Научная статья на тему 'Этнопедагогический аспект научного наследия Н. Ф. Катанова'

Этнопедагогический аспект научного наследия Н. Ф. Катанова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
N.F. KATANOV'S SCIENTIFIC INHERITANCE / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н.Ф. КАТАНОВА / ЦЕННОСТЬ ФОЛЬКЛОРА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА / ETHNO PEDAGOGIC / ETHNO PEDAGOGICAL ASPECT / THE VALUE OF FOLKLORE / THE NATIONAL EDUCATION AND NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанбаева К. И.

В статье показан этнопедагогический аспект научно-творческого наследия выдающегося российского ученого-востоковеда Н.Ф. Катанова как источника развития современной национальной культуры и образования. Раскрыт воспитательно-образовательный потенциал фольклорных произведений тюркских народов, записанных в свое время Н.Ф. Катановым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHNOPEDAGOGICAL ASPECT OF N.F. KATANOV'S SCIENTIFIC INHERITANCE

The article presents an ethnopedagogical aspect of N.F. Katanov's scientific inheritance as a source of the development of the national culture and education of today. The educational potential of the Turkic folklore works which were written by Katanov in the remote past are revealed.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогический аспект научного наследия Н. Ф. Катанова»

а) система педагогических знаний о развитии познавательных способностей детей;

б) преимущественно психологические знания о специфике возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников и младших школьников,

в) методологические и психолого-педагогические знания о развитии познавательных способностей, с опорой на особенности детского мышления.

9. Распределите представленные ниже профессиональные умения педагога в аспекте реализации преемственности в развитии познавательных способностей детей по следующим группам умений:

I. Гностические; II. Конструктивные; III. Организаторские;

IV. Коммуникативные ;¥. Проектировочные.

а) умения сочетать различные формы и виды деятельности детей, задействовать все блоки педагогического процесса, привлечь к данной работе всех участников процесса преемственности;

б) умения строить отношения с детьми, родителями, коллегами, умение активизировать ребенка в качестве субъекта деятельности, поддерживать коллективный диалог;

в) умения выбрать методику диагностики познавательных способностей детей, сочетать познание и самопознание, учитывать специфику познавательной сферы детей данного возраста в процессе развития научных понятий, рефлексивные умения, направленные на осознание особенностей собственного профессионально-педагогического мышления;

г) умения отбирать оптимальное содержание учебного материала в соответствии с диалектическими этапами раз-

Библиографический список

вития понятия, осуществлять подбор необходимых методов и средств, разрабатывать систему работы по развитию познавательных способностей детей;

д) умения целеполагания, планирования и прогнозирования педагогической деятельности по реализации преемственности в развитии познавательных способностей детей.

12. Проявляете ли Вы настойчивость в реализации собственного развивающего образования? а) да; б) нет; в) иногда.

Вопросы данного упражнения разворачиваются согласно этапам диалектического познания: основание - ядро - следствие - общие критические истолкования. В связи с этим, логическая последовательность ответов предполагает развитие и систематизацию соответствующих знаний. В ходе выполнения данного упражнения развиваются все группы научноисследовательских умений через самопознание с подключением интуитивных сторон мышления, развитием интереса к самостоятельному поиску ответов.

В итоге, необходимо подчеркнуть, что совершенствование профессионально-педагогического мышления студентов в процессе подготовки к развитию познавательных способностей детей предполагает не только оптимальное содержание учебного материала, но и учет общей логической структуры его развертывания. Осознание глубинных противоречий изучаемого явления, активизация рефлексивного самоуправления, преломление материала к собственному научному исследованию, - позволяют студентам, в процессе соответствующей подготовки, осмыслить внутренний психологопедагогический механизм развития познавательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

1. Кудрявцев, В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова // Вопросы психологии. - 1998. — № 5.

2. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М., 1984. - Т. 4.

Bibliography

1. Kudryavtsev, VT Continuity of developmental stages of education: design of // V.V. Davydov Psychology Issues. — 1998. — № 5.

2. Polivanova, KN Psychology age crises. — Moscow: Publishing House Academia, 2000.

3. Vygotsky, LS Collected Works: in 6 v. — M., 1984. - Vol. 4.

Статья поступила в редакцию 15.03.11

УДК.37.04

Sultanbaeva K.I. THE ETHNOPEDAGOGICAL ASPECT OF N.F. KATANOV'S SCIENTIFIC INHERITANCE.

The article presents an ethnopedagogical aspect of N.F. Katanov's scientific inheritance as a source of the development of the national culture and education of today. The educational potential of the Turkic folklore works which were written by Katanov in the remote past are revealed.

Key words: ethno pedagogic, ethno pedagogical aspect, N.F. Katanov's scientific inheritance, the value of folklore, the national education and national culture.

К.И. Султанбаева, доц. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: ski57@ya.ru

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Н.Ф. КАТАНОВА

В статье показан этнопедагогический аспект научно-творческого наследия выдающегося российского ученого-востоковеда Н.Ф. Катанова как источника развития современной национальной культуры и образования. Раскрыт воспитательнообразовательный потенциал фольклорных произведений тюркских народов, записанных в свое время Н.Ф. Катановым.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогический аспект, научно-творческое наследие Н.Ф. Катанова,

ценность фольклора, национальное образование и культура.

В современных условиях возрождения этнокультурного дициях и обычаях, семье и повседневном общении членов

наследия народов многонациональной России возрастает роль семьи, коллективных способах организации жизни народа,

этнопедагогики как научной отрасли об опыте народного вос- получили широкое распространение среди современной педа-

питания, об истории и теории становления педагогической гогической общественности, поддержку организаторов и ра-

мысли народов. Идеи основателя современной российской ботников системы образования. Именно в этнопедагогике

этнопедагогики Г.Н. Волкова о непреходящей ценности этни- содержатся ответы на многие вопросы воспитания и полно-

ческих культур, сохраняющихся и воссоздающихся в произ- ценного развития детей, в ней сосредоточена народная муд-

ведениях устного народного творчества, национальных тра- рость воспитания.

Глубокое знание собственных исторических корней, семейной родословной, культурных традиций народа обеспечивает гармоничное развитие этнического самосознания человека, детерминирует его адекватную этническую идентичность. В контексте сказанного обращение к наследию ученых прошлого, творчеству выдающихся национальных просветителей показывает генезис становления и развития прогрессивной педагогической мысли, многоаспектность и динамику исторической эволюции национальных культур и национальных воспитательных систем. В целях воспитания у молодежи исторической памяти, патриотизма и интернационализма важно изучение творческого наследия выдающихся ученых. Одной из таких личностей, символизирующих преданность, верность науке и своему народу, честное служение родине, является Николай Федорович Катанов (19.05.1862-10.03.1922), востоковед-полиглот, исследователь-путешественник, переводчик, редактор, музеевед, педагог-просветитель.

Целью данной работы является аналитическое обобщение этнопедагогического аспекта научно-творческого наследия Н.Ф. Катанова, использование которого в значительной степени обогащает воспитательно-образовательный процесс общеобразовательных учреждений и профессиональной школы. Несомненно, что это также способствует развитию познавательного интереса коренных российских народов, в том числе, народов Сибири к собственным корням, истории, этнокульту-ре, родным языкам, позволяет увидеть общность и индивидуально-специфическое в едином историческом взаимодействии. Итак, каково научно-творческое наследие ученого и какие этнопедагогические аспекты в нем имеются?

По подсчетам исследователей научно-творческого наследия Н.Ф. Катанова советского периода: Н.Г. Доможакова, С.Н. Иванова, Д.Г. Тумашевой, А.Г. Каримуллина, Г.И. Исхакова, И.Л. Кызласова, И.Ф. Коковой, в общей сложности насчитывается 382 опубликованных работ, в том числе, капитальный труд «Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня», объемом почти 1600 страниц рукописного текста (Казань, 1903). Одну из первых попыток привести в систему научное наследие Н.Ф. Катанова предпринял казанский исследователь А.К. Каримуллин в 50-х гг. XX в. Им был составлен «Хронологический указатель трудов Николая Федоровича Катанова» с примечанием о том, что в него не вошли многочисленные рецензии и аннотации в журнальных изданиях (свыше 200 единиц) [1]. А.К. Каримуллин не давал тематическую классификацию, ограничившись хронологической подборкой трудов ученого из разных источников, включая некоторые газетные статьи Катанова. Тем не менее, для своего времени исследователь дал хорошие ориентиры.

Обратимся к систематизации тюрколога С. Н. Иванова трудов Н.Ф. Катанова по тематическому принципу с сохранением хронологической последовательности. Его классификация была представлена в книге «Николай Федорович Катанов. Очерк жизни и деятельности» в 1962г. (1-ое издание), затем во втором издании (Москва, Наука, 1973). [2]. За основу систематизации им была взята авторская прижизненная классификация списка собственных трудов, выполненная Катановым в процессе подготовки автобиографии к «Критикобиографическому словарю русских писателей и ученых» С.А. Венгерова в 1904 г.

Последняя попытка прояснить состояние библиографии научного наследия Н.Ф. Катанова была сделана современным историком И.Л. Кызласовым в брошюре «Николай Федорович Катанов. Автобиография и библиография» [3]. Несомненна ценность данного издания, в особенности, переиздание автобиографии Н.Ф. Катанова, также исторические пояснения и уточнения терминов в соответствии с современным состоянием науки. Библиографический список трудов Н.Ф. Катанова пополнили также турецкие ученые О.Ф. Серткая и Р. Алимов, обнаружившие в его личной библиотеке Стамбульского университета еще 75 наименований трудов, ранее не известных научным сотрудникам. Они привели всего 256 наименований произведений ученого [4]. Все сказанное служит необходи-

мым основанием для изучения этнопедагогического аспекта научно-творческого наследия ученого.

В совокупном научном и творческом наследии Н.Ф. Ка-танова обозначим его идеи, имеющие педагогический смысл: начальное обучение детей на родном языке, уважение к представителям «инородцев», изучение самобытных культур тюркского мира на научной основе, в образовании национальных представителей использовать лучшие произведения русской литературы, рассматривать русский язык как средство сближения народов России, как «окно» в европейский мир науки, веротерпимость и др. Ученый в течение всей своей жизни убежденно пропагандировал среди трудящихся и националистически настроенной части российской интеллигенции идеи о всеобщем образовании нерусской части населения и подготовки образованных людей (востоковедов, специали-стов-переводчиков, учителей) из числа самих коренных народов, если даже у них отсутствовала собственная письменность (например, сибирских тюрков: современных хакасов, алтайцев, шорцев, тофаларов и др.).

Приводим фрагмент из дневника путешествия по Минусинскому округу Енисейской губернии с 21.1Х. 1889г. по 12.1. 1890 г. «В г. Минусинске существует 2 учебных заведения: трехклассное городское училище и четырехклассная женская прогимназия. И в том и другом заведении учатся дети как русских, так и инородцев, хотя последних очень мало. ...Из инородческих девочек вообще до сих пор ни одна не оканчивала курса. .Из предметов хуже всего усваивается русский язык» [5]. Или из другого «Дневника путешествия по Алтаю» можно получить представление о постановке начального образования в дореволюционной Хакасии и соседних регионах. «В 8 часов утра учитель У-Есинской церковно-приходской инородческой миссионерской школы Семен Андреевич Чис-мочаков сообщил следующие сведения.: 3). Всего учеников в 1889-90г. 27 человек, из которых большая часть инородческие дети. 4). Дети обучаются закону Божию, Русскому и Церковно-Славянскому языкам, Чистописанию, Арифметике и пению. 7). Дети инородцев и русских показывают одинаковые успехи в усвоении наук, преподаваемых в школе, за исключением русского языка, усваиваемого инородческими детьми только к концу третьего года учения. 11). В усвоении грамоты дети инородцев оказываются не менее внимательны, чем русские дети» [Ф.969. оп.1. Д.75.Л.35]. Далее, Катанов указал, что сам был свидетелем того, как ученики самостоятельно исполняли обедню в церкви без регента. Очевидна православно-ориентированная направленность коренных сибирских народов, ни слова нет об обучении и изучении детьми родного языка в царской России.

Ученый зафиксировал национальные традиции и шаманские обряды предков современных хакасов, тувинцев, алтайцев. Несмотря на отдельные различия разных тюркских сибирских племен, Катанов указал на их родственность, проявляющуюся в языках, фольклорных произведениях, материальной и духовной культуре, традиционном обустройстве быта, хозяйствовании. Для современников небезынтересно знать о народных праздниках, посвященных детям: празднование новорожденного, появление первого зуба, празднование первых косичек и т.п. Практически полностью описав обычай празднования рождения ребенка бельтырским племенем, Н.Ф. Катанов передал ценностное отношение к ребенку в народной культуре, своеобразные правила поведения в семье новорожденного, продиктованные не только санитарногигиеническими нормами выживания, но и культом богини Ымай - покровительницы детей у хакасских племен.

Читаем у Н.Ф. Катанова: «После того, как старший произнесет 2 четверостишия благословений, мать или отец собирают на «зубок», поевши пищи и попивши вина. ...Некоторые дают ягненка, бычка или жеребенка. Даримое бывает сообразно состоянию дающего.Когда через три дня опустился пуп, делают тоже пир, говоря: «Мы приносим жертву за пуп». Пока не спадет пуп новорожденного, из юрты не выносят ничего и не дают никому. Если нареченное имя (при рождении) окажется плохим, впоследствии отец и мать дают другое имя.

Мать не дает младенцу имени свекра. Мать не дает младенцу имени, если это имя окажется именем старшего брата отца младенца или именем дедушки по отцу младенца. Если так станут называть другие лица, то мать не одобряет этого.. .Если родится младенец, то лежит он, пока не спадет пуп, на том же месте, где он родился; после того, как спадет пуп, кладут его перед огнем на почетном переднем углу юрты (за-пад)....Отрезав пуп ребенка (на щепке), вырезывают из него треугольник, высушивают его и зашивают совсем кожею. Привязывают его к люльке, иногда кладут в шкатулку. Кто бережет таким образом пуп своего ребенка, тот желает ему добра.» [6, Л. 56]. Очевидно, что описанные обычаи вскармливания и ухода за детьми связаны с вековечными представлениями о ребенке, мировоззренческими ориентациями на связь человека с духами, высшими силами.

Собранные ученым загадки, пословицы и поговорки хранят этнокультурный дух, особенности мировосприятия, специфику и образность речи простых людей. Например, загадки, записанные им во время встречи с хакасской молодежью: «На той стороне парни, а на этой стороне девки (гребень)»; «У желтой моей овцы бедро с дырою (карман)»; «Между девятью тысячами моих овец бегает мохнатый баран (мешалка, которой помешивают поджариваемый ячмень)»; «Князя Тора-дая десять человек подсаживают на коня (надевание шапки двумя руками)» и т.д. [6]. Причем, загадки сочинялись иногда по ходу повествования в контексте ситуации, а отгадывающие должны были проявить сметливость, догадливость, показать сообразительность, умение логически мыслить.

Многочисленные тюркские сказки, легенды, притчи, песни, рассказы, собранные и переведенные Н.Ф. Катановым, частично были опубликованы в сборнике «Образцы народной литературы тюркских племен» В.В. Радлова Ч. IX. (С-Петербург, 1907), снабженном предисловием самого ученого. В каждом народном произведении назидания, моральные сентенции, нравственные установки, верования сибирских тюрков. Так в сказках под №№ 404 - 411 речь идет о душе человека, о боге, Эрлик-хане - подземном боге, духах и т.д. Отметим, что местами в современной Хакасии до сих пор бытуют аналогичные былички, сказки, рассказы - страшилки. В заповедных природных местах, считающихся сакральными для хакасов, присутствуют неписаные правила поведения людей, передающиеся изустно. Так, родовые места поклонения гор, леса или реки не рекомендуется посещать без нужды, нельзя вести себя шумно, разгульно в сакральных местах природы, иначе дух горы или леса («хозяйка») накажет того, кто ведет себя плохо. Трудно сказать, чего тут больше: формирование эколого-этической культуры человека или суеверия. Очевидно, что забвение наказа предков современным человеком приводит к серьезным экологическим проблемам.

Рассмотрим примеры из собрания фольклорных произведений тюрков XIX века, литературно обработанных поэтом-исследователем А.В. Преловским [7]. В данном двухтомном сборнике наиболее полно представлены образцы народного творчества тюркских племен, записанных Н.Ф. Катановым из «первых уст» во время своих лингвистическо-этнографичес-ких экспедиций в Сибирь, на Восток в разные годы с 1889г. до 1909 г. Н.Ф. Катанов обращал внимание на тексты, где наиболее ярко отражались особенности народного языка, его строй и структура, показывающие национальный менталитет, духовный склад и психологию тюрков конца XIX - начала XX вв. Этнопедагогический аспект материалов Катанова ярко выражен в содержании сказок, песен, мифов, «богатырских» сказаний, легенд и рассказов. Например, песня под № 107.

Для родины я - только человек,

А для невестки - лишь ребенок я.

Для рода моего я - человек,

Зато для матери - всегда дитя [7, с. 43]. Самоощущение человека в традиционных культурах обеспечивалось семейнородовым окружением, причем родина и родной дом всегда понимались как идентичные понятия. Идея неразрывности с родиной, народом присутствует даже в лирических песенках (№ 94).

Можно быть довольным или нет,

но ведь у меня народ один

и другого не было и нет! [7, с. 39]. В лирических народных песенках всегда присутствует незримое третье лицо, к которому как бы обращается герой: дух народа или природы. Причем, народ и природа неотделимы друг от друга, также понимались человек и конь, которому посвящено множество лирических строк. Богатырские сказки (эпические) не обходятся без присутствия коня, который является другом, помощником героя и предсказателем событий. Образ коня во многих произведениях выступает едва ли не на первый план, что показывает его значимость для жизни предков хакасов и родственных народов, ведших полукочевой и кочевой образ жизни.

Особенности строя мышления, верований, человеческих отношений отражены в многочисленных песенках о шамане, шаманских камланиях во время общественного обряда жертвоприношения небу, горному духу, духу воды, огня и очага, записанных Н.Ф. Катановым и обработанных литературно А.В. Преловским. В обращениях шамана к духам и богам присутствует забота о народе, его благополучии, перечислены достоинства самого шамана, превознесены достоинства самих духов и мольбы к ним. Однозначное восприятие человека как части природы и соответственно его аллегорические превращения в воображаемых существ - характерная особенность шаманских песнопений тюркских народов. Образ шамана сопровождает многие произведения, в них связь человеческой жизни с добрыми и злыми духами, с именами героев (порой исторических), названиями местностей.

Мировоззренческие ориентиры и убеждения древнего народа отражены в многочисленных сказках, рассказах, эпических сказаниях. Во многих тюркских сказках и рассказах присутствует описание сцен смерти и оживления героя, подвигов главных героев. Существенным отличием этих сказок является народный стиль изложения, где много намеков и иносказаний, волшебных превращений, не всегда побеждают силы добра. В хакасских народных сказках нашли отражение практически все важнейшие аспекты бытия: отношения между родственниками, мужем и женой, воспитание детей, богатырские подвиги и поражения, человеческая глупость и мудрость и т.д. Во многих сказках приведены поговорки или пословицы, передающие главные моральные сентенции. Например, в сказке № 20 «О женщине, попавшей в подземный мир» [7, с. 119-123], главный лейтмотив в том, что женщина способна на все, даже извести чертей на том свете, а мужу не следует менять жену, если даже она плохая. Заканчивается сказка народным наставлением: «Да не бросают люди старого и да не прилепляются к новому». Многие сказки заканчиваются бла-гопожеланиями: «Правую полу вашу пусть топчут дети! Место, где вы спите, да будет теплым! и т.д.». Имеют место и проклятия злых людей: «Если будете есть, то ешьте жир! Если будете кормиться, то кормитесь камнем!» [7, с. 145].

Характерной особенностью хакасских народных сказок, рассказов, былин является присутствие тахпахов - коротеньких песен четверостиший (восьмистиший), сочиняемых героями по ходу действия и исполняемых по очереди, т.е. своеобразный диалог-состязание в остроумии. Тахпахи и сейчас популярны среди сельских жителей Хакасии, организуются конкурсы-состязания с участием детей. Демократичность исполнения тахпаха проявляется в том, что возрастных или каких-то иных социальных ограничений в творчестве нет: оцениваются остроумие, манера исполнения, вокальные данные сочинителя.

В отличие от современного семейного воспитания, где редкостью стало рассказывание сказок, народных былин и быличек, в образовательном процессе национальной школы осуществляется знакомство детей с фольклорными произведениями, народным духовным наследием, присутствует опыт обучения тахпахо-сочинительству (Усть-Чулская школа Ас-кизского района). Несмотря на ограниченность программой уроков внеклассного чтения у младших школьников, «малые» жанры устного народного творчества хакасов используются в

образовательном процессе, хотя и в незначительной степени. Этнопедагогизация образовательного процесса современной школы представляется одним из направлений реализации идей Национального проекта «Наша новая школа».

Обращение к научно-творческому наследию Н.Ф. Ката-нова продиктовано познавательной потребностью педагогов-практиков, молодых исследователей к собственным истокам, желанием самоопределиться и осознать новые тенденции современного образования. Огромный интерес со стороны востоковедов, тюркологов проявлен к наследию Катанова в конце 1990-х годов в связи с открытием архивных источников, освобождение исследовательского сознания от политических догм позволило современным исследователям переосмыслить роль и вклад выдающегося ученого в историю образования.

В материалах Международного научного семинара, состоявшегося в июне 2005г. в Казани и посвященного наследию Н.Ф. Катанова, с новых историко-культурных подходов представлено научно-творческое наследие ученого. Не без оснований утверждается, что «К началу XX века труды Катанова составили золотой фонд мировой тюркологии» [8, с. 74]. Признано, что труды Катанова послужили и служат источниками по татарской диалектологии (И.С. Насипов), языкознанию, истории и культуре хакасов (А.Л. Кошелева, В.Н. Тугу-жекова, В.Е. Майногашева и др.), тюркологической лексико-графике и этнографии тюркских народов. Наши архивные и биобиблиографические исследования с опорой на многочисленные факты убедили рассматривать также педагогическую и этнопедагогическую ценность трудов Катанова.

Педагогический и этнопедагогический потенциал наследия Н.Ф. Катанова следует рассматривать в контексте ключевых направлений современного национального образования. В частности, развитие национальных языков коренных наро-

дов Сибири, России, в том числе, хакасов в самом широком смысле слова; исследование языков, культур народов в связи с новыми историческими, социально-культурными процессами; взаимосвязи научного знания с эмпирическими и религиозными народными представлениями, фольклором и т.д. Этно-педагогическое понимание проблем воспитания детей в семье, роду, обществе предполагает опору на житейский опыт, народную мудрость. Ценностное осмысление с позиции воспитания многих народных произведений, записанных ученым в свое время, ориентирует на принятие ребенка как данного свыше дара, понимание его как продолжателя семейного рода. В народных представлениях ценными являются богатство и красота народного поэтического слова, естественность и открытость человеческого поведения, признание права человека на индивидуальное самовыражение, приоритет культурных семейных, празднично-обрядовых традиций, понимание своего места и роли в жизни народа, невмешательство в гармонию вечного движения природного цикла, понимание природы как духовно-нравственного храма и др.

Собственные педагогические и просветительские идеи Н.Ф. Катанова, наиболее полно отраженные в его концепции возрождения востоковедения в Казани (1905; 1907), нашли практическое воплощение в ходе культурного строительства и создания системы национального образования в СССР. Актуальность идей ученого о народном просвещении и культурном развитии этносов видится в том, что в условиях интеграции отечественного образования с европейской культурой в третьем тысячелетии необходимо сохранить уникальные языки коренных народов России, обогатить национальные культуры историко-педагогическими сведениями, что существенно способствует развитию этнического самосознания наших народов.

Библиографический список

1. Каримуллин, А.К. Хронологический указатель трудов Николая Федоровича Катанова // Н.Ф. Катанов. Материалы и сообщения / Сост. Н.Г. Доможаков.- Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958.

2. Иванов, С.Н. Николай Федорович Катанов. Очерк жизни и деятельности. - М.: Наука, 1973.

3. Николай Федорович Катанов. Автобиография и библиография: Труды Хакасской археологической экспедиции / Сост. И.Л. Кызласов. -М.-Абакан, 2001.

4. Серткая, О.Ф. Общий взгляд на работы турецких исследователей, посвященных жизни и деятельности Н.Ф. Катанова // Наследие

Н.Ф. Катанова: история и культура тюркских народов Евразии: Доклады и сообщения международного научного семинара, 30 июня-1 июля 2005 г. - Казань: Алма Лит, 2006.

5. Н.Ф. Катанов - ординарный профессор сравнительного языкознания Казанского университета НА РТ: Дневник путешествия по Мину-

синскому округу Енисейской губернии с 21.09.1889 г. по 12.01.1890 г. - Ф. 969. Оп.1. Д. 8. Л. 333.

6. Дневник путешествия по Алтаю. - Ф.969. Оп.1. Д.75. Л.112.

7. Фольклор саянских тюрков XIX века // Соб. соч. Н.Ф. Катанов: в 2 т. / Сост., переводы, стихотв. перелож., лит. обраб., заключит. статья

и коммент. А.В. Преловского. - М.: Новый ключ, 2003. - Т. 2.

8. Михайлова, С.М. Н.Ф. Катанов и социокультурная среда Казани / С.М. Михайлова, О.Н. Коршунова // Наследие Н.Ф. Катанова. История и культура тюркских народов Евразии: Доклады и сообщения международного научного семинара, 30 июня-1 июля 2005 г. - Казань: Алма Лит, 2006.

Bibliography

1. Karimullin, A.K. The chronological indices of N.F. Katanov’s works // N.F. Katanov. Materials and Reports / Comp. N.G. Domozhakov. - Abakan: Khakasskiy Publishing House, 1958.

2. Ivanov, S.N. Nickolai Fyodorovich Katanov. An Essay on his Life and Activities. - M.: Nauka, 1973.

3. Katanov, N.F. The autobiography and bibliography. - 2nd edition, add. The Khakass Archaeological Expeditions’ Works / Comp. I.L. Kyzlasov. —

M.-Abakan, 2001.

4. Sertkaya, O.F. General View of the Turkic Researchers’ Works devoted to N.F. Katanov’s Life and Activities // N.F. Katanov’s Inheritance: the History and Culture of Eurasian Turcs: Reports and Communiques of the International Scientific Seminar, June, 30 - July, 1, 2005. - Kazan: Alma-Lit Publishing House.

5. N.F. Katanov - an Ordinary Professor of the Comparative Linguistics of the Kazan University NA TR: A Diary of the Travel round the Minu-

sinsk region of the Yenissey province from 21.09.1889 till 12.01.1890. — Ф. 969. Оп. 1. Д. 8. Л. 333.

6. A Diary ofthe Travel round the Altai region. — F. 969. In.1. F. 75. P. 112.

7. The Sayan Turk’s Folklore of the XX сent. From N.F. Katanov’s works. In 2 Books. / Comp., interpr., comment. & summary by A.V. Prelovskiy.

- M.: Noviy Klyuch, — 2003. - Vol. 2.

8. Michailova, S.M. N.F. Katanov and the social - cultural environment in Kazan / S.M. Michailova, A.K. Korshunova // N.F. Katanov’s Inheritance: the History and Culture of Eurasian Turcs: Reports and Communiques of the International Scientific Seminar, June, 30 - July, 1, 2005. - Kazan:

Alma-Lit Publishing House.

Статья поступила в редакцию 15.03.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.