Научная статья на тему 'Применение карт знаний для систематизации математической информации'

Применение карт знаний для систематизации математической информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2367
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТЫ ЗНАНИЙ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ / ФУНКЦИИ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЙ МОЗГА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ / MIND MAPS / MATHEMATICAL ABSTRACTION / FUNCTIONS OF THE RIGHT AND LEFT HEMISPHERES OF A BRAIN / VISUALIZATION OF THE MATHEMATICAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарева Т. П.

Работа посвящена применению карт знаний для повышения качества математического образования студентов педагогических вузов факультета естествознания. Показано, что предложенная методика использования ментальных карт позволяет повысить качество обучения как химии так и математике; обеспечить непрерывность математического образования; повысить уровень заинтересованности в изучении математики; увеличить объем запоминаемой информации; обеспечить систематизацию полученных математических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KNOWLEDGE CARDS APPLICATION FOR SYSTEMATIZATION OF MATHEMATICAL INFORMATION

This paper is devoted to application of mind maps for improvement of quality of mathematical education of students of pedagogical high schools of faculty of natural sciences. It is shown that the offered technique of use of mental cards allows to raise quality of training as chemistry and the mathematician; to provide a continuity of mathematical education; to raise level of interest in mathematics studying; to increase volume of the remembered information; to provide ordering of the received mathematical knowledge.

Текст научной работы на тему «Применение карт знаний для систематизации математической информации»

УДК 378

Pushkaryeva T.P. THE KNOWLEDGE CARDS APPLICATION FOR SYSTEMATIZATION OF MATHEMATICAL INFORMATION. This paper is devoted to application of mind maps for improvement of quality of mathematical education of students of pedagogical high schools of faculty of natural sciences. It is shown that the offered technique of use of mental cards allows to raise quality of training as chemistry and the mathematician; to provide a continuity of mathematical education; to raise level of interest in mathematics studying; to increase volume of the remembered information; to provide ordering of the received mathematical knowledge.

Key words: mind maps, mathematical abstraction, functions of the right and left hemispheres of a brain, visualization of the mathematical information.

Т.П. Пушкарева, ПИ СФУ, г. Красноярск, E-mail: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ КАРТ ЗНАНИЙ ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Работа посвящена применению карт знаний для повышения качества математического образования студентов педагогических вузов факультета естествознания. Показано, что предложенная методика использования ментальных карт позволяет повысить качество обучения как химии так и математике; обеспечить непрерывность математического образования; повысить уровень заинтересованности в изучении математики; увеличить объем запоминаемой информации; обеспечить систематизацию полученных математических знаний.

Ключевые слова: карты знаний, математическая абстракция, функции правого и левого полушарий мозга, визуализация математической информации.

Математика является одной из самых сложных с точки зрения усвоения дисциплин, особенно для учащихся нематематических профилей. Но всем ученикам, не зависимо от выбранного профиля и их склада ума (математического, гуманитарного, художественного и т.п.), необходимо сдавать экзамен по математике. Школьники девятых классов сдают итоговый экзамен, одиннадцатого - единый экзамен, студенты сдают зачет или экзамен по математике. Нередки случаи, когда учащиеся применяют математические методы для решения задач, получают правильные ответы, но объяснить решение или обосновать выбранный метод решения не могут.

Проведенные исследования и анализ литературы выявили немало проблем, которые не позволяют надлежащим образом изучать, а затем эффективно применять математические методы в решении профильных задач. Особенно остро эти проблемы стоят для учащихся гуманитарных направленностей и факультета естествознания. В данной работе внимание акцентировано на самых существенных, с нашей точки зрения, из них, а именно:

• сокращение количества часов, выделяемых на изучение дисциплины математика;

• сложность восприятия математической абстракции;

• невозможность запомнить большие объемы информации и быстро восстановить способы решений;

• непонимание связи математики с профильными дисциплинами и как следствие отсутствие интереса к математике;

• бессистемность полученных знаний и навыков.

Указанные проблемы оказываются серьезным препятствием не только при изучении самой математики, но и при изучении всех дисциплин, связанных с ней, в частности естественнонаучного цикла.

Для устранения этих трудностей необходимо сделать обучение математике осмысленным. То есть показать целостную картину, которая может быть выстроена посредством изучения предмета, а затем уже строить систему образовательных задач и организовать изучение дисциплины таким образом, чтобы учащиеся могли легко отобразить ее содержание.

Одним из относительно простых, но, как показал проведенный эксперимент, достаточно действенных методов решения обозначенных вопросов, является построение ментальных карт (Mind Map).

Среди множества переводов на русский язык английского термина «MindMap» - «карта памяти», «карта разума», «интеллект-карта», «карта ума», «ментальная карта» - нет такого, который отражал бы в полной мере суть оригинального понятия.

В данной работе используется один из переводов английского термина - карта знаний.

По сути, карта знаний - это удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме, позволяющей человеку справляться с информационным потоком. Внешне это напоминает нейроны головного мозга во взаимосвязи. Получается идеальное соответствие визуального восприятия с основой, заложенной в построении этой информации.

Преимущество таких карт в том, что на одном листе можно видеть сразу целостную картину с взаимосвязями, структурой и логикой. В процессе рисования ментальных карт развивается не только логическое, но и творческое мышление, а также тренируется память и воображение. Методика построения карт знаний основана на работе двух полушарий мозга, в отличие от линейной записи. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция - функция мышления, локализованная именно в этом полушарии.

В одной из своих книг М. Зденек писал: «У девяноста пяти процентов людей обработкой вербальной информации занимается левое полушарие. Оно "знает", как действовать логично и всё анализировать, но оно никоим образом не связано с работой интуиции и воображения. И интуиция, и воображение - это сферы, на которых специализируется правое полушарие.

В нашем обществе логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие, весьма ценят, а на интуицию и образное мышление, курируемые правым полушарием, не обращают особого внимания. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется - взрослые разучились мечтать и фантазировать. Однако с помощью специальных упражнений можно развить скрытые возможности правого полушария, в частности воображение» [1].

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи и психологи считали это полушарие доминирующим. Однако в действительности оно доминирует только при выполнении таких функций, как:

• Обработка вербальной информации. Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Это полушарие контролирует речь, способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

• Аналитическое мышление. Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты.

• Буквальное понимание слов. Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

• Последовательностное мышление. Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

• Математические способности. Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический и аналитический подходы, которые необходимы для решения математических проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

К основным функциям правого полушария относятся следующие функции:

• Обработка невербальной информации. Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

• Параллельная обработка информации. В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четкой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и, благодаря ему, мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

• Пространственная ориентация. Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

• Музыкальность. Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

• Метафоры. Благодаря правому полушарию мы способны понимать не только буквальный, но и переносный смысл того, что слышим или читаем. Например, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то именно правое полушарие поймет, что хотел сказать человек.

• Воображение. Правое полушарие дает возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории.

• Художественные способности. Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Однако в современном обществе больше ценится логическое мышление, поэтому люди с доминированием левого полушария добиваются большего успеха. Ребенок с доминирующим левым полушарием успешно выполняет арифметические действия, учит уроки, получает в школе отличные оценки. А ребенок с доминирующим правым полушарием, которому больше нравится мечтать, глядя на облака, или сочинять разные истории вместо того, чтобы учить уроки, считается плохим учеником, потому что его стремления не поощряются ни в школе, ни дома.

Дети с раннего детства замечают, что следование общепринятым нормам поощряется больше, чем творчество.

Очевидно, что наиболее эффективная творческая работа становится возможной только тогда, когда работают и правое, и левое полушария, то есть, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Однако ни в каком случае нельзя забывать, что, хотя при выполнении практически любой работы правое и левое полушария действуют вместе, они обрабатывают информацию по-разному, и степень активизации полушарий зависит от специфики выполняемой задачи.

Как известно, мышцы атрофируются, если им в течение длительного времени не давать нагрузки. Точно так же ослабевают и способности правого полушария, если их не развивать постоянно. Построение карт знаний позволяет задействовать не только левое, но и правое полушарие мозга, и в этом одно из основных их достоинств.

Появление карт связывается с работами Джозефа Новака (Joseph D. Novak) из Корнелльского университета, который назвал их "concept mapping" [2]. Он, исходя из теории Дэвида Озубэла (David Ausubel), в 60-х годах предложил новую методику. Суть ее заключалась в том, что для лучшего понимания любой проблемы ее следует представить в графическом виде. Он предложил использовать ментальные карты - специальные блок-схемы, на которых все вопросы рассматриваемой про-

блемы изображались в виде логически связанных цепочек. В этом случае можно охватить сразу всю проблему и использовать не только логическое мышление для ее решения, но и интуицию. По утверждению автора, при таком изображении проблемы работает не только левое полушарие (оно «отличается умом и сообразительностью»), но и правое, отвечающее за интуицию.

В 1970-е годы британец Тони Бьюзен [3] предложил свою методику построения ментальных карт. Его методика построения представляет собой один из способов упорядочения знаний. В основе подхода Тони Бьюзена лежит наука мнемоника - техника запоминания. Он назвал свой метод «Mind Maps» и использовал для создания ряда компьютерных программ. Время опубликования этой теории (весна 1974 года) принято считать датой появления этой теории.

Параллельно и в России была разработана подобная теория (Г.П. Мельников и П.Г. Кузнецов) и в дальнейшем усовершенствована Г.П. Щедриковским до ее практического применения в организационно - деятельностных играх.

Цели создания карт могут быть самыми различными: сбор информации, принятие решения, запоминание сложного материала, передача знаний учащимся, структурирование учебной информации и т.п.

Известно, что в процессе обучения мозг лучше всего усваивает информацию:

• полученную в начале учебного процесса («эффект первичного восприятия») либо в его конце («эффект недавнего восприятия»);

• обладающую прямыми ассоциативными связями с ранее обретенными знаниями;

• уникальную по содержанию или форме;

• вызывающую обостренное восприятие одного из пяти органов чувств;

• несущую особый интерес для обучаемого.

Процесс обработки поступающей информации состоит из пяти этапов: восприятие, сохранение, обработка, вывод и применение. Очевидно, что процесс этот нелинейный.

Однако способы изложения материала, как правило, имеют линейную форму.

Наиболее распространенная форма - устное повествование (объяснение нового материала на школьном уроке или чтение лекции в вузе). При письменном изложении учащимся приходится анализировать каждое слово в контексте предшествующей и последующей информации; осуществлять отбор, формулировку и организацию материала, основываясь на собственном восприятии и опыте; давать интерпретацию новым понятиям.

Безусловно, использование блок-схем в лекциях и мультимедийных презентаций значительно облегчает представление нового материала, но форма записи остается все та же -конспектирование - линейный по времени процесс.

Таким образом совершенно очевидно, что ни один из традиционных общепринятых подходов к фиксированию информации не соответствует процессам, реально протекающем в нашем мозгу. Ведь при любом конспектировании теряются ключевые слова, усложняется запоминание, тратится время на фиксирование совершенно несущественных фактов, не обеспечивается стимулирование творческого потенциала учащихся.

Карты знаний в наибольшей степени приближают форму записи учебного материала к естественной работе мозга по восприятию и передаче информации. Зафиксированная на бумаге информация позволяет с первого взгляда видеть картину целиком и устанавливать мысленные связи, помогающие воспринимать и запоминать материал. Карты знаний позволяют объединять зрительные и чувственные ассоциации в виде взаимосвязанных идей.

Особенности этого подхода: визуализация ритма, структуры и образности излагаемой информации (восклицательный и другие знаки, стрелочки и смайлики на полях страницы), активное применение цвета, графическое представление информации, использование многомерных объектов, нелинейное размещение объектов на пространстве листа бумаги.

К основным достоинствам методики построения карт знаний можно отнести:

• экономия времени от 50 до 95% при построении карты вместо традиционного конспектирования;

• экономия времени на чтение и поиск ключевых слов в объемном конспекте - более 90%;

• концентрация внимания не на случайной информации, а на существенных вопросах;

• визуально четкие ассоциации ключевых слов друг с другом;

• качественное улучшение запоминания за счет разноцветного и трехмерного представления информации, что соответствует естественным формам функционирования мозга.

Ментальные карты можно использовать во многих видах человеческой деятельности, на пример:

• в обучении: для запоминания, ведения записей и лекций, написания сочинений, курсовых и дипломов, при выступлениях, для размышлений и концентрации, на экзаменах.

• в профессиональной деятельности: для планирования, ведения переговоров, написания сообщений, при обучении, интервьюировании, аттестации и при мозговых штурмах.

Для построения карты знаний необходимо руководствоваться следующими принципами [4]:

1. Карта представляет собой графический объект, т.е. она рисуется, а не пишется.

2. Главная тема (или идея) помещается в центре листа. Ее заключают в ромб, круг или другую фигуру, которая привлекает внимание.

3. От центра расходятся ответвления, соответствующие ключевым моментам или разделам. Каждое ответвление имеет свой цвет.

4. На ветках записываются только ключевые слова или фраза, несущие основную смысловую нагрузку. Оставляется свободное место для добавления деталей в процессе дальнейшей работы.

5. К основным веткам добавляются символы и картинки для облегчения запоминания или для выделения важности данной информации. Например, символ «!» может означать важность, а «...» - незавершенность.

6. Каждое слово или рисунок может сам стать центром.

7. Ветви формируют связанную узловую систему.

Существуют определенные правила, которым необходимо придерживаться при рисовании карты на бумаге:

• Бумагу лучше брать белую, нелинованную, желательно формата А4, лист расположить горизонтально.

• Слова располагать на веточках сверху, не сбоку, не под веткой. Это делает карту более наглядной. На одной ветке только одно, максимум два слова, не нужно писать целое предложение. Наше мышление ассоциативно - одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации.

• Структура карты должна быть радиальная: основная тема в центре, остальные слова записываются на ветках, отходящих от центра к периферии.

• Использовать как можно больше картинок. Разные ветки выделять разными цветами: так будут лучше видны основные информационные блоки, а картинки позволят намного быстрее запомнить информацию.

• Писать печатными буквами - так легче читать. Некоторые слова можно писать крупнее, чтобы придать им весомости.

• Длина ветки должна равняться длине слова - так карта будет более наглядной, и пространство бумаги используется более эффективно.

Качество и эффективность карт знаний можно улучшать с помощью цвета, рисунков, символов и аббревиатур, а также посредством придания карте трехмерной глубины, что позволяет повысить занимательность, привлекательность, оригинальность и эффективность карты.

Одно из немаловажных требований при составлении карты знаний заключается в умении во время остановиться. Теоретически карту знаний никогда нельзя завершить полностью.

Карта считается завершенной тогда, когда в нее внесли достаточно информации для достижения поставленной цели.

Учитывая уровень оснащенности школ и вузов компьютерной техникой, особое внимание хотелось бы уделить именно компьютерному построению карт знаний.

Большинство компьютерных программ, созданных для построения карт, ограничиваются функциями рисования графических объектов. Однако если нанести логические схемы на изображение-подложку, то может открыться еще одна способность правого полушария мозга - а именно, способность к целостному восприятию. Сравнивая два полушария, психологи отмечают: левое полушарие видит множество деревьев, а вот лес способно увидеть только правое.

Компьютерных программ для работы с картами знаний в настоящее время известно достаточно много. Среди них:

• бесплатные: FreeMind, XMind, The Personal Brain, Free Mind Map - Freeware;

• платные: Mindjet MindManager, ConceptDraw

MindMap, iMindMap;

• on-line: MindMeister, Bubbl.us, Mindomo, Basic, Mind42.

Для реализации наших целей была выбрана одна из самых распространенных, бесплатных программ по построению ментальных карт - программа FreeMind.

Преимущества:

• интуитивно понятное управление;

• наличие основных функциональных возможностей для построения карт;

• возможность сохранять карту в различных форматах (jpeg, pdf, html и др.).

Особенности:

• необходимо перед инсталляцией программы установить Java;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• невозможно прикреплять документы и файлы к веткам;

• графические элементы достаточно низкого качества, однако можно прикреплять собственные.

FreeMind обладает широкими возможностями по форматированию текста и ключевых слов. В программе можно использовать множество предустановленных ассоциативных иконок для визуализации ключевых слов, реализованы функции скрытия ветвей, что позволяет оптимизировать рабочую область, а также возможность использования ссылок на другие карты памяти, веб-страницы и внешние файлы. Возможно использование стилей, доступен широкий спектр экспортирования созданных карт в различные форматы: .png, .jpeg, .pdf и .svg, в том числе и в .html.

Относительная простота интерфейса программы позволяет легко освоить ее студентам нематематических специальностей.

В Красноярском Государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева карты знаний используются:

• при обучении математике студентов факультета естествознания (отделение химия) на первом курсе в качестве средства визуализации математической информации;

• при изучении различных специальных химических дисциплин на последующих курсах в качестве средства визуализации математических знаний.

Построение карты включает два этапа.

На первом этапе строится карта знаний по математике. Каждое практическое занятие начинается с дополнения ментальной карты математических знаний, построенной на предыдущем занятии, новым материалом, прочитанном на прошедшей лекции. Это позволяет:

• воспроизвести учебный материал лекции;

• структурировать его;

• повторить практически всю предыдущую информацию;

• изменить или дополнить полученную информацию;

• зафиксировать взаимосвязи различных математических понятий.

На рис. 1 представлен фрагмент карты знаний по математике, полученной в процессе изучения дисциплины математика студентами первого курса факультета естествознания. Полная карта содержит все разделы математики, включенные в рабочую программу дисциплины для студентов педагогических вузов естественнонаучного факультета, согласно гос-

стандарта. В свернутом состоянии карта показывает взаимосвязь математических разделов друг с другом. При необходимости повторить какой-то материал достаточно развернуть соответствующий раздел на карте, не затрагивая при этом хорошо усвоенную и не требующую повторения информацию.

Рис. 1. Фрагмент карты знаний по математике, раздел интегральное исчислени.

Однако не будет большой пользы от построенной карты, если не связать математику с профильными дисциплинами, т.е. следует показать, где и как применяются математические методы при решении бытовых и профессиональных задач.

В связи с этим на втором этапе студенты первого, второго и третьего курсов, участвующие в работе лаборатории «Математические методы в химии» [6] создают карты, показывающие связи химических дисциплин с математикой (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент карты связей математики с неорганической химией

Третье направление использования карт знаний в нашем исследовании состоит в визуализации математической информации и математических знаний.

Технология визуализации учебной информации - это система, включающая в себя визуальные способы представления математической информации; визуально-технические средства передачи информации; набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе

обучения. Данная технология основывается на ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания. При обучении математике учащихся гуманитарных специальностей и факультета естествознания визуализация математических понятий и терминов особа актуальна. Ведь каждый символ в математике - это обобщение, абстракция. Профессиональный язык формул и знаков практически не отражает сущность передаваемой информации. Он недоступен студентам данной кате-

гории в силу психологических особенностей (характера ведущей репрезентативной системы, доминирующего способа переработки информации) их восприятия.

В процессе изучения математики происходит переход с низкого уровня математических абстракций к более высокому. Абстракции математики многоступенчаты, имеют разную степень обшцости.

Процесс абстрагирования в обычных науках заключается в мысленном отвлечении от несуществующих сторон изучаемого предмета. Однако в математике все оказывается более сложным. Чтобы понять, что соответствует математическому знанию в реальном мире, или, иначе говоря, каков тот специфический объект, который служит предметом исследования математики, надо понять, какую сторону действительности отображает математика, как совершается процесс абстрагирования в этой науке. В математической информации практически отсутствуют такие исходные понятия, которые отображали бы реально существующие свойства и стороны предмета, явления, процесса.

Невозможность представить, увидеть математические объекты в реальности порождает определенные трудности в усвоении курса математики. Профессиональный язык символов и формул часто непонятен учащимся, особенно не физико-математических профилей. Для решения этой проблемы необходимо использовать различные виды наглядности - от предметной, до абстрактной, условно-знаковой. Именно ви-

зуализация математического материала, с нашей точки зрения, поможет облегчить понимание математики и повысить качество знаний по данной дисциплине.

Визуализация математического материала ставит своей целью в визуально обозримом виде дать учащимся основные или необходимые сведения, в результате чего происходит свертывание информации в начальный образ.

Визуализация знаний - это набор графических элементов и связей между ними, используемый для передачи знаний от эксперта к человеку или группе людей, раскрывающий причины и цели этих связей в контексте передаваемого знания [79]. Основная цель визуализации знаний - улучшить передачу знаний, стимулировать когнитивные процессы. Визуализация знаний должна объяснять цели изображаемых связей между элементами.

По мере изучения химических дисциплин согласно учебному плану учащиеся дополняют построенные карты визуальными образами математических понятий (включая картинки и видеоролики), а так же описанием целей использования элементов карты и связей. Нами созданы мультимедийные ролики в программе Macromedia Flash, показывающие основные приемы вычислений в задачах химии с помощью элементарной математики. Эти ролики прикрепляются в карте знаний в виде гиперссылок (стрелки красного цвета на рис. 3) к разделам химии, требующим знания математических методов и умения проведения соответствующих вычислений (рис. 3).

Рис. 3. Использование Flash-анимаций в карте знаний

Как показали результаты проведенного эксперимента, предложенная технология визуализации математической информации и математических знаний позволяет:

• повысить качество обучения как химии так и математике;

• обеспечить непрерывность математического образования;

Библиографический список

• повысить уровень заинтересованности в изучении математики;

• увеличить объем запоминаемой информации;

• обеспечить систематизацию полученных математических знаний;

• стимулировать креативные процессы - логические выводы и ассоциации.

1. Зденек, М. Развитие правого полушария / пер. с англ. - Мн.: ООО Попурри, 1997.

2. Novak, Joseph D. The Theory Underlying Concept Maps and How To Construct Them., Cornell University. http://cmap.coginst.uwf.edu/info

3. Бьюзен, Т. Супермышление. http://rapidshare.com/ files/17062202/ Busan. part1,2.rar.

4. Хорст, М. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. - Омега-Л., 2007.

5. Гелб, М. Дж. Как мыслить подобно Леонардо да Винчи: упражнения, рабочая тетрадь / пер. с англ. Ю.Е. Андреева. - Мн.: ООО Попурри, 2000.

6. Пушкарева, Т.П. О развитии методической системы математической подготовки студентов педвузов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 6(18).

7. Bodrow, W. IT-based purpose-driven knowledge visualization / W. Bodrow, V. Magalashvili // Proceedings of ICSOFT 2007. — Barcelona, 2007.

8. Bodrow, W. Knowledge Visualization in IT-based Discovery Learning / W. Bodrow, V. Magalashvili // Proceedings of e-Learning Conference, Istanbul, 2007.

9. Bodrow, W. The Levels of Flexibility in a purpose-driven knowledge visualization / W. Bodrow, V. Magalashvili // Proceedings of ITE 2007, Bangkok, 2007.

Bibliography

1. Zdenek, M. Development of the right hemisphere. Trans. with English. — Mn.: OOO «Popourri», 1997.

2. Novak, Joseph D. The Theory Underlying Concept Maps and How To Construct Them., Cornell University. http://cmap.coginst.uwf.edu/info.

3. Buzan, T. Supermyshlenie. http://rapidshare.com/ files/17062202 / Busan. part1, 2.rar.

4. Horst, M. Preparation of mental maps: method for generating and structuring ideas. - Omega-L., 2007.

5. Gelb, M.J. How to think like Leonardo da Vinci: Exercise Workbook. Trans. from English. by Y.E. Andreev. - Mn.: OOO Popurri, 2000.

6. Pushkaryeva, T.P. On the development of methodical system of mathematical education of students of Pedagogical Universities // The world of science, culture, education. - 2009. - № 6 (18).

7. Bodrow, W. IT-based purpose-driven knowledge visualization / W. Bodrow, V. Magalashvili // Proceedings of ICSOFT 2007, Barcelona, 2007.

8. Bodrow, W. Knowledge Visualization in IT-based Discovery Learning / W. Bodrow, V. Magalashvili // Proceedings of e-Learning Conference, Istanbul, 2007.

9. Bodrow, W. The Levels of Flexibility in a purpose-driven knowledge visualization / W. Bodrow, V. Magalashvili // Proceedings of ITE 2007. — Bangkok, 2007.

Статья поступила в редакцию 15.03.11

УДК 373; 377; 378

Rashchikulina E.N. CONDITIONS OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS TO REALIZATION OF A PRINCIPLE OF CONTINUITY IN DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES OF CHILDRE. The article justified the parameters of continuity in the cognitive development of children, disclosed terms of the relevant professional training of students. The leading idea of the realization of these conditions is to improve professionally and teaching thinking buduyuschih specialists. As an example, shows the programmed exercise for students.

Key words: is professional-pedagogical preparation of students, a continuity principle, cognitive abilities of children, developing formation.

Е.Н. Ращикулина, проф. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]

УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

В статье обоснованы параметры преемственности в развитии познавательных способностей детей, раскрыты условия соответствующей профессиональной подготовки студентов. Ведущей идеей реализации этих условий является совершенствование профессионально-педагогического мышления будущих специалистов. В качестве примера представлено программированное упражнение для студентов.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка студентов, принцип преемственности, познавательные способности детей, развивающее образование.

В настоящее время особенно важно создать условия для полноценного движения личности в образовательном пространстве. Основой создания таких условий является качественная подготовка будущих специалистов, преемственное развивающее, личностно-ориентированное образование. В связи с этим, все более значимым становится совершенствование профессионально-педагогического мышления специалистов. Среди особенностей данного способа отражения объективной реальности выделяют истинную диалектичность, гибкость, динамизм свойств и стилей, направленность на развивающее образование и самопознание.

Прежде чем представить основные идеи соответствующей подготовки студентов, рассмотрим природосообразные и культуросообразные параметры преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников:

Природосообразные параметры включают следующие содержательные компоненты:

1. Индивидуальные особенности, задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каж-

дому от рождения. К ним относятся врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность.

2. Возрастные особенности развития познавательных способностей. В данный возрастной период в результате внутренних, глубинных, интеграционных процессов в психике ребенка происходит интеллектуализация психических процессов, развитие теоретического мышления. Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста характерен «реализм воображения, умение видеть целое раньше части, эмоциональная насыщенность и выразительность как основа личностного знания, его надситуативно-преобразовательный характер, мысленно-практическое экспериментирование как способность к включению предмета в новые ситуационные контексты» [1, с. 64].

Следует подчеркнуть, что возрастные особенности развития познавательных способностей старших дошкольников и младших школьников связаны, прежде всего, с доминирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.