Научная статья на тему 'Региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в условиях модернизации среднего и высшего математического образования'

Региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в условиях модернизации среднего и высшего математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MATHEMATICS EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER EDUCATION / ПЕДАГОГ-МАТЕМАТИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ / PROFESSIONAL BIOGRAPHY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / TEACHER OF MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна, Захарова Татьяна Григорьевна, Гусева Марина Андреевна

16-17 октября 2013 года на базе ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» при поддержке министерства образования Саратовской области прошла региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы непрерывного математического образования», на которой представители учительского, студенческого и преподавательского корпуса сообща обсудили важные аспекты своей профессиональной деятельности. Главной темой конференции были объявлены актуальные проблемы непрерывного математического образования. Чем же вызвана особая актуальность этих проблем? Прежде всего, тем, что школа во всем мире сейчас переживает период глубоких и всесторонних преобразований. В результате чего в вуз приходят студенты, не достаточно подготовленные к вузовской системе образования. В статье описан региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в современных условиях модернизации среднего и высшего математического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна, Захарова Татьяна Григорьевна, Гусева Марина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL EXPERIENCE TRAINING AND PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE TEACHER OF MATHEMATICS IN THE MODERNIZATION OF SECONDARY AND HIGHER MATHEMATICAL EDUCATION

October 16-17, 2013 on the basis of Saratov State University took place a regional scientific-practical conference «Actual problems of continuous mathematics education» with the support of the Ministry of Education of Saratov region, where the representatives of teachers, student and faculty housing together discussed the important aspects of their professional activities. The main theme of the conference was declared actual problems of continuous mathematics education. What caused the special relevance of these problems? First of all, the fact that the school around the world is going through a period of profound and comprehensive reforms. As a result, the university students come not quite prepared for the university education system. This article describes the regional experience of preparation and professional development of teachers expected to be majored in mathematics in modern conditions of modernization of secondary and higher mathematical education.

Текст научной работы на тему «Региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в условиях модернизации среднего и высшего математического образования»

В. И. Ковальчук

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ...

THE RESULTS OF THE EXPERIMENT ON THE PEDAGOGICAL MASTERSHIP DEVELOPMENT OF MASTERS OF VOCATIONAL TRAINING IN VOCATIONAL COLLEGES

DURING QUALIFICATION IMPROVEMENT

© 2014

V. I. Kovalchuk, candidate of pedagogical sciences, associate professor, vice director of the Institute of Postgraduate Education of Boris Grinchenko Kiev University, doctoral student of Classic Private University

Classic Private University, Zaporozhye (Ukraine)

Annotation: The article deals with the author's proposed experiment plan that verifies the effectiveness of the theoretical and methodical foundations on pedagogical mastership development of masters of vocational training in vocational colleges during qualification improvement. The article also contains the experiment results on pedagogical mastership development of the above-mentioned educators.

Keywords: pedagogical mastership, development, pedagogical experiment, vocational colleges, qualification improvement, masters of vocational training.

УДК 378.016:51

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МАТЕМАТИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2014

И.К. Кондаурова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Математики и методики ее преподавания» Т.Г. Захарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теории функций и приближений»

М.А. Гусева, аспирант

Саратовский государственный университет, Саратов (Россия)

Аннотация: 16-17 октября 2013 года на базе ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» при поддержке министерства образования Саратовской области прошла региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы непрерывного математического образования», на которой представители учительского, студенческого и преподавательского корпуса сообща обсудили важные аспекты своей профессиональной деятельности. Главной темой конференции были объявлены актуальные проблемы непрерывного математического образования. Чем же вызвана особая актуальность этих проблем? Прежде всего, тем, что школа во всем мире сейчас переживает период глубоких и всесторонних преобразований. В результате чего в вуз приходят студенты, не достаточно подготовленные к вузовской системе образования. В статье описан региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в современных условиях модернизации среднего и высшего математического образования.

Ключевые слова: математическое образование, педагогическое образование, педагог-математик, профессиональная биография, профессиональное становление, профессиональное образование.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Несоответствие между тем, как школа готовит своих выпускников к продолжению образования, и тем, что требуется студентам вузов для успешного получения высшего образования, порождает ряд проблем в современной высшей школе. Важно устранение данного несоответствия не только на региональном уровне, но и в образовательной системе в целом.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Несколько лет назад было проведено международное исследование по изучению различных систем высшего педагогического образования в области математики и оценке качества подготовки будущих учителей начальной школы (по математике) и учителей математики средней школы -TEDS-M (Teacher Education Study in Mathematics). Для проведения исследования в России оргкомитет TEDS-M отобрал 49 вузов, готовящих учителей начальной школы, и 48 вузов, готовящих учителей математики средней школы. Всего в нашей стране в исследовании приняли участие 4407 будущих учителей (в том числе будущих учителей математики - 2141 человек) [1]. Авторы анализируют полученные результаты в проекции на профессиональную подготовку будущих педагогов-математиков.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является обобщение и систематизация регионального опыта подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в условиях модернизации среднего и высшего математического образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Много лет характерной чертой отечественной школы, как средней, так и высшей, была фундаментальность знаний, которые она давала. В основе методик обучения традиционно лежали принципы последовательности изложения знаний и обязательной мотивации учеником своих ответов [2, с. 499].

Современным российским педагогам гораздо сложнее соблюдать данные положения, веками доказавшие свою эффективность. Осложняется это как сокращением учебного времени на изучение математики в средней школе и необходимостью изучения предмета путем подготовки к ГИА и ЕГЭ, так и некоторыми другими причинами [3].

В результате в наши вузы приходят выпускники школ с хорошими баллами ЕГЭ, которые, как ожидается, хорошо освоили школьную программу, - и при этом мы видим, что они недостаточно подготовлены к вузовской системе образования.

Например, в 2013/2014 учебном году на направление подготовки «Педагогическое образование» с профилем «Математическое образование» в Саратовский госуниверситет первокурсники были зачислены с достаточно высоким проходным баллом 203. Однако результаты сентябрьской контрольной работы по дисциплине «Элементарная математика» показали, что примерно 20% первокурсников имеют знания, недостаточные для обучения в нашем вузе с очень серьезной подготовкой по математике, и больше половины ребят просто «не умеют учиться» (плохо воспринимают новую информацию, не умеют записывать лекции, недостаточно хорошо владеют устной речью и т.п.). В прошлые годы мы

И.К. Кондаурова, Т.Г. Захарова, М.А. Гусева психолого-педагогическое

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ... направление

пытались провести адаптацию таких студентов за счет отрыва времени от вузовской программы, а также путем организации дополнительных занятий. Но учебная программа мехмата и так очень насыщена, и, соответственно, усваивать ее студентам с недостаточной математической подготовкой сложно, плюс еще нагрузка дополнительных занятий по элементарной математике. Да и нужны для обучения на мехмате не столько знания школьной математики, сколько довольно высокая культура математического мышления, которая создается и воспитывается всеми годами обучения в школе, и за несколько месяцев никакими дополнительными занятиями раз в неделю ее не создать. Но и снижать требования к знаниям студентов, а, следовательно, снижать качество математического образования, недопустимо.

Следовательно, одна из главных задач на ближайшие годы - сделать математическое образование модным, как это было в 60-70-х годах прошлого века. Именно тогда Кеннеди сказал: «Мы проиграли русским космос за школьной партой!»

В декабре 2013 года согласно Указу Президента «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (от 7 мая 2012 года) была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Цель разработки концепции - повышение качества общего и профессионального образования, уровня массовой математической культуры населения, эффективности в использовании математических методов и инструментов в широком спектре профессиональной деятельности; выход на мировой уровень в области создания средств ИКТ, рост доли высших достижений в области математики и информатики, принадлежащих отечественным ученым.

В рассматриваемой концепции одним из основных факторов, обеспечивающих качество математического образования, обозначен педагог-математик. В свое время выдающийся ученый Дмитрий Иванович Менделеев писал: «Так как вся польза для страны от распространения желаемого среднего образования определяется учителем, то в заботах о подъеме нашего образования начинать нужно отнюдь не с программ, а с подготовки надлежащих учительских кадров» [4].

В последнее время с различных трибун постоянно звучит критика в адрес учителей, не обеспечивающих качественную математическую подготовку учащихся. В этой связи правомерно задать вопрос: а достаточно ли качественно мы готовим будущие педагогические кадры? На этот вопрос можно ответить, ссылаясь на результаты международного исследования по изучению различных систем высшего педагогического образования в области математики и оценке качества подготовки будущих учителей начальной школы (по математике) и учителей математики средней школы - TEDS-M (Teacher Education Study in Mathematics). Количественной характеристикой подготовки будущих учителей конкретной страны по математике и методике преподавания математики служил средний балл, который подсчитывался по результатам выполнения математических заданий или заданий по методике преподавания математики [1, №7, с. 65].

Содержание математической части теста включало задания, оценивающие владение основными компонентами содержания высшей математики (владение основными математическими понятиями и теоретическими фактами, аксиоматическим методом), которые составляют теоретические основы школьного курса, а также школьной математики (владение функциональными представлениями, методами решения уравнений и неравенств, подсчетом вероятности событий и др.). При выполнении заданий требовалось продемонстрировать как фактические знания, применяя их для решения поставленных проблем, так и логические рассуждения [1, №7, с. 66].

В методическую составляющую международного теста были включены задания, успешное выполнение 82

которых характеризует овладение такими профессиональными умениями учителя математики, как: выбор приема изложения материала; проверка правильности объяснения материала учеником; проверка правильности аргументации; отбор содержания учебного материала, необходимого для изучения какого-либо вопроса; проверка правильности выполнения решения школьной задачи, правильности выполнения чертежа; выявления причин затруднений учащихся, объяснение ошибок, разработка модели для их коррекции и др. Главный акцент в международном тесте делался на преподавании математики в основной школе [1, №7, с. 66].

В исследовании TEDS-M были выделены два уровня овладения математикой (AP1 (Anchor Point 1) - базовый (490 баллов по международной 1000-балльной шкале), AP2 (Anchor Point 1) - повышенный (559 баллов по международной 1000-балльной шкале)), а также один, пороговый, уровень владения методикой преподавания математики (AP (509 баллов по международной 1000-балльной шкале)).

Согласно результатам исследования большинство российских будущих учителей математики (89%) достигли или превысили базовый уровень профессиональной компетенции по математике, позволяющий преподавать математику в средней школе, причем более половины (61%) достигли или превысили повышенный уровень профессиональной компетенции. Соответственно чуть больше 11% будущих учителей не достигли базового уровня профессиональной компетенции в соответствии с международными требованиями. Учитывая статистический критерий овладения учебным материалом (65% выполнения заданий), можно сделать вывод о том, что российские студенты в целом освоили все три раздела математики.

Анализ результатов выполнения методических заданий [1, №8, с. 71] показал, что 71% российских будущих учителей математики достигли порогового уровня профессиональной компетенции в области методики преподавания математики. Следует сказать, что с этой частью работы наши студенты-выпускники справились несколько хуже, чем с математической. В части заданий (16%) они имеют более низкие результаты, чем средние международные. При этом более высокие результаты российские участники показали при выполнении более чем 77% методических заданий.

Таким образом, наши будущие учителя продемонстрировали высокие результаты, как по математике (594 балла), так и по методике преподавания математики (566 баллов), уступив только студентам Тайваня [1, №7, с. 65].

Какие же выводы мы, как специалисты, готовящие будущих учителей математики, можем сделать по результатам проведенного исследования? Анализируя математическую составляющую теста, видно, что будущие российские учителя достаточно успешно справляются с большинством математических заданий, требующих воспроизведения изученного содержания (определения, теоремы, теоретического факта, алгоритма действий и т.п.), но испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих самостоятельного вывода, анализа предложенной математической ситуации или решения поставленной проблемы. Студенты также затрудняются с выполнением заданий, связанных с аксиоматическим методом построения теории, с анализом эквивалентности определений понятий и применением фундаментальных математических понятий к решению задач.

В области методики обучения математике целесообразно усилить внимание к показу взаимосвязей различных разделов школьного курса математики; к разработке различных интерпретаций теоретического материала; к организации индивидуальной работы с учащимися и диагностике учебных достижений, в частности, к выявлению причин затруднений учащихся и предотвращению ошибок.

И.К. Кондаурова, Т.Г. Захарова, М.А. Гусева РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

Итак, в целом по стране ситуация довольно благополучная. Как же обстоят дела в Саратовском государственном университете? В 2014 году конкурс на профиль «Математическое образование» составил 7 человек на одно бюджетное место, а в 2013 году - около 10 человек (это был самый высокий конкурс по университету среди всех профилей направления подготовки «Педагогическое образование»). При этом, мы, конечно, прекрасно понимаем, что выбор направления подготовки, который делает абитуриент, далеко не всегда является обязательным свидетельством его желания и внутренней готовности стать в итоге учителем. Так, при общем положительном отношении к педагогической деятельности (90% будущих педагогов - первокурсников нашего факультета ответили, что они любят работать с детьми) только 17% уверены в том, что преподавательская деятельность будет их профессией на всю жизнь. Но и те, кто осознанно выбирает педагогическое направление, часто представляют себе его сущность достаточно смутно. Поэтому процесс взаимодействия преподавателей и студентов в образовательной среде университета нам приходится начинать с адаптационных профессионально ориентированных курсов таких, как «Введение в систему математического образования России», «Введение в математику и информатику» и т.п. А сам процесс подготовки будущих педагогов-математиков выстроен у нас как университетский период становления их профессиональной биографии от момента вхождения в профессионально-образовательное пространство до момента вхождения в самостоятельную профессиональную деятельность через этапы профессионального самоопределения и творческой самореализации [5, с. 76].

На этапе профессионального самоопределения происходит самооценка правильности выбора образовательного пути и соотнесение своих личностных возможностей с особенностями осваиваемой профессии. По мере продвижения от курса к курсу идет углубление процесса самоопределения, связанное с поиском путей творческой реализации себя как личности и профессионала.

На этом этапе студенты изучают, в основном, дисциплины профессионального цикла. Математический анализ, геометрия, алгебра, дискретная математика и математическая логика, элементарная математика и т.п. курсы составляют предметную основу подготовки будущего педагога-математика. А психология, педагогика, психолого-педагогические основы обучения математике, методика обучения и воспитания математике, методика и технология профильного обучения математике, методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями, дополнительное математическое образование школьников, основы культурно-просветительской деятельности - вот далеко не полный перечень дисциплин, закладывающих основы методической компетентности будущих педагогов-математиков.

В модели рассматриваемой подготовки предусмотрены значительные академические свободы, связанные с реальной возможностью обучающихся принять участие в формировании своей образовательной программы, например, посредством изучения дисциплин по выбору. Среди них: «Современные формы и средства обучения математике»; «Инновационные технологии обучения математике»; «Математическое развитие дошкольников»; «Обучение математике младших школьников»; «Зарубежный опыт обучения математике»; «Проектирование и применение электронных образовательных ресурсов»; «Современные средства оценивания результатов обучения математике»; «Региональный опыт обучения математике» и некоторые другие.

Реализуемая нами образовательная программа подготовки будущих педагогов-математиков обеспечивает овладение ими не только теми базовыми компетенциями, которые прописаны в стандарте и актуальны сегод-

ня, но и создает определенный резерв профессионального опыта на будущее, расширяя возможности специалиста и обеспечивая его конкурентные преимущества. Так, нашей программой предусмотрено овладение будущими педагогами-математиками компетенциями, которые связаны с профессиональной деятельностью в области дополнительного образования, работой с детьми с особыми образовательными потребностями, образовательной деятельностью в открытом социуме с различными категориями населения.

На следующем этапе становления профессиональной биографии студента создаются условия для его творческой самореализации, которая может проявиться в различных видах его деятельности, таких как учебная, исследовательская, общественная и т.д. На данном этапе достигаются первые вершины профессионального становления: первый проведенный урок, первое выступление на научной конференции, первая научно-методическая статья, первый раз участие в каком-либо профессиональном конкурсе и т.п. Наша задача на этом этапе - поддержать будущего педагога путем специальным образом организованного научно-методического сопровождения (проведение групповых и индивидуальных консультаций и др.).

На этом этапе особую значимость приобретает исследовательская деятельность студентов, которая организуется у нас посредством системы усложняющихся от курса к курсу исследовательских заданий с использованием специально подобранных средств и методов обучения [6, с. 102]. Для того чтобы познакомить будущих педагогов-математиков с основами методологии и методики научного исследования, в учебный план их подготовки введена дисциплина «Основы исследовательской деятельности в области математического образования».

У нас на факультете ежегодно проводятся студенческие научные конференции. Практикуется совместное (преподаватель-студент) написание статей. Лучшие методические работы студентов публикуются в межвузовском сборнике научных трудов «Учитель-ученик: проблемы, поиски, находки», который выпускается нашей кафедрой с 2003 года. Еще одним направлением научно-исследовательской работы со студентами можно считать работу кафедрального научно-методического семинара. Кроме того, будущие педагоги-математики регулярно принимают участие в работе Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов, других конференций, различных конкурсах, фестивалях, в том числе организуемых газетой «Первое сентября» [7].

Завершающий этап университетского периода становления педагога связан с проектированием его профессиональной биографии, которое предполагает выработку индивидуального стиля деятельности, определение возможных вариантов продолжения образования и трудоустройства [8-12].

Здесь особая роль у учебной и производственной практики. В настоящее время у нас сложился такой своеобразный, специфический ландшафт практики, который состоит из школ, способных предоставить нашим студентам возможность не только провести пробные уроки и внеклассные мероприятия, но и стать площадкой для отработки отдельными практикантами навыков, предусмотренных выбранными ими индивидуальными компетенциями. Наши студенты имеют возможность познакомиться с передовым педагогическим опытом эффективно работающих учителей математики, отобрать и апробировать те элементы их профессионального опыта, которые могут оказаться значимыми для конструирования собственной профессиональной биографии. В будущем хотелось бы иметь возможность выхода наших студентов за рамки базовых школ в широкое методическое пространство города или региона с целью ознакомления с более значительной палитрой методических достижений, более рельефного представления общих контуров

И.К. Кондаурова, Т.Г. Захарова, М.А. Гусева

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ..

методической работы, проводимой в рамках программы развития образования города и региона.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Как показывает практика, подобная организация профессиональной подготовки будущих педагогов-математиков [13, с. 41-42], в полном объеме использующая богатые возможности университета, эффективно способствует формированию их предметно-методической компетентности. И не случайно, уже с 3-4 курса многие наши студенты приступают к практической реализации своей профессиональной биографии, начиная самостоятельную профессиональную деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Денищева Л.О., Ковалева Г.С., Шевелева Н.В. Готовы ли будущие учителя математики к преподаванию? // Математика в школе. 2011. № 7. С. 64-73. № 8. С. 66-74.

2. Петрова В.Т. ЕГЭизация школьного математического образования - проблемы современной высшей технической школы // Современные достижения в науке и образовании: математика и информатика: материалы международной научно-практической конференции, Архангельск, 1-5 февраля 2010 г. Архангельск: КИРА, 2010. С. 499-502.

3. Кондаурова И.К. Профессионально-методическая подготовка будущих учителей математики и информатики в классическом университете: традиции и новации / Известия Саратовского университета. Новая серия. 2010. том 10. Серия «Философия. Психология. Педагогика». Вып. 1. С 106-112.

4. О математике и ее преподавании в школе. Доклад ректора МГУ имени М.В. Ломоносова вице-президента РАН академика В.А. Садовничего на Всероссийском съезде учителей математики в МГУ 28 октября 2010 года. URL: http://math-congress-2010.msu.ru/sezd2010/ plenary/sadovnichiy (дата обращения 30.12.2014).

5. Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход: Монография / под ред. А.Л. Гаврикова, М.Н. Певзнера. Великий Новгород:

НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. 300 с.

6. Гусева М.А., Кондаурова И.К. Организация исследовательской деятельности будущих педагогов-математиков в условиях национального исследовательского университета // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №4 (26). С. 101-106.

7. Kondaurova I.K., Balakireva E.I. Some aspects of Professional Methodical Training of Bachelor's Degree Students in Education // Natural sciences in educational systems of European countries in the 21st century (Krakow 24-25.10.2011). Krakow, 2012. P. 155-162. ISBN 978-837519-171-4.

8. Власенко С.В. Современные аспекты управления профессиональным развитием педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 70-73.

9. Корчагина М.В. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности как фактора повышения качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 93-98.

10. Ларюшкина Н.Е. Проектирование содержания сквозных междисциплинарных комплексов для формирования отличительной компетентности педагогов профессионального обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (19). С. 67-71.

11. Кондаурова И.К. Профессионально-методическая подготовка будущих учителей математики и информатики в классическом университете: традиции и новации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. № 1. С. 106-112.

12. Власенко С.В., Пустовалова Н.И. Педагогические интеракции как современные способы управления профессиональным развитием педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 68-70.

13. Кондаурова И.К. Чтобы учить математике, одной математики мало // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2013. № 2. С. 41-42.

REGIONAL EXPERIENCE TRAINING AND PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE TEACHER OF MATHEMATICS IN THE MODERNIZATION OF SECONDARY AND HIGHER

MATHEMATICAL EDUCATION

© 2014

I.K. Kondaurova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair

«Mathematics and its teaching methods» T.G. Zaharova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Theory of functions and approximations»

M.A. Guseva, post-graduate student Saratov State University, Saratov (Russia)

Annotation: October 16-17, 2013 on the basis of Saratov State University took place a regional scientific-practical conference «Actual problems of continuous mathematics education» with the support of the Ministry of Education of Saratov region, where the representatives of teachers, student and faculty housing together discussed the important aspects of their professional activities. The main theme of the conference was declared actual problems of continuous mathematics education. What caused the special relevance of these problems? First of all, the fact that the school around the world is going through a period of profound and comprehensive reforms. As a result, the university students come not quite prepared for the university education system. This article describes the regional experience of preparation and professional development of teachers expected to be majored in mathematics in modern conditions of modernization of secondary and higher mathematical education.

Keywords: mathematics education, teacher education, teacher of mathematics, professional biography, professional development, professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.