ВЕСТНИК Тувинского государственного университета
2012/1
™ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ТУВИНСКИХ СКОТОВОДОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ СУМОНА ЦЭНГЭЛ БАЯН-УЛЭГЭЙСКОГО АЙМАКА МОНГОЛИИ
Бавуу-Сюрюн М.В., Ондар Л.М.
Тувинский государственный университет, Кызыл
ISSUE OF TUVAN CATTLE BREEDERS' CHILDREN ADAPTATION TO SCHOOL EDUCATION IN CONDITIONS OF TSENGEL SUM OF BAYAN-OLGII PROVINCE
OF MONGOLIA
Bavuu-Surun M.V., Ondar L.M.
Tuvcm state university, Kyzyl
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Грант № 11 -06-98008
В статье ставится проблема языковой, психологической и педагогической готовности детей этнических тувинцев, проживающих в сумоне Цэнгэл Баян-Улэгэйского аймака Монголии, к школьному обучению. Предлагаются меры по успешной адаптации детей тувинских скотоводов к условиям моноолоязычной образовательной среды.
Ключевые слова: адаптация к школьному обучению, этническое меньшинство, полилингвизм, диалект, этническая идентичность, социокультурная адаптация.
The issue of language, psychological and pedagogical readiness to school education of ethnic Tuvan children residing in Tsengel sum of Bayan-Olgii Province of Mongolia is put in the article. Measures to adapt Tuvan cattle breeders' children to terms of Mongolian-speaking educational environment successfully are offered in it.
Key words: adaptation to the school education, ethnic minority, polvlinguism, dialect, ethnic identity, sociocultural adaptaion.
В настоящее время в Монголии проживает около 15 монголоязычных этнических групп, помимо них имеются также тюркоязычные национальные меньшинства и этнические группы - казахи, тувинцы (урянхайцы), которые составляют немногим более 7% [2, с. 45]. В сумоне Цэнгэл проживают тувинцы и казахи. Тувинцы составляют примерно 20% населения, соответственно являются группой этнического меньшинства (ЭМ).
Языками межнационального общения в данном сумоне являются монгольский и казахский ЯЗЫКИ Официальным ЯЗЫКОМ является монгольский, поэтому он имеет более широкую сферу функционирования, чем казахский или тувинский.
Для взрослого тувинского населения сумона характерен естественный полилин-гвизм - тувинско-монгольско-казахский. Дети этнических тувинцев (преимущественно чабанов) приходят в первый класс, как правило, монолингвами, то есть они владеют только своим родным (тувинским) ЯЗЫКОМ в диалектной форме.
До создания начальной тувинской школы тувинские дети учились в классах с монгольским языком обучения. Таким образом, ребенок сразу попадал в иную языковую среду, что сильно усложняло процесс обучения. Возникал языковой барьер, что также является одним из важных факторов, препятствующих успешной социализации детей ЭМ.
В 1991 году в сумоне была открыта начальная тувинская школа. Такая мера была предпринята с целью сохранения тувинского языка. Обучение в ней ведется на родном языке по учебникам, принятыми в Республике Тыва. Однако опыт был не совсем удачным, так как работа началась без должной проработки лингвистических и пс ихоло го-педагогических основ обучения в условиях зарубежного диалекта, то есть учебники построены на литературном языке, а цэн гэльский диалект тувинского языка достаточно сильно отличается от литературного. Сейчас литературную форму тувинского языка изучают как предмет только с
Бавуу-Сюрюн М.В., Ондар П.М. Проблема адаптации детей тувинских скотоводов к школьному обучению в условиях
сумона Цэнгэл Баян-Улэгэйского аймака Монголии
третьего класса в течение одного часа в неделю [1].
Такое обучение на неродном языке в начальной школе для детей этнического меньшинства может иметь негативные последствия - плохая успеваемость, низкая учебная мотивация, низкий социометрический статус в классе, ситуация социальной изолированности или даже отвержения, медленный темп адаптации к образовательной среде.
В сложной ситуации оказываются не только дети, но и родители. С одной стороны, они понимают, что детей нужно учить родному языку (язык — один из важнейших признаков принадлежности к этносу) А с другой стороны, как граждане Монголии большинство родителей ориентированы дать образование своим детям именно в Монголии. Высокий уровень владения монгольским языком дает шанс получить хорошее образование в престижных учебных заведениях страны.
Кроме того, можно предположить, что в ситуации иноэтнического окружения у тувинских детей могут возникнуть и проблемы с формированием идентичности. Известно, что младший школьный возраст -возраст интенсивного формирования этнической идентичности. Многочисленные исследования этнографов, этнопсихологов показали, что именно в это время начинают формироваться механизмы этноконсолиди-рующих и этнодифференцирующих представлений. В 8-9 лет ребенок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык. Просыпаются национальные чувства. В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность традиционной бытовой культуры.
Вследствие более низкого социально-экономического статуса для детей ЭМ, как правило, характерны или негативная этническая идентичность, или отход от собственной этнической Группы, выбор другой более престижной национальности, либо размывание этнической идентичности, что выражается в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности (этническая индифферентность). Неадекватное переживание своей национальной принадлежности сопровождается внутриличностным конфликтом, маргинальностью, неуверенностью в своих силах, инертностью, стремлением
соответствовать доминирующей культуре, отказом от родного языка — низким национальным самосознанием. В то же самое время индивиды. имеющие неадекватную гиперпозитивную идентичность, проявляют признаки интолерантного поведения к представителям других этнических групп, что является причиной межэтнических разногласий, конфликтов, преступных действий.
Проблема адаптации к школьному обучению усугубляется необходимостью адаптации к условиям пребывания в интернате. Отрыв от родителей и непривычный уклад жизни вызывает сильное напряжение, тревогу по поводу новой жизни в новом учреждении. С началом обучения в школе для них начинается совершенно иная жизнь. Режим дня. воспитатели, питание в общей столовой, меню - все для них новое.
Дети кочевых скотоводов стеснительны, даже замкнуты. Круг общения узок; он ограничен общением в основном с родственниками. Семейный уклад строго регламентирован, дети воспитываются в строгом подчинении родителям. В то же время надо отметить физическую выносливость, кротость, послушание, уважительное отношение к старшим, неприхотливость и трудолюбие детей. Для них труд скотовода - повседневный пример родителей, поэтому все прекрасно разбираются в премудростях ухода за ЖИВОТНЫМИ.
Проблема языковой, психологической и педагогической готовности детей этнических тувинцев к школьному обучению, вхождения в монголоязычную образовательную среду, адаптации к новым условиям жизнедеятельности требует переосмысления принципов организации поликультурного образовательного пространства, учёта этнических факторов развития младших школьников.
В настоящее время очевидна необходимость такого обучения в начальной школе, чтобы дети постепенно овладели всеми языками, необходимыми для дальнейшего обучения: в данном случае не только монгольским, но и английским, русским языками, на основе своего родного языка - хотя бы даже в диалектной форме тувинского языка. Понимание проблемы со стороны Министерства образования и науки Монголии способствовало открытию специальной лаборатории по проблемам обучения детей национальных меньшинств в составе Института педагогики. Лаборатория призвана выработать комплекс мер по созданию системы начального образования для национальных меньшинств, призванной улучшить нынешнее состояние дел в
ВЕСТНИК Тувинского государственного университета
2012/1
школах Комплекс мер предусматривает создание учебного плана, определение содержания образования через создание оригинальных учебно-методических комплектов, основанных на современных технологиях обучения и воспитания. Необходимо также предусмотреть цикл обучающих семинаров для педагогов, повышающих их межкультурную компетентность. Помимо профессиональных компетенций учителя должны владеть умениями и навыками работы с учащимися разных национальностей.
Отбор технологий обучения следует производить с учётом культуры тувинцев сумона Цэнгэл. особенностей семейного воспитания. В то же время процесс обучения детей этнических тувинцев - жителей сумона Цэнгэл — должен происходить не только с учётом их этнических и культурных особенностей, но и специфических особенностей и проблем этнического меньшинства как социальной группы.
Очевидно, что, дети, обучающиеся в школе на неродном языке, нуждаются в дополнительной педагогической поддержке на родном языке. Без такой поддержки они могут оказаться в крайне невыгодном положении по сравнению с большинством, из-за чего могут бросить учебу, а во взрослой жизни у таких детей будет меньше шансов на успешное трудоустройство.
Образовательная среда должна максимально смягчать возникающие сложности социокультурной адаптации и способствовать благополучной интеграции детей в социум. Важнейшим принципом организации такой образовательной среды в полиэтническом обществе является принципы толерантности и мультикультурализма.
Для успешной социокультурной адаптации детей тувинских скотоводов, проживающих в сумоне Цэнгэл, в образовательных учреждениях должны быть также разработаны и реализованы специально психолого-педагогические программы, направленные на формирование позитивной этнической идентичности и в которых максимально учитываются культурные, возрастные и индивидуальные
особенности детей, а также специфика социальных проблем и психологического состояния детей из тувинских семей скотоводов.
Основными критериями оценки эффективности таких программ могут быть улучшение успеваемости, повышение уровня учебной мотивации, позитивные изменения социометрического статуса в коллективе образовательного учреждения, улучшение эмоционального состояния детей этнических тувинцев, увеличение количества их контактов со сверстниками других национальностей.
Для изучения процесса адаптации детей этнических тувинцев — жителей сумона Цэнгэл - требуется и разработка психодиагностического пакета.
Таким образом, проблема адаптации детей из семей этнического меньшинства в системе образования Монголии становится чрезвычайно актуальной. Именно система начального образования является ключевым институтом социокультурной адаптации. Поэтому для успешной социализации детей начиная с первых дней их пребывания в школе необходимо выстроить систему обучения и воспитания на принципах толерантности и мультикульту рализма.
Литература:
1. Бавуу-Сюрюн MB. Полилингвизм сумона Цэнгэл Монголии: проблемы образования // Ученые записки: Ежегодник кафедры тувинского языка ТывГУ. - Вып. III. - Кызыл: ТывГУ, 2009. - С. 4-6
2. Грайворонский В.В. Современное аратство Монголии. Социальные проблемы переходного периода 1980-1995. - М.,1997. - С.45.
3. Ламажаа, Ч.К. Тува между прошлым и будущим. / Ч.К. Ламажаа. - М.: Издательство ООО НИПКЦ «Восход-А», 2008. - 500 с.
4. Монгуш, М.В. Один народ: три судьбы. Тувинца России, Монголии и Китая в сравнительном контексте / М.В. Монгуш. Национачьный Музей Этиологии. - Осака, 2010. - 360 с.
5. Ондар, Л.М. Национальное самосознание личности: монография / Л.М. Ондар. - Абакан: ООО «Книж. изд-во Бригантина», 2009. - 172 с.
6. Резников, E.H., Эгаопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика / E.H. Резников, Н.О.Товуу - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 223 с.
7. Социально-психологические исследования: этнос тыва на рубеже веков (XX-XXI вв.): коллективная монография / Под редакцией Н.О. Товуу. - Кызыл: Издательство ТывГУ, 2009. - 271 с.