Научная статья на тему 'Сущность самостоятельной работы студентов и ее виды'

Сущность самостоятельной работы студентов и ее виды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2588
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулаев Магомед Хайбулаевич

В статье анализируются различные трактовки самостоятельной работы студентов, выявляется ее сущность и основные признаки, обсуждаются подходы к дифференциации видов самостоятельной работы и предлагается авторская классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность самостоятельной работы студентов и ее виды»

Психолого-педагогические науки •••

развитию русской речи, а интернет, и с этим никто уже не спорит, не развивает русский язык и речь, а портит их, языковая и речевая небрежность здесь стали нормой. Но даже на филологическом факультете (русское отделение) практическому владению русским языком отведено меньше часов, чем физкультуре, математике, иностранному языку, естествознанию, праву и многим другим дисциплинам. Комментарии излишни.

Означает ли вхождение в зону европейского высшего образования уничтожение статуса национального вуза и нивелирование особенностей таких регионов, как Дагестан и другие? ГОС должен прежде всего отвечать реалиям национальных регионов России, служить потребностям его граждан. То мизерное количество часов, которое пока еще есть в нашем вузе, приведет к ухудшению и без того сложного состояния преподавания русского языка в национальной школе. Извечный российский перехлест. Пройдет совсем немного времени, и будут горькие раскаяния, что разрушили то, что десятилетиями строилось. Какую цену мы будем платить, когда поколение невежд окончательно сменит тех, кто учился по-настоящему? Нельзя слепо копиро-

119

вать европейские стандарты, у нас другие условия, у нас есть национальные регионы, в России особая языковая ситуация.

В вузах, готовящих преподавателей русского языка, конечная цель обучения - полное, продуктивное владение языком, овладение всеми видами речевой деятельности. Специфика обучения студентов-филологов определяется тем, что свободное владение русским языком им необходимо не только в повседневной жизни, но и в сфере их будущей профессии.

Таким образом, налицо нецелесообразность сокращения количества часов, отводимых на обучение практическому владению русским языком. Учитывая контингент студентов филологического факультета национального вуза, Министерство образования и науки, учебная часть университета и, наконец, деканат филологического факультета могли бы предусмотреть возможность пересмотра ГОС для национальных регионов, в Дагестане в частности, особенно той его части, которая касается практического курса русского языка, призванного совершенствовать лингвистическую и речевую компетенцию будущих учителей-ру си сто в.

Статья поступила в редакцию 23.08.2009 г.

УДК 372.8

СУЩНОСТЬ самостоятельной работы

СТУДЕНТОВ И ЕЕ ВИДЫ

©2о°9 хайбулаев М.Х.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируются различные трактовки самостоятельной работы студентов, выявляется ее сущность и основные признаки, обсуждаются подходы к дифференциации видов самостоятельной работы и предлагается авторская классификация.

120

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2009

In the article various interpretations of independent work of students are analyzed, its essence and the basic signs comes to light, approaches to differentiation of types of independent work are discussed and author's classification is offered.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, самообразование, самостоятельность, профессиональные качества, профессиональное становление.

Keywords: students’ independent work, self-education, independence, professional traits, professional formation.

В последние годы педагогами активно обсуждаются проблемы организации самостоятельной работы студентов. Единство взглядов можно обнаружить только в том, что самостоятельную работу студентов все считают неотъемлемым элементом процесса обучения и эффективным средством профессионального становления специалиста. Дискуссионными остаются вопросы: что считать самостоятельной работой студента; каковы ее виды и формы, роль во взаимодействии педагога и студента; каково соотношение аудиторных занятий, самостоятельной и индивидуальной работы студентов; как контролировать и оценивать самостоятельную работу; какова роль информационных и коммуникативных технологий в организации самостоятельной работы.

Необходимость модернизации высшего образования России, связанная с реализацией Болонского соглашения и переводом учебного процесса на систему кредитнозачетных единиц и балльнорейтинговую форму оценки педагогических достижений студентов, породила новые дискуссионные темы. К ним можно отнести: какой должна быть информационная, методическая, педагогическая поддержка самостоятельной работы студентов; как нормировать самостоятельную работу; каковы способы мотивации самостоятельной работы студентов; какие дидактические подходы использовать для глубокого самостоятельного усвоения учебного мате-

риала; роль самостоятельной работы студентов в дистанционном обучении и др.

Понятие «самостоятельная работа» используется различными авторами в разном значении, что в первую очередь определяется тем, как понимаются слова «самостоятельность», «самостоятельный», какое содержание в них вкладывается. В толковых словарях русского языка быть самостоятельным означает «стоять самому», делать что-либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению.

В педагогической науке это положение известно: в качестве одной из главных целей образования рассматривается перевод обучаемого из объекта в субъект обучения, а в более обобщенном смысле - в субъект деятельности. Ученые-педагоги прошлого и настоящего подчеркивали и подчеркивают, что, несмотря на преобладающую роль учителя, основные результаты обучения достигаются за счет собственных усилий обучающихся. Я. А. Коменский призывал к поиску такого способа, при котором учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились. Уместно в этом плане известное выражение «Нельзя ничему научить, можно всему научиться».

Философы, социологи считают, что самостоятельность является наиболее существенным признаком человека как личности, так и субъекта деятельности. Эта позиция находит отражение в целевых составляющих определений понятия «са-

Психолого-педагогические науки •••

мостоятельная работа» Например, «формирование познавательной самостоятельности как черты личности ученика» (Г. В. Вяткин) или «система мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности» (Б. Г. Иоганзен).

Анализ использования самостоятельной работы во время учебных и внеучебных занятий позволяет рассматривать ее различные функции. Самостоятельная работа, организованная педагогом на учебных занятиях, выступает как метод обучения. При этом она применяется для закрепления знаний (самостоятельное решение задач, практических работ, упражнений, работа с учебником и.т.д.), обобщения и систематизации знаний и умений (обобщающие контрольные работы, реферат по конкретной теме, подготовка к промежуточному тестированию и коллоквиум), контроля и оценки знании и умений (самостоятельное выполнение индивидуальных и групповых заданий, фронтальная контрольная работа, учебное и письменное тестирование и т.д.), усвоения новых знаний и умений (работа с источниками информации, подготовка к выполнению лабораторных и практических заданий.) Самостоятельная работа может не только носить репродуктивный характер, но и иметь продуктивную творческую направленность. Проектирование, моделирование, конструирование, анализ проблемных ситуаций и их решение, эвристические и исследовательские способы обучения - в них присутствует большая доля самостоятельного поиска обучаемых. Точка зрения на самостоятельную работу как метод обучения обоснована в работах Ю. К. Бабанского.

Самостоятельная работа организуется педагогами в форме организации учебной и внеучебной познавательной деятельности обучаемых. Индивидуальные, групповые и фронтальные самостоятельные виды организации познавательной деятельности исполь-

121

зуется педагогом при выполнении лабораторных и практических работ, в учебной игре и при усвоении нового материала. Близкой к такому пониманию самостоятельной работы является ее трактовка как вида учебной деятельности. Этой точки зрения придерживаются Г. В. Вяткин («вид деятельности школьника»), Т. К. Ильина («особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся»), Р. А. Низамов («разнообразные виды индивидуальной, групповой деятельности студентов на занятиях во внеаудиторное время»). В методических рекомендациях ДГПУ по организации самостоятельной работы студентов она рассматривается как «...форма учебного процесса под руководством и контролем преподавателя, когда совершается творческая деятельность».

Самостоятельная работа является и средством организации самостоятельной деятельности обучаемого по усвоению содержания образовательной дисциплины и управления. С другой стороны, она необходима для формирования личностных качеств обучаемого, прежде всего, самостоятельности, инициативности, познавательной активности, являющихся основой самообразования. П. И. Пид-касистым рассматривается самостоятельная работа в высшей школе «как специфическое педагогическое средство...», а Б. Г. Иоганзеном -«...как система мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности». В рекомендациях по организации самостоятельной работы студентов в Южном Федеральном государственном университете - как «. средство вовлечения студента в самостоятельную познавательную деятельность...». Крайней точкой зрения в этом плане является отождествление самостоятельной работы с самообразованием (С. И. Зиновьев).

Самостоятельную работу, систему ее организации, учебно-методическое сопровождение, педагогическую и

Известия ДГПУ, №3, 2009

122

информационную поддержку можно рассматривать как педагогические условия формирования самостоятельности обучаемого. В. К. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис самостоятельную работу понимают как систему организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью.

Самостоятельная работа может быть истолкована с точки зрения ее результативности. Результаты самостоятельной работы (рефераты, доклады, курсовые и выпускные квалификационные работы, индивидуальные задания, проекты) свидетельствуют об активности и профессиональной компетентности обучаемых, развитости исследовательских навыков и творческого мышления.

В педагогической литературе существуют и другие трактовки самостоятельной работы. Для полноты картины приводим некоторые из них. В. М. Рогинский: «...планируемая познавательная, организационно и методически направляемая деятельность студентов...»; В. Н. Смирнов: «...планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя...»; С. И. Архангельский: «самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний»; М. Г. Гарунов: «выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера...».

Иногда самостоятельную работу рассматривают как процесс творческого мышления при решении какой-либо проблемы. В этом случае от самостоятельной работы отсекается исполнительная деятельность студента.

В зарубежной педагогике самостоятельная работа обозначается терминами, выделяющими ее различные аспекты: «независимое обучение» (США), «индивидуальное обучение» (Англия, Франция), «тихая работа» (Австрия). В последнем варианте подчеркиваются тишина и уе-

диненность при выполнении самостоятельной работы.

Познание феномена самостоятельной работы становится очевидным в результате определения и выделения сущностных признаков. С этой целью были проанализированы 52 определения, которые содержатся в различных справочно-энциклопедических изданиях, словарях, учебниках и учебных пособиях. Сравнительносопоставительный анализ ключевых выражений, несущие логическую и смысловую нагрузку дефиниций, указывает на то, что в большинстве случаев для этой цели применены существительные, которые в одних случаях отражают предметы или множество предметов, а в других - явления или действия. В первой группе многие авторы применяют слова-

существительные, которые указывают на принадлежность самостоятельной работы к определенному кругу педагогических процессов: «метод» (Ю. К. Бабанский), «форма» (Т. К. Ильина), «способ» (В. Граф), «учебное задание» (П. И. Пидкасистый), «педагогическое средство» (Б. Г. Иоганзен, П. И. Пидкасистый), «результат» (А. Г. Солонина), «условие» (И. И. Ильясов). Другая группа ученых использует существительные, обозначающие принадлежность самостоятельной работы к определенному множеству. В их числе слова «система» (В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис, Б. Г. Иоганзен), «набор» (В. В. Усманов).

Третья часть ученых называют существительными, обозначающими действия: «вид деятельности» (Г. В. Вяткин, Р. А. Низамов, В. М. Рогинский), «деятельность» (В. Н. Смирнов), «поиск» (С. И. Архангельский), «выполнение» (М. Г. Гарунов), «работа», «осмысление» и «процесс» (А. Г. Молибог), «самообразование» (И. С. Зиновьев).

Анализ 52 дефиниций показал, что для определения сущности изучаемого понятия применены слова-существи-тельные, обозначающие отдельные предметы в двадцати пя-

Психолого-педагогические науки •••

ти, множество предметов - в шести, действия и явления - в двадцати одном случаях. Очевидным результатом этого анализа являются два момента. Первый - это разноаспектность в подходах к пониманию самостоятельной работы, второй - широта диапазона интерпретации понятия с использованием более 15 слов, обозначающих различные классы предметов и явлений. Очевидно и то, что за каждым использованием терминов и понятий скрываются и различные определения, толкования и иные характеристики. В связи с этим полезным является выявление сущностных признаков самостоятельной работы студентов, заключенных в ее дефинициях и их толкованиях.

В ходе анализа выявлены сущностные признаки:

- «систематическое уменьшение прямой помощи учителя при выполнении учебных заданий» (Л. Б. Вяткин);

- «самостоятельный поиск необходимой информации для решения учебных, научных и профессиональных задач» (С. И. Архангельский);

- «без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя» (Р. А. Низамов);

- «выработка умений и навыков рационально приобрести полезную информацию» (Б. Г. Иоганзен);

- «управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствии преподавателя» (В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис);

- «выработка у студента психологической установки на систематическое пополнение своих знаний и выработка умений ориентироваться в потоке научной информации» (П. И. Пидкасистый);

- «усвоение системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности» (М. Г. Гарунов);

- «орудие педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и учебно-

123

производс-твенной деятельностью обучающихся» (П. И. Пидкасистый);

- «планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия» (В. Н. Смирнов);

- «организационно и методически направляемая деятельность студентов, осуществляемая без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата» (В. М. Рогинский);

- «осуществляемый [процесс] под руководством, но без непосредственного участия учителя» (Т. А. Ильина);

- «творческая деятельность обучаемого по приобретению и закреплению научных знаний под руководством и контролем преподавателя» (Методические рекомендации Южного федерального университета).

А. Г. Казакова основными признаками самостоятельной работы считает:

- наличие познавательной и практической задачи, проблемного вопроса и особого времени на их выполнение;

- проявление сознательности, самостоятельности и активности обучаемыми при выполнении учебных задач;

- управление и самоуправление самостоятельной познавательной деятельностью обучаемого.

И. В. Горлинский этот перечень дополняет следующими признаками:

- самостоятельное добывание знаний из различных источников;

- повышение ответственности обучаемых за свою профессиональную подготовку;

- формирование личностных и профессионально-деловых качеств, профессионального мышления.

Проведенное изучение определений дефиниций самостоятельной работы и ее сущностных признаков позволяет сделать вывод, что, как и любой другой вид учебной деятельности, она помогает реализовать ос-

124

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2009

новные образовательные функции: обучающую - формирует знания, помогает усвоению учебного и профессионального способов деятельности, накоплению опыта творческий деятельности и закладывает, прежде всего, самостоятельность, ответственность, требовательность к себе и др.; развивающую - способствует становлению и развитию творческого мышления, внимания, устной и письменной речи; воспитательную -формирует культуру умственного и профессионального труда, устойчивые познавательные мотивы, способы самоконтроля и самоорганизации.

Первая часть характеристик самостоятельной работы студента связывается с ролью педагога в ее организации: «систематическое уменьшение прямой помощи учителя», «без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя»,

«управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствии преподавателя», «выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия», «организационно и методически направляемая деятельность студентов, осуществляемая без прямой помощи преподавателя», «осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия учителя» - таков неполный перечень того, как понимается роль педагога в организации самостоятельной работы обучаемых.

Многие из этих положений можно оспаривать. Трудно согласиться с тезисом - «систематическое уменьшение прямой помощи учителя». Помощь педагога может быть различной на разных этапах обучения, она зависит от сложности задания, возможностей обучаемого, сформированное™ его навыков самостоятельной работы и другого. Помощь педагога может уменьшаться, увеличиваться, быть опосредованной или непосредственной, алгоритмичной или рассчитанной на интуицию, но-

сить характер прямых или ассоциативных подсказок.

Не выдерживают критики и указания на отсутствие преподавателя при выполнении самостоятельной работы. В этом случае уместен вопрос: а куда он делся, когда на лекциях начались самостоятельные размышления обучаемых, проверка теоретических положений, изложенных лектором, но проверяемых студентами в ходе самостоятельного решения задачи; преподаватель находится в аудитории, когда студенты проводят измерения и вычисления в соответствии с инструкцией лабораторной работы, выполняют контрольные задания или отвечают на вопросы теста. Если соглашаться с такой позицией, то работа, выполняемая самими студентами в аудитории, не есть их самостоятельная работа.

Очевиден и другой вопрос. Разве студенты не способны самостоятельно разработать программу самообразования в границах образовательного стандарта и за его рамками и шаг за шагом реализовать ее? Ответ, ясно, положительный. Тогда возникают другие вопросы: в таком случае, где методическая и организационная помощь преподавателя, его опосредованное руководство и т.д.; почему к самостоятельной работе студента нужно относить только ту ее часть, которую планируют?

Эти размышления говорят о противоречивости существующих дефиниций. Поэтому есть целесообразность разграничения понятия «самостоятельная работа студента» и ограничения ее объема, а также построения логики рассуждений в определяемых границах. Последующий анализ будет проведен только в отношении той части самостоятельной работы, которая рассматривается как составляющая трудоемкости изучения образовательной дисциплины. Эта часть самостоятельной работы студентов нормируется по времени в тематическом плане, для нее педагог

Психолого-педагогические науки •••

разрабатывает задания, определяет формы отчетности и контроля.

При таком разграничении самостоятельной работы различие трактовок зависит, прежде всего, от того, какая степень самостоятельности предоставлена студенту.

Первая степень - обучаемый должен выполнять учебные действия сам, без непосредственного участия преподавателя.

Вторая степень - студент должен ориентироваться самостоятельно в учебном материале и выполнять самостоятельные мыслительные операции.

Третья степень - студент самостоятельно выбирает содержание и способы его освоения.

В такой трактовке самостоятельная работа является частью учебного процесса и не важно, творческая она или исполнительная, индивидуальная или фронтальная. Важно, чтобы самостоятельная деятельность совершалась внутренним побуждением, определением цели и самостоятельным нахождением средств. При этом мы исходим из предположения, что центр образовательного процесса находится в зоне совместной деятельности педагога и обучаемого. В этой зоне у каждого из участников имеется собственная деятельность и деятельность, реализуемая во взаимодействии с другой стороной. Иначе говоря, зона совместной деятельности предполагает наличие ее самостоятельной части и педагога, и студента. Причем сфера деятельности студента может быть реализована в индивидуальной, групповой или фронтальной формах, на репродуктивном и творческом уровнях, различаться по источникам информации, уровню общения и типу взаимодействия с педагогом.

Самостоятельная работа студентов имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент, объект его деятельности. Иначе го-

125

воря, содержательный аспект его познавательной деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего теоретического или практического задания. Это процессуальный аспект самостоятельной работы студента.

Анализ литературы и образовательной практики высшей школы говорит о существовании различных подходов к классификации самостоятельной работы студентов. Наиболее часто встречается разделение самостоятельной работы на аудиторную и внеаудиторную, причем под последней в рекомендациях по организации самостоятельной работы в Дагестанском госпедуниверситете понимается «... форма учебного процесса под руководством и контролем преподавателя, в ходе которого совершается творческая деятельность по приобретению и закреплению научных знаний, осваиваются новые навыки познания, формируются научное мировоззрение и личные убеждения по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности». Определение неудачное, очень громоздкое, и из него не видно специфики внеаудиторной самостоятельной работы.

Часть специалистов разделяет самостоятельную работу студентов на базовую и дополнительную. Базовая самостоятельная работа ориентирована на подготовку студентов к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям (работа с лекционным материалом, учебниками; выполнение домашних заданий, подготовка к занятиям и т.д.). Дополнительная самостоятельная работа направлена на углубление знаний студентов, развитие их аналитических и творческих способностей (выполнение курсовой и выпускной квалификационной работы; разработка проектов и их защита; подготовка докладов и участие в работе научно-практической конференции и т.д.).

Известия ДГПУ, №3, 2009

126

Другая классификация самостоятельной работы студентов основана на ее делении на плановую и внеплановую. К первой, предусмотренной учебным планом, относят написание курсовых и контрольных работ, подготовку к экзаменам и зачетам и т.д., а ко второй - подготовку рецензий, выполнение домашних заданий и т.д. Все виды внеплановой работы проводятся в часы, свободные от аудиторных занятий.

Существует классификация самостоятельной работы исходя из ее функций. По этому признаку различают такую самостоятельную работу:

- овладение знаниями (работа с источниками информации - книга, конспект, интернет; составление конспектов; подготовка к контрольным мероприятиям);

- формирование умений (выполнение упражнений, расчетно-графичес-ких работ; проектирование и моделирование компонентов профессиональной деятельности);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- подготовка к контрольным мероприятиям (к сдаче экзаменов, зачетов, лабораторных работ, тестированию и т.д.);

- освоение научно-исследовательского опыта (проведение опытноэкспериментальной работы, выполнение курсовых и дипломных работ).

По характеру заданий для самостоятельного выполнения различаются ее виды:

- репродуктивная, нацеленная на усвоение знаний, формирование учебных и профессиональных умений (работа с источниками информации, конспектирование и т.д.);

- вариативная, ориентированная на накопление опыта познавательной деятельности (составление реферата или доклада на конкретную тему образовательной дисциплины, решение технических и конструкторских задач и т.д.).

- частично-поисковая, используемая для накопления опыта профессиональной деятельности, поиска, обработки и преобразования инфор-

мации, раскрытия и развития творческих способностей (разработка и защита проектов, поиск информации в библиотеке и компьютерной сети, моделирование и проектирование фрагментов и ситуации профессиональной деятельности и т.д.);

- исследовательская, направленная на формирование исследовательских умений, создание нового знания или способов деятельности (выполнение курсовых и дипломных работ, анализ и обобщение опыта профессиональной деятельности, подготовка докладов и статей для участия в научно-практической конференции, публикации и т.д.).

Каждая из приведенных выше классификаций самостоятельной работы имеет свои достоинства и право на существование. Наш опыт говорит о необходимости тесного увязывания видов самостоятельной работы с учебными занятиями. В зависимости от типа связи с учебными занятиями мы считаем целесообразным выделение следующих видов самостоятельной работы студентов (рис. 1):

1) выполняемые на учебном занятии (аудиторные). Этот вид самостоятельной работы студента можно подразделить на две части: произвольные и организованные. Функциональное предназначение первого типа аудиторной самостоятельной работы заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании, запоминании и воспроизведении учебной информации. В ходе занятий всегда присутствуют элементы самоуправления - это це-леполагание, планирование, самоконтроль, корректировка (исправление) ошибок, их устранение. Второй тип аудиторной самостоятельной работы - это выполнение заданий под контролем преподавателя, при его информационной и методической поддержке (самостоятельные измерения и расчеты на лабораторных занятиях, решение задач, выполнение контрольных и тестовых заданий и т.д.);

Психолого-педагогические науки •••

2) непосредственно связанные с учебными занятиями. Их можно рассматривать как продолжение учебных занятий (завершение расчетов, подготовка отчетов, работа с конспектом и другими источниками информации и т.д.) или как подготовку к ним (работа с первоисточниками, написание рефератов, конспектирование, подготовка к лабораторным, практическим и семинарским занятиям и т.д.);

3) опосредованно связанные с учебными занятиями, но имеющие отношение к изучению образовательной дисциплины (разработка проектов, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ,

127

составление отчетов по практикам, подготовка к предметной олимпиаде и т.д.);

3) не имеющие связи с учебными занятиями. Это, прежде всего, творческие, научно-исследовательские работы, имеющие междисциплинарный характер и выходящие за рамки образовательного процесса.

Особенностью всех видов самостоятельной работы студентов является выполнение им учебных заданий без непосредственного управления этим процессом со стороны преподавателя. Вид же самостоятельной работы выбирается преподавателем.

запоминание

и

to

Оо

§

го

CD

О

3

го

Ь

3

X

со

ю

о

о

CD

Психолого-педагогические науки

• ••

129

Рис. 1. Классификация самостоятельной работы студентов

За педагогом сохраняются такие важные функции:

- проектировочные - разработка заданий для самостоятельного выполнения, форм отчетности и способов контроля, постановка задач;

- организационные - распределение заданий, составление графиков выполнения и сдачи отчетов, консультаций;

- информационно-методические;

- контрольные - оценка качества выполнения самостоятельных заданий, организация публичной и индивидуальной защиты, дискуссий и др.;

- коррекционные - внесение корректив в содержание заданий, их перераспределение, выявление причин отклонений от намеченных целей и поиск способов их устранения.

Процесс самостоятельного выполнения студентом заданий состоит из этапов:

- определение цели;

- конкретизация и уточнение проблемы, задач;

- самооценка готовности к выполнению заданий;

- выбор способа действий, ведущего к решению задачи;

- планирование (с помощью преподавателя или самостоятельно) действий по выполнению заданий;

- учебные действия по реализации плана;

- самооценка решения.

В настоящее время в системе высшего образования России наблюдается недооценка потенциала самостоятельной работы в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста. В разработке содержания заданий для самостоятельного выполнения наблюдается большой формализм, зачастую эти задания напоминают вопросы для подготовки к экзамену.

В арсенале педагогов высшей школы нет научно обоснованных и проверенных на практике методических рекомендаций по самостоятельному выполнению заданий. В большинстве случаев студентам неясно, в какой форме нужно представить результаты самостоятельной работы, каковы критерии их оценки. Перевод учебного процесса на систему зачетных единиц и балльнорейтинговую форму оценивания, где деятельность педагога и студента связаны «не с формальным» содержанием образования, а с учебными заданиями как формой воплощения этого содержания, выдвигает в центр внимания педагогической общественности важную, но пока недостаточно решенную на практике проблему организации самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Примечания

1. Абасов З.А. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. №10. С. 81-84. 2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. 3. Вяткин Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Саратов, 1978. 4. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. М., 1978. 5. Еремина Е.И. Самостоятельная учебная деятельность студентов на начальных этапах обучения // Педагогическое образование и наука. 2005. №5. С. 59-64. 6. Казакова А.Г. Организация самостоятельной работы студентов. М. : ИПК СК, 1997. 7. Мигусова О.А. Некоторые вопросы организации самостоятельной работы студентов. URL: http://rspu.edu.rU/university/publish/schools/2/4.html 110 8. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск, 1975. 9. Плотникова О., Суханова В. Самостоятельная работа студентов: деятельностный аспект// Высшее образование в России. 2007. №10. С. 81-84. 10. Положение об организации внеаудиторной самостоятельной студентов //Администратор образования. 2007. №1. С. 64-68. 11. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М., 1986. 12. Солонина А.Г. Концепция персонализированного обучения: монография. М., 1997. 13. Усманов В.В. Организация самостоятельной деятельности студентов на основе логики

130

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2009

учебного предмета // Интеграция образования. 2005. №4. С. 84-87. 14. Хайбулаев М.Х. Виды самостоятельной работы студентов // Мат-лы научно-практической конференции «Руководство самостоятельной и индивидуальной работой студентов в условиях многоуровневой подготовки педагогических кадров». Махачкала, 1996. С. 134-135.

Статья поступила в редакцию 13.08.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.