Научная статья на тему 'Vera HIV Med School - просветительский проект для снижения уровня дискриминации в сфере здравоохранения'

Vera HIV Med School - просветительский проект для снижения уровня дискриминации в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VERAHIVMEDSCHOOL / ОБРАЗОВАНИЕ / ВИЧ / СПИД / СТИГМА / ДИСКРИМИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шуляковская А.С., Еремин А.О., Шалдина М.В.

Несмотря на то, что количество ВИЧ-положительных людей растет с каждым годом, зачастую у медицинского персонала возникают трудности при работе с этой группой пациентов. В данной статье описан новый проект, направленный на повышение информированности по теме ВИЧ-инфекции среди медицинских студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шуляковская А.С., Еремин А.О., Шалдина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERA HIV MED SCHOOL IS AN EDUCATIONAL PROJECT AIMS TO REDUCE THE LEVEL OF DISCRIMINATION IN THE HEALTHCARE SYSTEM

There is still a problem with relationships between health care workers and HIV positive patients, despite increasing the rate of people becoming newly infected in the world. This article describes the new project "VERA HIV Med School". The main goal of this project is to raise medical students’ awareness about HIV infection.

Текст научной работы на тему «Vera HIV Med School - просветительский проект для снижения уровня дискриминации в сфере здравоохранения»

УДК 519.5 620.9 ББК 78.36

VERA HIV MED SCHOOL - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ШУЛЯКОВСКАЯА.С.1, ЕРЕМИНА.0.2 3, ШАЛДИНА М.В.1 1 ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия 2 ФГАОУВО РУДН, Москва, Россия 3 Фонд помощи людям, живущим с ВИЧ "СПИД.ЦЕНТР", Москва, Россия e-mail: nastya_shul1996@mail.ru

Аннотация

Несмотря на то, что количество ВИЧ-положительных людей растет с каждым годом, зачастую у медицинского персонала возникают трудности при работе с этой группой пациентов. В данной статье описан новый проект, направленный на повышение информированности по теме ВИЧ-инфекции среди медицинских студентов.

Ключевые слова: VeraHIVmedschool, образование, ВИЧ, СПИД, стигма, дискриминация.

Актуальность. ВИЧ-инфекция является одной из важнейших проблем глобального здравоохранения. Несмотря на определенные успехи, эпидемия ВИЧ-инфекции до сих пор не остановлена. По данным на 30 июня 2018 года общее число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации составило 1272403, а количество человек, живущих с ВИЧ приближается к миллиону. В 2017 году по данным Росстата ВИЧ-инфекция стала причиной 57,2% от всех смертей от инфекционных болезней, а средний возраст смерти составил 38 лет. Кроме того, немаловажным обстоятельством является тот факт, что в настоящее время наблюдается существенный рост пораженности населения среди возрастной группы 35-39 лет [3]. Согласно амбициозной цели UNAIDS в области лечения, направленной на прекращение эпидемии СПИДа "90-90-90", к 2020 году 90% людей, живущих с ВИЧ должны знать о своем статусе, при этом 90% из них должны получать антиретровирусную терапию (АРТ), а 90% людей, получающих АРТ, должны иметь неопределяемую вирусную нагрузку, что в комплексе должно привести к прекращению эпидемии к 2030 году. Однако, несмотря на определенный успех отдельных стран в отношении данной концепции, в России, как и в ряде других государств, на данный момент достижение таких показателей к 2020 году является невозможным. В связи с продолжающимся ростом числа новых случаев заражения и выхода эпидемии из уязвимых

групп в общую популяцию, существует необходимость по активизации системных мер противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции в масштабах страны [2, 4]. Краеугольным камнем на пути к достижению существенного прогресса являются искоренение стигмы и дискриминации и полное признание прав человека.

Пациент с ВИЧ-инфекцией может оказаться на приеме у врача любой специальности. Грамотному специалисту необходимо не только безупречно знать современные клинические аспекты данного заболевания, но и прививать определенные биоэтические нормы с ранних ступеней медицинской жизни, а также разбираться в особенностях работы с людьми, живущими с ВИЧ, в том числе ключевых групп. В контексте ВИЧ-инфекции ключевыми группами являются секс-работники и их клиенты, мужчины, имеющие секс с мужчинами, лица, употребляющие

инъекционные наркотики, трансгендерные люди, мигранты [11].

Подготовка качественного специалиста в области здравоохранения начинается еще в студенческие годы, именно поэтому важно уже на этом этапе обучения сформировать не только правильное представление об особенностях заболевания и путях передачи ВИЧ-инфекции, но и научить студентов правильному общению с ВИЧ-положительными пациентами, на что зачастую в высших учебных заведениях обращается недостаточное внимание. Повышение

осведомленности медицинских работников является немаловажной составной частью комплексных мер против распространения ВИЧ-инфекции. Стоит отметить, что зачастую люди, принадлежащие к ключевым группам, а также люди, живущие с ВИЧ, сталкиваются с недоброжелательным отношением к себе со стороны работников системы здравоохранения, что приводит к тому, что такие пациенты стараются реже посещать медицинские учреждения, что угрожает не только их здоровью и жизни, но и способствует распространению эпидемии среди населения [10].

Обучение студентов теме ВИЧ-инфекция начинается уже на втором-третьем курсах в рамках предметов микробиология,

вирусология, иммунология и клиническая лабораторная диагностика, и продолжается в течение всего образовательного цикла в той или иной степени в рамках различных дисциплин. На пятом курсе студенты начинают изучение предметов инфекционные болезни и эпидемиология, на которых происходит формирование профессиональных компетенций в области знаний по общей и частной инфектологии, в том числе по ВИЧ-инфекции [1].

Для повышения уровня информированности студентов разрабатываются просветительские проекты, преимуществом которых является комфортная обстановка, специально составленная программа, вовлечение специалистов, интенсивная тренинговая программа. Например, в 2017 году национальным союзом студентов медицины был создан проект международных медицинских школ, направленный на углубленное изучение определенной тематики в течение 7 дней.

Фонд СПИД.ЦЕНТР при поддержке посла программы ООН по ВИЧ/СПИДу UNAIDS Веры Брежневой организовали проект Vera HIV Med School (рис.). Он представляет из себя шестидневный курс лекций и практических семинаров по недискриминационным подходам к людям, живущим с ВИЧ, встреч с людьми, живущими с ВИЧ, врачами, юристами, психологами, активистами в сфере противодействия ВИЧ и представителями неправительственных организаций.

Участниками проекта стали студенты разных курсов и ординаторы со всей страны,

заинтересованные в получении знаний по теме ВИЧ-инфекции.

Рис. Участники проекта Vera HIV Med School

Для получения возможности пройти обучение претендентам необходимо было пройти первый этап - отбор. Стоит отметить, что при отборе не учитывались пол, возраст, национальность, место проживания, а также будущая специальность студента, что ставило всех участников в абсолютно равные условия. Каждый желающий принять участие в проекте подавал заявку, к которой прилагалось мотивационное письмо и резюме, на основании которых осуществлялся отбор. При этом учитывался опыт учебной, научной и волонтерской деятельности не только по теме ВИЧ-инфекции и репродуктивного здоровья, но и в других сферах в совокупности с личной мотивацией студента.

В первый день школы участники познакомились с организаторами, прослушали лекцию по истории ВИЧ-инфекции в нетрадиционном формате, узнали, что такое стигма, какие виды стигм существуют, и самое главное - как с ними бороться, после чего были проведены интенсивные тренинги,

направленные на устранение стигматизации. В заключение первого дня было проведено официальное открытие школы, на котором присутствовали Салдана В.П., глава UNAIDS в Восточной Европе и Центральной Азии, и директор Фонда помощи людям, живущих с ВИЧ "СПИД.ЦЕНТР" Красовский А.В.

Второй день школы был заполнен объемными и интенсивными лекциями по текущей эпидемической ситуации в стране и в мире, а также по теме ВИЧ-инфекции, после чего участники ознакомились с руководством по терминологии UNAIDS. Стоит отметить, что выбор правильной терминологии в общении с ВИЧ-положительными пациентами является

немаловажной частью лечения, поскольку во многом от этого зависит доверие пациента к медицинскому работнику, а следовательно и приверженность к терапии. Необходимо стремиться к уменьшению количества медицинской лексики в разговоре с пациентами, которые в преобладающем большинстве не имеют медицинского образования, а также учитывать тот факт, что в настоящее время ввиду широкого распространения информации пациенты могут прекрасно ориентироваться в терминологии, касающейся их заболевания. Многие термины, употребляемые медицинскими работниками относительно ВИЧ-инфекции и людей, живущих с ВИЧ не способствуют созданию доверия и уважения между врачом и пациентом, что свидетельствует о необходимости обучения данному вопросу как студентов, так и специалистов области здравоохранения.

Кроме того, вниманию участников проекта был представлен объёмный материал по до- и постконтактной профилактике заражения ВИЧ-инфекцией и последовательности действий медицинского работника при возникновении аварийной ситуации на рабочем месте, что необходимо для безопасной деятельности каждого работника системы здравоохранения. Основы этих знаний каждому специалисту необходимо получить уже в студенческие годы [5, 6, 7, 8, 9].

Третий день проекта был посвящен темам лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции, антиретровирусной терапии и туберкулёза у больных ВИЧ-инфекцией. По данным всемирной организации здравоохранения туберкулез является основной причиной смерти ВИЧ-положительных пациентов во всем мире, примерно Уз всех пациентов с диагнозом ВИЧ-инфекция инфицированы туберкулезом. От данной патологии умирает каждый четвертый человек, живущий с ВИЧ. Учитывая широкую распространенность туберкулеза в общей

популяции нашей страны, а также наличие концентрированной стадии эпидемии ВИЧ-инфекции, данная тема особенно актуальна для студентов и ординаторов всех специальностей.

На четвертый день участники прослушали лекцию на тему "ВИЧ-инфекция и репродуктивное здоровье", после чего был организован телемост с юристом, на котором участники подробно ознакомились с правовой базой, касающейся ВИЧ-инфекции, а также смогли задать все интересующие их вопросы.

Пятый день Vera HIV Med School был посвящен аспектам доконтактной

профилактики среди представителей ключевых групп и особенностям проекта "SafeBox". Стоит отметить, что в каждый день проекта студенты и ординаторы имели возможность пообщаться с представителями тех или иных ключевых групп, что также позволило снизить уровень стигматизации среди участников.

В заключительный день школы участники написали эссе на тему "Остановить эпидемию возможно если я сделаю ЭТО", в котором рассказали о своих возможностях и планах по предотвращению дальнейшего

распространения эпидемии ВИЧ-инфекции в нашей стране. Также в рамках проекта была проведена олимпиада, по результатам которой организаторы смогли оценить степень усваиваемости участниками отдельных вопросов касательно ВИЧ-инфекции и определить темы, на которые в дальнейшем необходимо обратить большее внимание.

Выводы. Проведение подобных проектов необходимо для качественного становления будущих специалистов и эффективной деятельности в системе здравоохранения. Повышение осведомленности медицинских работников и снижение уровня стигматизации и дискриминации являются составной частью комплексного подхода к проблеме распространения эпидемии ВИЧ-инфекции как в нашей стране, так и во всем мире.

Список литературы

1. Аклеев А.А. Преемственность в изучении ВИЧ-инфекции в Южно-Уральском государственном медицинском университете/А.А. Аклеев, А.В. Аксенов, И.В. Красильникова и др. //Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2016. - №3 (14), Т. 2. - с. 4-11

2. Брылина Н.Ю. Использование информационных технологий (цифровой контент-буклет) в профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи Челябинской области / Н.Ю. Брылина, М.В. Радзиховская, К.О. Батин и др. // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - №4 (19), т. 2. - с. 3-6

3. Драчук П.Э. Социальные и экономические аспекты проблемы распространения ВИЧ-инфекции в России / П.Э. Драчук, Т.Э. Драчук, М.В. Пешикова и др. // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. -2018. - №2 (21), т. 2. - с. 30-33

4. Радзиховская М.В. Комплексный анализ профилактических мероприятий по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции в Челябинской области за 2011-2016 гг. / М.В. Радзиховская, М.Г. Москвичева, Н.Ю. Брылина и др. // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - №3 (18), т. 1. - с. 61-65

5. Фортыгина Ю.А. Практические навыки, доступные для освоения в СНК кафедр хирургического профиля, для будущих хирургов /Ю.А. Фортыгина, А.С. Шуляковская, А.В. Чукичев и др. // Сборник материалов IX внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2018. - с. 129-133.

6. Чукичев А.В. Формирование базисных знаний о безопасной работе врача-хирурга в рамках деятельности студенческого научного кружка кафедры анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России / А.В. Чукичев, О.В. Жданова, Е.Л. Куренков и др. // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции "Медицина катастроф: обучение, наука и практика". - М.: ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 2017. - с. 96-99

7. Шуляковская А.С. Обучение работе с хирургическими инструментами как этап профилактики аварийных ситуаций/А.С. Шуляковская, Р.А. Шпота // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. -2018. - №2 (21), т. 2. - с. 78-82

8. Шуляковская А.С. Обучение технике работы с хирургическим инструментарием на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России /А. С. Шуляковская // Сборник материалов IV всероссийской научно-практической олимпиады студентов и молодых учёных по медицине катастроф. Москва: ФГБОУ ВО РНИМУ им Н.И. Пирогова. - 2017. - с. 94.

9. Шуляковская А.С. Отработка навыков работы с хирургическим инструментарием как профилактика гемоконтактных инфекций на примере СНК кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России / А.С. Шуляковская // Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2017. - Т. 2. - с. 153157.

10. Attitude of Health Care Workers (HCWs) toward Patients Affected by HIV/AIDS and Drug Users: A Cross-Sectional Study / C. Ledda [et al.] // International journal of environmental research andpublic health. - 2017. - №14. - p. 1-8

11. Immigrant men who have sex with men in Moscow, Russia. Common issues and implications for prevention of HIV among key-population groups / N. Lunchenkov [et al.] // European Journal of Public Health. - 2018. - Vol.28, №1. - p. 21

VERA HIV MED SCHOOL IS AN EDUCATIONAL PROJECT AIMS TO REDUCE THE LEVEL OF DISCRIMINATION IN THE HEALTHCARE SYSTEM

SHULYAKOVSKAYA A.S.1, EREMIN A.0.2 3, SHALDINA M.V.1 1 FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia RUDN university, Moscow, Russia 3 AIDS.CENTER Foundation, Moscow, Russia e-mail: nastya_shul1996@mail.ru

Abstract

There is still a problem with relationships between health care workers and HIV positive patients, despite increasing the rate of people becoming newly infected in the world. This article describes the new project "VERA HIV Med School". The main goal of this project is to raise medical students' awareness about HIV infection.

Keywords: VeraHIVmedschool, education, HIV, AIDS, stigma, discrimination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.