Научная статья на тему 'Особенности Цэнгэлской начальной школы Монголии'

Особенности Цэнгэлской начальной школы Монголии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЭНГЭЛ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PRIMARY SCHOOL / ДЕТИ-ТУВИНЦЫ / ТУВИНСКИЙ ЯЗЫК / TUVAN LANGUAGE / МОНГОЛЬСКИЙ ЯЗЫК / КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / ПРЕДМЕТЫ / ПОСТЕПЕННЫЙ ПЕРЕХОД / TUVAN PUPILS / MONGOL LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамба Н. Ч.

В статье дана краткая информационная справка о Цэнгэлской начальной школе Монголии. Затронуты проблемы социолингвистической ситуации сумона. В статье также рассматриваются трудности, которые возникают на начальном этапе обучения детей-тувинцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TSEHGEL PRIMARY SCHOOL OF MONGOLIA

This article had written about the Tsengel primary school of Mongolia. The problems of sociolinguistic situation had studied in the article. The difficulties of teaching of tuvan children in primary school of Mongolia had written in this article.

Текст научной работы на тему «Особенности Цэнгэлской начальной школы Монголии»

4. Модернизация образовательного процесса в 5. Федеральный государственный образова-

начальной, основной и старшей школе /Под ред. А. тельный стандарт начального общего образования.

Г. Каспржака, Л. Ф. Ивановой. - М. , 2004. - М. , 2010.

ОСОБЕННОСТИ ЦЭНГЭЛСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ МОНГОЛИИ

TSEHGEL PRIMARY SCHOOL OF MONGOLIA.

Н.Ч. Дамба N. Damba

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ «Лингистические и психолого-педагогические основы модели начальной школы для детей дисперсных групп этнических тувенцев Монголии», проект № 11-06-98008.

В статье дана краткая информационная справка о Цэнгэлской начальной школе Монголии. Затронуты проблемы социолингвистической ситуации сумона. В статье также рассматриваются трудности, которые возникают на начальном этапе обучения детей-тувинцев.

Ключевые слова: Цэнгэл, начальная школа, дети-тувинцы, тувинский язык, монгольский язык, казахский язык, проблемы, предметы, постепенный переход.

This article had written about the Tsengel primary school of Mongolia. The problems of socio-linguistic situation had studied in the article. The difficulties of teaching of tuvan children in primary school of Mongolia had written in this article.

Key words: primary school, tuvan pupils, Tuvan language, Mongol Language, problems.

Цэнгэл - сумон Баян-Улэгейского аймака Монголии, где компактно проживают этнические тувинцы.

Начальная школа Цэнгэла охватывает учащихся с 1 по 5 классы.

В школе учатся 200 учащихся. Из них 108 девочек, 92 мальчиков.

Классы Количество учащихся

1 класс 33

2 класс 46

3 класс 40

4 класс 35

5 класс 46

Из-за нехватки учебных помещений дети учатся в 2 смены. В I смену учатся учащиеся 3а, 3б, 4а, 5а, 5б, во II смену -ученики 1, 2а, 2б классов.

Режим работы школы - пятидневный. Недельная нагрузка по классам распределена следующим образом:

Классы Количество часов в неделю

1 класс 20 часов

2 класс 24 часа

3 класс 24 часа

4 класс 24 часа

5 класс 25 часов

Из 200 детей начальной школы 87 живут в интернате из-за того, что родители живут в окрестностях («баг»), значительно отдалённых от Цэнгэла и занимаются скотоводством. Работающих тувинцев в сумоне немного. Кроме 13 учителей и 19 работников начальной школы, в администрации сумона работают 6 человек, в больнице - 3 человека и 2 воспитателя - в садике.

В сумоне Цэнгэл, в основном, живут казахи и тувинцы: казахов - 8.700 человек, тувинцев - 1740 человек. Из всех 1575 семей тувинских семей всего 435, казахских - 1140 .

Баг Отдалённость от сумона Население

№1 40 км. казахи

№2 60 км. казахи

№3 25 км. казахи

№4 60-70 км тувинцы, казахи

№5 20 км. казахи

№6 15 км. тувинцы, казахи

№7 13-15 км. тувинцы, казахи

№8 Вблизи Цэнгэла (вверх по течению реки) казахи, тувинцы

№9 Вблизи Цэнгэла (вниз по течению реки) казахи, тувинцы

Как видим из таблицы, большинство ственно тувинцы составляют этническое населения составляют казахи, соответ- меньшинство.

Уроки в Цэнгэлской тувинской начальной школе проводятся, в основном, на монгольском языке.

За исключением общепринятых предметов биеийн тамир (физкультуры), дYрслех урлаг (рисования), хегжим (музыки) и уроков монгольского языка (монгол хэл) и старомонгольского письма (монгол бичиг) имеются много предметов, которые требуют

разъяснения.

Попробуем дать разъяснения по предметам, приведённым в расписании.

Например, уроки по предмету «ХYн орчин» делится на 3 вида: «ХYн нийггэм», «ХYн байгаль» и «Эруул мэнд». На уроках «ХYн нийггэм» рассматриваются социальные проблемы, а также вопросы, связанные с развитием коммуникативных навыков; «ХYн байгаль» - ознакомление с окружающей природой, «Эруул мэнд» - вопросы здорового образа жизни и укрепления здоровья.

Расписание уроков на I четверть по 1и 2 смене за 2011-2012 учебный год I Улирал 2011-2012 оны хичээлийн жил Хичээлийн хуваарь I Ээлж (1 смена)

булэг ^ч гараг Цаг 3а 3б 4а 5а 5б

1 М-хэл Зур.урл Дурсл.у М-хэл Б-там.

ез ез 2 М-хэл Мат М-хэл М-хэл М-хэл

ез 3 Мат М-хэл М-хэл Б-там. М-хэл

4 Хегжим М-хэл Мат Дурсл.у Дурсл.у

5 Зур.урл Хегжим Хун.бай Э.мэнд Хун-ни

1 Мат М-хэл Мат М-хэл Мат

ез 2 Б-там. М-хэл М-хэл М-хэл М-хэл

№ § 3 М-хэл Мат М-хэл Мат М-хэл

4 М-хэл Б-там. Хун.ни Хун-бай Англи.х

5 Тес-аж Тес-аж Хегжим Англи.х Э.мэнд

1 Хун-ор. М-хэл Мат М-хэл Мат

ез ва и 2 М-хэл М-хэл М-хэл М-хэл М-хэл

И Ч 3 М-хэл Б-там М-хэл Мат М-хэл

4 Мат Хун-ор. Б-там. Хун.ни Хун-бай

5 Б-там. Мат Э.мэнд ССХ ССХ

1 Хун-ор. М-хэл Б-там. Технол. Англи.х

ва о 2 Зур.урл Мат М-хэл Мат Технол.

£ 3 М-хэл Хун-ор. Мат Англи.х Хегжим

4 Мат Зур.урл Технол. Хегжим Тес.аж

5 ССХ ССХ Хегжим Тес.аж Мат

1 Мат Хегжим Ирг.бол Ирг.бол Мат

Я ез и 2 Хун-ор. Мат Мат Мат Англи.х

ез и 3 Ирг.бол Хун-ор. Тес.аж Б-там М-бич

4 Хегжим Ирг.бол ССХ Англи.х Б-там.

5 М.бич Ирг.бол

2-р ээлж (2 смена)

Анги -

буцэг Н" 1 2б 2а

гараг

ез 1 Бэлтгэл 80 цаг Хегжим Зурурл

ез ва 2 М-хэл Хегжим

ез « 3 М-хэл М-хэл

4 Мат М-хэл

5 ЗУРУРл Мат

а 1 Мат М-хэл

S 2 Ирг.бол М-хэл

3 М-хэл Мат

4 М-хэл Ирг.бол

5 Тес.аж Тес.аж

ез 1 Хун-ор. М-хэл

и 2 М-хэл М-хэл

и Ч 3 М-хэл Мат

4 Мат Хегжим

5 Хегжим Хун-ор.

ва 1 Б-там. М-хэл

о а 2 М-хэл Мат

£ 3 Мат Хун-ор.

4 Хун-ор. Б-там.

5

я 1 Хун-ор. Б-там.

ез CJ 2 Мат Хун-ор.

ез И 3 Б-там Мат

4 Зурурл Зурурл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 ССХ ССХ

Для занятий по выбору (Сонгон суралцах хичээл - ССХ) детям предлагают спортивные, музыкальные и языковые дисциплины. Учащиеся Цэнгэльской школы, в основном, выбирают тувинский язык.

На уроках «Иргэний боловсрол» дети изучают элементарные основы права; знакомятся с правами и обязанностями детей; рассматриваются также вопросы, связанные с нравственным воспитанием.

Дисциплина «Зураг урлал» представлена уроками «Технологии» и «ДYрлэх урлал». На этих уроках дети учатся рисовать, мастерить, делать разного рода поделки (например, украшения и сумочки из войлока).

На уроках «Теселт ажил» дети учатся составлять различные проекты для решения учебной задачи и на деле осушествляют их, например, как проект «Посадка деревьев».

Обучение детей-тувинцев на монгольском языке представляет определённую трудность. До школы дети скотоводов-кочевников владеют только своим родным (тувинским) языком в диалектной форме, которая в условиях

длительной изоляции имеет

существенные отличительные черты от литературного тувинского языка. А дети тувинцев, живущих оседло, владеют разговорным монгольским языком [1]. Речь цэнгэлских тувинцев считается одним из сложных зарубежных диалектов тувинского языка [3].

Начинать обучение с 1 класса на языке, которым владеют недостаточно хорошо или на языке, которым совершенно не владеют, детям некомфортно.

Монгольский язык появляется в жизни первоклассника сразу, так как все учебники написаны на монгольском языке.

В идеале должны быть учебники на родном языке, учитывающие диалектные особенности и предусматривающие постепенный переход на изучение предметов на монгольском языке с учётом диалектных условий.

Из-за того, что диалектная форма языка имеет много отличительных особенностей, дети-тувинцы не могут учиться по учебникам, привезённым из Тувы. Эти учебники составлены для

детей коренных жителей Республики Тыва на базе литературного языка, без учёта диалектных особенностей. Назрела необходимость создания наиболее приемлемой для данной среды модели начального образования, определение содержания образования по родному языку и литературе с учётом диалектных особенностей [1].

Литература:

1. Бавуу-Сюрюн М.В. Проблема обучения родному (тувинскому) языку в условиях

полилингвизма Северо-западной Монголии // Регины России для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации. Материалы международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2010. -С. 307-311.

2. Бавуу-Сюрюн М.В., Цецегдарь У., Гансух Х., Баярсайхан Б. К вопросу о классификации диалектов тувинского языка // Сибирский филологический журнал. - № 3. - Новосибирск, 2010. С. 158-166.

3. Хийс Г. Особенности тувинской речи жителей Цэнгэла. АКД. - Новосибирск, 2009.

РЕШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

DECISION SOME TYPE TRIGONOMETRIC EQUATIONS IN SCHOOL COURSE

MATHEMATICIANS

Н.М.Кара-Сал N. Kara-sal

В статье рассматриваются виды тригонометрических уравнений в школьном курсе математики, способы решения которых основаны на некоторых свойствах функций. Приведены также примеры уравнений, в которых применяются искусственные приемы.

Ключевые слова: классификация, свойства тригонометрических функций, методика решения, приемы решения тригонометрических уравнений.

The articles deals with the decision of the types of trigonometric equations in school course of mathematics.

Some types of the trigonometric equations are considered in articles in school course of mathematics, which ways of the decision are founded on some characteristic function. They are also examples of the equations, in which are used artificial acceptance.

Key words: categorization, characteristic trigonometric function, methods of the decision, receiving the decision of the trigonometric equations.

Раздел «Тригонометрические уравнения» занимает один из основных разделов в школьном курсе математики.

Одной из особенностей содержания материала данного раздела является то, что решение тригонометрических уравнений создает предпосылки для систематизации и обобщения знаний учащихся как по тригонометрии, так и по изученному алгебраическому материалу за курс основной школы. Поэтому перед учителем стоит задача выделения тех идей изучаемого материала, которые лежат в основе способов и приемов решения рассматриваемых задач.

В учебно-методической литературе имеются различные точки зрения по классификации тригонометрических уравнений.

Это связано, в первую очередь, с тем, что тригонометрические уравнения являются исключительно разнообразными.

Если при классификации в качестве основы придерживаться выделения приема или способа решения тригонометрического уравнения, то можно выделить следующие виды:

1) уравнения, в процессе решения которых используются свойства тригонометрических функций;

2) простейшие и сводящиеся к ним тригонометрические уравнения после выполнения тождественных преобразований;

3) тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим относи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.