Научная статья на тему 'Развитие методологической и инструментальной основы учётного обеспечения инновационного менеджмента вуза'

Развитие методологической и инструментальной основы учётного обеспечения инновационного менеджмента вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ВУЗА / УЧЁТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РАЗВИТИЕ / ПРОЦЕССНЫЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / УЧЁТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / INNOVATION MANAGEMENT OF HIGH SCHOOLS / ACCOUNTING-INFORMATION SYSTEM / DEVELOPMENT / PROCEDURAL AND STRATEGIC APPROACHES / ACCOUNTING INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Екатерина Михайловна, Бадмахалгаев Лаг Цаганманджиевич, Сидорова Надежда Ивановна

Современная модернизация высшей школы ориентирует вузы на инновационный путь развития. Способность вуза к инновационной деятельности определяется уровнем инновационного менеджмента, во многом зависящим от учётно-информационного обеспечения, что обостряет проблему ориентации управленческого учёта на удовлетворение информационных потребностей менеджмента по развитию инновационного потенциала вуза. В этом контексте актуально развитие методологических основ процессного и стратегического подходов к управленческому учёту, представленных в статье. Выявлены предпосылки, определены перспективы, сформулированы цели развития учётно-информационного обеспечения инновационного менеджмента в вузе. Предложен комплекс учётных инструментов инновационного менеджмента вуза. Согласно характеру принимаемых решений учётные инструменты инновационного менеджмента классифицируются авторами на оперативные и стратегические, а в соответствии с функциями управления – на учётно-калькуляционные, аналитические, контрольные, организационные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егорова Екатерина Михайловна, Бадмахалгаев Лаг Цаганманджиевич, Сидорова Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL AND INSTRUMENTAL BASES OF ACCOUNTING SUPPORT OF UNIVERSITY INNOVATION MANAGEMENT

The present-day modernization of high schools is oriented towards their innovative development. The abilities of high schools to innovative activities are determined by the level of innovation management which is greatly dependent on the accounting-information support. Hence, the problem of managerial accounting orientation towards meeting the information requirements of the management for the high school innovation potential development is rather urgent nowadays. The actuality of methodological principles of procedural and strategic approaches to the managerial accounting is underlined in the article. The prerequisites, prospects and aims of accounting-information support of innovation management at high schools have been revealed and formulated by the authors. The complex of accounting instruments of innovation management is suggested. The above accounting tools are classified into operative and strategic ones and in accordance with the functions of management they are subdivided into accounting-calculative, analytical, control and organizational instruments.

Текст научной работы на тему «Развитие методологической и инструментальной основы учётного обеспечения инновационного менеджмента вуза»

Развитие методологической и инструментальной основы учётного обеспечения инновационного менеджмента вуза

ЕМ Егорова, д.э.н., Волгоградский ГАУ;

Л.Ц. Бадмахалгаев, д.э.н., профессор, Калмыцкий ГУ;

Н.И. Сидорова, д.э.н., профессор, Астраханский ГТУ

Модернизация высшей профессиональной школы ориентирует вузы на инновационный путь развития. Более того, инновационные вузы должны стать основой построения национальной инновационной системы.

Инновации в вузе, представляя собой результат творческого обновления структуры и содержания образовательных и научных процессов в виде нового или усовершенствованного интеллектуального продукта или услуги, реализуемых на рынке в рамках образовательной, научно-исследовательской

и инновационной деятельности, способствуют наращиванию стратегических конкурентных преимуществ на российском и международном образовательном рынке.

С нашей точки зрения, применительно к высшим учебным заведениям целесообразно выделение трёх видов инноваций: в научно-исследовательском процессе, в образовательном процессе, в деятельности вуза как организации. Первые две инновации представляют собой комбинацию продуктового (воплощаются в новых образовательных и научных продуктах) и процессного (реализуются посредством совершенствования образовательных и научно-исследовательских технологий и процессов) их вида, а третья — процессный вид управленческих

инноваций (новые управленческие технологии, процессы и организационная структура вуза).

Способность вуза к инновациям и инновационной деятельности определяется уровнем инновационного менеджмента в вузах. Определяющую роль для повышения его качества и эффективности играет информационное обеспечение, основу которого, безусловно, составляет учётная информация о фактических параметрах инновационного развития, являющаяся средством инновационного управления, выступающая коррелятором организованности вузовских систем на всех уровнях управления и служащая базой обоснованного принятия управленческих решений по развитию инновационного потенциала.

Таким образом, совершенствование инновационного управления в вузах и повышение его эффективности необходимо начинать с модернизации учётной информационной системы, её ориентации на удовлетворение информационных потребностей внутреннего инновационного менеджмента.

Рассмотрим контуры методологического развития учётно-информационного обеспечения инновационного менеджмента в вузах, сформулируем его цели, определим учётный инструментарий.

Учитывая тот факт, что на современном этапе развития высшей школы в качестве управленческих инноваций выступает внедрение стратегического и процессного управления, в контексте концепции всеобщего управления качеством актуально развитие учётно-информационного обеспечения процессного и стратегического управления в вузах.

Важно отметить, что на сегодняшний день в мировом менеджменте применение процессного подхода в управлении является одним из важнейших факторов успеха. В его основе лежит выделение в вузе бизнес-процессов, управление этими процессами, их улучшение и развитие на основе системы менеджмента качества как «процесса преобразования организации, нацеленного на качество и основанного на идее его непрерывного улучшения» [1]. При этом качество как степень удовлетворённости потребителей в конкретных условиях потребления представляет собой меру потребительской ценности образовательных и научных продуктов, а управление качеством означает формирование потребительской ценности.

Таким образом, процессный подход требует от учётной системы вуза формирования учётной информации и учётных показателей (стоимости, эффективности, результативности, инновацион-ности, адаптивности), ориентированных на достижение целей совершенствования, оптимизации и адаптации к требованиям всех заинтересованных сторон внутренних бизнес-процессов, подпроцессов и функций, как принципиально новых объектов учётного наблюдения [2].

Следует отметить, что в ИСО 9004-2008 «Системы менеджмента качества. Руководство по

улучшению деятельности» сделан особый акцент именно на инновации. На инновационном уровне с точки зрения стандарта для вузов характерна ориентация на сбалансированные потребности заинтересованных сторон, эффективную взаимосвязь процессов, последовательные позитивные результаты и устойчивые тренды (consistent, positive, results and sustained trends) [3].

Эти принципиальные аспекты стандарта нацеливают вузы на оптимизацию внутренних процессов, на учёт всех институциональных факторов при их осуществлении, что способствует повышению их эффективности и получению инновационного образовательного продукта высокого качества, повышающего конкурентные преимущества вуза.

Проблема развития конкурентных преимуществ является центральной в стратегическом управлении вузом, активное внедрение которого требует формирования стратегической направленности учётно-информационной системы вуза, которая синтезирует в себе различные концепции, основанные на динамической природе способностей вуза, открывает возможности получения стратегической информации (данные о внутреннем и внешнем окружении, сформированные на основе системы индикативных показателей), служащей основой разработки, принятия и исполнения управленческих решений, воздействующих на важные инновационные процессы в вузе.

Если обобщить стратегические приоритеты и характеристики основных видов стратегий, применяемых вузами, особое внимание следует уделить стратегии, предусматривающей полное решение требований и потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг и др. заинтересованных сторон. Именно в основе этой стратегии заложены мощные потенциальные инновационные процессы, сфокусированные на выявлении и удовлетворении потребностей клиентов к качеству и содержанию образовательного продукта [4].

Более того, необходимо использовать в вузах ведущий стратегический и учётно-аналитический инструмент — сбалансированную систему показателей (ССП) как систему определения, оценки и мониторинга финансовых и нефинансовых показателей их стратегического развития. В качестве объектов ССП следует выделять стратегические цели и целевые учётные показатели развития вузов и функционирования систем управления ими в разрезе пяти основных взаимосвязанных и сбалансированных перспектив, наиболее полно характеризующих вузы: 1) общественная значимость; 2) потребители и другие заинтересованные стороны; 3) внутренние бизнес-процессы; 4) инфраструктура и сотрудники; 5) финансы. Информационное наполнение ССП и адекватное реагирование на итоги, полученные в результате анализа её показателей, диктует необходимость создания в вузах информационных систем учёта

Учётные инструменты инновационного менеджмента вуза

Процедуры учёта Инструменты реализации процедур учёта

Бухгалтерские (учётно-калькуляционные)

Классификация затрат, учёт затрат по бизнес-процессам и цепочке формирования потребительской ценности, распределение затрат, калькулирование себестоимости процессов и продуктов вуза Функциональные калькуляционные системы. Система бухгалтерских счетов

Аналитические (управленческие)

Принятие оперативных управленческих решений по развитию инновационного потенциала Анализ безубыточности (CVP-анализ (затраты - объём - прибыль) и др.); релевантный анализ; оперативный анализ прибыли, затрат; оперативное ценообразование

Принятие стратегических решений по развитию инновационного потенциала: - решений по оценке степени влияния факторов институциональной среды на деятельность PEST-анализ; HAZOR (Hazard and Operability Study) - метод выявления опасностей, угрожающих работе организации; FTA (Fault Tree Analysis) - анализ дерева ошибок; FMECA (Failure Mode Effect and Cause Analysis) - перекрёстный анализ ошибок и их причин

- инвестиционных решений Инвестиционный анализ: оценка чистой текущей стоимости, рентабельности основного образовательного и научно-исследовательского процесса, движения потоков денежных средств; дисконтирование денежных потоков

- решений по оценке конкурентов на образовательном рынке Стратегический анализ конкурентов (по вузам, видам образовательных и научных продуктов, категориям потребителей, качеству, персоналу, материально-техническим и инновационным ресурсам и т.д.)

- решений по оценке потребителей образовательных и научных продуктов Прибыльности и рентабельности потребителей (студенты, родители, частный бизнес и др.); структуры потребителей образовательных услуг; структуры образовательного рынка

- решений по разработке конкурентной стратегии развития GAP-анализ; анализ портфеля заказов, анализ дерева решений; анализ собственных конкурентных преимуществ

- решений по оценке прибыльности собственной деятельности Стратегический анализ прибыли

- решений по оценке собственного потенциала, в т.ч. инновационного Стратегический анализ: SWOT-анализ; разновидности и перспективности образовательных и научных продуктов; инновационного потенциала; организационно-технического и технологического уровня образовательного и др. процессов вуза; качества образования и др. процессов вуза; горизонтальный, вертикальный, трендовый финансовый анализ

- решений по оценке цепочки потребительской ценности Анализ цепочки потребительской ценности; анализ затратообразующих факторов

Формирование учётных показателей Сбалансированная система показателей - система финансовых и нефинансовых показателей оценки основных сторон деятельности, в т.ч. инновационной

Разработка управленческой отчётности Система управленческих отчётов

Контрольные

Планирование (бюджетирование) Оперативные инструменты: бюджеты доходов и расходов, текущие бюджеты. Стратегические инструменты: функционально-стратегическое бюджетирование, ориентированное на результат (на основе ССП), инвестиционные и инновационные бюджеты

Контроль бюджетов Жёсткие и гибкие бюджеты

Анализ отклонений по прибыли, затратам, результату Факторный анализ отклонений

Организационные

Организация, регламентация и стандартизация учёта Учётные регламенты и стандарты; учёт по центрам ответственности, в контексте развития процессно-ориентированной организационной структуры вузов

данных, необходимых для мониторинга и расчёта сбалансированных показателей.

Возвращаясь к первым двум видам инноваций в вузе, отметим, что для решения многогранных и сложных задач инновационного развития образовательного и научно-исследовательского процессов большое значение имеет учётно-информационное фокусирование на этих процессах и технологиях. Формирование и использование учётной информации, характеризующей разные их параметры, способно влиять на управленческие решения по

построению технологических цепочек, обеспечивающих высокое качество и инновационность образовательных и научных продуктов, удовлетворяющих требованиям потребителей, необходимых для укрепления конкурентных преимуществ и достижения стратегических целей вузов. Всё это предопределяет объективную необходимость разработки соответствующего учётного инструментария, включающего классический и современный их вид.

Учётно-информационное обеспечение инновационного менеджмента должно охватывать

не только всю совокупность процессов, составляющих научную, образовательную, финансово-хозяйственную деятельность, но и все важные функции управления. Поэтому его инструментальная основа должна включать не только учёт затрат на основе цепочки потребительской ценности вуза [4], калькулирование себестоимости бизнес-процессов и продуктов, но и стратегическое и оперативное планирование, разработку сбалансированных учётных показателей деятельности, функционально-стратегическое бюджетирование, ориентированное на результат [5], анализ и оценку деятельности и т.п.

Инструментами внутренней учётно-информа-ционной системы вуза выступают экономические средства, позволяющие методически (технически) осуществлять его процедуры. По нашему мнению, согласно характеру принимаемых решений учётные инструменты инновационного менеджмента следует классифицировать на оперативные и стратегические, а в соответствии с функциями управления — на учётно-калькуляционные, аналитические, контрольные, организационные (табл.).

Применение современного учётного инструментария способно значительно повысить уровень инновационного управления в вузах, направленный на совершенствование деятельности вуза, на реализацию инновационных решений и подходов в образовательной и научно-исследовательской деятельности, на получение качественных образовательных и научных продуктов, на достижение общественного и коммерческого успеха.

Литература

1. Рамперсад Х.К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 244 с.

2. Глущенко A.B., Егорова Е.М. Методологический подход к организации управленческого учёта в вузе с позиций процессного управления // Вестник Волгоградского государственного университета. 2011. № 2. С. 179—188.

3. Илюшина Е., Шадрин А. О системном подходе к менеджменту качества // Стандарты и качество. 2010. № 4. С, 74-78.'

4. Егорова Е.М. Концепция управленческого учёта затратввузе на основе цепочки потребительской ценности // Вестник Самарского государственного экономического университета. Экономика. 2011. № 9(83). С. 32-38.

5. Глущенко A.B., Егорова Е.М. Модель функционально-стратегического бюджетирования, ориентированного на результат, как базового элемента системы управленческого учёта вуза// Экономика образования. 2011. № 4. С. 147—155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.