Научная статья на тему 'Начальная тувинская школа цэнгэля'

Начальная тувинская школа цэнгэля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТУВИНЦЫ / TUVANS / МОНГОЛИЯ / MONGOLIA / ЦЭНГЭЛЬСКИЕ ТУВИНЦЫ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ELEMENTARY SCHOOL / ТУВИНСКИЙ ЯЗЫК / TUVAN LANGUAGE / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / TSENGEL TUVANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караоол Любовь Салчаковна

В статье рассказывается о работе начальной тувинской школы в сумоне Ценгел Баян-Улэгэйского аймака Монголии, где проживают цэнгельские тувинцы. В 2011 году школа отметила 20-летие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tsengel Tuvan elementary school

Article tells about Tuvan elementary school in Tsengel sum in Bayan-Ölgii region of Mongolia, a compact residence of Tuvans. In 2011 the school celebrated it’s 20 th anniversary.

Текст научной работы на тему «Начальная тувинская школа цэнгэля»

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2012

начальная тувинская школа цэнгэля

Л. С. Кара-оол

Аннотация: В статье рассказывается о работе начальной тувинской школы в сумоне Ценгел Баян-Улэгэйского аймака Монголии, где проживают цэнгель-ские тувинцы. В 2011 году школа отметила 20-летие.

Ключевые слова: тувинцы, Монголия, цэнгэльские тувинцы, начальная школа, тувинский язык, педагогика, проблемы.

Сумон Цэнгэл Баян-Улэгэйского аймака находится в Северо-Западной Монголии. В настоящее время в нем, по сведениям заместителя председателя администрации Соронболд Хийс, проживают 1740 тувинцев (435 семей), а также 8700 казахов и 6 монголов. Значительная часть цэнгэль-ских тувинцев занята животноводством. Они проживают в девяти багах (животноводческим бригадам), которые находятся в 10-40 км от сумона. В самом Цэнгэле только 43 тувинца работают в различных учреждениях: 3 специалиста — в больнице, 2 — в детском садике (в тувинской группе, которая открылась в 2006 г.), 6 — в администрации сумона и 32 человека — в начальной тувинской школе, а остальные заняты личным хозяйством.

Цэнгэльская тувинская школа открылась 11 ноября 1991 г. по инициативе учителей и родителей, одним из которых был Ч. Кагаа, отец доктора исторических наук К. Золбаяр, который в 1992-1994 гг.был директором данной школы. Первоначально школа имела статус учреждения среднего образования. В режиме средней она проработала до 1997 г., а с 1 сентября 1998 г. стала начальной школой. С тех пор дети цэнгэлских тувинцев имеют возможность учить родной язык, изучать его грамматику, который до этого функционировал только в устной форме, т. е. был языком общения.

За эти годы сменилось пять директоров: 1991-1992 гг. — Н. Эрдэнэба-яр, 1992-1994 гг. — Ч. Кагаа, 1994-1997 гг. — Д. Томоруял и 1998-2006 гг.

Кара-оол Любовь Салчаковна - кандидат филологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе и международной деятельности Кызылского педагогического института Тувинского государственного университета.

148

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2012

— Х. Соронзонболд. С 2006 г. начальную тувинскую школу возглавляет Г. Насанбат. Менеджером учащихся (заместительем директора по учебной работе) является молодая учительница З. Нарантуяа.

Коллектив школы состоит из 32 человек — учителя и технический персонал. Все учителя имеют среднее специальное и высшее образование, постоянно проходят курсы повышения в Баян-Олгие — в администа-тивном центре аймака, или в Улан-Баторе.

Приезжают цэнгэльские учителя повышать квалификацию и в Кызыл. В октябре 2009 г. группа учителей во главе с З. Нарантуяа прошли курсы повышения квалификации на базе филологического факультета Тувинского государственного университета, организованные к. филол. н., проф. М. В. Бавуу-Сюрюн и к. п. н., доц. Н. Ч. Дамба. Для них были проведены лекционные и практические занятия по методике преподавания родного языка в начальной школе.

Учителя школы с гордостью рассказывают о своих учениках и односельчанах, которые своими достижениями прославили Цэнгэл не только в Монголии, но и за его пределами. Среди них писатель с мировым именем Чинагийн Калзан (его произведения выходят в Германии на немецком языке), д. ист. н., собиратель фольклора цэнгэльских тувинцев и поэт К. Золбаяр, поэт Ж. Гэрэл; выпускники Кызылского государственного педагогического института, защитившие кандидатские диссертации Баяр-сайхан Бадарч («Лексика животноводства в цэнгэльском диалекте тувинского языка (в сравнительно-сопоставительном аспекте)») и Гансух Хийс («Особенности тувинской речи жителей Цэнгэла», научный руководитель

— М. В. Бавуу-Сюрюн), которым родной язык открыл дорогу в мир науки. Это и заместитель главы администрации Цэнгэля Соронболд Хийс, учителя Л. Батхуу, З. Буянгаа, З. Нарантуяа, Ж. Чимэддорж, М. Цэндсурэн, авторы песни «Мен — Тыва мен» Окей Шанагаш и Кантомур Сарыглар и многие другие.

В настоящее время в Тувинском госуниверситете учатся пять выпускников цэнгэльской школы — это Конгар-оол Дулмаа (физкультурный факультет), Одунчимег Хохоо, Нараа Гомбожав и Отгонтцэцсег Натсагдорж (филологический факультет, по специальности «иностранный язык»), Ванчинхуу Орлан-оол (КПИ, по специальности «социальная работа и социальная педагогика»).

Сегодня в цэнгэльской начальной тувинской школе учатся более 190 учащихся: в 1 классе — 32 ученика, 2 классе — 33 уч., 3 «а» и «б» классах

149

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ»

www.tuva.asia № 4 2012

— 42 уч., 4 «а» и «б» классах — 40 уч., и 5 классе — 35 уч.

Школа двухэтажная, работает в режиме пятидневки в две смены. На первом этаже размещается интернат для детей животноводов, который открыли 8 января 1999 г., и кабинет школьного врача. В интернате проживают 87 детей животноводов. А на втором этаже — классы, где учатся дети с 1 по 5 классы, с 6 класса они переходят в соседнюю школу, где обучение ведется только на монгольском языке, и учатся вместе с казахскими и монгольскими детьми.

Многие ученики и взрослое население цэнгэлских тувинцев говорят на трех языках: тувинский, казахский и монгольский.

Расписание в начальной тувинской школе составлено на монгольском языке: монгол хэл (монгольский язык), англи хэл (английский язык), би-еийн тамир (физическая культура), ДYрслех урлаг (изобразительное искусство), хегжим (музыка) и т. д.

Кроме общепри-

нятых дисциплин проводятся специальные занятия, как например, монгол бичиг (старомонгольское письмо), иргэний боловсрол (светское образование), сонгон суралцах хичээл (занятия дополнительного образования: музыкальные, спортивные и языковые дисциплины), тесел ажил (проектная работа). На уроках XYH орчин (вокруг человека) разбирают вопросы, связанные с адаптацией детей в обществе XYH нийгэм (человеческое общество), со здоровым образом жизни эрYYЛ мэнд (здоровье) и с окружающей средой и самим человеком XYH байгаль (природа человека).

Из спортивных видов очень развиты стрельба из лука по кожаным мячам (баг адар), конные скачки (аът чарыжы) и борьба (хYреш). Дети прекрасно играют на музыкальных инструментах шор и игил, национальным танцем является бий.

Цэнгэльские женщины учат своих дочерей пошиву национальной

150

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2012

одежды, постоянно участвуют в конкурсах мастериц с членами своих семей. Каждая мастерица представляет по 5-6 моделей, и во время показа моделей детьми, объясняют, из каких деталей состоит та или иная одежда, какие материалы были использованы, в каких случаях можно одевать, и от кого они переняла опыт.

В

цэнгэлской начальной тувинской школе, кроме уроков тувинского языка, занятия в основном проводятся на монгольском языке, и в первом классе дети сталкиваются с трудностями, связанными с языком обучения: если дети, живущие в сумоне, владеют разговорной формой монгольского языка, то дети скотоводов-кочевников — только родным (тувинским) языком (Бавуу-Сюрюн, 2010; Дамба, 2011: 8).

Отдельного предмета «Тувинская литература» в данной школе нет, но на уроках тувинского языка дети знакомятся с жанрами устного народного творчества и некоторыми образцами произведений тувинских писателей. Невозможность обучения детей данной школы по учебникам, составленными нашими авторами для школ с родным (тувинским) языком обучения объясняется тем, что язык цэнгэльских тувинцев имеет свои диалектные особенности, в нем зафиксировано более 45% лексических, 11% грамматических и 44% фонетических диалектизмов (Хийс Гансух, 2009: 4). А у цэнгэльских учителей пока нет опыта по составлению учебников, учитывающих языковые особенности местного населения. Поэтому данной проблемой занимаются сотрудники научно-образовательного центра «Тюркология» ТувГУ во главе с к. фил. н., проф. М. В. Бавуу-Сюрюн. Они ведут исследование в рамках проекта «Лингвистические и психологопедагогические основы модели начальной школы для детей дисперсных групп этнических тувинцев Монголии», поддержанного грантом РФФИ. Н. Ч. Дамба, зав. лабораторией по проблемам обучения на тувинском языке КПИ ТувГУ, исследует методику обучения цэнгэльских детей буквам и звуком в букварный период.

Преподаватели тувинского языка и сотрудники НОЦ «Тюркология» неоднократно ездили в сумон Цэнгэл в составе диалектологических экспедиций. И во время встреч с учителями и представителями администрации цэнгэльской школы выявили проблемы, которые можно решать совместными усилиями. В первую очередь они связаны с учебной работой, подготовкой учебников и учебно-методической литературы с учетом диалектных особенностей, организацией семинаров и курсов повышения квалификации учителей, проведением подготовительных курсов для вы-

151

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2012

пускников школы, с последующим поступлением на специальности КПИ и на другие факультеты ТувГУ, а также с исследованием языковых особенностей цэнгэльцев.

Программа сотрудничества может быть обширной. Для ее осуществления необходим коллектив единомышленников, нужна поддержка на правительственном уровне, включение предлагаемых мероприятий в планы работы, как отдельных подразделений нашего вуза, так и в целом Тувинского государственного университета.

Список литературы:

Бавуу-Сюрюн, М. В. (2010) Проблема обучения родному (тувинскому) языку в условиях полилингвизма Северо-Западной Монголии // Регионы России для устойчивого развития: образование и культура народов российской Федерации. Материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск. С. 307-311.

Дамба, Н. Ч. (2011) Особенности цэнгэлской начальной шклы Монголии // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. Вып. 4. С. 6-9.

Хийс Гансух. (2009) Особенности тувинской речи жителей Цэнгэля : автореф. дис. ... к. филол. н. Новосибирск.

TSENGEL tuVAN ELEMENTARY SCHOOL

L. S. Kara-ool

Abstract: Article tells about Tuvan elementary school in Tsengel sum in Bayan-Olgii region of Mongolia, a compact residence of Tuvans. In 2011 the school celebrated it’s 20th anniversary.

Keywords: Tuvans, Mongolia, Tsengel Tuvans, elementary school, Tuvan language, pedagogics, problems.

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.