тактики игры в волейболе. Совершенствовать степень надёжности и гибкости навыков могут и упражнения, которые развивают быстроту реакции, упражнения на переключение тактических действий, упражнения на совершенствование техники. При освоении групповых тактических действий можно привлекать к взаимодействию двух, трёх и более игроков. Взаимодействия двух и более игроков при приёме подач и атакующих ударов, при блокировании соперника и страховке атакующего игрока называют групповыми тактическими действиями. Групповые тактические действия волейболисток во время игры проявляются в определенных тактических комбинациях, т.е. заранее разученных взаимодействий между игроками команды.
Процесс совершенствования тактической подготовки волейболисток 15 - 16 лет был бы невозможным без систематического педагогического контроля физической подготовленности и развития отдельных физических качеств волейболисток. Наиболее действенным средством контроля являются контрольные упражнения по общей и специальной физической подготовке, они позволяют тренеру получить объективные данные, характеризующие уровень развития отдельных качеств игрока. Для каждой возрастной квалификационной группы спортсменов должны быть, применены специальные (информативные и надежные) тесты, а также нормативы, характеризующиеся релевантностью (т. е. хорошим соответствием определенному возрасту и квалификации спортсменов). Во время педагогического наблюдения необходимо проводить так же регистрацию ошибок взаимодействия и эффективности тактических действий волейболисток 15 - 16 лет в игровой и соревновательной деятельности.
В нашем случае методика совершенствования тактической подготовки волейболисток состояла из нескольких разделов: выполнения специальных упражнений, приближенных к условиям игры, учебно-тренировочные игры, работа с тренажерными устройствами, контрольные соревнования.
Для хорошей тактической подготовки волейболисток необходимо многократное выполнение специальных упражнений, которые часто повторяются во время игры. При активном участии игроков команды на волейбольной площадке можно проигрывать упражнения на взаимодействие, так как, играя на соревнованиях, могут возникнуть неожиданные игровые ситуации, поэтому лучше всегда находиться в положении постоянной готовности к действию и заранее проигрывать различные игровые ситуации. Выполняя специальные упражнения, близкие к игровой обстановке, необходимо следить, чтобы они отрабатывались с большой плотностью и многократно. Можно усложнять условия выполнения упражнений: вводить в игру второй мяч, уменьшать
Библиографический список
количество занимающихся или количество передач и т. п. Совершенствовать тактические и технические навыки в специальных упражнениях по волейболу могут как отдельные игроки, так и вся команда.
Использование тренажеров и других технических средств расширяет возможности педагогического воздействия на спортсменов, также они позволяют индивидуализировать процесс обучения и тренировки. Применение технических устройств в процессе обучения и при совершенствовании тактики игровых приемов позволяет разнообразить виды упражнений, что увеличивает интерес спортсменов к тренировкам. Это также способствует лучшему усвоению игровых навыков, а также с помощью технических устройств можно проводить учет количественных и качественных параметров двигательных действий спортсменов и получать необходимую информацию об успеваемости выполнения поставленной задачи. И.В. Щанкина в своём диссертационном исследовании пишет: «определена закономерность: если тренеры спортсменов использовали технические устройства в учебно- тренировочном процессе, то их ученики (сами, став тренерами) в будущем также будут использовать их в учебно-тренировочном процессе» [2, с. 144].
Соревновательная деятельность в волейболе является кульминацией тренировочного процесса, где синтезируются не только результаты спортивной тренировки, но и проверяется эффективность реализации достигнутого уровня подготовленности. А.Н. Пиянзин, А.А. Джалилов в своей работе отмечают: «на соревновательную деятельность оказывает влияние ряд факторов: правила соревнований, задачи в определенных соревновательных условиях, внешние условия, особенности противника и др. Специфичность соревновательной деятельности определяется особенностью ведения соревновательной борьбы различными способами (тактическими приемами)» [3, с. 105]. Нами замечено, что волейбол характеризуются очень высокой эмоциональной и интеллектуальной напряженностью, предъявлением высоких требований к физическим и психическим качествам спортсменок. Исследования ряда авторов, показали, что волейболисты значительно опережают представителей других видов спорта по показателям быстроты и объема зрительных восприятий, а также точности пространственных восприятий. В связи с этим в процессе подготовки волейболисток большое значение имеет количественная информация о соревновательной деятельности игроков, поскольку данные именно об этой деятельности позволяют определить те модельные характеристики, на которые должен быть ориентирован процесс, решая так называемую спортивно-эталонную функцию соревнований спортсменов.
1. Лазунина И.В. Формирование интереса учащихся средних классов к урокам физической культуры. Наука и образование: новое время. 2016; № 5 (16): 231 - 237.
2. Щанкина И.В. Профессионально-личностное становление педагога дополнительного образования в процессе творческой самореализации. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тольятти, 2004.
3. Пиянзин А.Н., Джалилов А.А. Педагогические условия воспитания положительного отношения к физической культуре студентов вузов: сборник трудов конференции. Москва: ООО «АР-Консалт», 2015: 104 - 107.
References
1. Lazunina I.V. Formirovanie interesa uchaschihsya srednih klassov k urokam fizicheskoj kul'tury. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2016; № 5 (16): 231 - 237.
2. Schankina I.V. Professional'no-lichnostnoe stanovlenie pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya v processe tvorcheskoj samorealizacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tol'yatti, 2004.
3. Piyanzin A.N., Dzhalilov A.A. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya polozhitel'nogo otnosheniya k fizicheskoj kul'ture studentov vuzov: sbornik trudov konferencii. Moskva: OOO «AR-Konsalt», 2015: 104 - 107.
Статья поступила в редакцию 29.09.17
УДК 37
Mamaeva V.A., postgraduate, teaching assistant, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Federal State Educational
Establishment of Higher Professional Education "DGPU" (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru
THEORY AND PRACTICE OF THE ORGANIZATION OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF A UNIVERSITY. The
article presents a theoretical analysis of the problem of organization of independent work of students in a university, it singles out principles of various methods and forms of organization of classroom and extracurricular independent work. The author presents practical material, showing the experience of organizing independent work of students of a state pedagogical university. When selecting the contents for independent work, one should consider the following psycho-pedagogical conditions conducive to improving the efficiency of its application: integration in the educational process of didactic tools that optimize the activities of the students and teacher; strengthening the role of control and diagnostic procedures; formation of research level of independence of students through the use of didactic means of the educational process; registration of individual styles of learning activities.
Key words: independent work of students, innovative technologies, types and forms of independent work of students in a university.
В.А. Мамаева, аспирант, ассистент каф. теории и методики обучения праву ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
В статье представлен теоретический анализ проблемы организации самостоятельной работы студентов в вузе, выделены принципы различные методы и формы организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Автором представлен практический материал, показывающий опыт организации самостоятельной работы студентов ДГПУ. При отборе содержания для самостоятельной работы необходимо учитывать следующие психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности её применения: включение в образовательный процесс дидактических средств, оптимизирующих деятельность студентов и преподавателя; усиление роли контрольно-диагностических процедур; формирование исследовательского уровня самостоятельности студентов через использование дидактических средств образовательного процесса; учёт индивидуальных стилей учебной деятельности.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, инновационные технологии, виды и формы самостоятельной работы студентов в вузе.
В условиях реализации компетентностного подхода в образовании особое внимание уделяется организации и активизации самостоятельной работы студентов, созданию принципиально иной системы действия студентов, направленной на развитие их профессионального и личностного опыта. В связи с этим идет активный поиск инновационных форм, методов, позволяющих достигать нового качества процесса образования. Одной из таких форм является самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа студентов предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы в учебной, научной, профессиональной деятельности. Как отмечают исследователи: «Конечная цель обучения в системе высшей школы - формирование адекватного, успешного члена общества, способного самореализовываться в предлагаемых условиях. Этот процесс предполагает формирование следующих навыков и умений: умение пользоваться полученной информацией и извлекать нужную информацию из информационного потока; умение рефлексивно и объективно оценивать и корректировать свой профессиональный уровень и потенциал. Всё это предполагает: во-первых, опыт и навык самостоятельной работы у студентов в процессе обучения; во-вторых, использование учебно-методических комплексов, построенных по принципу межпредметной интеграции; использование инновационных технологий обучения и контроля, оптимизирующих активизацию профессиональных знаний, умений и навыков» [1].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие самостоятельная работа рассматривается с разных точек зрения, например, как планируемая познавательная направляемая деятельность студентов, осуществляемая без прямой помощи преподавателя для достижения определенного результата (Н.В. Силкина, Т.А. Ильина), вид учебной деятельности обучающихся (В.И. Гроздева, В.Н. Васильева). П.И. Пидкасистый даёт следующее определение исследуемому понятию: «Самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации» [2].
Как отмечет И.А. Зимняя, «Самостоятельная работа обучаемых, является следствием правильно организованной учебной деятельности на занятии, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время» [3, с. 56].
Многолетний опыт работы автора со студентами показывает, что самостоятельная работа должна быть осознана ими как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она подразумевает выполнение студентами определенных действий: осознание цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие действия.
Технологическая сторона организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие компоненты: целевой и содержательный компоненты.
Целевой компонент самостоятельной работы определен в соответствии с требованиями ФГОС. По каждому разделу изучаемой дисциплины цели конкретизируются. Содержательный компонент самостоятельной работы. Основаниями отбора со-
держания самостоятельной работы являются ФГОС, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности обучаемых (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности). Необходимо отметить тот факт, что содержание самостоятельной работы полностью направлено на реализацию её целей. Это является основополагающим при рассмотрении проблем эффективного применения самостоятельной работы студентов при обучении дисциплинам. При отборе содержания для самостоятельной работы необходимо учитывать следующие психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности её применения: включение в образовательный процесс дидактических средств, оптимизирующих деятельность студентов и преподавателя; усиление роли контрольно-диагностических процедур; формирование исследовательского уровня самостоятельности студентов через использование дидактических средств образовательного процесса; учёт индивидуальных стилей учебной деятельности.
Анализ различных исследований показал, что к условиям отбора содержания самостоятельной работы можно отнести такие факторы, как: рациональное сочетание объёма совместной с преподавателем и без его участия самостоятельной работы; методическое обеспечение организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов; контроль за ходом самостоятельной работы и поощрение студентов за творческий подход к её качественному выполнению.
При подборе системы заданий для самостоятельного выполнения преподаватель руководствуется следующими дидактическими требованиями:
- задания для самостоятельного выполнения должны способствовать решению основных дидактических задач - приобретению студентами глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательной активности, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
- задания для самостоятельного выполнения должны соответствовать основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
- задания для самостоятельной работы должны быть разно уровневыми с учётом индивидуальных особенностей и уровня подготовленности студентов, разнообразными по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у них разного рода умений и навыков.
- задания для самостоятельного выполнения должны носить интегрированный междисциплинарный характер. Успешность решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства преподавателя , но и от того, как он понимает значение и место каждого задания в системе заданий для самостоятельного выполнения, в развитии познавательной активности студентов, их критического мышления и других качеств.
Контрольно-корректировочный компонент самостоятельной работы. Включает тщательный отбор средств контроля, определение критериев, разработку индивидуальных форм контроля.
На факультете права ФГБОУ ВО «ДГПУ» сложилась определенная система организации самостоятельной работы студентов, направленная на развитие профессиональной компетентности студентов, начиная с первого курса. Следует отметить, что
самостоятельная работа студентов предусмотрена программой всех дисциплин. Однако опыт работы со студентами показал, что следует организовать их специальное обучение, реализуемый в рамках спецкурсов. На первом курсе студентов специально обучают самостоятельной работе в рамках курса «Технология организации умственного труда студентов». Целью изучения спецкурса является подготовка студентов к самостоятельному выполнению заданий по учебной и научно-исследовательской, поисковой деятельности; расширение теоретических знаний и развитие практических умений и навыков самостоятельно работать с информацией, использовать нормативную, правовую, справочную, учебную и научную литературу, развитие творческой инициативы, самостоятельности и организованности. Практические занятия по этому курсу проводятся в библиотеке вуза, привлекая по мере необходимости ее сотрудников. Например, задание по подготовке доклада на заданную тему дается с разъяснением логики составления доклада и критериев его оценки; при выполнении такого задания развиваются умения ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине, формируются навыки работы с терминами и понятиями, умение анализировать и обобщать научную и учебную информацию, грамотно оформлять материал; задание по составлению развернутого плана и конспекта изученного материала сопровождается методическими указаниями по его выполнению и критериями оценки результатов. При работе над рефератом студенты знакомятся со структурой, этапами его написания и критериями его оценки. Результаты исследовательской поисковой деятельности студенты представляют в виде докладов, портфолио, презентаций, творческих работ. Таким образом, практика свидетельствует, что студенты, посещавшие спецкурс значительно быстрее, по сравнению с другими, адаптируются к студенческой жизни, учебным нагрузкам, имеют более высокие результаты в учебе на последующих курсах.
В рамках указанного спецкурса студенты осваивают основы выполнения самостоятельной, самообразовательной, исследо-
Библиографический список
вательской работы в вузе. При проведении самостоятельной работы важным для студентов является возможность углубления в методологию дисциплины посредством выполнения творческих работ в индивидуальном режиме с учётом особенностей образовательных потребностей каждого. Например, в процессе изучения дисциплины «Профессиональная этика учителя» студентам второго курса предлагаются творческие задания по составлению эссе на тему «Бестактность педагога и конфликты с детьми»; в ходе изучения темы «Профессионально значимые качества учителя» студенты составили анкету «Современный учитель: каков он?». По результатам анкетирования среди студентов пятого курса составили таблицу с указанием, отмеченных студентами пятого курса, качествами современного учителя. Полученные данные были обсуждены и представлены в виде презентации на практическом занятии. На третьем курсе, помимо других видов и форм самостоятельной работы, студенты пишут курсовую работу. Выполняя такое задание, студент оказывается в таких условиях, которые требуют от него умения сочетать репродуктивную деятельность с продуктивной и научно-исследовательской. Одной из сложных форм внеаудиторной самостоятельной работы студентов является педагогическая практика. Студенту-практиканту приходится решать такие же задачи, что и учителю, поэтому он должен проявить способность к выработке необходимой для выполнения поставленных перед ним задач мотивации. Опыт работы со студентами показывает, что успешно справляются с задачами педагогической практики студенты, которые систематически работали в течение всего периода обучения в вузе и овладели основными формами самостоятельной работы. Значение самостоятельной работы студентов заключается в том. Что она способствует не только закреплению необходимых для будущей профессии знаний. Умений и навыков, но и развитию индивидуальных способностей и личностных качеств будущих бакалавров педагогического образования, таких как самостоятельность, настойчивость, организованность, целеустремленность, активность и инициативность.
1. Педагогические условия формирования готовности обучаемых к самостоятельной учебной деятельности. Available at: /http:// pandia.ru/text/78/477/69624.php
2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности: учебное пособие. Москва, 1978.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. Москва, 2001.
References
1. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti obuchaemyh k samostoyatel'noj uchebnoj deyatel'nosti. Available at: /http://pandia.ru/ text/78/477/69624.php
2. Pidkasistyj P.I. Samostoyatel'naya deyatel'nost' uchaschihsya v obuchenii: edinstvo i osobennosti ovladeniya uchaschimisya znaniyami i metodami samostoyatel'nojpoznavatel'noj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Moskva, 1978.
3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Izd. vtoroe, dop., ispr. i pererab. Moskva, 2001.
Статья поступила в редакцию 01.10.17
УДК 378
Mashinyan A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, leading researcher, Institute for the Development of Education
(Moscow, Russia), E-mail: mash404@mail.ru
Kochergina N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, leading researcher, Institute for the Development of Education
(Moscow, Russia), E-mail: kachergina@mail.ru
TECHNOLOGIES FOR TEACHING THE SOLUTION OF PHYSICAL PROBLEMS IN A MODERN INFORMATION ENVIRONMENT. The article is dedicated to clarifying the contents and methodological capabilities of technologies for solving physical problems using a computer: calculator technology, table technology, environment technology and multi-system technology. On the basis of an Excel table, the computer model is proposed for visualizing numerical information when solving olympiad problems. Based on the multi-system technology - GeoGebra - methodical products have been created that can be applied at all stages of the learning process. The article analyzes the theory and practice of teaching physics and, in particular, the solution of physical problems. The researchers distinguish the following technologies for solving problems using a computer: calculator technology, table technology, environment technology, multi-system of using modern automated mathematical systems Maple, Mathematica, Mathlab , MathCad, etc.
Key words: physical task, technology training, technology-calculator technology-table technology-environment, technology-multisystem, Excel, GeoGebra.
А.А. Машиньян, д-р пед. наук, проф., вед. науч. сотр. Института стратегии развития образования, г. Москва,
E-mail: mash404@mail.ru
Н.В. Кочергина, д-р пед. наук, проф., вед. науч. сотр. Института стратегии развития образования, г. Москва,
E-mail: kachergina@mail.ru