Научная статья на тему 'Конкурс официальных сайтов как комплексная оценочная процедура региональной системы оценки качества образования'

Конкурс официальных сайтов как комплексная оценочная процедура региональной системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная система оценки качества образования / вариативная оценочная процедура / конкурс официальных сайтов / экспертная оценка. / regional education quality assessment system / various assessing procedure / a competi- tion for official websites / expert assessment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д. С. Ильина, Е. А. Солодкова, М. Ю. Школьникова

В статье описывается опыт проведения регионального конкурса официальных сайтов образовательных организаций и сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, как одной из вариативных оценочных процедур региональной системы оценки качества образования в Челябинской области. Подробно представлены задачи конкурса, объекты и критерии оценивания, особенности каждого этапа, а также итоги конкурса, проведенного в 2018 году. Доказывается, что конкурс позволяет оценить не только соответствие современным нормативным требованиям к информационной открытости, но и системность представления на официальном сайте нормативных и методологических оснований, а также открытость функционирования систем оценки качества образования. Авторами статьи обосновано, что комплексная и объективная экспертная оценка, как результат конкурса, становится востребованной информационной основой принятия эффективных управленческих решений на институциональном, муниципальном, региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д. С. Ильина, Е. А. Солодкова, М. Ю. Школьникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A competition for official websites as a complex assessing procedure of regional education quality assessment system

The practice experience of holding a regional competition for official websites of educational organizations and websites of local self-governing authorities that implement the management in educational field as one of various assessing procedures of regional education quality assessment system in Chelyabinsk region is described. The competition's tasks, assessing objects and criteria, specialties of each stage, and also the results of the competition held in 2018 are presented in detail. It is proven that the competition lets to assess not only a correspondence to modern normative demands to informational openness, but also a systematicity of normative and methodological reasons delivery on official website, and also an openness of education quality assessment systems functioning. The authors of this article explained that complex and objective expert assessment, as a competition result, becomes a demanded informational base for accepting effective management decisions on institutional, municipal, regional stages.

Текст научной работы на тему «Конкурс официальных сайтов как комплексная оценочная процедура региональной системы оценки качества образования»

УДК 37.014

КОНКУРС ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНОЧНАЯ ПРОЦЕДУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Д.С. Ильина, Е.А. Солодкова, М.Ю. Школьникова

В статье описывается опыт проведения регионального конкурса официальных сайтов образовательных организаций и сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, как одной из вариативных оценочных процедур региональной системы оценки качества образования в Челябинской области. Подробно представлены задачи конкурса, объекты и критерии оценивания, особенности каждого этапа, а также итоги конкурса, проведенного в 2018 году. Доказывается, что конкурс позволяет оценить не только соответствие современным нормативным требованиям к информационной открытости, но и системность представления на официальном сайте нормативных и методологических оснований, а также открытость функционирования систем оценки качества образования. Авторами статьи обосновано, что комплексная и объективная экспертная оценка, как результат конкурса, становится востребованной информационной основой принятия эффективных управленческих решений на институциональном, муниципальном, региональном уровнях.

Ключевые слова: региональная система оценки качества образования, вариативная оценочная процедура, конкурс официальных сайтов, экспертная оценка.

В контексте развития региональных систем оценки качества образования особую актуальность приобретают вариативные оценочные процедуры, позволяющие получить достаточную и объективную информацию, необходимую «для принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях управления качеством образования областной образовательной системы» [1].

Одной из таких процедур в Челябинской области с 2016 года является региональный конкурс официальных сайтов образовательных организаций и сайтов органов местного

самоуправления (МОУО), осуществляющих управление в сфере образования Челябинской области (конкурс). Следует подчеркнуть, что мониторинг/оценивание сайтов в последние годы стало весьма распространенной процедурой, поскольку именно официальные сайты должны отвечать современным нормативным требованиям к информационной открытости. Однако в рамках конкурса, при условии соответствия официального сайта требованиям законодательства, можно не ограничиваться только оценкой степени соответствия официального сайта требованиям законодательства.

Именно поэтому в 2018 году формат конкурса был изменен, а в положение о конкурсе внесены существенные дополнения. Исходя из определения официальных сайтов как комплексных ресурсов, обеспечивающих требования к наличию обязательной информации о деятельности образовательных организаций и МОУО с одной стороны, а также открытость функционирования систем оценки качества, конкурс выступает комплексной вариативной оценочной процедурой региональной системы оценки качества образования, в рамках которой отслеживается результативность функционирования официальных сайтов системы образования [2].

Авторы статьи констатируют, что конкурс в обновленном содержании позволяет оценить не только информационную открытость образовательной организации или доступность информации о деятельности МОУО, но и системность представления на официальном сайте нормативных и методологических оснований, а также открытость функционирования муниципальных и институциональных систем оценки качества образования.

Задачи конкурса, согласно утверждённому положению, формулируются следующим образом:

выявить соответствие представленных на конкурс официальных сайтов нормативным требованиям;

активизировать деятельность образовательных организаций и МОУО по совершенствованию официальных сайтов, содержательному наполнению информацией о системах оценки качества образования, а также поддержанию такой информации в актуальном состоянии;

стимулировать представление на официальных сайтах оснований и результатов функционирования систем оценки качества образования;

стимулировать развитие интереса общественности к получению информации о результативности оценки качества образования на официальных сайтах образовательных организаций и МОУО;

поощрить участников конкурса, использующих современные технологии в работе с официальными сайтами, а также наглядно и доступно представляющих значимые результаты и проекты, определяющие развитие образовательной организации или муниципальной системы образования;

сформировать базу позитивных практик по работе с официальными сайтами, объективно и доступно отображающими созданные муниципальные и институциональные (внутренние) системы оценки качества образования на основе единого регионального аспекта.

На официальном сайте в рамках конкурса оценивается представленность результатов по всем объектам оценки качества образования (образовательные программы; условия реализации образовательных программ; результаты освоения образовательных программ), а также значимых проектов, обеспечивающих развитие образовательной организации или муниципальной системы образования. Безусловно, данные объекты оценивания позволяют экспертам определить степень результативности функционирования соответствующих систем оценки качества образования. Именно комплексная и объективная экспертная оценка, как результат конкурса, становится востребованной информационной основой принятия эффективных управленческих решений на институциональном, муниципальном, региональном уровнях.

Существенным изменением в оценивании официальных сайтов, заявленных на конкурс,

является его многоэтапность. В ходе первого этапа экспертной группой осуществляется оценка соответствия официальных сайтов нормативным требованиям [3]. Данный этап является для конкурсантов отборочным и определяет их дальнейшее участие в конкурсе.

На втором этапе экспертной группой проводится оценка результативности функционирования официальных сайтов. Именно на этом этапе становится возможным увидеть специфику и развитие созданных систем оценки качества образования образовательной организации или муниципальной системы образования.

Формат конкурса предусматривает также участие общественности в оценивании официальных сайтов. Это третий этап конкурса, на котором становится возможным оценить качество представления на сайте материалов муниципальных и институциональных систем оценки качества образования для различных групп пользователей сайта, а также результативность такого представления.

В 2018 году наметилась тенденция заметного увеличения количества участников конкурса относительно предыдущих лет. Таким образом, число участников составило 265 конкурсантов, что на 64% больше в сравнении с 2017 годом (рис.1).

Рассмотрим далее более подробно особенности каждого этапа конкурса и некоторые итоги конкурса, проведенного в 2018 году.

Критериями оценивания официальных сайтов на первом этапе (этап отбора) конкурса является совокупность параметров, определяющая уровень их соответствия федеральным нормативным требованиям к ведению официальных сайтов образовательной организации в телекоммуникационной сети «Интернет». На данном этапе проходит отбор конкурсантов, набравших по критериям не менее 90% от максимально возможного [4]. Это является закономерным условием проведения конкурса как состязательного мероприятия.

Так, по итогам первого этапа к дальнейшему участию в конкурсе были допущены 164 конкурсанта (60,4 % от заявленных на конкурс), что говорит все-таки о недостаточно высоком уровне организации деятельности по

обеспечению функционирования официальных сайтов во многих образовательных организациях. Также на этот факт могла повлиять и ограниченность понимания возможности предварительной самодиагностики состояния сайтов в рамках подготовки к участию в конкурсе. Следует подчеркнуть, что экспертные методические материалы по оценке результативности функционирования официальных сайтов были размещены в свободном открытом доступе и могли выступить в период подготовки к данному конкурсу инструментом самооценки.

В ходе второго этапа конкурса (этап участия) оценивание сайтов проводится по группе критериев, обеспечивающих оценку представленных на сайте информации о внутренних и муниципальных системах оценки качества образования, а также доступа к ней. Для оценивания сайтов привлекаются специалисты в сфере оценки качества образования, а также победители конкурса прошлого года. В рамках этапа участия экспертами отслеживалась системность представления на официальном сайте нормативных и методологических оснований функционирования системы оценки качества образования, а также ее

открытость. Степень выраженности в данном случае определяется полнотой представленности и документального подтверждения.

Третьим этапом конкурса является общественная экспертиза результативности функционирования официальных сайтов по группе критериев публичной оценки. На данном этапе оценивается представленность на сайте значимых проектов и достижений по всем объектам оценки качества образования, обеспечивающих развитие образовательной организации или муниципальной системы образования. К такому оцениванию привлекаются представители регионального сетевого экспертного сообщества, например, представители региональных инновационных площадок и образовательные организации - опорные площадки ГБУ ДПО РЦОКИО по направлению оценки качества образования.

Следует подчеркнуть, что для получения объективных оценок официальных сайтов организуется оценивание одного сайта двумя экспертами независимо друг от друга, а в случае рассогласования по возможности назначается третий эксперт.

По результатам экспертной оценки в совокупности по 3 этапам конкурса определяются

189

Всего участников конкурса агаетвявй^етайташщииет!^ официальных сайтов ЩЩШЖЩШ 265

Дошкольные образовательные ^РШ^Р ^

организации \ттШШ& 131

штшшшм 85

Общеобразовательные организации 80

У///////////ЛП

Организации дополнительного образования детей

Организащш среднего профессионального образования

Муниципальные органы управления образованием

20 11 18

13 4

17

37 5

12016 2017 02018

Рисунок 1 - Количество участников регионального конкурса официальных сайтов в разрезе типов и видов образовательных организаций в 2016, 2017 и 2018 годах

победители и призёры по каждой номинации:

1. Лучший сайт дошкольной образовательной организации.

2. Лучший сайт общеобразовательной организации.

3. Лучший сайт организации дополнительного образования.

4. Лучший сайт организации среднего профессионального образования.

5. Лучший сайт органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

Примечательно, что в 2018 году лидирующие позиции заняли официальные сайты участников конкурса - представителей городских округов, опередив в большинстве номинаций муниципальные районы Челябинской области (таблица 1) [5].

Таблица 1

Победители и призёры конкурса (2018 год)

№ п/п Территория Наименование образовательной организации Место

Лучший сайт дошкольной образовательной организации

1. Озере кнн ГО МБОУ «Детский сад компенсирующего вида № 43» 1

1 Магнитогорский ГО МДОУ «Детский сад № 95 комбинированного вида» 1

3. Челябинский ГО МБДОУ «Детский сад № 425 г. Челябинска» 3

Лучший сайт общеобразовательной организации

1. Челябинский ГО МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 147 г. Челябинска» 1

1 Магнитогорский ГО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» 1

3. Магнитогорский ГО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

4. Магнитогорский ГО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66» 3

Лучший сайт организации дополнительного образования

1. Ашннскпй МР МКУ ДО «Физкультурно-спортивный центр» 1

•> Челябинский ГО МБУ ДО «Центр детско-юношеский г. Челябинска» т

3. Усть-Катавсыш ГО МКУ ДО «Центр детского творчества» 3

Лучший сайт организации среднего профессионального образования

1. Челябинский ГО ГБПОУ «Челябинский государственный промьгшленно-гуманптарнып техникум имени А. В. Яковлева» 1

т Магнитогорский ГО ГБОУ ПОО "Магнитогорский технологический колледж имени В. П. Омельченко"

3. Южноуральский ГО ГБПОУ «Южноур альс кий энергетический техникум» 3

Лучший сайт органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования

1. Магнитогорский ГО Управление образования администрации города Магнитогорска ]

В ерхн еуф ал ейский ГО Управление образования Верхнеуфаленекого городского округа

3. Красноармейский МР Управление образования Красноармейского муниципального района 3

Авторы статьи отмечают, что итоги конкурса 2018 года свидетельствуют о том, что официальные сайты образовательных организаций и МОУО находятся на начальной стадии формирования качественного диалога между участниками образовательных отношений, а также общества и образовательной системы Челябинской области. Действительно, посредством официальных сайтов предоставляется информация о деятельности образовательных организаций и муниципальных органов управления образованием по созданию, совершенствованию, развитию систем оценки качества образования и результатам их функционирования. Однако полнота и достаточность представленной информации пока находятся не на оптимальном уровне.

Именно по этой причине на региональном уровне по итогам проведения конкурса было решено продолжить практику проведения конкурса официальных сайтов системы образования Челябинской области для формирования информационной культуры участников образовательного процесса, а также для развития передового опыта представления функционирования систем оценки качества образования в муниципальных образовательных системах и образовательных организациях, а также актуализировать в научно-педагогическом сообществе региона экспертные методические материалы по оценке результативности функционирования официальных сайтов [2].

В завершении хотим ещё раз акцентировать внимание руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций на возможности и необходимости использовать экспертные методические материалы конкурса в качестве инструмента самодиагностики/самооценки состояния официальных

сайтов в целом, а также представленности результатов функционирования муниципальных и институциональных (внутренних) систем оценки качества образования в частности. Участникам конкурса, не вышедшим во второй этап конкурса по результатам первого этапа отбора, рекомендуется привести официальные сайты в соответствие с нормативными требованиями к структуре представления и содержанию обязательной информации, размещаемой на нем [3].

Подводя итог, важно отметить, что региональный конкурс официальных сайтов, являясь комплексной оценочной процедурой региональной системы оценки качества образования, становится также средством активизации представителей регионального сетевого экспертного сообщества.

Список литературы

1. Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области: (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016) / Министерство образования и науки Челябинской области. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 46с.

2. Оценка результативности функционирования официальных сайтов образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования: экспертные методические материалы по оценке результативности функционирования официальных сайтов / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, Е.А. Солодкова [и др.]. - Челябинск: РЦОКИО, 2018. - 104 с.

3. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-

телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2014/08/21/rosobrnadzor-dok.html -Дата обращения: 22.04.2019 г.

4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30 октября 2018 года № 01/3247 «О проведении регионального конкурса официальных сайтов образовательных организаций и сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в 2018 году» [Электронный ресурс] - Режим доступа: -https://rcokio.ru/files/publications/Spravka_konk ursa_saitov_2018_goda.pdf.pdf - Дата обращения: 21.04.2019 г.

5. Приказ МОиН Челябинской области № 03/3843 от 27.12.2018 об итогах проведения регионального конкурса официальных сайтов образовательных организаций и сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в 2018 году [Электронный ресурс] - Режим доступа: -https://rcokio.ru/files/publications/Prikaz_3843_ ob_itogah.pdf - Дата обращения: 21.04.2019 г.

References

1. Kontseptsiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: (utverzhdena Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016) / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti. - Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017. -46 s.

2. Otsenka rezul'tativnosti funktsionirovaniya ofitsial'nykh saytov obrazovatel'nykh organizatsiy i organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchikh upravlenie v sfere obrazovaniya: ekspertnye metodicheskie materialy po otsenke rezul'tativnosti funktsionirovaniya ofitsial'nykh saytov / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova, E.A. Solodkova [i dr.]. - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2018. - 104 s.

3. Prikaz Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki ot 29 maya 2014 g. № 785 «Ob utverzhdenii trebovaniy k strukture ofitsial'nogo sayta obrazovatel'noy organizatsii v informatsionno- telekommunikatsionnoy seti

"Internet" i formatu predstavleniya na nem informatsii» [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2014/08/21/rosobrnadzor-dok.html - Data obrashcheniya: 22.04.2019 g.

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 30 oktyabrya 2018 goda № 01/3247 «O provedenii regional'nogo konkursa ofitsial'nykh saytov obrazovatel'nykh organizatsiy i saytov organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchikh upravlenie v sfere obrazovaniya, v 2018 godu» [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: - https://rcokio.ru/files/publica-tions/Spravka_konkursa_saitov_2018_goda.pdf. pdf - Data obrashcheniya: 21.04.2019 g.

5. Prikaz MOiN Chelyabinskoy oblasti № 03/3843 ot 27.12.2018 ob itogakh provedeniya regional'nogo konkursa ofitsial'nykh saytov obrazovatel'nykh organizatsiy i saytov organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchikh upravlenie v sfere obrazovaniya, v 2018 godu [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: -https://rcokio.ru/files/publications/Prikaz_3843_ ob_itogah.pdf - Data obrashcheniya: 21.04.2019 g.

Сведения об авторах Ильина Диана Сергеевна - начальник отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Солодкова Екатерина Александровна -начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Школьникова Марина Юрьевна - начальник управления оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Ilyina D.S. - Head of the Department of Ensuring Quality Assessment of Educational Programs, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Solodkova E.A. - Head of the Department of Scientific Activity Organization, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Shkolnikova M.Yu. - Head of Administration of Education Quality Assessment, Regional center for Quality Assessment and Informatization in Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.