УДК 159.9:378
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА
STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN PSYCHOLOGICAL COURSES IMPLEMENTATION
© Л.А. Любушкина Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© L.A. Lyubushkina Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
Статья посвящена организации самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла с использованием модульно-рейтинговой системы. Выделяются две составляющие самостоятельной работы студентов: аудиторная, внеаудиторная. При разработке преподавателем форм контроля и оценивания работы обучающихся учитывается субъективный и объективный характер подготовки студентов. В статье предлагаются виды самостоятельной работы студентов по психологии.
The article is devoted to the issue of students' independent work on psychological courses based on modular and rating system. Two components of independent work of students are allocated: in-class work, out-of-class work. When implementing the forms of control and estimation of students' work it is important to take into consideration the subjective and objective nature of their competence. The author offers different types of students' independent work on psychology.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; аудиторная и внеаудиторная работа; виды самостоятельной работы по психологии.
Keywords: students' independent work; in-class and out-of-class work; types of independent work on psychology.
На сегодняшний день одной из основных задач высшего образования является развитие самостоятельности студентов, формирование творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Поэтому преподавателю необходимо не только ориентировать студентов на активные методы овладения знаниями на занятиях, но и мотивировать их на самостоятельную работу, формировать способности к саморазвитию, самосовершенствованию, творческому применению и реализации полученных знаний в своей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа -это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа студентов выполняет функции углубления и расширения знаний; способствует формированию интереса к познавательной деятельности; помогает овладеть
приемами процесса познания; развивает познавательные способности [1].
Цель организации самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла - научить их осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, научной информацией, овладеть умением соотносить теоретические знания с эмпирическими фактами, заложить основы самоорганизации и самовоспитания. Модульно-рейтинговая система оценивания самостоятельной работы студентов обеспечивает систематическую, максимально мотивированную учебную деятельность, позволяет провести более точную градацию оценки уровня знаний, дает объективную картину усвоения изучаемого материала, способствует повышению уровня организации образовательного процесса в вузе.
Все дисциплины психологического цикла разбиты на содержательные модули, контроль освоения которых осуществляется как в повседневной учебной работе (текущий контроль), так и через контрольные мероприятия (промежуточный контроль).
Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла
Целью текущего контроля является оперативное получение объективных данных об уровне знаний и умений студентов. Промежуточный контроль осуществляется по окончании изучения каждого модуля дисциплины, и его цель - поэтапное оценивание уровня освоения студентом дисциплины.
При разработке преподавателем форм контроля и оценивания самостоятельной работы студентов необходимо учитывать субъективный и объективный характер их подготовки. К субъективным характеристикам можно отнести индивидуальные особенности познавательной сферы студента; осознанность знаний; умение обобщать, анализировать изучаемый материал; умение применять самостоятельно приобретенные знания; умение работать в группе, коммуникативные умения, культура общения. К объективным характеристикам - полноту и точность ответа; логику изложения материала; умение составлять развернутый план ответа, тезисы, конспекты.
Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла осуществляется во время как аудиторной, так и внеаудиторной работы. Аудиторная работа может включать самостоятельное чтение части материалов лекции (как правило, это сведения, во многом дополняющие, а иногда даже заменяющие учебники, опирающиеся на последние достижения науки) и их конспектирование. Усвоение прочитанного материала на лекциях проверяется с помощью экспресс-опроса. Например, на лекциях по дисциплине «Общая психология» в процессе экспресс-опроса по теме «Психология внимания» студентам предлагаются следующие вопросы: Какие вы знаете виды внимания? Приведите примеры. Какие вы знаете свойства внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность студента на занятиях? На практических занятиях преподаватель контролирует выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, например, через разбор домашних заданий, организацию публичной защиты реферативных работ, учебно-исследовательских проектов, а также использует тренинговые
игры, мозговые атаки. Например, к практическому занятию по общей психологии по теме «Психология характера» студентам предлагается домашнее задание провести сравнительный анализ и дать оценку типологий акцентуаций характера, предложенных К. Леонгардом и А.Е. Личко.
В рамках практических занятий студентами проводится самостоятельный анализ теории, психологических фактов, интерпретация данных экспериментов в области психологии с использованием листов обратной связи, самостоятельное решение проблемных ситуаций, экспресс-тестирование, изучение и анализ схем, таблиц. На практическом занятии по общей психологии по теме «Психология личности» студентам предлагается проанализировать и дать оценку психологических теориий личности (З. Фрейд, А. Маслоу, А. Адлер, К. Юнг, Б. Скиннер, Э. Фромм), на занятии по педагогической психологии (тема «Психология обучения») - психологических теорий обучения в контексте основных направлений психологии.
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла разработаны следующие задания: поиск и составление обзоров научной литературы по заданной проблеме, в том числе в форме электронной картотеки; реферирование научной литературы по психологии; написание эссе («Значение психологии в жизни и деятельности человека», «Роль эмоций в жизни человека», «Самосовершенствование и самообразование как необходимые условия профессионализма учителя», «Причины психологических проблем "отцов" и "детей"»), аналитических докладов; составление схем, графиков, таблиц, презентаций; выполнение учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ (проектов) по психологическим проблемам; подготовка к участию в научных студенческих конференциях (круглых столах), олимпиаде по психологии; самоанализ, самонаблюдение, ведение портфолио.
Преподавателями кафедры психологии ПГСГА разработаны инструкции, методические указания по выполнению раз-
Л.А. Любушкина
личных видов самостоятельной работы, а также критерии их оценивания.
Таким образом, содержание и организация самостоятельной работы студентов по психологии, на наш взгляд, влияет на развитие профессиональной самостоятельности студентов и является основой
субъективного фактора творческой самореализации личности в системе непрерывного педагогического образования и совершенствования будущего специалиста, что является залогом становления его профессионально-педагогической компетентности.
Литература
1. Самиева О.Б., Сбитнева А.Н. Самостоятельная работа студентов вуза в условиях кредитной технологии обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2013. № 1(12). С. 226-229.
Людмила Александровна Любушкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Lyudmila Aleksandrovna Lyubushkina, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Psychology, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities. E-mail: kaf__psy@pgsga.ru.
Сведения об авторе