Научная статья на тему 'Бюджетирование в экономических субъектах АПК: развитие организационно-методологических основ'

Бюджетирование в экономических субъектах АПК: развитие организационно-методологических основ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Е. М.

Рассматриваются цели, многокритериальные задачи, основные характеристики и преимущества функционально-стратегического бюджетирования, ориентированного на результат (ФСБОР), как перспективной формы финансового планирования в экономических субъектах АПК, объединяющей два перспективных направления: попроцессное (функциональное) бюджетирование, рассматривающее в качестве основных объектов финансового планирования бизнес-процессы, а также подпроцессы и функции; бюджетирование по заданным параметрам, устанавливающее главные направления расходования средств, в соответствии со стратегией и задачами хозяйствующего субъекта АПК. Разработана организационно-методологическая модель функционально-стратегического бюджетирования, ориентированного на результат, включающая в себя совокупность основных принципов, субъектно-объектную основу, методический инструментарий, перечень этапов организации и постановки ФСБОР в экономических субъектах АПК, виды основных регламентирующих документов. Основной предпосылкой разработки этой модели явилась необходимость создания современной системы измерения результативности и эффективности стратегической деятельности организаций АПК, на всех уровнях их управленческой иерархии, позволяющей привязать результаты финансирования бизнес-процессов как элементов организационной структуры, и каждого работника к результатам их работы и деятельности организации в целом. Разработана принципиальная блок-схема ФСБОР, демонстрирующая каскадирование стратегических целей, показателей и задач по уровням управления, что создает единый механизм внутриорганизационного стратегического управления, значительно упрощает процедуры ФСБОР и облегчает учетное бюджетное взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егорова Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование в экономических субъектах АПК: развитие организационно-методологических основ»

4. Egorova, E. M. Upravlencheskij uchet kak konceptual'nyj podhod k povysheniyu ]ffek-tivnosti upravleniya gosudarstvennym vuzom [Tekst]/ E. M. Egorova // Jekonomika obrazovaniya. -2010. - №1. - Р. 98-102.

5. Egorova, E. M. Konceptual'noe videnie i mehanizm realizacii funkcional'no-strategicheskogo byudzhetirovaniya v vuze [Tekst]/ E. M. Egorova, A. V. Gluschenko //Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet. - 2015. - № 17(359). - Р. 17-31.

6. Egorova, E. M. Metodologiya upravlencheskogo ucheta zatrat v vuzah v kontekste siste-my menedzhmenta kachestva [Tekst]/ E. M. Egorova, A. V. Gluschenko //Buhgalterskij uchet v byudzhetnyh i nekommercheskih organizaciyah. - 2014. - № 3. - Р. 9-16.

7. Egorova, E.M. Model' funkcional'no-strategicheskogo byudzhetirovaniya, orientirovan-nogo na rezul'tat kak bazovogo jelementa sistemy upravlencheskogo ucheta vuza [Tekst] / E. M. Egorova, A. V. Gluschenko // Jekonomika obrazovaniya. - 2011. - №4. - S. 147-155.

8. Ilyushina, E. O sistemnom podhode k menedzhmentu kachestva [Tekst]/ E. Ilyushina, A. Shadrin //Standarty i kachestvo. - 2010. - № 4. - Р. 74-78.

9. Rampersad, H. K. Obschee upravlenie kachestvom: lichnostnye i organizacionnye iz-meneniya [Tekst] /H. K. Rampersad. - M.: Olimp-Biznes, 2005. - 244 р.

10. Surin, A.V. Innovacionnyj menedzhment [Tekst] : uchebnik /A.V. Surin, O. P. Mol-chanova. - M.: INFRA-M, 2008. - 368 р.

E-mail: balashova_nat@mail.ru

УДК 338.24:378

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТАХ АПК:

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ

BUDGETING IN ECONOMIC SUBJECTS OF AGRICULTURAL INDUSTRIAL COMPLEX: DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS

Е.М. Егорова, доктор экономических наук E.M. Egorova

Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd state agrarian university

Рассматриваются цели, многокритериальные задачи, основные характеристики и преимущества функционально-стратегического бюджетирования, ориентированного на результат (ФСБОР), как перспективной формы финансового планирования в экономических субъектах АПК, объединяющей два перспективных направления: попроцессное (функциональное) бюджетирование, рассматривающее в качестве основных объектов финансового планирования бизнес-процессы, а также подпроцессы и функции; бюджетирование по заданным параметрам, устанавливающее главные направления расходования средств, в соответствии со стратегией и задачами хозяйствующего субъекта АПК. Разработана организационно-методологическая модель функционально-стратегического бюджетирования, ориентированного на результат, включающая в себя совокупность основных принципов, субъектно-объектную основу, методический инструментарий, перечень этапов организации и постановки ФСБОР в экономических субъектах АПК, виды основных регламентирующих документов. Основной предпосылкой разработки этой модели явилась необходимость создания современной системы измерения результативности и эффективности стратегической деятельности организаций АПК, на всех уровнях их управленческой иерархии, позволяющей привязать результаты финансирования бизнес-процессов как элементов организационной структуры, и каждого работника к результатам их работы и деятельности организации в целом. Разработана принципиальная блок-схема ФСБОР, демонстрирующая каскадирование стратегических целей, показателей и задач по уровням управления, что создает единый механизм внутриор-ганизационного стратегического управления, значительно упрощает процедуры ФСБОР и облегчает учетное бюджетное взаимодействие.

The authors consider aims, multi-criteria tasks, the main characteristics and advantages of functional strategic budgeting focused on result as a promising form of financial planning in economic entities of Agricultural Industrial Complex, combining two promising directions: process (functional) budgeting, considering business processes and subprocesses and functions as the main object of financial planning; budgeting according to the specified parameters, setting the main directions of funds expenditure in accordance with the strategy and objectives of the Agricultural Industrial Complex entity. We developed organizational and methodological model of functional strategic budgeting focused on result, which includes the set of basic principles, subject-object framework, methodological tools, the steps list of the organization and placement of functional strategic budgeting focused on result in economic subjects of Agricultural Industrial Complex, the main types of regulatory documents. Paramount to the development of this model was the necessity of the agricultural organizations strategic activities efficiency and effectiveness measuring modern system creation, at all levels of their management hierarchy, and allowing to bind the results of finance business processes, as elements of the organizational structure and each employee to the results of their work and the organization as a whole. We developed a schematic block diagram of functional strategic budgeting focused on result showing the cascading of strategic objectives, indicators and targets across the levels of governance, creating a single mechanism for corporate strategic management, it greatly simplifies functional strategic budgeting focused on result and facilitates budgetary accounting interaction.

Ключевые слова: функционально-стратегическое бюджетирование, ориентированное на результат, бизнес-процесс, система управления, стратегия.

Key words: functional strategic budgeting, result-oriented, business process, management system, strategy.

Введение. В настоящее время наиболее перспективными подходами к бюджетированию являются пооперационное бюджетирование и бюджетирование по заданным параметрам [5, с. 45].

Пооперационное бюджетирование (Activity-Based Budgeting - АВВ), называемое некоторыми авторами «бюджетированием по видам деятельности» или «функциональным бюджетированием», в качестве объектов финансового планирования рассматривает, как правило, процессы, операции и работы. При постановке этого вида бюджетирования формы и статьи бюджетов проецируются не на организационную структуру управления организации, а на бизнес-процесс [7, с. 122].

Бюджетирование по заданным параметрам (целевой бюджет, Target-Budget) описано Дж. Шим и Дж. Сигел как план, который устанавливает главные направления расходования средств в соответствии с задачами организации и подразделений [2, с. 78].

Материалы и методы. На наш взгляд, в современных экономических субъектах АПК предпочтителен подход к бюджетированию, объединяющий два названных подхода (назовем его «функциональное стратегическое бюджетирование, ориентированное на результат» - ФСБОР), т.к., в современных нестабильных условиях, в организациях активно внедряется: процессный подход к управлению, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом; сбалансированный стратегический подход как системный метод управления, рассматривающий организацию как целостную систему, и проецирующий стратегические цели на уровень оперативного и тактического управления, обеспечивая своевременный контроль за достижением стратегических целей, согласовывая между собой финансовые и нефинансовые параметры развития, эффективно оценивая результаты деятельности экономических субъектов АПК [4].

Результаты. Организационно-методологическая модель функционального стратегического бюджетирования, ориентированного на результат (далее - ФСБОР) в системе управленческого учета экономического субъекта АПК представлена на рисунке 1.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФСБОР, являясь составной частью важной функции управления - планирования, представляет собой процесс разработки, контроля, текущей корректировки и оценки исполнения бюджетов различных бизнес-процессов, видов деятельности и структурных подразделений экономического субъекта, а также консолидированного бюджета в целом [3].

Вместе с тем, его необходимо рассматривать как «совокупность целенаправленных управленческих воздействий на бюджетную систему для выполнения общих функций управления, в том числе координации, регулирования, мотивации деятельности всех бизнес-процессов и подразделений и укрепления его конкурентных преимуществ при реализации миссии» [1, с. 89].

Как известно, стратегия, являясь основной направляющей силой развития современного хозяйствующего субъекта, указывает направление в достижении поставленных целей. Стратегической целью любого рыночного субъекта АПК должно стать систематическое улучшение всех бизнес-процессов, на основе системы менеджмента качества, позволяющее совершенствовать деятельность, реализовывать цели.

Поэтому основным объектом ФСБОР выступает отдельный бизнес-процесс (основной (производственный), обслуживающий (инновационная и маркетинговая деятельность, финансы и бухгалтерский учет, материально-техническое снабжение и др.), управленческий (стратегическое управление и координация, управление качеством) и их совокупность, определяющая всю полноту и специфичность деятельности каждого конкретного экономического субъекта АПК.

Схема бизнес-процесса как объекта ФСБОР представлена на рисунке 2.

Стратегические и тактические цели

Вход

Бизнес-процесс

Подпроцессы и функции бизнес-процесса

□•ПНШЗ-О

Процесс обеспечения человеческими, техническими, технологическими, материальными, фи нансовыми и пр. ресурсами

А Отчетность об исполнении бюджета

Анализ отклонений фактических показателей от плановых

Рисунок 2 - Бизнес-процесс как объект ФСБОР в системе управленческого учета

экономического субъекта АПК

Безусловно, ФСБОР эффективно при замкнутом цикле управления, включающем весь набор функций, в т. ч. функцию контроля и анализа.

Цель ФСБОР - формирование финансовой и нефинансовой информации, способствующей адаптации экономического субъекта к прогнозируемым изменениям внешней среды, достижению надежной конкурентной позиции на рынке, созданию инновационного потенциала на перспективу [3].

Достижение цели заложено в самом механизме ФСБОР, позволяющем контролировать производственную ситуацию, согласовывать деятельность всех внутренних организационных структур и подчинять их общей стратегической цели, тем самым помогая созданию целостной и достаточно эффективной системы управления [10, с. 206].

Для решения стратегических задач требуется наличие различного рода ресурсов, вид и объем которых определяются в процессе ФСБОР.

Обсуждение. В целом, ФСБОР призвано обеспечить:

- долгосрочное и среднесрочное бюджетирование экономического субъекта, создающее объективную основу оценки результатов его деятельности, в разрезе бизнес-процессов и процессов управления;

- долгосрочное и среднесрочное бюджетирование проектов и программ, направленных на повышение стратегического потенциала, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности;

- интеграцию стратегического (долгосрочного и среднесрочного) финансового планирования, базирующегося на использовании системы сбалансированных показателей, с текущим (оперативным) годовым бюджетным циклом, благодаря чему существенно возрастает предсказуемость финансирования бизнес-процессов как объектов бюджетного планирования и, в конечном счете, создается экономическая основа для реализации стратегических целей бизнес-процессов экономического субъекта в целом;

- представление релевантной учетной информации менеджерам всех уровней управления, основанной на финансовой и нефинансовой оценке текущих и последующих результатов функционирования организации и ее бизнес-процессов, для принятия управленческих решений с целью повышения результативности последних [9, с. 85].

ФСБОР способен решать сложные многокритериальные задачи, стоящие перед современным экономическим субъектом, такие как:

- разработка эффективных принципов и механизмов учетной и управленческой деятельности, обеспечивающих своевременное предупреждение негативных тенденций;

- прогнозирование и планирование деятельности, определение финансовых и нефинансовых целей и их строгая дифференциация по видам деятельности, бизнес-процессам, структурным подразделениям и срокам;

координация различных направлений функционирования бизнес-процессов, структурных подразделений, согласование интересов на всех уровнях управления;

- оперативный контроль и корректировка отклонений в исполнении бюджетов всех уровней, выявление и анализ причин этих отклонений, подготовка и принятие обоснованных управленческих решений;

- мониторинг учетной информации об эффективности бизнес-процессов и структурных подразделений;

- экономическое обоснование выделения финансовых ресурсов по бизнес-процессам, видам деятельности и структурным подразделениям, формирование обоснованной производственной, финансово-экономической, инвестиционной и инновационной политики организации;

- создание системы финансовой ответственности за результаты работы, материального стимулирования за повышение финансовой устойчивости и улучшения финансового состояния организации в целом, отдельных бизнес-процессов, структурных подразделений, видов деятельности, функций [8, с. 70].

Принципиальная блок-схема ФСБОР в системе управленческого учета экономического субъекта АПК представлена на рисунке 3.

Кроме того, ФСБОР демонстрирует ряд очевидных преимуществ:

- определяет объем финансовых средств для финансирования мероприятий, необходимых для достижения стратегических целей бизнес-процессов и деятельности организации в целом;

- позволяет акцентировать, выделять и финансировать те подпроцессы и функции основных бизнес-процессов, которые наиболее значимы с точки зрения создания и повышения потребительской ценности продуктов для активных и потенциальных потребителей;

273

- позволяет планировать и выделять ассигнования на мероприятия, ориентированные на повышение качества и инновационности продуктов, удовлетворяющих требованиям потребителей и заинтересованных сторон [6, с. 88].

Цели и стратегии экономического субъекта АПК

+

Стратегическая карта экономического субъекта АПК

*

ГСП экономического субъекта АПК (цели, показатели, задачи)

V + + +

ССП производствен- ССП производственно- ССП процесса управ- ССП обслуживающих

ного процесса № 1 го процесса № 2 (цели, ления субъектом АПК процессов субъекта

(цели, показатели, показатели, задачи) (цели, показатели, АПК (цели, показате-

задачи) задачи) ли, задачи)

1 1 *

ССП структурных ССП структурных под- ССП структурных ССП структурных под-

подразделении про- разделении производ- подразделении про- разделений обслужи-

изводственного про- ственного процесса № цесса управления вающих процессов

цесса № 1 (цели, по- 2 (цели, показатели, субъектом АПК (цели, субъекта АПК (цели,

казатели, задачи) задачи) показатели, задачи) показатели, задачи)

+ + V *

Мероприятия (ини- Мероприятия (инициа- Мероприятия (ини- Мероприятия (инициа-

циативы) производ- тивы) производствен- циативы) процесса тивы) обслуживающих

ственного процесса ного процесса № 2 управления субъектом процессов субъекта АПК

№ 1 АПК

V * + +

Бюджеты производ- Бюджеты производ- Бюджеты процесса Бюджеты обслужива-

ственного процесса ственного процесса № управления субъектом ющих процессов субъ-

№ 1 (показатели) 2 (показатели) АПК (показатели) екта АПК (показатели)

1 I I

Сводный бюджет экономического субъекта АПК

+

Исполнение, учет, контроль, корректировка

Рисунок 3 - Принципиальная блок-схема ФСБОР в системе управленческого учета

экономического субъекта АПК

Заключение. В целом, использование инструментария ФСБОР позволяет сформировать многофункциональную и эффективную систему управления экономическим субъектом АПК, отвечающую современным требованиям управления.

Библиографический список

1. Добровольский, Е. Бюджетирование: шаг за шагом [Текст]/ Е. Добровольский [и др.]. - СПб.: Питер, 2006. - 448 с.

2. Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке [Текст] / П.Ф. Друкер. - М.-СПб. -Киев: Вильямс, 2000. - 399 с.

3. Егорова, Е.М. Концептуальное видение и механизм реализации функционально-стратегического бюджетирования в вузе [Текст]/ Е.М. Егорова, А.В. Глущенко //Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 17 (359). - С. 17-31.

4. Егорова Е.М. Система сбалансированных показателей и бюджетирование, как элементы и инструментарий стратегического управленческого учета в вузе [Текст]/ Е.М. Егорова, Н.Н. Балашова // Экономика образования. - 2011. - №3. - С. 23-28.

5. Каверина, О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры [Текст] /О.Д. Каверина. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 352 с.: ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Каплан, Роберт С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] : пер. с англ. М. Павловой / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 320 с.: ил.

7. Карпов, А.Е. 100 % практического бюджетирования. Кн. 1: Бюджетирование как инструмент управления [Текст] /А.Е. Карпов. - М.: Результат и качество, 2005. - 392 с.

8. Керимов, В.Э. Стратегическое управление [Текст] : учебное пособие/ В.Э. Керимов; под ред. В.Э. Керимова. - М.: Омега-Л, 2005. - 168 с.

9. Керимов, В.Э. Управленческий учет [Текст] /В.Э. Керимов. - М.: ИНФРА-М, 2001.

- 348 с.

10. Ковалев, В.В. Учет, анализ и финансовый менеджмент [Текст] : учебно-методическое пособие /В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 688 с.

Reference

1. Dobrovol'skij, E. Byudzhetirovanie: shag za shagom [Tekst]/ E. Dobrovol'skij [i dr.]. -SPb.: Piter, 2006. - 448 р.

2. Druker, P. F. Zadachi menedzhmenta v XXI veke [Tekst] / P. F. Druker. - M. - SPb. - Kiev: Vil'yams, 2000. - 399 р.

3. Egorova, E. M. Konceptual'noe videnie i mehanizm realizacii funkcional'-no-strategicheskogo byudzhetirovaniya v vuze [Tekst]/ E. M. Egorova, A. V. Gluschenko //Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet. - 2015. - № 17 (359). - Р. 17-31.

4. Egorova E. M. Sistema sbalansirovannyh pokazatelej i byudzhetirovanie, kak jelementy i instrumentarij strategicheskogo upravlencheskogo ucheta v vuze [Tekst]/ E. M. Egorova, N. N. Bal-ashova // Jekonomika obrazovaniya. - 2011. - №3. - Р. 23-28.

5. Kaverina, O. D. Upravlencheskij uchet: sistemy, metody, procedury [Tekst] /O. D. Ka-verina. - M.: Finansy i statistika, 2004. - 352 р.: il.

6. Kaplan, Robert S. Sbalansirovannaya sistema pokazatelej. Ot strategii k dejstviyu [Tekst] : per. s angl. M. Pavlovoj / Robert S. Kaplan, Dejvid P. Norton. - 2-e izd., ispr. i dop. - M.: ZAO "Olimp-Biznes", 2010. - 320 р.: il.

7. Karpov, A. E. 100 % prakticheskogo byudzhetirovaniya. Kn. 1: Byudzhetirovanie kak instrument upravleniya [Tekst] /A. E. Karpov. - M.: Rezul'tat i kachestvo, 2005. - 392 р.

8. Kerimov, V. Je. Strategicheskoe upravlenie [Tekst] : uchebnoe posobie/ V.Je. Kerimov; pod red. V. Je. Kerimova. - M.: Omega-L, 2005. - 168 р.

9. Kerimov, V. Je. Upravlencheskij uchet [Tekst] /V. Je. Kerimov. - M.: INFRA-M, 2001. -

348 р.

10. Kovalev, V. V. Uchet, analiz i finansovyj menedzhment [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie /V. V. Kovalev. - M.: Finansy i statistika, 2006. - 688 р.

E-mail: egorowaem@yandex.ru

УДК 338.439.02:43.02

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ

ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

THE REGION AGRARIAN AND FOOD POLICY EFFICIENCY EVALUATION Е.Н. Антамошкина, кандидат экономических наук, доцент E.N. Antamoshkina

Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd state agrarian university

В статье предложена методика оценки эффективности агропродовольственной политики региона, позволяющая определить интегральный показатель: индекс эффективности агропродовольственной политики, рассчитанный на основе экономических, финансовых и социальных индикаторов эффективности. Автором определены виды эффективности агропродоволь-ственной политики региона. Выявлены и систематизированы критерии и показатели эффективности агропродовольственной политики на макро- и микроуровнях экономики, что позволило выделить, охарактеризовать и развить существующие методологические подходы к оценке эффективности агропродовольственной политики. Для каждого индикатора эффективности агро-продовольственной политики региона установлены критерии оценки и пороговые значения показателей. На основе определения пороговых значений индекса эффективности агропродоволь-ственной политики региона установлено соответствие между диапазоном значений показателя и фактическим, достигнутым уровнем эффективности агропродовольственной политики на ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.