педагогические науки
Джусоева Клавдия Григорьевна
организация самостоятельной работы студентов ...
УДК 811.359
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ОСЕТИНСКОМУ ЯЗЫКУ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ
© 2016
Джусоева Клавдия Григорьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики
начального и дошкольного обучения Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)
Аннотация. В статье обосновывается роль и значение самостоятельной работы при обучении родному языку в условиях регионального вуза на примере обучения осетинскому языку в РСО - Алания. Кратко представлены также основные виды мотивации самостоятельной работы студентов в процессе обучения осетинскому языку. Обучение родному языку рассматриваем в рамках компетентностого подхода в системе высшего образовании. В сфере профессионального образования, компетентностный подход играет важную роль, так как в условиях перехода к новым образовательным стандартам при репродуктивной передаче знания от преподавателя к студенту в процессе самообразования формирование общекультурных и профессиональных компетенций невозможно. Такое обучение доступно только при комплексной реализации современных дидактических принципов. это и есть новая компетентностная парадигма образования в организаци самостоятельной работы студентов по осетинскому языку на неязыковых факультетах.
Ключевые слова: компетентностный подход, самостоятельная работа студентов, виды мотивации к самостоятельной работе студентов, изучение осетинского языка.
ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN OSSETIAN LANGUAGE
ON LANGUAGE FACULTIES
© 2016
Dzhusoeva Claudia Grigorievna, candidate of philological sciences, associate professor of methodology
of primary and pre-school education North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz (Russia)
Abstract: This article explains the role and importance of independent work in teaching the mother tongue in a regional high school on an example of teaching the Ossetian language in the Republic of North Ossetia - Alania. Briefly presented as the main types of motivation of independent work of students in the learning process Ossetian language. mother tongue education is seen through the competent approach to the higher education system. In the field of vocational training, competence approach plays an important role, as the transition to new educational standards in reproductive transfer of knowledge from teacher to student in the process of self-formation of common cultural and professional competences impossible. This training is only available with the integrated implementation of modern didactic principles. this is a new paradigm of education Competence in the organization of independent work of students on the Ossetian language to language faculties.
Keywords: competence approach, independent work of students, types of motivation for independent work of students, study of Ossetian language.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Качество современного образования определяет конкурентоспособность выпускника, которая в современном мире зависит от его способности к самообразованию, а именно - способности самостоятельно приобретать знания и умения, самостоятельно работать с учебной информацией. В условиях интенсивной интеграции и глобализации возникает необходимость в переходе от традиционного обучения к инновационной образовательной системе, формируются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения, соответствующие современным тенденциям в международной образовательной системе (М.И. Бекоева), в которой высококвалифицированный и мобильный «человеческий капитал» становится главным ресурсом [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как отмечают многие ученые (Ж.Х. Баскаева [2], Б.Т. Дзусова [3], З.Б. Теблоева [4], Л.А. Туаева [5]), проблема готовности студентов к саморазвити и самообразованию на протяжении всей трудовой жизнедеятельности напрямую зависит от степени активности самостоятельной учебно-познавательной деятельности. В связи с этим, в современной парадигме высшего образования особая роль принадлежит самостоятельной деятельности обучающихся (М.И. Бекоева) [6]. Это предполагает переход от «субъект-объектного» обучения к «субъект-субъектному» взаимодействию между преподавателем и студентами, ориентацию на интерактивные методы обучения в процессе овладения знаниями и умениями (Я.А. Жиргалова,
А.Е. Можеевская) [7], развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, личностно-ори-ентированный подход с учетом потребностей, интересов и возможностей личности студента.
Вопросы активизации самостоятельной работы обучающихся содержатся в исследованиях М.И. Бекоевой [6], И.А. Зимней, И.И. Ильясова, В.Л. Ляудис, З.К. Малиевой [8], О.Л Осадчук и др. [9-13]. Проблемам организации эффективной самостоятельной работы студентов по осетинскому языку посвящены работы Ж.Х. Баскаевой [2], Т.И. Валиевой [14], Б.Т. Дзусовой [3], Ф.А. Майрамукаевой [15], Л.А. Туаевой [5] и др.
Формирование целей статьи (постановка задания). Введение новых ФГОС привело к тому, что достаточно большая часть работы по изучению учебного материала переносится на внеаудиторные занятия. При этом ни объем, ни содержание программ не претерпели значительных изменений. Как отмечают А.Е. Можеевская и Я.А. Жиргалова, несоответствие между необходимым объемом знаний, которые должен освоить обучающийся, и отводимым на эту деятельность временем, заставляет преподавателей высшей школы искать более рациональные методы и технологии организации самостоятельной работы обучающихся по освоению учебного предмета, которые позволили бы избежать ухудшения качества подготовки специалистов нового типа [8]. Решение обозначенной проблемы требует комплексного подхода к моделированию всего образовательного процесса в условиях национального региона.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Самостоятельная работа студентов по осетинскому языку в современном вузе является особой формой орга-
Джусоева Клавдия Григорьевна педагогические
организация самостоятельной работы студентов ... науки
низации обучения. Успешность специалиста в условиях реализации национального регионального компонента в РСО-Алания во многом зависит от уровня владения осетинским языком как частью профессиональной компетенции учителя национальной школы. Целью обучения осетинскому языку в вузе является формирование определенных общекультурных и профессиональных компетенций согласно ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки [5]. При этом, в новой системе образования, компетентностный подход занимает приоритетное место, так как при репродуктивной передаче знания от преподавателя к студенту в процессе самообразования формирование необходимых компетенций невозможно. Такое обучение возможно исключительно в комплексе при введении абсолютно новых дидактических принципов. Это и есть новая компетентностная парадигма образования.
Несмотря на различие подходов к определению самостоятельной работы, большинство из них сводится к тому, что самостоятельная работа студентов - это целенаправленная учебная или исследовательская работа, выполняемая в рамках образовательного процесса под научным и методическим руководством преподавателя. По мнению некоторых исследователей (К.Г. Джусоева [16], Б.Т. Дзусова [5], Л.А. Туаева [9]), самостоятельная работа, носящая интегрированный характер, рассматривается как высшая форма самообразования в процессе учебно-познавательной деятельности.
В зависимости от формы контроля, времени и места проведения, самостоятельная работа по осетинскому языку делится на два вида - аудиторная самостоятельная работа и самостоятельная работа на внеаудиторных занятиях.
Аудиторная самостоятельная работа студентов осуществляется во время учебно-производственной практики на лекционных, семинарских, лабораторных и практических занятиях и т. д. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов предполагает написание и защита реферата и курсовых работ, выпускной квалификационной работы с содержанием национальных элементов культуры, языка, традиций и т.д., подготовку к ответу на занятиях, выполнение тестирования и т.д. [4]. Для успешной реализации указанных видов самостоятельной работы необходимо обеспечить обучающихся учебно-методическим материалом по осетинскому языку.
При этом при осуществлении самостоятельной работы студентами по осетинскому языку нельзя не учитывать их базовый уровень знаний и умений за курс общеобразовательной школы. Это - небольшой лексический запас, низкий уровень грамматических знаний, отсутствие навыков самостоятельной работы студентов, кроме того, среди поступивших студентов бывают и такие, кто вообще не изучал в общеобразовательной школе осетинский язык. Поэтому преподавателю в такой аудитории следует направить учебно-познавательный процесс в конкретное русло, он должен ставить определенные задачи, создавать проблемные педагогические ситуации, помогать обучающимся ориентироваться в материалах, организовать учебно-познавательную деятельность студентов таким образом, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами учебного времени [7]. На занятиях преподаватель должен создать такую творческую атмосферу, в которой каждый обучающийся сможет реализовать свой научный потенциал, а самое главное, он должен создать такое образовательное пространство, в котором студент сможет самостоятельно найти ответы на поставленные задачи. Таким образом, основная задача преподавателя вуза в процессе обучения осетинскому языку - определить объем и содержание самостоятельной работы студентов, научить их самостоятельно получать и обрабатывать учебную информацию, творчески решать познавательные задачи, формулировать собственное мнение по определенным проблемам и самостоятельно выполнять сложные зада-156
ния.
Естественно, на начальном этапе обучения уровень знаний студентов недостаточно высок, соответственно задания для самостоятельного выполнения должны быть посильными. В течение образовательного процесса они, разумеется, перерастают в вариативные исследовательские работы.
На этой стадии особо эффективны интерактивные методы обучения и ситуативные задания, которые играют особую роль фактора, побуждающего обучающихся к выполнению творческих работ - проектов, презентаций, особенно если их тема связана с актуальными вопросами их будущей специальности. Эта деятельность вызывает у студентов познавательный интерес, развивает креативное мышление и способность самостоятельно находить, анализировать и обобщать нужную информацию.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Активная самостоятельная работа студентов возможна лишь только при наличии серьезной, устойчивой мотивации. В качестве основных видов мотивации самостоятельной работы студентов по осетинскому языку выступают: внутренняя мотивации: склонности обучающихся к изучению осетинского языка, их способности к учебно-познавательной деятельности; внешняя мотивация: обучающиеся понимают взаимосвязь профессиональной карьеры и результатов обучения осетинскому языку; процессуальная мотивация: обучающиеся осмысливают значимость овладения осетинским языком, как в плане профессиональной подготовки, так и для расширения кругозора специалиста.
На более высоком уровне обучения самым сильным внешним мотивирующим фактором выступает осознание того, что изучение осетинского языка - это подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности, залог успешного карьерного роста специалиста в условиях национального региона. Этот мотивирующий фактор стимулирует познавательный интерес и устремление к совершенствованию знаний осетинского языка. Среди внутренних мотивирующих факторов, которые необходимо учитывать при разработке заданий, является осознание студентами полезности выполняемой работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бекоева М.И. Интеграция европейских образовательных систем как основа развития международного образовательного пространства //Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 5 (64). С. 191-196.
2. Баскаева Ж.Х. Опыт структурного описания фонологической системы современного осетинского языка //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. №3. С. 125-129.
3. Дзусова Б.Т. Подготовка педагогов к реализации полилингвальной модели поликультурного образования в РСО-Алания для условий обучения на осетинском языке //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). С. 74-76.
4. Дзусова Б.Т., Теблоева З.Б. Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №4 (13). С. 40-43.
5. Туаева Л.А., Теблоева З.Б. Методы и приемы словарной работы на уроках осетинского языка в начальной школе //Филология и литературоведение. 2016. №2 (53). С. 15-19.
6. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия:
педагогические науки
Педагогика, психология. 2015.№ 1 (20). С. 25-28.
7. Можеевская А.Е., Жиргалова Я.А. Самостоятельная работа по иностранному языку студентов неязыковых вузов. Электронный ресурс http:// dspace.susu.ac.ru/
8. Малиева З.К., Бекоева М.И. Роль современных интерактивных технологий в процессе самовоспитания студентов //Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 4. С. 122.
9. Саглам Ф.А. Способы мотивирования и оценка результативности самостоятельной работы студентов-психологов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 66-68.
10. Иванов М.Ю. Контроль и оценивание самостоятельной работы студентов по модульно-рейтинговой системе (опыт кафедры экономики) // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 58-61.
11. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7-9.
12. Сычёва М.В. Особенности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в учебной аудитории и вне вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 140-144.
13. Руднева И.С. К истокам организации самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей во Франции // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 37-39.
14. Валиева Т.И. Христианско-просветительская деятельность Иосифа Чепиговского в Осетии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2-1 (44). С. 48-50.
15. Майрамукаева Ф.А. Формирование начального представления о предложении как единице речи на уроках осетинского языка //Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 10-1 (52). С. 116120.
16. Джусоева К.Г., Дзодзикова З.Б., Цопанова Р.Г. Современный русский язык. Учебное пособие для студентов высшей школы Владикавказ, 2010.
Джусоева Клавдия Григорьевна
организация самостоятельной работы студентов ...