4. Хорст, М. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. - Омега-Л., 2007.
5. Гелб, М. Дж. Как мыслить подобно Леонардо да Винчи: упражнения, рабочая тетрадь / пер. с англ. Ю.Е. Андреева. - Мн.: ООО Попурри, 2000.
6. Пушкарева, Т.П. О развитии методической системы математической подготовки студентов педвузов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 6(18).
7. Bodrow, W. IT-based purpose-driven knowledge visualization / W. Bodrow, V. Magalashvili // Proceedings of ICSOFT 2007. — Barcelona, 2007.
8. Bodrow, W. Knowledge Visualization in IT-based Discovery Learning / W. Bodrow, V. Magalashvili // Proceedings of e-Learning Conference, Istanbul, 2007.
9. Bodrow, W. The Levels of Flexibility in a purpose-driven knowledge visualization / W. Bodrow, V. Magalashvili // Proceedings of ITE 2007, Bangkok, 2007.
Bibliography
1. Zdenek, M. Development of the right hemisphere. Trans. with English. — Mn.: OOO «Popourri», 1997.
2. Novak, Joseph D. The Theory Underlying Concept Maps and How To Construct Them., Cornell University. http://cmap.coginst.uwf.edu/info.
3. Buzan, T. Supermyshlenie. http://rapidshare.com/ files/17062202 / Busan. parti, 2.rar.
4. Horst, M. Preparation of mental maps: method for generating and structuring ideas. - Omega-L., 2007.
5. Gelb, M.J. How to think like Leonardo da Vinci: Exercise Workbook. Trans. from English. by Y.E. Andreev. - Mn.: OOO Popurri, 2000.
6. Pushkaryeva, T.P. On the development of methodical system of mathematical education of students of Pedagogical Universities // The world of science, culture, education. - 2009. - № 6 (18).
7. Bodrow, W. IT-based purpose-driven knowledge visualization / W. Bodrow, V. Magalashvili // Proceedings of ICSOFT 2007, Barcelona, 2007.
8. Bodrow, W. Knowledge Visualization in IT-based Discovery Learning / W. Bodrow, V. Magalashvili // Proceedings of e-Learning Conference, Istanbul, 2007.
9. Bodrow, W. The Levels of Flexibility in a purpose-driven knowledge visualization / W. Bodrow, V. Magalashvili // Proceedings of ITE 2007. — Bangkok, 2007.
Статья поступила в редакцию 15.03.11
УДК 373; 377; 378
Rashchikulina E.N. CONDITIONS OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS TO REALIZATION OF A PRINCIPLE OF CONTINUITY IN DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES OF CHILDRE. The article justified the parameters of continuity in the cognitive development of children, disclosed terms of the relevant professional training of students. The leading idea of the realization of these conditions is to improve professionally and teaching thinking buduyuschih specialists. As an example, shows the programmed exercise for students.
Key words: is professional-pedagogical preparation of students, a continuity principle, cognitive abilities of children, developing formation.
Е.Н. Ращикулина, проф. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
В статье обоснованы параметры преемственности в развитии познавательных способностей детей, раскрыты условия соответствующей профессиональной подготовки студентов. Ведущей идеей реализации этих условий является совершенствование профессионально-педагогического мышления будущих специалистов. В качестве примера представлено программированное упражнение для студентов.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка студентов, принцип преемственности, познавательные способности детей, развивающее образование.
В настоящее время особенно важно создать условия для полноценного движения личности в образовательном пространстве. Основой создания таких условий является качественная подготовка будущих специалистов, преемственное развивающее, личностно-ориентированное образование. В связи с этим, все более значимым становится совершенствование профессионально-педагогического мышления специалистов. Среди особенностей данного способа отражения объективной реальности выделяют истинную диалектичность, гибкость, динамизм свойств и стилей, направленность на развивающее образование и самопознание.
Прежде чем представить основные идеи соответствующей подготовки студентов, рассмотрим природосообразные и культуросообразные параметры преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников:
Природосообразные параметры включают следующие содержательные компоненты:
1. Индивидуальные особенности, задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каж-
дому от рождения. К ним относятся врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность.
2. Возрастные особенности развития познавательных способностей. В данный возрастной период в результате внутренних, глубинных, интеграционных процессов в психике ребенка происходит интеллектуализация психических процессов, развитие теоретического мышления. Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста характерен «реализм воображения, умение видеть целое раньше части, эмоциональная насыщенность и выразительность как основа личностного знания, его надситуативно-преобразовательный характер, мысленно-практическое экспериментирование как способность к включению предмета в новые ситуационные контексты» [1, с. 64].
Следует подчеркнуть, что возрастные особенности развития познавательных способностей старших дошкольников и младших школьников связаны, прежде всего, с доминирова-
нием образности, эмоциональности, природной любознательности ребенка, иррационального способа познания.
3. Возрастные психические новообразования. Переход ребенка к школьному обучению связан с возрастным кризисом развития, с качественной перестройкой психики ребенка. К.Н. Поливанова подчеркивает, что основой психологического содержания возрастного кризиса является субъективация новообразования предшествующего стабильного периода в субъектную способность индивида [2]. Здесь целесообразно вспомнить работу Л.С. Выготского «Кризис семи лет», где обосновано появление «интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком», возникает «аффективное обобщение», «логика чувств», «осмысленная ориентировка в собственных переживаниях» [3, с. 379], в связи с этим, теряется импульсивность, ситуативность в поведении ребенка.
Итак, основными возрастными новообразованиями ребенка старшего дошкольного возраста в познавательной сфере являются: аффективное обобщение, произвольность и рефлексия, а производными от них - понимание и оперирование знаково-символическими средствами, элементы учебной деятельности;
Культуросообразные параметры преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников включают следующие содержательные компоненты:
1.Цель развития познавательных способностей: подготовить ребенка к овладению системой научных понятий в школе, учитывая относительно устойчивую асимметричную гармонию познавательных способностей с доминированием образности, эмоциональности, иррациональных компонентов сознания ребенка.
2. Средства развития познавательных способностей: сочетание различных видов деятельности, с опорой на ведущий вид деятельности и творчество ребенка. Особое значение имеет исследовательская, экспериментальная деятельность, Здесь ребенок самостоятельно сравнивает, анализирует, обобщает имеющиеся условия, происходящие изменения, подходит к пониманию существенных свойств предметов (явлений), выявляет причинно-следственные связи и отношения. Важнейшей особенностью эксперимента является возможность управлять ходом изучения явления.
Следует также подчеркнуть особую роль игры как средства реализации преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников (в частности, дидактических и развивающих игр). В большей степени это касается начальной школы, где зачастую преобладают вербальные средства обучения, здесь следует помнить, что существует переходный тип деятельности - учебно-игровая и от ее полноценного развития будет зависеть качество познавательной деятельности в дальнейшем.
3.Методы реализации преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников.
Раскрытие данного параметра связано с учетом эмоционального отношения ребенка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Ведущую роль здесь играют методы развивающего образования, повышающие познавательную активность детей, степень самостоятельности, определяющие субъектную позицию ребенка в деятельности. Методы реализации преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников должны учитывать единство образа, слова, действия в деятельности ребенка, с использованием знаковосимволических средств, как связующего звена образного и вербального компонентов мышления. В этом должны быть задействованы различные виды деятельности с опорой на ведущую деятельность и творчество ребенка.
Природосообразные и культуросообразные параметры реализации принципа преемственности взаимодополняют друг друга в ассиметричной гармонии при условии доминирования какой-либо из двух сторон.
Разработанная нами технология подготовки студентов направлена, прежде всего, на совершенствование профессионально-педагогического мышления студентов в аспекте развития познавательных способностей дошкольников и младших школьников. В ее содержательном плане необходимо выделить ценностно-мотивационный, теоретический и профессионально-практический компоненты соответствующей подготовки. Ценностно-мотивационный компонент сориентирован на самопознание, самосовершенствование, субъективно-личностный настрой, эмоциональное отношение к деятельности. Теоретический компонент нацелен на осмысление принципа преемственности, основных направлений реализации концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), возрастных особенностей дошкольников и младших школьников, этапов диалектического познания, специфики понятийно-образного мышления дошкольников и младших школьников, методов развития познавательных способностей дошкольников и младших школьников, категории «профессионально-педагогическое мышление». Профессионально-практический компонент направлен на развитие профессиональных умений развивать научные понятия у детей 6 - 8 лет, на основе: доминирования образной, эмоциональной составляющей процесса познания, субъектной позиции ребенка в познавательной деятельности, реализации проблемнопоискового метода образования, коллективного диалога, моделирования работы по развитию познавательных способностей с использованием различных видов деятельности, а также умения организовать процесс познания собственного педагогического мышления.
В нашем исследовании были обоснованы, апробированы и внедрены следующие педагогические условия: совершенствование профессионально-педагогического мышления студентов, направленного на реализацию принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей, дополнительности познания и самопознания; проектирование в содержании образования студентов принципов преемственности и дополнительности; реализация специальной психолого-педагогической подготовки студентов через соответствующий учебнометодический комплекс; максимальное использование активных методов обучения в различных сферах деятельности студентов с активизацией творческих и рефлексивных способностей. Последние два условия представим более подробно.
Основной целью разработанного нами учебнометодического комплекса являлось совершенствование профессионально-педагогического мышления студентов на основе изучения психолого-педагогических и управленческих основ реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В связи с данной целью, были разработаны следующие содержательные блоки:
1.Готовность ребенка к школе как целостное, многоаспектное явление.
2.Преемственность в развитии познавательных способностей детей.
3.Управленческий аспект обеспечения преемственности в развитии познавательных способностей детей.
4.Совершенствование методологической культуры студентов.
В соответствии с концептуальной моделью нашего исследования, нами были спроектированы этапы формирования готовности студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей:
I этап - подготовительный: формирование первоначальных знаний о сущности процесса преемственности, готовности ребенка к школьному обучению. Данному этапу соответствует курс: «Пропедевтические основы подготовки ребенка к школьному обучению», методологические консультации по совершенствованию исследовательских умений студентов.
II этап - основной: формирование интегративных понятий о процессе реализации преемственности в развитии познавательных способностей детей. Спецкурсы: «Развитие по-
нятийно-образного мышления детей», «Преемственность в развитии познавательных способностей детей». Методологические консультации по совершенствованию исследовательских умений студентов.
III этап - заключительный: выявление связей и отношение с различными аспектами образовательной деятельности, конкретизация сущности управленческих основ в контексте нашего исследования. Спецкурс «Организация взаимодействия дошкольного учреждения и начальной школы». Методологические консультации по совершенствованию исследовательских умений студентов.
Инвариантной, содержательной частью учебнометодического комплекса являются основные научные понятия: непрерывное образование, преемственность, готовность ребенка к школьному обучению и т.д.
Вариативной частью выступают методы и формы его реализации, главное, чтобы они были направлены на развивающее образование и самосовершенствование.
Анализируя наиболее оптимальные формы реализации учебно-методического комплекса, следует подчеркнуть и семинары-дискуссии. Главной особенностью учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины. Здесь важна возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении вариантов решения проблемы, устремленность каждого участника дискуссии к поиску интегративного знания, методологически и личностно значимого для профессиональной деятельности. Следует отметить необходимость логично излагать свои мысли, тактично опровергать ошибочную позицию, аргументировано доказывать собственную точку зрения. В контексте реализации учебно-методического комплекса целесообразны семинары-дискуссии по темам: «Преемственность в образовании: миф или реальность?», «Готовность к школе: форсированное обучение или амплификация развития?», «Развивая мышление, воспитываем ли мы ребенка?» и др. В ходе реализации данной формы обучения необходима предварительная работа инициативной группы студентов. Данная группа выдвигает цели и задачи дискуссии, определяет вид предстоящей дискуссии, разрабатывает содержание и последовательность ключевых вопросов для решения обозначенной проблемы, а также критерии обсуждения результатов состоявшейся дискуссии. В постановке вопросов внимание студентов направляется на учет метода дополнительности в философии образования, свойств понятия: обобщенность, необратимость, свернутость, системность, этапность, рефлексивность, на использование приема «контробразов», в основе которого отрицательные суждения, ярко выраженный контраст, позволяющий сократить путь движения к истине. Кроме того, успешность реализации данной формы обучения зависит не только от действий инициативной группы, но и от степени подготовленности всего студенческого коллектива, умения педагога задействовать в подготовке семинара-дискуссии каждого студента. Кроме обозначенных нами форм организации семинарских занятий, в процессе реализации разработанного нами учебно-методического комплекса использовались семинары-викторины, семинары-исследования, лекции-пресс-конференции и т.д.
Особой значимостью, на наш взгляд, в плане рекомендаций для преподавателей по реализации учебно-методического комплекса по формированию готовности студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей является разработка программированных упражнений для студентов и обучение студентов алгоритму составления подобных упражнений для дошкольников и младших школьников. В качестве примера приведем одно из них:
Программированное упражнение «Готовность педагога к реализации преемственности в развитии познавательных способностей детей»
1. Что обеспечивает преемственность в процессе развития?
а) связь различных этапов или ступеней развития
б) относительный повтор событий или явлений
в) развитие того, что было достигнуто на предыдущих ступенях, новое не просто ликвидирует старое, а содержит в себе ее рациональную, прогрессивную часть.
2. В чем цели преемственности дошкольного и начального школьного образования?
а) гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию;
б) экономный расход времени всех участников взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и начальной школы;
в) создание эффективного методического обеспечения для образования детей.
3. Каковы источники и движущие силы развития познавательных способностей?
а) любознательность, когнитивно-эмоциональные потребности - как наследственные, биологические факторы;
б) проблемные ситуации, во внешней предметной деятельности, в социуме;
в) потребности и противоречия, имеющие эмоциональный отклик и выражающие внутренние, понятийнорефлексивные процессы и интерес.
4. Познание всегда направлено на постижение сущности. Что может быть главным критерием развития познавательных способностей?
а) владение ключом понятий и определенным уровнем рефлексии;
б) высокий уровень природных способностей;
в) наличие ориентировочной основы действий.
5. По каким параметрам, на Ваш взгляд, необходимо реализовать преемственность в развитии познавательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста?
а) соответствие в методах, средствах, формах педагогической деятельности по развитию познавательных способностей детей;
б) дополнительность и соответствие возрастных и индивидуальных особенностей развития познавательных способностей детей, а также согласованность образовательных целей, средств, методов и форм педагогической деятельности;
в) согласованность содержания образовательных программ.
6. Что такое готовность педагога к реализации преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников?
а) это система субъективных оценок и суждений на решение проблемы преемственности в развитии познавательных способностей детей.
б) это эмоциональная установка педагога на реализацию соответствия в дошкольном и начальном школьном образовании ребенка;
в) это результат целенаправленного развития соответствующих знаний, профессиональных умений, на основе ценностно-мотивационного отношения к деятельности.
7. Чем определяется система ведущих мотивов и убеждений личности педагога эффективно реализующего преемственность в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников?
а) ценностями личностно-ориентированного, развивающего образования и самосовершенствования;
б) деятельным участием в реформировании современного дошкольного и начального школьного образования;
в) необходимостью собственного профессионального роста.
8. Какие знания необходимы педагогу для реализации преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников?
а) система педагогических знаний о развитии познавательных способностей детей;
б) преимущественно психологические знания о специфике возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников и младших школьников,
в) методологические и психолого-педагогические знания о развитии познавательных способностей, с опорой на особенности детского мышления.
9. Распределите представленные ниже профессиональные умения педагога в аспекте реализации преемственности в развитии познавательных способностей детей по следующим группам умений:
I. Гностические; II. Конструктивные; III. Организаторские;
IV. Коммуникативные;¥. Проектировочные.
а) умения сочетать различные формы и виды деятельности детей, задействовать все блоки педагогического процесса, привлечь к данной работе всех участников процесса преемственности;
б) умения строить отношения с детьми, родителями, коллегами, умение активизировать ребенка в качестве субъекта деятельности, поддерживать коллективный диалог;
в) умения выбрать методику диагностики познавательных способностей детей, сочетать познание и самопознание, учитывать специфику познавательной сферы детей данного возраста в процессе развития научных понятий, рефлексивные умения, направленные на осознание особенностей собственного профессионально-педагогического мышления;
г) умения отбирать оптимальное содержание учебного материала в соответствии с диалектическими этапами раз-
Библиографический список
вития понятия, осуществлять подбор необходимых методов и средств, разрабатывать систему работы по развитию познавательных способностей детей;
д) умения целеполагания, планирования и прогнозирования педагогической деятельности по реализации преемственности в развитии познавательных способностей детей.
12. Проявляете ли Вы настойчивость в реализации собственного развивающего образования? а) да; б) нет; в) иногда.
Вопросы данного упражнения разворачиваются согласно этапам диалектического познания: основание - ядро - следствие - общие критические истолкования. В связи с этим, логическая последовательность ответов предполагает развитие и систематизацию соответствующих знаний. В ходе выполнения данного упражнения развиваются все группы научноисследовательских умений через самопознание с подключением интуитивных сторон мышления, развитием интереса к самостоятельному поиску ответов.
В итоге, необходимо подчеркнуть, что совершенствование профессионально-педагогического мышления студентов в процессе подготовки к развитию познавательных способностей детей предполагает не только оптимальное содержание учебного материала, но и учет общей логической структуры его развертывания. Осознание глубинных противоречий изучаемого явления, активизация рефлексивного самоуправления, преломление материала к собственному научному исследованию, - позволяют студентам, в процессе соответствующей подготовки, осмыслить внутренний психологопедагогический механизм развития познавательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
1. Кудрявцев, В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова // Вопросы психологии. - 1998. — № 5.
2. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М., 1984. - Т. 4.
Bibliography
1. Kudryavtsev, VT Continuity of developmental stages of education: design of // V.V. Davydov Psychology Issues. — 1998. — № 5.
2. Polivanova, KN Psychology age crises. — Moscow: Publishing House Academia, 2000.
3. Vygotsky, LS Collected Works: in 6 v. — M., 1984. - Vol. 4.
Статья поступила в редакцию 15.03.11
УДК.37.04
Sultanbaeva K.I. THE ETHNOPEDAGOGICAL ASPECT OF N.F. KATANOV'S SCIENTIFIC INHERITANCE.
The article presents an ethnopedagogical aspect of N.F. Katanov's scientific inheritance as a source of the development of the national culture and education of today. The educational potential of the Turkic folklore works which were written by Katanov in the remote past are revealed.
Key words: ethno pedagogic, ethno pedagogical aspect, N.F. Katanov's scientific inheritance, the value of folklore, the national education and national culture.
К.И. Султанбаева, доц. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Н.Ф. КАТАНОВА
В статье показан этнопедагогический аспект научно-творческого наследия выдающегося российского ученого-востоковеда Н.Ф. Катанова как источника развития современной национальной культуры и образования. Раскрыт воспитательнообразовательный потенциал фольклорных произведений тюркских народов, записанных в свое время Н.Ф. Катановым.
Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогический аспект, научно-творческое наследие Н.Ф. Катанова, ценность фольклора, национальное образование и культура.
В современных условиях возрождения этнокультурного дициях и обычаях, семье и повседневном общении членов
наследия народов многонациональной России возрастает роль семьи, коллективных способах организации жизни народа,
этнопедагогики как научной отрасли об опыте народного вос- получили широкое распространение среди современной педа-
питания, об истории и теории становления педагогической гогической общественности, поддержку организаторов и ра-
мысли народов. Идеи основателя современной российской ботников системы образования. Именно в этнопедагогике
этнопедагогики Г.Н. Волкова о непреходящей ценности этни- содержатся ответы на многие вопросы воспитания и полно-
ческих культур, сохраняющихся и воссоздающихся в произ- ценного развития детей, в ней сосредоточена народная муд-
ведениях устного народного творчества, национальных тра- рость воспитания.