Научная статья на тему 'Цели и инструменты учетно-информационного обеспечения инновационного менеджмента вуза'

Цели и инструменты учетно-информационного обеспечения инновационного менеджмента вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
NBI-technologies
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ ВУЗА / УЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / УЧЕТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION INNOVATIONS / REGISTRATION INFORMATION SUPPORT / PROCESS MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / STRATEGIC MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / REGISTRATION TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко Александра Васильевна, Егорова Екатерина Михайловна

Рассматривается проблема развития учетно-информационного обеспечения инновационного менеджмента в вузе. Формулируются его цели, предлагается комплекс инструментов, позволяющий формировать учетную информацию, влияющую на принятие решений по повышению качества и инновационности самого управления, а также образовательных и научно-исследовательских процессов и продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глущенко Александра Васильевна, Егорова Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Purposes and tools of registration information support of innovative management of higher education institution

The problem of development of registration information support of innovative management in higher education institution is considered, its purposes are formulated. The complex of the tools, allowing to form the registration information influencing decision-making on improvement of quality and innovation of the management, and also educational and research processes and products is offered.

Текст научной работы на тему «Цели и инструменты учетно-информационного обеспечения инновационного менеджмента вуза»

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 657.2:378 ББК 65.052.202.1

ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ УЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ВУЗА

А.В. Глущенко, Е.М. Егорова

Рассматривается проблема развития учетно-информационного обеспечения инновационного менеджмента в вузе. Формулируются его цели, предлагается комплекс инструментов, позволяющий формировать учетную информацию, влияющую на принятие решений по повышению качества и инновационности самого управления, а также образовательных и научно-исследовательских процессов и продуктов.

Ключевые слова: инновации вуза, учетно-информационное обеспечение, процессное управление вузом, стратегическое управление вузом, учетные инструменты.

Осуществляемая в стране модернизация высшей профессиональной школы ориентирует вузы на инновационный путь развития, который предусматривает: реализацию на практи-т ке единства учебного, научного и инновационного процессов с широким привлечением ин-^ теллектуального потенциала, материально-тех-И нической и технологической базы; аккумули-

св

§ рование, генерирование и транслирование но-

2 вых знаний для подготовки высокопрофессио-® нальных специалистов, превращения новых

технологий в готовые коммерческие продук-о ты; удовлетворение потребностей заинтересо-

Й ванных сторон в инновационных продуктах и

3

услугах, основанных на современных знаниях, Ь технологиях, компетенциях; развитие иннова-

ционной инфраструктуры территорий; влияние на развитие экономики и социальной сферы (инновационные вузы становятся основой построения национальной инновационной системы) [7].

Инновации в вузе, представляя собой результат творческого обновления структуры и содержания образовательных и научных процессов в виде нового или усовершенствованного интеллектуального продукта или услуги, реализуемых на рынке в рамках образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, способствуют наращиванию стратегических конкурентных преимуществ на российском и международном образовательном рынке.

С нашей точки зрения, применительно к высшим учебным заведениям целесообразно выделение трех видов инноваций: в научно-исследовательском процессе, в образовательном процессе, в деятельности вуза как организации. Первые две инновации представ-

ляют собой комбинацию продуктового (воплощаются в новых образовательных и научных продуктах) и процессного (реализуются посредством совершенствования образовательных и научно-исследовательских технологий и процессов) их вида, а третья - процессный вид управленческих инноваций (новые управленческие технологии, процессы и организационная структура вуза).

Способность вуза к инновациям и инновационной деятельности определяется уровнем инновационного менеджмента в вузах. Определяющую роль для повышения его качества и эффективности играет информационное обеспечение, основу которого, безусловно, составляет учетная информация, являющаяся средством инновационного управления, выступающая коррелятором организованности вузовских систем на всех уровнях управления и служащая базой обоснованного принятия управленческих решений по развитию инновационного потенциала вузов.

Таким образом, совершенствование инновационного управления в вузах и повышение его эффективности необходимо начинать с модернизации учетной информационной системы, активизации роли учета в системе управления вузом, придания ему направленности на управленческие нужды и интересы, для удовлетворения информационных потребностей внутреннего инновационного менеджмента вуза. Только в этом случае можно обеспечить более надежную, своевременную и полную информацию обратной связи (о фактических параметрах инновационного развития объекта управления), связывающую образовательную, научную, финансово-хозяйственной и другие виды деятельности вуза и людей, принимающих управленческие решения.

Рассмотрим контуры развития учетно-информационного обеспечения инновационного менеджмента в вузах, сформулируем его цели, определим учетный инструментарий.

Учитывая тот факт, что на современном этапе развития высшей школы в качестве управленческих инноваций выступает внедрение стратегического и процессного управления, в контексте концепции всеобщего управления качеством, актуально развитие учетно-инфор-мационного обеспечения процессного и стратегического управления в вузах.

Важно отметить, что на сегодняшний день в мировом менеджменте применение процессного подхода в управлении является одним из важнейших факторов успеха [6, с. 56]. В его основе лежит выделение в вузе бизнес-процессов, управление этими процессами, их улучшение и развитие на основе системы менеджмента качества как «процесса преобразования организации, нацеленного на качество и основанного на идее его непрерывного улучшения» [5, с. 123]. При этом качество как степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления представляет собой меру потребительской ценности образовательных и научных продуктов, а управление качеством означает формирование потребительской ценности.

Процессный подход требует от учетной системы вуза формирования учетной информации и учетных показателей (стоимости, эффективности, результативности, инноваци-онности, адаптивности), ориентированных на достижение целей совершенствования, оптимизации и адаптации к требованиям всех заинтересованных сторон внутренних бизнес-процессов, подпроцессов и функций как принципиально новых объектов учетного наблюдения [1].

Следует отметить, что в ИСО 9004-2008 «Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности», в основу которого положен японский стандарт JIS/TR Q 0005-2005 «Руководящие указания по устойчивому росту» и принцип «создания ценности для потребителя», сделан особый акцент именно на инновации. На инновационном уровне, с точки зрения стандарта, для вузов характерна ориентация на сбалансированные потребности заинтересованных сторон, эффективную взаимосвязь процессов, последовательные позитивные результаты и устойчивые тренды (consistent, positive, results and sustained trends) [4].

Эти принципиальные аспекты стандарта нацеливают вузы на оптимизацию внутренних процессов, на учет всех институциональных факторов при их осуществлении, что способствует повышению их эффективности и получению инновационного образовательного продукта высокого качества, повышающего конкурентные преимущества вуза.

Проблема развития конкурентных преимуществ, по нашему мнению, является центральной в стратегическом управлении вузом, активное внедрение которого требует формирования стратегической направленности учетно-информационной системы вуза как системы выявления и оценки требований внешней среды с целью получения и представления менеджерам учетной информации, необходимой для принятия ими управленческих решений по развитию внутреннего инновационного потенциала вузов и достижению долгосрочных целей.

Стратегический подход, синтезирующий в себе различные концепции, основанные на динамической природе способностей вуза, открывает возможности повышения емкости учетной информации стратегической информацией, под которой следует подразумевать учетные данные о внутреннем и внешнем окружении, сформированные на основе системы индикативных показателей, корректировка и использование которых служат основой разработки, принятия и исполнения управленческих решений, воздействующих на важные инновационные процессы в вузе и позволяющих укрепить позиции на образовательном рынке.

Если обобщить стратегические приоритеты и характеристики основных видов стратегий, применяемых вузами, по нашему мнению, следует уделить особое внимание стратегии, предусматривающей полное решение требований и потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг и других заинтересованных сторон. Именно в основе этой стратегии заложены мощные потенциальные инновационные процессы, сфокусированные на выявлении и удовлетворении потребностей клиентов к качеству и содержанию образовательного продукта [3].

Необходимо подчеркнуть, что использование в вузах ведущего стратегического и аналитического инструмента - сбалансированной системы показателей (ССП) как основы управленческой учетно-аналитической системы, обеспечивающей информационное содействие менеджменту в реализации стратегических целей и задач вузов, как системы определения, оценки и мониторинга финансовых и нефинансовых показателей их стратегического развития - является необходимым и ло-

гическим развитием стратегической направленности учета.

В качестве объектов ССП следует выделять стратегические цели и целевые учетные показатели развития вузов и функционирование систем управления ими в разрезе пяти основных взаимосвязанных и сбалансированных перспектив, наиболее полно характеризующих вузы: 1) общественная значимость; 2) потребители и другие заинтересованные стороны; 3) внутренние бизнес-процессы; 4) инфраструктура и сотрудники; 5) финансы.

Информационное наполнение ССП и адекватное реагирование на итоги, полученные в результате анализа ее показателей, диктует необходимость создания в вузах информационных систем учета данных, необходимых для мониторинга и расчета сбалансированных показателей.

Возвращаясь к первым двум видам инноваций в вузе, отметим, что для решения многогранных и сложных задач инновационного развития образовательного и научно-исследовательского процессов большое значение имеет учетно-информационное фокусирование на этих процессах и технологиях. Формирование и использование учетной информации, характеризующей разные их параметры, способно влиять на управленческие решения по построению технологических цепочек, обеспечивающих высокое качество и инновационность образовательных и научных продуктов, удовлетворяющих требованиям потребителей, необходимых для укрепления конкурентных преимуществ и достижения стратегических целей вузов. Все это предопределяет объективную необходимость разработки соответствующего учетного инструментария, включающего классический и современный их вид.

Учитывая тот факт, что учетно-инфор-мационное обеспечение инновационного менеджмента охватывает не только всю совокупность процессов, составляющих научную, образовательную, финансово-хозяйственную деятельность, но и все важные функции управления (прогнозирование, планирование, контроль, анализ, принятие решений, организацию, коммуникацию), его инструментальная основа должна включать не только учет затрат на основе цепочки потребительской

ценности вуза [3], калькулирование себестоимости бизнес-процессов и продуктов, но и стратегическое и оперативное планирование, разработку сбалансированных учетных показателей деятельности, функционально-стратегическое бюджетирование, ориентированное на результат [2], анализ и оценку деятельности и т. п.

Инструментами внутренней учетно-информационной системы вуза выступают экономические средства, позволяющие методически (технически) осуществлять его процедуры (под процедурой управленчес-

кого учета понимается методологически определенная последовательность действий по наблюдению, регистрации и обработке количественной и качественной, финансовой и нефинансовой информации). По нашему мнению, согласно характеру принимаемых решений, учетные инструменты инновационного менеджмента следует разделить на оперативные и стратегические, а в соответствии с функциями управления - на учетно-калькуляционные, аналитические, контрольные, организационные (см. таблицу).

Процедуры учета Инструменты реализации процедур учета

Бухгалтерские (учетно-калькуляционные)

Классификация затрат (включая затраты на качество и инновации) Функциональные калькуляционные системы Система бухгалтерских счетов

Учет затрат по бизнес-процессам и цепочке формирования потребительской ценности

Распределение затрат

Кальку лиро вание себестоимости бизнес-процессов, образовательных и научных продуктов

Аналитические (управленческие)

Принятие оперативных управленческих решений по развитию инновационного потенциала Анализ безубыточности [CVP-анализ (затраты-объем-прибыль)], в том числе - в условиях определенности (определенного риска); - в условиях неопределенности (неопределенного риска); - в условиях большого количества предоставляемых образовательных продуктов. Элементы анализа безубыточности: - маржинальный анализ; - операционный рычаг; - анализ чувствительности. Релевантный анализ. Оперативный анализ прибыли, затрат, запасов. Оперативное ценообразование

Принятие стратегических управленческих решений по развитию инновационного потенциала: - решений по оценке степени влияния факторов институциональной среды на деятельность; - PEST-анализ; - HAZOR (Hazard and Operability Study) - метод выявления опасностей, угрожающей работе организации; - FTA (Fault Tree Analysis) - анализ дерева ошибок; - FMECA (Failure Mode Effect and Cause Analysis) -перекрестный анализ ошибок и их причин.

Инструменты внутренней учетно-информационной системы, обеспечивающей информационное содействие инновационному менеджменту вуза

Окончание таблицы

Процедуры учета Инструменты реализации процедур учета

- инвестиционных решений; Инвестиционный анализ: - оценка чистой текущей стоимости, рентабельности основного образовательного и научно-исследовательского процесса, движения потоков денежных средств; - дисконтирование денежных потоков

- решений по оценке конкурентов на образовательном рынке; Стратегический анализ: - конкурентов (по вузам, видам образовательных и научных продуктов, категориям потребителей, качеству, персоналу, материально-техническим и инновационным ресурсам и т. д.); - сценарное планирование и т. п.

- решений по оценки потребителей образовательных и научных продуктов; - прибыльности и рентабельности потребителей (студенты, родители, частный бизнес и др.); - структуры потребителей образовательных услуг; - структуры образовательного рынка

- решений по разработке конкурентной стратегии развития - GAP-анализ; - анализ портфеля заказов, бостонская матрица; - анализ дерева решений; - анализ собственных конкурентных преимуществ

- решений по оценке прибыльности собственной деятельности; Стратегический анализ прибыли

- решений по оценке собственного потенциала, в т. ч. инновационного; Стратегический анализ: - сильных и слабых сторон (SWOT-анализ); - разновидности и перспективности образовательных и научных продуктов; - инновационного потенциала; - организационно-технического и технологического уровня образовательного и других процессов вуза; - качества образования и других процессов вуза; - горизонтальный, вертикальный, трендовый финансовый анализ

- решений по оценке цепочки потребительской ценности Анализ цепочки потребительской ценности. Анализ затратообразующих факторов

Формирование учетных показателей Сбалансированная система показателей -система финансовых и нефинансовых показателей оценки основных сторон деятельности, в том числе инновационной

Разработка управленческой отчетности Система управленческих отчетов

Контрольные

Планирование (бюджетирование) Оперативные инструменты: бюджеты доходов и расходов, операционные бюджеты. Стратегические инструменты: функционально-стратегическое бюджетирование, ориентированное на результат (на основе ССП), инвестиционные и инновационные бюджеты

Контроль бюджетов Жесткие и гибкие бюджеты

Анализ отклонений по прибыли, затратам, выручке, результату Факторный анализ отклонений

Организационные

Организация, регламентация и стандартизация учета Учетные регламенты и стандарты Учет по цент рам ответственности, в том числе по центрам инноваций (в контексте развития процессно-ориентированной организационной структуры)

Применение современного учетного инструментария способно значительно повысить уровень инновационного управления в вузах, нацелив его на выбор и принятие управленческих решений, направленных на совершенствование деятельности вуза и переход в новое качественное состояние, на реализацию инновационных решений и подходов в образовательной и научно-исследовательской деятельности, на получение качественных образовательных и научных продуктов, на достижение общественного и коммерческого успеха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глущенко, А. В. Методологический подход к организации управленческого учета в вузе с позиций процессного управления / А. В. Глущенко, Е. М. Егорова // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология. - 2011. - №№2. - С. 179-188.

2. Глущенко, А. В. Модель функционально-стратегического бюджетирования, ориентированного на результат, как базового элемента системы управленческого учета вуза / А. В. Глущенко, Е. М. Егорова // Экономика образования. - 2011. - №2 4. - С. 147-155.

3. Егорова, Е. М. Концепция управленческого учета затрат в вузе на основе цепочки потребительской ценности / Е. М. Егорова // Вестник Самарского государственного экономического университета. Сер. «Экономика». - 2011. - №2 9 (83). -С. 32-38.

4. Илюшина, Е. О системном подходе к менеджменту качества / Е. А. Илюшина, А. Д. Шадрин // Стандарты и качество. - 2010. - №№ 4. - С. 74-78.

5. Рамперсад, Х. К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения / Х. К. Рамперсад. - М. : Олимп-Бизнес, 2005. - 244 с.

6. Репин, В. В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация / В. В. Репин. -М. : Стандарты и качество, 2007. - 323 с.

7. Сурин, А. В. Инновационный менеджмент : учебник / А. В. Сурин, О. П. Молчанова. -М. : ИНФРА-М, 2008. - 368 с.

PURPOSES AND TOOLS OF REGISTRATION INFORMATION SUPPORT OF INNOVATIVE MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

A. V. Glushchenko, E.M. Egorova

The problem of development of registration information support of innovative management in higher education institution is considered, its purposes are formulated. The complex of the tools, allowing to form the registration information influencing decision-making on improvement of quality and innovation of the management, and also educational and research processes and products is offered.

Key words: higher education institution innovations, registration information support, process management of higher education institution, strategic management of higher education institution, registration tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.