Развитие методологической и инструментальной основы учётного обеспечения инновационного менеджмента вуза
ЕМ Егорова, д.э.н., Волгоградский ГАУ;
Л.Ц. Бадмахалгаев, д.э.н., профессор, Калмыцкий ГУ;
Н.И. Сидорова, д.э.н., профессор, Астраханский ГТУ
Модернизация высшей профессиональной школы ориентирует вузы на инновационный путь развития. Более того, инновационные вузы должны стать основой построения национальной инновационной системы.
Инновации в вузе, представляя собой результат творческого обновления структуры и содержания образовательных и научных процессов в виде нового или усовершенствованного интеллектуального продукта или услуги, реализуемых на рынке в рамках образовательной, научно-исследовательской
и инновационной деятельности, способствуют наращиванию стратегических конкурентных преимуществ на российском и международном образовательном рынке.
С нашей точки зрения, применительно к высшим учебным заведениям целесообразно выделение трёх видов инноваций: в научно-исследовательском процессе, в образовательном процессе, в деятельности вуза как организации. Первые две инновации представляют собой комбинацию продуктового (воплощаются в новых образовательных и научных продуктах) и процессного (реализуются посредством совершенствования образовательных и научно-исследовательских технологий и процессов) их вида, а третья — процессный вид управленческих
инноваций (новые управленческие технологии, процессы и организационная структура вуза).
Способность вуза к инновациям и инновационной деятельности определяется уровнем инновационного менеджмента в вузах. Определяющую роль для повышения его качества и эффективности играет информационное обеспечение, основу которого, безусловно, составляет учётная информация о фактических параметрах инновационного развития, являющаяся средством инновационного управления, выступающая коррелятором организованности вузовских систем на всех уровнях управления и служащая базой обоснованного принятия управленческих решений по развитию инновационного потенциала.
Таким образом, совершенствование инновационного управления в вузах и повышение его эффективности необходимо начинать с модернизации учётной информационной системы, её ориентации на удовлетворение информационных потребностей внутреннего инновационного менеджмента.
Рассмотрим контуры методологического развития учётно-информационного обеспечения инновационного менеджмента в вузах, сформулируем его цели, определим учётный инструментарий.
Учитывая тот факт, что на современном этапе развития высшей школы в качестве управленческих инноваций выступает внедрение стратегического и процессного управления, в контексте концепции всеобщего управления качеством актуально развитие учётно-информационного обеспечения процессного и стратегического управления в вузах.
Важно отметить, что на сегодняшний день в мировом менеджменте применение процессного подхода в управлении является одним из важнейших факторов успеха. В его основе лежит выделение в вузе бизнес-процессов, управление этими процессами, их улучшение и развитие на основе системы менеджмента качества как «процесса преобразования организации, нацеленного на качество и основанного на идее его непрерывного улучшения» [1]. При этом качество как степень удовлетворённости потребителей в конкретных условиях потребления представляет собой меру потребительской ценности образовательных и научных продуктов, а управление качеством означает формирование потребительской ценности.
Таким образом, процессный подход требует от учётной системы вуза формирования учётной информации и учётных показателей (стоимости, эффективности, результативности, инновацион-ности, адаптивности), ориентированных на достижение целей совершенствования, оптимизации и адаптации к требованиям всех заинтересованных сторон внутренних бизнес-процессов, подпроцессов и функций, как принципиально новых объектов учётного наблюдения [2].
Следует отметить, что в ИСО 9004-2008 «Системы менеджмента качества. Руководство по
улучшению деятельности» сделан особый акцент именно на инновации. На инновационном уровне с точки зрения стандарта для вузов характерна ориентация на сбалансированные потребности заинтересованных сторон, эффективную взаимосвязь процессов, последовательные позитивные результаты и устойчивые тренды (consistent, positive, results and sustained trends) [3].
Эти принципиальные аспекты стандарта нацеливают вузы на оптимизацию внутренних процессов, на учёт всех институциональных факторов при их осуществлении, что способствует повышению их эффективности и получению инновационного образовательного продукта высокого качества, повышающего конкурентные преимущества вуза.
Проблема развития конкурентных преимуществ является центральной в стратегическом управлении вузом, активное внедрение которого требует формирования стратегической направленности учётно-информационной системы вуза, которая синтезирует в себе различные концепции, основанные на динамической природе способностей вуза, открывает возможности получения стратегической информации (данные о внутреннем и внешнем окружении, сформированные на основе системы индикативных показателей), служащей основой разработки, принятия и исполнения управленческих решений, воздействующих на важные инновационные процессы в вузе.
Если обобщить стратегические приоритеты и характеристики основных видов стратегий, применяемых вузами, особое внимание следует уделить стратегии, предусматривающей полное решение требований и потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг и др. заинтересованных сторон. Именно в основе этой стратегии заложены мощные потенциальные инновационные процессы, сфокусированные на выявлении и удовлетворении потребностей клиентов к качеству и содержанию образовательного продукта [4].
Более того, необходимо использовать в вузах ведущий стратегический и учётно-аналитический инструмент — сбалансированную систему показателей (ССП) как систему определения, оценки и мониторинга финансовых и нефинансовых показателей их стратегического развития. В качестве объектов ССП следует выделять стратегические цели и целевые учётные показатели развития вузов и функционирования систем управления ими в разрезе пяти основных взаимосвязанных и сбалансированных перспектив, наиболее полно характеризующих вузы: 1) общественная значимость; 2) потребители и другие заинтересованные стороны; 3) внутренние бизнес-процессы; 4) инфраструктура и сотрудники; 5) финансы. Информационное наполнение ССП и адекватное реагирование на итоги, полученные в результате анализа её показателей, диктует необходимость создания в вузах информационных систем учёта
Учётные инструменты инновационного менеджмента вуза
Процедуры учёта Инструменты реализации процедур учёта
Бухгалтерские (учётно-калькуляционные)
Классификация затрат, учёт затрат по бизнес-процессам и цепочке формирования потребительской ценности, распределение затрат, калькулирование себестоимости процессов и продуктов вуза Функциональные калькуляционные системы. Система бухгалтерских счетов
Аналитические (управленческие)
Принятие оперативных управленческих решений по развитию инновационного потенциала Анализ безубыточности (CVP-анализ (затраты - объём - прибыль) и др.); релевантный анализ; оперативный анализ прибыли, затрат; оперативное ценообразование
Принятие стратегических решений по развитию инновационного потенциала: - решений по оценке степени влияния факторов институциональной среды на деятельность PEST-анализ; HAZOR (Hazard and Operability Study) - метод выявления опасностей, угрожающих работе организации; FTA (Fault Tree Analysis) - анализ дерева ошибок; FMECA (Failure Mode Effect and Cause Analysis) - перекрёстный анализ ошибок и их причин
- инвестиционных решений Инвестиционный анализ: оценка чистой текущей стоимости, рентабельности основного образовательного и научно-исследовательского процесса, движения потоков денежных средств; дисконтирование денежных потоков
- решений по оценке конкурентов на образовательном рынке Стратегический анализ конкурентов (по вузам, видам образовательных и научных продуктов, категориям потребителей, качеству, персоналу, материально-техническим и инновационным ресурсам и т.д.)
- решений по оценке потребителей образовательных и научных продуктов Прибыльности и рентабельности потребителей (студенты, родители, частный бизнес и др.); структуры потребителей образовательных услуг; структуры образовательного рынка
- решений по разработке конкурентной стратегии развития GAP-анализ; анализ портфеля заказов, анализ дерева решений; анализ собственных конкурентных преимуществ
- решений по оценке прибыльности собственной деятельности Стратегический анализ прибыли
- решений по оценке собственного потенциала, в т.ч. инновационного Стратегический анализ: SWOT-анализ; разновидности и перспективности образовательных и научных продуктов; инновационного потенциала; организационно-технического и технологического уровня образовательного и др. процессов вуза; качества образования и др. процессов вуза; горизонтальный, вертикальный, трендовый финансовый анализ
- решений по оценке цепочки потребительской ценности Анализ цепочки потребительской ценности; анализ затратообразующих факторов
Формирование учётных показателей Сбалансированная система показателей - система финансовых и нефинансовых показателей оценки основных сторон деятельности, в т.ч. инновационной
Разработка управленческой отчётности Система управленческих отчётов
Контрольные
Планирование (бюджетирование) Оперативные инструменты: бюджеты доходов и расходов, текущие бюджеты. Стратегические инструменты: функционально-стратегическое бюджетирование, ориентированное на результат (на основе ССП), инвестиционные и инновационные бюджеты
Контроль бюджетов Жёсткие и гибкие бюджеты
Анализ отклонений по прибыли, затратам, результату Факторный анализ отклонений
Организационные
Организация, регламентация и стандартизация учёта Учётные регламенты и стандарты; учёт по центрам ответственности, в контексте развития процессно-ориентированной организационной структуры вузов
данных, необходимых для мониторинга и расчёта сбалансированных показателей.
Возвращаясь к первым двум видам инноваций в вузе, отметим, что для решения многогранных и сложных задач инновационного развития образовательного и научно-исследовательского процессов большое значение имеет учётно-информационное фокусирование на этих процессах и технологиях. Формирование и использование учётной информации, характеризующей разные их параметры, способно влиять на управленческие решения по
построению технологических цепочек, обеспечивающих высокое качество и инновационность образовательных и научных продуктов, удовлетворяющих требованиям потребителей, необходимых для укрепления конкурентных преимуществ и достижения стратегических целей вузов. Всё это предопределяет объективную необходимость разработки соответствующего учётного инструментария, включающего классический и современный их вид.
Учётно-информационное обеспечение инновационного менеджмента должно охватывать
не только всю совокупность процессов, составляющих научную, образовательную, финансово-хозяйственную деятельность, но и все важные функции управления. Поэтому его инструментальная основа должна включать не только учёт затрат на основе цепочки потребительской ценности вуза [4], калькулирование себестоимости бизнес-процессов и продуктов, но и стратегическое и оперативное планирование, разработку сбалансированных учётных показателей деятельности, функционально-стратегическое бюджетирование, ориентированное на результат [5], анализ и оценку деятельности и т.п.
Инструментами внутренней учётно-информа-ционной системы вуза выступают экономические средства, позволяющие методически (технически) осуществлять его процедуры. По нашему мнению, согласно характеру принимаемых решений учётные инструменты инновационного менеджмента следует классифицировать на оперативные и стратегические, а в соответствии с функциями управления — на учётно-калькуляционные, аналитические, контрольные, организационные (табл.).
Применение современного учётного инструментария способно значительно повысить уровень инновационного управления в вузах, направленный на совершенствование деятельности вуза, на реализацию инновационных решений и подходов в образовательной и научно-исследовательской деятельности, на получение качественных образовательных и научных продуктов, на достижение общественного и коммерческого успеха.
Литература
1. Рамперсад Х.К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 244 с.
2. Глущенко A.B., Егорова Е.М. Методологический подход к организации управленческого учёта в вузе с позиций процессного управления // Вестник Волгоградского государственного университета. 2011. № 2. С. 179—188.
3. Илюшина Е., Шадрин А. О системном подходе к менеджменту качества // Стандарты и качество. 2010. № 4. С, 74-78.'
4. Егорова Е.М. Концепция управленческого учёта затратввузе на основе цепочки потребительской ценности // Вестник Самарского государственного экономического университета. Экономика. 2011. № 9(83). С. 32-38.
5. Глущенко A.B., Егорова Е.М. Модель функционально-стратегического бюджетирования, ориентированного на результат, как базового элемента системы управленческого учёта вуза// Экономика образования. 2011. № 4. С. 147—155.