УДК 957:378
УЧЕТНО-УПРАВЯЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
А. В. ГЛУЩЕНКО,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой учета, анализа и аудита
E-mail: aleksa-gl@yandex. ru Волгоградский государственный университет Е. М. ЕГОРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: egorowaem@yandex. ru Волгоградский государственный аграрный университет
В статье рассматриваются учетно-управлен-ческие аспекты высшей школы, акцентируется внимание на проблемах повышения качества управления в вузах и совершенствования его учетно-информа-ционного обеспечения. Отмечается необходимость формирования новой сущности и концептуального видения управленческого учета в вузах, позволяющих создать действенную и эффективную учетно-инфор-мационную систему.
Ключевые слова: вуз, управленческий учет, процессный и стратегический подходы к управленческому учету, система сбалансированных показателей.
Уровень и качество высшего профессионального образования являются главными факторами успешного развития страны — создания высокоэффективной конкурентоспособной экономики и формирования высоконравственной, интеллектуально развитой личности.
За последние годы финансирование высшей школы из средств федерального бюджета значительно увеличилось: с 31,3 млрд руб. в 2001 г. до 232,0 млрд руб. в 2012 г. (доля расходов на
образование в валовом внутреннем продукте увеличилась соответственно с 2,4 до 3,6 %). Примерно такой же объем средств поступил в высшую школу за счет внебюджетных источников. Кроме того, инвестиции в размере 37 млрд руб. в рамках национального проекта «Образование» получили 57 вузов (объем этих инвестиций сопоставим с годовым бюджетом вузов).
Однако современная модернизация системы высшей школы, квинтэссенция целей которой заключается в удовлетворении потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном высшем профессиональном образовании, ориентируя вузы на инновационный путь развития и наращивание стратегических конкурентных преимуществ на образовательном рынке, зависит не только от объемов финансирования. Для достижения указанных целей необходимо повышение эффективности управления в вузах.
В настоящее время государственный вуз, с одной стороны, — это некоммерческая организация, субъект общества и государства, выступающий в роли центра образования, науки и культуры, удов-
летворяющий потребности общества и выполняющий государственные заказы на подготовку специалистов и выполнение фундаментальных научных исследований. С другой стороны, вуз является субъектом рыночной экономики, выступающим в роли товаропроизводителя интеллектуальной продукции и образовательных услуг и свободно реализующим свою продукцию на рынке труда. Занимаясь предпринимательской деятельностью, вуз преследует цель — получение прибыли, что характерно для коммерческих организаций.
Таким образом, экономика государственных вузов очень специфична, характеризуется смешением и многообразием субъектов и форм хозяйствования и представляет собой комбинацию недоразвитых рыночных и нерыночных организационно-экономических механизмов функционирования. Осуществляемая вузами деятельность, в которой присутствуют два начала — предпринимательское, представленное частным интересом вуза как обособленного товаропроизводителя, и государственное, воплощающее общественной интерес, является противоречивой, усложняющей функционирование вузов.
Все это обусловливает особые требования к качеству менеджмента в вузах, который в настоящее время расценивается как предельно неэффективный, затрудняющий адаптацию вузов к изменениям внешней среды и игрового экономического поля.
Для государственных вузов характерны:
— отсутствие экономических рынков для результатов деятельности;
— опора на государственные бюджетные ассигнования в качестве источника финансовых ресурсов;
— недостаток стимулов для снижения затрат и эффективной экономической деятельности;
— меньшая эффективность в распределении ресурсов (более слабая реакция на предпочтения потребителей, меньшее соответствие предложения спросу);
— меньшая доступность к четким рыночным сигналам и информации (цены, прибыль, доля на рынке), используемым при принятии управленческих решений;
— наличие особо сложных и чувствительных формально-правовых ограничений со стороны
вышестоящих и контрольных государственных органов;
— большее количество ограничений на сферы деятельности и процедуры (меньшая самостоятельность менеджеров при выборе управленческого решения);
— усиление тенденции к распространению формального административного контроля;
— большее число внешних источников формальной власти и влияния при усилении их фрагментации.
Проблема повышения эффективности управления в вузах значительно актуализирует проблему его своевременного и полного учетно-информационного обеспечения, находящегося в прямой зависимости от управленческого учета.
Роль управленческого учета заключается в том, что он, генерируя учетную информацию и являясь средством управления, выступает коррелятором организованности вузовских систем на всех уровнях управления, служит основой процесса принятия оптимальных управленческих решений по развитию внутреннего потенциала и реализации стратегий вузов, что обосновывает необходимость его активизации.
Особую остроту этой проблеме придает тот факт, что управленческий учет в большинстве вузов не ведется, а практическое функционирование финансового (бюджетного) учета оторвано от информационных потребностей внутреннего управления, характеризуется слабыми гибкостью и адаптивностью к быстроменяющимся условиям внешней среды, отстает от современных организационно-экономических форм и способов функционирования вузов.
Следовательно, параметры и режим циркулирующей учетной информации не обеспечивают полноценной обратной связи между управляющей системой вузов и сложными разнообразными объектами управления (управляемой системой), которые должны находиться в органическом информационном единстве и тесной связи, что обусловливает острую необходимость формирования новой учетно-информационной системы в вузах, адекватной современным требованиям управления, имеющей в своем арсенале передовой учетный инструментарий, обеспечивающей упорядоченную, строго организованную сис-
темную информацию о состоянии сложных и многочисленных объектов управления, активно воздействующую на совершенствование процессов последнего.
Все это обосновывает необходимость определения новой сущности и концептуального видения управленческого учета в вузах, позволяющего создать действенную и эффективную учетно-информационную систему. Отправной точкой решения этой проблемы является исследование влияния внешних факторов окружающей среды (политическая, экономическая, технико-технологическая, социально-культурная системы и др.) и ее внутренних факторов (миссия, стратегия, цели, организационно-управленческая структура, нормы и правила локальных актов, уровень материально-технического развития и информатизации и др.) на формирование и развитие учет-но-информационных систем вузов. Эти факторы определяют учетный инструментарий и учетные методы, имеющиеся в распоряжении менеджмента для планирования, организации, мотивации, контроля и учета внутренней деятельности вузов и приведения ее в соответствие с динамично изменяющейся внешней средой для обеспечения эффективного функционирования, выполнения целей и миссии. При этом учетные системы вузов не просто взаимодействуют со средой, а должны, будучи структурно связанными с ней условиями, факторами и результатами, адаптироваться к ее изменениям, коэволюционировать с ней, меняя количество своих объектов, структурных элементов и связи между ними [2].
Анализ факторов окружающей среды, имеющих сложный и детерминированный характер, и информационных потребностей систем управления в вузах на всех иерархических уровнях позволяет выявить вектор современного методологического и организационно-методического развития управленческого учета в вузах — информационное обеспечение процессного и стратегического управления на основе системы менеджмента качества.
В соответствии с этим базисом современных концептуальных основ управленческого учета в вузах (см. рисунок), по нашему мнению, выступает методология процессного, стратегического и сбалансированного подходов к нему.
Процессный подход к управлению деятельностью организаций в условиях рынка расценивается как самый эффективный [5, с. 26]. В основе методологии процессного подхода, методологические и организационно-методические аспекты которого представлены в таблице, лежат идентификация и классификация бизнес-процессов как объектов управленческого учета, меняющих учетно-информационное поле вузов, требуя формирования информации, ориентированной на решение задач управления бизнес-процессами с позиций их совершенствования и обеспечения взаимодействия [1]. При этом дефиниция «бизнес-процесс» определяется как самостоятельный объект учета, представляющий собой горизонтальную совокупность взаимосвязанных видов деятельности (подпроцессов) и функций, трансформирующий все виды входящих ресурсов в создаваемый на выходе продукт, реализуемый потребителю и удовлетворяющий требованиям системы менеджмента качества.
Для идентификации основных бизнес-процессов вузов, под которыми понимаются процессы, добавляющие наибольшую ценность для потребителя и определяющие деловой потенциал вузов, наиболее предпочтителен ценностный подход, нацеливающий менеджмент вузов на улучшение бизнес-процессов.
По нашему мнению, все бизнес-процессы вуза следует классифицировать на три группы:
— основные бизнес-процессы;
— обеспечивающие (или вспомогательные) бизнес-процессы;
— бизнес-процессы управления.
Именно в основе такой классификации лежит принцип влияния бизнес-процессов на потребительскую ценность образовательных продуктов и самого вуза.
При разработке классификации бизнес-процессов вузов как учетных объектов к основным бизнес-процессам могут быть отнесены образовательный и научно-исследовательский, производящие основные выходы для вуза и напрямую добавляющие их ценность (стоимость) для потребителей, к обеспечивающим — маркетинговую, учетно-финансовую, издательскую, хозяйственную и другую деятельность, к управленчес-
Управленческий учет в вузах ♦
Имеет цель: информационное обеспечение процессов планирования, контроля и принятия управленческих решений для достижения стратегических, тактических, оперативных целей на основе фактических и прогнозных показателей функционирования вузов, их бизнес-процессов,
подпроцессов (функций), структурных подразделений, а также показателей внешней среды ' ' ' *
Решает задачи: 1) подготовки информации для принятия управленческих решений на стратегическом, тактическом, оперативном, процессном, технологическом уровнях управления; 2) информационного обеспечения функций управления: процессов планирования и контроля,
учета, организации и мотивации, коммуникации, принятия решений " + " _
Выполняет функции: информационно-координирующую, планово-контрольную, информационно-
коммуникационную, информационно-распределительную, информационно-организационную, информационно-инновационную, информационно-мотивационную, информационно-прогнозную,
информационно-аналитическую ♦
Выполнение задач и функций обеспечивает внутренняя структура
Система сбалансированных показателей Учет затрат по цепочке потребительской ценности и калькулирование
Функционально-стратегическое бюджетирование, ориентированное на результат
Внутренний контроль
Учет по бизнес-процессам, видам деятельности, центрам ответственности Управленческая отчетность
Управленческий анализ
Базируется на принципах: системности, регулярности, полезности, бифуркационности, комплексности, научности, оптимальности, ориентации на удовлетворение информационных потребностей всех уровней управления, ориентации на учет затрат и результатов по бизнес-процессам и функциям, ориентации на управление по отклонениям фактических параметров ключевых показателей объектов учета от заданных параметров
Концептуальные основы управленческого учета в вузах Методологические основы процессного подхода к управленческому учету в вузах
Аспект Характеристика и описание
Цель Информационная поддержка управления системой бизнес-процессов вуза с целью их совершенствования, оптимизации и адаптации к требованиям всех заинтересованных сторон, направленная на повышение качества образования и эффективность функционирования вуза
Функции Прогнозная, координирующая, регулирующая, контрольная
Объекты учета Система бизнес-процессов, бизнес-процесс, подпроцесс, функция
Предмет Уставная хозяйственная деятельность
Принципы Системность, комплексность, научность, бифуркационность, регулярность, декомпозиция, оптимальность
Методы учета и анализа затрат АВС-система (Activity Based Costing) — функциональная система калькуляции затрат, анализ цепочки ценностей, ФСА (функционально-стоимостный анализ), CVP-анализ (Cost — Volume — Profit) — анализ соотношения «затраты — объем — прибыль»), бэнчмаркинг и др.
Инструментальный механизм По функциям управления: бухгалтерские, аналитические, контрольные, организационные инструменты. По характеру управленческих решений: оперативные, стратегические инструменты
Технология Технология сбора информации, ее обработки, анализа, оценки, контроля, мониторинга
Система учетных показателей Многоуровневая система взаимосвязанных частных и обобщенных учетных показателей, характеризующих бизнес-процесс: показатели стоимости, результативности, эффективности и адаптивности бизнес-процессов
Форма представления информации Формализованные отчеты для внутреннего пользования (разных уровней формирования)
Пользователи Обеспечение всех уровней управления вуза информацией о стоимости, результативности, эффективности и адаптивности осуществляемых основных, обеспечивающих бизнес-процессов и процессов управления
ким — стратегическое планирование, управление качеством, аттестацию и аккредитацию и др.
При построении процессной модели управленческого учета основные бизнес-процессы вузов предстают в виде линейных цепочек, состоящих из подпроцессов и функций, которые наряду с бизнес-процессами должны быть объектами управленческого учета и внимания.
Таким образом, становится возможным учет-но-информационное фокусирование на научно-исследовательских и образовательных процессах и технологиях. Формирование и использование учетной информации, характеризующей их разные параметры, способно влиять на управленческие решения по построению технологических цепочек, обеспечивающих высокое качество и инновационность образовательных и научных продуктов, укрепление конкурентных преимуществ и достижение стратегических целей вузов, удовлетворяющих требованиям потребителей.
Стратегический подход к управленческому учету в вузе синтезирует в себе различные концепции, основанные на динамической природе качеств вуза, и открывает возможности для повышения емкости учетной информации за счет стратегической информации — учетных данных о внутреннем и внешнем окружении, сформированных на основе системы индикативных показателей, корректировка и использование которых служат основой разработки, принятия и исполнения управленческих решений, воздействующих на все важные процессы в вузе и позволяющих в будущем сохранить и укрепить позиции на образовательном рынке.
Методологическую основу стратегического управленческого учета характеризует совокупность следующих элементов:
— базовые принципы (адаптивность, ответственность, достоверность, релевантность);
— основные задачи, заключающиеся в формировании стратегической информации, разработке на ее основе стратегических планов развития и контролировании степени выполнения стратегических задач;
— основные объекты — стратегические нематериальные активы (интеллектуальные, включая человеческие, организационные, информационные и др.), способные обеспечить
вузу устойчивые конкурентные преимущества и удовлетворяющие определенным признакам, в том числе они должны быть ценны для вуза, не иметь заменителей, их должно быть сложно воспроизвести или скопировать, они должны быть редкими среди конкурентов [3].
По нашему мнению, использование в системе управленческого учета вузов ведущего стратегического и аналитического инструмента — сбалансированной системы показателей (ССП) — является логическим развитием стратегической направленности управленческого учета [4, с. 45].
Стратегическая система показателей является основой управленческой учетно-аналитической системы вузов как системы определения, оценки и мониторинга финансовых и нефинансовых показателей их стратегического развития. В качестве ее объектов выделяются стратегические цели и целевые показатели развития вузов, функционирование систем управления ими в разрезе основных взаимосвязанных и сбалансированных перспектив, наиболее полно характеризующих вузы.
Практическая реализация стратегического управленческого учета в вузах на основе ССП возможна с помощью выработки единого системного учетного механизма, увязывающего его отдельные элементы — методы, функции, процессы, инструменты, стратегии и их корректировки, для переработки стратегической информации и обеспечения оптимального функционирования учетно-информационных систем вузов.
В целом развитие методологии стратегического, сбалансированного и процессного подходов к управленческому учету позволяет:
— учетной системе функционировать в стратегическом, тактическом и оперативном режимах, вовлекая в единое информационное поле в качестве принципиально новых учетных объектов стратегические цели и показатели развития, бизнес-процессы, центры ответственности, ресурсы, доходы, расходы и результаты деятельности вузов;
— формировать систему учетных показателей, соответствующих и подчиненных прикладным задачам информационного обеспечения всех уровней стратегического и процессного управления в вузах и представляющих вузы в
функциональной, продуктовой и организационной интерпретации.
Таким образом, современная концепция управленческого учета в вузах, основывающаяся на новых методологических подходах и расширительном толковании его сущности как по субъектам информационного обеспечения, так и по объектам учетного наблюдения, позволяет сформировать учетно-информационную подсистему управления, формирующую релевантную информацию для всех ее уровней с целью решения управленческих задач оперативного и стратегического характера по совершенствованию бизнес-процессов и устранению критического рассогласования между желаемым и действительным состоянием вузов как объектов управления, и эффективно и качественно осуществлять:
— оперативное управление — обеспечение всех уровней управления информацией для систематического управления вузом;
— ситуационное управление — обеспечение всех уровней управления релевантной информацией для проблемного управления вузом;
— процессное управление — обеспечение всех уровней управления информацией о функционировании бизнес-процессов в вузе;
— стратегическое управление — обеспечение всех уровней управления информацией о
внешней среде и о достижении стратегических целей вуза;
— управление качеством услуг, продуктов, бизнес-процессов и функций, осуществляемых в вузе.
Список литературы
1. Глущенко А. В., Егорова Е. М. Методологический подход к организации управленческого учета в вузе с позиций процессного управления // Вестник Волгоградского государственного университета. 2011. № 2. С. 179—188.
2. Егорова Е. М. Влияние внешней институциональной среды макроокружения на развитие вуза и формирование его учетно-информационной системы // Вестник Самарского государственного экономического университета. Сер.: Экономика. 2010. № 2 (64). С. 32—36.
3. Егорова Е. М. Контуры стратегического управленческого учета в высшем учебном заведении // Экономика образования. 2010. № 2. С. 96—99.
4. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / пер. с англ. М. Павловой. М.: Олимп-Бизнес, 2010. 320 с.
5. Репин В. В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. М.: Стандарты и качество, 2007. 277 с.
«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»
Томас Роберт Дьюар
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail:post@fin-izdat.ru