Научная статья на тему 'Функции процесса обучения в "новой школе"'

Функции процесса обучения в "новой школе" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FORMING OF KNOWLEDGES AND SKILLS / ABILITIES TO STUDY / THE PROCESS OF THE EDUCATION / THE PURPOSES IN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даваа К.Д.

In traditional school the purpose of education is the forming of knowledges and skills. So the process of education basically becomes expository-illustrative. One of the main problems of the process of the education according the Federal state educational standard of the primary education is: forming the abilities to study and forming of such activities as the skill to take, to save and to follow the purposes in school, to plan, to check and to realize their activities, to interact with teacher and class-mates in the process of process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONS OF THE PROCESS OF TEACHING “IN A NEW SCHOOL”

In traditional school the purpose of education is the forming of knowledges and skills. So the process of education basically becomes expository-illustrative. One of the main problems of the process of the education according the Federal state educational standard of the primary education is: forming the abilities to study and forming of such activities as the skill to take, to save and to follow the purposes in school, to plan, to check and to realize their activities, to interact with teacher and class-mates in the process of process.

Текст научной работы на тему «Функции процесса обучения в "новой школе"»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В «НОВОЙ ШКОЛЕ» THE FUNCTIONS OF THE PROCESS OF TEACHING "IN A NEW SCHOOL"

К.Д. Даваа K. Davaa

In traditional school the purpose of education is the forming of knowledges and skills. So the process of education basically becomes expository-illustrative.

One of the main problems of the process of the education according the Federal state educational standard of the primary education is: forming the abilities to study and forming of such activities as the skill to take, to save and to follow the purposes in school, to plan, to check and to realize their activities, to interact with teacher and class-mates in the process of process.

Key words: forming of knowledges and skills, abilities to study, the process of the education, the purposes in school

Системообразующим фактором

педагогического процесса являются его цели. В традиционной школе целью обучения является формирование знаний и умений. Поэтому процесс обучения в основном приобретает объяснительно-иллюстративный характер. Как показывает практика, в современной школе стали применять различные методы и формы организации обучения, но часто это зависит от компетентности учителя.

В основе нового Федерального Государственного образовательного стандарта общего начального образования лежит системно-деятельностный подход. При этом подходе носителем учебной деятельности становится сам ученик, который в этой роли выполняет собственную учебную деятельность первоначально на уровне зоны ближайшего развития, т. е. вместе с учителем или с помощью других взрослых людей. Постепенно происходит переход в зоны ближайшего развития на зону актуального развития.

Уровень актуального развития ученика показывает, какие психические процессы у него уже сложились. Однако целью образования является

перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее обучение использует не только достигнутые результаты развития, но и процессы, находящиеся в стадии становления. Поэтому развивающее обучение всегда ориентируется на зону

ближайшего развития ребенка, превращая эту зону с помощью сотрудничества с педагогом в актуальный уровень развития ребенка.

При системно-деятельностном подходе процесс обучения должен привести школьника в субъекта, изменяющего и совершенствующего самого себя. Для этого ученик должен знать о своих ограниченных возможностях, стремится преодолевать эту ограниченность. Поэтому одна из главных задач педагогов и родителей - помочь научить ребенка анализировать свои собственные действия и знания, т. е. рефлексировать. В результате у школьника формируется потребность не только получить знания с помощью учителя на уроках, но и самому самостоятельно дополнять «нужные» для его будущей жизни знания, работая при этом с дополнительной литературой или с помощью Интернета.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из главных задач процесса обучения является формирова-ие основ умения учиться и способности к организации своей деятельности -умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [5, 6].

При системно-деятельностном подходе функции ученика как носителя учебной деятельности расширяются, содержание изменяется, так как он сам старается планировать учебную деятельность, учится делать различные проекты для решения поставленных задач или самостоятельно, или с помощью педагога, родителей и сверстников осуществлять самоконтроль, самокорректировку и самооценку.

В связи с таким подходом функция контроля самим учителем в процессе обучения расширяется. Контроль в процессе обучения направляется не только на выявление уровня знаний и умений у ученика, как было раньше, а теперь особое внимание уделяется выявлению уровня сформированности у ученика умения учиться.

Поэтому Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредмет-ным, предметным.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познава-ельной и личностной рефлексии и др. [5 , 8].

В статье специально уделяется внимание именно этим вопросам, так как в основе обучения школьников по В. В. Давыдову и Б. Д. Эльконину лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетен-

циями, составляющим основу умения учиться [5, 7].

В настоящее время во многих странах мира происходит обновление образовательного процесса, переориентация школы на работу в логике компетент-ностного подхода. Это означает, что новая школа требует применения иных способов управления, что предполагает переосмысление базовых условий организации школьной жизни: переформулирование целей, задач, средств, способов оценивания и коммуникации.

Посколько в Стандарте разговор ведется о том, что освоение универсальных учебных действий должно способствовать «овладения ключевыми компетенциями», то этому непростому вопросу, на мой взгляд, надо уделять особое внимание при подготовке учителей по новому Стандарту.

Что такое ключевые компетентности?

В международном проекте «Опреде-ение и отбор ключевых компетен-тностей» на основе изучения специальной литературы и междисциплинарного подхода выделены три категории ключевых компетенций. Этими категориями ключевых компетенций являются: автономное действие, интерактивное использование инструментов, функционирование в социально неоднородных группах [4,13]. Все три категории связаны между собой, но у каждого имеется своя специфика. В частности, «Интерактивное использование инструментов» касается умения каждого индивида строить деловые взаимоотношения с другими людьми, регионом, с миром. Как мы знаем, в настоящее время данная ключевая компетенция действует особенно хорошо в нашей республике в области культуры и образования. Тувинские горловики с успехом выступают во многих странах мира. В нашем университете учатся студенты из других стран, а молодые люди из нашей республики учатся в других регионах и странах.

Категория «функционировать в социально неоднородных группах» подчеркивает умение индивида взаимодействовать с другими людьми»: с

одноклассниками, учителями, родителями, со взрослыми.

Компетентным является человек, который способен практически разрешать нестандартные, значимые для себя ситуации, используя для этого знания, умения, способности.

Анализ показывает, что при составлении школьных учебников по ФГОС был учтен компетентностный подход.

Ключевая компетенция «Автономное действие» формируется у ученика непосредственно в процессе обучения, когда он учится самостоятельно планировать свою учебную деятельность, составляет различные проекты для решения учебной задачи, делает самоконтроль и самооценку. Каждый ученик все эти функции выполняет в процессе учебной деятельности самостоятельно с учетом своих возможностей. Учителя или родители помогают им. Таким образом, «автономное действие» сфокусировано на относительной самостоятельности и идентичности субъекта.

Ключевые компетенции «Интерактивное использование инструментов» и «Функционировать в социально неоднородных группах» осуществляются с детьми в процессе обучения и продолжаются во внеурочной

деятельности.

Рассмотрим содержание одного из вариантов учебника для учащихся первого класса: М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова «Математика». Часть 2. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации- М., 2010.

На странице 2 по «УСЛОВНЫМ ОБОЗНАЧЕНИЯМ» можно увидеть, что при составлении учебника авторы учитывали индивидуальные особенности каждого ученика. Поэтому тексты учебника состоят из таких групп заданий: инвариантная часть, вариативная часть, работа в паре, творческие задания, дифференцированные задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск.

Задачи и примеры из интеллектуального марафона довольно сложные для учащихся первого класса и рассчитаны на одаренных детей.

В учебнике имеются задания рассчитанные на то, чтобы при их выполнении ученики работали парами или группой. С современной точки зрения, эффективной является организация групповой работы на уроке. Учащиеся работают в группе 4-7 человек или в парах. Задания для группы могут быть одинаковыми или разными. Состав группы может быть однородным по подготовке или неоднородным. Работа в группах стимулирует активность ученика, их взаимодействие, взаимообучение, создает психологический комфорт. В процессе такой работы дети общаются, учатся «функционировать в социально неоднородных группах». К примеру, в «Математике» для учащихся первого класса предлагаются такие интересные задания для работы в парах: Задача 1. [2, 10]. Запиши двумя цифрами числа: двадцать, тридцать, сорок, восемьдесят, пятьдесят, десять и девяносто. Проверьте друг друга. Такие типы заданий имеются по каждой теме.

По требованиям нового Стандарта в учебном плане, кроме учебной нагрузки, добавлено 10 часов внеурочной деятельности. Эти часы распределяются по таким основным направлениям: научно-познавательная, физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, военно-патриотическая, общественно-полезная. В некоторых школах города Кызыла работают кружки по интересам: «Юный вокалист», «Хореография»» «Информатика в играх и задачах».

Естественно, что введение новых стандартов вызывает неоднозначное отношение у некоторой части работников образования и родителей. Но надо понимать, что в связи с вхождением России в систему мировой культуры, нашему государству нужно учесть тенденции развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Литература.

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1996.

2. Башмаков М. И. , Нефедова М. Г. Математика. 1 класс. - М. 2010.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М. , 1996.

4. Модернизация образовательного процесса в 5. Федеральный государственный образова-

начальной, основной и старшей школе /Под ред. А. тельный стандарт начального общего образования.

Г. Каспржака, Л. Ф. Ивановой. - М. , 2004. - М. , 2010.

ОСОБЕННОСТИ ЦЭНГЭЛСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ МОНГОЛИИ

TSEHGEL PRIMARY SCHOOL OF MONGOLIA.

Н.Ч. Дамба N. Damba

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ «Лингистические и психолого-педагогические основы модели начальной школы для детей дисперсных групп этнических тувенцев Монголии», проект № 11-06-98008.

В статье дана краткая информационная справка о Цэнгэлской начальной школе Монголии. Затронуты проблемы социолингвистической ситуации сумона. В статье также рассматриваются трудности, которые возникают на начальном этапе обучения детей-тувинцев.

Ключевые слова: Цэнгэл, начальная школа, дети-тувинцы, тувинский язык, монгольский язык, казахский язык, проблемы, предметы, постепенный переход.

This article had written about the Tsengel primary school of Mongolia. The problems of socio-linguistic situation had studied in the article. The difficulties of teaching of tuvan children in primary school of Mongolia had written in this article.

Key words: primary school, tuvan pupils, Tuvan language, Mongol Language, problems.

Цэнгэл - сумон Баян-Улэгейского аймака Монголии, где компактно проживают этнические тувинцы.

Начальная школа Цэнгэла охватывает учащихся с 1 по 5 классы.

В школе учатся 200 учащихся. Из них 108 девочек, 92 мальчиков.

Классы Количество учащихся

1 класс 33

2 класс 46

3 класс 40

4 класс 35

5 класс 46

Из-за нехватки учебных помещений дети учатся в 2 смены. В I смену учатся учащиеся 3а, 3б, 4а, 5а, 5б, во II смену -ученики 1, 2а, 2б классов.

Режим работы школы - пятидневный. Недельная нагрузка по классам распределена следующим образом:

Классы Количество часов в неделю

1 класс 20 часов

2 класс 24 часа

3 класс 24 часа

4 класс 24 часа

5 класс 25 часов

Из 200 детей начальной школы 87 живут в интернате из-за того, что родители живут в окрестностях («баг»), значительно отдалённых от Цэнгэла и занимаются скотоводством. Работающих тувинцев в сумоне немного. Кроме 13 учителей и 19 работников начальной школы, в администрации сумона работают 6 человек, в больнице - 3 человека и 2 воспитателя - в садике.

В сумоне Цэнгэл, в основном, живут казахи и тувинцы: казахов - 8.700 человек, тувинцев - 1740 человек. Из всех 1575 семей тувинских семей всего 435, казахских - 1140 .

Баг Отдалённость от сумона Население

№1 40 км. казахи

№2 60 км. казахи

№3 25 км. казахи

№4 60-70 км тувинцы, казахи

№5 20 км. казахи

№6 15 км. тувинцы, казахи

№7 13-15 км. тувинцы, казахи

№8 Вблизи Цэнгэла (вверх по течению реки) казахи, тувинцы

№9 Вблизи Цэнгэла (вниз по течению реки) казахи, тувинцы

Как видим из таблицы, большинство ственно тувинцы составляют этническое населения составляют казахи, соответ- меньшинство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.