осуществлять эколого-валеологическую деятельность в условиях педагогического процесса, следовательно, формирование эколого-валеологической готовности педагогов мы понимаем, как процесс становления личности, позволяющий педагогу эффективно осуществлять эколого-валеологическую деятельность.
Целевая установка процесса формирования эколого-валеологической готовности педагога задает следующие критерии аттракции образования: природосообразность, здоровьеразвитие и последовательное здоровьесозидание, что возможно при создании оздоравливающей образовательной среды в отдельном образовательном учреждении.
Современный педагог, работающий в системе здоровьесберегающего образования, должен быть: эколого-валеологически образованным педагогом; воспитателем, под руководством которого формируется личность здорового образа жизни; методистом, творчески организующим учебно-воспитательный процесс в школе на основе природосообразности.
Таким образом, аттракция эколого-валеологического образования в настоящее время имеет архи важное социальное и профессионально-педагогическое значение и определяется возросшими требованиями государства и общества к профессиональной компетентности будущих педагогов в области создания условий сохранения и укрепления здоровья подрастающего человека, изменением отношения к здоровью и оздоровлению субъектов образования, потребностью теоретического обоснования формирования эколого-валеологической готовности педагогов, недостаточной разработанностью проблемы формирования эколого-валеологической готовности педагогов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колбанов, В.В. Валеология. Основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов. - СПб. : ДЕАН, 1998. - 232 с.
2. Моисеев, Н.Н. Экология и образование / Н. Н. Моисеев. - М. : ЮНИСАМ, 1996. - 192 с.
3. Нагавкина, JI.C. Валеологические основы педагогической деятельности / Л.С. Нагавкина, Л.Г. Татарникова. - СПб. : КАРО, 2005. - 272 с.
4. Пономарева, Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования / Л.И. Пономарева. - Шадринск, 2009. - 463 с.
5. Реймерс, Н.Ф. Экология. (Теория, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. - М. : Россия молодая, 1994. - 365 с.
6. Тюмасева, З.И. Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования : словарь -справочник / З.И. Тюмасева, В.П. Стариков. - Сургут : СГУ, 2004. - 312 с.
УДК 371.385
Л.Г. Светоносова, г. Шадринск
Виды и принципы организации самостоятельной работы студентов
педагогического вуза
В статье рассматриваются вопросы о самостоятельной работе студентов, раскрываются ее понятие, виды: фронтальная, групповая, индивидуальная самостоятельная работа, дается характеристика процессу и принципам организации самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе.
Самостоятельная работа, организация самостоятельной работы студентов
L. G. Svetonosova, Shadrinsk
The types and principles of organization of independent work of students of
pedagogical University
The article focuses on students independent work, its concept, types: frontal, group, individual independent work, gives a description of the process and principles of organization of independent work of students in pedagogical University.
Keywords: individual work, organization of independent work of students
Проблеме самостоятельной работы обучающихся посвящены работы многих как отечественных, так и зарубежных авторов. Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо изучали необходимые для самостоятельной работы качества личности. В отечественной педагогике С.И. Архангельский, Е.Я. Голант, А.К. Громцева, В.В. Давыдов, Г.Л.Ильин, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер в своих исследованиях раскрывают понятие, сущность и этапы формирования самостоятельной работы обучающихся. Теоретические и практические аспекты формирования самостоятельной работы студентов высшей школы рассматриваются в трудах М.Е. Бронштейна, Л.Г. Вяткиной, И.А. Зимней, И.В. Ковалевского, А.Г. Молибога, Р.А. Нимазова, П.И. Пидкасистого, П.В. Семашко, Д.Б. Эльконина и др. Необходимо отметить, что понятие «самостоятельная работа студентов» трактуется исследователями неоднозначно: с одной стороны, она рассматривается как вид учебно-познавательной деятельности, способствующей развитию познавательной активности, самостоятельности, познавательного интереса студентов; как самообразование студентов, позволяющее развивать профессиональные компетенции; с другой стороны -как средство организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе или как система педагогических условий, позволяющая руководить самостоятельной деятельностью студентов.
Под самостоятельной работой студентов мы будем понимать один из видов учебно-познавательной деятельности студентов, направленный на выполнение учебных заданий, предложенных преподавателем, но без его непосредственного участия в ней. Сущность самостоятельной работы студентов раскрывается через: ее деятельностный характер, нацеленность на формирование профессиональных компетенций по ФГОС ВО, развитие личностных качеств: самостоятельности, креативности, целеустремленности, практичности, социальной активности.
Рассмотрим виды самостоятельной работы. Они включают в себя:
- подготовку к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих заданий;
- самостоятельную работу студентов по отдельным темам курса; подготовку к практикам и выполнение заданий к ним;
- выполнение письменных контрольных и курсовых работ;
- подготовку к зачетам и экзаменам;
- подготовку к ГИА и написание выпускной квалификационной работы; работу в студенческих научных обществах, кружках; работу в проблемной группе;
- участие в работе факультативов;
- участие в научной и научно-методической работе кафедр и факультетов;
- участие в научно-практических конференциях, научных семинарах, мастер-классах;
- другие виды деятельности, организуемые кафедрами, факультетами, вузом.
По организационному критерию самостоятельная работа студентов может быть разделена: на фронтальную, групповую и индивидуальную.
Фронтальные самостоятельные работы проводятся преимущественно на учебных занятиях. Их цель - коллективная работа студентов над каким-либо учебным заданием, профессиональной задачей или кейсом. Этот вид самостоятельной работы состоит в том, что студенты сотрудничают друг с другом, обсуждая учебную, профессиональную или научную проблему; обсуждают промежуточные и конечные результаты выполнения задания, которые подвергаются критическому анализу; студенты занимаются учебно-профессиональной деятельностью в коллективе, что способствует развитию познавательного интереса к учебной дисциплине или отдельным разделам / теме; вырабатывается общее или коллективное мнение на решение учебной проблемы, решения профессиональной задачи.
Индивидуальная самостоятельная работа - работа, когда каждый студент выполняет учебные задания индивидуально, взаимодействуя с преподавателем. Рассмотрим варианты самостоятельных индивидуальных заданий: написание эссе; работа над написанием статьи, аннотации, рецензии, реферата, курсовой работы, выпускной квалификационной работы; разработка учебного или учебно-исследовательского проекта.
Групповая самостоятельная работа - выполнение учебных заданий подгруппами студентов или парами. Групповую самостоятельную работу (групповое обучение) как вид самостоятельной работы изучали Н.В. Жадько, М.В. Буланова-Топоркова, Д.А. Яценко. Согласно работам этих авторов, групповая работа способствует более эффективному усвоению знаний обучающимися по сравнению с индивидуальной формой обучения и их психологическому развитию. Преимущество групповой самостоятельной работы по сравнению с индивидуальной состоит в том, что она усиливает учебную мотивацию студентов. Участвуя в групповых самостоятельных работах, студенты получают возможность проявить свои личностные качества; актуализировать свои знания, а также приобрести новые и углубить имеющиеся; обсудить учебную / научную проблему; высказать свою точку зрения на учебную / научную проблему; испытать чувство удовлетворения от проделанной работы. В групповой самостоятельной работе студентов преподаватель может применять активные методы обучения: дискуссии, диспуты, дебаты, круглые столы, проблемное обучение и др. Другой разновидностью групповой работы является специальная подготовка консультантов из числа обучающихся. Консультанты берут на себя функции преподавателя по распределению обязанностей между членами группы после ознакомления с учебным материалом, рассчитывают время выполнения задания, планируют работу группы по выполнению задания, принимают решения, направляют всю деятельность группы и осуществляют за ней контроль. Функции педагогического руководства частично передаются обучающимся, что имеет и образовательное, и воспитательное значение.
К видам самостоятельной работы студентов без непосредственного участия преподавателей относятся:
- проработка и усвоение содержания конспекта лекций;
- подготовка рефератов;
- подготовка к семинарским занятиям и лабораторным работам;
- составление аннотированного списка статей из научных, научно-методических журналов по отраслям знаний;
- написание рецензий на научную статью, учебное, учебно-методическое пособие;
- составление аннотаций учебников, учебных пособий;
- проведение микроисследований;
- подготовка практических разработок, конспектов;
- выполнение домашних заданий и индивидуальных работ по отдельным разделам /темам содержания дисциплин и т.д.;
- компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости с помощью электронных обучающих и аттестующих тестов.
Рассмотрим основные виды самостоятельной работы студентов с непосредственным участием преподавателей:
- текущие консультации;
- коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин;
- прием, анализ и разбор домашних заданий (на практических занятиях);
- прием, анализ и защита лабораторных работ (во время проведения лабораторных занятий);
- выполнение курсовых работ (проектов) в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ (в часы, предусмотренные учебным планом);
- выполнение научно-исследовательской работы студентами (руководство, консультирование и защита НИРС);
- прохождение и оформление результатов производственных практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных компетенций);
- выполнение выпускной квалификационной работы студентами (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.
Самостоятельная работа студентов невозможна без ее упорядочивания и системной организации. Она предполагает взаимодействие преподавателя и студентов на основе партнерства, сотрудничества. Задача преподавателя состоит в том, чтобы организовать самостоятельную работу студентов и сконструировать образовательную среду. Специфика организации самостоятельной работы студентов обусловливается структурой, характером и особенностями изучаемой учебной дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельного изучения, индивидуальных качеств студентов и условий учебно-профессиональной деятельности.
Процесс организации самостоятельной работы студентов со стороны преподавателя включает в себя следующие этапы:
- подготовительный (разработка рабочей программы дисциплины в соответствии с образовательной программой, нормативными документами, выявление количества часов для самостоятельной работы студентов, выявление целей, разработка программы самостоятельной работы студентов, заданий и ее методического сопровождения, определение форм и способов контроля самостоятельной работы студентов);
- основной (реализация программы самостоятельной работы студентов, мотивирование студентов на выполнение заданий, их консультирование по вопросам выполнения заданий для самостоятельной работы, фиксирование и оценка промежуточных результатов выполнения заданий для самостоятельной работы);
- заключительный (оценивание результатов самостоятельной работы студентов, оценка их значимости, их систематизация, оценка эффективности разработанной программы и приемов работы, рефлексия. К формам оценивания можно отнести ведение рефлексивного дневника, защита проектов, курсовых и выпускных квалификационных работ и др.)
Процесс организации самостоятельной работы со стороны студентов носит поэтапный характер и имеет свои отличительные особенности:
- определение цели самостоятельной работы («для чего и зачем?»);
- конкретизация учебно-познавательной задачи / научно-исследовательской задачи;
- самооценивание студентом готовности решить учебно-познавательную задачу / научно-исследовательскую задачу;
- анализ и выбор способа учебных действий, с помощью которых можно решить учебно-познавательную задачу/ научно-исследовательскую задачу;
- проектирование самостоятельной работы по решению учебно-познавательной задачи / научно-исследовательской задачи;
- реализация самостоятельной работы по решению учебно-познавательной задачи / научно-исследовательской задачи;
- самоконтроль выполнения самостоятельной работы по решению учебно-познавательной задачи / научно-исследовательской задачи;
- рефлексия выполнения самостоятельной работы.
Организуя самостоятельную работу студентов, преподавателю необходимо руководствоваться следующими принципами:
- индивидуального подхода (учет индивидуальных личностных особенностей обучающихся);
- компетентностного подхода (самостоятельная работа студентов должна быть направлена на развитие их профессиональных компетенций по ФГОС ВО);
- практико-ориентированности (задания для самостоятельной работы студентов должны носить не только теоретический, но практический характер);
- вариативности (студенты имеют возможность выбора заданий для самостоятельной работы);
- дополнительности (задания для самостоятельной работы студентов могут быть обязательными и дополнительными (факультативными);
- педагогического сопровождения (преподаватель выполняет роль тьютора на всех этапах самостоятельной работы студентов);
- рефлексивного подхода (задания для самостоятельной работы студентов должны быть направлены на развитие рефлексивных умений студентов, на их самоанализ);
- интерактивной организации образовательной среды (использование в организации самостоятельной работы студентов активные методы обучения).
При правильной организации самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, саморефлексии, становится активным самостоятельным субъектом учебно-профессиональной деятельности и развивает профессиональные компетенции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркова, Н.А. Групповая работа в подготовке студентов высшей школы / Н.А. Маркова, Д.А. Марков // Alma mater. - 2015. - № 8. - С. 41-46.
2. Томашевская, О.Б. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в вузе / О.Б. Томашевская, Н.А. Малиновская // Вестник Балтийского федерального университета. - 2011. - № 11. - С. 112-117.
УДК 37(091)
Е.А. Сорокина, г. Шадринск
Педагогическое образование в России во второй половине XIX -
начале XX вв.
В статье автор описывает состояние педагогического образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. Перечислены основные учебные заведения, осуществлявшие педагогическую подготовку учителей для средней школы.
Учительский институт, семинария, университет, второклассные мужские и женские учительские школы, церковно-учительские мужские и женские школы, педагогические курсы.
E.A. Sorokina, Shadrinsk
Pedagogical education in Russia in the second half of the XIXth - the beginning of the XXth centuries
The author describes a condition of pedagogical education in Russia in the second half of the XIXth - the beginning of the XXth centuries in the article. The main educational institutions which were carrying out pedagogical training of teachers for high school are listed.
Keywords: teacher's institute, seminary, university, second-class men's and women's teacher's schools, church and teacher's men's and women's schools, pedagogical courses.
Осмысление исторического опыта человечества в области воспитания, образования и обучения подрастающего поколения помогает студенту-педагогу осознать значимость индивидуального стиля работы учителя с учащимися, понять, что его деятельность не может ограничиваться простым следованием набору рецептурных рекомендаций, от кого бы они ни исходили.
Вторую половину XIX - начало XX вв. в литературе называют эпохой Великих реформ, так как проведение крестьянской реформы (отмена крепостного права), судебной, воинской, школьной, земской реформ имело огромное значение для развития общества. Школьные реформы вызвали необходимость подготовки учительских кадров для новых типов школ. Чтобы понять, как решалась эта проблема, необходимо проанализировать основные типы учебных заведений по подготовке педагогов в данный период.
Благодаря реформам XIX в. активизировалась деятельность правительства, земских учреждений и общественных объединений по подготовке учительских кадров. В