Научная статья на тему 'Варианты последовательности изучения звуков и букв в 1 классе цэнгэлской начальной школы Монголии'

Варианты последовательности изучения звуков и букв в 1 классе цэнгэлской начальной школы Монголии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВИНСКИЙ ЯЗЫК / TUVAN LANGUAGE TSENGEL / ЦЭНГЭЛ / ДЕТИ-ТУВИНЦЫ / CHILDREN OF TUVANS / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / ГРАМОТА / ПОРЯДОК / ORDER / СТУПЕНИ / STAGE / ЗВУК / ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД / SOUND / БУКВА / LETTER / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ / ВАРИАНТЫ / VARIANTS / SOUND ANALYTICAL AND SYNTHETIC METHODS / CERTIFICATE / CONSISTENT STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамба Н.Ч.

В статье затронуты проблемы составления учебника первого класса по тувинскому языку для детей-тувинцев цэнгэлской начальной школы Монголии, рассматриваются возможные варианты последовательного изучения звуков и букв в 1 классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIONS FOR A CONSISTENT STUDY OF SOUNDS AND LETTERS IN FIRST GRADE AT THE TSENGELSKOY PRIMARY SCHOOL OF MONGOLIA

The study was supported by RFBR under the research project RFBR "Linguistic and psycho-pedagogical framework model of primary school children dispersed groups of ethnic Tuvan Mongolia" project № 11-06-98008. The article touches on the problems compiling the first grade Tuvan language textbook for children of Tuvans in the Tsengelskoy National Primary School of Mongolia, as well as possible options for a consistent study of sounds and letters in first grade.

Текст научной работы на тему «Варианты последовательности изучения звуков и букв в 1 классе цэнгэлской начальной школы Монголии»

Тувинский государственный университет

ВАРИАНТЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВ И БУКВ В 1 КЛАССЕ ЦЭНГЭЛСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ МОНГОЛИИ

Н.Ч. Дамба

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

OPTIONS FOR A CONSISTENT STUDY OF SOUNDS AND LETTERS IN FIRST GRADE AT THE TSENGELSKOY PRIMARY SCHOOL OF MONGOLIA

N. Damba

Tuvan State University, Kyzyl

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ «Лингвистические и психолого-педагогические основы модели начальной школы для детей дисперсных групп этнических тувинцев Монголии», проект № 11-06-98008.

В статье затронуты проблемы составления учебника первого класса по тувинскому языку для детей-тувинцев цэнгэлской начальной школы Монголии, рассматриваются возможные варианты последовательного изучения звуков и букв в 1 кчассе.

Ключевые слова: тувинский язык, Цэнгэл, дети-тувинцы, обучение, грамота, порядок, ступени, звук, буква, последовательность, варианты, звуковой аналитико-синтетический метод.

The study was supported by RFBR under the research project RFBR "Linguistic and psycho-pedagogical framework model of primary school children dispersed groups of ethnic Tuvan Mongolia" project № 11-06-98008. The article touches on the problems compiling the first grade Tuvan language textbook for children of Tuvans in the Tsengelskoy National Primary School of Mongolia, as well as possible options for a consistent study of sounds and letters in first grade.

Key words; Tuvan language Tsengel, children of Tuvans, education, certificate, order, stage, sound, letter, consistent study, variants, sound analytical and synthetic methods.

Проанализировав проблему составления учебника тувинского языка для детей-тувинцев первого класса сумона Цэнгэл Монголии и пути её решения, мы приступили к рассмотрению различных возможных вариантов последовательного изучения звуков и букв в 1 классе цэнгэлской начальной школы. В данной статье рассмотрим букварный период обучения грамоте, частично затрагивая подготовительный и послебукварный периоды. Исследователь зарубежных диалектов тувинского языка МБ. Бавуу-Сюрюн указывает на необходимость определения для данной среды: 1) наиболее приемлемой модели начального образования; 2) содержания образования по родному языку и литературе с учётом диалектных особенностей [3].

По представленным исследователем текстам, где даны образцы речи цэнгэлских тувинцев, нами сначала подсчитаны буквы в абсолютном начале слова, затем сделана попытка определить частотный ряд букв в убывающем порядке.

В результате подсчёта получился следующий ряд букв (по алфавиту) в абсолютном начале слова (в скобках дано количество букв в тексте): а — 4500 (32947), б — 6810 (7441), в — 165 (3041), г

— 12 (10386), д — 3580 (11413), е — 1 (12063), ё — 61 (66), ж — 3 (2540), з — 89 (2194), и — 1019 (12764), й — 39 (2898), к

— 5719 (10370), л — 47 (10940), м — 1466 (5047), н — 287 (16592), ц — 3755, о — 2602 (8453), е — 811 (3320), п — 58 (5518), р —2 (17115), с — 1972 (5755), т— 3104 (8803), у — 2010 (13124), у —682 (5292), ф

— 0 (0), х — 160 (1945), ц — 13 (53), ч —

ВЕСТНИК Педагогические науки

2012/4

4771 (6257), ш — 869 (4093), щ — 0 (0), ъ

— 0 (2672), ы — 984 (12242), ь — 0 (10), э

— 1367 (6248), ю — 1 (150), я — 78 (648),.

На основании частотности можно представить следующий частотный ряд букв в убывающем порядке: а —32947, р

— 17115, н —16592, у — 13124, и —12764, ы — 12242, е — 12063, д — И 413, л — 10940, г — 10386, к — 10370, т — 8803, о _ 8453, б — 7441, ч — 6253, э — 6248, с

— 5755, п — 5518, у — 5292, м — 5047, ш

— 4093, ц — 3755, о — 3320, в — 3041, й

— 2898, ъ — 2672, ж — 2540, з — 2194, х

— 1945, я — 648, ю — 150, ё — 66, ц — 53, ь — 10, ф —0, щ —0.

При таком подходе, сначала используются наиболее употребительные, затем — менее употребительные, и под конец вводится группа звуков и букв малоупотребительных. Материалы каждой страницы можно объединять одной темой, что направлено на систематизацию представлений первоклассников об окружающей действительности. Помимо столбика слогов и слов, предложений и небольших текстов учебный материал будет, по возможности, дополняться предметными и сюжетными картинками, отражающими быт, традиции и обычаи цэнгэлских тувинцев.

В предложенном варианте нами предполагается, что обучение грамоте в данном случае будет опираться на живую речь, на образцовые тексты и на имеющийся речевой навык детей.

Можно рассмотреть возможность частичного использования ранее существующих порядков изучения звуков и букв, или существующей последовательности в обучении первоклассников нашей республики на данном этапе.

При анализе учебно-методических материалов (пособий, программ, учебников), изданных в разные годы, выявлен различный порядок изучения звуков и букв в букварный период. В учебнике «Ужуглел» 1965 года была предложена следующая последовательность изучения: а, м, аа, с, л, ч, о, оо, н, р, ы, ыы, ш, у, уу, д, б, э, ээ, е, и, ии, г, в, т,

к, п, н, х, о, у, \ \ » з, ж, й, ъ, е, е, я, ю, ь, ф, Ц, Щ.

Х.С. Алдын-оол [2] в 1966 году предлагал сначала изучить только основные гласные звуки и буквы (о, о, у, в, и, у, э (е), ы), затем е, ё, я, ю. После этого перейти к изучению основных согласных (л/, ч, р, ш, с, л, и, б, к, з, в, д, т, п, г, н, ж, х, ц\ затем изучать те звуки и буквы, которые встречаются в заимствованных словах (ф, Ц, Щ).

В программах [8, 9], предназначенных для подготовительного класса и ЫП классов, на букварный период предусматривались различные часы. На букварный период в подготовительном классе отводилось всего 160 часов, из них на первую ступень (а, аа, А; о, оо, О; м, М; с, С; ч, Ч; л, Л; ы, ыы, Ы; у, уу У; у, уу, У; н, Н; р, Р; и, ни, И; э, ээ, Э; е, Е; ш, Ш; в, во, О) — 47 часов, на вторую ( д, Д; б, Б; г, Г; в, В; т, Т; к, К; п, П; ц; х, X; з, 3; ж, Ж; й ) — 72 часа, на третью ступень (ь, е, ё, я, ю, ъ, ф, г/, щ) отводилось 41 час. Для 1 класса на букварный период отводилось 90 часов, на первой ступени — а, о, м, с, ч, л, ы, у, у, я, р, и, э, е, га, в; на второй — д, б, г, в, т, к, п, ц; х, з, ж, й; на третьей ступени изучались ъ, е, ё, я, ю, ь, ф, ц, щ. Учитывая образное мышление и другие психологические особенности детей шестилетнего возраста, в полной мере использовались наглядные материалы, игровые ситуации и физкультурные минутки. Ещё одна особенность вышерассмотренных программ, в период обучения грамоте в 1 классе в неделю отводилось 15-17 минут на внеклассное чтение.

При переходе на 11-летнее обучение основу всех разделов обучения грамоты (подготовительного, букварного и послебукварного) составляло развитие речи [10]. Наряду с развитием речи, решаются вопросы обогащения представлений о человеке, природе и обществе, вопросы логического, образного мышления и речевого мышления. На букварный период отводилось 124 часа. На первой ступени изучались а, А; л,Л; о, О; м. М; с, С; н, Н; ч, Ч; ы, Ы; у, У; у, У; и, И; э, Э; е, ш. Ш; о О; на второй — д, Д; б, Б; г, Г; т, Т; к. К: п. П;

Тувинский государственный университет _

ц; X, X; 3, 3; лс, Ж; й; на третьей ступени изучались ъ, е, Е; ё, Ё; я. Я; ю, Ю; на четвёртой ступени изучались буквы, которые встречаются только в заимствованных словах: ь, ф, Ф; //, Ц; щ, Щ.

Особенностью анализируемой программы является также деление букварного периода на 4 ступени, выделение после-букварного периода и пересмотр последовательности изучения звуков и букв.

Букварный период обучения грамоте, в настоящее время состоит из 4-х последовательных ступеней [11]. Соответственно, каждая ступень отличается друг от друга не только определённым порядком звуков и букв, но и целями, задачами и содержанием. На первой ступени букварного периода обучения грамоте изучаются звуки и буквы в следующей последовательности: [а] — а. А; [л] — л,Л; [о] — о,0; [м] — м, М; [с] — с. С; [и] — н, Н; [ч] - V, Ч; [ы] - ы. Ы; [у]-у, У; [р]

— р, Р; [у] - у У; М - и, И; [э] - э, э;

(е); [ш] — ш, Ш; [в] — е. в.

На второй ст}гпени изучаются: [д] — д, Д; [б] - б, Б; [г] - г, Г; [в] - в, В; [т]

— т, 77 [к] — к, К; [п] — п, П; [ц] — ц; [х]

— х, X; [з] — з, 3; [ж] — ж, Ж; [и] — й, К

На третьей ступени - ъ (твёрдый знак) и гласные буквы: Е; е, Ёё; я, Я; ю, Ю.

На четвёртой ступени букварного периода изучаются буквы, встречающиеся в заимствованных словах: ь (мягкий знак); ф, Ф; ц, Ц; щ, Щ.

Как видим из анализа, продолжительность букварного периода различна при обучении по программам 1-Ш и НУ.

Элементарное обучение чтению и письму осуществляется звуковым анали-тико-синтетическим методом, который представляет собой необходимую теоретическую основу для процесса обучения детей грамоте. В практике обучения первоклассников он реализуется через расчленение звучащей речи на звуки; через дифференцирование их по основным признакам и перекодировку в графические

символы — буквы. Ещё одно достоинство метода — развитие фонематического слуха детей.

Суть этого метода заключается в том, что овладение грамотой (умение читать и писать) родного (тувинского) языка начинается:

1) с усвоения умения вычленять на слух из звучащего слова отдельные звуки;

2) произносить и дифференцировать их по определённым признакам;

3) устанавливать последовательность звуков в слове;

4) соотносить звуки с их графическим изображением на письме, т.е. с буквами.

Введению букв предшествует период звукового анализа. К «добуквенным» упражнениям можно отнести упражнения в разложении слов на звуки в виде звуковых схем-моделей, упражнения на слуховое восприятие, артикуляционные и другие речевые упражнения. Для развития мыслительных способностей первоклассников необходимо постоянно уделять внимание развитию речи, умению различать, сравнивать и сопоставлять звуки и буквы родного языка.

При обучении грамоте предусматривается воссоздание разнообразных ситуаций общения и игровых сюжетов. Большое внимание уделяется организации работы по формированию речевых умений (использование текстов, обучение определению последовательности предложений, обучение созданию коротких рассказов, драматизация сказок с использованием средств выразительности устной речи и невербальных средств, таких как мимика и жесты). Также в период обучения грамоте предполагается формирование основных правил речевого поведения (слушать и слышать говорящего, не перебивать собеседника, не говорить слишком громко и т.д.), пользоваться формами приветствия, благодарности и просьбы.

От того, как проходило обучение грамоте, зависят дальнейшие успехи в учёбе детей. В основе развития умения

ВЕСТНИК Педагогические науки

2012/4

элементарного чтения и письма должна быть положительная мотивация, чувство удовлетворённости и комфорта самих первоклассников, родителей и окружающих близких людей.

Надо отметить, что поиски оснований для нового порядка изучения звуков и букв продолжаются.

Литература:

1.Ллдын-оол A.A., Март-оол К.Б., Дамба Н.Ч. Уроки обучения грамоте / A.A. Алдын-оол, К.Б. Март-оол, Н.Ч. Дамба.-Кызыл. 2009.

2.Алдын-оол Х.С. Методика тувинского языка / X.C. Алдын-оол. - Кызыл, 1966.

3. Басуу-Сюрюн И. В. Проблема обучения родному (тувинскому) языку в условиях полилингвизма Северозападной Монголии /М.В. Вавуу-Сюрюи // Регионы России для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации. Материалы

международной научно-практической конференции. -Новосибирск, 2010. - С. 307-311.

4. Бартан Ф.М. О принципах подачи звуков и букв в букварях по русскому языку / Ф.М. Бартан // Башкы. -1997. - №2.

5.Дамба Н.Ч. Особенности цэнгэлской начальной школы Монголии / Н.Ч. Дамба // Вестник ТувГУ Педагогические науки № 4. - Кызыл: РИО ТувГУ, 2011. -С. 6-9.

6. Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования РТ. -Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. - С. 3038.

7. Хийс Гансух. Особенности тувинской речи жителей Цэнгэла/ Г. Хийс. АКД. Новосибирск, 2009.

8. Программы для начальных классов тувинских школ.-Кызыл, 1982.

9. Программы для начальных классов тувинских школ-Кызыл, 1985.

10. Программа для начальной тувинской школы -Кызыл, 1987.

11. Учебные программы по тувинскому языку для 1-4 классов. - Кызыл, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.