Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов на факультете туризма и гостиничного сервиса'

Организация самостоятельной работы студентов на факультете туризма и гостиничного сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА / ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / EDUCATIONAL PROCESS / INDEPENDENT WORK OF A STUDENT / OUT-OF-CLASS WORK / FORMS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / MEMBERS OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Людмила Дмитриевна, Радыгина Евгения Геннадьевна, Фишелева Алла Ивановна

В настоящее время в системе высшего образования наблюдается усиление роли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе, ведется активный поиск инновационных подходов к организации самостоятельной работы, выявляются новые формы и методы ее активизации. В статье раскрывается опыт организации самостоятельной работы студентов на факультете туризма и гостиничного сервиса Уральского государственного педагогического университета. Самостоятельная работа студентов рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, выделяются основные признаки, принципы построения, содержание и формы самостоятельной работы студентов, определяется содержание деятельности всех участников образовательного процесса (деканата факультета, кафедры, информационно-методического центра, преподавателей и студентов) в рамках организации самостоятельной работы студентов. В статье выделяются проблемы в организации самостоятельной работы и пути их решения на факультете туризма и гостиничного сервиса. Студенту в организации самостоятельной работы отводится значительная роль: он получает задания, изучает методические рекомендации по их выполнению, определяет цель и задачи самостоятельной работы, осмысливает связь аудиторной и самостоятельной работы в образовательном процессе; составляет индивидуальный график выполнения заданий. Авторы акцентируют внимание на необходимости усиления профессиональной составляющей самостоятельной работы студентов, использованию форм и методов, способствующих повышению качества образования, активизации познавательной деятельности, развитию творческих и научно-исследовательских способностей студентов, формированию умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения приобретенных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Людмила Дмитриевна, Радыгина Евгения Геннадьевна, Фишелева Алла Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AT THE FACULTY OF TOURISM AND HOTEL SERVICES

Today much attention is given to the role of independent work in the system of higher education, there is an active search for innovative approaches to organization of independent work, new forms and methods of its activation are found. The article describes the experience of independent work of students of the faculty of Tourism and Hotel Services of the Ural State Pedagogical University. Independent work is regarded as an inseparable part of educational process; its main features, principles, content and forms are revealed; the content of work of all the memebers of educational process (Dean of the faculty, department, information-methodical centre, lecturers and students) in the frameworks of independent work organization is presented. The article discusses the problems of independent work organization and offers ways to solve them at the Faculty of Tourism and Hotel Services. Students play an impotmant role in independent work organization: they get the tasks, study methodical recommendations, identify the goal and tasks of independent work, interpret connection between in-class and out-of-class work, make individual schedules for tasks accomplishment. The authors underline the necessity of strengthening of the professional component of independent work, the use of forms and methods that increase education quality, stimulate cognitive activity, develop creative and scientific abilities of a student, form skills of independent thinking and practical application of the knowledge.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов на факультете туризма и гостиничного сервиса»

УДК 378.147.88

ББК Ч448.027 ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.08

Назарова Людмила Дмитриевна,

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма и гостиничного сервиса, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: ftgs@mail.ru.

Радыгина Евгения Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра туризма и гостеприимства, факультет туризма и гостиничного сервиса, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: radygina@bk.ru.

Фишелева Алла Ивановна,

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой туризма и гостеприимства, факультет туризма и гостиничного сервиса, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: ftgs@mail.ru.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательный процесс, самостоятельная работа студента, внеучебная работа, формы самостоятельной работы студентов, участники образовательного процесса.

АННОТАЦИЯ. В настоящее время в системе высшего образования наблюдается усиление роли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе, ведется активный поиск инновационных подходов к организации самостоятельной работы, выявляются новые формы и методы ее активизации. В статье раскрывается опыт организации самостоятельной работы студентов на факультете туризма и гостиничного сервиса Уральского государственного педагогического университета. Самостоятельная работа студентов рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, выделяются основные признаки, принципы построения, содержание и формы самостоятельной работы студентов, определяется содержание деятельности всех участников образовательного процесса (деканата факультета, кафедры, информационно-методического центра, преподавателей и студентов) в рамках организации самостоятельной работы студентов. В статье выделяются проблемы в организации самостоятельной работы и пути их решения на факультете туризма и гостиничного сервиса. Студенту в организации самостоятельной работы отводится значительная роль: он получает задания, изучает методические рекомендации по их выполнению, определяет цель и задачи самостоятельной работы, осмысливает связь аудиторной и самостоятельной работы в образовательном процессе; составляет индивидуальный график выполнения заданий. Авторы акцентируют внимание на необходимости усиления профессиональной составляющей самостоятельной работы студентов, использованию форм и методов, способствующих повышению качества образования, активизации познавательной деятельности, развитию творческих и научно-исследовательских способностей студентов, формированию умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения приобретенных знаний.

Nazarova Liudmila Dmitrievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Dean of the Faculty of Tourism and Hotel Services, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Radygina Evgenia Gennadievna,

Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Department of Tourism and Hospitality, Faculty of Tourism and Hotel Services, Ural State Pedagogicl University, Ekaterinburg, Russia.

Fisheleva Alla Ivanovna,

Candidate of Pedagogy, Head of Department of Tourism and Hospitality, Faculty of Tourism and Hotel Services, Ural State Ped-agogicl University, Ekaterinburg, Russia.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AT THE FACULTY OF TOURISM AND HOTEL SERVICES

KEYWORDS: educational process, independent work of a student, out-of-class work, forms of independent work of students, members of educational process.

ABSTRACT. Today much attention is given to the role of independent work in the system of higher education, there is an active search for innovative approaches to organization of independent work, new forms and methods of its activation are found. The article describes the experience of independent work of students of the faculty of Tourism and Hotel Services of the Ural State Pedagogical University. Independent work is regarded as an inseparable part of educational process; its main features, principles, content and forms are revealed; the content of work of all the memebers of educational process (Dean of the faculty, department, information-methodical centre, lecturers and students) in the frameworks of independent work organization is presented. The article discusses the problems of independent work organization and offers ways to solve them at the Faculty of Tourism and Hotel Services. Students play an impotmant role in independent work organization: they get the tasks, study methodical recommendations, identify the goal and tasks of independent work, interpret connection between in-class and out-of-class work, make individual schedules for tasks accomplishment. The authors underline the necessity of strengthening of the

66 НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

professional component of independent work, the use of forms and methods that increase education quality, stimulate cognitive activity, develop creative and scientific abilities of a student, form skills of independent thinking and practical application of the knowledge.

В настоящее время в системе российского высшего образования происходит поиск и внедрение инновационных подходов к организации всего процесса обучения. В период социально-экономических перемен перед высшей школой ставятся задачи подготовки образованного конкурентоспособного специалиста, отвечающего требованиям современного рынка труда.

В научной литературе определению понятий и сущности самостоятельной работы уделяется достаточно много внимания. Самостоятельная работа обучающихся рассматривается как форма обучения (М. Х. Ильясов, В. Я. Ляудис), выступает в качестве метода обучения (А. В. Усова), представляет собой вид учебной деятельности (О. А. Нильсон, Р. А. Низамов), используется как средство организации и управления познавательной деятельностью обучающихся (П. И. Пидка-систый, Е. Л. Белкин, А. Н. Леонтьев).

В соответствии с ФГОС ВО происходит перераспределение учебного времени в пользу самостоятельной работы студентов, около 50% от общей трудоемкости дисциплин учебного плана отводится на самостоятельную работу. Акценты в организации процесса обучения переносятся с содержания дисциплин на результаты обучения, выраженные в форме компетенций.

Усиление роли самостоятельной работы в настоящее время обусловлено еще и тем, что знания, приобретенные студентом самостоятельно, усваиваются значительно лучше тех, которые сообщаются преподавателем в виде готового знания [10; 12]. Усиление роли самостоятельной работы студентов обусловливает пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

В результате возникает несоответствие между объемом знаний, которые должен усвоить студент в процессе освоения образовательной программы, и отводимым на самостоятельную работу временем, которое превышает запланированное количество часов, иногда значительно. Таким образом, можно говорить о необходимости разработки и внедрения современных форм и методов организации самостоятельной работы студентов в вузе.

Самостоятельная работа представляет собой способ активного, целенаправленного

приобретения студентом знаний и умений, деятельность студентов в процессе обучения, выполняемая по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия [3, с. 283]. Самостоятельная работа является неотъемлемой частью процесса обучения в вузе. В связи с совершенствованием системы высшего образования, углублением содержания учебных предметов следует внедрить в учебный процесс такие формы и методы, которые будут способствовать повышению качества образования, активизации познавательной деятельности студентов, развитию их творческих и научно-исследовательских способностей. В достижении этой цели значительная роль отводится формированию у студентов умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения приобретенных знаний.

С точки зрения В. И. Загвязинского, самостоятельная работа студента является основой всего процесса обучения в вузе. Самостоятельная работа формирует готовность к самообразованию, создает базу для непрерывного образования, постоянного повышения квалификации, выражения сознательности и активности личности [7, с. 87].

К. Д. Ушинский доказал, что развитие самостоятельности требует правильного разделения труда между учителем и учащимися. Ученик в процессе обучения выступает как самостоятельная творческая личность, в формировании которой важную роль играет самостоятельная работа [1].

Основными признаками самостоятельной работы студентов являются: постановка познавательной или практической цели, проблемного вопроса; самостоятельная поисковая деятельность студентов в процессе достижения цели; осуществление управления и самоуправления познавательной деятельностью студента [12, с. 112].

На факультете туризма и гостиничного сервиса Уральского государственного педагогического университета организации самостоятельной работы студентов отводится важное место. Виды самостоятельной работы утверждаются на заседаниях кафедры и учебно-методической комиссии, а также прописываются в рабочих учебных программах дисциплин.

Основными принципами отбора материала для самостоятельного изучения являются следующие: сведение до минимума объема и сложности материала, отводимого для самостоятельного изучения студентами с целью соответствия объема и уровня сложности материала возможностям каждого

© Назарова Л. Д., Радыгина Е. Г., Фишелева А. И., 2016

студента и временному интервалу, отведенному для усвоения материала; согласованность учебных материалов (аудиторной и внеаудиторной работы); соблюдение единых дидактических требований самоподготовки, контроля и оценки знаний и навыков.

В процессе организации самостоятельной работы студентов на факультете туризма и гостиничного сервиса решаются следующие задачи:

- углубление и расширение профессиональных знаний студентов;

- формирование интереса к учебно-познавательной деятельности;

- вовлечение в научно-исследовательскую деятельность;

- приобретение студентами навыков организации и самоорганизации познавательной деятельности;

- развитие самостоятельности, активности, ответственности в решении профессиональных задач;

- развитие профессиональной компетентности.

На факультете туризма и гостиничного сервиса определена деятельность всех участников (деканата, кафедры, информационно-методического центра, преподавателей и студентов) образовательного процесса в организации самостоятельной работы студентов:

- Деканат факультета: организует для-первокурсников занятия по основам самостоятельной работы; предоставляет аудитории и компьютерные классы для выполнения самостоятельной работы; содействует информационному и материально-техническому обеспечению самостоятельной работы.

- Кафедра: согласовывает с деканатом график самостоятельной работы студентов каждого курса с указанием срока сдачи выполненного задания и форм контроля; информирует студентов и преподавателей о графике самостоятельной работы на семестр.

- Информационно-методический центр: организует занятия для формирования у студентов навыков поиска информации, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, информационных системах и базах данных; оказывает помощь студентам в поиске информации.

- Преподаватель: информирует студентов о системе самостоятельной работы в начале изучения учебной дисциплины, ее содержании, трудоемкости, сроках выполнения, формах контроля и критериях оценки; выдает задания и методические рекомендации по их выполнению; составляет график консультаций по выполнению самостоятельной работы и обеспечивает их проведение; курирует выполнение самостоятельной работы в рамках своей учебной дисциплины; проводит групповые и индивидуальные консультации сту-

дентов по методике выполнения конкретных заданий по самостоятельной работе, оказывает необходимую помощь с учетом индивидуальных особенностей студентов; пересматривает и обновляет список литературы и других источников информации.

- Студент: получает задания для самостоятельной работы и методические рекомендации по их выполнению; определяет цель самостоятельной работы и задачи, которые ему необходимо решить в рамках данного вида деятельности; осмысливает связь аудиторной и самостоятельной работы в общем контексте процесса освоения профессиональной деятельности; составляет индивидуальный график выполнения заданий по самостоятельной работе; оформляет в соответствии с требованиями и сдает выполненное задание.

Организация самостоятельной работы студентов требует от преподавателей более глубоких профессиональных знаний и навыков, владение интерактивными формами построения учебных занятий. Но и от студента самостоятельное выполнение учебных заданий требует максимального умственного напряжения. В связи с этим на факультете ведется работа в двух направлениях:

1) организация аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов (поиск и внедрение интерактивных форм проведения аудиторных занятий, таких как деловые игры, тренинги, решение ситуационных задач, проведение экскурсий и интерактивных экскурсий);

2) вовлечение студентов в активную деятельность во внеаудиторное время (в этом направлении проводится постоянный поиск методов мотивации студентов, установление взаимосвязей между учебными дисциплинами, научно-исследовательской деятельностью и профессиональной самореализацией студентов, включающих организацию участия студентов в научных мероприятиях и мероприятиях профессиональной направленности, посещение предприятий сферы туризма и гостеприимства, музеев, выставок и др., самостоятельную организацию и проведение туристских мероприятий).

Для реализации указанных направлений на факультете разработаны:

- методические материалы (указания, пособия по организации самостоятельной работы по дисциплинам; задания по самостоятельной работе, подлежащие проверке преподавателем; критерии оценивания выполненных заданий);

- матрица выполнения заданий по самостоятельной работе для каждого курса (с учетом недельной внеаудиторной нагрузки студентов);

- перечень информационных ресурсов

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

по каждой учебной дисциплине (справочники, учебные пособия, электронные ресурсы, банки индивидуальных заданий, обучающие программы и др.);

- перечень материальных ресурсов (учебная литература, компьютерная техника, обеспечивается доступ к базам данных);

- контролирующие материалы (тестовые задания, контрольные работы, вопросы и материалы для самоконтроля над освоением дисциплины);

- определен график консультаций преподавателей кафедры.

Формы самостоятельной работы студентов включают базовую часть (направленную на подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям для всех дисциплин учебного плана) и дополнительную часть (направленную на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков). На факультете предусмотрены следующие формы самостоятельной работы студентов:

в учебное время:

- выступление с докладом, сообщением;

- выполнение лабораторной работы;

- решение индивидуальных задач и выполнение индивидуальных заданий;

- выполнение алгоритмизированных заданий;

- выполнение заданий на структурирование материала;

- выполнение заданий на обобщение и анализ материала;

- участие в деловой или ролевой игре;

- разработка наглядных пособий, раздаточного материала;

- самостоятельные упражнения на учебном оборудовании;

- взаимоконтроль выполнения заданий других работ;

во внеучебное время:

- подготовка к занятиям по конспектам, литературе;

- изучение рекомендованной литературы по теме или вопросу;

- изучение содержания тем, вынесенных на самостоятельное изучение;

- библиографический поиск с аннотированием литературы;

- написание рефератов;

- изучение темы или вопроса по материалам Интернета;

- составление планов, тезисов, глоссариев при самостоятельном изучении тем;

- подготовка доклада (сообщения, выступления) к семинару;

- подготовка к лабораторной работе и оформление результатов лабораторной работы;

- решение индивидуальных задач и выполнение индивидуальных заданий;

- выполнение алгоритмизированных

заданий;

- выполнение внеаудиторных контрольных работ, домашних заданий;

- подготовка к контрольным мероприятиям по дисциплине, тестирование;

- подготовка к участию в деловой или ролевой игре;

- разработка наглядных пособий, раздаточного материала;

- самостоятельные упражнения на учебном оборудовании;

- разработка тестов и других видов контроля;

- компьютерный поиск в сети Интернет по теме исследования;

- взаимоконтроль: рецензирование рефератов и других работ;

- научно-исследовательская деятельность (выполнение курсовой и выполнение выпускной квалификационной работы, подготовка к олимпиаде или конкурсу, выступление на научной конференции, написание научных статей и тезисов доклада);

- участие в экскурсии, туристской поездке;

- самостоятельное знакомство с туристскими объектами, средствами размещения, учреждениями культуры и оформление дневника по дням культуры и искусства;

- практика и подготовка отчетной документации по практике.

Кроме этого студентам предоставляется возможность выбора индивидуальной образовательной траектории (элективные учебные дисциплины, дисциплины и курсы по выбору студента, дополнительные образовательные услуги, индивидуальные планы подготовки), а также возможность публичного обсуждения теоретических и практических результатов, полученных студентами самостоятельно (научно-практические конференции, студенческая олимпиада «Технологии сервиса», конкурсы студенческих научных работ и ВКР).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов регулярно обсуждаются на заседаниях кафедры туризма и гостиничного сервиса. В результате обсуждения были выявлены внешние и внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студентов. Внешние факторы включают: постановку познавательных задач преподавателем; разработку алгоритма выполнения самостоятельной работы и знание студентом способов ее выполнения; четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; определение видов и сроков консультационной помощи студентам во время выполнения заданий; разработку критериев оценки и видов отчетности; разработку видов и форм контроля выполнения самосто-

ятельной работы. В рабочих программах дисциплин разработаны разделы: содержание дисциплины; контрольные вопросы для контроля и самоконтроля; темы для самостоятельного изучения; задания для самостоятельной работы, подлежащие проверке преподавателем; тестовые задания для промежуточного контроля по дисциплине. Учебный процесс на факультете включает проведение промежуточной аттестации в середине учебного семестра, во время которой студенты могут прогнозировать успешность предстоящей аттестации по изучаемым дисциплинам и спланировать свою самостоятельную работу на оставшийся период.

Организация самостоятельной работы студентов требует внимания и к внутренним факторам, способствующим активизации самостоятельной работы студентов: осознание студентами полезности выполняемых заданий; проявление творческой активности; участие студентов в разработке заданий для самостоятельной работы; использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты); индивидуализация и постоянное обновление заданий для самостоятельной работы; поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности. Эти факторы способны породить соревновательность в процессе получения знаний, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студентов.

Материалы учебно-методических комплексов по самостоятельной работе студенты получают в электронном или печатном вариантах в информационно-методическом центре факультета в первую неделю освоения дисциплины. Выполнение заданий происходит по заранее установленному графику. На факультете разработана матрица выполнения самостоятельной работы студентами каждого курса, в которой объем работы определяется в соответствии с объемом недельной внеучебной нагрузки. Выполнение самостоятельных заданий по предмету от темы к теме в предложенном преподавателями варианте позволяет постепенно, поэтапно, системно приращивать знания, умения, навыки по изучаемым дисциплинам.

Приведем примеры заданий по самостоятельной работе. Одним из распространенных заданий в самом начале освоения дисциплины может стать эссе на тему «Зачем студенту твоего направления подготовки необходимо изучать данную дисциплину?». Данное задание мотивирует студентов на изучение дисциплины, позволяет выявить профессиональную направленность изучаемой дисциплины.

Одним из заданий по самостоятельной работе является составление краткого кон-

спекта по предложенному тексту учебника, журнальной статьи, электронных ресурсов, составление вопросов по прочитанному тексту или тестовых заданий.

На стадии профессионального становления будущему специалисту индустрии туризма, гостиничного дела и сервиса важно развивать такие качества, как наблюдательность, внимание, восприятие. Например, задание по предмету «Технологии барного обслуживания»: подберите примеры заведений Екатеринбурга к следующим разновидностям баров: бары класса люкс, бары высшей категории; бары первой категории; бары специальной категории (винные бары, коктейль-бары, пивные бары, гриль-бары, десерт-бар, кофе-бар, бары по интересам, танцевальные бары, диско-бары, фитнес-бар, экспресс-бары, национальные-бары).

В процессе обучения важно выстраивать межпредметные связи. Так, знакомство с историей барного дела может стать одним из способов приобщения к мировой художественной культуре и будет способствовать закреплению знаний по дисциплине «История искусств» и «Мировая художественная культура». Студентам предлагается рассмотреть изображение картины Эдуарда Мане «Бар в "Фоли-Бержер"», найти материалы по истории создания полотна, проанализировать сюжет, сравнить изображение бара конца XIX в. с современными барами, описать свои впечатления.

На сегодняшний день многие исследователи отмечают снижение интереса у современной молодежи к чтению. В рамках предмета «Технологии барного обслуживания» студентам предлагается познакомиться с творчеством Омара Хайяма, знаменитые рубаи которого посвящены культуре пития.

В ходе изучения предмета «Технологии барного обслуживания» студенты составляют свою электронную энциклопедию, наполняя ее не только статьями, иллюстрациями, но и видеоматериалами.

Одной из ключевых дисциплин по подготовке бакалавров по направлению подготовки «Туризм» является курс «Теория и технологии экскурсионного обслуживания». Важное место на начальном этапе освоения дисциплины занимает тема «Сущность и функции экскурсии». Одним из приемов, направленных на понимание сущности понятия «экскурсия», является прием сравнения. В качестве задания по самостоятельной работе студентам предлагается сравнить определения термина «экскурсия», приведенные в учебнике «Экскурсове-дение» Б. В. Емельянова, выделить общее и различное в трактовке понятия, оформить материалы в таблице. Далее студентам предлагается прочитать материал по теме «Экс-

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

курсия как вид туристских услуг. Ее функции» по учебнику А. С. Скобельциной «Технологии и организация экскурсионных услуг» и сравнить с функциями экскурсии, которые выделяет Б. В. Емельянов в учебнике «Экскурсоведение». Ответить на вопросы: что общего у авторов, чем представленные функции не похожи? Выбрать функции экскурсии, которые, по мнению студентов, точнее передают современную ситуацию.

Одним из путей активизации самостоятельной работы студентов является ее выполнение в разные периоды процесса обучения, освоения новой дисциплины: при получении новых знаний, их закреплении, повторении и проверке. Постепенное уменьшение непосредственной помощи преподавателя может стать средством повышения творческой активности обучающихся. Важным компонентом в выполнении заданий по самостоятельной работе является стимулирование творческой активности студентов. Так, одно из заданий по курсу «Экскурсоведение» связано с созданием рабочей тетради по экскурсионному маршруту, над которым студенты работают на конечном этапе. В ходе работы над рабочей тетрадью студенты не только посещают объекты своего маршрута, они делают фотографии, продумывают творческие задания, составляют кроссворды, ребусы, задания на сопоставления и др.

Таким образом, на факультете обеспечивается содержание и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, а также непрерывный контроль и оценка результатов самостоятельной работы студентов.

Однако существуют и проблемные вопросы в организации самостоятельной работы студентов:

1. Отсутствие у студентов навыка работы с учебной и научной литературой.

2. Самостоятельная работа практически не входит в нагрузку преподавателей. Принятые на сегодняшний день нормативные документы, регулирующие нагрузку преподавателей, не учитывают изменение профессиональной педагогической деятельности под влиянием современных информационных технологий, например, переписку со студентами по электронной почте или в социальных сетях, которую ведут сегодня практически все

преподаватели. Это делается по доброй воле и в свободное от «основной работы время», то есть поздним вечером или в выходные и праздничные дни. Например, выделяемые по нормативам пять часов на руководство курсовой работой не соответствуют времени, которое уделяет преподаватель редактированию промежуточных вариантов.

3. Неравномерность студенческой активности в течение учебного года, которая возрастает по мере приближения сессии. Усилия преподавателей направлены и на поиск различных форм мотивации студентов не только к эффективной, но и к планомерной работе.

4. Несформированность у студентов навыков самостоятельной работы. Для решения этой проблемы в учебные планы была включена учебная дисциплина «Информационная культура личности», а также дисциплина «Введение в специальность».

5. Отсутствие у студентов понимания значимости, необходимости самостоятельной работы в вузе. Она возникает, если студенту удается легко преодолеть текущие и промежуточные формы контроля, используя готовые решения. Исходя из этого, задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы нельзя было найти готовые решения. Кроме того, поставленные перед студентами задачи должны быть им интересны, современны, направлены на повышение их конкурентоспособности, активизацию их интеллектуальной деятельности.

Таким образом, организация самостоятельной работы студентов на факультете туризма и гостиничного сервиса реализуется в трех взаимосвязанных направлениях: аудиторной самостоятельной работе, внеаудиторной работе и творческой (в том числе научно-исследовательской) деятельности студентов. Отличительной особенностью организации самостоятельной работы студентов на факультете является профессиональная направленность внеучебной деятельности студентов, наиболее важные мероприятия и элементы самостоятельной работы уже сложились в форме традиций факультета и способствуют профессиональной и творческой самореализации студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990.

2. Байлук В. В. Самопознавательная реализация обучающихся как интегративный фактор системы образования / / Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 7-13.

3. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т ; Рос. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005.

4. Беляева Л. А., Беляева М. А. Современный университет: смена парадигм (на примере научно-исследовательской работы преподавателя) // Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы : материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 26-29.

5. Бреева М. В., Вылегжанина И. А. Риски психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе / / Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 110-113.

6. Дегтерев В. А., Майданова Т. В. Студенческий самоменеджмент как средство непрерывного образования человека // Педагогическое образование и наука. 2015. № 4. С. 130-134.

7. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : Академия, 2001.

8. Иваненко М. А. К вопросу о качестве образования в высшей школе // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 93-96.

9. Карева А. В. Социально-правовые аспекты регулирования туристской деятельности // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества : материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. С. 201-208.

10. Ларионова И. А., Лыкасова И. Л. Факторы риска в организации самостоятельной работы студентов / / Риск менеджмент в учреждениях социальной сферы, культуры и образования : учебно-методическое пособие / под ред. М. А. Беляевой, Н. В. Шрамко ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. С. 87-93.

11. Назарова Л. Д. Роль самостоятельной работы в подготовке будущих специалистов // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы : сборник научных трудов VI Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица : в 2-х частях / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. С. 217-222.

12. Платонова Р. И. Теоретические и прикладные основы самостоятельной работы как механизма развития конкурентоспособной личности // Наука и образование. 2008. № 4. С. 108-113.

13. Прямикова Е. В., Лобова Е. В. Повышение образовательной активности студентов: стратегии вузов // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления : материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора Валерия Трофимовича Шапко. 2014. С. 207-210.

14. Радыгина Е. Г. Эффективная организация социокультурного пространства факультета // В мире научных открытий. 2015. № 53 (65). С. 980-995.

15. Фишелева А. И. Роль туризма в повышении социальной значимости библиотек и информационных центров Екатеринбурга личности // Социально-педагогическая деятельность в социуме : теория, практика, перспективы : сборник научных трудов VI Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица : в 2-х частях / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. С. 181-187.

REFERENCES

1. Antologiya pedagogicheskoy mysli Rossii vtoroy poloviny XIX — nachala XX v. M., 1990.

2. Bayluk V. V. Samopoznavatel'naya realizatsiya obuchayushchikhsya kak integrativnyy faktor sistemy obra-zovaniya / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 2. S. 7-13.

3. Belkin A. S., Tkachenko E. V. Dissertatsionnyy sovet po pedagogike (opyt, problemy, perspektivy) / Ural. gos. ped. un-t ; Ros. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2005.

4. Belyaeva L. A., Belyaeva M. A. Sovremennyy universitet: smena paradigm (na primere nauchno-issledovatel'skoy raboty prepodavatelya) // Universitet XXI veka: starye paradigmy i sovremennye vyzovy : materialy XVIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2015. S. 26-29.

5. Breeva M. V., Vylegzhanina I. A. Riski psikhologo-pedagogicheskogo vzaimodeystviya sub"ektov obra-zovatel'nogo protsessa v vuze / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 4. S. 110-113.

6. Degterev V. A., Maydanova T. V. Studencheskiy samomenedzhment kak sredstvo nepreryvnogo obrazovaniya cheloveka / / Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2015. № 4. S. 130-134.

7. Zagvyazinskiy V. I. Teoriya obucheniya: Sovremennaya interpretatsiya : uchebnoe posobie dlya studentov vys-shikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. M. : Akademiya, 2001.

8. Ivanenko M. A. K voprosu o kachestve obrazovaniya v vysshey shkole // Pedagogicheskoe obrazovanie v Ros-sii. 2013. № 2. S. 93-96.

9. Kareva A. V. Sotsial'no-pravovye aspekty regulirovaniya turistskoy deyatel'nosti // Sotsiokul'turnaya sreda i ee razvitie v usloviyakh globalizatsii sovremennogo obshchestva : materialy V Mezhdunarodnykh sotsial'no-pedagogicheskikh chteniy im. B. I. Livshitsa / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2013. S. 201-208.

10. Larionova I. A., Lykasova I. L. Faktory riska v organizatsii samostoyatel'noy raboty studen-tov // Risk menedzhment v uchrezhdeniyakh sotsial'noy sfery, kul'tury i obrazovaniya : uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. M. A. Belyaevoy, N. V. Shramko ; Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2014. S. 87-93.

11. Nazarova L. D. Rol' samostoyatel'noy raboty v podgotovke budushchikh spetsialistov // Sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' v sotsiume : teoriya, praktika, perspektivy : sbornik nauchnykh trudov VI Mezhdu-narodnykh sotsial'no-pedagogicheskikh chteniy im. B. I. Livshitsa : v 2-kh chastyakh / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2014. S. 217-222.

12. Platonova R. I. Teoreticheskie i prikladnye osnovy samostoyatel'noy raboty kak mekhanizma razvitiya konku-rentosposobnoy lichnosti / / Nauka i obrazovanie. 2008. № 4. S. 108-113.

13. Pryamikova E. V., Lobova E. V. Povyshenie obrazovatel'noy aktivnosti studentov: strategii vuzov / / Aktual'nye problemy sotsiologii molodezhi, kul'tury, obrazovaniya i upravleniya : materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii pamyati professora Valeriya Trofimovicha Shapko. 2014. S. 207-210.

14. Radygina E. G. Effektivnaya organizatsiya sotsiokul'turnogo prostranstva fakul'teta // V mire nauchnykh ot-krytiy. 2015. № 53 (65). S. 980-995.

15. Fisheleva A. I. Rol' turizma v povyshenii sotsial'noy znachimosti bibliotek i informatsion-nykh tsentrov Ekate-rinburga lichnosti // Sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' v sotsiume : teoriya, praktika, perspektivy : sbornik nauchnykh trudov VI Mezhdunarodnykh sotsial'no-pedagogicheskikh chteniy im. B. I. Livshitsa : v 2-kh chastyakh / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2014. S. 181-187.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. А. Дегтерев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.