Kochneva Elena Mikhaylovna, Zharova Darya Victorovna INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE STRUCTURE ..
pedagogical sciences
УДК 378.14
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2017
Кочнева Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
«Практическая психология» Жарова Дарья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
«Практическая психология» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению самостоятельной работы студентов как формы организации внеаудиторной учебной деятельности. В статье представлен анализ исследований самостоятельной работы студентов в разном контексте (изучение условий оптимизации; развития мотивации выполнения; оценки личностных достижений, модели организации и управления и т.д.); уточнено содержание понятий «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность»; соотнесено содержание понятий «самостоятельная работа/деятельность» и «самообразовательная деятельность»; приведены данные эмпирического исследования отношения студентов к самостоятельной работе/деятельности и их осведомленности о существующих формах самостоятельной работы; самостоятельную работу студенты соотносят с: формой контроля, выполнением каких-либо действий, возможностью самовыражения, личностными качествами, конкретными формами самостоятельной работы или описывают свое отношением к ней. В статье перечислены некоторые причины возросшего в настоящее время интереса ученых к самостоятельной работе как предмету исследования; приведены примеры целей некоторых форм самостоятельной работы, которые должны быть доведены до сведения студентов и осознаны ими; обозначены примеры образовательных результатов, которые могут демонстрировать студенты по итогам выполнения самостоятельной работы.
Ключевые слова: самостоятельная деятельность, самостоятельная работа; самообразовательная деятельность; формы самостоятельной работы; цели самостоятельной работы: образовательные результаты; учебно-профессиональная деятельность; студенты.
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE STRUCTURE EDUCATIONAL-PROFESSIONAL ACTIVITY
© 2017
Kochneva Elena Mikhaylovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair « Practical psychology», Zharova Darya Victorovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Practical psychology » Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova street, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to independent work of students as a form of organization of extracurricular educational activities. The article presents the analysis of researches of independent work of students in a different context (studying the conditions of optimization; development of motivation of implementation; evaluation of personal achievements, models of organization and management, etc.); clarification of the concepts of «self-sufficiency work and self-employment»; matched to the content of the concepts «independent work/activity» and «self-educational activity»; the data of the empirical study of attitude of students to independent work/activities and their awareness of existing forms of independent work; independent work of students are correlated with a form control to perform any action, the possibility of self-expression, personal qualities and specific forms of independent work or describe their attitude. This article lists some reasons for the increased currently of interest to scholars to work independently as the subject of research; examples of goals some forms of independent work that must be communicated to students and understood by them; marked examples of educational outcomes that can demonstrate the students following their completion of independent work.
Keywords: independent activity, independent work; self-educational activity; forms of independent work; goals of independent work: educational results; educational and professional activities; students.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Важная цель современных студентов, которая должна быть ими осознана и реализована, - стать высококвалифицированными конкурентоспособными специалистами, готовыми легко и быстро адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям внешней среды.
Реализация данной цели возможна при условии, если студенты, осваивая ту или иную профессию, научатся самостоятельно добывать знания, трансформировать их в крупицы профессионального опыта и проектировать дальнейшее его использование в будущей профессиональной деятельности [1; 2; 3; 4]. В связи с этим многократно возрастает доля самостоятельной работы студентов, не только определенная учебными планами вуза, но и самостоятельной работы, выполнение которой становится потребностью обучающихся.
Формирование целей статьи. Целью настоящей статьи явился анализ литературных источников, в которых описываются исследования самостоятельной работы студентов, современные формы самостоятельной работы на предмет выделения критериев оценки возможных образовательных результатов, и анализ результатов эм-
пирического исследования отношения студентов к самостоятельной работе/деятельности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Для уточнения определений понятий «самостоятельная работа/деятельность» мы проанализировали определения понятий «деятельность» и «работа», представленные в разных словарях [5; 6; 7; 8].
В историко-этимологическом словаре [5; с. 92] указывается, что слово «работа» в русском языке известно с XI века и использовалось в контексте обозначения зависимости: «рабство», «неволя», «работник» (подневольный). После XVII века слово работа в общерусском языке получило устойчивое значение: «трудовая деятельность», «труд». В толковом словаре русского языка слово «работа» имеет следующие трактовки: а) процесс превращения одного вида энергии в другой; б) занятие, труд, деятельность; в) служба, занятие как источник заработка; г) производственная деятельность по созданию, обработке чего-нибудь; д) продукт труда, готовое изделие; е) материал, подлежащий обработке, находящийся в процессе изготовления; ж) качество, способ изготов-
44
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Кочнева Елена Михайловна, Жарова Дарья Викторовна САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ...
ления [6, с. 658]. В словаре синонимов к слову «работа» указаны термины, объединенные в смысловые подгруппы: а) работа организма (жизнедеятельность), механизмов (функционирование), учреждения (деятельность); б) должность, место, пост работника; в) вакансия, труд; г) изделие, произведение [7; с. 588]. Если рассматривать словосочетание «работа человека», то в нем, на наш взгляд, уже заложен смысл самостоятельного исполнения, так как любую работу человек выполняет сам.
Слово «деятельность» является производным от слова «деятель», которое в русский литературный язык вошло примерно во 2-й четверти XIX века и, по свидетельству современников, «было встречено враждебно». «Деятель - человек, выделяющийся активной работой, проявивший себя на том или ином культурно-общественном поприще» [5 с. 248]. В психологическом словаре понятие «деятельность» трактуется как «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [8; с. 166]. Так как любая деятельность целенаправленна и осознаваема, то контекст самостоятельного выполнения деятельности человеком также присутствует.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Сопоставляя имеющиеся в психолого-педагогической литературе определения понятия «самостоятельная работа студентов», были обнаружены существенные различия. Так, В.А. Сластенин определяет самостоятельную работу как «форму обучения, при которой студент усваивает необходимые знания, овладевает умениями и навыками, учится планомерно, систематически работать, мыслить, формирует свой стиль умственной деятельности» [цит. по 9; с. 15], а Т.Л. Чепель считает, что самостоятельная работа студентов - это «такая работа студентов, которая является для них мотивированной и целесообразной, требующей разворачивания всей полноты познавательной деятельности самим ее субъектом - студентом [цит. по 10; с. 71]. То есть, по мнению ученых (А.Г. Ряписова, Т.Л. Чепель) работа, которая выполняется формально (по инициативе преподавателя), являясь бессмысленной для студента, который не осознает образовательный смысл заданий, не планирует последовательность своих действий, не оценивает полученные результаты, не может быть признана самостоятельной работой [10].
Опираясь на выше приведенные данные о толковании терминов «работа» и «деятельность», мы считаем, что в определении Т.Л. Чепель речь, скорее всего, идет о самостоятельной деятельности студентов, которая включает в себя разные виды самостоятельной работы обучающихся.
В семантическом пространстве понятий «самостоятельная работа/деятельность студентов» следует указать еще термины, которые объединяют рассматриваемые понятия и дополняют их сущностные характеристики. Мы рассмотрели понятие «самообразовательная деятельность».
Теоретико-методологические и эмпирические исследования научной категории «самообразовательная деятельность» вели многие отечественные ученые (А.К. Громцева, В.А. Корвяков, Н.С. Михайлова, П.И. Пид-касистый, Г.Н. Сериков, М.Н. Скаткина, Б.Ф. Райский и др.). Становление субъектности в профессиональном образовании, как отмечает Н.С. Михайлова, связано с развитием именно самообразовательной деятельности студента.
Анализ данных, которые приводит Н.С. Михайлова, позволил констатировать, что самообразовательная деятельность трактуется учеными неоднозначно. Среди критериев, которые позволили систематизировать существующие определения самообразовательной деятельности, указаны следующие: а) отношение к образова-
нию; б) отношение к самостоятельной работе; в) отношение к воспитанию; г) отношение к учению и бытию; д) отношение к управлению и контролю; е) отношение ко времени; ж) отношение понятий самообразование и самообразовательная деятельность. Н.С. Михайлова считает, что самообразовательная деятельность - это «вид деятельности, целью и содержанием которой является целенаправленное и целесообразное самоизменение субъекта, концептуально и нормативно определенное им самим, самостоятельно реализуемое на основе рефлексивных механизмов» [11].
Сопоставляя теоретические положения Н.С. Михайловой и Т.Л. Чепель относительно самообразовательной деятельности и самостоятельной работы студентов соответственно, можно обозначить сходства и различия их толкования. Оба теоретических положения сформулированы с позиций субъектно-деятельностного методологического подхода и содержат посыл к целесообразной, самостоятельной и активной позиции субъекта изменений. Однако если у Т.Л. Чепель речь идет о целесообразности познавательной деятельности студентов, то Н.С. Михайловна акцентирует внимание на целенаправленном и целесообразном самоизменении субъекта посредством рефлексивных механизмов.
В последние годы вновь возрос исследовательский интерес к проблеме самостоятельной работы студентов среди педагогов и психологов. К настоящему времени известны исследования самостоятельной работы студентов в контексте:
а) изучения психолого-педагогических условий оптимизации самостоятельной работы/деятельности студентов, обусловливающих их профессионально-личностное становление и развитие (С.А. Кораблев, Н.В. Подошва, В.В. Понамарева, Н.С. Ткаченко, А.Э. Штейнмец, Ф.А. Саглам, Н.В. Тельтевская, Е.М. Третьякова и др.) [12; 13; 14; 15];
б) развития субъектности студентов, мотивации к самостоятельной работе, коммуникативной компетентности (А.Ф. Березин, А.И. Курпешева, А.В. Райцев, М.М. Шехтер, Г.В. Артамонова и др.) [12; 16];
в) расширения информационно-технологических составляющих учебной деятельности студентов как ресурсного обеспечения самостоятельной деятельности студентов (С.В. Белобородова, Т.А. Куликова, Н.В. Муравьева и др.) [12; 17; 18; 19];
г) разработки дидактических средств, моделей организации и управления самостоятельной работой студентов (Г.И. Голобокова, Т.В. Рудина, В.В. Усманов и др.) [12];
д) оценки личностных достижений в самостоятельной работе студентов (Г.В. Ахметжанова, Д.А. Писаренко и др.) [20];
е) использования дистанционных форм организации самостоятельной работы студентов (О.И. Ваганова, Е.И. Дворникова, М.М. Кутепов, Ю.Б. Лунева, А.В. Трутанова и др.) [21; 22; 23; 24];
ж) влияние личностных особенностей студентов на результативность их самостоятельной деятельности (Б.Б. Айсмонтас, П.В. Лебедчук, Мд.А. Уддин) [25; 26].
Интерес к проблеме повышения качества и результативности самостоятельной деятельности студентов сегодня обусловлен рядом причин, перечислим некоторые из них. Модернизация системы высшего образования, активно осуществляемая сегодня в вузах, предполагает: а) изменение сущностного понимания самостоятельной работы/деятельности. Современное образование, как выстраивание «жизненной стратегии» [27], «профессиональной перспективы» [1; 28], «профессиональной позиции» [29], определяет включение современных молодых людей в «образование длиною в жизнь посредством самостоятельной работы/деятельности; б) изменение статуса самостоятельной работы, которая становится «высшей формой учебной деятельности» [27]; в) дополнение ряда функций (образовательная, развивающая, воспиты-
Kochneva Elena Mikhaylovna, Zharova Darya Victorovna pedagogical
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE STRUCTURE ... sciences
вающая), которые выполняет самостоятельная работа, стимулирующей функцией, направленной на развитие у студентов способности «видеть горизонты своего профессионально-личностного развития» и проектировать его [1; 3; 27]; г) развитие информационно-технологической готовности студентов к работе в электронной информационно-образовательной среде, созданию электронных образовательных ресурсов [30; 31].
К настоящему времени разработано и накоплено достаточно много разных форм и способов организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, включая использование электронной информационно-образовательной среды вуза. Но как бы, ни был активен преподаватель, который сегодня обязан владеть разного рода информационными технологиями, без заинтересованного участия обучающихся результата не будет, так как образовательные потребности студентов следует развивать.
С целью изучения отношения современных обучающихся к самостоятельной работе/деятельности и об их осведомленности о существующих формах и видах самостоятельной работы нами был проведен экспресс-опрос студентов.
Участникам опроса было предложено:
а) закончить предложение: «Самостоятельная работа студентов - это ...»;
б) ответить на вопрос о количестве времени, которое отводится, должно отводиться на самостоятельную работу студентов;
в) оценить по 10 балльной шкале свое отношение к самостоятельной работе;
г) перечислить формы организации и виды самостоятельной работы, которые они знают и которые используются в процессе учебно-профессиональной деятельности.
В эмпирическом исследовании приняли участие 168 студентов, обучающихся на разных факультетах нижегородских вузов.
Анализ результатов показал, что самостоятельную работу обучающихся соотносят с:
а) выполнением какой-либо работы (действий) («труд»; «закрепление своих знаний»; «прорабатывание темы»; «решение задач, поиск решения»; «обдумывание»; «анализ»; «индивидуальная работа»; «работа без помощи преподавателя»; «способ получения информации» и т.п.) - 48 %;
б) формой контроля («контрольная работа»; «проверка и определение своих знаний, ЗУН»; «метод проверки»; «тесты») - 12 %;
в) самовыражением («самовыражение»; «возможность проявить себя»; «способ засветиться в глазах преподавателя») - 8 %;
г) процессами и методами обучения («обучение»; «индивидуальный подход») - 8 %;
д) личностными качествами, свойствами («ответственность»; «самостоятельность»; «любознательность»; «обязательность») - 6 %;
е) формами самостоятельной работы («сочинение»; «домашняя работа»; «дополнительные задания»; «электронный курс»; «доклад, реферат») - 6 %;
ж) реакциями, отношением («наша головная боль»; «перекладывание ответственности преподавателя на студентов»; «потраченное время, часто зря»; «снова двойка ...») - 6 %;
Большинство респондентов (75%) при ответе на вопросы о количестве времени, которое отводится/должно отводиться на самостоятельную работу студентов, указали конкретную цифру (30% - 80% учебного времени), остальные участники (25%) представили развернутые ответы («больше чем требовалось бы / не так много как сейчас»; «много больше положенного/ максимум 3-5 часов» и т.п.).
Многие обучающиеся (74%) оценили свое отношение к самостоятельной работе выше среднего от 5 до 8 46
баллов; почти треть опрошенных (26%) относятся к самостоятельной работе отрицательно, объясняя свое отношение тем, что «информация, полученная от преподавателя, усваивается гораздо лучше нежели информация самостоятельно прочитанная».
Анализ перечисленных обучающимися форм самостоятельной работы, которые используются в учебном процессе и которые они знают, показал, что в большинстве случаев (88%) назывались такие формы как подготовка докладов и рефератов, курсовые и контрольные работы, конспекты.
Многие отнесли электронную образовательную среду (MOODLE) к формам самостоятельной работы не выделяя конкретные виды работ [32; 33]. Только некоторые обучающиеся (12%) назвали такие формы самостоятельной работы как: совместные мультимедийные презентации, эссе, решение кейсов, разработка графологических структур, составление тезауруса по темам. Это наводит на мысль, что такого рода задания студенты выполняют редко.
Высокая результативность выполнения обучающимися самостоятельной работы возможна при условии, если преподаватель и студенты: а) сформулируют цель, которой необходимо достичь и конкретизируют ее в задачах (например, изучить ...; разработать ...; отработать навык ...; апробировать ... и т.д.); б) перечислят необходимые для выполнения работы умения и навыки; в) обозначат возможные образовательные результаты; г) обсудят требования, сроки выполнения и критерии оценки готовой работы.
В научно-методической литературе [34] приводятся примеры целей в рамках выполнения разного рода форм самостоятельной работы, так, например: а) при подготовке рефератов, эссе, докладов студенты расширяют научно-исследовательский кругозор, развивают навыки творческого мышления и письменного изложения материала; б) при написании курсовых работ (проектов) студенты учатся систематизировать уже имеющиеся в науке теоретические знания и практические навыки, повышают уровень своей информационной культуры, развивают способности прогнозирования, проектирования, моделирования; в) при подготовке конспектов информационных источников, тезисов выступлений, стендовых докладов студенты отрабатывают навыки грамотного изложения материалов в письменной форме, развивают самостоятельность мышления и т.д.
При этом среди множества перечисленных образовательных результатов [34; 35; 36; 37], на наш взгляд, следует акцентировать внимание на некоторых образовательных результатах, касающихся: а) развития мыслительных операций при работе с информационными источниками (развитие способности к обобщению и анализу информации); б) развития устной и письменной речи (развитие способности логически верно, аргументировано и ясно излагать свои мысли); в) формирования системы глубоких фундаментальных знаний и готовности их использования на практике при решении разного рода профессиональных задач; г) развития библиографической культуры (развитие навыков грамотного оформления литературы и ссылок на использованные информационные источники).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, самостоятельная работа как одна из форм организации учебного процесса в вузе, удовлетворяющая всем требованиям, предъявляемым такого рода деятельности обучающихся, обеспечивает формирование у студентов прочного базиса профессиональных умений и навыков, а также их профессионально-личностное развитие. Среди перспектив дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы в рамках психолого-педагогических наук следует указать следующие: а) исследование механизмов мотивации обучающихся, выполняющих самостоятельную работу; б) изучение роли и места самостоятельной Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Кочнева Елена Михайловна, Жарова Дарья Викторовна САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ...
работы студентов в структуре их профессионально-личностного развития; в) сопоставление особенностей влияния личностных качеств обучающихся на результативность самостоятельной работы и другие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кочнева Е.М., Жарова Д.В., Костылева Е.А. Учебно-профессиональная деятельность студентов и ее специфика в контексте подготовки обучающихся вуза к проектированию своего профессионального будущего // Азимут научный исследований: педагогика и психология. 2017. Т5. № 3 (16). С. 68-72.
2. Чиркова Т.И., Кочнева Е.М. Фактор неопределенности в высшем образовании: контуры проблемы // Известия РАО. 2011. № 2. С. 114-125.
3. Чиркова Т. И., Кочнева Е.М., Мялкина С.П. Профессиональные риски в структуре профессиональной деятельности психолога: контекст вузовской подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 6 (июнь). С. 171-175. URL: http://e-koncept. ru/2014/14171.htm. (дата обращения 05.11.2017)
4. Чиркова Т.И., Кочнева Е.М. Свобода выбора и профессиональная ответственность в структуре проектировочной деятельности будущих психологов // Вестник Мининского университета. 2014. № 4(8) с. 24. - URL: http://vestnik.mininuniver.ru (дата обращения 05.11.2017)
5. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / П.Я. Черных - М.: Рус. яз.- Медиа; Дрофа, 2009.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. М.: АСТ, Мир и Образование. 2016. 736 с.
7. Кожевников А.Ю. Словарь синонимов современного русского языка. Речевые эквиваленты: практический справочник. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп». 2009. 800 с.
8. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2009. 811 с.
9. Касаткина О.В. Опыт исследования самостоятельной работы студентов факультета дистанционного обучения МГППУ // Психологическая наука и образование. 2009. № 5. С. 14-18.
10. Ряписова А.Г. Опыт разработки учебно-методического комплекса учебной дисциплины для обучения студентов по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. 2014. № 1.
11. Михайлова Н.С. Становление и развитие самообразовательной деятельности студента-заочника в практике высшего образования // Психология образования в XXI веке: теория и практика. Волгоград. Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011. С. 109-112.
12. Электронная библиотека диссертационных работ по психологии. URL: http://www.lib.ua-ru.net/disser/ ru.html (дата обращения 05.11.2017)
13. Саглам Ф.А. Способы мотивирования и оценка результативности самостоятельной работы студентов-психологов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 66-68.
14. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111113.
15. Тельтевская Н.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 262-265.
16. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7-9.
17. Есаулова И.В., Ягова Е.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в процессе организа-
ции самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 66-71.
18. Третьякова Е.М. Организация самостоятельной работы студентов с применением новых информационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал.
2016. Т. 5. № 4 (17). С. 329-333.
19. Артамонова Г.В. Аутентичные видеоматериалы как средство повышения мотивации студентов к самостоятельной работе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 201б. Т. 5. № 4 (17). С. 51-54.
20. Ахметжанова Г.В., Писаренко Д.А. К вопросу о методах оценивания личностных достижений во внеу-чебной деятельности студентов образовательных организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т6. №3(20). С. 244-247.
21. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2017. № 6-2. С. 183-187.
22. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
23. Стрекалова Н.Б. Средства управления качеством самостоятельной работы студентов // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 228-232.
24. Колодезникова С.И., Тарасов А.Е. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 122-124.
25. Лебедчук П.В. Развитие самостоятельности в процессе профессионального становления [Электронный ресурс] // Проблемы социальной психологии личности. Саратов, 2008. Изд-во: СГУ им. Н.Г. Чернышевского. URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30337_full. shtml (дата обращения 05.11.2017)
26. Айсмонтас Б.Б., Уддин Мд.А. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов-психологов) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. URL: http:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65841.shtml (дата обращения: 04.11.2017)
27. Рыбакова Н.Н. Роль самостоятельной работы студентов в современном профессиональном образовании // Вестник СибАДИ. 2011. Выпуск 1 (19). С. 89-96.
28. Кочнева Е.М., Орлова К.Е. Осознанное построение студентами своих профессиональных перспектив на этапе вузовского обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 5(146). С. 99-104.
29. Кочнева Е.М., Жарова Д.В., Костылева Е.А., Харитонова Т.Г. Подходы к изучению понятий «позиция» и «профессиональная позиция» в психологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6 (19). С. 255-259.
30. Карбозова Ж.Ж. Некоторые проблемы в подготовке студентов педагогических вузов к проектированию электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т6. №3(20). С. 162-166.
31. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационной образовательной среды вуза // Азимут научный исследований: педагогика и психология. 2016. Т5. № 3 (16). С. 68-72.
32. Букушева А.В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении компьютерной геометрии в LMS MOODLE // Азимут научных исследований: пе-
Kochneva Elena Mikhaylovna, Zharova Darya Victorovna
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE STRUCTURE .
pedagogical sciences
дагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 30-34.
33. Шурыгин В.Ю., Сабирова Ф.М. Реализация смешанного обучения физике средствами LMS MOODLE // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 289-293.
34. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : [учеб.-метод. пособие] / [А. В. Меренков, С. В. Куньщиков, Т. И. Гречухина, А. В. Усачева, И. Ю. Вороткова; под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова] ; М-во образования и науки РФ, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2016. 80 с.
35. Выстропова О.С. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в форме презентации POWERPOINT в медицинском вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 27-29.
36. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 41-44.
37. Прелова Е.В., Гусарова Ю.В. Формирование учебно-познавательной компетенции в ходе организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 120-126.
Статья поступила в редакцию 27.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
48
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)