт общеобразовательной организации» - 120 образовательных организаций;

«Лучший сайт организации дополнительного образования детей» - 23 образовательные организации;

«Лучший сайт организации среднего профессиональной образования» -1 образовательная организация;

«Лучший сайт органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования» - 8 МОУО.

Количество участников регионального конкурса официальных сайтов в разрезе типов и видов образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования с 2016 по 2020 годы представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Количество участников регионального конкурса официальных сайтов в разрезе типов и видов образовательных организаций и МОУО Челябинской области в 2016-2020 гг.

Самыми результативными муниципалитетами за последние пять лет по участию в региональном конкурсе официальных сайтов стали четыре муниципалитета: Магнитогорский ГО (102 участника); Челябинский ГО (85 участников); Карталинский МР (68 участников); Ашинский МР (38 участников) [1].

В 2020 году из 43 муниципальных районов и городских округов Челябинской области в региональном конкурсе официальных сайтов приняли участие 33 МОУО, что составляет 77% от общего числа участников.

На I этапе регионального конкурса официальных сайтов - этапе отбора конкурсных материалов были допущены заявившиеся 306 официальных сайтов образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Оценивание сайтов проводилось по критериям отбора, которые в совокупности определяют уровень соответствия сайта федеральным нормативным требованиям к ведению официальных сайтов системы образования в сети «Интернет».

Все перечисленные замечания по результатам экспертизы1 этапа конкурса по критериям отбора свидетельствуют о том, что при подготовке к конкурсу его потенциальные участники не проявили внимания к более чёткому изучению характеристик критериев 1этапа, прописанных в Положении о региональном конкурсе официальных сайтов образовательных организаций и сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования [2].

На II этапе регионального конкурса официальных сайтов- этапе участия была осуществлена заочная профессионально-общественная экспертиза по критериям участия 179 официальных сайтов, прошед-ших1этап отбора с целью оценки представленности на них актуальных аспектов развития ВСОКО и МСОКО, а также результатов их функционирования, которые распределились по номинациям следующим образом:

«Лучший сайт дошкольной образовательной организации» - 107; «Лучший сайт общеобразовательной организации» - 56; «Лучший

сайт организации дополнительного образования» - 12; «Лучший сайт органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования» - 3; «Лучший сайт профессиональной образовательной организации» - 1.

Низкие баллы, полученные некоторыми образовательными организациями и МОУО по результатам экспертизы по критерию «Открытость функционирования ВСОКО/МСОКО на официальном сайте», могут объясняться непониманием цели II этапа конкурса, отраженной в Положении о региональном конкурсе официальных сайтов [2].

В 2020 году результаты II этапа регионального конкурса официальных сайтов- этапа участия свидетельствует о том, что участники конкурса, а это только 28,6% образовательных организаций и МОУО, используют возможности официальных сайтов в качестве комплексного управленческого ресурса для принятия взвешенных управленческих решений посредством обеспечения открытости функционирования систем оценки качества образования, представления актуальных аспектов функционирования и развития ВСОКО и МСОКО, получения актуальной оперативной обратной связи от потребителей образовательных услуг. В сравнении с 2019 годом данный показатель снизился на 6,4%.

III этап регионального конкурса официальных сайтов представлен этапом публичной оценки - общественной экспертизой результативности функционирования официальных сайтов представленной совокупностью критериев, обеспечивающих целостную оценку результативности представления на сайтах значимых результатов и проектов деятельности как образовательной организации, так и муниципальной системы образования в направлении функционирования и развития ВСОКО и МСОКО.

Согласно результатам экспертного оценивания по критериям III этапа публичной оценки было выявлено, что на официальных сайтах большинство материалов по оценке качества образования как в образовательных организациях, так и в МОУО размещены неполно,

фрагментарно и не подтверждены документально;

для участников образовательных отношений - педагогов, обучающихся, родителей, социальных партнеров и учредителей не предоставляются на законных основаниях ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» доступные и наглядные для изучения и понимания презентационные материалы и инфографика о значимых проектах, обеспечивающих развитие образовательной организации или муниципальной системы образования(не предусмотрено или совсем отсутствует возможность для оценивания таких материалов);

отсутствует интерактивность сервисов предоставления открытой информации, нет простоты, компактности, конкретности и композиционной целостности при предъявлении информации, не продумана логическая завершенность по размещению информации о ВСОКО и МСОКО.

Обращаем ваше внимание, что только 57,5% сайтов-участников регионального конкурса официальных сайтов в 2020 году соответствуют предъявляемым к ним требованиям в части перечня информации и документов, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте образовательной организации и МОУО в телекоммуникационной сети «Интернет», а также сроков их обновления. В 2019 году этот показатель составлял - 56,2%.

По результатам всех трех этапов конкурса по совокупности набранных баллов экспертных оценок, профессионально-общественной и общественной экспертиз был выстроен рейтинг участников конкурса по каждой из пяти номинаций, проведено заседание организационного комитета по утверждению результатов конкурса, представленных в Приказе Министерства образования и науки Челябинской области № 01/1490 от 16.07.2020 и опубликованных на сайте Министерства образования и науки Челябинской области [3].

Награждение победителей и призёров регионального конкурса официальных сайтов состоялось в ГБУ ДПО РЦОКИО 27 августа

2020 года.

Обобщая данные экспертных оценок по всем трем этапам регионального конкурса официальных сайтов 2020 года, можно увидеть положительную тенденцию роста числа участников конкурса за последние пять лет: 2 0 1 6 год - 190 участников; 2017 год - 169; 2018 год - 265; 2019 год - 242; 2020 год -306 участников.

В информационно-аналитической справке по результатам регионального конкурса официальных сайтов образовательных организаций и сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, были сформулированы ниже представленные управленческие решения, предложенные к принятию в 2021 году:

1) на региональном уровне: продолжить практику проведения регионального конкурса официальных сайтов для формирования информационно-коммуникационной культуры участников; включить специалистов образовательных организаций и МОУО - победителей регионального конкурса сайтов, ответственных за функционирование сайта, в число региональных экспертов в сфере оценки качества образования с внесением в региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования;

2) на муниципальном и институциональном уровнях: ознакомиться с аналитическими материалами по итогам регионального конкурса официальных сайтов2020 года с целью трансляции эффективных практик работы с официальным сайтом; использовать экспертные методические материалы по оценке результативности функционирования официальных сайтов в качестве инструмента для проведения самоанализов сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и образовательных организаций, с целью доработки сайтов в части представления результатов функционирования муниципальных и институциональных систем оценки качества образования, а также с целью подготовки к участию в конкурсе в 2021 году; инициировать участие подведомственных образовательных органи-

заций в конкурсах системы образования Челябинской области в 2021 году [2, 4].

Таким образом, авторы статьи отмечают, что итоги регионального конкурса официальных сайтов 2020 года свидетельствуют о том, что ресурсный потенциал официальных сайтов образовательных организаций и МОУО только готовятся подойти к стадии формирования открытого диалога между всеми участниками образовательных отношений, общественностью и образовательной системой региона и этот диалог находятся пока на неоптимальном уровне, как и предоставление качественной информации о деятельности образовательных организаций и муниципальных органов управления образованием по созданию, совершенствованию, развитию систем оценки качества образования и результатах их функционирования.

Список литературы

1. Ильина Д. С. Конкурс официальных сайтов как комплексная оценочная процедура региональной системы оценки качества образования / Д. С Ильина, Е. А. Солодкова, М. Ю. Школьникова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования, 2019. - №1(6). - С. 11-17.

2. О проведении регионального конкурса официальных сайтов образовательных организаций и сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в 2020 году : приказ Министерства образования и науки Челябинской области 8 мая 2020 года № 01/1185 - URL-https://rcokio.ru/novosti/nachalsja-priem-zajavok-na-uchastie-v-regionalnom-konkurse-ofitsialnyh/ (дата обращения: 12.10.2020).

3. Об итогах проведения регионального конкурса официальных сайтов образовательных организаций и сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в 2020 году : приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/1490 от 16.07.2020 - URL: https://rcokio.ru/novosti/regionalnyj-konkurs-ofitsialnyh-sajtov-zavershen-opredeleny-pobediteli/ (дата обращения:12.10.2020).

4. Оценка результативности функционирования официальных сайтов образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования: экспертные методические по оценке результативности функционирования официальных сайтов / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, Е. А. Солодкова [и др.]. -Челябинск : РЦОКИО, 2018. - 104 с. - ISBN 978-5-906934-59-8.

5. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. № 03-02/11974) - Челябинск : РЦОКИО, 2017. -140 с. - ISBN 978-5-906934-02-4.

6. Солодкова Е. А. Инновационный потенциал региональных конкурсов оценки качества образования в совершенствовании муниципальной системы оценки качества образования / Е. А. Солодкова // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Ресурсы образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования. II межрегиональная научно-практическая конференция (30 ноября - 01 декабря 2017 года, г. Челябинск) : сборник материалов конференции / под ред. А. А. Барабаса. -Челябинск: РЦОКИО, 2017. C. 60-64. - ISBN 978-5-906934-24-6.

References

1. Il'ina D. S. Konkurs ofitsial'nykh saytov kak kompleksnaya otsenochnaya protsedura regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / D. S Il'ina, E. A. Solodkova, M. Yu. Shkol'nikova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya, 2019. - № 1(6). - S. 11-17.

2. O provedenii regional'nogo konkursa ofitsial'nykh saytov obrazovatel'nykh organizatsiy i saytov organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchikh upravlenie v sfere obrazovaniya, v 2020 godu : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti 8 maya 2020 goda № 01/1185 - URL-https://rcokio.ru/novosti/nachalsja-priem-

zajavok-na-uchastie-v-regionalnom-konkurse-ofitsialnyh/ (data obrashcheniya: 12.10.2020)

3. Ob itogakh provedeniya regional'nogo konkursa ofitsial'nykh saytov obrazovatel'nykh organizatsiy i saytov organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchikh upravlenie v sfere obrazovaniya, v 2020 godu : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti № 01/1490 ot 16.07.2020 -URL: https://rcokio.ru/novosti/regionalnyj-konkurs-ofitsialnyh-sajtov-zavershen-opredeleny-pobediteli/ (data obrashcheniya: 12.10.2020).

4. Otsenka rezul'tativnosti funktsionirovaniya ofitsial'nykh saytov obrazovatel'nykh organizatsiy i organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchikh upravlenie v sfere obrazovaniya: ekspertnye metodicheskie po otsenke rezul'tativnosti funktsionirovaniya ofitsial'nykh saytov / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, E. A. Solodkova [i dr.]. -Chelyabinsk : RTsOKIO, 2018. - 104 s. - ISBN 978-5-906934-59-8

5. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') (pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016 g. № 03-02/11974) - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2017. - 140 s. - ISBN 978-5-906934-02-4.

6. Solodkova E. A. Innovatsionnyy potentsial regional'nykh konkursov otsenki kachestva obrazovaniya v sovershenstvovanii munitsipal'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / E. A. Solodkova // Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Resursy obrazovatel'noy aglomeratsii po sovershenstvovaniyu munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva

obrazovaniya. II mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (30 noyabrya -01 dekabrya 2017 goda, g. Chelyabinsk) : sbornik materialov konferentsii / pod red. A. A. Barabasa. - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2017. C. 60-64. - ISBN 978-5-906934-24-6.

Сведения об авторах

Климова Юлия Борисовна - старший методист отдела сопровождения оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Кнутарева Надежда Павловна - методист отдела сопровождения оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Васина Любовь Владимировна - методист отдела сопровождения оценки качества образ овательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Klimova Yu.B. - Senior Methodologist of Department of Ensuring Education Quality As s e s sment , Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Knutareva N.P. - Methodologist of Department of Ensuring Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Vasina L.V. - Methodologist of Department of Ensuring Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.