ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.24:378
ВЕКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА
HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION INNOVATIVE ACTIVITY ACCOUNTING AND INFORMATION SUPPORT DEVELOPMENT VECTOR
Н.Н. Балашова, доктор экономических наук Е.М. Егорова, доктор экономических наук Л.Н. Павлова, кандидат сельскохозяйственных наук
N.N. Balashova, E.M. Egorova, L.N. Pavlova
Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd state agrarian university
Рассматривается проблема развития инновационной деятельности и конкурентных преимуществ в вузе, приводится учетная классификация и характеристика инноваций, в т.ч. управленческих, заключающихся во внедрении стратегического и процессного управления в вузе, в контексте концепции всеобщего управления качеством. Обоснован тот факт, что способность вуза к инновациям и инновационной деятельности определяется уровнем его инновационного менеджмента, качество и эффективность которого напрямую зависят от уровня информационного обеспечения, основу которого составляет учетная информация о фактических параметрах инновационного развития, являющаяся средством инновационного управления, выступающая коррелятором организованности вузовских систем на всех уровнях управления и служащая базой обоснованного принятия управленческих решений по развитию инновационного потенциала. Обоснована актуальность, сформулированы цели и перспективы организационно-методологического развития учетно-информационного обеспечения управления инновационной деятельностью вуза, которое должно охватывать не только всю совокупность процессов, составляющих образовательную, научную, финансово-хозяйственную деятельность, но и все важные функции управления. Предлагается комплекс экономических средств как современная инструментальная основа, включающая в себя бухгалтерские (учётно - калькуляционные), аналитические (управленческие), контрольные, организационные инструменты, позволяющие методически (технически) осуществлять учетно-аналитические процедуры, обеспечивающие информационное содействие инновационному менеджменту.
The problem of development of innovative activity and competitive advantage in higher education institution provides the accounting classification and characteristics of innovation, including management, consisting in the implementation of strategic and process management in the higher educational institution, in the context of the concept of total quality management. We justified the fact that the ability of the higher educational institution to innovate and innovation is determined by the level of innovative management, quality and efficiency of which depends on the level of information provision based on accounting information on the actual parameters of innovative development, a means of innovative management, which is the correlator of the higher educational institution organization systems at all levels of management and employee base informed management decisions on the development of innovative capacity. The relevancy is substantiated, we stated the aims and prospects of organizational and methodological development of accounting and information support of management of innovative activity of the higher educational institution, which must cover not only the totality of the processes that make up the educational, scientific, financial-economic activity, but all of the important functions of management. The set of economic tools was proposed as a modern tool basis, including accounting (accounting - calculation), analytical (management), control, organizational tools methodically (technically) to carry out accounting and analytical procedures that provide informational support of innovation management.
Ключевые слова: инновации вуза, учетно-информационное обеспечение, инновационный менеджмент вуза, учетные инструменты.
Key words: innovation of the higher educational institution, accounting and information management, innovation management of the higher educational institution accounting tools.
Введение. Способность вуза к инновационной деятельности определяется уровнем инновационного менеджмента, во многом зависящим от учетно-информационного обеспечения, что обостряет проблему ориентации управленческого учета на удовлетворение информационных потребностей менеджмента по развитию инновационного потенциала вуза.
Инновации в вузе представляют собой результат творческого обновления структуры и содержания образовательных и научных процессов в виде нового или усовершенствованного интеллектуального продукта или услуги, реализуемых на рынке в рамках образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, и способствуют наращиванию стратегических конкурентных преимуществ на российском и международном образовательном рынке [6].
Применительно к высшим учебным заведениям целесообразно выделение трех видов инноваций: в научно-исследовательском процессе, в образовательном процессе, в деятельности вуза как организации. Первые две инновации представляют собой комбинацию продуктового (воплощаются в новых образовательных и научных продуктах) и процессного (реализуются посредством совершенствования образовательных и научно-исследовательских технологий и процессов) их вида, а третья - процессный вид управленческих инноваций (новые управленческие технологии, процессы и организационная структура вуза).
Способность вуза к инновациям и инновационной деятельности определяется уровнем инновационного менеджмента в вузах. Определяющую роль для повышения его качества и эффективности играет информационное обеспечение, основу которого, безусловно, составляет учетная информация о фактических параметрах инновационного развития, являющаяся средством инновационного управления, выступающая коррелятором организованности вузовских систем на всех уровнях управления и служащая базой обоснованного принятия управленческих решений по развитию инновационного потенциал.
Таким образом, совершенствование инновационного управления в вузах и повышение его эффективности необходимо начинать с модернизации учетной информационной системы, ее ориентации на удовлетворение информационных потребностей внутреннего инновационного менеджмента [4].
Материалы и методы. Рассмотрим контуры методологического развития учет-но-информационного обеспечения инновационного менеджмента в вузах, сформулируем его цели, определим учетный инструментарий.
Учитывая тот факт, что на современном этапе развития высшей школы в качестве управленческих инноваций выступает внедрение стратегического и процессного управления, в контексте концепции всеобщего управления качеством, актуально развитие учетно-информационного обеспечения процессного и стратегического управления в вузах.
Важно отметить, что на сегодняшний день в мировом менеджменте применение процессного подхода в управлении является одним из важнейших факторов успеха [8]. В его основе лежит выделение в вузе бизнес-процессов, управление этими процессами, их улучшение и развитие на основе системы менеджмента качества как «процесса пре-
образования организации, нацеленного на качество и основанного на идее его непрерывного улучшения» [9, с. 123]. При этом, качество как степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления представляет собой меру потребительской ценности образовательных и научных продуктов, а управление качеством означает формирование потребительской ценности.
Таким образом, процессный подход требует от учетной системы вуза формирования учетной информации и учетных показателей (стоимости, эффективности, результативности, инновационности, адаптивности), ориентированных на достижение целей совершенствования, оптимизации и адаптации к требованиям всех заинтересованных сторон внутренних бизнес-процессов, подпроцессов и функций как принципиально новых объектов учетного наблюдения [1].
Следует отметить, что в ИСО 9004-2008 «Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности», сделан особый акцент именно на инновации. На инновационном уровне, с точки зрения стандарта, для вузов характерна ориентация на сбалансированные потребности заинтересованных сторон, эффективную взаимосвязь процессов, последовательные позитивные результаты и устойчивые тренды (consistent, positive, results and sustained trends) [2].
Эти принципиальные аспекты стандарта нацеливают вузы на оптимизацию внутренних процессов, на учет всех институциональных факторов при их осуществлении, что способствует повышению их эффективности и получению инновационного образовательного продукта высокого качества, повышающего конкурентные преимущества вуза.
Проблема развития конкурентных преимуществ является центральной в стратегическом управлении вузом, активное внедрение которого требует формирования стратегической направленности учетно-информационной системы вуза, которая синтезирует в себе различные концепции, основанные на динамической природе способностей вуза, открывает возможности получения стратегической информации (данные о внутреннем и внешнем окружении, сформированные на основе системы индикативных показателей), служащей основой разработки, принятия и исполнения управленческих решений, воздействующих на важные инновационные процессы в вузе [5].
Если обобщить стратегические приоритеты и характеристики основных видов стратегий, применяемых вузами, особое внимание следует уделить стратегии, предусматривающей полное решение требований и потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг и др. заинтересованных сторон. Именно в основе этой стратегии заложены мощные потенциальные инновационные процессы, сфокусированные на выявлении и удовлетворении потребностей клиентов к качеству и содержанию образовательного продукта [7].
Более того, необходимо использовать в вузах ведущий стратегический и учетно-аналитический инструмент - сбалансированную систему показателей (ССП) как систему определения, оценки и мониторинга финансовых и нефинансовых показателей их стратегического развития. В качестве объектов ССП следует выделять стратегические цели и целевые учетные показатели развития вузов и функционирование систем управления ими в разрезе пяти основных взаимосвязанных и сбалансированных перспектив, наиболее полно характеризующих вузы: 1) общественная значимость; 2) потребители и другие заинтересованные стороны; 3) внутренние бизнес-процессы; 4) инфраструктура и сотрудники; 5) финансы. Информационное наполнение ССП и адекватное реагирование на итоги, полученные в результате анализа ее показателей, диктует необходимость создания в вузах информационных систем учета данных, необходимых для мониторинга и расчета сбалансированных показателей [3].
265
ю
On On
Процедуры учёта Инструменты реализации процедур учета
Бухгалтерские (учегно-калькуляционные)
Классификация затрат, учёт затрат по бизнес-процессам и цепочке формирования потребительской ценности, распределение затрат, калькулирование себестоимости процессов и продуктов вуза Функциональные калькуляционные системы Система бухгалтерских счётов
Аналитические (управленческие)
Принятие оперативных управленческих решений по развитию инновационного потенциала Анализ безубыточности (CVP- анализ (затраты-объем-прибыль) и др.); релевантный анализ; оперативный анализ прибыли, затрат; оперативное ценообразование
Принятие стратегических решений по развитию инновационного потенциала: - решений по оценке степени влияния факторов институциональной среды на деятельность PEST-анализ; HAZOR (Hazard and Operability Study) - метод выявления опасностей, угрожающей работе организации; FTA (Fault Tree Analysis) -анализ дерева ошибок; FMECA (Failure Mode Effect and Cause Analysis) - перекрестный анализ ошибок и их причин.
- инвестиционных решений Инвестиционный анализ: оценка чистой текущей стоимости, рентабельности основного образовательного и научно-исследовательского процесса, движения потоков денежных средств; дисконтирование денежных потоков.
- решений по оценки конкурентов на образовательном рынке Стратегический анализ конкурентов (по вузам, видам образовательных и научных продуктов, категориям потребителей, качеству, персоналу, материально-техническим и инновационным ресурсам и т. д.).
- решений по оценки потребителей образовательных и научных продуктов Прибыльности и рентабельности потребителей (студенты, родители, частный бизнес и др.); структуры потребителей образовательных услуг; структуры образовательного рынка
- решений по разработке конкурентной стратегии развития GAP-анализ; анализ портфеля заказов, анализ дерева решений; анализ собственных конкурентных преимуществ.
- решений по оценке прибыльности собственной деятельности Стратегический анализ прибыли
- решений по оценке собственного потенциала, в т.ч. инновационного Стратегический анализ: SWOT-анализ; разновидности и перспективности образовательных и научных продуктов; инновационного потенциала; организационно - технического и технологического уровня образовательного и др. процессов вуза; качества образования и др. процессов вуза; горизонтальный, вертикальный, трендовый финансовый анализ.
- решений по оценке цепочки потребительской ценности Анализ цепочки потребительской ценности; анализ затратообразующих факторов
Формирование учетных показателей Сбалансированная система показателей - система финансовых и нефинансовых показателей оценки основных сторон деятельности, в т.ч. инновационной
Разработка управленческой отчётности Система управленческих отчётов
Контрольные
Планирование (бюджетирование) Оперативные инструменты: бюджеты доходов и расходов, текущие бюджеты. Стратегические инструменты: функционально-стратегическое бюджетирование, ориентированное на результат (на основе ССП), инвестиционные и инновационные бюджеты
Контроль бюджетов Жесткие и гибкие бюджеты
Анализ отклонений по прибыли, затратам, результату Факторный анализ отклонений
Организационные
Организация, регламентация и стандартизация учета Учетные регламенты и стандарты; учет по центрам ответственности, в контексте развития процессно-ориентированной организационной структуры вузов
&S
41 as
ib со I. О
¡я Ь, g*
S8
1° ^
S ч
й ¡4 О Is 2»
21,1 ы о ¡ъ Is
ч £ й Ы ч о о
Й X °°
к
И о
5 а
й о ¡ь.
* *
4!-4!-
¡3
о
й
*
*
4!-4!-
Возвращаясь к первым двум видам инноваций в вузе, отметим, что для решения многогранных и сложных задач инновационного развития образовательного и научно-исследовательского процессов большое значение имеет учетно-информационное фокусирование на этих процессах и технологиях. Формирование и использование учетной информации, характеризующей разные их параметры, способно влиять на управленческие решения по построению технологических цепочек, обеспечивающих высокое качество и инновационность образовательных и научных продуктов, удовлетворяющих требованиям потребителей, необходимых для укрепления конкурентных преимуществ и достижения стратегических целей вузов. Все это предопределяет объективную необходимость разработки соответствующего учетного инструментария, включающего классический и современный их вид.
Результаты. Учетно-информационное обеспечение инновационного менеджмента должно охватывать не только всю совокупность процессов, составляющих научную, образовательную, финансово-хозяйственную деятельность, но и все важные функции управления. Поэтому его инструментальная основа должна включать не только учет затрат на основе цепочки потребительской ценности вуза [2], калькулирование себестоимости бизнес-процессов и продуктов, но и стратегическое и оперативное планирование, разработку сбалансированных учетных показателей деятельности, функционально-стратегическое бюджетирование, ориентированное на результат [5], анализ и оценку деятельности и т.п.
Инструментами внутренней учетно-информационной системы вуза выступают экономические средства, позволяющие методически (технически) осуществлять его процедуры. По нашему мнению, согласно характеру принимаемых решений, учетные инструменты инновационного менеджмента следует классифицировать на оперативные и стратегические, а в соответствии с функциями управления - на учетно-калькуляционные, аналитические, контрольные, организационные (таблица 1).
Обсуждение. Учётно-калькуляционные (бухгалтерские) инструменты включают в себя функциональные калькуляционные системы и системы бухгалтерских счётов, соответствующие стратегии развития инновационного управления в вузах и позволяющие эффективно осуществлять процедуры учета затрат и калькулирования себестоимости процессов и продуктов.
Большая разновидность аналитических (управленческих) инструментов - анализ безубыточности, релевантный анализ, оперативный анализ прибыли и затрат, PEST-анализ, инвестиционный анализ (оценка чистой текущей стоимости, рентабельности основного образовательного и научно-исследовательского процесса и др.), стратегический анализ (конкурентов, разновидности и перспективности образовательных и научных продуктов, инновационного потенциала и др.) - служат для целей принятия оперативных и стратегических управленческих решений по развитию инновационного потенциала вуза.
Контрольные инструменты - оперативные (бюджеты доходов и расходов, текущие бюджеты) и стратегические (функционально-стратегическое бюджетирование, ориентированное на результат, инвестиционные и инновационные бюджеты) - позволяют осуществлять планирование (бюджетирование) и контроль бюджетов.
Организационные инструменты (учетные регламенты и стандарты; учет по центрам ответственности, в контексте развития процессно-ориентированной организационной структуры вузов) необходимы для рациональной организации, регламентации и стандартизации учёта.
Заключение. Важно отметить, что современный учетный инструментарий способен значительно повысить уровень инновационного управления, а, следовательно, инновационного развития вузов, которое предусматривает: реализацию на практике единства учебного, научного и инновационного процессов с широким привлечением интеллектуального потенциала, материально-технической и технологической базы; аккумулирование, генерирование и транслирование новых знаний для подготовки высокопрофессиональных специалистов, превращения новых технологий в готовые коммерческие продукты; удовлетворение потребностей заинтересованных сторон в инновационных продуктах и услугах, основанных на современных знаниях, технологиях, компетенциях; развитие инновационной инфраструктуры территорий; влияние на развитие экономики и социальной сферы (инновационные вузы становятся основой построения национальной инновационной системы) [10, с. 65].
Библиографический список
1. Егорова, Е.М. Архитектоника системы управленческого учета в вузе [Текст]/ Е.М. Егорова //Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2010. - № 9. - С. 22-25.
2. Егорова, Е.М. Концепция управленческого учета затрат в вузе на основе цепочки потребительской ценности [Текст]/ Е.М. Егорова // Вестник Самарского государственного экономического университета. Экономика. - 2011. - №9 (83). - С. 32-38.
3. Егорова, Е.М. Система обеспечения качества учетной информации в бюджетном учреждении [Текст]/ Е.М. Егорова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2010. - №1. - С. 158-162.
4. Егорова, Е.М. Управленческий учет как концептуальный подход к повышению эффективности управления государственным вузом [Текст]/ Е.М. Егорова // Экономика образования. - 2010. - №1. - С. 98-102.
5. Егорова, Е.М. Концептуальное видение и механизм реализации функционально-стратегического бюджетирования в вузе [Текст]/ Е.М. Егорова, А.В. Глущенко //Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 17(359). - С. 17-31.
6. Егорова, Е.М. Методология управленческого учета затрат в вузах в контексте системы менеджмента качества [Текст]/ Е.М. Егорова, А.В. Глущенко //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2014. - № 3. - С. 9-16.
7. Егорова, Е.М. Модель функционально-стратегического бюджетирования, ориентированного на результат как базового элемента системы управленческого учета вуза [Текст] / Е.М. Егорова, А.В. Глущенко // Экономика образования. - 2011. - №4. - С. 147-155.
8. Илюшина, Е. О системном подходе к менеджменту качества [Текст]/ Е. Илюшина, А. Шадрин //Стандарты и качество. - 2010. - № 4. - С. 74-78.
9. Рамперсад, Х.К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения [Текст] /Х.К. Рамперсад. - М.: Олимп-Бизнес, 2005. - 244 с.
10. Сурин, А.В. Инновационный менеджмент [Текст] : учебник /А.В. Сурин, О.П. Молчанова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.
Reference
1. Egorova, E. M. Arhitektonika sistemy upravlencheskogo ucheta v vuze [Tekst]/ E. M. Egorova //Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. - 2010. - № 9. -Р. 22-25.
2. Egorova, E. M. Koncepciya upravlencheskogo ucheta zatrat v vuze na osnove cepochki potrebitel'skoj cennosti [Tekst]/ E.M. Egorova // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ]konomich-eskogo universiteta. Jekonomika. - 2011. - №9 (83). - Р. 32-38.
3. Egorova, E. M. Sistema obespecheniya kachestva uchetnoj informacii v byudzhetnom uchrezhdenii [Tekst]/ E. M. Egorova // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-ya: Jekonomika i upravlenie. - 2010. - №1. - Р. 158-162.
4. Egorova, E. M. Upravlencheskij uchet kak konceptual'nyj podhod k povysheniyu ]ffek-tivnosti upravleniya gosudarstvennym vuzom [Tekst]/ E. M. Egorova // Jekonomika obrazovaniya. -2010. - №1. - Р. 98-102.
5. Egorova, E. M. Konceptual'noe videnie i mehanizm realizacii funkcional'no-strategicheskogo byudzhetirovaniya v vuze [Tekst]/ E. M. Egorova, A. V. Gluschenko //Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet. - 2015. - № 17(359). - Р. 17-31.
6. Egorova, E. M. Metodologiya upravlencheskogo ucheta zatrat v vuzah v kontekste siste-my menedzhmenta kachestva [Tekst]/ E. M. Egorova, A. V. Gluschenko //Buhgalterskij uchet v byudzhetnyh i nekommercheskih organizaciyah. - 2014. - № 3. - Р. 9-16.
7. Egorova, E.M. Model' funkcional'no-strategicheskogo byudzhetirovaniya, orientirovan-nogo na rezul'tat kak bazovogo jelementa sistemy upravlencheskogo ucheta vuza [Tekst] / E. M. Egorova, A. V. Gluschenko // Jekonomika obrazovaniya. - 2011. - №4. - S. 147-155.
8. Ilyushina, E. O sistemnom podhode k menedzhmentu kachestva [Tekst]/ E. Ilyushina, A. Shadrin //Standarty i kachestvo. - 2010. - № 4. - Р. 74-78.
9. Rampersad, H. K. Obschee upravlenie kachestvom: lichnostnye i organizacionnye iz-meneniya [Tekst] /H. K. Rampersad. - M.: Olimp-Biznes, 2005. - 244 р.
10. Surin, A.V. Innovacionnyj menedzhment [Tekst] : uchebnik /A.V. Surin, O. P. Mol-chanova. - M.: INFRA-M, 2008. - 368 р.
E-mail: balashova_nat@mail.ru
УДК 338.24:378
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТАХ АПК:
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ
BUDGETING IN ECONOMIC SUBJECTS OF AGRICULTURAL INDUSTRIAL COMPLEX: DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS
Е.М. Егорова, доктор экономических наук E.M. Egorova
Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd state agrarian university
Рассматриваются цели, многокритериальные задачи, основные характеристики и преимущества функционально-стратегического бюджетирования, ориентированного на результат (ФСБОР), как перспективной формы финансового планирования в экономических субъектах АПК, объединяющей два перспективных направления: попроцессное (функциональное) бюджетирование, рассматривающее в качестве основных объектов финансового планирования бизнес-процессы, а также подпроцессы и функции; бюджетирование по заданным параметрам, устанавливающее главные направления расходования средств, в соответствии со стратегией и задачами хозяйствующего субъекта АПК. Разработана организационно-методологическая модель функционально-стратегического бюджетирования, ориентированного на результат, включающая в себя совокупность основных принципов, субъектно-объектную основу, методический инструментарий, перечень этапов организации и постановки ФСБОР в экономических субъектах АПК, виды основных регламентирующих документов. Основной предпосылкой разработки этой модели явилась необходимость создания современной системы измерения результативности и эффективности стратегической деятельности организаций АПК, на всех уровнях их управленческой иерархии, позволяющей привязать результаты финансирования бизнес-процессов как элементов организационной структуры, и каждого работника к результатам их работы и деятельности организации в целом. Разработана принципиальная блок-схема ФСБОР, демонстрирующая каскадирование стратегических целей, показателей и задач по уровням управления, что создает единый механизм внутриор-ганизационного стратегического управления, значительно упрощает процедуры ФСБОР и облегчает учетное бюджетное взаимодействие.