Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров к осуществлению преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием'

Подготовка бакалавров к осуществлению преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВООБРАЖЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ЛИНИЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / BACHELORS OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL TRAINING / IMAGINATION AS ONE OF THE WAYS OF CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Татьяна Викторовна

В статье уделяется внимание проблеме профессиональной подготовки педагога по совмещенным профилям «Дошкольное образование» и «Начальное образование», осуществлению преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием. Перспективным направлением решения рассматриваемой проблемы автор считает разработку и апробацию специальных заданий для бакалавров будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF PRESCHOOL AND ELEMENTARY MATHS EDUCATION IN BACHELORS TRAINING

This paper focuses on the bachelors of Preschool Education and Primary Education training for implementing continuity of preschool and primary maths education. According to the author, it is considerable to make up and test special assignments for undergraduate students to solve the problem.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров к осуществлению преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беленкова И.В. Интерактивные технологии в образовательном процессе вузе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновационные направления разработки и использования информационных технологий в образовании». Нижний Тагил : Нижнетагильская социально-педагогическая академия, 2013. С 117-123.

2. Васильева Ю.А. Особенности использования интерактивного оборудования в обучении // Использование интерактивного оборудования в образовательном про-

цессе. Часть II. Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: Сборник методических разработок / сост. М.Н. Солоневичева. СПб. : РЦОКОиИТ, 2010. 88 с.

3. Барова Е.А., Кечина О.М., Кучма Л.В. Конструктивно-вычислительный практикум на факультете математики, физики и информатики // Самарский научный вестник. 2013. № 1. С. 12-14.

4. Брыксина О.Ф. Интерактивная доска на уроке: как оптимитизировать образовательный процесс. Самара : СГПУ - МОУ Гимназия № 1 г.о. Самара, 2008. 112 с.

INTERACTIVE WHITEBOARD IN TEACHING THEORY OF FUNCTIONS OF A COMPLEX

VARIABLE

©2014

E.I. Tomina, Candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of Department

of Mathematics and its Teaching Methodology

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article describes the ways an interactive whiteboard can be used in doing the sums on circular domains mapping by means of linear functions. The author presents a number of slides for two classes as examples. Keywords: interactive whiteboard; linear function of a complex variable; circular domains mapping.

УДК 378.096

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

©2014

Т.В. Федорова, старший преподаватель кафедры математики, естествознания и методики

их преподавания

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье уделяется внимание проблеме профессиональной подготовки педагога по совмещенным профилям «Дошкольное образование» и «Начальное образование», осуществлению преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием. Перспективным направлением решения рассматриваемой проблемы автор считает разработку и апробацию специальных заданий для бакалавров - будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов - бакалавров дошкольного и начального образования; воображение как одна из линий преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием.

В соответствии с требованиями ФГОС к высшему профессиональному образованию по подготовке бакалавров начального и дошкольного образования современные тенденции развития и изменения рынка труда образовательных услуг требуют от выпускников педагогического вуза инициативности, предприимчивости, способности к постоянному самосовершенствованию и инновациям [1].

На сегодняшний день наблюдается противоречие между объективно возрастающими требованиями к педагогу дошкольного и начального образования как субъекту проектирования индивидуально-личностного развития детей, обеспечения преемственных связей между дошкольной и начальной ступенями образования и недостаточным уровнем его подготовленности к этой деятельности.

Между тем, не вызывает сомнений, что будущий педагог - выпускник факультета начального образования - должен быть готов и способен осуществлять планирование, проектирование, диагностирование и мониторинг образовательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, выделять и реализовы-вать линии преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Одной из приоритетных и актуальных задач в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста (в рамках образовательной области «Познавательное развитие» согласно ФГОС дошкольного образования) и в обучении младших школьников (в предметной области «Математика и информатика» в соответствии с требованиями ФГОС к начальному

общему образованию), является, наряду с развитием логического и образного мышления, развитие важнейшего познавательного процесса - воображения и творческой активности детей, а также обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Стандарты направлены на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [2].

Принцип преемственности на современном этапе становится предметом особого психолого-педагогического анализа. В психолого-педагогической литературе имеются различные точки зрения на сущность преемственности в образовательном процессе. Многие авторы рассматривают преемственность как дидактический принцип обучения (Б.С. Гершунский, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер), другие - как общепедагогическую закономерность (Н.Н. Олейник, Д.Ш. Ситдикова и др.) или педагогическое условие (П.А. Михайлов, Э.С. Черкасова и др.). Исследования проводятся как по линии гармоничного развития дошкольников (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Л.И. Божович, Л.С. Славина и др.), так и по

линии формирования и развития специальной готовности ребенка к усвоению учебных предметов, входящих в учебный план начальных классов (Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман, Т.Д. Рихтерман и др.).

Однако, несмотря на большое количество исследований по проблемам преемственности, единой точки зрения по этому вопросу нет.

В Большом энциклопедическом словаре преемственность определяется как «связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые элементы» [3, с. 1050].

По мнению А.М. Леушиной, преемственность - это связь общего, физического и духовного развития на границах дошкольного и школьного возраста, внутренняя подготовка при переходе от одной ступени формирования личности к последующей. Реализация принципа преемственности в работе дошкольного учреждения и школы состоит в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить интеллектуальные и волевые способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой [4, с. 4].

С точки зрения В.В. Давыдова, преемственность должна связывать качественно различные стадии образовательного процесса: разные как по содержанию, так и по способам подачи их детям. С поступлением в школу, ребенок должен ощутить своеобразие и новизну понятий, увидеть отличие от дошкольного образования [5, с. 11].

И.Я. Каплунович, М.Э. Раненко, Т.М. Юденкова понимают преемственность как реализацию теоретически обоснованного метода обучения, позволяющего успешно добиваться поставленных образовательных целей в процессе умственного развития детей, рассматриваемого в неразрывном единстве, в движении по спирали. При этом само умственное развитие рассматривается авторами не как последовательная смена стадий, а как непрерывное движение переходящих друг в друга уровней [6, с. 29-30].

В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) отмечается, что непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребёнка [7].

В многочисленных исследованиях выделены следующие проблемы установления преемственных связей между дошкольной и начальной ступенями образования:

1) дублирование в дошкольной подготовке основного содержания и заданий программ для учащихся первых классов;

2) подготовка детей к школе в условиях домашнего воспитания осуществляется родителями. Обучение имеет стихийный характер. Дети формально усваивают разрозненные сведения и факты;

3) частичное упрощение школьной программы с учетом возрастных особенностей детей, то есть формируются «опережающие» знания и умения - материал предоставляется детям для ознакомления

Так, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие

знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. [7].

По мнению Л.С. Выготского, если содержание дошкольного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе [7].

Преемственность с точки зрения А.В. Белошистой - это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

Важнейшим итогом предматематической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего успешного усвоения математического содержания.

Особая важность предматематического периода состоит в том, что в это время должно пройти становление и развитие основных логических приемов умственной деятельности, которые в сочетании с необходимым уровнем развития мелкой моторики, с развитием познавательных функций (в том числе и воображения), обеспечат ребенку оптимальный стартовый уровень для дальнейшего изучения математики [8, с. 13-14].

Возможность создавать новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций - мышления и воображения.

Воображение является одним из компонентов познавательной деятельности. Оно направлено на познание существенного: помогает за внешним усматривать внутреннее, за известным - неизвестное, за частью - целое, за настоящим - прошлое и будущее, за субъективным - объективное. Функции воображения в научном познании связаны с отражением сущности объекта, его объективных закономерных связей, отношений.

Воображение - деятельность продуктивно-творческая, конструктивная по своей сути. В результате этой деятельности возникают образования, обладающие признаком новизны по отношению к исходному материалу. В качестве фундаментальной характеристики многие ученые и педагоги-методисты (Л.С. Выготский, А.Я. Пономарев, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.) выделяют его творческий характер. Они считают, что развитое воображение является не только основой познавательной деятельности, делает ребенка более активным, отзывчивым в общении, направляет формирование творческих качеств личности, но и способствует развитию интеллекта ребенка.

Этот познавательный процесс входит в состав образного мышления и является важным компонентом творческой деятельности человека.

Воображение трансформирует, видоизменяет образы на основе уже созданных и зафиксированных представлений. В результате многократных преобразований образов, созданных на наглядной основе, появляются новые образы, отличные от исходных.

Характерной чертой мыслительного процесса старших дошкольников и младших школьников является преобладание образного мышления, включающего в себя целую систему перцептивных действий. Усвоение и понимание образной информации происходит с мень-

шими психофизиологическими затратами: без принуждения, без дополнительных волевых усилий, направленных на организацию внимания, запоминания, воспроизведения. Иными словами, возраст старших дошкольников и младших школьников является наиболее сензитивным для развития образного мышления и воображения.

Мы, вслед за А.В. Белошистой в решении вопроса о преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием, выделяем следующие линии преемственности: формирование поисковой активности, учебной самостоятельности, развитие креативности (творческих процессов), «мыслительной самодеятельности» (умения мыслить и действовать самостоятельно) [8, с. 53-54].

Гипотезу о том, что творческое развитие ребенка может обеспечивать психологическую готовность к школе лучше, чем что-либо иное, несколько лет назад выдвинули В.В. Давыдов и В.Т. Кудрявцев. По мнению В.Т. Кудрявцева, проблема преемственности может быть корректно поставлена и разрешена (на теоретическом и практическом уровнях) лишь внутри системы развивающего образования [5, с. 5-6]

Развитие воображения - главнейший залог формирования у ребенка полноценной психологической готовности к школе. Поэтому, развитие воображения - одна из линий преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием [9].

Необходимо развивать творческое воображение ребенка - ключевое психическое новообразование дошкольного детства. Но при этом его необходимо развивать не как частную, а как универсальную способность, формирование которой обеспечивает и направляет становление психики ребенка в целом.

Анализ результатов, проведенного под руководством В.Т. Кудрявцева исследования, позволил сделать следующие выводы. Рассмотрим их.

1. Чем лучше развито у дошкольника воображение, тем легче ему включаться в учебную ситуацию и осуществлять содержательное сотрудничество со взрослым. Следовательно, уровень развития воображения отражает степень психологической готовности ребенка к школе.

2. Несформированность отдельных компонентов творческого потенциала снижает степень психологической готовности ребенка к школьному обучению.

3. Низкий уровень развития воображения, даже при наличии у ребенка определенных «учебных» навыков, затрудняет включение его в учебную ситуацию и построение конструктивного общения ребенка со взрослым. Эти проявления свидетельствуют о низкой степени психологической готовности к школе [9].

Одной из главных особенностей установления преемственности между дошкольным и начальным образованием является то, что педагогам дошкольного и начального образования необходимо учитывать двусто-ронность данного процесса [10; 11; 12; 13; 14]. С одной стороны, видеть и признавать самоценность дошкольного возраста с опорой на ведущую игровую деятельность, с другой стороны, создавать условия для внедрения предпосылок учебной деятельности. Его задача состоит в том, чтобы развивать и формировать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса в процессе познания. Решение проблемы будет зависеть от того, верно ли педагог понимает готовность ребенка к школьному обучению.

В качестве одного из средств подготовки бакалавров по совмещенным профилям «Дошкольное образование» и «Начальное образование» к осуществлению преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием выступают специальные задания творческого характера.

Очевидно, указанные задания носят интегративный характер, являются методико-математическими, вклю-

чают будущих педагогов в творческую деятельность, отличаются педагогической целесообразностью и относительной самостоятельностью.

Приведем примеры специальных заданий творческого характера для студентов - бакалавров дошкольного и начального образования в рамках изучения дисциплины «Технология развития воображения детей в математическом образовании».

1. Разделите предложенные задания на группы (для старших дошкольников и учеников 1 класса). Определите общую учебную задачу, объединяющую все эти задания.

Из следующего набора фигур

ДДДДДооД [д

составьте: - ежика, рыбку, попугая, цветок

- Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов: чашка - книга; пол - потолок; шкаф - дом.

- Дополните рисунок так, чтобы получилось картинка

- Какая фигура получится, если:

- одну фигуру наложить на другую?

- одну фигуру наложить на другую и совместить «+» и «0»?

- одну фигуру наложить на другую, добавить одну линию и всю получившуюся фигуру повернуть вправо (влево)?

- Представьте, что круг разрезали на части.

Какие фигуры можно собрать из этих частей? Нарисуйте их.

2. Заполните таблицу. Используйте пособия для дошкольников и учебники математики по разным программам для учеников 1 класса.

Приемы творческого воображения Задания математического содержания, характеризующие прием

для старших дошкольников для младших школьников (учеников 1 класса)

3. Спроектируйте задания математического содержания для старших дошкольников и младших школьников (учеников 1 класса) по развитию их воображения. Ответ оформите в виде таблицы:

Задания математического содержания по развитию воображения (как одной из линий преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием)

для старших дошкольников для младших школьников (учеников 1 класса)

Таким образом, используя специальные задания в образовательном процессе вуза, мы будем способство-

вать подготовке бакалавров - будущих педагогов к осуществлению преемственности между дошкольной и начальной ступенями математического образования, и содействовать совершенствованию важных профессиональных качеств: педагогической эрудиции, целепо-лагания, интуиции, импровизации, наблюдательности, оптимизма, находчивости, предвидения и рефлексии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (Квалификация (степень) «Бакалавр»). Приказ от 17 января 2011 г. № 46 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.rU/uploadfiles/fgos/5/20111207164014.pdf

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

3. Большой энциклопедический словарь. М. : «Советская Энциклопедия», 1984. 1600 с.

4. Леушина А.М. О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе // «Личность, образование и общество в России в начале XXI века. СПб. : ЛОИРО. 2001. 45 с.

5. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 3-18.

6. Каплунович И.Я., Раненко М.Э., Юденкова Т.М. Преемственность в педагогических технологиях как метод умственного развития детей // Ментор. 2004. № 1. С. 29-35.

7. Концепция содержания непрерывного образова-

ния (дошкольное и начальное звено) [Электронный ресурс]. URL: http://www.obruch.ru/index.php?id=266

8. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : НПО МОДЭК, 2004. 352 с.

9. Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: преемственность дошкольной и начальной школьной ступеней [Электронный ресурс]. // Вестник № 11 Рига, Педагогический центр «Эксперимент», 2003. URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik_11.htm

10. Георгян А.Р. Педагогические ситуации в сфере взаимодействия «учитель-ученик» на основе субъект -субъектных отношений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 60-62.

11. Коростелева Е.Ю. Совершенствование профессиональной подготовки педагогов в условиях тех-нологизации образовательного процесса // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 25-27.

12. Банникова Т.М., Леонов Н.И. Математическая компетентность бакалавра математики как основа его профессиональной компетентности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 43-46.

13. Скворцова С.А. Методическая система обучения младших школьников решению сюжетных математических задач // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 177-181.

14. Тогобецкая Е.Ю. Формирование элементарных математических понятий младшего школьника // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 285-287.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONTINUITY OF PRESCHOOL AND ELEMENTARY MATHS EDUCATION IN BACHELORS

TRAINING

©2014

T.V. Fedorova, assistant professor of Department of Mathematics, Sciences and Their Teaching Methodology

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: This paper focuses on the bachelors of Preschool Education and Primary Education training for implementing continuity of preschool and primary maths education. According to the author, it is considerable to make up and test special assignments for undergraduate students to solve the problem.

Keywords: bachelors of preschool and primary school training; imagination as one of the ways of continuity of preschool and primary mathematical education implementation.

УДК 37.378.1

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ

ИССЛЕДОВАНИЯХ

© 2014

Н.П. Шамина, старший преподаватель кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики

начального образования

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Происходящие изменения в системе образования в рамках компетентностного подхода показывают необходимость создания психолого-педагогических условий для развития профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе их обучения в вузе. Проанализированы современные исследования по данной проблеме.

Ключевые слова: профессиональная компетентность; психолого-педагогические условия; компетентностный подход.

Проблему формирования профессиональной ком- - общесоциальная и личностная значимость форми-

петентности будущего педагога на основе компетент- руемых знаний, умений, навыков, качеств и способов

ностного подхода исследуют многие педагоги и пси- продуктивной деятельности;

хологи (Г.И. Баева, С.В. Вершловский, Е.А. Ганин, - четкое определение целей профессионально-лич-

Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.). ностного совершенствования, выраженных в поведен-

Основными чертами компетентностного подхода к ческих и оценочных терминах; подготовке специалистов, по мнению Э.Р. Саитбаевой, - выявление определенных компетенций, которые

являются:_также являются целями развития личности;_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.