Научная статья на тему 'Предпосылки и вектор развития нового концептуального видения управленческого учета в современных вузах'

Предпосылки и вектор развития нового концептуального видения управленческого учета в современных вузах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ВУЗАХ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ УЧЕТУ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Е. М., Терехина Н. В.

Рассматриваются современные предпосылки развития и концептуальные основы управленческого учета в вузах, ориентированного на информационное обеспечение процессного и стратегического управления на основе системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и вектор развития нового концептуального видения управленческого учета в современных вузах»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378:657

ПРЕДПОСЫЛКИ И ВЕКТОР РАЗВИТИЯ НОВОГО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ВИДЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В СОВРЕМЕННЫХ ВУЗАХ

Е.М. Егорова, доктор экономических наук Н.В. Терехина, кандидат экономических наук

Волгоградский государственный аграрный университет

Рассматриваются современные предпосылки развития и концептуальные основы управленческого учета в вузах, ориентированного на информационное обеспечение процессного и стратегического управления на основе системы менеджмента качества.

Ключевые слова: концепция управленческого учета в вузах, бизнес-процесс, процессный подход к управленческому учету, стратегический управленческий учет, система сбалансированных показателей.

В настоящее время в Российской Федерации проводятся беспрецедентные экономические и общественные реформы, в том числе и в сфере высшего профессионального образования.

Современная модернизация высшей школы, квинтэссенция целей которой заключается в удовлетворении потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном высшем профессиональном образовании, ориентирует вузы на инновационный путь развития и наращивание стратегических конкурентных преимуществ на образовательном рынке.

В результате проведенного авторами анализа тенденций развития вузов, обобщения стратегических приоритетов и характеристик основных видов стратегий, применяемых ими, сделан вывод о необходимости уделить особое внимание стратегии, предусматривающей полное решение требований заказчиков, потребителей и др. заинтересованных сторон. Именно в основе этой стратегии заложены мощные потенциальные инновационные процессы, сфокусированные на выявлении и удовлетворении потребностей заказчиков и потребителей к качеству и содержанию образовательного и научно-исследовательского продукта.

Все эти обстоятельства обуславливают особые требования к качеству менеджмента в вузах, который расценивается многими аналитиками как предельно неэффективный, затрудняющий адаптацию вузов к изменениям, диктуемым целями модернизации и внешней институциональной среды.

Необходимо отметить, что повышение эффективности управления в вузах является одной из важнейших задач модернизации и развития системы высшей профессиональной школы.

Совершенствование системы управления вузом, приведение ее в соответствие с изменяющейся ситуацией - это объективный, естественный процесс, влекущий за собой изменение методов управления с отказом от действующих моделей неэкономического и неэффективного поведения в пользу освоения современных концепций менеджмента.

По нашему мнению, для того чтобы создать целостное представление о характере и векторе этого процесса, на современном этапе развития высшей школы, следует обозначить его императивы и важнейшие составляющие: 1) стратегическое управление; 2) совершенствование бизнес-процессов в рамках процессной модели управления, в контексте концепции всеобщего управления качеством; 3) совершенствование организационной структуры.

Внедрение обозначенных новых подходов к управленческим и организационным процессам, значительно актуализирует проблему своевременного и

полного учетно-информационного обеспечения систем управления в вузах, находящегося в прямой зависимости от управленческого учета.

Роль управленческого учета заключается в том, что он, генерируя учетную информацию и являясь средством управления, выступает коррелятором организованности вузовских систем на всех уровнях управления, служит основой процесса принятия оптимальных управленческих решений по развитию внутреннего потенциала и реализации стратегий вузов.

Особую остроту этой проблеме придает тот факт, что управленческий учет в большинстве вузов оторван от информационных потребностей внутреннего управления, характеризуется недостаточностью учетного инструментария и учетных методов, слабой гибкостью и адаптивностью к быстроизменяющимся условиям внешней среды и отстает от современных организационно-экономических форм и способов функционирования вузов.

Следовательно, параметры и режим циркулирующей учетной информации не обеспечивают полноценную обратную связь между управляющей системой вузов и сложными разнообразными объектами управления (управляемой системой), которые должны находиться в органическом информационном единстве и тесной связи.

Это обуславливает острую необходимость трансформации учетно-информационной системы в вузах в систему, адекватную современным требованиям управления, имеющую в своем арсенале передовой учетный инструментарий, обеспечивающую упорядоченную, строго организованную системную информацию о состоянии сложных и многочисленных объектов управления, активно воздействующую на совершенствование процессов последнего. Учетным системам вузов необходимо не просто взаимодействовать с изменившейся средой функционирования вузов, но, будучи структурно связанным с ней условиями, факторами и результатами, - следует адаптироваться к ее изменениям, коэволюционировать с ней, меняя количество своих объектов, структурных элементов и связи между ними [2].

Анализ факторов окружающей среды, имеющих сложный и детерминированный характер, и информационных потребностей систем управления в вузах позволили выявить вектор современной методологической и организационно-методической трансформации управленческого учета в вузах - информационное обеспечение процессного и стратегического управления на основе системы менеджмента качества.

Сообразуясь с этим, современные концептуальные основы управленческого учета в вузах, как внутренней учетно-информационной системы (рис. 1), по нашему мнению, должны базироваться на методологии процессного, стратегического и сбалансированного подходов к нему.

Процессный подход к управлению деятельностью организаций в условиях рынка расценивается как самый эффективный [5, с. 26].

В основе методологии процессного подхода, методологические и организационно-методические аспекты которого представлены в табл. 1, лежит идентификация и классификация бизнес-процессов как объектов управленческого учета, меняющих учетно-информационное поле вузов, требуя формирования информации, ориентированной на решение задач управления бизнес-процессами, с позиций их совершенствования и обеспечения взаимодействия [1].

При этом дефиниция «бизнес-процесс» определяется как самостоятельный объект учета, представляющий собой горизонтальную совокупность взаимосвязанных видов деятельности (подпроцессов) и функций, трансформирующий все виды входящих ресурсов в создаваемый на выходе продукт, реализуемый потребителю и удовлетворяющий требованиям системы менеджмента качества.

Рисунок 1 - Концептуальные основы управленческого учета в вузах

Для идентификации основных бизнес-процессов вузов, под которыми понимаются процессы, добавляющие наибольшую ценность для потребителя и определяющие деловой потенциал вузов, наиболее предпочтителен ценностный подход, нацеливающий менеджмент вузов на их улучшение.

По нашему мнению, все бизнес-процессы вуза следует классифицировать на три группы: основные бизнес-процессы, обеспечивающие (или вспомогательные) бизнес-процессы, бизнес-процессы управления. Именно в основе такой классификации лежит принцип влияния бизнес-процессов на потребительскую ценность образовательных продуктов и самого вуза.

Таблица 1- Методологические основы процессного подхода к управленческому учету в вузах

Аспект Характеристика и описание

Цель Информационная поддержка управления системой бизнес-процессов вуза, с целью их совершенствования, оптимизации и адаптации к требованиям всех заинтересованных сторон, направленная на повышение качества образования и эффективность функционирования вуза

Функции Прогнозная, координирующая, регулирующая, контрольная

Объекты учета Система бизнес-процессов, бизнес-процесс, подпроцесс, функция

Предмет Уставная хозяйственная деятельность

Принципы Системность, комплексность, научность, бифуркационность, регулярность, декомпозиция, оптимальность

Методы учета и анализа затрат АВС-система, анализ цепочки ценностей, ФСА, СУР - анализ, бэнчмаркинг и др.

Инструментальный механизм По функциям управления: бухгалтерские, аналитические, контрольные, организационные инструменты. По характеру управленческих решений: оперативные, стратегические инструменты.

Технология Технология сбора информации, ее обработки, анализа, оценки, контроля, мониторинга

Система учетных показателей Многоуровневая система взаимосвязанных частных и обобщенных учетных показателей, характеризующих бизнес-процесс: показатели стоимости, результативности, эффективности и адаптивности бизнес-процессов

Форма представления информации Формализованные отчеты для внутреннего пользования (разных уровней формирования)

Пользователи Обеспечение всех уровней управления вуза информацией о стоимости, результативности, эффективности и адаптивности осуществляемых основных, обеспечивающих бизнес-процессов и процессов управления

При разработке классификации бизнес-процессов вузов как учетных объектов, к основным бизнес-процессам могут быть отнесены образовательный и научно-исследовательский, производящие основные выходы для вуза и напрямую добавляющие их ценность (стоимость) для потребителей, к обеспечивающим -маркетинговую, учетно-финансовую, издательскую, хозяйственную и др. деятельность, к управленческим - стратегическое планирование, управление качеством, аттестация и аккредитация и др.

При построении процессной модели управленческого учета, основные бизнес-процессы вузов предстают в виде линейных цепочек, состоящих из подпроцессов и функций, которые, наряду с бизнес-процессами, должны выступать объектами управленческого учета и внимания.

Таким образом, становится возможным учетно-информационное фокусирование на научно-исследовательских и образовательных процессах и технологиях. Формирование и использование учетной информации, характеризующей разные их параметры, способно влиять на управленческие решения по построению технологических цепочек, обеспечивающих высокое качество и инновационность образовательных и научных продуктов, удовлетворяющих требованиям потребителей, необходимых для укрепления конкурентных преимуществ и достижения стратегических целей вузов.

Стратегический подход к управленческому учету в вузе синтезирует в себе различные концепции, основанные на динамической природе способностей вуза и открывает возможности повышения емкости учетной информации стратегической информацией - учетными данными о внутреннем и внешнем окружении, сформированными на основе системы индикативных показателей, корректировка и использование которых служат основой разработки, принятия и исполнения управленческих решений, воздействующих на все важные процессы в вузе и позволяющих, в будущем, сохранить и укрепить позиции на образовательном рынке.

Таблица 2 - Методологические аспекты ССП вуза

Аспект Описание

Цель Сбалансирование финансового и нефинансового потенциала вуза со стратегическими целями развития. Информационное содействие системе управления вузом в реализации стратегий

Задачи Обеспечение всех сотрудников и всех уровней управления вуза учетно-аналитической информацией о результатах деятельности вуза по достижению стратегических целей, в разрезе целевых финансовых и нефинансовых показателей развития

Функции Информационно-прогнозная, информационно-контрольная, информационно-координирующая, информационно-аналитическая, информационно-регулирующая, информационно-регламентирующая, нормативная, информационно-мотивационная.

Объекты -Цели и целевые показатели развития вуза, в разрезе различных аспектов: общественная значимость, потребители и др. заинтересованные стороны, внутренние бизнес-процессы, инфраструктура и сотрудники, финансы; -Система управления вуза, обеспечивающая достижение целей в разных аспектах функционирования вуза

Предмет Процесс построения учетно-аналитической системы для получения информации в целях стратегического управления деятельностью вуза, включающей в себя все основные, обеспечивающие и управленческие процессы, с точки зрения взаимосвязанных и сбалансированных перспектив развития

Принципы Научность, системность, комплексность, сбалансированность, каскадирование, декомпозиция, согласованность, оптимальность, бифуркационность, информационная доступность

Учетные инструменты Бухгалтерские, аналитические, контрольные, организационные инструменты, охватывающие все направления деятельности вуза и формирующие многоуровневую систему взаимосвязанных частных и обобщенных показателей

Пользователи Сотрудники, все уровни управления вузом, все заинтересованные стороны (стейкхолдеры)

Форма представления учетно-аналитической информации Формализованные отчеты: для внутреннего пользования вуза (разных периодов и уровней формирования); по проектам, программам, бизнес-процессам вуза; для целей государственных оценочно-регламентирующих процедур (лицензирования, аттестация, аккредитация и др.)

Методологическую основу стратегического управленческого учёта характеризует совокупность следующих элементов: базовые принципы (адаптивность, ответственность, достоверность, релевантность); основные задачи, заключающиеся в

формировании стратегической информации, разработке на ее основе стратегических планов развития и контролировании степени выполнения стратегических задач; основные объекты - стратегические нематериальные активы (интеллектуальные, включая человеческие, организационные и др.), способные обеспечить вузу устойчивые конкурентные преимущества [3].

По нашему мнению, использование в системе управленческого учета вузов ведущего стратегического и аналитического инструмента - сбалансированной системы показателей (ССП), методологические аспекты которой представлены в табл. 2, -является логическим развитием стратегической направленности управленческого учета [4, с. 45].

ССП выступает основой управленческой учетно-аналитической системы вузов, как системы определения, оценки и мониторинга финансовых и нефинансовых показателей их стратегического развития. В качестве ее объектов выделяются стратегические цели и целевые показатели развития вузов и функционирование систем управления ими, в разрезе основных взаимосвязанных и сбалансированных перспектив, наиболее полно характеризующих вузы.

Практическая реализация стратегического управленческого учета в вузах, на основе ССП, возможна с помощью выработки единого системного учетного механизма, увязывающего его отдельные элементы - методы, функции, процессы, инструменты, стратегии и их корректировки - для переработки стратегической информации и обеспечения оптимального функционирования учетно-информационных систем вузов.

В целом, развитие методологии стратегического, сбалансированного и процессного подхода к управленческому учету, позволяет осуществить трансформацию действующей учетно-информационной системы вуза в учетную систему, адекватную стратегическим целям развития высшей школы (необходимые и достаточные элементы этой системы и их связь с основными функциями управления представлены на рис. 2).

Рисунок 2 - Элементы учетно-информационной системы вуза Такая система позволяет формировать учетные показатели, представляющие вузы в функциональной, продуктовой и организационной интерпретации, соответствующие и

подчиненные прикладным задачам информационного обеспечения всех уровней стратегического и процессного управления и, что очень актуально, управления качеством образовательных и научно-исследовательских продуктов, процессов и функций вуза.

Библиографический список

1. Егорова, Е.М. Методологический подход к организации управленческого учета в вузе с позиций процессного управления [Текст]/ Е.М. Егорова, А.В. Глущенко // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2011. - №2. - С. 179-188.

2. Егорова, Е.М. Влияние внешней институциональной среды макроокружения на развитие вуза и формирование его учетно-информационной системы [Текст]/ Е.М. Егорова // Вестник Самарского государственного экономического университета. Экономика. - 2010. -№2 (64). - С. 32-36.

3. Егорова Е.М. Контуры стратегического управленческого учета в высшем учебном заведении [Текст] /Е.М. Егорова //Экономика образования. - 2010. - № 2. - С. 96-99.

4. Каплан, Роберт С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон : пер. с англ. М. Павловой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 320 с.

5. Репин, В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация [Текст]/В.В. Репин. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. -277 с.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.