И.К. Кондаурова, М.А. Гусева
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМУ ..
УДК 378.147.016:51
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМУ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ
ПЕДАГОГА-МАТЕМАТИКА
© 2014
И.К. Кондаурова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Математики и методики ее преподавания» М.А. Гусева, аспирант
Саратовский государственный университет, Саратов (Россия)
Аннотация: Проблема профессионального становления педагога приобретает все большую научную актуальность в связи как с глобальными изменениями в современной системе образования, так и с инновационными процессами в отечественном педагогическом образовании, получившими свое развитие в рамках проекта модернизации педагогического образования и Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы. Инновации и реформы нацелены на повышение качества образования студентов - будущих педагогов через усиление эффективности вузов и реализацию программ подготовки, адаптированных под требования современной школы, что, в свою очередь, означает рост значимости процесса профессионального становления педагога во время обучения в высшем учебном заведении и необходимость разработки научно-обоснованных механизмов для управления им. Рассматривая процесс профессионального становления педагога-математика как непрерывную последовательность стадий, от осуществления профессионального выбора до завершения профессиональной карьеры через профессиональное образование, профессиональную деятельность и самообразование, его традиционно разделяют на несколько основных этапов, в числе которых - профессиональное образование, закладывающее основы для осуществления успешной деятельности в профессии. Дисциплины и курсы, составляющие учебный план студентов по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «Математическое образование»), реализуемый кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, оказывают неравнозначное влияние на профессиональное становление будущих педагогов-математиков. В статье рассматривается роль дисциплины «Введение в систему математического образования России» в профессиональном становлении педагога-математика.
Ключевые слова: математическое образование, педагог-математик, профессиональное становление педагога, профессиональное образование, система математического образования Российской Федерации, учебный план.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Задача планирования профессионального становления педагога получает новый вес в связи с реформированием российской системы педагогического образования. Изменение содержания и технологий профессиональной подготовки заставляют по-новому взглянуть на учебный план подготовки бакалавров в общем и каждую конкретную дисциплину в частности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследования в области профессионального становления педагога уходят корнями к источникам в психологии и педагогике профессионального развития личности (И. С. Батракова, С. Г. Вершловский, Н. А. Дука, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, С. Ю. Полуйкова, А. П. Тряпицына, Л. М. Фридман, Н. В. Чекалева, А. И. Щербаков и др.), где понятия «становление», «профессиональное становление» были всесторонне проанализированы. В психолого-педагогической литературе профессиональное становление личности представлено двумя способами: (1) по схеме процесса — как временная последовательность ступеней, периодов, стадий; (2) по структуре деятельности — как процесс овладения средствами решения профессионально-педагогических задач, а также моделями их решений (А.И. Мищенко, О.А. Фадеева, Н.В. Чекалева) [1, с. 26].
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассматривая процесс профессионального становления педагога-математика в период обучения в вузе, необходимо четко представлять значение каждого элемента образовательной системы, внутри которой и происходит это становление. Целью статьи является анализ значимости дисциплины «Введение в систему математического образования России», во время изучения которой студенты впервые знакомятся с будущей профессиональной деятельностью, для профессионального становления педагога-математика.
Изложение основного материала исследования с
полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ профессионального становления педагога-математика в образовательном пространстве вуза и роли конкретных учебных дисциплин в нем представляется обоснованным начать с определения базового понятия.
В.В. Игнатова определяет педагогическую сущность процесса «становления личности» в образовательном процессе как «непрерывный процесс накопления и проявления «потенциального» в личности (единство возможного и осуществленного, потенциального и актуального), способствующий расширению и углублению ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой и обеспеченный наследственными, психологическими, социальными и педагогическими факторами» [2, с. 25-30]. Этот процесс, по мнению исследователя, обеспечивается «воспитанием, обучением, образованием, самообразованием, педагогической поддержкой, сопровождением, коррекцией, организованной социализацией» [2, с. 31].
Под профессиональным становлением педагога Л.М. Митина понимает «активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедеятельности» [3, с. 21].
Н.Я. Сайгушев в своем исследовании определяет становление педагога как « ... целенаправленный, специально организованный процесс подготовки студента к педагогической деятельности, результатом которого выступает интегральное, динамическое свойство личности, в котором отражается её профессиональная направленность и готовность включиться в различные виды педагогической деятельности на основе рефлексивно-функционального анализа» [4, с. 31-32].
Контекстно-биографический подход к профессиональному становлению педагога (А.Л. Гавриков, О.М. Зайченко, О.С. Орлов, М.Н. Певзнер и др.) подразумевает под становлением педагога «непрерывный процесс развития профессионального опыта, включающий внутреннее социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом и его научно-методическое сопровождение,
И.К. Кондаурова, М.А. Гусева МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМУ ...
определение целей профессионального развития на каждом этапе профессиональной биографии, обеспечение соответствия этим целям содержания и технологий профессиональной подготовки и профессионального самосовершенствования» [5, с. 76].
В рамках данного подхода и идеи непрерывного математического образования особое значение имеет период обучения будущего педагога-математика в университете. По степени влияния на профессиональное становление педагога-математика, среди дисциплин профессионального цикла, реализуемого кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «Математическое образование»), можно выделить дисциплину «Введение в систему математического образования России», которая входит в вариативную часть профессионального цикла (I семестр). Открывая профессиональное пространство для будущих педагогов, дисциплина не требует никаких специфических знаний по педагогике или математике в начале изучения, для ее успешного освоения достаточно знаний, умений и компетенций, приобретенных студентами при изучении школьных дисциплин [6, с. 3-4].
Как показывает опыт кафедры, большинство студентов не обладает сформированной картиной будущей профессиональной деятельности на момент начала обучения. Среди причин совершения образовательного выбора в пользу профессии педагога-математика называют сам предмет - математику, желание учиться на механико-математическом факультете, престиж университета и педагогической профессии. Даже в случае осознанного выбора педагогической стези, студенты не вполне представляют сущность будущей профессии. Введение студентов в профессионально-образовательное пространство, ознакомление с действующей системой математического образования России и ее нормативно-правовой базой, профессиональная ориентация - вот основные задачи, решаемые преподавательским составом кафедры в рамках данной дисциплины.
Целями освоения дисциплины, зафиксированными в действующей рабочей программе, являются: введение в будущую профессиональную деятельность; формирование обзорных знаний о системе математического образования России; поддержание и закрепление интереса к педагогической профессии; формирование готовности будущего бакалавра к самообразованию, выстраиванию профессиональной биографии [6, с. 3-4].
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (нумерация приведена согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование, квалификация (степень) "бакалавр") [7]:
Общекультурные компетенции:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способен логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- готов к толерантному восприятию социальных и
культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Общепрофессиональные компетенции:
- осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).
В результате освоения дисциплины обучающийся также должен приобрести:
Знания: ценностные основы математического образования в современном обществе; основные тенденции развития отечественного математического образования; структура современной системы математического образования России; способы профессионального саморазвития.
Умения: использование полученных теоретических знания для профессионального саморазвития; проектирование индивидуальной траектории становления профессиональной биографии.
Навыки: способы ориентации в профессиональных источниках информации; способы установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса; способы совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
Основные виды деятельности студентов в процессе освоения дисциплины подобраны с применением прак-тико-ориентированной технологии обучения. Это способствует формированию профессионально-значимых умений и навыков для ключевых видов деятельности педагога: педагогической, исследовательской, культурно-просветительской [8-16]. К таковым видам деятельности студентов относятся: прослушивание обзорной / проблемной лекции, постановка и решение серии проблемных вопросов, внеаудиторная работа с теоретическим материалом с последующим ответом на контрольные вопросы, разработка презентативного материала, творческая контрольная работа и пр.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Значимость дисциплины «Введение в систему математического образования России» в профессиональном становлении педагога-математика определяется следующими ее функциями.
Во-первых, в процессе освоения дисциплины «Введение в систему математического образования России» студенты впервые знакомятся с будущей профессиональной деятельностью, приобретают знания о системе математического образования России, закладывают основы для формирования готовности к самообразованию и самосовершенствованию [17]. Освоение дисциплины открывает путь для изучения профессиональ-
И.К. Кондаурова, М.А. Гусева
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМУ .
ного цикла дисциплин, и, следовательно, для успешного профессионального становления педагога.
Во-вторых, дисциплина является одной из первых, изучаемых будущими педагогами-математиками, и играет адаптационную, мотивационную роль. Находясь на этапе профессионального самоопределения, студенты соотносят полученные знания о математическом образовании России с собственными представлениями, оценивают правильность избранного образовательного пути.
В-третьих, завершающим звеном дисциплины становится творческая мастерская «Становление профессиональной биографии будущего педагога-математика», цель которой состоит в исследовании профессиональных биографий выдающихся педагогов-математиков [18, 19]. Изучение дисциплины и участие в работе творческой мастерской формирует у будущих педагогов-математиков предпосылки к определению траектории профессионального становления. Профориентационная функция дисциплины помогает студентам разобраться в многообразии профессиональных перспектив и специализаций, востребованных в современной школе. Намечая направление профессионального развития и вехи пути в профессию, студенты постепенно формируют собственную индивидуальную траекторию обучения в университете и после его окончания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусева М.А. Некоторые вопросы становления профессиональной биографии учителя математики в образовательном процессе вуза // Учитель - ученик: проблемы, поиски, находки: Сборник научных трудов: Выпуск 10. Саратов: ИЦ «Наука», 2011. 64 с.
2. Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе [Текст] / отв. ред. В.В. Игнатова, О.А. Шушерина. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. 264 с.
3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004. 320 с.
4. Сайгушев Н.Я. Профессиональное становление будущего учителя: монография. СПб.: Стратегия будущего, 2008. 220 с.
5. Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход: Монография / под ред. А.Л. Гаврикова, М.Н. Певзнера. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. 300 с.
6. Гусева М.А. Введение в систему математического образования России: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование. (Профиль подготовки - Математическое образование). Саратов, 2012. 87 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 - математическое образование, квалификация (степень) «бакалавр». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788. Режим доступа: http://fgosvo.rU/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf (дата обращения: 30.11.2014).
8. Кондаурова И.К. Дисциплина «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями» в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 1. С. 23-25.
9. Ковальчук Е.А. Экспериментальная технология подготовки будущего учителя математики к профессиональной самореализации во внеаудиторной учебно-воспитательной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 136-139.
10. Платонова Р.И. Развитие ключевых компетенций будущего учителя // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 83-86.
11. Куликова Е.В. Предпосылки осуществления единого подхода при организации обучения методам решения планиметрических задач // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 34-37.
12. Гельфанова Д.Д. Формирование профессионально-математической компетентности будущих инженеров-педагогов в процессе профессиональной подготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 74-77.
13. Платонова Р.И. Формирование творческого отношения студентов педагогических специальностей к будущей профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 13. С. 111-116.
14. Аниськин В.Н., Куликова Е.В. Обобщенные приемы решения геометрических задач как обязательная составляющая учебных умений будущих учителей математики // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 27-30.
15. Люсев В.Н., Чапаев Н.К., Шевченко К.В. Теоретико-методологические аспекты интеграции педагогических и производственных факторов в профессиональном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 126-132.
16. Мосиюк А.А. Модель компетентности учителя математики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 215-217.
17. Гусева М.А. Университетский период как ключевое звено процесса становления профессиональной биографии учителя математики // Педагогическое мастерство: материалы международной заочной научной конференции (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди,
2012. vi, 388 с. С.254-256.
18. Гусева М.А., Кондаурова И.К. Организация исследовательской деятельности будущих педагогов-математиков в условиях национального исследовательского университета // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №4 (26). С. 101-106.
19. Гусева М.А. Творческая мастерская как площадка для проектирования профессиональной биографии будущего педагога-математика // Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее: материалы международной научно-практической конференции 1415 ноября 2013 года: в 2 т. / науч. ред. Е.В. Бондаревская; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета,
2013. Т.2: Культурные смыслы и качество профессиональной подготовки педагога в университете, развитие творческого потенциала учителя в школе и вузе. 326 с. С.71-75.
RK. Kондаyрова, M.A. Гусева МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМУ ...
IMPORTANCE OF DISCIPLINE «INTRODUCTION TO MATHEMATICAL EDUCATION OF RUSSIA» IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS EXPECTED TO BE MAJORED IN MATHEMATICS
© 2014
I.K. Kondaurova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair
«Mathematics and its teaching methods» M.A. Guseva, post-graduate student
Saratov State University, Saratov (Russia)
Annotation: The problem of the teacher professional formation is becoming increasingly scientific relevance in relation to both global changes in the modern system of education, and innovative processes in the national teacher education have been developed in the framework of the modernization project of teacher education and the Federal Target Programme for the Development of Education for 2011-2015. Innovations and reforms aimed at improving the quality of education of students expected to be teachers through increasing the efficiency of universities and the implementation of training programs adapted to the requirements of the modern school, which in turn means the growing importance of the process of professional development of the teacher during professional education and need to develop evidence-based mechanisms to manage it. Considering the process of professional teacher formation as a continuous sequence of steps from the implementation of the professional choice to complete the career through professional education, professional activity and self-education, it is traditionally divided into several stages, including professional education, lays the foundation for the success of the in the profession. Disciplines and courses that make up the curriculum of the students in the direction of preparation 050100 - Teacher Education (profile "Mathematical Education"), implemented by the Department of Mathematics and its teaching methods Saratov State University, have unequal impact on the professional development of students expected to be math teachers. The article considered the role the discipline "Introduction to Mathematical Education of Russia" in the professional development of the teacher expected to be majored in mathematics.
Keywords: professional education; professional formation of teacher; mathematical education; Russian system of mathematical education; teacher majored in mathematics, curriculum.
УДК 373
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ
© 2014
С.А. Котова, студент магистратуры, специалист развивающего обучения АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 137 «Чижик» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье представлены результаты исследования дидактического потенциала интерактивных игр по формированию вычислительных навыков у старших дошкольников.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровые образовательные ресурсы, дидактический потенциал, интерактивные игры, вычислительный навык, предшкольная подготовка, интерактивная доска.
Повышение качества является одной из актуальных проблем развития системы дошкольного образования на современном этапе. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определил одним из направлений работы с дошкольниками изменение содержания образования, оптимизацию способов и технологий организации образовательного процесса, переосмысление цели и результата образования.
Дошкольные работники направляют свои усилия на эффективную организацию детских видов деятельности, внедряя в образовательный процесс новые методики, технологии. К таким технологиям относятся и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Ряд исследователей (Л.А. Габдулисламова, Ю.М. Горвиц, Т.Н. Гринявичене, Т.Ф. Габай, Е.В. Зворыгина, Б.Ф. Ломов, В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И.Ю. Пашилите и др.) в своих работах отмечают, что использование средств информационно - коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств (КИС) в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения.
Исследователи (Ю.М. Горвиц, Л.А. Леонтьева, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков) доказывают, что знакомство с компьютером дошкольника целесообразно осуществлять в форме компьютерной игры. Так, Л.А. Венгер в работах, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, научно обосновывает и доказывает возможность применения компьютера для интеллектуального развития ребенка. Психологи-исследователи (Ю.М.Горвиц, Т.Д.Марцинковская,
С.Л.Новоселова и др.) доказали эффективность использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких компьютерных игровых программ, строение которых соотносится с интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка. О возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр у ребенка свидетельствуют работы С. Дастмана, Б.И. Гольдштейна и др. В своих работах Д.Б. Богоявленская отмечает высокий потенциал интеллектуального развития у детей, занимающихся компьютерными игровыми программами по специально построенной системе.
ИКТ предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, повышают мотивацию дошкольников к обучению. Одним из последних достижений в области информационно-коммуникационных технологий является использование интерактивной доски (ИД).
Электронная интерактивная доска выступает в роли партнера по игре, становится рассказчиком, учителем и даже экзаменатором. Занятия с использованием ИД очень увлекательны, они захватывают своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляют удовольствие дошколятам.
Несмотря на несомненную и очевидную практическую значимость ИД в детском саду, задача использования и организации работы по формирования вычислительных навыков в условиях образовательного учреждения остаётся открытой для дальнейшего теоретического осмысления и экспериментального изучения. Выявленные недостатки на практике использования