М.В. Рыбакова
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОТБОРА ...
REALIZATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE COURSE OF SELECTION OF THE PEDAGOGICAL PERSONNEL OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2014
M.V. Rybakova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair
«Russian and linguistics»
Institute of Economy, Management and Right, Russia (Kazan)
Annotation: Occurring serious transformations in modern public life, in the sphere of growth of value of the human capital therefore sharply and repeatedly information streams increase, causes the necessity of ensuring competence-based approach for selection of the pedagogical personnel of establishments of the general secondary education. Keywords: competence-based approach, establishment of the general secondary education.
УДК 378.147.34
СПОСОБЫ МОТИВИРОВАНИЯ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ВУЗЕ
© 2014
Ф.А. Саглам, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии и педагогики
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В рамках реформы высшего образования, показана роль самостоятельной работы студентов, как важнейшей составляющей и основы образовательного процесса. В статье рассмотрены активные и интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов, предложены варианты заданий для такой работы и методы ее контроля. Сделан вывод, что в условиях перехода на новые государственные стандарты данный вопрос является наиболее актуальным и требующим дальнейшей разработки и совершенствования.
Ключевые слова: самостоятельная работа, активные формы самостоятельной работы студентов, интерактивные формы самостоятельной работы студентов, виды самостоятельной работы студентов, методы контроля.
Формирование творческой личности современного специалиста-психолога, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности на рабочем месте вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту.
Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, выбрать оптимальный вариант и доказать его эффективность. Такой подход к подготовке специалистов в вузе предполагает переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности студента.
Современные педагоги-психологи (Асланова Л.О. [1], Кучерова Т.В. [2], Мирошникова Г.А. [3]), справедливо отмечают, что современные реалии образования требуют новых подходов, применения нетрадиционных средств, методов и приемов к организации самостоятельной работы студентов-психологов, которая в последующем становится основой для послевузовского образования и дальнейшего повышения квалификации.
Решение приоритетных задач профессионального психологического образования в России связано с повышением роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом и усиление ответственности преподавателей за успешное ее осуществление. В основе этого положения лежит тезис о том, что образование студент получает не только в аудитории, но и в ходе самостоятельной работы, при изучении рекомендованной литературы и написании эссе, рефератов и курсовых работ.
Сущность самостоятельной работы студентов-психологов рассматривается, с одной стороны, как метод обучения - специфическая форма организации учебных занятий. С другой стороны, самостоятельная работа студентов представляет собой средство обучения - организованную систему индивидуального получения знаний [4-7]. Представляется целесообразным, однако, рассматривать самостоятельную работу студентов как синтез того и другого - формы организации учебной деятельности и индивидуализированных средств ее осуществления. Это самонаправляемый процесс преобразования учебного материала в систему получения знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения образования, освоения содержания получаемой профессии, развития профессионально-личностных характеристик
компетентного специалиста.
Как видно из приведенных определений и толкований, самостоятельная работа студентов рассматривается и как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, и как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов-психологов.
Виды самостоятельной работы для студентов психологического факультета разнообразны. К числу самых распространенных относятся:
- подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы;
- выполнение домашних заданий разнообразного характера; - выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов-психологов самостоятельности и инициативы; выполнение курсовых работ и проектов;
- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, олимпиадах.
Многообразие содержания самостоятельной работы студентов связано с широтой диапазона применения самостоятельной работы в условиях обучения в системе высшего профессионального образования. Самостоятельная работа студентов-психологов может происходить:
- в условиях аудиторного обучения - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторно-исследовательских работ; осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
- вне рамок учебных занятий в контакте с преподавателем на консультациях по учебным, проектным, исследовательским работам; осуществляется по договоренности, инициатором может выступать любая сторона;
- индивидуально по инициативе студента в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении обязательных и творческих заданий.
Границы между названными видами работ достаточно размыты, сами виды самостоятельной работы пересекаются. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы, обычно имеют в виду внеаудиторную работу студентов.
Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:
Ф.А. Саглам
СПОСОБЫ МОТИВИРОВАНИЯ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ...
- образовательную - систематизация и закрепление
знаний студентов-психологов, расширение их кругозора;
- развивающую - стимулирование познавательного интереса, становление индивидуальных форм освоения учебного содержания путем рационального применения индивидуальных особенностей внимания, памяти, мышления;
- воспитательную - волевую саморегуляцию деятельности при освоении больших объемов учебного материала в условиях временного цейтнота, при удержании мотивации деятельности в связи с временным падением интереса к ней.
Способы предъявления самостоятельно выполненной работы, соответствующие учебным требованиям или познавательным возможностям студентов-психологов, можно условно разделить на четыре группы:
1. Действие по образцу, заданному преподавателем. Предполагается копирование некоторого перечня профессионально целесообразных операций, от точности которых зависит успех профессионального действия. Прежде всего, это относится к подготовке лабораторных препаратов, соблюдении техники безопасности труда в условиях учебной психологической лаборатории и т.п.
2. Репродукция самостоятельно изученного материала. В ситуации, когда информационный объем учебного курса превышает временной ресурс его изучения, студенту-психологу надлежит самостоятельно освоить часть материала и воспроизвести его максимально точно по отношению к источнику информации.
2. Продуктивность учебной работы. Она востребу-ется, когда студент оказывается перед необходимостью самостоятельно применять приобретенные знания для решения задач, выходящих за пределы известного образца. Большую роль в успешности такого рода работы играют заданные алгоритмы осуществления поисковой активности.
4. Перенос знаний при решении учебных задач. Самостоятельная работа студентов выполняется по их инициативе в тех случаях, когда стоящие перед ними задачи (информационные, исследовательские, производственные) не имеют очевидных путей решения. Студенты оказываются поставленными в новые для них условия, требующие принятия решений и ответственного их исполнение. В этом случае перенос знаний из одной сферы в совершенно новую оказывается действенным способом выполнения работы в соответствии с требованиями.
Наибольшую трудность в вузовском обучении студентов-психологов представляет внеаудиторная самостоятельная работа. Чтобы вызвать положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задач и выбора средств их достижения. Иначе говоря, активная самостоятельная учебная работа студентов без участия преподавателя возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.
Мотивирующими факторами самостоятельной работы студентов-психологов, проверенными временем, можно считать перечисленные ниже.
Полезность для учебного процесса. Если студент знает, что результаты выполненной им работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то его отношение к выполнению задания и его качество существенно меняются в лучшую сторону.
Применимость на практике. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов самостоятельной работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание для выпускной квалификацион-
ной работы на одном из младших курсов, то он может с удовольствием выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его выпускную квалификационную работу.
Вовлеченность в творческий процесс. Качество самостоятельно выполненного студентами задания зависит от наличия в нем характеристик творческого процесса - привлекательность будущего результата («завтрашняя радость»), азарт, проектная соревновательность, коллективное выполнение интересного дела. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектно-созидательной или методической работе.
Активные методы обучения. Важным мотивацион-ным фактором является интерактивный режим обучения в высшей школе. Предполагается введение в учебный процесс методов активного социально-психологического обучения, прежде всего, игрового тренинга, в основе которого лежат ролевые, имитационные и организаци-онно-деятельностные игры. В ходе такой работы происходит не просто приобретение навыков, а осуществляется переход от односторонних частных сведений к многосторонним знаниям об объекте, идет моделирование новых явлений и процессов с выделением ведущих противоречий. Первым шагом на пути внедрения активных средств обучения является применение кейс-метода на занятии - обсуждение значимых (эмоционально-лич-ностно и профессионально-статусно нагруженных) ситуаций на учебном занятии.
Участие в конкурсных мероприятиях. Мотивирующим условием для увеличения доли самостоятельности студентов-психологов в учебной работе является их участие в олимпиадах и конкурсах по учебным дисциплинам, презентации научно-исследовательских или прикладных работ. Своеобразным конкурсом на профессиональную состоятельность будущего специалиста является организация преподавателем вуза серии выступлений студентов с тематическими сообщениями среди школьников, абитуриентов, представителей взрослого профессионального сообщества.
Стимулирующий контроль. Использование гибкой системы оценки качества знаний студентов-психологов (накопительные баллы, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры) при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента. Например, работа, сданная раньше срока или выполненная по завышенным самим студентом требованиям (высочайшее качество выполнения, аннотация на английском языке, наличие справок о внедрении) может быть оценена высоким баллом.
Личность преподавателя и манера преподавания. Преподаватель может выступать образцом профессионализма и креативности, средствами ведения занятий помогая студенту-психологу раскрыть творческий потенциал, определить перспективы внутреннего роста. Постоянное обновление содержания преподаваемого предмета и демонстрируемая готовность к самообразованию покажут, что самостоятельная работа - это норма современного специалиста-профессионала. Подготовка к последующей за временем обучения в вузе эффективной профессиональной деятельности становится в этом случае самым действенным мотивирующим фактором.
Контроль результативности самостоятельной работы студентов может происходить в различных формах:
- входной контроль знаний и умений осуществляется в начале изучения дисциплины и служит ориентиром для преподавателя при отборе учебного материала и средств его подачи студентам;
- текущий контроль реализуется через систему регулярного отслеживания уровня усвоения материала и
Ф.А. Саглам
СПОСОБЫ МОТИВИРОВАНИЯ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ..
определения причин успешности и затруднений;
- промежуточный контроль проводится в форме аттестационных мероприятий и помогает определить характер продвижения студентов в изучении учебного материала;
- самоконтроль со стороны студента происходит индивидуальным образом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль завершает основной курс изучения дисциплины и дает возможность оценить уровень подготовки студентов по предмету;
- контроль остаточных знаний и умений является отсроченным по отношению к изучению учебного курса и служит показателем долгосрочности приобретенных студентами знаний и практических умений.
Таким образом, самостоятельная работа в вузе представляет собой вид познавательной деятельности, которая становится средством воспитания у студентов-психологов таких личностных качеств, как инициативность, активность, креативность и формирует психолога, обладающего достаточным уровнем правосознания; владеющего культурой мышления, способного к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Повышение роли самостоятельной работы студентов в системе высшего психологического образования означает принципиальный пересмотр всей системы организации учебно-воспитательного процесса, который все больше становится направленным на развитие у студента умения учиться, формировать способность к саморазвитию, вкус к творческой деятельности.
Пути и формы организации самостоятельной работы студентов-психологов с учетом их направления и уровня подготовки определяются преподавателем самостоятельно. Подбор заданий - это творческий процесс
для профессорско-преподавательского состава высшей школы, показывающего образцы неиссякаемой самообразовательной активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асланова Л.О. Самостоятельная работа студента как основной фактор актуализации знаний // Наука и современность. - 2010. № 7. С. 147-151.
Кучерова Т.В. Самостоятельная работа студента как один из компонентов образовательного процесса // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2012. № 4. С. 64-66.
Мирошникова Г.А. Самостоятельная работа студента - одно из звеньев в становлении студента как будущего специалиста // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. № 17. С. 95-99.
Хохоева Л.В. Роль самостоятельной работы в формировании академических компетенций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 314-317.
Самиева О.Б., Сбитнева А.Н. Самостоятельная работа студентов вуза в условиях кредитной технологии обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 226-229.
Шмиголь И.В. Самостоятельная работа как средство формирования предметных компетентностей у будущих педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 317-320.
Гнатышина Е.А. Сущность, цели и содержание самостоятельной работы обучающихся в современном образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 60-63.
METHODS MOTIVATING AND EVALUATING INDEPENDENT WORK STUDENTS
IN HIGH SCHOOL PSYCHOLOGISTS
© 2014
F.A. Saglam, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Educational Psychology and Pedagogy» Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The reform of higher education shows the role of students' independent work as an essential part and basis for the education process. The article considers the active and inactive forms of organizing students' independent work and offers variants of tasks for this work and its quality monitoring. The conclusion is that this question is the most urgent and requires further development and improvement in the transition of the new state standards.
Keywords: independent work, active forms of students' independent work, interactive forms of students' independent work, kinds of students independent work, quality monitoring.
УДК 159.922.1
ГЕНДЕРНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
© 2014
М.А. Филатова-Сафронова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология
развития и психофизиология» Институт экономики, управления и права (Казань, Россия)
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом половой социализации. Детально анализируются взаимосвязи гендерных и психологических особенностей личности на сексуальной стадии формирования либидо, как завершающего этапа половой социализации.
Ключевые слова: половая социализация, полоролевое поведение, сексуальная революция, гендер, феминность, маскулинность, половое воспитание, личность.
Психологическое состояние современного общества характеризуется значительными трансформациями традиционной структуры, в результате которых деформируется процесс половой социализации, происходят изменения гендерных программ мужчин и женщин.
Половая социализация рассматривается как процесс формирования сознания половой идентичности, благодаря которому человек включается в существующую в данном обществе систему половой дифференциации [1].
Это активное усвоение личностью стандартов психосексуальной культуры по мере вхождения в социальные отношения [2].
Психологические механизмы половой социализации в настоящее время объясняются тремя основными взаимодополняющими теориями [3]. Теория идентификации, основанная на психоанализе, объясняет феномен половой социализации механизмом подражанием, полагая, что ребенок бессознательно имитирует поведение