Научная статья на тему 'Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин'

Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1200
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / SYSTEM OF EXERCISES / РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / VOCABULARY / ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ / LANGUAGE UNITS / ВОСПРИЯТИЕ КАРТИН / THE PERCEPTION OF PICTURES / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / SPEECH DEVELOPMENT / THE DEVELOPMENT OF SPEECH OF YOUNGER SCHOOLBOYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзусова Бэлла Таймуразовна, Теблоева Зарина Ботазовна

Каждый человек всю свою сознательную жизнь совершенствует и развивает свою речь, овладевает богатствами своего и чужого языка. Еще в раннем детстве у людей возникают потребности в коммуникативном общении, которые они удовлетворяет посредством элементарных единиц разговорной речи. Потребность в выражении своих мыслей с возрастом расширяется. Взрослея и развиваясь, ребенок употребляет все более сложные языковые единицами. Постепенно усваивается фразеология, обогащается словарь, у ребенка активизируется процесс овладения закономерностями словоизменения, словообразования и словосочетания, лексикон ребенка пополняется многообразными синтаксическими конструкциями и т.д. Эти языковые единицы, как средства выражения своих все усложняющихся знаний, человек использует в течении всей жизнедеятельности. Развитие речи младших школьников это систематическая, непрерывная учебная работа, которую учитель может планировать как на каждый урок, так и в перспективе. Речевое развитие имеет свой арсенал форм, методов и средств, определенные виды упражнений, свою программу умений и навыков, которые обеспечиваются соответствующими компетенциями, изложенными в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. В процессе проведения сочинения, изложения, устных рассказов, словарных и синтаксических упражнений, учитель руководствуется не только перспективными целями, которые могут быть определены как правильной грамотной речью, но и конкретными учебными целями и задачами каждого отдельного упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзусова Бэлла Таймуразовна, Теблоева Зарина Ботазовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF EXERCISES FOR SPEECH DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLBOYS ON THE BASIS OF PERCEPTION PICTURES

Every man his entire adult life to expand and develop their speech, their wealth and possession of a foreign language. Even at an early age people are in need for communicative dialogue, they meet by elementary units of speech. The need to express their thoughts expands with age. Growing and developing, the child uses more complex language units. Slowly digested phraseology enriched vocabulary, the child activates the process of mastering the laws of inflection, word formation and phrases, vocabulary baby replenished diverse syntactic constructions, etc. These linguistic units as a means of expressing their increasingly complex knowledge, a person uses during the whole life. The development of speech of younger schoolboys a systematic, continuous training work that the teacher can plan on each lesson, and in the future. Speech development has its own arsenal of forms, methods and means that certain types of exercise, their program and skills, which are provided by the respective competences set out in the federal state educational standards of new generation. In the process of composition, presentation, oral histories, vocabulary and syntax exercises, the teacher guided not only by promising objectives that can be defined as the right of competent speech, but also the specific educational goals and objectives of each exercise.

Текст научной работы на тему «Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин»

УДК 811.211.18

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ КАРТИН

© 2015

Б.Т. Дзусова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры осетинской филологии З.Б. Теблоева, студентка 4 курса факультета лингвистики

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ, (Россия)

Аннотация. Каждый человек всю свою сознательную жизнь совершенствует и развивает свою речь, овладевает богатствами своего и чужого языка. Еще в раннем детстве у людей возникают потребности в коммуникативном общении, которые они удовлетворяет посредством элементарных единиц разговорной речи. Потребность в выражении своих мыслей с возрастом расширяется. Взрослея и развиваясь, ребенок употребляет все более сложные языковые единицами. Постепенно усваивается фразеология, обогащается словарь, у ребенка активизируется процесс овладения закономерностями словоизменения, словообразования и словосочетания, лексикон ребенка пополняется многообразными синтаксическими конструкциями и т.д. Эти языковые единицы, как средства выражения своих все усложняющихся знаний, человек использует в течении всей жизнедеятельности. Развитие речи младших школьников - это систематическая, непрерывная учебная работа, которую учитель может планировать как на каждый урок, так и в перспективе. Речевое развитие имеет свой арсенал форм, методов и средств, определенные виды упражнений, свою программу умений и навыков, которые обеспечиваются соответствующими компетенциями, изложенными в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. В процессе проведения сочинения, изложения, устных рассказов, словарных и синтаксических упражнений, учитель руководствуется не только перспективными целями, которые могут быть определены как правильной грамотной речью, но и конкретными учебными целями и задачами каждого отдельного упражнения.

Ключевые слова: система упражнений, развитие речи младших школьников, словарный запас, языковые единицы, восприятие картин, речевое развитие.

Система упражнений по развитию речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства предопределяется структурой и содержанием учебной деятельности младших школьников. Упражнения объединены общей целью, соотносящейся с коммуникативно-деятельностным подходом к речевому развитию обучающихся. В их основу положены речевые умения, основным из которых является умение создавать речевое высказывание.

Упражнения как виды речевой деятельности ставят обучающихся в ситуацию многократного и вариантного применения полученных знаний и умений в различных связях и условиях. Упражнения формируют не только способность анализировать произведения изобразительного искусства (Б.Т. Дзусова, Л.А. Хамикоева), намеренно использовать различные средства речевой выразительности, конструирования текстов, но и требуют от обучающихся решения разнообразных учебных задач, что обеспечивает интенсивную работу мышления, направленную на поиск путей и средств решения, активность и самостоятельность школьников [1].

По характеру учебных действий обучающихся, упражнения, используемые нами при работе с картинами, могут быть разделены на следующие виды:

- рассматривание картины с заданиями обнаружить то или иное явление, изобразительное средство, в том числе тесно связанное с содержанием и композицией произведения изобразительного искусства:

- сопоставление тематически сходных произведений изобразительного искусства, сравнение эмоционально однородных или контрастных картин, соотнесение литературных, музыкальных и живописных произведений;

- беседа по картине и ее анализ;

- работа по обогащению словарного запаса обучающихся;

- восприятие, воспроизведение и переконструирование учащимися текста-образца, связанного с содержанием картины, историей ее создания, жизнью и творчеством художника;

- создание сочинений, связанных с восприятием картины, на основе образца, моделей, опорных компонентов, по заданному началу, середине или концу;

- написание сочинений по заданной теме или основной мысли в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания;

- упражнения комплексного характера. Поскольку коммуникативно-речевые умения имеют иерархический

характер, многие из них запрограммированы в каждом из предлагаемых видов упражнений (Г.С. Квасных, А.Н. Саржанова), что позволяет работать над формированием этих умений на основе многократного повторения соответствующих учебных действий [2]. Речевому развитию обучающихся способствует и включение в каждый урок по картине упражнений разных типов.

Рассмотрим более подробно, какие виды упражнений могут быть включены в каждую из групп.

Первая группа упражнений предполагает формирование таких коммуникативно-речевых умений, как умение определять тему, основную мысль картины (А.А. Курилова, О.А. Холомина), наиболее яркие изобразительные средства (цвет, свет, соотнесение центра и фона и др.) [3], умение различать картины различных жанров и тем, полотна, созданные разными художниками. Сюда входят следующие упражнения:

- рассматривание картины без предварительной установки учителя;

- рассматривание картины под музыкальное сопровождение;

- мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины (закройте глаза и попробуйте представить картину, которую мы рассматривали);

- определение «звучания» картины. (какие звуки можно услышать при рассматривании этой картины);

- вхождение» в картину (что бы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину);

- определение жанра картины (определите, что это за картина: пейзаж, портрет, сюжетная картина);

- определение темы картины (что вы видите на этой картине).

Вторая группа упражнений - это упражнения, направленные на синтез различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи, средств выразительности. Их целью является развитие ассоциативности мышления детей (К.Г. Джусоева, З.Б. Дзодзикова, Р.Г. Цопанова), эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства, формирование умений сравнения и обобщения художественных явлений [4]. Сюда целесообразно включить следующие упражнения:

- равнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения (стихотворения, сказки, рассказа и др.) и картины.

- сравнение основного настроения картины и музыкального произведения, например, с помощью словаря

настроении.

- перенос содержания и настроения из одного вида искусства в другой (нарисуйте красками музыку, которую вы слышите, нарисуйте цветовую гамму пейзажного стихотворения и т. д.);

- сопоставление основной мысли картины с пословицами;

- сравнение картин, близких по теме, что позволяет детям находить отличия в похожем;

- сравнение картин, сходных по настроению;

- сравнение картин, контрастных по настроению;

- сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах;

- пластическое воплощение детьми (с помощью жестов, позы, мимики, движений) внешнего вида, действий, настроения героев литературного произведения, аналогичных героям картины.

Третья группа упражнений направлена на формирование умения

выполнять доступный младшим школьникам целостный анализ произведения изобразительного искусства в единстве его содержания, структуры и изобразительных средств [5]. Сюда могут входить следующие упражнения:

- объяснение названия картины учащимися (как вы думаете, почему картина так называется?);

- придумывание названия (озаглавливаете) картины. (придумайте свое название для этой картины);

- сравнение названий, придуманных детьми, с авторским или с тем, под которым картина известна сейчас;

- выбор названия картины из нескольких заголовков, предложенных учителем;

- определение по заголовку содержания (Ж.Х. Баскаева, В.Г. Шаповалова), темы картины [6];

- выделение (опознавание) и характеристика отдельных элементов картины, способствующих созданию образа;

- анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее воздействием, их сравнение;

- анализ авторского замысла и его осуществления в конкретных произведениях изобразительного искусства;

- определение основной мысли картины на основе ее целостного анализа. Выявление роли формата, композиции, освещения, цвета в ее реализации;

- определение изобразительных средств, помогающих созданию определенного настроения. (как, с помощью каких средств художник сумел выразить такое настроение?);

- выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины (М.Д. Фардзинова) [7];

- отнесение картины к какому-либо живописному жанру на основе ее целостного анализа (к какому жанру живописи можно отнести эту картину);

- анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств, содержания и коммуникативной задачи;

- анализ структуры текста, созданного на основе картины. (разделите текст на части).

Четвертая группа упражнений предполагает обогащение словаря обучающихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создавать собственные речевые высказывания на основе восприятия произведений изобразительного искусства. Сюда входят следующие упражнения:

- выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех (Б.Т. Дзусова) [8], которые предложены учителем или самими учащимися;

- работа с карточками контекстуальных синонимов. (прочитайте слова на карточке (например, художник, живописец, автор картины);

- подбор синонимов, выражающих определенные от-

тенки значения или различающихся по эмоционально-экспрессивной окраске (рассмотрите картину и подберите к слову желтый близкие по значению слова);

- подбор слов по определенным микротемам. (подберите прилагательные и глаголы, которые помогут описать данного героя картины)

- объяснение значений слов с помощью различных приемов: определения, найденного в словаре, развернутого описания, включения слова в контекст, проведения морфемного, словообразовательного или этимологического анализа, подбора синонимов и антонимов и др.

- выделение в предложении слов, употребленных в неточном или не свойственном им значении, и их замена;

- работа со словарем настроений. (какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина);

В своей работе учитель, как правило, сталкивается с недостаточным эмоциональным развитием детей, не-дифференцированностью их чувств. В активном словаре младших школьников обычно мало слов для выражения различных эмоциональных состояний и их оттенков [914]. Для работы по обогащению словаря учитель готовит карточки с названиями чувств и настроений. Дети могут также пользоваться так называемым словарем настроений, сделанным в виде блокнота. На одной стороне листа дано схематическое изображение лица, на другой стороне - слова, обозначающие эмоции.

Пятая группа упражнений - это упражнения по восприятию и воссозданию текстов, тематически связанных с содержанием картин или посвященных жизни и творчеству художников. Сюда можно включить следующие упражнения:

- творческие диктанты, предполагающие дополнение речевого высказывания с помощью отсутствующих в тексте прилагательных или глаголов, а также предложений, составленных самими учащимися;

- творческие диктанты с определенным изменением текста-образца, например, заменой времени глагола, заменой некоторых слов на синонимы или антонимы;

- изложения на основе предварительного прогнозирования текста;

- различные виды пересказа;

- переконструирование текстов-образцов и др. [2].

Шестая группа упражнений направлена на создание

сочинений по картине на основе образца. В качестве элементов, позволяющих младшим школьникам в достаточной степени успешно конструировать собственные речевые высказывания, могут служить модели текстов, опорные компоненты (ключевые слова, словосочетания, предложения), заданные фрагменты текста, точные рекомендации (алгоритм действия). Сюда входят следующие упражнения:

- написание сочинения-миниатюры по картине на основе ключевых слов или словосочетаний, предложенных учителем;

- определение учащимися основных микротем картины, выявление последовательности расположения ключевых слов и словосочетаний, выражающих выделенные микротемы, и написание сочинения на основе полученных ключевых слов и словосочетаний;

- работа над началом сочинения, составление нескольких вариантов вступительной части к сочинению по заданной картине;

- прогнозирование возможного продолжения данного учителем начала сочинения, выбор лучших вариантов;

- написание сочинения на основе модели определенного типа текста (повествования, описания, рассуждения);

- написание сочинения на основе модели порождения речевого высказывания;

- работа над деформированными предложениями и текстами. Восстановление последовательности располо-

жения частей;

- составление плана сочинения в нескольких вариантах;

- словесное рисование (словесное иллюстрирование), т. е. воссоздание, описание образа, созданного писателем или художником, учащимися на основе имеющихся в литературном произведении или картине «вех»;

- создание детьми рисунков на основе воспринятых литературных текстов [4]. Изобразительное или цветовое воплощение словесных текстов позволяет учащимся передать общее настроение произведения, отношение к описываемым событиям, те или иные черты характера героя.

Седьмая группа упражнений - это упражнения творческого характера, направленные на формирование у младших школьников всего комплекса коммуникативно-речевых умений на основе восприятия и осмысления картины. В основном это упражнения, предполагающие написание различных сочинений.

На основе картин могут быть созданы не только повествовательные речевые высказывания, но также описания и рассуждения; сочинения, посвященные всей картине, и сочинения-миниатюры по одной из микротем картины. Таким образом, сюда могут входить следующие упражнения:

- сочинения по сюжетным картинкам;

- сочинения по одной картине;

- описание героя картины, определение его характера на основе внешних признаков (опишите героя картины: как он одет, как причесан, о чем говорят его поза и выражение лица);

- описание места действия (как изображено художником место действия картины);

- сочинение от имени одного из героев картины (представь, что ты один из героев картины);

- письмо от своего имени герою картины;

- сочинения на основе фотомонтажа;

- сочинения, где картина служит лишь одним из источников материала или где она является только толчком для создания письменных высказываний на основе собственных наблюдений, и др.

Восьмая группа упражнений - упражнения, которые носят комплексный характер. К ним относится прежде всего работа с так называемым корреспондентским блокнотом, с помощью которого могут объединяться различные виды упражнений и который в зависимости от основной цели и этапа работы над картиной может быть использован для:

- накапливания материала о художнике и картине до урока;

- накапливания материала во время урока;

- использования собранного материала во время написания сочинения.

Таким образом, предлагаемая система упражнений способствует развитию речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства, позволяет выделить определенные этапы в овладении учащимися речевыми умениями.

Среди них знакомство с определенными речевыми и искусствоведческими понятиями и теоретическое знакомство с основными содержательными, композиционными, языковыми средствами различных речевых высказываний; овладение на основе этих знаний необходимыми речевыми действиями; свободное использование приобретенных речевых умений в речевой практике при рассмотрении картины, ее анализе, конструировании и реконструировании текстов, созданных на основе восприятия произведений изобразительного искусства, что позволяет младшим школьникам в целом более осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка для передачи определенных мыслей, чувств, отношения к окружающему миру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дзусова Б.Т., Хамикоева Л.А. Практико-ориентированный подход к разработке учебно-методического комплекса по осетинскому языку //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 3. С. 82-85.

2. Квасных Г.С., Саржанова А.Н. Методические аспекты использования межпредметного материала для развития речи младшего школьника //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 3. С. 108-111.

3. Холомина О.А., Курилова А.А. Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения по ФГОС НОО //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 3. С. 209-210.

4. Джусоева К.Г., Дзодзикова З.Б., Цопанова Р.Г. Современный русский язык //Учебное пособие для студентов высшей школы //Министерство образования и науки РФ «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова». Владикавказ, 2010. 309 с.

5. Квасных Г.С. Развитие языковой личности младшего школьника //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №1 (12). С. 110-112.

6. Баскаева Ж.Х., Шаповалова В.Г. Совершенствование работы над местоимением на уроках русского языка в начальной школе //В сборнике: Проблемы филологического образования /Под редакцией Л.И. Черемисиновой. 2015. С. 51-57.

7. Фардзинова М.Д. Формирование дискуссионных умений у обучающихся в ходе изучения односоставных предложений русского языка //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №4 (19). С. 177-179.

8. Дзусова Б.Т. Методика работы по усвоению эт-нокультуроведческой лексики русского языка в осетинской школе: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 1998. 187 с.

9. Карих (Канащенкова) В.В. Особенности метафоричности художественного мышления детей старшего дошкольного возраста //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 1 (12). С. 100-102.

10. Коростелева Е.Ю. Современные технологические проблемы обучения педагогов подготовке дошкольников и младших школьников к развитию речи // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 128-133.

11. Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю., Сыротюк С.Д. Классификация ситуационных заданий в контексте изучения курса «Основы педагогического мастерства» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 446-450.

12. Коростелева Е.Ю., Тямусева Т.А. Обучение младших школьников мнемическим приемам в процессе формирования речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 71-74.

13. Баскаева Ж.Х. Обучение языкам как важный элемент поликультурного образования (на примере обучения фонологии русского и осетинского языков) // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. 2012. №4. С. 16-20.

14. Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю. Дидактическая система подготовки будущих учителей начальной школы в контексте изменения образовательной парадигмы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 266-269.

SYSTEM OF EXERCISES FOR SPEECH DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLBOYS ON THE BASIS OF PERCEPTION PICTURES

© 2015

B.T. Dzusova, candidate pedagogical sciences, assistant professor of ossetian philology Z.B. Tebloeva, 4th year student of the faculty of linguistics

North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz (Russia)

Abstract. Every man his entire adult life to expand and develop their speech, their wealth and possession of a foreign language. Even at an early age people are in need for communicative dialogue, they meet by elementary units of speech. The need to express their thoughts expands with age. Growing and developing, the child uses more complex language units. Slowly digested phraseology enriched vocabulary, the child activates the process of mastering the laws of inflection, word formation and phrases, vocabulary baby replenished diverse syntactic constructions, etc. These linguistic units as a means of expressing their increasingly complex knowledge, a person uses during the whole life. The development of speech of younger schoolboys - a systematic, continuous training work that the teacher can plan on each lesson, and in the future. Speech development has its own arsenal of forms, methods and means that certain types of exercise, their program and skills, which are provided by the respective competences set out in the federal state educational standards of new generation. In the process of composition, presentation, oral histories, vocabulary and syntax exercises, the teacher guided not only by promising objectives that can be defined as the right of competent speech, but also the specific educational goals and objectives of each exercise.

Keywords: system of exercises, the development of speech of younger schoolboys, vocabulary, language units, the perception of pictures, speech development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.