УДК 614:821.161.1 ББК 51.1
МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ МОЛОДЕЖИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ О
ПРОБЛЕМЕ ВИЧ / СПИД
ЩИГОЛЕВА Е.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
Широкое распространение информации о "чуме XXI века" не дает даже самой продвинутой молодежи, порой, сформировать правильное представление о ВИЧ-инфекции, им сложно дается оценка значимости данной проблемы в связи с тем, что они не сталкиваются с устрашающей статистикой и конкретными клиническими случаями. Именно неутешающие цифры национальной статистики говорят об актуальности данной темы. Большую роль в профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди подростков играют предупредительные меры воспитательного характера на уровне общеобразовательных школ и учреждений средне-специального и высшего образования.
Ключевые слова: информирование подростков о ВИЧ, просвещение молодежи о ВИЧ, профилактика ВИЧ, профилактические акции.
Актуальность. С каждым днем появляется все больше информации о вирусе иммунодефицита человека, инфекции, им вызываемой, и СПИДе. В ходе анализа данной проблемы нами был проведен социологический опрос среди челябинской молодежи от 14 до 24 лет. Его результатами установлено, что большинство из них сталкиваются с этой информацией в таких общедоступных источниках, как социальные сети, научно-популярные сайты и форумы, а также в поликлиниках и в местах обучения, благодаря проводимым профилактическим акциям.
Делая выводы о том, что эта информация является общедоступной, нельзя не отметить её положительный значение в формировании санитарно-подготовленной молодежи [6, 9]. Наряду с этим, общедоступность, а значит недостаток цензуры, определяет проблему поиска корректной информации. На просторах интернета часто можно столкнуться не только с ложными сведениями, но и с комментариями ВИЧ-диссидентов, активно пропагандирующих свою позицию против признания существования ВИЧ и его роли в развитии синдрома приобретенного иммунодефицита.
Верифицированная информация в сети интернет размещается, например, на официальном сайте ГБУЗ "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Челябинской области [2].
В связи со стремительными переменами в обществе, среди которых - ослабление влияния и поддержки со стороны семьи, именно подростки являются наиболее уязвимой группой населения и имеют высокий риск заражения ВИЧ не только в связи с неправильным сексуальным поведением, но и в связи с популяризацией косметических процедур, несущих за собой опасность заражения. Задача профилактических центров в работе с этой возрастной группой - дать понимание возможных последствий такого поведения, помочь выработать навыки и изыскать средства, позволяющие избежать таких последствий [10].
На круглом столе "Подросток и ВИЧ. Проблемы и решения", проведенном в рамках всероссийской акции "Стоп ВИЧ / СПИД" 19 мая 2017 года, были определены основные проблемы в работе по профилактике и борьбе с ВИЧ среди молодежи:
• низкая информированность подростков по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции;
• низкая приверженность к тестированию на ВИЧ, что обусловлено недооценкой риска инфицирования, а также доступом родителей к результатам исследования;
• отсутствие единого подхода в освещение этого вопроса в системе образования, а также недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов по вопросам ВИЧ / СПИД.
На каждую проблему были выдвинуты последовательные шаги для их решения:
• использование современных методов информирования подростков по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в интересной для них форме: интерактивные тренинги, игры;
• создание интернет-площадки для межрегионального общения по вопросам методологии профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде;
• разработка и реализация курса дистанционного обучения педагогов просветительской работе среди обучающихся образовательных учреждений;
• подготовка "Рекомендаций по реализации политики в отношении ВИЧ-инфекции в системе образования РФ" с распространением их среди образовательных учреждений [5].
В профилактике ВИЧ среди молодых людей большое значение играют профилактические мероприятия, проведенные в рамках школьного воспитания. В публикации всемирной организации здравоохранения "Санитарное просвещение в школе в целях профилактики СПИДа и других болезней, передаваемых половым путем" сформулированы
рекомендации к решению поставленных выше задач, связанных со снижением риска заражаемости ВИЧ-инфекцией среди подростков [4, 7, 8]. Целью системы образования в таком случае является предоставление максимально полной информации о ВИЧ-инфекции, путях её передачи и средствах профилактики, которой обучающиеся будут овладевать в рамках изучения основ инфекционных болезней в курсе биологии, обществоведения, психологии.
Программы, разрабатываемые ВОЗ по профилактике ВИЧ призваны помочь подросткам сохранить здоровые привычки и избежать ситуаций, сопряженных с риском для их здоровья. Кроме того, при их создании важно учесть, что некоторые из учащихся могут быть инфицированы ВИЧ и их интересы, безусловно, должны быть учтены.
Для дальнейшего контроля усвоения школьниками новых знаний целесообразно, в первую очередь, оценить исходный уровень знаний, проведя анкетирование. По результатам его разрабатывается положение, содержащее основные тезисы, включаемые в профилактическую программу, в том числе вопросы, вызвавшие трудности у опрошенных.
Проведенный опрос в рамках изучения проблемы информированности молодежи Челябинской области о ВИЧ / СПИД выявил ряд вопросов, вызвавших затруднения. В вопросе о путях передачи ВИЧ-инфекции из перечня предложенных вариантов ответов большинство участников выбрали верные, но 12,1% так же указали на то, что ВИЧ передается через общие столовые приборы и предметы обихода, 8,6% - через укус комара, 6,9% - через поцелуй, 1,7% - при кашле, чихании.
Из числа опрошенных 55,2% ни разу не тестировались на носительство ВИЧ, при этом 69% указывают на то, что знают свой ВИЧ статус.
На вопрос о том, какие меры в первую очередь стоит предпринять при подозрении на риск заражения ВИЧ-инфекцией, больше половины опрошенной молодежи ответили, что обратились бы за помощью в специализированный центр. При этом, всего четверть из них знают адрес областного СПИД-центра, учреждения, где в отношении их будут предприняты меры экстренной профилактики, включающие обязательную
антиретровирусную терапию.
Данные анкетирования дают понять, что план ознакомительной лекции помимо общих сведений о вирусе иммунодефицита и инфекции, которую он вызывает, должен включать:
1. Пути передачи вируса иммунодефицита человека и пути, которыми он не передается;
2. Разница понятий ВИЧ и СПИД. Какова роль вируса в развитии синдрома приобретенного иммунодефицита;
3. Факторы риска и группы людей, имеющих высокую вероятность заражения;
4. Методы индивидуальной профилактики, позволяющие предупредить передачу ВИЧ;
5. Методы общественной профилактики, а именно общенациональные и местные мероприятия и службы, доступные населению;
6. Порядок действий для лиц, имевших риск заражения или уже заразившихся, а также для лиц, узнавших о своей инфицированности.
Следующий этап реализации
профилактической программы - обучение и подготовка компетентных лиц, выступающих в качестве экспертов в данной ознакомительной беседе. Такими лицами могут выступать школьные учителя, сторонние специалисты и старшие сверстники, они либо назначаются
руководителями программы, либо выдвигают свою кандидатуру добровольно.
Подготовка преподавателей должна охватывать следующие аспекты: раскрытие природы и масштаба проблемы, рассмотрение общенациональной стратегии борьбы с ВИЧ-инфекцией и методики обучения, предназначенного для воспитания навыков, взглядов после рассмотрения личных, социальных, политических и культурных вопросов в отношении данной темы [1].
Формат информационной встречи должен удовлетворять интересы обучающихся, следовательно, использование даже классических средств предоставления материала в неклассической форме даст более эффективное усвоение его. Используя книги, фильмы, аудиовизуальные пособия, бланки-опросники, информационные брошюры стоит предпринимать различные стратегии обучения:
• Обсуждения в составе небольших групп (от 2 до 7 человек). Данная форма обучения позволит приобрести беседе более персональный характер, что будет весьма комфортней для обсуждения вопросов, касающихся личных ситуаций слушателей, их собственного мнения по поводу данной проблемы.
• Обсуждения в составе больших групп. Позволяют проводить беседу с применением дидактических методов.
• Ролевые игры. Предлагают учащимся конкретные роли в строго описанной ситуации, что позволяет каждому на своем примере отметить для себя тактику поведения в подобном случае, сформировать обзорное мнение и понять, что было усвоено хуже.
• Нравственная дилемма. Учащимся предлагается обсудить незавершенный сценарий и закончить его, представив себе, как он будет развиваться для каждого персонажа, представив себя на месте главных действующих лиц. Далее следуют обсуждение решений, их последствий.
• "Мозговой штурм". Спонтанная дискуссия по заданной теме. Участники свободно выражают свое мнение, конструктивно критикуют мнения собеседников.
• Дебаты. Обсуждение вопроса, при котором участники занимают противоположные позиции, причем участник
не имеет возможности выбрать соответствующую его мнению позицию.
• Изготовление коллажей, плакатов. Учащиеся выражают свои мысли по какому-либо вопросу с помощью картины и используя для этого вырезки из газет и журналов или самостоятельные рисунки и рукописный текст [11].
Таблица
Проекты, профилактические программы, акции в сфере профилактики и борьбы с ВИЧ-
инфекции и СПИДом_
Проекты, фонды, • SCORA (Standing Committee on профилактические Sexual and Reproductive Health акции including HIV/AIDs) - комитет,
занимающийся вопросами охраны репродуктивного
здоровья и ВИЧ / СПИД.
• Кампания UNAIDS -#myrighttohealth, #моеправоназдоровье
• Всероссийская кампания #СТОПВИЧСПИД
• СПИД.ЦЕНТР / AIDS.CENTER - Фонд помощи людям, живущим с ВИЧ
• Здоровье ВИЧ + женщин. Обучаемся. Применяем. Действуем!
• Ежегодная всероссийская акция в День памяти жертв СПИДа -20 мая
• Ежегодная всероссийская акция в День борьбы со СПИДом - 1
__декабря_
• Ежегодная конференция "Молодежь в борьбе с ВИЧ / СПИДом. Южный Урал"
г. • Областная научно-
практическая конференция "Актуальные вопросы
организации диспансерного наблюдения детей с ВИЧ-инфекцией. Особенности
терапии"
• II Уральский медицинский научно-практический Форум "Социально-значимые инфекции - проблемы XXI века: диагностика, лечение, профилактика"
• Областная ежегодная научно-практическая конференция по итогам работы службы СПИДа в Челябинской области
Организации, реализующие свою деятельность в сфере профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекции и СПИДом, регулярно
Научно-практические конференции, форумы в Челябинске
проводят профилактические акции, научно-практические конференции, что можно отследить в отчетах об их работе, которые находятся в общем доступе для каждого интересующегося [7, 8]. Наиболее крупные проекты, профилактические программы, акции представлены в приведенной таблице.
Данный список включает малую часть мероприятий из всех тех, что проводятся ежегодно в рамках профилактической программы ВИЧ / СПИД. Включение сюда именно этих проектов обуславливается тем, что они в своей работе делают большой упор на распространение информации в население, оформляя её в доступную для большинства форму восприятия.
Во всем мире проблеме ВИЧ / СПИДа посвящены выпуски марок и почтовых конвертов [3]
На сегодняшний день ежегодно растет число ВИЧ-инфицированных с тенденцией к заражению все более молодого населения, что связано со снижением возраста полового дебюта, ранней эмансипацией. Но при этом удается установить, что при наличии общедоступной информации о рисках, связанных с данной тенденцией, подростки не хотели и не хотят знать о них. Таким образом, профилактические меры и меры воспитания здоровых привычек у подростков должны предприниматься в рамках школьной программы или хотя бы идти сквозь основные её положения.
Список литературы
1. Аклеев А.А. Преемственность в изучении ВИЧ-инфекции в Южно-Уральском государственном медицинском университете /А.А. Аклеев, А.В. Аксенов, И.В. Красильникова и др. //Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2016. - №3 (14), Т. 2. - с. 4-11
2. Брылина Н.Ю. Использование информационных технологий (цифровой контент-буклет) в профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи Челябинской области / Н.Ю. Брылина, М.В. Радзиховская, К.О. Батин и др. // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - №4 (19), т. 2. - с. 3-6
3. Бугаевский К.А. Борьба с ВИЧ/СПИДом в отражении филателии / К.А. Бугаевский, Н.А. Бугаевская // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - Т. 2, №4 (19). - С. 7-12
4. Егорова А.В. Пропаганда распространения наркотиков, как социальная и медицинская проблема современного общества / А.В. Егорова, Э.А. Юминов, Н.Д. Мисюкевич и др. // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. Челябинск - 2014. - №1(4). - с. 25-29
5. Круглый стол "Подростки и ВИЧ. Проблемы и решения" // Официальный интернет-портал Минздрава России о профилактике ВИЧ/СПИД. URL: http://o-spide.ru/officially/kruglyj-stol-podrostok-i-vic-problemy-i-resenia (дата обращения: 05.04.2018).
6. Николаев А.В. К вопросу о роли общественных организаций в воспитании гражданственности учащейся молодежи / А.В. Николаев, О.В. Пешиков // Материалы VII итоговой научно-практической конференции молодых ученых Челябинской государственной медицинской академии, посвященной 65-летию ЧелГМА. - Челябинск: Изд-во "Челябинская государственная медицинская академия", 2009 - с. 84-86
7. Радзиховская М.В. Организация и проведение мероприятий, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции, проводимые в Челябинской области в 2016 году, в рамках взаимодействия Южно-Уральского государственного медицинского университета и областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом / М.В. Радзиховская, Н.Ю. Брылина, Е.В. Сосновских и др. // Фтизиатрия и пульмонология. - 2017. - №3 (16). - с. 161-175
8. Радзиховская М.В. Комплексный анализ профилактических мероприятий по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции в Челябинской области за 2011-2016 гг. /М.В. Радзиховская, М.Г. Москвичева, Н.Ю. Брылина и др. // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - №3 (18), т. 1. - с. 61-65
9. Резина Л.А. Участие студентов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России в конкурсе социальной рекламы "Взгляд молодых" / Л.А. Резина, Е.Ю. Ванин, М.В. Пешикова и др. // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - №1 (16), т. 2. - с. 95-100
10. Рыжая А.М. Изучение и анализ заболеваемости ВИЧ-инфекцией населения Новгородской области / А.М. Рыжая, П.Н. Морозько //Материалы V всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции "Здоровье населения и качество жизни". - Издательство: Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург), 2018. - с. 308-317
11. Шлепотина Н.М. Опыт проведения мероприятий, посвященных профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи / Н.М. Шлепотина, И.В. Красильникова, М.В. Пешикова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 2, №3 (14). - С. 79-82
SANITARY EDUCATION OF YOUTH CHELYABINSK REGION ABOUT THE PROBLEM
HIV / AIDS*
SCHIGOLEVA E.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The widespread dissemination of information about the "plague of the 21st century" does not allow even the most advanced youth, sometimes to form the right idea about HIV infection, they find it difficult to assess the significance of this problem due to the fact that they do not face frightening statistics and specific clinical cases. It is the inconsistent figures of national statistics that speak of the relevance of this topic. Preventive measures of educational character at the level of general education schools and institutions of secondary special and higher education play an important role in the prevention of the spread of HIV infection among adolescents.
Keywords: informing adolescents about HIV, educating youth about HIV, HIV prevention, preventive actions.
* Научные руководители: доц., к.м.н. Маркина А.Ю., доц., к.м.н. Пешиков О.В., ст. преп., к.м.н. Пешикова М.В.