педагогические Течиева Виктория Заурбековна
науки ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ...
УДК 376+378.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
© 2016
Течиева Виктория Заурбековна, доцент кафедры педагогики
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия формирования функциональных умений у студентов педагогического вуза. Выдвигается ряд педагогических условий, способных решить поставленную задачу: приведение содержания подготовки в соответствие с ФГОС ВО и с новым профессиональным стандартом педагога, реализация деятельностного подхода, основной единицей которого является действие. Современные категории педагогики, представленные в разделах дидактики, теории воспитания, педагогических технологиях, менеджменте в образовании и т.д., являются базовыми в понимании студентами сущности требований и функций профессионально-педагогической деятельности. А также, эти понятия необходимы для дальнейшего расширения знаний в процессе освоения содержания дисциплин профессиональной части педагогического образования, таких как: «Методика обучения русскому языку и литературе», «Методика преподавания математики», «Методика преподавания интегра-тивного курса «Окружающий мир» и др. Исходя из этого дисциплина «Педагогика» должна изучаться последовательно и системно в течение шести семестров, что обеспечит реализацию концентрической схемы педагогического образования. В условиях Северо-Осетинского педагогического института данное обоснование нашло отражение в учебных планах по педагогическому образованию на уровне бакалавриата, и теперь продолжительность изучения дисциплины «Педагогика» составляет три года в объеме 12 зачетных единиц.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, общепедагогические функции, формы профессиональной подготовки, профессиональные компетенции
FORMATION OF FUNCTIONAL ABILITIES OF THE FUTURE TEACHERS IN THE COURSE
OF VOCATIONAL TRAINING
© 2016
Techieva Victoria Zaurbekovna, associate professor of the department of pedagogy North-Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. The article examines the pedagogical conditions of formation of functional abilities at students of pedagogical high school. It puts forward a number of pedagogical conditions that can solve the problem: to bring the content of training in line with the GEF and IN with the new teacher professional standard, the implementation of the activity approach, which is the basic unit of action. Modern pedagogy categories presented in the sections of didactics, theory of education, educational technology, management, education and so on, are fundamental in understanding the essence of the requirements of the students and features professional-pedagogical activity. Also, these concepts are needed for the further expansion of knowledge in the development of the content of the disciplines of professional part of teacher education, such as: "Methods of teaching Russian language and literature", "Methods of Teaching Mathematics", "Methods of teaching integrative course" The world around us "and others. from this discipline "Pedagogy" must be studied consistently and systematically for six semesters, which will ensure the implementation of the concentric teacher education scheme. In the context of the North Ossetian Pedagogical Institute, this study is reflected in the curricula of teacher education at the undergraduate level, and now the duration of the study course "Pedagogy" is in the amount of 12 credits for three years.
Keywords: teacher professional standard, general pedagogics functions, forms of training, professional competences
Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы непрерывного педагогического образования, стимулом обновления содержания педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и его практической направленности.
В этой связи в октябре 2013 года приказом Министерства труда и социальной защиты России был принят Профессиональный стандарт для работников педагогической отрасли [3]. По мнению разработчиков, профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим деятельность педагогических работников, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Общественное обсуждение целесообразности введения настоящего документа в российское образовательное пространство, привело широкий круг профессионалов к мысли о модернизации системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Учитывая также, что 01 января 2017 года для работодателей профстандарт становится основным нормативным документом при формировании кадровой политики, организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда, то роль педагогических вузов и институтов повышения квалификации работников образования в решении этой задачи велика и неоспорима.
Рассмотрение содержания структурных компонентов
профессионального стандарта педагога, позволяет определять его как:
- инструмент реализации стратегии образования в меняющемся обществе;
- инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень;
- объективный измеритель квалификации учителя;
- симбиоз ремесла и творчества;
- средств отбора педагогических кадров в учреждения образования [2]. Исходя из этой позиции, мы попытались определить комплекс умений современного учителя, обусловленный профессиональными функциями:
- умение учиться;
- умение планировать и организовывать свою деятельность;
- умение производить оценку и самооценку;
- умение осуществлять рефлексию собственной деятельности;
умение работать с информацией.
Совокупность представленных функциональных умений, на наш взгляд, определяет готовность будущего выпускника педагогического вуза к социокультурной модернизации российского общества.
В этой связи, основными задачами вуза в формировании перечисленных функциональных умений выступают:
- приведение содержания подготовки педагога (средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования) в соответствие с ФГОС ВО и с про-
Течиева Виктория Заурбековна|
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ .
педагогические науки
фессиональным стандартом педагога;
- разработка теоретических, научно-методических и практических подходов к подготовке педагогических кадров, ориентированных на работу с усложняющимся диверсифицированным контингентом обучающихся;
- разработка педагогических технологий подготовки педагога к ведению учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами;
- обеспечение реализации деятельностного подхода, основной единицей которого является действие.
Следует отметить также, что приращение профессиональных умений у будущих педагогов станет наиболее заметным, если построение образовательных программ профессионального образования будет осуществляться по концентрической схеме [1]. С научно-педагогической позиции концентрическая модель содержания позволяет выстраивать дисциплины образовательной программы в таком соотношении, что формирование профессиональных компетенций и общепедагогических функций у будущих педагогов осуществляется последовательно и системно на расширенной основе, с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых предметных вопросов.
Современные категории педагогики, представленные в разделах дидактики, теории воспитания, педагогических технологиях, менеджменте в образовании и т.д., являются базовыми в понимании студентами сущности требований и функций профессионально-педагогической деятельности. А также, эти понятия необходимы для дальнейшего расширения знаний в процессе освоения содержания дисциплин профессиональной части педагогического образования, таких как: «Методика обучения русскому языку и литературе», «Методика преподавания математики», «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» и др. Исходя из этого дисциплина «Педагогика» должна изучаться последовательно и системно в течение шести семестров, что обеспечит реализацию концентрической схемы педагогического образования. В условиях Северо-Осетинского педагогического института данное обоснование нашло отражение в учебных планах по педагогическому образованию на уровне бакалавриата, и теперь продолжительность изучения дисциплины «Педагогика» составляет три года в объеме 12 зачетных единиц.
Также немаловажное значение в формировании функциональных умений будущих учителей играет форма подготовки. В условиях Северо-Осетинского государственного педагогического института применяются теоретическая, практическая, научно-исследовательская, внеучебная формы, каждая из которых имеет свои приоритетные цели:
- теоретическая - формирует систему профессионально-педагогических знаний, через предметную подготовку, в том числе, дисциплины региональной направленности, которая подготавливает будущих выпускников к осмыслению общих целей образования и определению действий в их достижении;
- практическая - закрепляет теоретические знания и преобразует их в профессиональные компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики, осуществляющейся на базе образовательных организаций различного типа;
- научно-исследовательская - формирует готовность к исследованию образовательных систем, проведению мониторинга, к обобщению и систематизации полученной информации через деятельность в студенческих научных обществах, подготовку и защиту курсовых проектов, выпускных квалификационных работ;
- внеучебная - формирует сознательное отношение к избранной специальности и исполнению профессиональных функций, готовность отстаивать гражданскую позицию через волонтерскую деятельность, личностные достижения на факультете свободного развития, оказа-
ние помощи обучающимися в организации и проведении исследований на факультете научной подготовки обучающихся школ и др. При этом, процесс подготовки будущего педагога строится на мотивационной, дея-тельностной, технологической и рефлексивной основе, где ведущими в обучении являются интерактивные, исследовательские, проектно-технологические методы.
Перечисленные педагогические условия формирования функциональных умений будущих педагогов определили структуру системы подготовки обучающихся в Институте (Рис.1)
Рис. 1 Структура системы подготовки будущих педагогов в условиях СОГПИ
Исходя из представленной структуры, деятельность вуза направлена на формирование такого специалиста, который будет готов к:
- реализации приоритетных направлений развития региональной системы образования;
- применению основных принципов деятельного подхода и их реализация в социокультуных условиях региона;
- планированию урока, оцениванию его эффективности с учетом диверсифицированного контингента обучающихся;
- моделированию различных видов внеурочной деятельности с учетом региональных особенностей, интересов и возможностей обучающихся, т.е. каждый учитель готов выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования УУД, без которых обучающийся не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Однако в подготовке учителя будущего большую роль играют профессионализм и мастерство преподавателя высшей школы. В контексте нашей проблемы, одним из важнейших компонентов структуры качеств преподавателя вуза является - методическая культура, важнейшей составляющей которой принято считать: умения разрабатывать рабочую программу дисциплины в соответствии с порядком организации и осуществления деятельности по ОП высшего образования. В этой связи, в число приоритетных задач вуза включена деятельность,
педагогические науки
Течиева Виктория Заурбековна ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ...
направленная на оказание помощи научно-педагогическим работникам в совершенствовании навыков отбора содержания рабочих программ в соответствии с новыми требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Педагогика: Учеб. для студ. пед. учеб. зав. / под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 608с. - 165р.
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2013 г. № 273ФЗ.
3. Бекоева М.И., Течиева В.З. Самообразование студентов как важная педагогическая проблема //№ика-Rastudent.ru. 2015. №11. С. 19.
4. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е.А. Ямбург. - М.: Просвещение, 2014. - 175с.
5. Профессиональный стандарт педагога от 18 октября 2013 г. N 544н. - 2013. - 17с.(www.consultant.ru)
6. Березюк Ю.В. Подготовка будущего учителя к применению метода моделирования педагогических ситуаций в учебном процессе // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 12-13.
7. Тахохов Б.А. Диалог в образовательном процессе современной высшей школы. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2014
8. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
9. Бекоева М.И. Самообразование студентов при изучении дисциплины «качественные и количественные методы психологических исследований» //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 55-58.
10. Сорокина И.В. Методическая подготовка будущих учителей истории в вузе // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 143-146.
11. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 13-14.
12. Гулиева С. Вопросы информационного обеспечения управления общеобразовательных школ нового типа //Электронное периодическое издание Информационная среда образования и науки. 2012. № 9. С. 10-20.
13. Яблонская Т.Н. Задачный подход в системе повышения качества педагогической подготовки будущих учителей иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 47-50.
14. Амбалова С.А. Формирование профессиональной культуры студентов-будущих преподавателей: Учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «МПА-Пресс», 2014.
15. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к реализации дополнительного образования детей в контексте требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 22-24.
16. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 132-135.
17. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «Введение в систему математического образования россии» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 62-65.
18. Баскаева Ж.Х. Выпускающая кафедра как основной элемент образовательного процесса по подготовке педагогических кадров в условиях университета В сборнике: ПМНО: Поиск. Мастерство. Новаторство. Опыт // Материалы региональной научно-практической конфе-
ренции. Редактор: Ж.Х. Баскаева. 2009. С. 16-24.
19. Цаллагова З.Б., Баскаева Ж.Х., Силяева Е.Г., Хатаев Е.Е. Вопросы совершенствования профессионально-методической подготовки учителя для начальной национальной школы//Межвузовский сборник научных статей /под редакцией проф. А.Д. Куловой. Владикавказ, 1998.